Статья 14. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев

На сегодня беженцы и переселенцы стали обыденным явлением для Российской Федерации. Это обусловлено тем, что граждане соседних государств, в силу вязких обстоятельств, вынуждены перебраться на территорию РФ. Сегодня на территории РФ насчитывается приблизительно 550 тысяч лиц, которые относятся к той или иной категории.

Основные положения законодательства

Оба этих понятия нашли свое отражение в законодательстве РФ.

Беженец – это лицо, которое покинуло собственное государство в силу веских обстоятельств, и не имеет гражданства РФ. Основными причинами, по которым беженцы покидают свои страны, являются опасения для собственной жизни из-за политических взглядов, расы, локальных военных конфликтов, религиозного вероисповедания и т.д.

Вынужденный переселенец –  житель РФ, который вынужден был покинуть собственное место жительства в связи с различными угрозами для жизни.

Основными выводами вынужденного переселения может выступать угроза жизни по этническому и расовому признаку, религиозным убеждениям, стихийным бедствиям, военным конфликтам, политическим взглядам, которые стали причиной проведения деструктивных компаний, по отношению к данному лицу.

Человек оформить статус переселенца может только при предоставлении соответствующего ходатайства в специальную организацию. Таким же образом он может получить статус беженца. При этом после рассмотрения данного ходатайства нуждающемуся лицу будет зарегистрировано и выдано соответствующие свидетельство.

Но также после того как, лицо получило статус переселенца его не имеют права принудительно отправить в место проживания, которое оно принудительно покинуло из-за обоснованных опасений. Помимо этого, такого человека не могут переселить в другой населенный пункт, без получения его согласия.

Что касается человека, который оформил документы, как беженец, то он имеет полное право беспрепятственно погадать или въезжать на территорию РФ на основании свидетельства подтверждающего его статус.

Статус беженцев и вынужденных переселенцев наделяет лиц и их членов семь широкими правами. К таким правам относится:

  • Предоставление переводчика.
  • Выдача гуманитарной помощи.
  • Право на бесплатное медицинское обслуживание.
  • Право перевоза собственного багажа к месту пребывания.

Однако лица, имеющие такие статусы в обязательном порядке должны соблюдать действующие законы, пройти медицинское обследование и прочие предусмотренные требования.

Этапы получения статуса «беженец»

Прежде всего, лицу нужно подать специальное ходатайство. После проведения рассмотрения, все необходимые бумаги направляются в территориальное отделение для рассмотрения МС и выдачи свидетельства.

Получить статус беженца можно только после того, как лицо передаст в соответствующие органы на хранение свой паспорт, другого рода документы, которые подтверждают его личность на время рассмотрения заявления. Свидетельство выступает в роли бумаги, подтверждающей личность того лица, которое обратилось за признанием статуса.

Однако стоит обязательно учитывать, что в некоторых случаях миграционные органы могут отказать в рассмотрении заявления по существу. Как правило, отказ выноситься в следующих случаях:

  • Если имеет место возбуждение уголовного дела.
  • Если у заявителя есть гражданство третьего государства, на территории которого оно может перебывать и пользоваться его зашитой.
  • Если лицо приехало из третьего государства.
  • Если человек отказывает от сообщения данных о себе и особенностях своего попадания на территорию РФ.
  • Если человек состоит в браке с гражданином РФ.
  • Если есть разрешение на постоянное проживание.

Те лица, ходатайства которых находятся в стадии рассмотрения, а также члены их семьи могут воспользоваться следующими правами:

  • Прибегнуть к помощи переводчика.
  • Получить помощь в провозе багажа.
  • Получить денежное пособие в размере более 100 рублей на члена семьи.
  • Направиться в центр временного пребывания.
  • Получить продукты питания.
  • Получить медицинскую помощь.
  • Подать заявление об отзыве ходатайства.

Получить статус беженца не сложно, но нужно обязательно учитывать, что статус беженца действителен только в течение 3 лет.

Стоит отметить, что при осуществлении прав на трудовую деятельность беженцы полностью уравнены в свое положении с гражданами РФ.

Особенности признания вынужденным переселенцем

В законодательных актах прописаны основания, по которым лицо может быть отнесено к этой категории. Лицо может получить такой статус если:

  • Пришлось уехать из своей страны и приехать на территорию РФ.
  • Оно было вынуждено выехать за пределы одного субъекта РФ и обосноваться в другом.

