26 Апреля 2021
Судебный департамент при Верховном суде РФ обнародовал расширенные данные по работе уголовной и административной юстиции в 2020-м году. В условиях пандемии правосудию пришлось решать новые и сложные задачи. Как это сказалось на приговорах и кто чаще всего попадал на скамью подсудимых — в материале «Известий».
За минувший год в России были осуждены 530 965 человек, при этом почти 150 тыс. были приговорены к лишению свободы, примерно столько же (около 148 тыс. человек) получили условные сроки. Число оправданий снизилось до рекордного для последних лет показателя в 1163 человека.
В 7061 случае судьями было принято решение о назначении принудительных мер медицинского характера за невменяемостью подсудимых.
Чаще всего судьи назначали в качестве реального лишения свободы наказание до одного года колонии включительно (35 463 приговора). К пожизненному заключению приговорены 45 человек.
Пандемия сказалась на интенсивности процессов — вынесено на 11,2% меньше приговоров по уголовным делам. Больше половины всех обвинительных приговоров назначены при рассмотрении дела в особом порядке — более 276 тыс. осужденных.
Стоит пояснить, что при упрощенном порядке в суде не исследуются доказательства, так как подсудимый полностью согласен с предъявленным обвинением. Дела рассматриваются быстрее, подсудимый получает гарантированно меньший срок. Однако при этом часто страдает качество расследования дел.
Ведь, по сути, всё обвинение строится вокруг признания самого обвиняемого.
— В 2020-м при общем снижении общего количества уголовных дел, поступивших в суды, снизилось и количество лиц, привлеченных к ответственности, — прокомментировал «Известиям» статистические данные Александр Иноядов, адвокат, руководитель уголовной практики «BMS Law Firm». — Увеличение количества дел, рассмотренных в особом порядке, связано с тем, что изменения в ст. 314 УПК в части исключения из такого порядка тяжких преступлений вступили в законную силу только с 30.07.2020.
По данным Судебного департамента, по уголовным делам наказание в виде штрафа было назначено на общую сумму примерно 5,2 млрд рублей. Примечательно, что 860 тыс. рублей из этой суммы наложены в порядке статьи 104.4 УК РФ — в этом случае человек освобождается от уголовной ответственности и считается несудимым.
Больше всего штрафов назначалось по таким составам, как кража, мошенничество, незаконное предпринимательство. Лидирующие позиции занимает нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 241.
1 УК РФ), пьяным водителям выписали штрафов более чем на 400 млн рублей. Впереди них только коррупционеры — осужденным за получение взятки насчитали штрафов на сумму свыше 1 млрд рублей.
Почти 230 млн рублей обязали выплатить виновников преступлений, связанных с организацией нелегальной миграции.
86% осужденных в России — мужчины. Больше всего преступников в возрастной группе 30–49 лет (301 тыс. человек). Осужденных иностранцев чуть более 3%, что, очевидно, связано с резким сокращением миграционных потоков. Из тех, кто остался пережидать волну коронавируса в России и угодил под суд, подавляющее большинство — граждане СНГ.
Чаще всего попадают на скамью подсудимых люди со средним специальным (197 тыс. человек) и средним (188 тыс.) образованием. Имеющих лишь начальное образование или вовсе не ходивших в школу оказалось более 103 тыс. человек.
Выпускники вузов нарушают уголовный закон значительно реже — таких чуть больше 8% процентов от общего числа осужденных.
Подавляющее большинство осужденных в 2020 году не имели постоянного источника дохода (больше 65%), на втором месте представители рабочих специальностей (чуть больше 20%), далее — нетрудоспособные (4%), затем студенты и учащиеся (чуть менее 3%).
Кстати, о молодежи: в минувшем году было осуждено 14 703 подростка, чаще всего речь шла о таких преступлениях как кража, грабеж и незаконный оборот наркотиков. По сравнению с 2019 годом, когда таких осужденных было около 17 тыс., это явный спад.
К административной ответственности в 2020 году привлекались 7 473 008 физических и юридических лиц. Это на четверть больше, чем в 2019-м. В 318 тыс. случаев производство прекращалось без назначения наказания. Сюда входят и ситуации, когда правонарушителю делалось лишь устное замечание.
