Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

В Российской Федерации существует множество различных организаций и конфессий. Конституция государства предоставляет гражданам свободу совести и вероисповедания.

Данное право может быть ликвидировано в ситуациях, определенных законом:

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

  • Постановлением основателей или лиц, наделенных полномочиями для этого.
  • Определением судебного органа в случае систематических нарушений законодательных актов или деятельности, что противоречит уставным целям.

Судебное постановление должно соответствовать закону РФ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Упразднение религиозной организации на добровольных началах

Процесс ликвидации

Законодательство РФ предусматривает закрытие подобных организаций постановлением их учредительных органов, предусмотренных сводом правил.

Порядок приема необходимых актов:

  • Принимая решение об упразднении организации верующих как юридического лица, учредитель в письменном виде информирует о своем решении учреждение государственной регистрации.
  • Затем учредители создают Ликвидационную комиссию.
  • Данный орган делает публикацию в СМИ о прекращении деятельности религиозного объединения. В объявлении содержатся такие данные:
    • полное и официальное наименование организации;
    • адрес, телефон;
    • период для обращений с требованиями кредиторов (2 месяца);
    • другие условия, предусмотренные нормативными актами;

Объявление печатается в издании «Вестник государственной регистрации». Только в этом журнале публикуется информация о государственном регистрировании. Для подтверждения следует указать № журнала и копию текста объявления с записью о приеме. Сведения о журнале расположены на сайте журнала.

После того, как закончится время для требований кредиторов, созданная комиссия рассчитывает промежуточный баланс по ликвидации. В нем содержатся данные о наличии материальных средств объединения, список с перечислением условий, предъявленных кредиторами, итоги обсуждения. Документ получает утверждение органа, постановившего ликвидировать организацию. О создании баланса извещается отдел регистрации. Завершив исполнение денежных договоров, комиссия по ликвидации занимается созданием Ликвидационного отчета. Документ утверждается органом, что принял постановление о закрытии объединения верующих.

Этапы процесса закрытия объединения

Ход закрытия духовных организаций проходит две стадии.

Первая стадия

Для ее завершения нужен определенный список документации:

  • Письменное извещение о постановлении ликвидировать общественное объединение, 2 образца.
  • Уведомление о создании органа по ликвидации организации, распоряжение назначить ликвидатора общественного объединения, 2 образца.
  • Информация о руководстве данной комиссией, конкурсном распорядителе, 2 образца.
  • Протокол о проведенном собрании членов объединения по причине его закрытия и образования совета по этому вопросу, 2 экземпляра.
  • Журнал с опубликованным объявлением о начале ликвидации.
  • Перечень представленных актов.

Вторая стадия

Эта стадия начинается через 2 месяца после размещения публикации о закрытии. Потребуется:

  • Сообщение о создании Промежуточного ликвидационного отчета духовной организации, 2 образца.
  • Официальное обращение о государственном оформлении общественного объединения по причине его закрытия, 2 образца.
  • Свод правил о статусе и документ, подтверждающий регистрацию в подлиннике.
  • Официальное уведомление об аннулировании печати ликвидируемой организации.
  • Отчет о ликвидации, 2 образца.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (оригинал и копия).

Закрытие религиозного объединения в принудительном порядке

Закрытие организации верующих принудительно считают крайним методом в применении к юридической особе, поскольку прекращается ее деятельность без права передачи своих функций другим структурам.

Законодательные акты, регулирующие закрытие религиозных организаций должны быть приняты согласно документам международного права и Конституции (свобода совести и вероисповедания). Основания принудительного упразднения должны быть исчерпывающими.

Главную роль играет фактор вины. Это основной квалифицирующий признак в случае наступления юридической ответственности. Обязательным также будет факт противоправного деяния.

Мотивы

Причины принудительного закрытия некоммерческих организаций предусматриваются Гражданским кодексом и другими законами России. Среди них:

