Статья 21. Независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи

  • (1) При оказании психиатрической помощи врач-психи­атр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом.
  • (2) Врач-психиатр, мнение которого не совпадает с ре­шением врачебной комиссии, вправе дать свое заключение, которое приобщается к медицинской документации.
  • Статья 22. Гарантии и льготы врачам-психиатрам, иным специалистам, медицинскому и другому пер­соналу, участвующим в оказании психиатри­ ческой помощи
  • Врачи-психиатры, иные специалисты, медицинский и другой персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на льготы, установленные законода­тельством Российской Федерации для лиц, занятых дея­тельностью в особых условиях труда, а также подлежат обязательному государственному страхованию на случай

О психиатрической помощи…                                   411

причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей.

В случае причинения вреда здоровью, повлекшего вре­менную утрату трудоспособности лица, участвующего в ока­зании психиатрической помощи, ему выплачивается страхо­вая сумма в пределах его годового денежного содержания в зависимости от тяжести причиненного ущерба.

При наступ­лении инвалидности страховая сумма выплачивается в раз­мере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности лица, а в случае его смерти страховая сумма выплачивается его на­следникам в размере десятикратного годового денежного содержания.

  1. РАЗДЕЛ IV
  2. ВИДЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПОРЯДОК ЕЕ ОКАЗАНИЯ
  3. Статья 23. Психиатрическое освидетельствование
  4. (1) Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим
  5. расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

(2) Психиатрическое освидетельствование, а также про­филактические осмотры проводятся по просьбе или с согла­сия обследуемого; в отношении несовершеннолетнего в воз­расте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособ­ным, — по просьбе или с согласия его законного предста­вителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд.

  • (3) Врач, проводящий психиатрическое освидетельство­вание, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев,
  • 412__________________________________ Приложения
  • предусмотренных пунктом «а» части четвертой настоящей статьи.
  • (4) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его закон­ного представителя в случаях, когда по имеющимся данным
  • обследуемый совершает действия, дающие основания пред­полагать наличие у него тяжелого психического расстройст­ва, которое обусловливает:
  • а) его непосредственную опасность для себя или окружа­ющих, или
  • б) его беспомощность, то есть неспособность самостоя­тельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
  • в) существенный вред его здоровью вследствие ухудше­ния психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
  1. (5) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его закон­ного представителя, если обследуемый находится под дис­пансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Закона.
  2. (6) Данные психиатрического освидетельствования и за­ключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой ука­зываются также причины обращения к врачу-психиатру и медицинские рекомендации.
  3. Статья 24. Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его закон­ного представителя
  4. (1) В случаях, предусмотренных пунктом «а» части чет­вертой и частью пятой статьи 23 настоящего Закона, реше­ние о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя при­нимается врачом-психиатром самостоятельно.
  5. (2) В случаях, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

О психиатрической помощи…___________________ 413

  • Статья 25. Порядок подачи заявления и принятия реше­ ния о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя
  • (1) Решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного пред­ставителя, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 23 настоящего Закона, принимается врачом-психиатром по заявлению, содержащему сведения о
  • наличии оснований для такого освидетельствования, пере­численных в части четвертой статьи 23 настоящего Закона.
  • (2) Заявление может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, вра­чом любой медицинской специальности, должностными ли­цами и иными гражданами.

(3) В неотложных случаях, когда по полученным сведе­ниям лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным. Ре­шение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.

(4) При отсутствии непосредственной опасности лица для себя или окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость тако­го освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру.

Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения.

Установив, что в за­явлении отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, врач-психиатр, в письменном виде, мотивированно отказывает в психиатри­ческом освидетельствовании.

(5) Установив обоснованность заявления о психиатри­ческом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, врач-психиатр на­правляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освиде­тельствования, а также заявление об освидетельствовании и

414__________________________________ Приложения

другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов. Действия судьи могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Статья 21. Независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи Мы поможем в написании ваших работ!

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" стр. 3

Статья 20. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи

  • (1) Профессиональные права и обязанности врача — психиатра, иных специалистов и медицинских работников при оказании психиатрической помощи устанавливаются законодательством Российской Федерации о здравоохранении и настоящим Законом.
  • (2) Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.
  • (3) Заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и законных интересов, а также для предоставления ему гарантий, предусмотренных законом для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Статья 21. Независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи

(1) При оказании психиатрической помощи врач — психиатр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом.

Читайте также:  Статья 3. льготы по предоставлению, строительству жилого помещения, оплате жилого помещения и коммунальных услуг, бытовых услуг, а также особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(2) Врач-психиатр, мнение которого не совпадает с решением врачебной комиссии, вправе дать свое заключение, которое приобщается к медицинской документации.

Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи

  1. (1) Медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, определяется Правительством Российской Федерации.

  3. Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  4. Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
  5. (2) Медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, подлежат:
  6. абзац второй утратил силу;
  7. обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания

Статья 23. Психиатрическое освидетельствование

(1) Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

(2) Психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия обследуемого на его проведение.

Психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет проводится при наличии информированного добровольного согласия на его проведение одного из родителей либо иного законного представителя, а в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие, — при наличии информированного добровольного согласия на проведение психиатрического освидетельствования законного представителя такого лица. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о даче информированного добровольного согласия на проведение психиатрического освидетельствования подопечного не позднее дня, следующего за днем дачи указанного согласия.

  • (3) Врач, проводящий психиатрическое освидетельствование, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом «а» части четвертой настоящей статьи.
  • (4) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:
  • а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
  • б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
  • в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
  • (5) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Закона.
  • (6) Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу — психиатру и медицинские рекомендации.
  • (7) Психиатрическое освидетельствование гражданина, указанного в статье 15 настоящего Закона, проводится в рамках военно-врачебной экспертизы в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 24. Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя

(1) В случаях, предусмотренных пунктом «а» части четвертой и частью пятой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно.

(2) В случаях, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

Статья 25. Порядок подачи заявления и принятия решения о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя

(1) Решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 23 настоящего Закона, принимается врачом-психиатром по заявлению, содержащему сведения о наличии оснований для такого освидетельствования, перечисленных в части четвертой статьи 23 настоящего Закона.

(2) Заявление может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами.

(3) В неотложных случаях, когда по полученным сведениям лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным. Решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.

(4) При отсутствии непосредственной опасности лица для себя или окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру.

Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения.

Установив, что в заявлении отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, врач-психиатр в письменном виде, мотивированно отказывает в психиатрическом освидетельствовании.

(5) Установив обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, врач — психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освидетельствования, а также заявление об освидетельствовании и другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов. Действия судьи могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 57. удостоверение завещаний

Статья 26. Психиатрическая помощь, оказываемая в амбулаторных условиях

  1. (1) В отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний.

  2. (2) Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона.

  3. (3) Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом — психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.

Статья 27. Диспансерное наблюдение

(1) Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

(2) Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

(3) Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.

(4) Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. После прекращения диспансерного наблюдения психиатрическая помощь в амбулаторных условиях оказывается в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Закона.

При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, предусмотренным частью четвертой статьи 23, статьями 24 и 25 настоящего Закона.

Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров.

(5) Порядок диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Статья 28. Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях

  • (1) Основаниями для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении психиатрического обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи.
  • (2) Основанием для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, может быть также необходимость проведения психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, установленных законами Российской Федерации.
  • (3) Госпитализация лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 настоящего Закона, осуществляется добровольно — по его просьбе или при наличии его согласия на госпитализацию.

Вся правда о психиатрическом "учёте"

Следствие и дознание запрашивает “не состоит ли на учете у психиатра гражданин”. На просьбу пояснить, какая же именно информация их интересует улыбаются как слабоумному, но всё-таки любимому младшему братику.

И продолжают долдонить “а состоит ли на учете”, “а почему снят с учета” “а если снят с учета зачем экспертиза”. То есть позитивный ответ трактуется как наличие у гражданина психического расстройства, отрицательный – как отсутствие.

На “состоящего на учете” гражданина, оказывается, исторически отказывали заводить дела об административных правонарушениях.

У Вашего покорного слуги моментально возникла дерзкая идея завести на себя родимого карточку с каким-нибудь “тревожным расстройством” и раз и навсегда решить проблему с поисками общественного туалета. Психиатры заставляли пациентов отходить к ним на прием 5 лет раз в месяц “для снятия с учета”.

И под завязку. Один коллега рассказал, что к нему в 2014 году несколько раз акушеры направляли дам с олигофренией, для того чтобы абортировать беременность недобровольно (!) как “состоящую на учете у психиатра”!

Не удивимся, если в нашей необъятной Родине до сих пор есть такие дикие места…

На “состоящего на учете” гражданина, оказывается, исторически отказывали заводить дела об административных правонарушениях.

У Вашего покорного слуги моментально возникла дерзкая идея завести на себя родимого карточку с каким-нибудь “тревожным расстройством” и раз и навсегда решить проблему с поисками общественного туалета. Психиатры заставляли пациентов отходить к ним на прием 5 лет раз в месяц “для снятия с учета”.» class=»wp-image-14445 size-full» src=»https://medrussia.org/wp-content/uploads/2018/03/3d90fc47425c749069bb0.jpg» width=»1280″ srcset=»https://medrussia.org/wp-content/uploads/2018/03/3d90fc47425c749069bb0.jpg 1280w, https://medrussia.org/wp-content/uploads/2018/03/3d90fc47425c749069bb0-768×432.jpg 768w»>Такие вот запросы до сих пор присылают из УВД

Историческая справка

Психиатрический учет был введен в нашей стране приказом Минздрава СССР от 11.02.1964 «Об обязательном учете больных с впервые в жизни установленным диагнозом психического заболевания». Вероятно, изначально данный приказ имел целью анализ заболеваемости психичесими расстройствами.

