Статья 5. Обязанности клиента

Работа с клиентами предполагает круг действий, направленных на формирование у клиента положительных впечатлений от компании и её услуг или товаров. Работа с клиентами ведёт к конечной цели – привлечению прибыли в компанию. Именно поэтому важно своевременное регламентирование обязанностей и ответственности менеджера по работе с клиентами.

Что представляет собой специальность менеджер по работе с клиентами?

Название специальности «менеджер по работе с клиентами» говорит само за себя. Специалист, в должностные обязанности которого входит контакт с клиентом, а соответственно и его поиск, привлечение в компанию, полное сопровождение в ходе контакта – это и есть менеджер по работе с клиентами.

От его работы зависит прибыль компании и её имидж.

Ваш работник хочет уволиться и вы не против, тогда статья Увольнение по соглашению сторон: основные преимущества и пакет необходимых документов поможет вам сделать это быстро и легко.

Статья 5. Обязанности клиентаЦикл работы менеджера с клиентам.

Должностные обязанности и права менеджера

Функционал менеджера по работе с клиентами довольно широк и зависит от профессиональной направленности компании, в которой он работает, организационной структуры предприятия и иных факторов. Обобщённо обязанности и права клиентского менеджера можно сформулировать следующим образом:

  1. Менеджер по работе с клиентами осуществляет поиск клиентов посредством использования разных каналов. Анализирует рынок предоставляемых компанией услуг, выявляет целевую аудиторию компании и каждого конкретного продукта или услуги. Производит мониторинг конкурентов.
  2. Специалист привлекает потенциальных клиентов в свою компанию, формирует интерес к ней. Это осуществляется с помощью звонков, встреч, рекламных кампаний, презентаций и иных действий, ведущих к конечной цели.
  3. Обрабатывает входящий трафик интереса к организации. Выясняет потребности клиентов со сформированным интересом к компании. Изучает причины обращения именно в его компанию.
  4. Менеджер по работе с клиентами совершает сделку. Продаёт товар или услугу, следит за получением клиентом товара или услуги в полном объёме и оговоренные сроки. Оформляет необходимые документы.
  5. Менеджер по работе с клиентами формирует положительный имидж компании в глазах клиентов. Совершает все необходимые действия, чтобы клиент в следующий раз приобрёл товар или услугу снова у него и его компании.
  6. Менеджер вправе использовать ресурсы предприятия для достижения профессиональных целей. Для качественной работы специалист должен иметь навыки, знать теорию продаж, разбираться в продуктах и услугах, предлагаемых компанией, быть конкурентоспособным в сравнении со специалистами данного уровня других компаний. В свете этого специалист вправе рассчитывать на периодическое обучение за счёт работодателя.

Необходимо устроиться на работу, но не знаете, какие именно документы вам нужны… здесь вы найдете всю информацию.

В зависимости от специализации организации, на которую трудится менеджер по продажам, функции могут быть шире или ограниченнее.

Максимальные требования к спектру выполняемых специалистом работ прописаны в его должностной инструкции.

Должностную инструкцию менеджера по работе с клиентами можно скачать тут.

Что такое должностная инструкция менеджера по работе с клиентами и для чего нужен такой документ?

Должностная инструкция представляет собой свод обязанностей и полномочий сотрудника в подробном их описании. В ней по пунктам расписано каждое действие менеджера, которое он должен совершать, права, которыми он может пользоваться и ответственность за нарушение указанных пунктов.

Обязанность выполнения должностной инструкции прописывается в трудовом договоре.

Статья 5. Обязанности клиентаКакие бывают клиенты и как с ними установить контакт?

Права сотрудника, характерные для данной должности, сводятся к возможности обучения, способах и возможностях получения информации, коммуникациям с подразделениями компании.

Инструкция по работе необходима для понимания менеджером своего функционала, полномочий и ответственности. В инструкции отражён пошагово весь принцип работы менеджера.

Вам нужна материальная помощь, но вы не знаете как написать заявление для ее получения – прочтите статью Как составить заявление на материальную помощь: 3 главных правила и вы ее точно получите.