  • Недопустимые противоправные действия, которые были допущены в момент организации религиозного объединения, что невозможно устранить. Органы регистрации могут подать судебный иск с изложением требований о ликвидации подобной структуры в соответствии с законами, регулирующими регистрацию.
  • Существование объединения при отсутствии необходимого разрешения. Федеральное законодательство определяет формы деятельности, подлежащие лицензированию.
  • Регулярная деятельность, не отвечающая целям, записанным в уставе организации. Согласно гражданскому законодательству юридические особы обладают теми правами, что предусмотрены учредительными документами, и выполняют связанные с ними функции.
  • Нарушения Конституции и других нормативных актов в процессе деятельности. Конституция России определяет, что сужение прав и свобод граждан может быть допущено при обеспечении защиты государственного строя, интересов других людей, защищаемых нормами права, гарантировании обороноспособности и защиты государства. В соответствии с федеральными законами определенные виды деятельности запрещаются. Игнорирование и невыполнение правовых норм становится причиной для закрытия юридической особы. Судебный орган вправе определить подобные действия как противоправные.
  • Многократные непредставления в соответствующие учреждения в положенный срок нужной информации. Обновленными сведениями систематически пополняется единый реестр юридических особ России для фиксации изменений. В суд по проблеме упразднения общественной организации имеет право обратиться налоговый орган при нарушении соответствующих нормативных актов. Например, отчет о финансовой работе религиозного объединения.
  • Экстремистские действия. Ликвидация организации может произойти при наличии задач и деятельности, направленной против государственного устройства и неделимости РФ, посягательства на основы ее безопасности, организации военизированных частей, подстрекательства к вражде по вопросам вероисповедания, расы, национальности.

Кроме того, суд накладывает запрет на деятельность религиозных оьъединений по таким мотивам:

  • несоблюдение правил поведения и защищенности в общественной среде;
  • действия по разрушению семьи вопреки желанию верующих;
  • нарушение их прав и свобод;
  • нанесение ущерба моральному и физическому благополучию людей;
  • применение во время религиозной службы наркотиков, психотропных препаратов, развратных и прочих действий, нарушающих закон;
  • подстрекательство к суициду;
  • неоказание врачебной помощи людям по причине вероисповедания;
  • причинение препятствий в процессе обязательного обучения;
  • принудительная конфискация у членов общины принадлежащих им материальных предметов по корыстным мотивам духовных лиц;
  • действия, препятствующие выходу верующих из числа членов организации путем угроз нанесения ущерба жизни, здоровью, собственности и другими незаконными действиями;
  • склонение людей к отказу от выполнения конституционных обязанностей и к совершению правонарушений;

Подача в суд представления о закрытии духовной организации и запрет ее деятельности может осуществляться федеральными и территориальными органами регистрации, органами прокуратуры и местного самоуправления. Результатом является прекращение правоспособности объединения как юридической особы, ее собственность подлежит распределению согласно уставным документам организации и законам России.

Права и обязанности религиозного объединения прекращаются, утрачивается возможность передачи их в качестве правопреемства другим лицам.

Таким образом, ликвидировать деятельность духовная организация может на добровольных и принудительных началах.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно!

0,00, (оценок: 0) Загрузка…

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Ответственность религиозных объединений за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

В соответствии с Федеральным законом от 26.09.

1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Читайте также:  Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации.

В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.

Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже 1 раза в 3 года.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

  • Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
  • Религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
  • Миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.
  • Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:
  • -в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • -в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • -в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
  • -на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • -в местах паломничества;
  • -на кладбищах и в крематориях;
  • -в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

Статьей 5.

26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой. Установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

Также статьей предусмотрена ответственность за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в виде административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц — от 100 000 до 1 000 000 рублей.

За это же нарушение, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлено наказание в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Ликвидация религиозной организации: основания и решения

Для введения насильственного запрета, ликвидации её религиозной деятельности организованной группе лиц необходимо представлять угрозу для общественного порядка, государственной безопасности и личных свобод отдельных граждан. По материалам источника (сайт consultant.ru) причинами ликвидации являются:

  • Склонение гражданина к отказу от личного имущества, осуществляемого в интересах религиозной организации. Данный вид деятельности является мошенничеством.
  • Провокация конфликтов на почве неприязни межнациональной, межрелигиозной, межличностной. Многими сообществами собственная религия трактуется как единственная истина. Материалы и атрибутика иных вер подлежат ликвидации, а сторонники – гонению.
  • Подрыв авторитета семейных ценностей в глазах своих прихожан. Разрушение основной ячейки общества – семьи. В таких случаях происходит настаивание одного из супругов против другого по причине его отказа участвовать в духовных собраниях. Деятельность религиозной организации часто становится причиной распада семьи.
  • Побуждение к отказу от обязанностей человека как гражданина своей страны (служба в вооружённых силах, соблюдение федерального или местного законодательства).
  • Участие организации в создании или любая поддержка военных, вооружённых, преступных формирований.
  • Создание препятствий для получения обязательного образования детьми в пользу религиозного.
  • Оказание влияния на настроения прихожан с помощью специальных препаратов, лекарственных средств, дурманящих веществ.
  • Склонение к совершению самоубийства.
  • Вмешательство в личную жизнь своих прихожан.
  • Оказание организацией отрицательного влияния на отношение адептов к медицинскому вмешательству (отказ от переливания крови, лечения детей).
  • Издание литературы, призывающей к противостоянию государственной власти.
  • К ликвидации могут привести и неправомерные действия последователей религии, если они производятся «под знамёнами» своего сообщества. В таких случаях группировка ставится на учёт в правоохранительных органах, предъявляются требования объяснений поступков прихожан к руководителям данной религиозной организации.