Отвечая на вопрос, кто такие вынужденные переселенцы, стоит отметить, что в их роли могут выступать и граждане бывшего СССР. Но это положение касается только тех людей, которым помешали устроиться объективные обстоятельства.

Стоит отметить, что определенные группы людей не могут претендовать на получение такого статуса. Переселенцами не признают лица:

  • Виновные в совершении тяжелых преступлений согласно законодательству РФ.
  • Оставившие место постоянного проживания из-за экономических проблем или чрезвычайной ситуации (события техногенного характера и природные бури, разыгравшиеся во всю мочь).

Решение о принятие заявление к рассмотрению выносится территориальным подразделением МС. Среди специфических прав этой категории людей можно выделить:

  • Право на самостоятельный выбор региона.
  • Право получить направление на проживание в специальном центре.

Среди обязанностей выделяют:

  • Соблюдение законов.
  • Соблюдение порядка.
  • Прохождение ежегодных процедур переучета.

Согласно действующему законодательству такой статус может быть получен на 5 лет.

Почему могут отказать в присвоении статуса и как продлить действие документов?

Статья 14. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев

Стоит отметить, что далеко не во всех случаях специалисты миграционной службы могут вынести положительное решение по вашему ходатайству.

Наиболее распространенные основания отказа:

  • Сообщение ложных сведений о себе.
  • Не обращение в соответствующие органы с просьбой о присвоении статуса в предусмотренный законом срок.
  • Если лицо оставило место постоянного проживания из-за экономических проблем или чрезвычайной ситуации.

Соответствующее решение о лишении статуса в случае подачи фальшивых бумаг принимается территориальным подразделением ФМС.

Согласно действующего законодательства, если у беженца есть объективные причины, которые препятствуют ему в обустройстве на новом месте он может продлить действие своего статуса путем подачи заявления в ФМС.  При принятии положительного решения срок действия продлевается на 12 месяцев.

Для того чтобы продлить срок действия в ФМС, кроме заявления, нужно подать:

  • Удостоверение беженца.
  • Копию паспорта.
  • Справку об отсутствии недвижимости в собственности.
  • Договор найма жилья.
  • Другие документы, которые подтверждают наличие препятствующих обстоятельств.

Обязательно нужно учитывать, что бумаги должны быть поданы не позднее дня истечения срока. Но в отдельных случаях миграционные органы могут отказать в продлении статуса, как правило, это происходит:

  • При отсутствии объективных препятствующих обстоятельств.
  • При пропуске срока подачи бумаг без уважительных причин.

При уважительном пропуске срока лицо может направить в МС ходатайство о его восстановлении с обязательным указанием того по какой причине был пропущен срок. Кроме того, к ходатайству должны быть прикреплены реальные справки или выписки подтверждающие слова заявителя.

Оформить статус беженца или переселенца несложно, однако, для этого нужно знать все законодательные особенности и быть готовым к продолжительному рассмотрению заявления федеральными органами.

Как правило, для того чтобы собрать все необходимые документы и подать их в соответствующие органы проходит примерно месяц.

После получения статуса лицо имеет право законно находиться на территории РФ и пользоваться теми же правами что и граждане, за исключением определенных категорий.

Сохранить

Сохранить

Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

Статья 14. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев

Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. ya.ru

Познакомимся с понятиями «беженец» и «вынужденный переселенец», чтобы понимать суть проблемы и найти пути решения.

Беженец — человек, покинувший родную страну в силу определенных обстоятельств и приехавший, желающий приехать на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, не имеющий при этом российского гражданства.

Беженцем не может быть человек, совершивший тяжкое преступление, признанное таковым законодательством России.

Беженцем не может быть признано лицо, за которым органы родной страны признают права, обязательства, связанные с гражданством этого государства.

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, который вследствие реальной угрозы и опасности для жизни и здоровья, вынужден покинуть постоянное место жительства. Вынужденными переселенцами могут быть как иностранные подданные, имеющие статус гражданина РФ, так и граждане России, переехавшие из одного субъекта в другой.

Этот статус получает иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории России на законных основаниях, гражданин стран бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации, но утративший его в связи с приобретением гражданства РФ.