Также инструкция нужна для чёткого определения выполнения или не выполнения менеджером своих функций.

Опираясь на должностную инструкцию, руководитель менеджера видит соответствие работника занимаемой должности.

Кто и когда составляет должностную инструкцию?

Разработкой должностной инструкции менеджера по работе с клиентами, в зависимости от структуры организации, могут заниматься отдел кадров предприятия, юридический отдел, руководитель отдела клиентского сервиса. Тонкости профессии, требуемые деловые качества, обязанности и необходимые права знает и понимает в большей степени руководитель данного отдела.

В силу этого составленная иными отделами инструкция в обязательном порядке должна с ним согласовываться.

Утвердить должностную инструкцию должен руководитель предприятия или директор организации, основываясь на целях, которые стоят перед его сотрудниками, принципах и возможностях компании.

Нужно получить трудовую книжку, но у вас нет возможности ее забрать лично – прочтите эту статью и напишите доверенность на получение книжки.

Основные разделы и требования к оформлению инструкции

Выглядит должностная инструкция стандартно и включает в себя пять общих разделов:

  1. Общие положения. В первом пункте указываются все общие вопросы, имеющие отношение к должности: назначение данного документа, порядок назначения на должность, подчинённость штатной единицы, квалификационные требования, обязательные к изучению и исполнению документы и другие.
  2. Должностные обязанности. Здесь пошагово описывается, что должен делать менеджер: предполагает ли его должность поиск клиентов, звонки клиентам, встречи, поездки в командировку. Составление документации, презентация товара, обзор тестирований продукта и иные, предусмотренные спецификой организации, действия.
  3. Права. Отражается список действий, которые может предпринимать сотрудник для успешного выполнения поставленных целей. Клиент-менеджер вправе рассчитывать на профессиональное обучение, может принимать решения в рамках своей компетенции, вносить предложения по повышению качества клиентского сервиса и другие.
  4. Служебные связи. В разделе описываются взаимоотношения менеджера с подразделениями и отделами компании, которые нацелены на получение лучшего результата. Описывается способ коммуникаций, сроки ответов на запросы, время подачи заявок и иные необходимые аспекты взаимодействия.
  5. Ответственность. Прописываются виды ответственности за неисполнение должностной инструкции со ссылками на законодательство.

Именно эти разделы являются необходимым остовом инструкции. Опираясь на них, менеджер понимает, чего ждёт от него работодатель, а руководитель оценивает его работу.

Статья 5. Обязанности клиентаСтратегии продаж.

Оформляется должностная инструкция на фирменном бланке компании с реквизитами. Указываются название организации, присвоенный номер, дата и город подписания. Обязательно отражается название документа – «Должностная инструкция».

Нужно сократить численность сотрудников? Всю информацию о том, как это сделать, вы найдете здесь.

Документ утверждается подписью руководителя организации и, после ознакомления, подписывается сотрудником. В случае внесения изменений, необходимо повторное ознакомление и подпись работника.

Нюансы составления должностной инструкции в сфере услуг и продаж

Менеджер по работе с клиентами – это тот сотрудник, который передаёт образ компании. Поэтому в должностной инструкции важно уточнить, каким образом менеджер должен представляться при звонке, как ему стоит одеваться, какие инструменты работник может использовать для решения конфликтных ситуаций.

Менеджер по работе с клиентами в сфере услуг будет успешным и эффективным, в случае обращения клиента к нему и его компании повторно. То есть, задача менеджера состоит не столько в поиске клиента, сколько в формировании у клиента потребности в услугах конкретной компании.

Помимо коммуникативных навыков, менеджер должен знать азы рекламы и уметь правильно разработать программу лояльности клиентов. Данные нюансы также находят отражение в части обязанностей и прав в должностной инструкции менеджера по работе с клиентами.

Вы столкнулись с формой Р14001, а как ее заполнить не знаете? Статья Порядок и рекомендации по заполнению формы Р14001: 3 основных принципа поможет вам с этим разобраться.

