Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Одна из важнейших задач современного сильного государства — обеспечить безопасную и достойную жизнь своих граждан. По-настоящему сильным можно считать только такое государство, в котором соблюдаются права человека.

В статье пойдет речь о свободе совести и о религиозных объединениях, о государственном регулировании отношений между обществом и человеком. 

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Свобода совести и вероисповедания

Россия провозгласила свободы и права человека как значимые ценности и признала необходимость придерживаться международных стандартов, принимая законы о религии РФ.

В государстве вместе с другими правами гарантируется право гражданина на выбор вероучения и беспрепятственное отправление соответствующих культов и обрядов.

Совесть

Энциклопедический словарь определяет понятие как высоко моральное сознание, внутреннюю способность различать добро и зло, понимание нравственной ответственности за свои действия.

Совесть — выражение способности личности к нравственному самоконтролю, самостоятельному формулированию для себя нравственных обязанностей, их выполнение и самооценка своих поступков.

Свобода

Понятие с древних времен пытались обдумать философы, политики, поэты.

В Большой Актуальной Политической энциклопедии — это возможность самоопределения, достижения собственных целей. В праве — это возможность определенного поведения человека, закрепленная в Конституции.

В Международном пакте о гражданских и политических правах говорится о возможности иметь и принимать религию или убеждения по своему выбору.

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Значение понятия в Конституции РФ

  • Основные положения, определяющие существование общества, жизнь и деятельность каждого индивида, записаны в Конституции и являются ее основными принципами.
  • Действующая Конституция определяет Россию как светское государство, и никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.
  • Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину возможность выбирать, иметь и распространять религиозные или антирелигиозные, атеистические убеждения и жить в соответствии с ними.
  • Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Религиозные объединения и их типы

Религиозным объединением (РО) считается добровольное объединение граждан и иных лиц, на законных основаниях постоянно живущих на территории страны, образованное с целью совместного распространения и исповедания веры.

Имеют следующие признаки:

  • наличие вероисповедания;
  • совершение обрядов, богослужений и церемоний;
  • обучение и воспитание своих последователей.

Верующие могут объединяться в виде организаций и групп. Организации в установленном порядке регистрируются в качестве юридического лица, а группы осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Организации подразделяют на централизованные и местные в зависимости от территориальной сферы деятельности.

Создавать РО в органах государственной власти, в государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Нельзя создавать группы, цели и действия которых противоречат действующему законодательству.

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Закон о свободе совести и религиозных объединениях

Российское законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания состоит из:

  • норм Конституции Российской Федерации;
  • Гражданского кодекса РФ;
  • Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года.

В соответствии с данными нормами принимаются иные правовые акты, которые регулируют отношения в области прав человека и гражданина, а также правовое положение верующих.

В законе четыре главы.

  1. Общие положения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Права и условия деятельности религиозных организаций. Порядок осуществления миссионерской деятельности.
  4. Надзор и контроль за исполнением законодательства.
  1. В пункте 3 статьи 2 ФЗ говорится, что ничего в законах не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав, которые гарантирует Конституция и международные договоры Российской Федерации.
  2. Не допускаются ограничения и иные формы дискриминации или установление преимуществ из-за отношения к религии.
  3. Пункт 2 статьи 3 ФЗ гласит, что право человека на свободу вероисповедания и совести может быть ограничено только в той мере, чтобы обеспечить защиту конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С момента публикации в правовой акт были внесены поправки. 28 ноября 2015 года Президент подписал Закон «О внесении изменений в Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации». Поправки изменили порядок контроля. Последняя редакция документа проводилась в 2017 году.

По закону о религиозных организациях в 2017 году неоднократно выносились судебные решения как в пользу верующих, так и в пользу органов государственного контроля.