Главное отличие вынужденного переселенца от беженца в том, что первый обладает всеми правами гражданина Российской Федерации

Правовые проблемы в законодательстве Российской Федерации

Советское законодательство не имело положений о данном вопросе, само понятие беженца или вынужденного переселенца достаточно новое для современной России.

Читайте также:  Статья 11.1. правовой статус частного охранника

Нынешняя Конституция разрабатывалась и вводилась во времена первой волны миграции, проблема обсуждалась на высоком уровне, однако поправки и законы так и не были внесены в главный документ страны.

Недавно юридическую базу законопроектов стали представлять Конституция РФ и законы о «беженцах» и «переселенцах», регламентируемые согласно международным нормам и договорам, главный из которых — это «Конвенция о защите прав человека».

Поэтому для России эта проблема достаточно новая и актуальная. Страна имеет мало опыта в решение данного вопроса, и, присоединяясь к международным принципам и договорам, она не имела и не имеет требующейся материальной базы для их исполнения.

Механизм законодательного регулирования в решении миграционных проблем крайне далек от совершенства. Изначально государственная политика действовала не на защиту и опеку самих эмигрантов, а на защиту интересов государства. До них никому не оказалось дела.

Разделение ответственности за положение мигрантов между федеральными и региональными властями не было закреплено механизмом, который обязывал бы административные органы соблюдать все предписания и законы в отношении беженцев.

Чиновники игнорируют их проблемы, отказывая в оформление документов, в предоставление гражданства и в государственной поддержке, рассматривая беженцев, как «нахлебников» и «обузу».

СМИ растиражировали образ переселенца, преподнося его как потенциально опасную личность из неблагополучных стран СНГ и третьего мира. Такая обстановка царила в конце 90-х, по прошествии более чем 20 лет ничего не изменилось.

  • Среди острых правовых проблем можно назвать отказ в предоставление статуса. Это может возникнуть по нескольким причинам, главные их которых:
  • — заявители указывают экономическую причину переезда из родной страны. В данном случае чиновники вправе отказать в предоставлении статуса, так как мигрант не предоставляет сведений о реальной угрозе жизни;
  • — статус указанных категорий мигрантов в законодательстве РФ указан поверхностно и расплывчато ввиду несовершенства правовой базы;
  • — плохая информированность беженцев и вынужденных переселенцев по разъяснению правовых вопросов: из-за этого часто не происходит продление статуса, и мигрант теряет все свои права;
  • — иногда отказ в предоставление статуса исходит по собственной воле чиновника, это еще раз доказывает тот факт, что данная отрасль законодательства требует своевременных изменений и улучшений в сторону защиты мигранта;
  • — бюрократические проволочки значительно тормозят работу всей системы, требуется огромное количество документов и запросов, необходимых для получения регистрации, большинство из которых нужно предоставить с прошлого места жительства.

Каждая бумага имеет кратковременный срок действия, часто она приходит по месту назначения уже недействительной, и требуется новая

С получением статуса проблемы мигрантов не заканчиваются. Федеральные законы предусматривают ряд прав, позволяющих облегчить адаптацию, в том числе решить жилищные проблемы, медицинское обслуживание, трудоустройство. В жизни все выходит иначе. Все правовые нормы и акты не подкреплены необходимой материальной базой.

Бюджет урезается на 20−30% от запрашиваемой суммы, а количество незащищенных граждан растет в среднем на 15%. Дабы сэкономить средства, ФМС заселяет граждан в отдаленные, глухие районы, где нет никакой работы. Отсюда вытекает новая проблема — нищенское существование мигрантов и невозможность трудоустроиться.

Как бы это прискорбно ни звучало, но в России действует принцип — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Пути решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев

Одна из главных, острых задач — разработка эффективной и действующей процедуры определения статуса. В России его предоставляют не очень щедро.

Зыбкие различия между вынужденным переселенцем и беженцем, не полностью сформированные законопроекты в отношении потерпевших, сложные, объемные нормативные акты, которые не имеют никакой гибкости.

Все это еще раз доказывает небольшую эффективность и бесполезность законопроектов. Нужно провести экспертизу уже действующих подзаконных правовых актов, дабы выявить несоответствия и найти слабые места.

