Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 декабря 1997 года

Для использования в практической деятельности по реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» направляем:

Комментарий к Закону, подготовленный заместителем Председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Себенцовым А.Е. ;

——————————-

Не приводятся.

Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций, подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений;

Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений на основе поступивших запросов органов юстиции.

Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции разработаны и будут направлены после их государственной регистрации.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (о порядке регистрации представительств иностранных религиозных организаций и о проведении государственной религиоведческой экспертизы) после их принятия будут официально опубликованы.

———————————

Не приводится.

Одновременно напоминаем о необходимости представления в Департамент по делам общественных и религиозных объединений к 20 января 1998 года сведений о государственной регистрации религиозных организаций за 1997 год согласно ранее направленной форме.

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
  • В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу с 1 октября 1997 года, наделил органы юстиции, зарегистрировавшие религиозную организацию (далее именуются — регистрирующие органы), правом контроля за соблюдением ими уставов относительно целей и порядка их деятельности.

Поскольку принятый Федеральный закон не содержит конкретных указаний на формы и методы осуществления регистрирующими органами контрольных функций в отношении религиозных организаций, то в правоприменительной практике следует руководствоваться не только положениями данного Закона, но и соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О некоммерческих организациях» и иными актами действующего законодательства Российской Федерации.

Задачи и предмет контроля

  1. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется в целях обеспечения неукоснительного соблюдения ими Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, предупреждения и пресечения противоправных проявлений в деятельности религиозных организаций.
  2. Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» контроль за деятельностью религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться по двум направлениям:
  3. контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно целей ее деятельности;
  4. контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности.
  5. При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности регистрирующим органам следует обращать особое внимание на: соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;
  6. соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия;
  7. своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
  8. своевременное представление религиозной организацией ежегодной информации о продолжении ее деятельности в установленном Законом объеме.
  • Нарушение установленного порядка деятельности и управления религиозной организации является основанием для признания принятых с нарушением устава решений религиозной организации неправомочными и, в установленных Законом случаях (государственная регистрация изменений и дополнений устава, реорганизация и ликвидация религиозной организации, изменение данных государственного реестра юридических лиц), влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации.
  • Непредставление требуемых сведений в регистрирующий орган в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.
  • Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 8) в качестве религиозных признаются организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры.

Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной деятельностью, соответствующей ее цели и не запрещенной законом.

При этом предмет и цели деятельности религиозной организации, как некоммерческой организации, должны быть определены в ее уставе (ст. 53 части первой ГК РФ).

Следовательно, деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям, является:

утрата религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);

осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности (участие в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях и в иных не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной и технической помощи и т.д.);

  1. осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии);
  2. осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;
  3. осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;
  4. осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.

Организация контроля

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации регистрирующие органы не должны подменять органы прокуратуры и иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют надзорные и контрольные функции согласно установленной им законом компетенции. Целесообразно практиковать проведение комплексных проверок деятельности религиозных организаций с участием соответствующих надзорных и контрольных органов по предварительной договоренности с ними.

  • Проверка уставной деятельности религиозной организации может осуществляться в плановом порядке по инициативе регистрирующего органа, а также в случае возникновения обстоятельств, требующих проведения контрольной проверки деятельности религиозной организации:
  • по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан и организаций;
  • по публикациям и сообщениям печати и иных средств массовой информации;
  • по поручению Министерства юстиции, других органов государственной власти и управления;
  • в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  • В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства регистрирующие органы обязаны уважать внутренние установления религиозных организаций и не вправе вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит закону. Не допускаются:
  • проведение проверок в религиозных организациях во время богослужений, проведения религиозных обрядов, церемоний и иных культовых мероприятий;
  • нарушение принятых норм поведения в молитвенных зданиях и помещениях;

оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечет ответственность по закону (ст. 193 КоАП РСФСР, ст. 148 УК РФ).

