Статья 16.1. порядок выявления объектов культурного наследия

Статья 16.1. Порядок выявления объектов культурного наследия

Продолжая неустанные труды над пополнением комплекта подзаконных актов к обновленной версии Федерального закона о культурном наследии, Министерство культуры России выпустило приказ № 1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия». Документ, подписанный в Минкультуры еще 2 июля 2015 года, зарегистрирован в Минюсте РФ 4 сентября.

  • Напомним, что Правительство Москвы порадовало столичных жителей региональным нормативным актом на эту тему еще 26 августа 2015 года.
  • Процедура выявления новых памятников, введенная приказом Минкультуры, предельно проста, понятна и не требует от граждан сверхъестественных навыков добывания труднодоступной информации.
  • Зато она требует от них предоставления в госорганы актуальных и достоверных сведений об объекте, который они считают достойным государственной охраны.

Заявление о включении в госреестр объектов культурного наследия следует подавать в региональные органы охраны памятников. Сделать это могут органы власти, не исключая самого Минкультуры, а также юридические и физические лица, причем как в рамках государственных программ, так и по заказам, т.е. по договорам между собою. Что, хочется верить, доступно всем владеющим русской азбукой.

Заявление должно включать сведения не только о местонахождении объекта, но и о его историко-культурной ценности, основанные на визуальном осмотре, фотофиксациях, анализе архивных и библиографических документов и материалов. В случае отсутствия либо недостоверности и неактуальности таких сведений, судя по тексту приказа, госорган вправе вернуть заявление автору, но «с мотивированным обоснованием».

Приняв заявление, региональный госорган обязан осуществлять учет «объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия», т.е. вести их специальный список. Исключать из него объекты можно только вследствие производства в чин выявленных либо отказа в оном.

Приказ Минкультуры не говорит ничего о порядке и сроках содержательного рассмотрения заявлений региональными госорганами, имея ввиду, что этот процесс должны регулировать нормативные акты субъектов Федерации.

К документу приложена утвержденная им же типовая форма заявления в региональный госорган охраны памятников о включении объекта в госреестр объектов культурного наследия.

Заглавная иллюстрация: «Возвращение заявителя из регионального органа охраны культурного наследия» (в оригинале – фрагмент общеизвестной картины Ф.П. Решетникова, 1952 г.).

Внимание! Оборот объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, помещений и квартир в них под угрозой!

22 октября 2014 года подписан Федеральный закон № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Данный закон вносит масштабные поправки в законодательство об объектах культурного наследия, но помимо чисто административных вопросов вторгается в вопросы гражданского права и оборота, вводя одиозные нормы, обоснованность которых, в моём понимании, крайне сомнительна, и появление их в законе можно объяснить только тем, что писали их люди, далёкие от гражданского права. Вероятно, они очень уважаемы на поприще сохранения объектов культурного наследия, истории, науки и пр., но когда пишут правовые нормы, неплохо бы и с юристами-цивилистами советоваться.

Итак, речь, собственно говоря, идёт о поправках, в первую очередь, в статью 48 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон об ОКН»), а точнее (и в первую очередь) о новом пункте 10 этой статьи, согласно которому:

«10.

  Договор, предусматривающий  передачу права собственности на выявленный объект культурного наследия,   прав владения и (или) пользования таким объектом, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого   на основании такого договора возникают  право собственности на такое имущество или  права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных пунктами   1 — 3 статьи 473 настоящего Федерального закона в отношении такого объекта. В случае отсутствия в таком  договоре указанного существенного условия сделка является ничтожной

В чём великий смысл такой нормы?

Напомню, что согласно статье 18 Закона об ОКН к «выявленным ОКН» относятся «объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее — соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона».

Согласно той же статье на Выявленные ОКН распространяется режим ОКН. Разница только в том, что «Выявленные» не внесены в реестр ОКН, т.е. не имеют официального решения об отнесении их к ОКН определённого (федерального, регионального или местного) значения.

Очевидно, законодатель пытался таким образом заставить продавцов, арендодателей и пр. доносить информацию до покупателей, арендаторов, что они покупают или арендуют некий объект особого рода, с особыми ограничениями и обременениями.

Всё это хорошо, но, как говориться, «зачем же стулья ломать»?

  Ведь если продавец не доносит до покупателя сведения об ограничениях или обременениях товара, то это не может и не должно влечь ничтожность сделки уж во всяком случае, потому что обременения и ограничения (тем более публичные) от этого никуда не деваются и не пропадают.