Да, мы еще далеки от идеального общества, тем не менее за последний десяток лет очень активно развивалась юридическая база, принимались законы и постановления для защиты мигрантов. Государство сделало большой шаг в реализации намеченной цели.

Одна из самых главных проблем, стоящих перед государством, — материальные трудности. Как говорилось выше, недостаточное финансирование постоянно уменьшается, а приток беженцев увеличивается. Достаточный объем денежных средств решит огромное число проблем, в первую очередь, жилищных.

Создание специальных бесплатных организаций

  1. Юридическо-правовых — для консультации и защиты мигрантов, помощь в решение конфликтов, трудностей, препятствий.
  2. Информационных — для извещения беженцев и вынужденных мигрантов о своих правах, обязанностях, возможностях, о получении и продлении статуса и регистрации.
  3. Онлайн-конференций, где любой мигрант сможет задать интересующий вопрос и проконсультироваться, не занимая очередь и не обивая пороги.

Такие организации уже существуют в крупных регионах страны. В провинции все вопросы решает сотрудник ФМС

Одной из задач также является создание специализированной службы, занимающейся исключительно правовыми проблемами мигрантов. В настоящее время это и паспортно-визовая служба, и подразделения по миграции МВД, ГУВД, УВД. Было бы неплохо их отделить, чтобы вопросами мигрантов занималась отдельная служба.

Сотрудники ФМС завалены работой, в паспортном столе огромные очереди как сограждан, так и беженцев. Все скомкано и не структурировано. Конечно, это не только правовой вопрос, все опять упирается в деньги.

Для создания и содержания подобной службы требуется огромное финансирование, что, к сожалению, пока государство предоставить не может.

Начать обучать большее количество адвокатов и юристов в области миграционного права, так как эта проблема чрезвычайно важна. Правозащитников, специализирующихся в области прав беженцев, крайне мало.

Необходимо существенно сократить количество документов для предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца. Если такое невозможно, учитывая всю сложность вопроса, то хотя бы упростить процедуру получения.

Срок получения статуса занимает около трех месяцев, однако на самом деле, учитывая то, что мы живем в России, цифра больше.

Основная задача — это создание прочной межгосударственной связи между службами миграции населения для более эффективной, оперативной и слаженной работы.

Правовые проблемы в законодательстве Российской Федерации — это лишь небольшая часть от общего числа бед вынужденных переселенцев и беженцев. Негативное отношение россиян к мигрантам, отчуждение, колкие взгляды, презрение и унижение беженцев, безразличие к их проблемам.

Они являются одним из самых уязвимых социальных слоев нашего общества. Убегая от войн и дискриминации, ради спасения своей жизни и жизни семьи, они попали в практически такие же условия, где царит негласная холодная война. Вдумайтесь: около 80% беженцев — наши бывшие соотечественники.

Неужели они заслужили такое отношение? Большой процент мигрантов наши, русские, которые из-за межнациональных конфликтов и расовой дискриминации вынуждены были вернуться на историческую родину, где оказались также никому не нужны. Необходимо понять, войти в положение беженцев. Так или иначе, они ни в чем не виноваты.

И все правовые акты, документы, нормы окажутся бесполезной тратой времени и средств, если мы не изменим свое отношение.

Основные положения международного сотрудничества по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев

Международное сотрудничество государства в области урегулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев представляет собой такое урегулирование, которое включает в себя большой диапазон связей и на двусторонней основе, и на многосторонней основе.

Международное сотрудничество государства в сфере регулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев подразумевает и сотрудничество с разными международными организациями, кроме этого и сотрудничество общественными организациями и религиозными фондами и организациями, с международными неправительственными организациями.

Главными функциями такого сотрудничества являются: помощь в регулировании проблем в политической сфере, в социально – экономической сфере, а также в правовой. Такие проблемы в разных сферах связаны с разрешением вопросов вынужденной миграции; распространение, учёт международного опыта для разрешения проблем вынужденной миграции.

При этом привлекаются международные эксперты; предотвращение всех потоков вынужденных мигрантов; участие в разработке, реализации программ деятельности международных организаций; контроль за деятельностью общественных и религиозных организаций и фондов, российских, зарубежных, международных государственных и частных структур, которые заинтересованы в помощи в реализации миграционных программ.