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Отрицательные и положительные стороны закона

Закон 1997 года с дальнейшими поправками имеет как положительные стороны, так и отрицательные. До перестройки в России допускалось немало нарушений прав и свобод верующих, но дела, связанные с религией не рассматривались органами правосудия. С принятием закона у верующих появилась возможность защищать свои права через суд.

Конституционный суд периодически вносит поправки, которые вызывают неоднозначную оценку лидеров и представителей различных конфессий.

Религиозные деятели дали отрицательную оценку самому закону и принятым к нему поправкам по следующим причинам:

  • несоответствие Конституции, нечеткие формулировки;
  • не обозначен механизм реализации норм;
  • лоббирование интересов православной церкви, необоснованное включение понятия «традиционные конфессии»;
  • ограничения деятельности верующих;
  • невозможность в полной мере реализовать права среди осужденных;
  • ужесточение контроля за деятельностью проповедников и миссионеров.
  • несоответствие закона для военнослужащих уголовному кодексу, который предусматривает уголовную ответственность за отказ от участия в военных действиях.
  • На занятиях по общественно-государственной подготовке (ОГП ) среди служащих в вооруженных силах ведется работа по реализации потребностей верующими военнослужащими.
  • Таким образом, Закон 125 нуждается в тщательной переработке: в уточнении понятийного аппарата, приведении в соответствие с Конституцией РФ.
  • Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Наказания за нарушение

Нарушение влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказание за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, пропаганду неполноценности человека по признаку отношения к религии:

  • штраф в размере 500—800 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда);
  • ограничение свободы сроком до трех лет или лишение свободы сроком до четырех-пяти лет.

За воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания предусмотрена ответственность:

  • штраф 200 МРОТ;
  • исправительные работы до 1 года;
  • арест до 3 месяцев.

Оскорбление, унижение другого лица через СМИ, вандализм, осквернение зданий, порча имущества предусматривает административную ответственность.

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Видео

В видео вы познакомитесь с возможными последствиями принятия документа о миссионерской деятельности в интервью с начальствующим епископом Сергеем Ряховским

Фз о свободе совести и о религиозных объединениях

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Религиозное объединение — это формирование, которое было создано жителями РФ или другими лицами в добровольном порядке для совместного ношения веры и ее распространения.

Чтобы урегулировать такие формирования, правительство Российской Федерации приняло Федеральный закон № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях».

Суть 125 ФЗ

Федеральный закон № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» был принят ГосДумой 19 сентября 1997 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней. Последние изменения в ФЗ 125 были внесены 6 июля 2016 года. Также в это время вносились коррективы в Федеральный закон о нотариате. Подробности тут:

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — перечисляет общие положения ФЗ 125;
  • Глава 2 — раскрывает понятие «религиозные объединения», существующие на территории РФ;
  • Глава 3 — перечисляет права и деятельность организаций, связанных с церковной активностью;
  • Глава 4 — описывает процесс надзора и контроля за исполнением положений ФЗ о свободе вероисповедания, совести и религиозных формирований.

ФЗ 115 о концессионных соглашениях читайте тут:

Последние поправки, внесенные в закон о свободе совести и религии

Как было сказано в статье, последний раз ФЗ 125 был изменен 6 июля 2016 года. В частности, поправки были внесены в следующие статьи:

П 2 ст 13

Представительство формирования, которое было позаимствовано из-за рубежа, не имеет право заниматься культурной или религиозной деятельностью. Поэтому статус объединения, занимающего деятельностью, связанной с религией, на подобное формирование не распространяется.

Читайте также:  Жилищное законодательство - советы юриста

П 3 ст 17 был изложен в новой редакции. В нем говорится о том, что печатные издания, видео и аудио материалы, которые распространяются религиозным иностранным объединением, должны иметь маркировку в специально отведенном месте о полном названии такой организации.

П 2 ст 20

Религиозные формирования могут приглашать иностранных жителей для совместного ведения деятельности, связанной с религией на территории РФ по гражданско-правовому контракту или трудовому договору, в котором в обязательном порядке должны присутствовать данные организации.