Последствия известны – возмещение убытков и прочие меры гражданско-правовой ответственности, в худшем случае оспоримость сделки по мотивам введения в заблуждение.

Но никак не ничтожность! Тем более в ситуации, когда поправками в ГК наоборот пытаются стабилизировать оборот, отменяя ничтожность даже противоречащих закону сделок (п. 1 ст. 168 ГК).

  И ведь как по-иезуитски формалистично и некорректно сделана норма! Ведь явно цель, которая преследуется – донести до контрагента информацию о наличии обременения товара – т.е. достаточно просто указать в договоре, что объект является Выявленным ОКН.

И всё! Потому что дальнейшие вытекающие из этого последствия в законе впрямую указаны – обязательства по пп. 1-6 ст. 473 Закона об ОКН императивны и для собственников ОКН и для иных владельцев и пользователей в силу п. 1 ст. 473, п. 11 ст. 476.

Зачем же заставлять впрямую переписывать обязательства, связанные с содержанием ОКН из закона?

Более того, новая ст. 471 Закона об ОКН прямо предусматривает, что особые обязательства по содержанию ОКН, описанные в п.п. 1-3 ст. 473 Закона об ОКН являются обременением такого объекта, а согласно п. 6 ст. 48 Закона об ОКН эти обременения сохраняются при переходе права собственности, владения или пользования на него.

Читайте также:  Статья 22. порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

Соответственно, с публичной (административной) точки зрения нет разницы, донёс ли продавец до покупателя сведения о том, что объект является выявленным ОКН, или не донёс, от этого обязанности покупателя по п.п. 1-3 ст. 473 не прекращаются.

И уж тем более нет необходимости продавцу писать в договор именно обязательства Покупателя соблюдать положения п.п. 1-3 ст. 473 Закона об ОКН, ибо достаточно просто указать, что объект относится к Выявленному ОКН.

Ничтожить же автоматом сделку по мотивам отсутствия оговорки о соответствующих обязательствах покупателя представляется и вовсе абсурдным.

Следует отметить, что реестр ОКН на сегодня открытым реестром не является. Более того, учитывая, что реестр ОКН формируют люди, далёкие от права и оборота недвижимости (историки и искусствоведы), то зачастую соотнести данные реестра ОКН с тем или иным конкретным зданием или сооружением без детального изучения паспорта ОКН невозможно.

Потому что в реестр ОКН заносятся объекты по их историческому названию, например: «комплекс зданий усадьбы такой-то». Без указания литер или номеров построек, не говоря уже о кадастровых номерах. Иначе говоря, для выявления того, не является ли объект ОКН, нужно писать запрос в местный орган охраны ОКН.

Но при таком запросе даже если объект не внесён в реестр, а является только «выявленным ОКН», орган охраны ОКН всё равно об этом сообщит.

Соответственно, если есть малейшее подозрение на то, что объект является хотя бы Выявленным ОКН, осмотрительный покупатель должен сразу писать запрос в местный комитет охраны памятников и запрашивать там сведения о статусе и копии документов. В этом смысле особой разницы между ОКН и Выявленными ОКН на сегодня нет.

Далее неоправданные ограничения гражданско-правового характера вносятся не только к обороту Выявленных ОКН, но и ОКН, внесённых в реестр ОКН. Помимо п. 10 ст. 48 новой редакции Закона об ОКН обратите внимание также и на новый п. 7 этой статьи:

«7.

В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего  передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного  объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 476 настоящего Федерального закона,  такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает  право собственности на указанное имущество или  право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является НИЧТОЖНОЙ.

   Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.»

Этот пункт из серии того же правового абсурда, что и п. 10 ст. 48 по тем же причинам.

Закон и так впрямую содержит положение о переходе обязательств из «охранного обязательства» к покупателю недвижимости (п. 6 ст. 48, п. 13 ст. 476 новой редакции закона об ОКН). Соответственно, объявлять сделку ничтожной при отсутствии соответствующей оговорке об обязательствах покупателя соблюдать охранные обязательства с точки зрения теории гражданского права нет вообще никаких оснований.

Достаточно было бы вообще только последней обязанности – прилагать к договору копию охранного обязательства. И, опять же, несоблюдение этой обязанности может влечь ТОЛЬКО гражданско-правовую ответственность или оспоримость, но никак не ничтожность сделки.

Более того, не очень понятно, как и на каком основании, скажем, продавец будет предусматривать обязательство покупателя ОКН по ПОРЯДКУ И УСЛОВИЯМ выполнения охранных обязательств ОКН (эти положения специально выделены мной выше в тексте п. 7).