Были рассмотрены дела в отношении почти 5 млн. физических лиц, свыше миллиона должностных лиц, 53 тыс. индивидуальных предпринимателя и почти 200 тыс. компаний. В большинстве случаев в качестве наказания назначался штраф (67,5% всех дел), общая сумма наложенных взысканий составила свыше 59 млрд.
рублей.
О том, как на практике удавалось преодолевать «пандемические» трудности в судах, «Известиям» рассказали юристы.
Особенно сложно пришлось адвокатам. Некоторые не справились с трудностями и ушли из профессии, рассказывает Владимир Медведев, член московской коллегии адвокатов «Сед Лекс», специалист в области семейного права. Оставшимся пришлось адаптироваться к новой реальности.
— Канцелярии судов были перегружены звонками, входящей почтой. Часами и даже днями приходилось сидеть на телефоне или неделями ждать ответ на письменные ходатайства. Некоторые исполнительные листы и судебные акты приходилось подолгу ждать, были случаи и более пяти месяцев, — вспоминает ситуацию марта прошлого года адвокат.
Отдельную сложность представляла организация работы с подзащитными, содержащимися под стражей.
— Всё общение проходило через два стекла, решетку и по телефонной трубке. На судебные заседания подозреваемых и обвиняемых не привозили, не всегда была налажена видеоконференцсвязь, — рассказывает адвокат.
В настоящее время ситуация нормализовалась, но определенные трудности сохраняются. По мнению адвоката, 2020 год открыл глаза на то, как может быть налажена трудовая деятельность, показав не только минусы, но и плюсы в виде экономии личного времени.
Федеральная палата адвокатов ранее сообщала об увеличении числа обращений из-за юридических проблем, связанных с пандемией.
— Несмотря на это, обстановка на рынке юридических услуг мало чем отличается от общей картины, — рассказала «Известиям» член АЮР Татьяна Завьялова. — По всему миру тысячи юристов теряют работу, а компаниям приходится менять стратегию финансово-экономического развития, что зачастую бьет по рядовым сотрудникам в первую очередь.
Источник: Известия
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган.
В его задачи входит организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент в соответствии со своей компетенцией осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент, не вмешиваясь в осуществления правосудия, призван способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.
Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ — генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.
Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваивают классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.
Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.
Финансирование судов общей юрисдикции, мировых судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета; финансирование как судов, так и департамента указывается отдельной строкой в федеральном бюджете.
Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, а также принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.
Генеральный директор Судебного департамента в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.
При наличии разногласий Правительство РФ прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.
В деятельности по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное. Они составляют компетенцию департамента.
Судебный департамент в сфере кадрового обеспечения деятельности судов определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический и персональный учет судей и работников аппарата судов.
В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Судебный департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.
Судебный департамент в сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов.
Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппарата судов, аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.
В субъектах РФ образуются управления (отделы) Судебного департамента, возглавляемые соответствующими начальниками.
Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором Судебного департаменту по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ.
- Генеральный директор Судебного департамента ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного суда РФ и Советом судей РФ, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей.
- Вопросы и задания для обсуждения:
- 1. Охарактеризуйте место Верховного Суда в системе судов общей юрисдикции
- 2. Перечислите основные полномочия Президиума Верховного Суда РФ
- 3. Назовите основные функции и полномочия Председателя Верховного Суда РФ
- Тема: «Военные суды»
- Основные понятия
- Понятие
- Порядок создания
- Виды
- Подсудность
- Требования к судьям
Военные суды являются специальными судами в составе судов общей юрисдикции и организационно, как и общие территориальные суды, замыкаются на Верховный Суд РФ.
В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды, как и суды общей юрисдикции, в своей деятельности руководствуются уголовным, гражданским и соответствующим процессуальным законодательством, обязательным для этих судов. В соответствии со ст.126 Конституции высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд Российской Федерации, который реализует свои функции в отношении военных судов через свою Военную коллегию.