Каждое учреждение обязано было сообщать в вышестоящие инстанции о количестве заболевших граждан, а так же о количестве психобольных, проживающих на вверенной ему территории. То. Есть, если гражданин учитывался в этой сводке как психобольной, он и считался «состоящим на учете”.

Законодательно этот вопрос не регламентировался, и с годами стихийно сформировался порядок, при котором гражданин, после выявления у него психического расстройства, вне зависимости от клинической формы и степени выраженности «ставился на учет».

С этого момента гражданин считался юридически «психобольным» со всеми вытекающими правовыми ограничениями. При достижении ремиссии, либо иных требований психиатрического учреждения гражданин «снимался с учета». С этого момента он больше не считался «психобольным» и правовые ограничения снимались.

Ленинградские коллеги тоской вспоминали, как перед знаменательным событием Партией выдавался указ “всех, состоящих на учёте психически больных – госпитализировать в срок до…” И начинались увлекательные дни по набивке гражданами стен психиатрических больниц. Как больными, как и не очень.

Например, вспоминают, как набитую больными палату в одну такую облаву попал мужчина, занимавший не последний пост в администрации Кировского завода. “На учет” к психиатрам он попал, порвав порыве гнева советский паспорт.

А как это всё закончилось

Введенный в действие с 1 января 1993 г. Закон РФ ‘О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании’ такого учета не предусмотрел, что потребовало приведения в соответствие с Законом всей нормативно-правовой базы.

Профессиональная самостоятельность врача-психиатра и проблема недоверия к психиатрической службе в России

Д.Г. Бартенев – Канд. юрид. наук, адвокат, преподавателькафедры международного права юридического факультета СанктПетербургскогогосударственного университета

Читайте также:  Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации

На основе международных актов и положений российского законодательства сформулированы этические и правовые гарантии профессиональной независимости врача-психиатра при оказании психиатрической помощи.

Снижение профессиональной автономии врача-психиатра, понимаемой автором не только как свободы от внешнего административного давления, но и как внутренней самостоятельности, продемонстрировано на примере конкретных юридических решений в практике психиатра.

Подчеркивается связь между ограничением профессиональной независимости врача, отсутствием механизмов защиты в виде этических комитетов, и растущим недоверием к психиатрической службе в современной России.

Ключевые слова: профессиональная независимость, право и этика в психиатрии.

Основные принципы профессиональной независимости врача при оказании медицинской помощи закреплены в международных документах, принятых Всемирной медицинской ассоциацией, среди которых необходимо упомянуть Декларацию о правах человека и свободе личности практикующих врачей [ Принята 37-й Всемирной Медицинской Ассамблеей. Брюссель, Бельгия, 1985 г. ],Декларацию Всемирной медицинской ассоциации о независимости и профессиональной свободе врача [ Принята 38-й Всемирной Медицинской Ассамблеей. Калифорния, США, 1986 г. ], а также Мадридскую декларация о профессиональной автономии и самоуправлении врачей [ Принята 39-й Всемирной Медицинской Ассамблеей. Мадрид, Испания, 1987 г. ]. В соответствии с этими этическими нормами главной целью профессиональной автономии является обеспечение свободы профессиональных решений врача при оказании медицинской помощи, как непременного условия оказания высококачественной медицинской помощи.

В развитие данных принципов Кодекс профессиональной этики психиатра [ Принят на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г.

] устанавливает, что моральное право и долг психиатра – отстаивать свою профессиональную независимость, в связи с чем, оказывая медицинскую помощь, участвуя в комиссиях и консультациях, выступая в роли эксперта, психиатр обязан открыто заявлять о своей позиции, защищать свою точку зрения, а при попытках давления на него – требовать юридической и общественной защиты.

Возможность упомянутой юридической защиты выражается в том, что профессиональная самостоятельность врача-психиатра при оказании психиатрической помощи – в отличие от других медицинских специальностей – возведена в ранг гарантии, предусмотренной законом.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» при оказании психиатрической помощи врач-психиатр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом.

Важность законодательного закрепления данной гарантии очевидна, учитывая печальный исторический опыт отечественной психиатрии, однако ее значение актуально и в современных условиях.