Основанием для ликвидации религиозной организации является грубейшее нарушение прав и свобод граждан, безопасности государства.

Порядок действий при ликвидации религиозной организации

Религиозные организации могут быть принудительно ликвидированы на основании судебного решения при несоответствии их деятельности конституционным нормам страны. Принять решение о ликвидации, расформировании данной группы могут и учредители организации (ликвидироваться самостоятельно). Для этого соблюдается обязательный порядок действий.

Пошаговая инструкция:

  1. Организатор религиозной группы (необязательно являющийся её духовным лидером) подаёт в органы государственной регистрации письменное заявление о намерениях упразднить сообщество, снять его с учёта, как юридическое лицо, провести ликвидацию.
  2. Созывается Комиссия по ликвидации. Она берёт на себя полномочия по управлению всеми делами религиозной организации до её окончательного расформирования, сбору документов.
  3. Созданная комиссия подаёт объявление в средства массовой информации о том, что имеет место факт ликвидации религиозного объединения. Сообщение должно содержать название организации (полное официальное) и адрес (юридический и фактический). В России орган СМИ, достоверно отображающий ситуацию с формированием и роспуском официальных организаций (религиозных, светских, финансовых), называется «Вестник государственной регистрации». Там же отображается период для обращений кредиторов с целью возврата выделенных средств.
  4. Подаётся пакет документов с подтверждением об оповещении «Вестника» (номер выпуска, дата, текст).
  5. Через два месяца после начала процедуры издаётся промежуточный отчёт о процессе ликвидации религиозной организации, аннулировании официальной печати.
  6. Предъявляется отчёт об упразднении данной религии, квитанция об оплате пошлины на совершение юридической операции по ликвидации.
Читайте также:  Законодательство по охране правопорядка - советы юриста

Можно ли бояться ликвидации своей религиозной организации?

Права человека на свободу вероисповедания защищены. По данным garant.ru, не следует бояться выражать свою причастность к той или иной религии, если она безобидна для окружающих. В России религиозные организации могут быть ликвидированы только после многократных предупреждений от органов власти, при явных нарушениях Закона и Конституции.

Запрет религиозной организации Свидетелей Иеговы

Конституционное право России

Буквальное толкование законодательства о свободе вероисповедания дает возможность выделить два способа юридического учреждения религиозных объединений: нормативно-явочный и заявительно-регистрационный.

При нормативно-явочном порядке религиозное объединение (группа) учреждается и действует без государственной регистрации, т.е. без обладания статусом юридического лица.

В любом случае оно обязано соблюдать конституционное и обычное законодательство, а также специальные нормативные требования, в частности, постоянное проживание участников религиозного объединения (группы) на территории России; наличие признаков такого объединения. Участники объединения (группы) должны быть совершеннолетними.

Заявительно-регистрационный порядок — единственный способ учреждения религиозной организации. Если таковая создается не в структуре централизованной религиозной организации, то она обязательно должна пройти через предварительный этап существования в форме религиозной группы.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее граждан России, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение о ее существовании на данной территории не менее 15.лет, выданное органами местного самоуправления.

Для местных организаций, создаваемых централизованными религиозными организациями, необходимо письменное подтверждение об их вхождении в структуру последних, выданное централизованными организациями того же вероисповедания.

Индивидуальными учредителями местных религиозных организаций могут выступать только совершеннолетние граждане России.

«Централизованные религиозные организации образуются путем объединения не менее трех местных религиозных организаций (не групп) одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями этих организаций.

Устав религиозной организации должен отвечать требованиям гражданского законодательства.

В него включаются: наименование организации, отражающее ее вероисповедание; ее место нахождения (место нахождения руководящих органов); вид религиозной организации, вероисповедание в случае принадлежности к существующей Централизованной религиозной организации и наименование последней; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок образования и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, их компетенция и порядок формирования; источники образования денежных средств, иного имущества; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности.

Религиозные организации могут включать в свои уставы и иные сведения.

Централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения в регистрирующие органы с заявлениями о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

Устав религиозной организации не должен содержать предписаний вероучительного характера, не подлежащих государственной регистрации.

Следовательно, необходимо различать «вероисповедную принадлежность» религиозной организации к конкретной религиозной традиции и вероучительного характера» в качестве содержания данной религиозной традиции.