  1. О предстоящей проверке надлежит уведомить руководителей религиозной организации.
  2. Непосредственно осуществление проверки предусматривает выполнение следующих действий со стороны регистрирующего органа:
  3. изучение материалов регистрационного дела религиозной организации, имеющихся в регистрирующем органе заявлений и обращений граждан, сообщений печати и иных средств массовой информации, касающихся деятельности данной организации;
  4. запрашивание в правоохранительных, налоговых и иных государственных органах имеющейся у них информации и сведений, связанных с деятельностью проверяемой религиозной организации; направление по согласованию с религиозной организацией своих представителей для участия в проводимых ею мероприятиях;
  5. запрашивание и изучение официальной информации и иных материалов религиозной организации, касающихся ее уставной деятельности, а также ее структурных подразделений;
  6. получение разъяснений от руководителей и членов религиозной организации по вопросом, относящимся к уставной деятельности религиозной организации;
  7. совершение иных действий в пределах установленной законом компетенции регистрирующего органа.

Принятие мер по результатам проверки

Результаты проверки оформляются в виде справки, приобщаемой к регистрационному делу, хранящемуся в регистрирующем органе. О результатах проверки информируется руководящий орган религиозной организации.

  • В случае выявления в ходе проверки фактов совершения религиозной организацией действий, противоречащих ее уставным целям или нарушающих действующее законодательство, регистрирующий орган информирует руководящий орган религиозной организации о допущенных нарушениях с предложением об их устранении или выносит религиозной организации письменное предупреждение.
  • В случаях, когда выявленные нарушения имеют характер административного правонарушения, регистрирующий орган передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • В случаях, когда в выявленных нарушениях имеются признаки преступления, материалы проверки направляются в прокуратуру.

В случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и вынесения ей более двух предупреждений в письменной форме, регистрирующий орган обращается в суд с заявлением о ликвидации указанной религиозной организации (ст. 33 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

  1. Департамент по делам
  2. общественных и религиозных
  3. объединений
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • О ПРИМЕНЕНИИ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
  • ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ
  • И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»
Читайте также:  Статья 47. Ограничения права совершения нотариальных действий

Принятие решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения

Заявители, а также физические и юридические лица имеют право на судебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Комитета, в ходе предоставления государственной услуги.

Отношения, связанные с урегулированием разногласий и обжалованием решений, действий (бездействия) Комитета, регулируются статьей 9 Федерального закона от 30.11.2010 №327‑ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Религиозные организации могут обратиться с жалобой в целях урегулирования разногласий, возникших при рассмотрении заявлений религиозных организаций, в комиссию по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт‑Петербурга, в собственность или безвозмездное пользование, созданную постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 01.03.2013 №132 «Об утверждении Порядка формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт‑Петербурга, и Порядка создания и деятельности комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций при передаче имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт‑Петербурга, в собственность или в безвозмездное пользование» (Комиссия), либо Комитет.

Заявители, а также физические и юридические лица могут обратиться с жалобой о возможных нарушениях их прав и (или) законных интересов в связи с принятием решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт‑Петербурга, в собственность или безвозмездное пользование (заявление) либо действием (бездействием) Комитета в связи с рассмотрением заявления религиозной организации в Комиссию либо Комитет, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба может быть направлена заявителем, юридическим либо физическим лицом:

  • в электронной форме в Комитет с использованием Сайта Комитета либо электронной почты, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Портала (www.gu.spb.ru);
  • при личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе, в Комитет;
  • в Комиссию через окно приема корреспонденции Приемной Правительства Санкт‑Петербурга (окно приема корреспонденции), расположенное по адресу: Смольный, 4‑й подъезд, Санкт‑Петербург, 191060; либо путем представления в Комитет.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Санкт‑Петербурга, замещающего должность государственной гражданской службы Санкт‑Петербурга в Комитете (государственный служащий), решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, его должностного лица либо государственного служащего, либо о возможных нарушениях прав и (или) законных интересов физических и юридических лиц в связи с принятием решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения либо действием (бездействием) Комитета в связи с рассмотрением заявления;
  • доводы, на основании которых заявитель, иное физическое или юридическое лицо не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, его должностного лица либо государственного служащего. Заявителем, иным физическим или юридическим лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя, иного физического или юридического лица. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, иного физического или юридического лица, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба, поданная в окно приема корреспонденции или непосредственно в Комитет, регистрируется должностным лицом Комитета не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. На копии жалобы, которая возвращается заявителю, иному физическому или юридическому лицу либо уполномоченному им лицу, делается письменная отметка о дате и времени получения жалобы.