Какое может быть лицу, избавляющемуся от права собственности на объект, дело до того, как будет в дальнейшем покупатель соблюдать публичные обременения? Что, разве ненадлежащее соблюдение покупателем таких требований может повлечь расторжение или недействительность договора и возврат имущества? Очевидно, что нет. Зачем же тогда подобные нормы?

Неоправданность новых норм Закона об ОКН более чем очевидна.

Это всё равно, что объявлять ничтожным, скажем, договор купли-продажи автомобиля, если в нём нет обязательства покупателя поставить машину на учёт в ГИБДД с указанием сроков и подразделения ГИБДД, где он будет это делать, или объявлять ничтожным договор купли-продажи квартиры, если в нём нет обязательства покупателя не топать в квартире по ночам или не ломать стены, смежные с соседними квартирами с переписыванием локальных норм соблюдения общественного порядка по ночам.

Более того, обратите внимание, уважаемые коллеги, что закон говорит о договорах, опосредующих не только передачу выявленных ОКН и ОКН в собственность, но и передачу прав владения И/ИЛИ пользования ими. П. 9 ст. 48 новой редакции Закона об ОКН впрямую упоминает договоры субаренды, к примеру. И отсутствие соответствующих оговорок в таких договорах также влечёт их НИЧТОЖНОСТЬ!  

И это, опять же, несмотря на то, что в п. 11 ст. 48 закона об ОКН закрепляется императивная обязанность соответствующих лиц соблюдать нормы Закона об ОКН:

«11.

  Лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов,  установленные пунктами 1 — 3 статьи 473 настоящего Федерального закона.».

Представляется, что при определённом варианте толкования соответствующие нормы  будут касаться ВСЕХ сделок, так или иначе предполагающих некое пользование ОКН (выявленных ОКН), в частности, любого строительного подряда, включая подряд на ремонт ОКН, приспособление для современного использования, реставрацию, а также любую аренду или субаренду помещений в ОКН (см. в этом плане п. 13 ст. 48 Закона об ОКН: «13. Положения пунктов 5 — 12 настоящей статьи распространяются на случаи  перехода права собственности, прав владения и (или) пользования  в отношении  части  объекта культурного наследия, включенного в реестр, если такая часть относится к предмету охраны указанного объекта, выявленного объекта культурного наследия.»). При более расширительном толковании сюда могут попасть разные договоры по обслуживанию зданий, касающихся ОКН (уборка, клининг и пр.). Тут лучше «перебдеть».

Читайте также:  Статья 19. Программа выплаты компенсаций инвесторам - физическим лицам

Ну и важно помнить про договоры продажи и аренды (найма) квартир в домах-памятниках.

Так что, уважаемые коллеги, будьте бдительны.

Несмотря на всякие там эстоппели, приведённые оговорки закона – новая возможность для спекуляций в виде исков о признании сделок продажи и аренды недвижимости (а заодно и подряда) ничтожными, с применением последствий (особенно квартир в домах-памятниках)! И как будут применять это суды общей юрисдикции, вообще не понятно. Не исключено, что строго формально: нет ссылки на необходимость соблюдения п.п. 1-3 ст. 473 в договоре – до свидания, сделка ничтожна. Так что нельзя забывать теперь при продаже, аренде, подряде, касающихся ОКН и помещений в них вставлять в договоры соответствующие оговорки. Особенно важно донести это до риэлторов, работающих с квартирами на вторичном рынке, где часто встречаются дома-памятники, до нотариусов, которые такие сделки заверяют, т.к. эти люди, к сожалению, далеко не всегда и не все следят за новостями законодательства.

Хочется заметить, что, как показывает практика, несмотря на обязанность органов решить статус  «выявленных ОКН» в течение 1 года – отнести к ОКН или снять статус «выявленного», объекты могут «висеть» в статусе «выявленных ОКН» годами и даже десятилетиями.

Остаётся надеяться на здравомыслие хотя бы арбитражных судов, что они не будут формально ничтожить сделки на пустом месте, ставя в приоритет стабильность гражданского оборота, применяя эстоппели и  здравый смысл.

Гост р 55567-2013 порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. памятники истории и культуры. общие требования

ГОСТ Р 55567-2013 Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры.