Тем не менее, вероучительные положения имеют значение при регистрации и должны раскрываться не в уставе, а в иных документах.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимают органы Министерства юстиции РФ, а включение ее в Единый реестр юридических лиц — органы Министерства по налогам и сборам РФ. Если деятельность религиозной организации распространяется на всю территорию Федерации или на территорию двух и более ее субъектов, то она регистрируется непосредственно в Министерстве юстиции.

Если деятельность организации осуществляется на территории отдельного субъекта Федерации, то за регистрацию отвечает главное управление юстиции соответствующего субъекта Федерации. Государственная регистрация религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, осуществляется органом юстиции, зарегистрировавшим централизованную организацию.

Распространение деятельности религиозного объединения на ту или иную территорию означает наличие на этой территории организационных структур религиозного объединения в соответствии с его иерархией.

Деятельность зарегистрированных в России религиозных объединений может распространяться на территорию иностранных государств.

Возможен и обратный вариант — действие на территории России иностранных религиозных объединений.

Документы, необходимые для регистрации религиозной организации, представляются в органы юстиции ее учредителями, т.е.

лицами, принявшими решение об ее учреждении и составившими требуемую по закону «десятку», или то количество свыше 10 человек, которое требуется в соответствии с внутрицерковными актами.

Если новая организация учреждается существующим религиозным объединением, то документы на регистрацию представляются руководителями объединения — учредителя.

В пакет документов, представляемых для регистрации местной религиозной организации, входят:

  • заявление о регистрации;
  • список учредителей;
  • устав (экземпляры устава должны быть пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом (руководителем) учреждаемого объединения);
  • протокол учредительного собрания (конференции, съезда);
  • документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15 лет;
  • сведения об основах вероучения, соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах, методах его деятельности; отношении к семье, браку, образованию; особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в части их гражданских прав, обязанностей;
  • документ, подтверждающий место нахождения (адрес) религиозной организации. Если вышестоящий руководящий орган создаваемой организации находится за пределами России, то дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, удостоверенный государственным органом страны нахождения этой организации;
  • документ об уплате госпошлины;
  • опись представленных на регистрацию документов и сведений.

Необходимость прохождения религиозными организациями через 15-летний период деятельности в форме религиозных групп — законодательная новация.

С ее введением возник вопрос о статусе религиозных организаций, приобретших правоспособность юридического лица до вступления в силу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», однако существующих на момент вступления в силу последнего менее 15 лет.

Абзац 3 и. 3 ст.

27 этого Закона оговаривает, что религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока. Однако правовой статус таких организаций законодателем ограничивается на отмеченный период.

Они не вправе:

  • создавать образовательные учреждения, обучать детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • иметь при себе представительства иностранных религиозных организаций, приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях;
  • проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
  • производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы, иные предметы религиозного назначения, учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения, а также средств массовой информации.
Читайте также:  Статья 24.11. Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе

Подобный ограничительный подход законодателя порождает юридические проблемы, не имеющие адекватного законодательного решения.

Как, например, быть в том случае, когда религиозная организация, существующая менее 15 лет, на момент вступления в силу Федерального закона имеет в собственности издательства, средства массовой информации, заключила ряд хозяйственных договоров, связанных с производством и распространением религиозной литературы?

Приведенные законодательные положения стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в деле о проверке конституционности абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 Федерального закона в связи с жалобами религиозного общества свидетелей Иеговы г. Ярославля и религиозного объединения «Христианская церковь прославления» г. Абакана.

В постановлении Суда по данному делу от 23 ноября 1999 г.

указано, что для перерегистрации религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности, которой религиозные организации наделены данным Федеральным законом.

Такая позиция Суда означает признание неконституционности рассмотренных им законодательных положений, однако итоговый вывод Суда сформулирован двусмысленно.

Суд, с одной стороны, постановил, что оспариваемые предписания о ежегодной перерегистрации религиозных организаций, не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет до наступления указанного 15-летнего срока и об ограничении правоспособности названных религиозных организаций до истечения этого же срока, не противоречат Конституции РФ.

С другой стороны, Суд указал, что эти положения не противоречат Конституции постольку, поскольку они, применительно к их действию в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, означают, что такие организации пользуются правами юридического лица в полном объеме без подтверждения 15-летнего минимального срока существования на соответствующей территории, без ежегодной перерегистрации и без ограничений правоспособности, предусмотренных абз. 4 п. 3 ст. 27 Закона.

То есть оспариваемые нормы не противоречат Конституции, поскольку не действуют в отношении вышеупомянутых религиозных организаций. Но данные нормы действуют только в отношении этих религиозных организаций.