Комитет при наличии разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений, в том числе при получении жалоб в порядке в течение пяти рабочих дней направляет документы, подтверждающие наличие разногласий по вопросу передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям и принадлежность имущества религиозного назначения Санкт‑Петербургу, в Комиссию для дальнейшего принятия решения в соответствии с компетенцией.

К участию в работе Комиссии привлекаются представители общественных организаций, а также специалисты, в том числе специалисты в области религиоведения, культурологии, права.

Комиссия рассматривает возникающие разногласия, а также представленные Комитетом документы по данному вопросу не более чем за 10 рабочих дней с даты вынесения вопроса на заседание Комиссии.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости в зависимости от наличия разногласий, требующих рассмотрения на Комиссии.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Порядком создания и деятельности комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт‑Петербурга, в собственность или безвозмездное пользование, утвержденным постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 01.03.2013 №132.

Регистрация НКО

Опишем главные причины отказов Минюста в регистрации некоммерческой организации. Зная их вы будете иметь возможность не допустить их. Почему могут отказать в государственной регистрации НКО? Достаточно логичный вопрос, который может встать перед учредителем некоммерческой организации. 

Условно отказы в государственной регистрации НКО можно разделить на два вида: 

  1. Отказы, которые предусмотрена законодательством РФ
  2. Отказы, которые законодательством РФ не предусмотрены   

Отказы, которые предусмотрены законодательством РФ. Одним из главных законодательных актов, регламентирующих деятельность некоммерческих организаций является Федеральный закон о Некоммерческих организациях. Данным законом четко предусмотрен ряд пунктов, по которым будет вынесен отказ в государственной регистрации. Есть простой и короткий ответ на вопрос.

Как не получить отказ в Минюсте?

Ниже мы перечислим основные причины отказов и начнем с самах популярных, а потом назовем остальные. Неважных среди них нет.

   Отсутствие опыта в регистрации НКО

Если учредительные документы НКО противоречат Конституции РФ и действующему законодательству. Опытный «юрист-регистратор НКО» без проблем подготовит для Вас документы.

При самостоятельной регистрации НКО возникает много сложностей, так как зачастую один закон может противоречить другому. Также не все могут правильно трактовать закон верно. Как итог, отказ в регистрации и повторные расходы (госпошлина и т.д.).

Соответственно возникают спорные ситуации и без практики принять верное решение очень сложно.   

Неуникальное наименование НКО

Наименование некоммерческой организации должно быть уникальным, то есть на момент регистрации организации не должно существовать организации с аналогичным наименованием. Уникальность наименования НКО можно проверить на сайте ФНС.

Не должно существовать организации с таким же наименованием. Не забывайте и о том, что в наименовании должен быть отражен характер деятельности. Например: Фонд помощи детям «Ромашка» или Автономная некоммерческая организация развития спорта «Чемпион».

Если подать документы с наименованиями Фонд «Ромашка» и Автономная некоммерческая организация «Чемпион», то документы вернут. В наименовании общественных организаций должно быть указание на территориальную сферу деятельности.

  Кроме того, не стоит забывать, что наименование некоммерческой организации должно быть указано на русском языке. 

В действительности очень часто встречаются случаи, когда учредители подают документы с наименованием на иностранном языке. Это противоречит законодательству и результатом является отказ в государственной регистрации. Организация может иметь наименование на иностранном языке.

Читайте также:  Статья 29. реорганизация потребительского общества

Обращаем Ваше внимание, что наименование на иностранном языке должно быть точным переводом с русского языке. Иное не допускается, так как велик риск отказа.

Наименование НКО не должно содержать в себе наименование государственных органов и местной власти, существующих политических партий. 

В наименование Некоммерческой организации существуют требования к использованию в наименовании Россия, Российская Федерация и производные от них слова. К примеру, слово «Российский». Существует общее правило – использовать Россия и Российская Федерация можно только с разрешения Правительства РФ. Порядок выдачи разрешения предусмотрен законодательством. Однако существуют и исключения: 

  • общероссийские организации могут не получать разрешение на использование Россия; 
  • действующие на момент государственной регистрации не менее 50 лет религиозные централизованные организации; 
  • Некоммерческие организации, созданные в соответствии с федеральными законами, актами главы государства, Правительства РФ, а также организации, единственный учредитель которых юридическое лицо, созданное на основании таких актов. 