Ст 24.1 и ст 24.2 были добавлены в главе 3.1. В статье 24.1 описывается содержание миссионерской сферы деятельности.

Миссионерская работа — это одна из сфер религиозного объединения, которая направлена на распространение данных о собственном вероучении среди лиц, которые не являются участниками религиозного объединения в качестве вовлечения конкретных лиц в состав участников.

Подобная деятельность проводится:

  • В специальных строениях и сооружениях;
  • В постройках, которые принадлежат общерелигиозным организациям;
  • В домах, находящихся в собственности религиозных объединений;
  • В крематориях и на кладбищах;
  • В местах паломничества.

В жилых домах проводить миссионерскую деятельность запрещено. Но существует и исключение, которое предусматривается частью 2 статьи 16 ФЗ 125. Проведение деятельности собственного вероучения в другом религиозном объединении запрещается. Чтобы таковое было разрешено, руководящий орган общерелигиозного объединения должен предоставить письменное согласие об этом.

В ст 24.2 описывается порядок осуществления миссионерской деятельности.

Если граждане проводят миссионерские занятия от имени религиозного объединения, они должны обладать письменным разрешением. На бумаге фиксируются данные о подлинности документа и о наличии полномочий граждан. Миссионерской деятельностью занимаются:

  • руководитель конкретной организации;
  • священник;
  • член коллегиального органа.

Вышеописанное правило не распространяется на миссионерскую деятельность, которая предусматривается пунктом 2 ст 24.1 ФЗ 125. Если иностранные граждане, которые въехали на территорию Российской Федерации, хотят провести миссионерскую деятельность, делать они могут это только от имени своей религиозной организации и лишь при наличии разрешающего документа.

Если цели и действия организации, занимающейся деятельностью, связанной с религией, противоречат законодательству Российской Федерации, осуществлять миссионерскую деятельность запрещается.

Также осуществить миссионерскую деятельность невозможно в случае:

  • Нарушения общественного порядка;
  • Принуждения к скорейшему разрушению семьи;
  • Посягательств на права человека;
  • Склонения к самоубийству;
  • Создание препятствий к получению обязательного образования;
  • Принуждения членов и последователей к отчуждению принадлежащего им имущества;
  • Создание опасности, как причинение вреда имуществу, здоровью и жизни.
  • Религиозное объединение несет ответственность за ведение миссионерской деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.
  • В ФЗ 125 ст 3 ч 5 говорится о том, что никто не обязан сообщать другим людям о том, как он относится к соответствующей религии и никто не может быть к ней принужден.
  • Статья 5 ФЗ о свободе совести и религиозных объединениях гласит о том, что каждый человек может получить религиозное образование по индивидуальному выбору или совместно с другими людьми.

Скачать действующую редакцию закона

Федеральный закон № 125 создан для урегулирования отношений религиозных объединений и узаконивания их деятельности. Чтобы просмотреть полный текст Федерального закона, скачайте его по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
  • Принят
  • Государственной Думой
  • 19 сентября 1997 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 24 сентября 1997 года
  • Федеральное Собрание Российской Федерации,
  • подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,
  • основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,
  • признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
  • уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,
  • считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,
  • принимает настоящий Федеральный закон.
  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
Статья 4. Государство и религиозные объединения
Статья 5. Религиозное образование

Глава II. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 6. Религиозные объединения
Статья 7. Религиозная группа
Статья 8. Религиозная организация
Статья 9. Создание религиозных организаций
Статья 10. Устав религиозной организации
Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций
Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации
Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций
Статья 13.1. Реорганизация религиозной организации

Глава III. ПРАВА И УСЛОВИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 15. Внутренние установления религиозных организаций
Статья 16. Религиозные обряды и церемонии
Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения Статья 19. Духовные образовательные организации
Статья 20. Международные связи и контакты
Статья 21. Право собственности религиозных организаций Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций
Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организациях