Присоединяясь к Протоколу 1967 г., государства берут на себя обязанность по применению основных положений «Конвенции 1951 г. о статусе беженцев». Все страны, которые являются участниками «Конвенции 1951 г. о статусе беженцев» и Протокола 1967 г. к ней, обязаны соблюдать нормы международных документов.

Практика применения понятия «беженец» в различных международных региональных актах, а также в актах законодательства различных зарубежных стран и нескольких стран СНГ, свидетельствует о признании данного понятия, которое используется в Конвенции о статусе беженцев 1951г.

Cложившиеся основы международно-правового подхода к определению понятия «беженец» были закреплены в Уставе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Устав подчиняет компетенции УВКБ переселенцев, которые подпадают под действие различных ранее заключённых договоров и соглашений.

Помимо этого, Устав относит к беженцам лиц, которые не могут вернуться. Хотя перестали существовать обстоятельства, которые стали основанием для предоставления им статуса беженцев. Это связано, прежде всего, с тем, что отказ вернуться домой обычно вызван психической травмой.

Эта травма является следствием пережитых преследований.

Также следует сказать, что определение вынужденных переселенцев не охватывает лиц, мигрирующих по экономическим причинам, как и в случае с беженцами.

Очевидно, что лица, которые вынуждены покидать свои дома из-за маргинализации и экономической несправедливости, равносильных систематическому нарушению их экономических прав, могли бы подпадать под указанное выше определение.

Читайте также:  Статья 108. Допустимость запроса

Но в большинстве случаев экономической миграции недостаточно очевиден элемент принуждения к перемещению.

Таким образом, на сегодняшний день Конвенция ООН 1951 г. о статусе беженцев вместе с Протоколом 1967 г., касающимся статуса беженцев, остается самым важным и универсальным международно-правовым актом в отношении беженцев.

За свою более чем полувековую историю Конвенция доказала собственную «жизнеспособность» в условиях изменения характера преследования людей.

В основе всей совокупности положений указанных документов лежат права беженцев на безопасность и личную неприкосновенность.

Для реализации политики государства по регулированию потоков беженцев и вынужденных переселенцев РФ требуется активное участие Российской Федерации в работе таких международных организаций, как УВКБ, МОМ (Международная организация по миграции), Международной организации труда и других международных организаций.

В настоящее время открыто Бюро МОМ кроме регионального представительства УВКБ в Москве. Указанное выше Бюро представляет МОМ в Российской Федерации во всех направлениях её деятельности.

Это также включает разработку и осуществление программ по разрешению вопросов внутренней и международной миграции, как указано в Соглашении о сотрудничестве между Российской Федерацией и Международной организацией по миграции от 13.03.1992г.

Россия активно сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также является одним из пятидесяти членов Исполнительного комитета фонда помощи беженцам ООН, который создан в 1958 году Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС). В функции ЭКОСОС входит надзор за осуществлением программ помощи, которые финансировал фонд.

В обеспечении программ помощи беженцам участвуют и другие международные организации, членами которых является и Россия.

Среди них можно выделить такие международные организации, как ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация, ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных Наций, который был создан в 1946 году, ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения, Международный комитет Красного Креста и другие международные организации.

Предполагается, что в будущем будет развиваться сотрудничество с различными государствами бывшего СССР. Это сотрудничество будет, в том числе, и в договорно-правовой сфере.

Например, данное сотрудничество будет заключаться в общей разработке с данными странами процедур и механизмов контроля за регулированием процессов миграции, а также в проведении консультаций между государствами по этим вопросам.

Эти вопросы во многом регулируются межгосударственным Соглашением о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Указанное Соглашение было подписано на встрече глав государств — участников СНГ 24.09.1993г.

Соглашение является основой для единообразного определения правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев, а также оно содержит обязанности сторон по оказанию всесторонней помощи этой категории мигрантов. Эта помощь предполагает компенсацию за оставленное жилье и иное имущество, взаиморасчеты и т.д.

Следует отметить, что также межправительственные соглашения заключены по вопросу регулирования процессов переселения и по вопросам защиты прав переселенцев с такими республиками, как Таджикистан, Латвия, Эстония, Туркменистан, Грузия и др. для регулирования между государствами таких миграционных процессов. Главное предназначение таких соглашений – обеспечение прав граждан бывшего СССР на добровольный выбор места своего проживания.