Название НКО не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства населения. Подразумевается, что наименование НКО оскорбляет честь и достоинство других лиц посредством антиобщественного образа жизни и аморального поведения в обществе.

Оскорбление национальных чувств населения может быть в связи с действиями, которые направлены на возбуждение расовой вражды, унижение достоинства граждан, пропаганду превосходство какой-либо конкретной нации, пропаганда неполноценности граждан по расовой принадлежности.

Оскорбление религиозных чувств может быть связано со свободным исповеданием и распространением веры, совершением богослужений и обучением религии.

Обратите внимание, что указание в наименовании НКО сведений, которые оскорбляют нравственность, национальные и религиозные чувства граждан могут повлечь за собой не только отказ в государственной регистрации, но и уголовную ответственность. 

   Список документов для регистрации НКО

Отказ в государственной регистрации можно получить, если собрать неполный пакет документов или оформить эти документы не должным образом.

В Минюст мы подаем:

  • Устав — 3 экземпляра;
  • Решение (Протокол) — 2 экземпляра;
  • Заявление – 1 экземпляр заверенное у нотариуса;
  • Заявление – 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения);
  • Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины;
  • Копия нотариальной доверенности.

Документы должны быть подписаны синей ручкой. Двусторонняя печать документов не допускается. Документы более двух листов должны быть пронумерованы и прошиты. 

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

   Ненадлежащие учредители НКО

Отказ в государственной регистрации можно получить в случае ненадлежащих учредителей.

Лицо не может являься учредителем НКО,если :

  • В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение о нежелательном пребывании и проживании этих граждан на территории России,
  • В отношении физического лица было вынесено решение суда с указанием на то, что его деятельность является экстремистской. 
  • В течение 10 лет, лицо было раньше руководителем или было в составе высшего органа управления религиозной или иной организации, в отношении которой было вынесено решение суда о запрете деятельности этой организации.  

К учредителям организаций разных организационно-правовых форм выдвигаются разные требования. Общественную организацию могут создать физические лица или юридические лица — общественные объединения. Создать Общественную организацию могут минимум 5 учредителей. 

Ассоциацию могут создать физические и юридические лица – минимум 2 учредителя. От юридического лица – учредителя понадобится протокол высшего органа управления о принятии соответствующего решения. 

Коллегию адвокатов и Адвокатское бюро вправе учредить минимум 2 адвоката, имеющих стаж адвоката не менее 5 лет. При не соблюдении данного требования Вы получите отказ в государственной регистрации. 

Автономную некоммерческую организацию и Фонд вправе учредить физическое или юридическое лицо. 

Во всех организационно-правовых формах учредитель-физическое лицо должно быть полностью дееспособное. Также учредителями могут быть иностранные граждане, законно находящиеся в момент регистрации на территории Российской Федерации. От них потребуется документ, подтверждающий законность нахождения гражданина на территории страны. Это может быть вид на жительство или виза. 

Отказ при ликвидации и реорганизации можно получить, если решение принято не уполномоченным лицом или органом управления Организации.

  Недостоверные сведения в предоставленных документах в Минюст

Отказ в государственной регистрации НКО Вы получите в случае указания недостоверных сведений в документах на государственную регистрацию.

 В заявлении на государственную регистрацию все данные об учредителях указываются в соответствии с паспортом или учредительными документами (если учредитель юридическое лицо).

При наличии ИНН у учредителя, но отсутствии его в заявлении получите отказ. Обязательно нужно указать в заявлении телефон и электронную почту. 

В действующей организации документы на внесении изменений заверяет лицо, действующее без доверенности от имени этого юридического лица. В случае если заявителем будет другое лицо, последствием будет отказ в государственной регистрации изменений. Данные о юридическом лице также должны быть заполнены без ошибок. Ошибка повлечёт за собой отказ. 

В протоколе на государственную регистрацию и в Уставе создаваемого юридического лица должны быть сформированы органы управления, в соответствии с действующим законодательством. Несоблюдение данного требования абсолютно точно повлечет отказ. 