Качественная и подробная должностная инструкция – залог успешных профессиональных отношений работодателя и сотрудника.

Хотите узнать более подробно о профессии менеджера по работе с клиентами, тогда посмотрите это видео:

Не забудьте добавить «FBM.ru» в источники новостей

Статья 5. Обязанности клиента

Статья 5. Обязанности клиента

Статья 5. Обязанности клиента

Что делает менеджер по работе с клиентами

Какими компетенциями должен обладать хороший менеджер по работе с клиентами? Этот вопрос интересует HR, руководителей отделов по работе с клиентами, менеджмент компании и многих других. 

В современных компаниях такого сотрудника предпочитают называть «account manager» или клиент-менеджер, поскольку именно такое наименование используется в большинстве стран мира. Его основная обязанность — общение с клиентами и представление им услуг компании.

Наши продукты помогают вашему бизнесу оптимизировать расходы на маркетинг

Узнать подробнее

Роль таких специалистов особенно важна в B2B-сегменте. Хороший клиент-менеджер способен годами держать крупного и платёжеспособного клиента в орбите компании, тем самым генерируя большой объем выручки. Здесь работает правило Парето: 80% прибыли приносят 20% клиентов. Наоборот, плохой менеджер может крупного клиента потерять, а репутацию компании испортить.

  • Хотя специфика работы с клиентами в разных сферах бизнеса сильно различается, но в целом закономерность работает для любого бизнеса.
  • Так чем же хороший аккаунт-менеджер отличается от плохого?
  • Статья 5. Обязанности клиента

Чем занимается менеджер по работе с клиентами

Менеджер по работе с клиентами занимает место в цепочке после продажи и фокусируется на развитии отношений. Перед ним стоят две основные задачи:

  • Укреплять отношения с клиентами;
  • Расширять спектр взаимодействия и предлагать новые возможности.

Менеджер достигает этих целей, изучая запросы и специфику деятельности своих клиентов, помогая им закрывать потребности и достигать результата.

В отличие от традиционной роли сейлза, которая носит краткосрочный характер и ориентирована на привлечение клиентов, менеджер по работе с клиентами действует в качестве долгосрочного представителя компании. Он становится надёжным консультантом для клиента.

Другими словами, продажи являются операционной деятельностью, а работа с клиентами больше про выстраивание длительных отношений.

Понимая потребности своих клиентов, менеджер помогает ответить на их вопросы, решить их проблемы. В идеальном случае он предлагает индивидуальные решения в виде продуктов или услуг. Главная задача —  построить долгосрочное стратегическое партнёрство с клиентом, которое выходит за рамки продаж.

Читайте также:  Статья 56. Ответственность Банка России за соблюдение коммерческой тайны

В числе прочих задач менеджер по работе с клиентами отвечает за:

  • Развитие каждого конкретного делового партнёрства через апселл и перекрестные продажи;
  • Управление отношениями между клиентом, отделом продаж и клиентской поддержкой;
  • Сохранение долгосрочного бизнес-партнёрства, постоянное продление контрактов благодаря обеспечению удовлетворённости клиентов.

В целом, обязанности менеджера по работе с клиентами состоят в том, чтобы последние были довольны.

Качества хорошего менеджера по работе с клиентами

Знания и опыт

Хороший менеджер по работе с клиентами должен разбираться во всех тонкостях дела, которым он занимается. Он знаком с целями и задачами компании и воплощает их в жизнь.

Недопустима для организации ситуация, когда менеджер оказывается менее осведомлён о деятельности компании, чем её клиент. Качество подготовки сотрудников напрямую указывает на качество оказываемых компанией услуг.

Однако профессионализм при работе с клиентами редко возникает сам собой. Для того, чтобы по-настоящему стать профессионалом, аккаунт менеджеру нужно разбираться в том, что происходит в индустрии и вокруг неё:

  • Технологии;
  • Управленческие подходы;
  • Маркетинг;
  • Профессиональный язык, на котором говорят специалисты;
  • И многое другое.