Также в указанном Соглашении устанавливается возможность свободного распоряжения собственным жильем и имуществом на территории государства выезда. Она включает в себя продажу, сдачу на условиях найма и т.д.

а также освобождение от пошлин, налогов и сборов, связанных с этим, имущества, денег и вкладов при пересечении границы.

Никакое движимое и недвижимое имущество власти государства выезда не могут отчуждать на основании того, что собственником этого имущества является лицо, которое постоянно проживает за пределами государства или которое не является гражданином государства выезда.

Все указанные обстоятельства позволяют успешно и самостоятельно решить вопросы обустройства на новом месте жительства за счет собственных средств. При этом государство оказывает вынужденным мигрантам минимальную финансовую помощь.

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

1. Понятие беженцев и вынужденных переселенцев, правовое регулирование института беженцев и вынужденных переселенцев.

2. Основные принципы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

3. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев.

4. Утрата статуса беженца и вынужденного переселенца.

5. Международное сотрудничество по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

1. Понятие беженцев и вынужденных переселенцев, правовое регулирование института беженцев и вынужденных переселенцев.

Мировое сообщество пытается посредством международной договоренности создать определенные гарантии беженцам. Россия присоединилась к международным актам и приняла на себя обязательства по приему соответствующих лиц, признанию их беженцами и предоставлении им таких же экономических и социальных прав, что и иностранным гражданам, законно находящимся на территории РФ.

Правовая основа:

1. Международные правовые акты: «Конвенция о статусе беженца» от 28 августа 1951 г.

  • «Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24 сентября 1993 г.
  • 2. Федеральное законодательство:
  • Конституция РФ
  • ФЗ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г.
  • ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 марта 1993 г.

3. Постановление правительства РФ, в том числе об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства, о признании лица вынужденным переселенцем, удостоверение ВП от 27 февраля 1997 г.

Беженцы – лица, не являющиеся гражданами РФ, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны совей гражданской принадлежности, и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают ею пользоваться, либо лица без гражданства, которые находятся вне страны своего преимущественного проживания в силу указанных причин и не желают вернуться в эту страну вследствие таких опасений.

  1. Признаки статуса беженца:
  2. · Не являются гражданами РФ и прибыли либо желают прибыть на территорию РФ из-за рубежа.
  3. · Покинули страну своей гражданской принадлежности (преимущественного проживания) и ходатайствуют о приобретении статуса беженца.
  4. · Не могу пользоваться защитой своей страны.
  5. · Не желают или не могут возвращаться в эту страну.
  6. · Принято решение о приобретении статуса беженца.
  7. Вынужденные переселенцы – граждане РФ либо постоянно проживающие иностранные граждане, покинувшие место своего жительства вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия, либо преследования по расовой, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
  8. Вынужденными переселенцами могут быть признаны:
  9. · Граждане РФ, которые покинули место своего жительства на территории одного субъекта РФ и прибыли на территорию другого субъекта РФ.
  10. · Граждане РФ, которые покинули свое место жительства на территории иностранного государства и прибыли на территорию РФ.
  11. · Иностранные граждане (лица без гражданства) постоянно проживающие на территории РФ, которые покинули свое место жительства в одному субъекта и прибыли на территорию другого субъекта РФ.
  12. Обстоятельствами, которые послужили основанием для признания лица вынужденным переселенцем являются:
  13. · Насилие, совершенное в отношении него или членов его семьи.
  14. · Преследование в иных формах.
  15. · Наличие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социально группе или политических убеждений, которые стали поводом для проведения враждебных кампаний в отношении одного лица либо группы лиц.
  16. · Массовые нарушения общественного порядка в месте постоянного проживания данного лица.

2. Основные принципы правового статуса беженцев и вынужденных переселенце.