Военные суды подразделяются на:
Ø основное (первое) звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов. В военных судах первого звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе одного судьи единолично;
Ø среднее (второе) звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск.
В военных судах второго звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе трех (профессиональных) судей, один из которых председательствует в судебном процессе.
По второй (кассационной) инстанции дела рассматриваются в составе трех судей, а в порядке надзора в составе членов президиума, куда входят председатель этого суда, его заместители, а также наиболее квалифицированные и опытные судьи;
Ø высшее (третье) звено – военная коллегия Верховного Суда РФ. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему военному суду.
- Военным судам подсудны дела:
- · обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения сборов (ст. 31 УПК РФ);
- · о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицом начальствующего состава исправительных учреждений;
- · о шпионаже;
- · о преступлениях, совершенных лицами, состоящими на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел, а также в некоторых других ведомствах, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Российской Федерации.
- При обвинении лица (группы лиц) в совершении нескольких преступлений, одно из которых отнесено к подсудности военных судов, дело рассматривается в военном суде.
Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов.
Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Судьи Военной коллегии, как члены Верховного Суда, назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.
- На должность военных судей могут назначаться граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж юридической деятельности не менее пяти лет, находящиеся на действительной военной службе в воинском звании не ниже офицера, достигшие 25-летнего возраста.
- Вопросы и задания для обсуждения:
- 1. Дайте общую характеристику системы военных судов
- 2. Назовите полномочия военных судов
- 3. Как разграничивается подсудность военных судов
О судебном департаменте при верховном суде российской федерации. судебный департамент при верховном суде рф: задачи, полномочия и система органов судебного департамента и его местных органов
Законом о судебной системе (ст. 31), Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», гл. 5 Закона о судах общей юрисдикции предусмотрено создание и деятельность Судебного департамента и его территориальных органов.
Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган.
В его задачи входит организационное обеспечение деятельности верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
В соответствии со своей компетенцией Судебный департамент осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент призван, не вмешиваясь в осуществление правосудия, способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.
Руководитель Судебного департамента – Генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей РФ. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные знания в соответствии с федеральным законом.
Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.
В структуру Судебного департамента (его центрального аппарата) входит Коллегия Судебного департамента, возглавляемая Генеральным директором. В Коллегию входят заместители Генерального директора, а также другие работники Судебного департамента. Члены Коллегии, за исключением входящих в его состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ.
Основными задачами Коллегии определены обсуждение и выработка решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментом и его учреждениями и др.
В Судебном департаменте образованы главные управления, управления и отделы по основным направлениям деятельности (например, главные управления организационно-правового обеспечения деятельности судов и обеспечения деятельности военных судов, главное финансово- экономическое управление, управление государственной службы и кадрового обеспечения, управление социальной защиты судей и государственных служащих, управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, отдел учебных и образовательных учреждений и другие подразделения). Кроме того, действует Научноконсультативный совет Судебного департамента.
Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему территориальных органов Судебного департамента, которые также имеют свою структуру.
Например, в управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Свердловской области созданы и действуют организационный отдел, отдел материально-технического обеспечения, отдел капитального строительства и эксплуатации зданий и помещений судов, отдел кадров, централизованная бухгалтерия и другие подразделения.
В задачи управления входит организационное обеспечение деятельности районных судов общей юрисдикции, военных гарнизонных судов, а также финансирование мировых судей, расположенных па территории Свердловской области.
Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ возглавляются соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем областного и приравненного к ним суда и советом судей субъекта РФ.
- Начальник управления (отдела) осуществляет руководящую деятельность в соответствии с направлениями деятельности Судебного департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на возглавляемое им управление (отдел).
- Финансирование судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента осуществляется за счет федерального бюджета (указывается в нем отдельной строкой).
- Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.
- В деятельности Судебного департамента по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное, которые и составляют его компетенцию.
- В сфере кадрового обеспечения деятельности судов Департамент определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда с учетом мнений председателей областных и приравненных к ним судов, военных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический персональный учет судей и работников аппаратов судов.