Глава III.1. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 24.1. Содержание миссионерской деятельности
Статья 24.2. Порядок осуществления миссионерской деятельности

  1. Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
  2. ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ,
  3. СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Статья 25. Осуществление надзора и контроля Статья 27. Заключительные положения

  • Президент
  • Российской Федерации
  • Б.ЕЛЬЦИН
  • Москва, Кремль
  • 26 сентября 1997 года
  • N 125-ФЗ

Госдума приняла в окончательном чтении поправки к закону "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Приняты во втором и третьем чтении правительственные поправки к закону «О свободе совести». Спорные положения о порядке аттестации и о наименовании юрлиц были доработаны с учетом пожеланий религиозных организаций, прочие предложения не претерпели изменений.

23 марта 2021 года Госдума приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Он был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в июле 2020 года и принят в первом чтении в декабре. Поправки вызвали критику со стороны религиозных организаций и были частично переработаны.

В итоговой версии в закон «О свободе совести» вносятся следующие поправки:

  • Во всем законе термин «члены» меняется на «участники»; «формы деятельности», которые указываются в уставах религиозных организаций, меняются на «виды деятельности»; термин «учреждение» из понятия «религиозная организация» исключается.
  • Указывается, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, «если она не противоречит законодательству Российской Федерации» (в действующей редакции – если «она не противоречит настоящему Федеральному закону«).
  • Устанавливается, что руководителем и участником религиозной группы не может быть:
    • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
    • лицо, включенное в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга;
    • лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
    • физическое лицо, чьи счета заморожены Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма.

    Таким образом, на руководителей и участников религиозных групп распространяются уже существующие в законодательстве требования к некоммерческим организациям, в том числе религиозным.

  • Вводится ежегодная периодичность уведомлений о продолжении деятельности религиозной группы (сейчас – раз в три года), а также требование указывать в этих уведомлениях сведения в объеме, аналогичном уведомлению о начале деятельности группы. При этом Минюст обязан будет письменно информировать заявителя о получении и регистрации уведомления о создании или предложении деятельности группы в течение пяти рабочих дней.
  • Указывается, что религиозные организации могут входить, выходить и исключаться из централизованной организации, если это соответствует ее внутренним установлениям, однако может быть установлен и запрет на их выход.
  • Использовать в наименовании сведения о вероисповедании разрешается юридическим лицам, создаваемым религиозными организациями, и запрещается другим юрлицам. Последние должны будут привести в соответствие с законом свои наименования до 2022 года. Ко второму чтению в законопроект была внесена поправка, которая делает исключение для зарегистрированных общественных организаций и общественных движений: они получат возможность включать в название сведения о вероисповедании «на основании письменного согласия централизованной религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности«.
  • Определяется, что в случае принадлежности религиозной организации к иностранной религиозной организации в уставе должно быть указано ее наименование.
  • Упрощается регистрация религиозных организаций: Минюст не будет требовать сведения об адресе постоянно действующего руководящего органа организации, а также должен будет самостоятельно запрашивать копию устава учредителя организации, если она не предоставлена заявителем.
  • Вызвавшая наибольшие споры поправка, касающаяся аттестации священнослужителей, ко второму чтению получила следующее выражение. Те священнослужители и религиозный персонал религиозных организаций, которые прошли в зарубежных образовательных организациях обучение по программам подготовки священнослужителей или религиозного персонала соответственно и при этом впервые приступают к совершению богослужений, обрядов, миссионерству или преподавательской деятельности в России, «получают дополнительное профессиональное образование в сфере основ государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации«. Такую учебу они смогут пройти либо в духовных образовательных организациях, реализующих подобные программы с государственной аккредитацией РФ, либо в федеральных вузах, перечень которых определит Рособрнадзор. После этого, предусматривает законопроект, они проходят аттестацию в руководящем органе центральной религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности. Эти положения будут распространяться только на священнослужителей, которые будут приступать к деятельности после вступления закона в силу.