Всё это требует хорошего понимания и включённости, большого опыта работы.

Ценности компании

Хороший менеджер по работе с клиентами понимает цели и приоритеты компании. Профессиональная этика бизнеса и основные ценности компании близки такому сотруднику.

Кроме того, менеджер по работе с клиентами знает отрасль, продукт, а также конкурентов и их методы работы с клиентами. 

Такие знания необходимы аккаунт менеджеру для того, чтобы его компания хорошо выглядела на фоне конкурентов, демонстрируя клиентам свою уникальность и качество.

Внимание к каждому кейсу и организованность

Аккаунт менеджер должен быть компетентным не только в том, чем он занимается, и разбираться в деятельности своей компании. Очень важна постоянная включённость менеджера в работу и внимание к деталям.

Хороший менеджер по работе с клиентами должен глубоко знать свой функционал и разбираться в том, что делают его коллеги. Ведь именно он контролирует выполнение пожеланий клиента и своевременное оказание ему услуг.

Аккаунт менеджеру необходимо вести тщательный ежедневный учет всех  задач по клиентскому обслуживанию. Причём он должен не стесняться предлагать клиентам те услуги и решения, которые им необходимы, даже если клиент упускает их из виду.

Особенно важно это для аккаунт менеджеров в B2B-сегменте, поскольку здесь чеки намного выше, как и важность каждого клиента для компании. Исходя из этого, менеджер по работе с клиентами собирает всю информацию по каждой компании с которой он работает: 

  • Долгосрочные цели и планы;
  • Текущие задачи;
  • Руководство;
  • Маркетинговая стратегия;
  • Финансовые показатели.

Искусство коммуникации 

Важность коммуникативных навыков для работы аккаунт менеджера сложно переоценить.

Какими бы знаниями и профессиональными навыками не обладал менеджер по работе с клиентами, они не дадут нужного результата, если он не умеет общаться с людьми.

Действительно, работа с клиентами — это в первую очередь общение с ними. Далеко не всегда компания имеет возможность или желание быстро решить стоящую перед клиентом задачу. Например, банк не может вернуть украденные с карты средства или произвести международный денежный перевод за одну секунду.

Но менеджер может построить разговор с недовольным клиентом таким образом, чтобы тот не писал жалобы и не распространял о банке негативные отзывы, а может быть, даже похвалил банк за подбор таких коммуникабельных и отзывчивых сотрудников.

Как правильно общаться с клиентом

Именно умение выстраивать эффективную коммуникацию критически важно для эффективной презентации компании и продукта. Это касается как общения с большой аудиторией, так и частных бесед, телефонных переговоров и письменной коммуникации. 

Хороший менеджер по работе с клиентами делает продукты компании ещё лучше с помощью своего умения общаться. При этом, настоящий профессионал умеет одновременно добиваться результата, не будучи навязчивым.

Если же мы говорим о B2B сегменте, то здесь для многих клиентов умение общаться является вообще главным. Ведь некоторые клиенты могут слабо разбираться в оказываемых им услугах и их качестве, а вот оценить общительность и доброжелательность менеджера по работе с клиентам сможет любой.

Впрочем, вежливость и умение улыбаться, не должны быть игрой в одни ворота. Часто клиенту необходимо услышать неудобную правду, и аккаунт менеджер должен предупредить о возможных рисках, будь то финансы или логистика. Те менеджеры по работе с клиентами, которые умеют выводить своих визави из зоны комфорта — настоящие профессионалы.

Умение вызывать доверие — важный показатель в работе с клиентами.

Если у потребителей есть доверие к менеджеру, то они скорее всего будут доверять и компании в целом. Клиент хочет видеть перед собой человека, на которого можно положиться, чтобы частично делегировать ему принятие решений в незнакомой области.

На самом деле большинство клиентов имеют весьма скудное представление о той сфере, в которой они работают. Поэтому для них очень важно найти менеджера, которому они доверяют, а для компании — подобрать и обучить именно такого специалиста.