  • Основная работа по проблемам вынужденных переселенцев и беженцев возложена ФМС под ведомством МВД.
  • Статус беженца не распространяется на лиц:
  • · В отношении которого есть серьезные основания полагать, что лицо совершило преступление против мира, военное преступление либо преступление против человечества.
  • · Которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ.
  • · Которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН.
  • · За которым компетентными органами власти страны, в которой проживало лицо, признаются права и обязательства связанные с данным государством.
  1. · Иностранные граждане и лица без гражданства, которые покинули территорию своей страны из-за экономических причин, либо вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  2. · Которые в настоящее время пользуются защитой и помощью других органов или учреждений ООН за исключением верховного комиссара ООН по делам беженцев.
  3. Процедура признания беженцев.
  4. · Ходатайство лица.
  5. · Предварительное рассмотрение ходатайства.
  6. · Рассмотрение ходатайства по существу и принятие решения.
  7. · Выдача удостоверения о признании лица беженцем.
  8. Статус вынужденных переселенцев не предоставляется лицам:
  9. · Совершило преступление против мира, человечества и иные тяжкие преступления, которые признаются таковыми на территории РФ.
  10. · Если лицо не обратилось без уважительных причин с ходатайством о признании вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства.
  11. · Если лицо не обратилось без уважительных причин с ходатайством о приобретении статуса беженца в течение месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства.
  12. · Лицо, покинувшее место жительства по экономическим причинам вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.
  13. Процедура признания вынужденным переселенцем:
  14. · Ходатайство лица.
  15. · Выдача свидетельства о регистрации ходатайства.
  16. · Принятие решения.
Читайте также:  Статья 34. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в городе Москве

3. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев.

  • Права беженцев:
  • · Получение услуг переводчика и информации о правах и обязанностях.
  • · Получение содействия при оформлении документов, переезде, провозе багажа, нового места жительства.
  • · Получение питания, коммунальных услуг.
  • · Охрана в целях обеспечения безопасности.
  • · Медицинская и лекарственная помощь.
  • · Социальная защита, в том числе социальное обеспечение.
  • · Получение направления на профессиональное обучение или трудоустройство.
  • · Получение содействия в оформлении документов при выезде за пределы РФ.
  • · Пользование жилыми помещениями.
  • · Содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения.
  • · Участие в общественной жизни государства.
  • · Добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности.
  • Обязанности беженцев:
  • · Соблюдать законодательство РФ.
  • · Своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, которое определено миграционными нормами.
  • · Соблюдать правила проживания.
  • · В течение 7 дней предоставлять информацию об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного статуса, приобретения гражданства в территориальный орган миграционной службы.
  • · Проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальным органом миграционной службы.
  • Права вынужденных переселенцев:
  • · Самостоятельно выбирать место жительства в одном из пунктов, предложенными органами миграции либо проживать у родственников при наличии их согласия.
  • · Получать содействие при переезде и провозе багажа до нового места жительства.
  • Обязанности вынужденных переселенцев:
  • · Соблюдать законодательство РФ.
  • · Соблюдать правила проживания.
  • · При смене места жительства сняться с учета в территориальном органе миграционной службы.
  • · Проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальным органом миграционной службы.

4. Утрата статуса беженца и вынужденного переселенца.

  1. Лицо утрачивает статус беженца:
  2. · Получение разрешения на постоянное проживание либо получения гражданства.
  3. · Если снова добровольно воспользовался защитой государства своей гражданской принадлежности.
  4. · Если, лишившись гражданства, оно снова его приобрело.
  5. · Если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности.

· Если не может более отказываться от защиты страны своей гражданской принадлежности, т.к. обстоятельства исчезли.

· Если не имеет определенного гражданства и может вернуться в страну своей гражданской принадлежности (преимущественного места жительства), т.к. обстоятельства исчезли.

  • Лицо лишается статуса беженца:
  • · Сообщило ложные сведения или предоставило фальшивые документы, которые являлись основанием для приобретения статуса беженца.
  • · Привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
  • · Осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ.
  • Статус вынужденного переселенца утрачивается в случае:
  • · Прекращение гражданства РФ у лица, которое приобрело статус беженца будучи гражданином РФ.
  • · Переехал на ПМЖ за пределы РФ.
  • · Истечение срока предоставления статуса вынужденного переселенца (5 лет).
  • Лицо лишается статуса вынужденного переселенца в случае намеренного сообщения заведомо ложных сведений либо предоставления фальшивых документов, которые послужили основанием для признания лица вынужденным переселенцем.

5. Международное сотрудничество по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

РФ сотрудничает с иностранными государствами, управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, иными международными организациями в целях решения проблем беженцев.

РФ заключает международные договоры с иностранными государствами по проблемам вынужденных переселенцев, которые прибыли в РФ с территории данных иностранных государств. В том числе международные договоры по защите социальных и экономических и др.

