В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.
К федеральным относятся:
- Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
- Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
- Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
- Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
- Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
- Полномочия
- Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
- Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
- Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
- Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
- Федеральное Собрание
- Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.
Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
- назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
- лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
- назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
- проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
- проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
- прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
- заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
- утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
- утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Правительство РФ
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
Правительство РФ:
- разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
- обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
- обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
- осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
- осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
- обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
- создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Судебная власть
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.
По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.
КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ"О внешней разведке" стр. 4
В рамках установленных взаимоотношений официальные представители органов внешней разведки Российской Федерации направляются в иностранные государства в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Статья 16. Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении ими разведывательной деятельности, если она не связана с изменением основных направлений деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти. Возмещение расходов по оказанию такого содействия является расходным обязательством Российской Федерации.
Порядок взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти в вопросах, касающихся оказания содействия органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении разведывательной деятельности, определяется Президентом Российской Федерации.
Условия взаимоотношений органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации устанавливаются соответствующими договорами.
Глава III. Правовое положение и социальная защита сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации и лиц, оказывающих содействие этим органам
Статья 17. Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации
- Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы.
- Сотрудником органа внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства и способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
- Несоответствие лица одному из указанных в части второй настоящей статьи требований, касающихся профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья, или иным требованиям, установленным федеральными законами, служит основанием для отказа в приеме (переводе) его на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в органы внешней разведки Российской Федерации, а также для расторжения с ним контракта о прохождении военной службы (служебного контракта, трудового договора) в органе внешней разведки Российской Федерации.
- Численность сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации.
На военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций. Особенности прохождения военной службы военнослужащими, являющимися сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации, и обеспечения их всеми видами довольствия, дополнительные гарантии и меры правовой и социальной поддержки указанных военнослужащих и членов их семей, обусловленные спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций, устанавливаются федеральным законодательством. Гарантии и меры правовой и социальной поддержки военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей реализуются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
- В отношении военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, решение о заключении контракта, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимается руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
- На государственных гражданских служащих и работников органов внешней разведки Российской Федерации распространяется действие соответственно законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
- В соответствии с задачами органов внешней разведки Российской Федерации нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, государственным гражданским служащим и работникам органов внешней разведки Российской Федерации могут устанавливаться особые условия оплаты труда, дополнительные гарантии и меры правовой и социальной поддержки.
- Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели.
- Государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки Российской Федерации не могут создавать общественные объединения, преследующие политические цели.
Статья 18. Кадровый состав органов внешней разведки Российской Федерации
К кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и государственные гражданские служащие органов внешней разведки Российской Федерации, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки Российской Федерации.
Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки Российской Федерации, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.
Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации для выполнения своих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки Российской Федерации занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки Российской Федерации.
Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации запрещается принимать негласное участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности.
Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации.
Статья 19. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации
Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.
Органы внешней разведки Российской Федерации не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, судьям судов Российской Федерации и прокурорам всех уровней в Российской Федерации, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций.
Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, и членов их семей могут проводиться мероприятия по их защите, не нарушающие права и законные интересы других лиц.
Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом Российской Федерации.
Раздел VI. Полномочия органов государственной власти в сфере защиты государственной границы
Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993
Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере защиты Государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности, осуществляет государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят в состав федеральной службы безопасности.
Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
-
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области иностранных дел:
-
на основе решений органов государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению режима Государственной границы, готовит необходимые документы и материалы;
-
осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты Государственной границы;
-
оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства;
-
разрешает вопросы соблюдения режима Государственной границы, инциденты на Государственной границе, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны.
-
-
1.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности:
-
совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
-
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
-
обеспечивает совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, координацию пограничными органами деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы;
-
участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;
-
участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;
-
осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;
-
осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами;
-
обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;
-
совместно с органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории;
-
во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела, в сфере внутренних дел, разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой;
-
осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
-
организует деятельность органов федеральной службы безопасности по защите и охране Государственной границы;
-
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы.