Хороший менеджер достаточно откровенен с клиентами, готов дать критическую оценку тому или иному решению. В будущем они, скорее всего, выберут именно ту компанию, сотрудникам которой они доверяют, даже если стоимость её услуг будет выше, чем у конкурентов.

Важно наладить доверительное общение с клиентами на личном уровне. Создание атмосферы доверия повысит их лояльность.

Преуспевающие менеджеры по работе с клиентами не просто заинтересованы, а вдохновлены своим делом, людьми и атмосферой в компании. Если сотрудники действительно получают удовольствие от процесса и верят в то, что их действия имеют смысл, то эти убеждения и положительные эмоции влияют на результаты.

Типы аккаунт менеджеров 

На практике по манере общения и работы с клиентами можно выделить несколько самых распространённых типажей аккаунт-менеджеров. 

Равнодушные

Этот тип очень не любят клиенты и HR должны активно работать, чтобы у них было как можно меньше таких сотрудников.

Как правило, они малоактивны, выполняют для клиента только стандартные задачи, а в случае трудностей или неудач ссылаются на обстоятельства или на коллег. Также во избежание санкций руководства за нарушение регламента делают всё только по инструкции.

Угодливые

Они всегда руководствуются потребностями и пожеланиями клиента, никогда не идут на конфликт, стараются выполнить все задачи и инструкции, которые перед ними ставят клиент и руководство.

В результате сами же менеджеры ставят перед собой сложные и подчас нереализуемые задачи, часто скрывают от клиента важную информацию, которая мешает им выполнить поставленную задачу. Такой стиль работы не рекомендуется использовать, особенно в тех сферах бизнеса, где много рисков.

Дружественные менеджеры

Стараются дружить с клиентом, быть достаточно откровенными с ним, реагировать на все его запросы и пожелания, но и указывать на ошибки. Когда это уместно, такой менеджер даст собственную рекомендацию, при этом он активно общается с клиентом

Сверхкомпетентные менеджеры

Это, как правило, сотрудники с опытом. либо выпускники хороших профильных ВУЗов. Они имеют определённые знания, но вместо того, чтобы непосредственно их использовать для выполнения задач клиента, они тратят много времени на то, чтобы показать свою собственную уникальность.

Важность менеджера по работе с клиентами

Сегодня долгосрочный успех бизнеса зависит от создания положительного клиентского опыта и качественного удержания клиентов. Потому что работать с постоянными клиентами более прибыльно, чем постоянно привлекать новых. Менеджер по работе с клиентами, обязанности которого требуют опыта и внимания, – это ключевое звено в продажах. 

Постоянные клиенты, как правило, со временем покупают у компании больше и рекомендуют вас окружению, снижая ваши операционные расходы, такие как поиск и привлечение потенциальных клиентов.

Для компаний, стремящихся улучшить показатель удержания, крайне важно создать эффективную команду по работе с клиентами.

После того, как отдел продаж приводит клиента, аккаунт менеджеры становятся основной точкой контакта для него. Они необходимы для разрешения конфликтов с клиентом, налаживания его связей с отделом продаж и поддержкой, а также для выявления целей и проблем клиента. Это позволяет наилучшим образом удовлетворить его потребности.

Узнать подробнее

Образец должностной инструкции менеджера по работе с клиентами в 2021 году

Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами применяется для описания его основных должностных параметров, таких как функции, права и ответственность. Документ является юридически значимым, входит в состав типовой трудовой документации, следовательно, требует от составителей внимательного отношения к его содержанию и оформлению.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции менеджера по работе с клиентами .doc

Образец должностной инструкции менеджера по работе с клиентами

  1. Менеджер по работе с клиентами нанимается на свою позицию и увольняется с неё соответствующим указанием директора фирмы.
  2. Менеджер по работе с клиентами подчиняется руководителю коммерческой службы.

  3. Кандидат, претендующий на эту должность, должен удовлетворять следующим стандартам:
    • высшее образование;
    • опыт работы в сфере клиентских отношений от 1 года.
  4. Во время отсутствия сотрудника его функции в фирме исполняет другой специалист коммерческого отдела.