Например, высший орган управления Общественной организации и Ассоциации является общее собрание членов. Состав коллегиального постоянно действующего руководящего органа управления Общественной организации или Ассоциации должен состоять минимум из четырех членов, если одним из них будет руководитель.

Если в организации или ассоциации планируется два руководителя и оба желают войти в совет, скажем Совета, пропорционально должно увеличиться количество учредителей до 9 человек.

Данное требование регламентировано Гражданским кодексом и его несоблюдение повлечет к отказу в государственной регистрации. 

В Фонде высшим органом управления является Совет, назовете его Правлением и подадите на регистрацию – получите отказ. Также, обязательно, в фонде должен быть сформирован Попечительский совет. В совет и в попечительский совет Фонда должно войти минимум по два лица. 

Состав высшего управления Автономной некоммерческой организации должен состоять минимум из трех лиц, если одним из них будет руководитель создаваемой Организации. 

Все органы управления формируются при создании некоммерческой организации. 

  Прочие причины отказов в регистрации НКО

Существуют отказы, которые четко не предумотрены законодательством, однако исходя из практики можно получить отказы в регистрации.

Подготовка документов, которые не соответствуют действующему законодательству, влечет за собой отказ в государственной регистрации.

Для самостоятельной регистрации некоммерческой организации нужно быть очень осведомленным человеком во многих областях законодательства. Так недостаточно знать только основные положения ГК РФ, и ФЗ №7 о Некоммерческих организациях.

  • Деятельность Общественных организаций дополнительно регламентируется Федеральным законом об общественных объединениях. Например, высшим органом управления Общественных организаций является Съезд (конференция) или общее собрание членов. Однако указав высшим органом управления Межрегиональной организации Общее собрание членов – получим отказ в государственной регистрации. Для Общероссийской и межрегиональной организации высшим органом управления является съезд или конференция. Для местной и региональной организации – общее собрание членов. Говоря, о наименовании общественной организации – отсутствие указания на территориальную сферу деятельности получим отказ. При создании межрегиональной и общероссийской организации необходимо предоставлять протоколы учредительных собраний Региональных отделений. Даже допустив ошибку в данных протоколах можно получить отказ. Например, все субъекты должны быть прописаны в соответствии со статьей 65 Конституции России. Деятельность спортивных федераций дополнительно регламентируется Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  • Деятельность Благотворительных фондов и благотворительных организациях дополнительно регламентируется ФЗ о «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В данном законе четко прописаны цели создания благотворительной организации. В уставе создаваемого фонда можно указать только данные цели. Указание других целей повлечет за собой отказ в государственной регистрации. Также в уставе Фонда должна быть описана Благотворительная программа Фонда.
  • Деятельность образовательных АНО дополнительно регламентируется Федеральным законом «Об образовании в российской федерации». Устав обычной Автономной некоммерческой организации и Образовательной АНО сильно отличается. В уставе образовательной АНО должны быть прописаны типы и виды образовательных программ, планируемых осуществлять организацией. В наименовании Образовательной АНО должно быть указание на вид осуществляемого образования: дополнительного образования, высшего профессионального образования, дошкольного образования. В уставе образовательной АНО. Кроме стандартных положений, прописываемых в уставе АНО, в уставе образовательной АНО должны быть прописаны основные характеристики организации образовательного процесса, права и обязанности участников образовательного процесса, конференция работников и обучающихся. Все вышеуказанные пункты должны быть прописаны в соответствии с законом об образовании. Устав, поданный на регистрацию с нарушением требований законодательства, не пройдет правовую экспертизу. Как следствие — отказ в государственной регистрации.
  • Деятельность Коллегий адвокатов и Адвокатских бюро дополнительно регламентируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Так создать коллегию или бюро могут адвокаты, которые имеют стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет, а также адвокаты должны быть внесены в один региональный реестр. Руководителем адвокатского бюро может быть только Управляющий партнер. Также коллегию адвокатов или адвокатское бюро могут создать минимум два учредителя. В случае нарушения вышеуказанных пунктов приведет к отказу в государственной регистрации.
  • Существуют определённые требования при использовании имени гражданина или части наименования юридического лица в наименовании создаваемой Организации. Так в каждом случае, потребуется нотариально заверенное согласие при использовании имени или фамилии гражданина в наименовании Организации. Может возникнуть ситуация, когда требуется внести в наименование юридического лица имя и фамилию уже умершего человека. В данном случае потребуется нотариальное согласие от наследников. От юридического лица потребуется также нотариальное согласие, который должен будет заверить руководитель этой организации. В случае не соблюдения данных пунктов будет отказ в государственной регистрации.  
  • Отказ в государственной регистрации можно получить по многим незначительным ошибкам. Например, если в форме заявления на государственную регистрацию указать одно сокращенное наименование, а в уставе другое – получим отказ.  
  • В законодательстве четко указано, что в состав учредителей организации могут войти новые учредители, однако на практике этого не происходит. Вход в учредители предусмотрен только в Автономной некоммерческой организации. Минюст пишет отказы, ссылаясь на то, что данная процедура не предусмотрена их регламентом.
  • Многие клиенты обращаются к нам, после того как получили отказ в государственной регистрации по выходу учредителя, так как выход учредителя осуществляется через управление Федеральной налоговой службы.
Читайте также:  Статья 36.22. единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию

Решение суда о признании незаконным отказа в государственной регистрации создания общественной организации № 2а-5222/2017 ~ М-4691/2017

  • Дело № 2а-5222/2017
  • Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2017 года
  • ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • г. Екатеринбург 21 августа 2017 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Федишевой Н.И.

, с участием представителя административного истца Мозгового А.В., представителя административного ответчика Пономаревой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потоцкого Л.С.

к Главному управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации создания общественной организации,

УСТАНОВИЛ:

Потоцкий Л.С.

обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – Главное управление), в обоснование которого указал, что 22 марта 2017 года представил в Главное управление заявление и документы для государственной регистрации создания Региональной Общественной организации Свердловской области по содействию гражданским инициативам в сфере местного самоуправления и социальных отношений «Межа» (далее — Организация). 19 апреля 2017 года Главным управлением принято решение об отказе в государственной регистрации Организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в связи с противоречием представленных документов требованиям закона. Административный истец считает, что указанное решение вынесено административным органом необоснованно, поскольку отличие в формулировках, имеющихся в представленных документах, от таковых в законе не может являться основанием для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации. Кроме того, административный истец ссылается на нарушение срока вынесения административным ответчиком отказа в государственной регистрации. Просит решение Главного управления от 19 апреля 2017 года об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации признать незаконным.

https://www.youtube.com/watch?v=SDmM91sG6aU\u0026t=338s

В судебное заседание административный истец не явился, воспользовался правом вести дело через представителя. Представитель административного истца Мозговой А.В.

, действующий на основании доверенности от ***, требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.

Считает, что Главным управлением вынесено необоснованное решение, поскольку представленные для регистрации документы соответствуют требованиям закона. Главное управление формально выявила несоответствия закону.

Представитель административного ответчика Пономарева О.А., действующая на основании доверенности от ***, представила отзыв, возражения которого поддержала.

В судебном заседании административные исковые требования не признала, суду указала, что отказ в государственной регистрации некоммерческой организации обусловлен тем, что в уставе организации не отражены все сведения, которые предусмотрены законом.

Кроме того, заявление о государственной регистрации юридического лица содержит коды ОКВЭД, которые не соответствуют заявленной в уставе цели деятельности Организации.

  1. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
  2. В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

  • 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
  • 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
  • 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
  • а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
  • б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
  • в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
  • 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 22 марта 2017 года в Главное управление от Потоцкого Л.С.

поступило заявление о государственной регистрации юридического лица — Региональной Общественной организации Свердловской области по содействию гражданским инициативам в сфере местного самоуправления и социальных отношений «Межа» с приложением документов, необходимых для государственной регистрации Организации.

19 апреля 2017 года заместителем начальника Главного управления вынесено распоряжение об отказе в государственной регистрации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (л.д. 54), о чем заявителю было направлено соответствующее уведомление № 66/03-6676 от 20 апреля 2017 года (л.д. 23-25).

Административный истец считает указанное решение государственного органа незаконным и необоснованным.

Вместе с тем, как следует из пункта 1 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона, а также пунктом 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации могут быть созданы, в том числе, в форме общественных организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Порядок создания общественных организаций регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 21 которого установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации общественного объединения, в числе которых должен быть представлен устав организации.

Ссылка на основную публикацию