-
-
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
-
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны:
-
обеспечивает защиту Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;
-
обеспечивает участие Вооруженных Сил Российской Федерации в защите Государственной границы на суше, море, пограничных реках, озерах и иных водных объектах в случаях и порядке, определенных настоящим Законом, другими федеральными законами;
-
разрешает в пределах своей компетенции инциденты, связанные с нарушением режима Государственной границы;
-
оказывает содействие пограничным органам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты Государственной границы на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений.
-
-
4. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля:
-
организуют и проводят мероприятия по защите на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства;
-
издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;
-
контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
-
создают контрольные органы (пункты) и организуют их работу;
-
взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие пограничным органам в защите Государственной границы;
-
сотрудничают в защите Государственной границы с соответствующими органами иностранных государств.
-
-
4.1. Кроме указанных в пункте 4 настоящей статьи полномочий таможенные органы:
-
производят отдельные действия, связанные с осуществлением иных видов контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
обеспечивают внесение данных о перемещаемых через Государственную границу грузах, товарах и животных в межведомственную информационную систему. Положение о межведомственной информационной системе утверждается Правительством Российской Федерации.
-
-
5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел:
-
оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
-
информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов;
-
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;
-
обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
-
обеспечивает по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы;
-
обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
-
обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
-
участвует в правовом воспитании населения приграничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с пограничными органами правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее.
-
-
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
-
7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты Государственной границы.
-
8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, обеспечивает участие войск национальной гвардии Российской Федерации в защите Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации:
-
создают условия для защиты Государственной границы уполномоченным на то законом Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты в пределах, установленных настоящим Законом;
-
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
-
информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах Российской федерации;
-
создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы;
-
контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации о Государственной границе.
3.4. Служба внешней разведки Российской Федерации и иные органы обеспечения безопасности
-
Служба внешней
разведки Российской Федерации (СВР
России)является составной частью сил
обеспечения безопасности и призвана
защищать безопасность личности, общества
и государства от внешних угроз. - Целямидеятельности СВР являются:
-
1. обеспечение
Президента Российской Федерации,
Федерального Собрания и Правительства
разведывательной информацией, необходимой
им для принятия решений в политической,
экономической, военно-стратегической,
научно-технической и экологической
областях; -
2. обеспечение
условий, способствующих успешной
реализации политики Российской Федерации
в сфере безопасности;
3. содействие
экономическому развитию, научно-техническому
прогрессу страны и военно-техническому
обеспечению безопасности Российской
Федерации.
Для достижения
этих целей федеральным законом Российской
Федерации «О внешней разведке» Службе
внешней разведки предоставляется ряд
полномочий. В том числе, установление
на конфиденциальной основе отношений
сотрудничества с лицами, добровольно
давшими на это согласие, и осуществление
мер по зашифровке кадрового состава.
В процессе
разведывательной деятельности СВР
может использовать гласные и негласные
методы и средства, которые не должны
причинять вред жизни и здоровью людей
и наносить ущерб окружающей среде.
Порядок использования негласных методов
и средств определяется федеральными
законами и нормативными правовыми
актами органов внешней разведки
Российской Федерации.
-
Разведывательная
информация предоставляется Президенту
РФ, палатам Федерального Собрания,
Правительству РФ и определяемым
Президентом федеральным органам
исполнительной и судебной власти,
предприятиям, учреждениям и организациям. -
Руководители
Службы внешней разведки несут персональную
ответственность перед Президентом
Российской Федерации за достоверность,
объективность разведывательной
информации и своевременность ее
предоставления. -
Общее руководство
органами внешней разведки РФ (в том
числе и СВР) осуществляет Президент РФ.
Вопрос о том,
следует ли рассматривать СВР в качестве
правоохранительного органа, остаётся
открытым. Хотя в Указе Президента от 11
августа 2003 г.