  5. Менеджер по работе с клиентами обладает навыками и знаниями в:
    • законах и нормах, регулирующих взаимоотношения с клиентами;
    • принципах общения с клиентами по установлению долгосрочных взаимовыгодных отношений;
    • нормах урегулирования споров и конфликтных ситуаций;
    • номенклатуре товаров, реализуемых фирмой-работодателем, в том числе в области особенностей и отличий марок и сортов;
    • критериях, применяющихся для оценки качества результатов в его сфере деятельности;
    • принципах ведения коммерческого документооборота;
    • основных правилах и тенденциях маркетинга и рекламы;
    • основах психологии, в том числе в сфере межличностного взаимодействия;
    • нормах взаимодействия с другими менеджерами и коллегами по фирме;
    • положении поставщиков, покупателей и конкурентов на соответствующем рынке;
    • основных рыночных трендах в области своей деятельности как в стране, таки и за рубежом;
    • базовых приемах личных продаж;
    • основах работы с необходимыми программами, а также с офисным оборудованием;
    • правилах оформления коммерческих соглашений.
  6. Менеджер по работе с клиентами руководствуется:
    • актуальными нормами и законами;
    • профильной документацией фирмы;
    • положениями этой инструкции.
Читайте также:  Статья 3. Получение письменных сообщений

Менеджер по работе с клиентами отвечает за следующий круг вопросов:

  1. Помощь клиентам в решении проблемных ситуаций, возникших в процессе взаимодействия с фирмой.
  2. Поиск возможных новых покупателей для фирмы.
  3. Предоставление клиентам данных по товарам, реализуемым фирмой.
  4. Информирование клиентов по промо-акциям и другим маркетинговым мероприятиям.
  5. Мониторинг наличия соответствующих товаров и их образцов.
  6. Информирование руководства коммерческого отдела по настроениям и предпочтениям потребителей.
  7. Взаимодействие с другими сотрудниками фирмы по решению проблем, обозначенных клиентами.
  8. Заполнение соответствующих коммерческих документов.
  9. Участие во встречах и переговорах с покупателями.
  10. Участие в написании обзоров и аналитических докладов, подготавливаемых коммерческим отделом.
  11. Отслеживание ситуации по ценам, скидкам и ассортименту у основных конкурентов.
  12. Внесение соответствующей информации в базы данных фирмы.
  13. Помощь другим менеджерам в исполнении их обязанностей.
  14. Участие в корпоративных мероприятиях и акциях.

3. Ответственность

Менеджера можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:

  1. За совершенные в процессе работ правонарушения, — в соответствии со статьями актуального раздела законодательства.
  2. За ненадлежащее выполнение рабочих функций, — в пределах границ, определенных в трудовом законодательстве и документах фирмы.
  3. За ущерб, причиненный фирме из-за ненадлежащих действий, — в тех пределах, которые оговорены в действующем законодательстве.

4. Права

На работе сотрудник наделяется следующим комплексом прав:

  1. Получать от коллег ту информацию, которая необходима для успешного ведения своей деятельности.
  2. Распоряжаться средствами, выделенными фирмой на представительские расходы.
  3. Получать компенсацию от фирмы за мобильную связь и транспорт в пределах, оговоренных в соответствующей внутренней документации.
  4. Вносить руководству фирмы предложения, направленные на оптимизацию ситуации на своем участке работы.
  5. Требовать от руководства коммерческого отдела создания оптимальных условий для выполнения предписанных рабочих обязанностей.
  6. Иметь доступ к критериям оценки результатов своей деятельности.
  7. Проходить учебные тренинги и участвовать в профильных мероприятиях за счет фирмы, в пределах, оговоренных в соответствующих документах работодателя.