Общие требования
Сведения о ГОСТ Р 55567-2013

  • РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП ЦНРПМ) совместно с Автономной некоммерческой организацией «Академический научно-технический центр Российской академии архитектуры и строительных наук» (АНО АНТЦ РААСН), Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР), Патриаршим архитектурно-реставрационным центром в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (ПАРЦ СТСЛ), ОАО «НИИ «Спецпроектреставрация», ООО «Научно-проектный реставрационный центр», ООО «Экспертпроект», ООО «СК «КРЕАЛ»
  • ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие»
  • УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 665-ст
  • ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Содержание Введение

  1. Настоящий стандарт ГОСТ Р 55567-2013 содержит основные положения, регламентирующие состав и объем комплексных инженерно-технических исследований объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в объёме, необходимом для определения их состояния, выполнения работ по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению для современного использования, а также для получения разработки рекомендаций по обеспечению их сохранности.
  2. Комплексные инженерно-технические исследования включают обследования оснований и фундаментов, состояния материалов конструкций, температурно-влажностного режима и экологического состояния конструкций и помещений, расчёт несущих и ограждающих конструкций.
  3. Проведение комплексных инженерно-технических исследований обеспечивается научно-методическим руководством, исследовательскими, проектными и производственными работами (включая дополнительные обследования в процессе реставрационных, консервационных и других работ), сбором и анализом исторической, архивной, экспертной, опросной и другой информации.
  4. При составлении настоящего стандарта использован ряд действующих общих нормативных требований и рекомендаций по проведению инженерно-технических изысканий, не противоречащих требованиям законодательных актов Российской Федерации:
  • Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ
  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • опыт работ различных научно-исследовательских, изыскательских и проектных организаций в рассматриваемой области.

1. Область применения

Настоящий стандарт ГОСТ Р 55567-2013 устанавливает порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. В стандарте представлены правила проведения следующих работ:

  • обследований технического состояния объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — отдельных строений, зданий и сооружений или их элементов для оценки эксплуатационной пригодности, определения необходимого реставрационного вмешательства и его направленности;
  • инженерно-технических исследований для выполнения проектов приспособления объектов культурного наследия для современного использования;
  • исследований, необходимых для оценки воздействий на здания и сооружения различных техногенных факторов, в т.ч. строительных работ, осуществляемых в непосредственной близости от объектов культурного наследия;
  • научно-методического руководства процессами инженерно-технических исследований и связанных с ними работ.

Вернуться наверх

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 53778-2010 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
  • ГОСТ Р 55528-2013 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
  • ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение
  • ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
  • ГОСТ 5272-68 Коррозия металлов. Термины
  • ГОСТ 5382-91 Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа
  • ГОСТ 5802-86 Растворы строительные. Методы испытаний
  • ГОСТ 7564-97 Прокат. Общие правила отбора проб, заготовок и образцов для механических и технологических испытаний
  • ГОСТ 8462-85 Материалы стеновые. Методы определения пределов прочности при сжатии и изгибе
  • ГОСТ 12004-81 Сталь арматурная. Методы испытаний на растяжение
  • ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
  • ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие методы к требованиям* к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости
  • ГОСТ 12730.1-78 Бетоны. Метод определения прочности
  • ГОСТ 12730.2-78 Бетоны. Метод определения влажности
  • ГОСТ 12730.3-78 Бетоны. Метод определения водопоглощения
  • ГОСТ 12730.4-78 Бетоны. Метод определения пористости
  • ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Метод определения водонепроницаемости
  • ГОСТ 16483.2-70 Древесина. Методы определения условного предела прочности при местном смятии поперек волокон
  • ГОСТ 16483.3-84 Древесина. Метод определения условного предела прочности при статическом изгибе
  • ГОСТ 16483.5-73 Древесина. Методы определения пределов прочности при скалывании вдоль волокон
  • ГОСТ 16483.7-71 Древесина. Методы определения влажности
  • ГОСТ 16483.10-73 Древесина. Методы определения прочности при сжатии вдоль волокон
  • ГОСТ 16483.11-72 Древесина. Метод определения условного предела прочности при сжатии поперёк волокон
  • ГОСТ 16483.12-72 Древесина. Методы определения прочности при скалывании поперек волокон
  • ГОСТ 17624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
  • ГОСТ 17625-83 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры
  • ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля прочности
  • ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа
  • ГОСТ 19912-2001 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием
  • ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа
  • ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
  • ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры
  • ГОСТ 24332-88 Кирпич и камни силикатные. Ультразвуковой метод определения прочности при сжатии
  • ГОСТ 27809-95 Чугун и сталь. Методы спектрографического анализа
  • ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций
  • ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
Читайте также:  Федеральный закон от 21.07.2004 n 73-фз "о внесении изменений в уголовный кодекс российской федерации"