Закон вступит в силу через 180 дней после подписания президентом и официального опубликования. Уставы религиозных организаций, созданные до этого момента, будут подлежать приведению в соответствие с новым законом; до момента исправления они будут действовать лишь в той части, которая ему не противоречит.

Отметим, что замена слова «члены» на «участники» вызывала опасения у ряда верующих и юристов: для христиан значимо понятие «член церкви». Кроме того, закон может создать дополнительные бюрократические трудности для религиозных групп (для них усложняется порядок подачи уведомлений) и религиозных организаций (многим из них придется перерегистрировать устав).

Наконец, проблематичным, если не вступающим в прямое противоречие с конституционным правом на исповедование религии совместно с другими, выглядит запрет на участие в религиозных группах, в том числе для фигурантов перечня Росфинмониторинга.

Такое ограничение свободы совести вряд ли можно признать обоснованным, особенно с учетом того, что религиозные группы не обладают собственным имуществом и, соответственно, их руководители и участники не могут распоряжаться им в целях финансирования террористической или экстремистской деятельности.

К тому же, в перечень Росфинмониторинга попадают не только осужденные, но и обвиняемые и даже подозреваемые по террористическим и экстремистским статьям.

24 марта законопроект был принят в третьем чтении. Никаких изменений в текст законопроекта депутаты не внесли.

Комментарий:

Гаврилов: законопроект «Об аттестации духовенства» защитит суверенитет РФ // РИА Новости. 2021. 23 марта.

Костарнова Н., Коробов П. Великоученики // Коммерсантъ. 2021. 24 марта.

Проект «Об аттестации духовенства» нужно уточнить, считают пятидесятники // РИА Новости. 2021. 22 марта.

Российские буддисты обеспокоены проектом ФЗ «Об аттестации духовенства» // Там же.

История государственно-конфессиональных отношений в России: XX

Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Религиозные объединения: Свобода совести и вероисповедания: Нормативные акты и судебная практика. М., 2001. С. 43.

1. Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью является негосударственным общественным органом.

Он образован на основании Совместного заявления о сотрудничестве Российских Вооруженных Сил и Русской Православной Церкви, подписанного 2 марта 1994 г.

Святейшим Патриархом Алексием II и Министром обороны РФ генералом армии П.С. Грачевым.

Координационный комитет организует взаимодействие органов военного управления и Русской Православной Церкви, других религиозных объединений, направленное на укрепление духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов, возрождения традиций верного служения Отечеству, расширения возможностей для реализации прав верующих военнослужащих. При этом Комитет выполняет функции координационного, информационно-консультативного и экспертного центра.

Указанные задачи Координационный комитет осуществляет во взаимодействии с органами военного управления Минобороны России, других министерств и ведомств, имеющих законные вооруженные формирования, с Русской Православной Церковью, другими религиозными и иными общественными организациями.

2. В своей деятельности Координационный комитет во взаимодействии между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью руководствуется законами Российской Федерации, уставами Вооруженных сил Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны РФ и настоящим Положением.