Необходимость должностной инструкции

Востребованность этого документа для позиции менеджера по работе с клиентами определяется тем, что в различных компаниях этот специалист может выполнять разные функции. Так, в зависимости от сферы деятельности фирмы и конкретного отдела, где трудится специалист этого профиля, он может заниматься следующим:

  • продажа товаров и услуг (фактически — менеджер по продажам);
  • работа с претензиями клиентов (разрешение конфликтных ситуаций);
  • постпродажное обслуживание;
  • консультирование клиентов.

Во многих фирмах часть этих функций совмещается. Соответственно, у работника и работодателя может возникнуть путаница по его обязанностям. Для решения данной проблемы и применяется должностная инструкция, использующаяся как приложение к трудовому договору.

Менеджер, руководствуясь положениями инструкции, может спокойно сосредоточиться на выполнении предписанных функций. Его руководитель, тоже опираясь на должностную инструкцию, ожидает от подчиненного выполнения соответствующих рабочих обязанностей. Для обеих сторон этот документ позволяет выстроить эффективные деловые отношения и предотвратить возможные трудовые конфликты.

Важно! Хотя в трудовом договоре и используется понятие «трудовая функция», которая регулируется ст. 57 ТК, но часто требуется более широкое разъяснение обязанностей работника. Для этой цели и используют должностную инструкцию, которая, следовательно, является правовым документом, требующим соответствующего отношения к своему составлению и оформлению.

Основы написания документа

В действующем законодательстве нет указаний по составлению должностной инструкции, что открывает большой простор для работодателей по адаптации документа для своих нужд. Но на практике многие компании предпочитают переделывать для себя стандартные инструкции, а не составлять новые с чистого листа. Стандартная инструкция включает следующие части:

  • Общая часть.
  • Функции.
  • Права.
  • Ответственность.

К этим разделам, описывающим основные параметры деятельности специалиста, работодатели, особенно крупные, могут добавить ещё несколько дополнительных частей. В них могут оговариваться условия работы, должностные связи или критерии, которые применяют для оценки качества достигнутых сотрудником результатов.

Общий раздел

Базовая часть, в которой оговариваются основные аспекты деятельности сотрудника: кому он подотчётен, кто его нанимает и другие моменты. Особую роль тут играет список знаний и навыков, требуемых от сотрудника, которые могут сильно варьироваться в различных компаниях.

Важно! Навыки из этой части должны соответствовать должностным функциям, обозначенным в следующем разделе. Так, если в обязанности сотрудника входит общение с иностранными клиентами, то в навыках логично прописать знание соответствующего иностранного языка.

Функции

Эта часть отведена под перечисление рабочих обязанностей сотрудника. Данный перечень может быть очень разнообразным и сильно зависит от политики работодателя, а также от его размеров, отраслевой принадлежности и других факторов.

Важно! Для менеджеров по работе с клиентами можно применять типовую инструкцию, если они выполняют взаимозаменяемую работу. Если же каждый менеджер ответствен за специфичный участок работы — крупных клиентов или лиц из определенного региона — то лучше составить документ, отражающий их индивидуальные различия.

Ответственность

В этой части дается небольшой перечень оснований для привлечения к ответственности сотрудника. На практике серьезная ответственность определяется в ходе трудовых и юридических разбирательств, что делает ненужным включение в раздел конкретных мер наказания.

Права

В этой части дан список основных прав менеджера. Специфика работы или политика работодателя могут повлечь расширение списка. Так, сюда могут быть включены права сотрудника на компенсацию транспортных расходов или на оплату работодателем мобильной связи.

После того как текст документа составлен, он должен быть согласован с профильными специалистами — юристом, сотрудником кадрового отдела — и непосредственным руководителем сотрудника. Только после этого документ отправляется к руководителю фирмы.

Далее документ распечатывают с соблюдением всех официальных атрибутов: даты, расшифровки подписей и пр.

Должностная инструкция вступает в силу после проставления подписей всеми сторонами: директором фирмы, менеджером и другими сотрудниками, которые участвовали в процессе её согласования.