прав, а также защита законных интересов вынужденных переселенцев с учетом государственных интересов. ФЗ закрепляют приоритет международного права.

Тема 9

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Есть ли выход?

Говорить о проблеме беженцев и вынужденных переселенцев значит говорить о бесчисленном множестве существующих проблем: жилья, компенсаций, трудоустройства и т.д.

Безусловно, проблема беженцев и вынужденных переселенцев — это забота государства и оно обязано ее решать. Один из возможных путей решения этой проблемы — организация общиннокомпактных поселений беженцев и вынужденных переселенцев.

В России сегодня существует порядка 300 компактных поселений. Идея компактного расселения мигрантов, пребывающих в Россию из государств нового зарубежья», возникла еще до распада СССР и появления первых массовых потоков вынужденной миграции.

В 1989 была предпринята попытка коллективного переселения духоборцев из Закавказья в Чернский район Тульской области. Первые переселенцы из грузинского села Гореловка обосновались в с.

Архангельское, где в середине 1990 года насчитывалось уже 100 — 120 человек (37 семей), к началу 94 года их численность достигла 700 с лишним человек.

По мере появления очагов конфликтов и общего ухудшения политической, экономической и социальной ситуации в бывших союзных республиках, количество компактных поселений в России возрастало. ФМС России говорит об оказании помощи 24 компактным поселениям.

В данном вопросе есть как положительные, так и негативные стороны. К числу негативных, несомненно, относится возможность превращения переселенческих организаций в замкнутые специфические сообщества, внутри которых, как правило, возникает сильная зависимость членов от сообщества, а сообщества от лидера.

Резко сужается свобода выбора социального поведения членов общины. Иногда в таких сообществах наблюдается внутренняя напряженность в отношениях между их членами, повышенная конфликтогенность.

Обособленное поселение людей со значительно отличающимся от местных жителей социокультурным поведением может способствовать закреплению на долгие годы отчужденности между мигрантами и принимающим населением.

К числу положительных моментов компактного способа расселения можно отнести меньшую зависимость переселенцев от государства, что в свою очередь означает необходимость рассчитывать только на свои силы и брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения. Необходимость устройства своими силами нормальной жизни является мощным стимулом к активной деятельности.

Среди преимуществ общего способа расселения следует учитывать и психологическую поддержку, которую оказывают друг другу переселенцы, оказавшись в непривычных условиях. С позиции беженцев и вынужденных переселенцев важным преимуществом компактного поселения является возможность объединения усилий и средств, повышающая способность к адаптации за счет взаимопомощи.

На мой взгляд, решить проблему компактных поселений надо с учетом национальных особенностей территорий, где предполагается их создание.

Вспомним, кто приютил, кто дал кров и пищу беженцам и вынужденным переселенцам из Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Чечни. Это были родственники, знакомые беженцев и вынужденных переселенцев. Народы Дагестана славятся своим гостеприимством.

Родственные связи на Кавказе, в том числе и в Дагестане, сильны. Дагестанцы, жившие во времена Советского Союза за пределами республики, никогда не теряли связи с родственниками и односельчанами.

Поэтому, оказавшись в числе беженцев и вынужденных переселенцев, например, беженцы из Казахстана, они возвращаются в районы своего происхождения.

Не многие из беженцев и вынужденных переселенцев сегодня имеют жилье, работу. Большинство из них продолжают жить у родственников, знакомых, не имея постоянной работы.

  • Между тем, возможность объединения материальных средств и взаимопомощь позволяют самостоятельно создать рабочие места и облегчить жилищное строительство, что делает данный путь приемлемым для людей с невысоким стартовым капиталом.
  • Мне думается, что на сегодняшний день в Дагестане компактные поселения могут стать способом решения проблемы обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев жильем и рабочими местами.
  • Компактное проживание беженцев и вынужденных переселенцев облегчит решение стоящих перед ними проблем правительству республики, а объединившимся переселенцам поможет отстаивать свои гражданские права.
  • Информация собрана и публикуется При поддержке Института Открытое общество».
  • (Фонд Сороса) Россия.
  • Представитель Центра приема беженцев и вынужденных переселенцев при УВКБ ООН

Сафаралиева С.Г.

Ссылка на основную публикацию