Вернуться наверх

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55528, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • сохранение объекта культурного наследия: Обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объектов культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
  • отчет об инженерно-техническом обследовании состояния объекта культурного наследия: Документ, составленный по результатам инженерно-технических исследований, характеризующий состояние объекта культурного наследия на момент обследования и содержащий информацию, необходимую и достаточную для решения задачи обеспечения его сохранности.
  • эксплуатация памятника истории и культуры: Использование памятника для общественной, культурно-просветительской, производственной деятельности, богослужений или для других видов деятельности, оказывающих техногенное воздействие на памятник.
  • комплексное инженерно-техническое исследование объектов культурного наследия: Необходимый и достаточный комплекс мероприятий по определению и оценке состояния, обеспечивающего пригодность к дальнейшей эксплуатации, необходимость ремонта или реставрации объекта исследования.
  • дефект конструкций: Отдельное несоответствие конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом.
  • повреждение конструкций: Неисправность, полученная конструкцией при эксплуатации, возведении, реставрации или приспособлении к современным условиям использования здания (сооружения).
  • поверочный расчет: Расчёт существующей конструкции и (или) грунтов основания по действующим нормам проектирования с введением в расчет полученных в результате инженерно-технических исследований данных: фактических геометрических параметров конструкций, прочности строительных материалов и расчетного сопротивления грунтов основания, действующих нагрузок, уточненной расчетной схемы с учетом имеющихся дефектов и повреждений.
  • критерий оценки технического состояния: Установленное проектом или нормативным документом количественное или качественное значение параметра, характеризующего прочность, деформативность и другие нормируемые характеристики конструкций объекта.
  • категория технического состояния: Степень эксплуатационной пригодности несущих конструкции, объекта, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик.
  • оценка технического состояния: Установление степени повреждения, категории технического состояния и эксплуатационной пригодности строительных конструкций или объекта в целом.
  • нормативный уровень технического состояния: Категория технического состояния, при которой количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций объекта соответствуют требованиям строительных норм и правил.
  • исправное состояние: Категория технического состояния строительной конструкции или объекта в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
  • работоспособное состояние: Категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается.
  • ограниченно работоспособное состояние: Категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния и условий эксплуатации.
  • недопустимое состояние: Категория технического состояния строительной конструкции или объекта в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия).
  • аварийное состояние: Категория технического состояния конструкции или объекта в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение противоаварийных мероприятий).
  • степень повреждения: Доля снижения несущей способности конструкции или объекта в целом, установленная в процентном отношении к нормативным значениям.
  • несущие конструкции: Строительные конструкции, воспринимающие действующие нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость и эксплуатационную пригодность объекта.
  • нормальная эксплуатация: Использование отдельных конструкций или объекта в целом, не допускающее появления и развития факторов, ухудшающих их техническое состояние.
  • мониторинг технического состояния зданий и сооружений: Система наблюдений, прогноза и рекомендаций, осуществляемая путем отслеживания изменений параметров технического состояния и эксплуатационных качеств объекта с целью обеспечения безопасного функционирования и своевременного выявления факторов, ухудшающих техническое состояние.
  • консервация: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения технического состояния объекта культурного наследия в целом, в том числе противоаварийные работы.
  • реставрационный ремонт: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания безопасного эксплуатационного состояния объекта культурного наследия в целом, без изменения его индивидуальных особенностей, закрепленных предметом охраны.
  • реставрация объекта культурного наследия: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях сохранения и выявления элементов и аспектов историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
  • приспособление объекта культурного наследия для современного использования: Научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, являющихся предметом охраны.
  • температурно-влажностный режим объекта культурного наследия (ТВР): Пространственная и временная зависимости распределения влажности и температуры в конструкциях и воздушной среде объекта культурного наследия.

Вернуться наверх

4. Общие положения

4.1 Инженерно-технические исследования проводятся специализированными организациями, имеющими право на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством.

4.2 Организации, проводящие исследования, должны иметь квалифицированных сотрудников с опытом работы по проведению инженерных исследований на объектах.

4.3 Организации, проводящие исследования, должны иметь собственную лабораторную и материально-техническую базу или привлекать к проведению отдельных видов исследовательских работ специализированные лаборатории. Все используемые приборы и лабораторное оборудование должны быть сертифицированы и поверены в установленном законодательством порядке.

4.4 Исследование объектов культурного наследия следует проводить преимущественно неразрушающими методами. Все вскрытия, зондирования и другие воздействия на конструкции объекта должны проводиться в строгом соответствии с программой исследований, согласованной в установленном порядке.

4.5

Ссылка на основную публикацию