Скачать документбесплатно

Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Часто банки присылают клиентам запросы с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Но естественно, у многих формулировки банка вызывают, скорее, вопросы, чем конкретные ответы. Ведь, естественно, в подавляющем большинстве случаев речь не идет о терроризме.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

  • Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.
  • Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:
  • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
  • создание видимости законности получения доходов;
  • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

В законе от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не указан конкретный перечень предоставляемой информации.

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб.

, то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Читайте также:  Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Как работает принцип «знай своего клиента»?

Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т. д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента».

За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности.

Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д.

К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка;
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

  • денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
  • покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
  • покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

Многие бенефициары хотят остаться «инкогнито».

Но с 2017 года ужесточены требования к бенефициарам и теперь необходимы:

  • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

Существует ряд указаний ЦБ РФ 18-МР, 19-МР, 5-МР, в которых обозначены наиболее рискованные операции. К таким операциям относятся:

  • фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

Также банк проверяет следующие признаки:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
  • с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
  • поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
  • денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.

К рискам будут относиться также операции:

  • регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
  • снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
  • у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.

Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

3.3. Права и обязанности клиента

Обязанности
клиента можно условно разделить на две
группы: к первой отнести
организационно-формальные, а ко второй
— имущественные.

Обязанности
по первой группе можно свести к выполнению
формальных аспектов: по соблюдению
банковских правил, по удостоверению
права лиц, осуществляющих распоряжение
счетом, по оформлению документов и
соблюдению сроков их подачи. Невыполнение
этой группы обязанностей клиента, в
основном, как правило, влечет невыполнение
поручений и распоряжений клиента из-за
нарушения им соответствующих обязанностей.

Непредставление
клиентом в банк документов, удостоверяющих
права лиц, осуществляющих от его имени
распоряжение денежными средствами,
находящимся на счете, служит основанием
для отказа клиенту в иске о применении
к банку ответственности.

В
судебной практике крайне редки случаи
предъявления банками исков к клиентам
по основанию, связанному с нарушением
обязательств той группы, к которой
относятся организационно-формальные
обязанности.

Вторая
группа обязанностей клиента связана с
кредитованием счета (ст. 850 ГК РФ) и
оплатой расходов банка на совершение
операций по счету, которые можно назвать
имущественными, ибо от клиента требуется
уплата определенных сумм (хотя возможен
и зачет), а у банка появляется денежное
требование.

Что касается оплаты расходов
банка на совершение операций по счету,
то здесь законодатель устанавливает
презумпцию бесплатности услуг банка.
Так, в пункте 1 ст. 851 ГК РФ указывается,
что в случаях, предусмотренных договором
банковского счета, клиент оплачивает
услуги банка по совершению операций с
денежными средствами, находящимися на
счете.

Иными словами эта форма является факультативной, то есть при молчании
договора относительно такой платы
последняя не взимается. Если стороны в
договоре банковского счета не предусмотрели
порядок взимания указанной платы, банк
может удерживать ее из денежных средств
клиента, находящихся на счете по истечении
каждого квартала (п.2 ст. 851 ГК РФ).

По сути
здесь наблюдается безакцептное списание
денежных средств со счета клиента.

Оплата
услуг банка, называемая иногда комиссией
банка, вернее ее размер, обычно указывается
в каких-либо унифицированных правилах
банка, которые действуют в отношении
всех клиентов, имеющих одинаковый по
виду банковский счет. На практике в
договоре банковского счета банк
оговаривает за собой право на одностороннее
изменение размера комиссии с уведомлением
впоследствии об этом владельца счета.

Что
касается прав клиента, то они сводятся
к следующим:


клиент вправе расторгнуть договор в
любой момент ( п.1 ст. 859 ГК РФ);


клиент вправе требовать от банка
возмещения убытков при разглашении
последним банковской тайны (ст. 857 ГК
РФ);


клиент вправе требовать от банка в
случаях, предусмотренных ст. 856 ГК РФ,
выполнения им своих обязанностей и
уплаты процентов по правилам ст. 395 ГК
РФ.

Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
договор банковского счета предусматривает
полноценную систему прав и обязанностей
как банка, так и клиента.

Ссылка на основную публикацию