- В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по ее совершенствованию; вносит в установленном порядке в Верховный Суд предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; организует делопроизводство и работу архивов судов; ведет судебную статистику; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.
- В сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов Судебный департамент разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий и помещений судов.
Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, органами и учреждениями Департамента на местах; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов, аппаратов Департамента и его территориальных органов. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.
Функционирование областных и приравненных к ним судов организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем подразделений его территориальных органов.
Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Вместе с тем, например, администратор районного суда является одновременно работником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ и числится в его штатном расписании.
Администратор суда:
- – принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
- – взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
- – принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
- – обеспечивает судей и работников аппарата суда текстами нормативных правовых актов, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
- – осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;
- – организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива суда;
- – организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время;
- – обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
- – организует строительство здания, а также ремонт и техническое оснащение здания и помещений суда;
- – разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;
- – осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации
- Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 219, 30.10.2003);
Правовой статус и структура Судебного департамента при Верховном Суде РФ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).
Правовые основы независимости самостоятельности судебной власти предусмотрены гл. 7 Конституции РФ, которая устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120).
Одной из основополагающих гарантий независимости и самостоятельности судебной власти является принцип финансирования судов только из федерального бюджета.
В связи с этим Конституция РФ предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).
Согласно статье 1 Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 12.03.2014 № 29-ФЗ):
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Функцию финансового, материально-технического, кадрового и иного организационного обеспечения федеральных судов и выполняет Судебный департамент.
Так, Закон о судах общей юрисдикции устанавливает, что организационное обеспечение деятельности верховных судов республик краевых, областных судов, судов городов федерального значении суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 37).
При этом данным Законом установлено, что организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда (ч. 2 ст. 37).
Таким образом, на Судебный департамент возложено организационное обеспечение всех федеральных судов, кроме Верховного Суда РФ.
Тем же Законом определяется роль Судебного департамента в финансировании судов общей юрисдикции: «Финансовое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации» (ч. 3 ст. 6).
Другим видом обеспечения федеральных судов общей юрисдикции является материально-техническое обеспечение их деятельности.
Законом о судах общей юрисдикции определено, что материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие (ч. 1 ст. 7).
Материально-техническое обеспечение деятельности всех федеральных судов общей юрисдикции кроме Верховного Суда РФ осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 7 указанного Закона).
Аналогичные нормы относительно роли Судебного департамента содержатся в других федеральных конституционных и федеральных законах, имеющих ключевое значение для определения структуры судебной системы РФ, выстраивания ее архитектуры, установления правового статуса составляющих ее частей. Так, Законом о судебной системе установлено, что Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы (ст. 31).
Законом о военных судах предусмотрено, что финансирование и обеспечение военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом (ч. 1 ст. 32). Согласно положениям ч.
2 указанной статьи на Судебный департамент также возложена обязанность финансирования фактических затрат на обеспечение военных судов средствами связи, служебными помещениями, а также на хранение архивов, осуществляемое соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 1, 2 ст. 31).
Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ не при Минюсте России сделало актуальным вопрос о том, к какому виду государственной власти должен относиться этот новый федеральный государственный орган.
Вопрос принадлежности Судебного департамента к одной из трех ветвей государственной власти не нашел своего разрешения в Законе о Судебном департаменте.
В этом Законе определено, что Судебный департамент является федеральным государственным органом (п. 1 ст. 1).
Такое легальное определение Судебного департамента как федерального государственного органа не дает возможности отнести его ни к исполнительной, ни к судебной власти. Отчасти это объясняется теми условиями, в которых принималось решение о создании Судебного департамента. Так, постановлением Совета судей РФ от 18 октября 1995 г.
«О признании необходимым создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» такая мера, как создание нового органа государственной власти с передачей ему штатов Минюста России и финансированием из федерального бюджета рассматривалась как безотлагательная мера, призванная нормализовать вопросы кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судов. Уже 28 марта 1996 г. Совет судей РФ принимает новое постановление «О Судебном департаменте», в котором говорит о срочной необходимости создания такого органа, а также о недопустимости попыток «структур исполнительной власти сохранить свое влияние на правосудие и воспрепятствовать становлению независимой судебной власти в России».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самой целью создания Судебного департамента, в том виде, в котором она была сформулирована инициаторами его создания — судейским сообществом России, его нахождение среди федеральных органов исполнительной власти не только не предусматривалось, но определялось как недопустимое.