Как видно из указанной нормы, независимость врача-психиатра не является абсолютной, поскольку помимо необходимости руководствоваться медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом, врач-психиатр обязан также применять в диагностике психических расстройств общепризнанные международные стандарты (ст. 10 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Профессиональная автономия врача является фундаментальной гарантией, защищающей не только медицинских работников, но и, возможно, даже в большей степени пациентов, поскольку позволяет обеспечить, в конечном счете, оказание медицинской помощи, отвечающей потребностям пациента и обеспечить реализацию права каждого на наивысший достижимый уровень здоровья.

Традиционно профессиональная независимость врача-психиатра понимается как свобода от внешних вмешательств, прежде всего – от административного давления.

Однако не менее важной представляется свобода от необоснованных самоограничений профессиональной самостоятельности, которые, по нашему мнению, оказывают значительное влияние на профессиональное самосознание врачей-психиатров в современной российской практике.

Речь идет именно о внутренних ограничениях, внутренних представлениях о профессиональной свободе, о собственной самостоятельности врача-психиатра, примерами которых могут служить следующие ситуации.

  • Автоматическое установление диспансерного наблюдения на основании выписки из психиатрического стационара, без фактического освидетельствования пациентов или на основании формального решения врачебной комиссии, без собственной клинической оценки;
  • убежденность в том, что любые ранее установленные диагнозы, в особенности послужившие основанием для освобождения от военной службы, должны быть автоматически подтверждены при решении иных вопросов, например, при определении отсутствия противопоказаний к профессиональной деятельности;
  • убежденность в том, что судебно-психиатрическая экспертиза может проводиться только в специализированных государственных экспертных учреждениях и порождаемая этим боязнь в принятии врачами-психиатрами, не являющимися экспертами по должности, полномочий эксперта по определению суда;
  • принятие диагноза, установленного по результатам судебно-психиатрической экспертизы в качестве непреложной истины, за счет необоснованного умаления собственного профессионального авторитета врача-клинициста, и, как следствие, выделение судебных психиатров в особую касту «врачей-экспертов»;
  • назначение и продление принудительного лечения нередко уравнивается с уголовно-правовой санкцией, что приводит к слепому, автоматическому исполнению постановлений судов о принудительном лечении на основании проведенной экспертизы. Нередки ситуации, когда пациент поступает в психиатрический стационар для прохождения принудительного лечения спустя значительное время после экспертной оценки его психического состояния, которое на момент госпитализации не требует стационарного лечения в связи с отсутствием опасности пациента по смыслу ст. 97 Уголовного кодекса РФ. В такой ситуации психиатрический стационар обязан поставить перед судом вопрос о немедленном изменении или прекращении принудительного лечения, не дожидаясь истечения шестимесячного срока, установленного ст. 102 Уголовного кодекса РФ.

Вышеперечисленные проявления снижения профессиональной самостоятельности врача-психиатра во многом связаны с тем общественно-политическим контекстом, в котором существует психиатрическая служба в современной России, и пренебрежительным отношением власти к основным правам и свободам личности. Однако причины кроются также и во внутренних ограничениях, необоснованно воспитываемым самим психиатрическим сообществом и не имеющих никаких оснований в законе или в Кодексе профессиональной этики психиатра. Напротив, в законе заложены достаточные гарантии самостоятельности и независимости врача-психиатра, ведь часть 2 ст. 21 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предоставляет врачу-психиатру, мнение которого не совпадает с решением врачебной комиссии, право дать свое заключение, которое приобщается к медицинской документации.

Самостоятельность врача-психиатра в своей повседневной клинической практике должна основываться на высочайшем профессионализме и понимании того, что укрепление авторитета психиатрической службы за счет доверия к ней со стороны общества должно быть основано на правильном понимании ее предназначения: психиатрическая служба стоит на защите, прежде всего, психического здоровья граждан, а не государственных интересов.

Важная роль в повышении независимости врачей-психиатров при оказании психиатрической помощи могла бы принадлежать этическим комитетам, как органам внутреннего профессионального контроля, в том числе и в ситуациях конфликта профессиональных точек зрения в отношении сложных этических ситуаций. По нашему мнению, комитеты по этике должны функционировать при каждой крупной психиатрической больнице.

По нашему мнению низкий уровень профессиональной самостоятельности врачей-психиатров и отсутствие повседневной полемики внутри психиатрического сообщества является одной из основных причин растущего недоверия к психиатрии как в обществе в целом, в том числе в профессиональном адвокатском сообществе, к которому принадлежит автор данного сообщения. Недовольство адвокатов отсутствием критики судебно-психиатрических экспертных заключений, отсутствием возможности получения объективной консультации врача-психиатра и конкуренции мнений в судебном процессе порождают, к сожалению, предвзятое отношение к этой благородной профессии.

Ссылка на основную публикацию