  • 3. Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью для выполнения возложенных на него функций и полномочий:
  • – разрабатывает и реализует перспективные программы взаимодействия Вооруженных сил Российской Федерации и Русской Православной Церкви, других религиозных объединений России, в научной, культурной и духовно-нравственной областях;
  • – развивает сотрудничество с Русской Православной Церковью, другими религиозными объединениями, в том числе в благотворительной области, в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей, ветеранов войны, труда и Вооруженных сил Российской Федерации, граждан России, получивших ранения при исполнении воинского долга, семей погибших военнослужащих, по достойному сохранению захоронений павших защитников Отечества;
  • – оказывает содействие в организации пастырских посещений священнослужителями православных верующих военнослужащих и членов их семей в военных гарнизонах, осуществляемых силами духовенства епархий Русской Православной Церкви, для проведения духовно-нравственных и просветительских бесед, в обеспечении возможности присутствия военнослужащих и членов их семей за богослужениями и в отправлении для них необходимых треб в свободное от службы время, на строго добровольной основе;
  • – по желанию командования и личного состава способствует обеспечению воинских частей духовной литературой и периодическими изданиями, другими материалами духовно-просветительного характера;
  • – оказывает по просьбе религиозных организаций необходимую помощь и содействие в разрешении с органами военного управления вопросов, представляющих взаимный интерес;
  • – принимает в соответствующих случаях участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением соблюдения прав военнослужащих при осуществлении свободы совести;
  • – участвует в разработке проектов нормативных документов, касающихся осуществления свободы совести в условиях военной службы;
  • – создает банк данных о взаимодействии религиозных организаций с органами военного управления и о международной практике службы военных священников;
  • – содействует обучению офицеров и других должностных лиц воспитательных структур, а также священнослужителей по вопросам сотрудничества и организации воспитательной работы с военнослужащими и членами их семей.

4.

Представители в состав Координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью определяются Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, имеющими законные вооруженные формирования, и Священным Синодом РПЦ, соответствующими органами других религиозных объединений. При этом число членов комитета от религиозных объединений должно быть пропорционально числу верующих военнослужащих соответствующей конфессии, проходящих службу в ВС России.

5. Аналогичные комитеты могут быть сформированы органами военного управления и епархиями Русской Православной Церкви, местными органами других религиозных объединений.

По отношению к ним Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами РФ и Русской Православной Церковью является координирующим органом в реализации задач, изложенных в Концепции взаимоотношений между органами военного управления и религиозными объединениями.

6. Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью возглавляют два сопредседателя, которых назначает соответственно Министр обороны Российской Федерации и Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Изменения в законе «О свободе совести» вызвали серьезные опасения среди экспертов и священнослужителей

21 июля 2020 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений». Текст документа размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Согласно инициативе, священники и сотрудники религиозных организаций, получившие духовное образование за рубежом до начала своей религиозной или преподавательской деятельности на территории РФ, должны получить дополнительное профессиональное образование в духовных образовательных организациях в России. Религиозные группы должны будут предоставлять в территориальный орган Минюста уведомления о продолжении своей деятельности не реже одного раза в год, а не раз в три года. И еще ряд инноваций, среди которых замена термина «член религиозной организации» на «участник религиозной организации».

Предложение Правительства РФ вызвало серьезную настороженность и опасения как среди священнослужителей, так и среди экспертов в области государственно-конфессиональных отношений.

Накануне Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты РФ, епископ Сергей Ряховский уже прокомментировал для газеты «Коммерсантъ» часть законопроекта, касающуюся обязательности для священнослужителей, проходивших обучение за рубежом, получения дополнительного образования в России:

«В основном это касается нехристианских конфессий, но попадают под раздачу в том числе и протестанты. Да, хорошо бы получать образование в России. Но самые известные протестантские вузы страны в течение последних двух лет были лишены лицензии. Остается один выход — учиться за рубежом. Религиозный мир не имеет границ».

Говоря о законопроекте в целом, Член Правления РОСХВЕ епископ Константин Бендас отметил, что большая часть поправок носит технический характер и связана с приведением терминологии в соответствие с другими государственными актами.

В вопросе ужесточения регулирования в отношении иностранцев и лиц без гражданства епископ отметил отсутствие урегулирования с 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Ряд предложений, по мнению Константина Бендаса, либо не имеет практической ценности, как например право централизованных религиозных организаций закреплять в своих уставах невозможность выхода из их состава местных религиозных организаций. «Мы и раньше могли закрепить это уставами», – отметил служитель.