№ 308 «О мерах по
совершенствованию государственного
управления в области безопасности РФ»
органы внешней разведки названы в числе
органов обеспечения безопасности РФ,
тем не менее, по сути своей органы СВР
не обладают признаками правоохранительных
органов.
Хотя СВР РФ вправе осуществлять
оперативно-розыскную деятельность, их
компетенция при этом ограничена
исключительно вопросами обеспечения
собственной безопасности, так же, как
у ГРУ Генерального штаба Вооруженных
Сил РФ (военной разведки).
-
Федеральная
служба по финансовому мониторингу
(РосФинМониторинг) является федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным принимать меры по
противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма. -
К
основным задачам
РосФинМониторинга относятся: -
1. сбор, обработка
и анализ информации об операциях с
денежными средствами или иным имуществом,
подлежащих контролю в соответствии с
законодательством Российской Федерации; -
2. создание единой
информационной системы и ведение
федеральной базы данных в сфере
противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма; -
3. направление
соответствующей информации в
правоохранительные органы в соответствии
с их компетенцией при наличии достаточных
оснований, свидетельствующих о том, что
операция, сделка связаны с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, или финансированием
терроризма; -
4. осуществление
в соответствии с международными
договорами Российской Федерации
взаимодействия и информационного обмена
с компетентными органами иностранных
государств в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и
финансированию терроризма;
5. представление
Российской Федерации в международных
организациях по вопросам противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и
финансированию терроризма.
По своей сути
РосФинМониторинг совмещает функции
экономической разведки (в отличие от
СВР, которую можно назвать разведкой
политической) и органа обеспечения
экономической безопасности РФ.
Указом Президента
РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по
противодействию терроризму» (ред.
от 08.10.2010)
утверждена система
органов государственного управления
в области противодействия терроризму
и положение о Национальном
антитеррористическом комитете.
-
Систему органов
государственного управления в области
противодействия терроризму составляют: -
на
уровне РФ — Национальный антитеррористический
комитет; -
на
уровне субъектов РФ – антитеррористические
комиссии. -
Национальный
антитеррористический комитет является
органом, обеспечивающим координацию
деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления по противодействию
терроризму, а также осуществляющим
подготовку соответствующих предложений
Президенту Российской Федерации. -
Возглавляет его
– по должности — директор Федеральной
службы безопасности Российской Федерации. -
Основными задачами
Комитета являются: -
1. подготовка
предложений Президенту РФ по формированию
государственной политики в области
противодействия терроризму, а также по
совершенствованию законодательства
Российской Федерации в этой области; -
2. координация
деятельности по противодействию
терроризму федеральных органов
исполнительной власти, антитеррористических
комиссий в субъектах Российской
Федерации, а также организация их
взаимодействия с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления,
общественными объединениями и
организациями; -
3. разработка мер
по противодействию терроризму, устранению
способствующих ему причин и условий, в
том числе мер по обеспечению защищенности
потенциальных объектов террористических
посягательств; -
4. участие в
международном сотрудничестве в области
противодействия терроризму, в том числе
в подготовке проектов международных
договоров Российской Федерации в этой
области; -
5. подготовка
предложений по обеспечению социальной
защиты лиц, осуществляющих борьбу с
терроризмом и (или) привлекаемых к этой
деятельности, а также по социальной
реабилитации лиц, пострадавших от
террористических актов;
6. решение иных
задач, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, по противодействию
терроризму.
-
При Комитете
образуется Федеральный оперативный
штаб, в задачи которого входит организация
планирования применения сил и средств
федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов по
борьбе с терроризмом. -
На территории
субъектов РФ,
как уже было сказано, создаются
антитеррористические комиссии. В их
задачивходит: -
1. координация
деятельности территориальных органов
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления по профилактике
терроризма;
2. координация
деятельности указанных органов для
минимизации и ликвидации последствий
проявлений терроризма.
По аналогии с
федеральным уровнем, в субъектах РФ
образуются оперативные штабы — для
управления контртеррористическими
операциями в субъектах Российской
Федерации.