В современной литературе, посвященной вопросам применения Закона о Судебном департаменте, существуют диаметрально противоположные взгляды на правовую природу статуса этот государственного органа. Одни исследователи полагают, что Судебный департамент не относится ни к судебной, ни к исполнительной ветвям власти[3].
Другие относят Судебный департамент к судебной ветви власти, но при этом, оговаривая его особый статус как «исполнительного органа судебной ветви власти»[4].
В действительности трудно предположить, каким образом доктрина современного российского права смогла бы заменить прямое указание в законе в том случае, когда речь идет об отнесении федерального органа власти к определенной власти.
Примером такого государственного органа власти, деятельность которого, как и деятельность Судебного департамента, имеет первостепенное значение в обеспечении функционирования властных полномочий государства, может служить Счетная палата РФ.
Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г.
№ 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), В приводимой формулировке так же, как и в определении Судебного департамента как федерального государственного органа, отсутствуют признаки, позволяющие отнести Счетную палату как орган власти к одной из ветвей государственной власти. Представляется оправданным считать, что «Счетная палата не входит ни в одну из ветвей власти, причисляется к органам государственной власти особой компетенции. Наличие органом особой компетенции определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью воздействия на нее с помощью таких институтов, которые не вписываются в рамки законодательной, исполнительной и судебной власти»[5].
Аналогично может быть сформулирован и правовой статус Судебного департамента как «органа государственной власти особой компетенции». Такой статус, исключающий возможность и необходимость отнесения Судебного департамента к какой бы то ни было ветви власти, представляется адекватным принципу независимости судебной власти, декларированному ст. 120 Конституции РФ.
Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации
Система Судебного департамента включает собственно Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ. В структуру Судебного департамента как центрального федерального органа государственной власти входят главные управления, управления, а также самостоятельные отделы.
Руководство Судебным департаментом осуществляет Генеральный директор Судебного департамента (ст. 8 Закона о Судебном департаменте). Он назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ согласия Совета судей РФ (п. 1 ст. 7 Закона о Судебном департаменте).
Руководство структурными подразделениями Судебного департамента (главными управлениями, управлениями, отделами) осуществляют начальники этих подразделений, которые подчиняются курирующим их заместителям Генерального директора Судебного департамента.
Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора (Судебного департамента (ст. 9 вышеназванного Закона).
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Его структура и функции
В соответствии с Законом «О Судебном департаменте» Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных судов (в перспективе и военных судов) и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
В соответствии со ст.
6 Закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет следующие основные полномочия: организационно обеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всероссийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учреждениями Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов общей юрисдикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осуществлять подготовку и повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку судей и работников аппарата судов; вести судебную статистику, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; принимать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывать материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов; взаимодействовать с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие полномочия в соответствии с законодательством.
Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые ими учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).
- Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.
- Структура Судебного департамента. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:
- – главных управлений: организационно-правового обеспечения деятельности судов; обеспечения деятельности военных судов; финансово-экономического;
- – управлений: государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного; делами; капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;
- – отделов: учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества.
Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.
В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор издает приказы и распоряжения.
В субъектах Российской Федерации создаются управления (отделы) Судебного департамента, которые являются его органами и подчиняются Генеральному директору и подотчетны Совету судей субъектов РФ.
Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей.
В этих целях они: осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответствии с Законом «О статусе судей»; организуют и обеспечивают работу экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры по ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.
- Управление (отдел) Судебного департамента субъекта Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.
- Деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов или районных судов организационно обеспечиваетадминистраторсоответствующего суда, который осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения Судебного департамента и во взаимодействии с ним, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.
- Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа назначается на должность и освобождается от нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.
- Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.
- Администратор суда: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.