Положение о том, что нерелигиозная организация может использовать в своём наименовании указание на вероисповедание только в случае, если она учреждена религиозной организацией данного вероисповедания, Константин Бендас назвал «неэффективной попыткой борьбы с конкурентами в коммерческой околоцерковной сфере»: «То есть я не смогу учредить ООО «Свечной завод христиан веры евангельской», его с таким наименованием может учредить только ЦРО или МРО имеющие данное исповедание в своём наименовании».

Ненужной и опасной тенденцией епископ назвал ужесточение в сфере создания и деятельности религиозных групп: «Государство пытается регламентировать, сделать подконтрольной всю, любую религиозную активность своих граждан».

По его мнению, это ещё один шаг к тому, чтобы любые действия, определяемые как религиозные (молитва, употребление в разговоре или переписке религиозных терминов, цитат или интерпретаций религиозных текстов, обряды и церемонии, например крестное знамение или Евхаристия, ношение религиозных атрибутов и символов) были запрещены вне формализованных религиозных объединений (групп или организаций).

Как опасность и глупость эксперт оценил вновь появившееся предложение убрать термин «член» религиозной организации и заменить его на «участник»: «Рядовой, а тем более предвзятый правоохранитель или даже суд не будет делать разницу между «участником религиозной организации» и «участником богослужения (мероприятия) религиозной организации»». В этой связи Константин Бендас напомнил ситуацию с иностранными студентками — прихожанами церкви «Посольство Иисуса» в Нижнем Новгороде. Пение псалмов на богослужении и свидетельство в соцсетях об исцелении подруги по молитве было квалифицировано судом как незаконная религиозная и закамуфлированная миссионерская деятельность.

В прошлом руководитель аппарата Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, а ныне начальник отдела по работе с депутатами и их помощниками Степан Медведко в своем аккаунте в соцсети сделал ироничный обзор предложенных нововведений:

«1. Религиозные группы будут чаще о себе напоминать. Правда не понятно кто им будет напоминать о себе напоминать?

2. Если религиозная организация вошла в состав централизованной организации, а у той уставом не предусмотрено право выхода, то всё!

3. Сведения о вероисповедании теперь будут содержаться только в наименовании религиозных организаций и юрлиц, учредителями которых они являются, так что православные и мусульманские фонды всё! (совсем всё)

4. Католикам и прочим, у кого руководящий орган находится за пределами РФ, придется прикладывать устав иностранной организации, удостоверенный государственным органом того государства.

  • Запасаемся попкорном, осень будет веселая!»
  • Не разделила иронию и хорошее настроение думского чиновника руководитель юридического отдела Российской Церкви Христиан Веры Евангельской адвокат Инна Загребина:
  • «Прочитала сам законопроект, не поголовно и не во всех случаях. Но в данном документе много всего интересного, например:

«Устав централизованной религиозной организации, в соответствии с ее внутренними установлениями, может предусматривать запрет на выход и (или) исключение религиозных организаций из централизованной…

Дай Бог не пройдёт ((»

По мнению советника Начальствующего епископа РОСХВЕ по взаимодействию с государственными структурами Романа Бунина, предлагаемый к принятию Правительством Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений», подготовленный в целях совершенствования законодательства РФ части регулирования деятельности религиозных объединений, а также реализации Минюстом России полномочий по регистрации религиозных организаций, имеет значительное количество неопределенностей как в области правоприменительной практики, так и законодательного регулирования и в части трактования предлагаемых положений. Принятие проекта в данном виде может привести к нарушению конституционных прав граждан на свободу вероисповедания, нарушению имеющихся внутренних установлений религиозных объединений и, как следствие, дезавуированию понятия отделенности церкви от государства.

Офис РОСХВЕ на постоянной основе осуществляет сбор и анализ фактов нарушения конституционных прав верующих, в настоящий момент готовится специальный аналитический материал по предложенному законопроекту, который будет представлен в Общественной палате РФ и на Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Ссылка на основную публикацию