Нельзя же думать, будто норма о ежегодной перерегистрации распространяется на религиозные организации, созданные до вступления в силу Закона без государственной регистрации.

Перерегистрировать можно только ранее зарегистрированные объединения.

После вступления в силу Закона религиозные объединения, не имеющие подтверждения их существования на соответствующей территории не менее 15 лет, вообще не рассматриваются как религиозные организации, имея статус религиозных групп. Правило о ежегодной перерегистрации адресовано только религиозным организациям.

Таким образом, указание Конституционного Суда на то, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку они не могут действовать, означает завуалированное признание их неконституционными. Ведь нормы нрава для того и принимаются, чтобы действовать. Неконституционность действия нормы означает неконституционность и самой нормы.

Для регистрации централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, необходимо представить в орган регистрации следующие документы:

  • заявление о регистрации;
  • список учредителей религиозной организации;
  • устав, утвержденный учредителями;
  • документ, подтверждающий место нахождения (адрес) руководящего органа;
  • нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей); документ об уплате госпошины;
  • соответствующее решение об учреждении новой организации правомочных органов учредителей;
  • опись представленных на регистрацию документов и сведений. При создании централизованной религиозной организации каждый учредитель представляет уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в его структуру, и сведения об иных входящих в его структуру религиозных организациях (если такие есть).

Соответствующий орган юстиции рассматривает переданные ему документы в месячный срок со дня поступления и принимает одно из следующих решений: о регистрации устава; об отказе в его регистрации.

Решение о регистрации вместе с необходимыми документами направляется в орган Министерства по налогам и сборам РФ для включения организации в Единый реестр юридических лиц. После этого орган юстиции сообщает заявителю о положительном решении и вручает свидетельство о государственной регистрации.

В случае необходимости проведения религиоведческой экспертизы срок рассмотрения заявления о регистрации может быть продлен до шести месяцев.

Для отказа в регистрации законодательство называет те же основания, которые действуют в отношении общественных объединений, а кроме того, следующие: а) организация не отвечает признакам религиозной; б) учредители неправомочны. Отказ в регистрации должен быть письменным со ссылкой на конкретные законодательные нормы, не позволяющие принять положительное решение о регистрации.

Религиозные организации реорганизуются, ликвидируются по решению своих высших органов. Они могут быть ликвидированы по решению суда, если их деятельность противоречит законодательству и собственным уставам. При этом нарушение законодательства отдельными членами организации само по себе не влечет ответственности организации в целом.

При ликвидации прекращается правоспособность религиозных организаций как юридических лиц, а их имущество распределяется в соответствии с положениями их уставов и нормами гражданского законодательства. Самоликвидация и ликвидация по решению суда означают для религиозных организаций запрет на деятельность.

Порядок реорганизации и ликвидации религиозных организаций аналогичен порядку реорганизации, ликвидации общественных объединений, иных юридических лиц. К религиозным организациям могут быть применена такая превентивная мера, как приостановление деятельности в случае нарушения законодательства, уставных норм.

Применительно к религиозным группам законодатель говорит о запрете на деятельность, а не о реорганизации, ликвидации или самоликвидации.

Предполагается, что реорганизация, ликвидация (самоликвидация) — способы изменения, прекращения юридической личности коллективных субъектов. Религиозные же группы юридическим статусом, отделимым от индивидуального и группового статуса их участников, не обладают.

Запрет на деятельность религиозных групп возможен только в судебном порядке по тем же основаниям, что и ликвидация религиозных организаций.

Федеральный законодатель называет основания для ликвидации религиозных организаций, запрета их деятельности и деятельности религиозных групп.

Это:

  • нарушение общественной безопасности, общественного порядка, подрыв безопасности государства;
  • осуществление экстремистской деятельности;
  • создание вооруженных формирований;
  • пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • нанесение установленного законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе путем использований в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершения развратных, иных противоправных действий;
  • склонение к самоубийству, отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни, здоровья состоянии;
  • воспрепятствование получению обязательного образования;
  • принуждение членов, последователей, иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозных объединений;
  • воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями к выходу гражданина из религиозного объединения;
  • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей, совершению иных правонарушений.

Вопросы ликвидации религиозных организаций по решению суда, приостановления их деятельности, запрета деятельности религиозных групп дополнительно регулируются Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.

Такой подход связан с необходимостью изжития тоталитарных, псевдорелигиозных сект, которые разрушают духовные и нравственные устои общества, навязывают людям радикализированное мировоззрение, ущемляют гражданские права своих последователей, используют недозволенные законом приемы вовлечения в свою деятельность новых членов.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]