Чтобы торговать спиртными напитками, требуется акцизная марка на алкоголь, о ее проверке мы расскажем в этой статье и представим фото-примеры.
Это важно, потому что каждый год в стране гибнут тысячи людей от фальсифицированных алкогольных продуктов. Государство занимается контролем оборота и ведения качественного учета остатков в организациях.
За подделку можно попасть под серьезные штрафные санкции.
Акцизная марка на алкоголь — что это такое: расшифровка
Это косвенный налог на продукцию, который оплачивается за счет покупателя. Он включается в стоимость, которую будет платить клиент. Сбором облагаются табачные изделия и спиртное. За счет введения налогового обременения вырастает не только цена покупки, но и ее качество — постоянно проверяются предприятия, производящие подобную продукцию.
С помощью такого инструмента государство пытается контролировать производство и потребление. По мнению регулирующих органов, повышение стоимости снизит продажи. Реальные факты говорят об увеличении количества некачественного суррогата и гибели граждан от покупки и употребления.
Еще один минус — повышается объем контрабанды, в РФ ввозится больше иностранных, часто некачественных, незарегистрированных и непроверенных напитков. Цена за такое спиртное ниже.
На данный момент доходы страны от алкогольного оборота находятся на одном из самых высоких уровней. Этиловый спирт — ведущий налоговый источник прибыли.
Зачем она нужна
Большая часть покупателей не интересуется, какие символы надо искать на бутылке, которую они покупают. На самом деле их наклеивают не на все, что крепче 4%. Их не прописывают на пиве, пуаре, медовухе, сидре. Федеральный закон, который определяет порядок применения акциза, был принят в 1995 году.
Эта наклейка подтверждает подлинность изделия и легальность его продажи. Так можно определить, настоящие ли вино, коньяк или подделка.
Отличие акцизной от федеральной специальной марки
Оба вида маркировки являются носителями информации, а также подтверждают фиксацию партии в ЕГАИС. Отличие в том, что федеральная наносится на все, что выпускается в России, а акцизная на то, что ввозится из-за границы. Наличие этого знака верифицирует факт оплаченных налогов и законной реализации продукции.
Что они собой представляют
Когда появилось понимание, где ставится та или иная отметка, можно определиться с требованиями к ним. Получить знак может только зарегистрированный производитель или импортер. Чтобы оформить документы, изготовителям необходимо обратиться в Росалкогольрегулирование, а поставляющая компания отправляется в Федеральную таможенную службу, чтобы забрать бумаги.
Документация должна содержать:
- название товара;
- объем одной единицы;
- вид, концентрация спирта;
- название производителя, юридический адрес и место производства;
- если партия ввозилась из-за рубежа, то указываются реквизиты импортера;
- государство, в котором изготавливается продукт;
- обязательное подтверждение факта соответствия требованиям к качеству.
Как выглядит акцизная марка на алкоголь: зачем нужны серия и номер
Это графический рисунок, нанесенный на плотную самоклеящуюся бумагу прямоугольной формы. Для защиты от подделки используются специальные элементы — просвечивающиеся нити, знаки, изменение цвета на солнце.
Эти символы постоянно дорабатывают и меняют, дополняют новыми средствами. Их можно получить только в Москве или в Перми в «Госзнаке».
Старые наклейки были светло-синими, новые — светло-зеленые. Если акциз подлинный, то надпись «РВ» будет чередоваться на голографической части фольги с двуглавым орлом.
Название на этикетке и литраж должны полностью совпадать с тем, что указано на марке. Если смотреть под углом, вы заметите проявление полос розового и серого цвета.
Виды
Маркировка меняется в зависимости от градуса спиртных напитков и их разновидностей. В общем формате это выглядит так:
- Крепкие — от 9% до 25%. Это ликероводочные изделия, за исключением виноградных, фруктовых, игристых, ликерных вин. Наклейка желтого цвета.
- Разновидности с крепостью выше 25%, обычно коньяк. Дополнительно размещается информация об объеме — от 0,5 л до 1 л,. Рисунок в зеленых тонах.
Отдельно маркируются определенные разновидности спиртного. Виды кодов акцизных марок на алкоголь (винные продукты):
- Игристые. Некрепкие — до 15%. Отдельно маркировка размера — до 0,375 л, до 0,75 л, до 1,5 л. Рисунок в малиновых оттенках.
- Виноградные. Содержание этилового спирта варьируется в количестве от 4,5% до 16,5%. В эту категорию не входят фруктовые и игристые жидкости. Литраж как у предыдущего пункта. Отметка имеет фиолетовый фон.
- Ликерные. Градус — от 15% до 22%. Литраж — как и у других винных сортов. Наклейка коричнево-голубого оттенка.
- Фруктовые. Некрепкие — от 6% до 15%. Тот же номинал объемов. Рисунок в красно-зеленом окрасе.
- Винные напитки. Крепость — от 1,5% до 22%. Знак в сине-желтых тонах.
Новые и старые марки
Наклейка бывает:
- старой светло-синего образца, 20 мм;
- новой светлого-зеленый формат, 18 мм;
- светло-фиолетовой у компаний-импортеров 20 или 18 мм.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Как накажут за подделку и продажу фальсификата
С 2014 года ужесточили административную и уголовную ответственность за попытку подделать отметку алкогольной продукции. В соответствии со статьей УК РФ 327.1 есть преследование за создание самодельных знаков для продажи.
Изготовление и реализация поддельных госзнаков наказывается:
- штраф от 100 до 1 миллиона рублей, размер зависит от объемов фальсификата;
- оплата труда за время от года до 3 лет;
- общественно-полезные работы на срок до 5 лет;
- лишение свободы или ее ограничение в пределах 8 лет.
Нести ответственность за содеянное будут все дееспособные граждане старше 16 лет. Касается это только физических лиц. Действие считается завершенным сразу после нанесения на бутылки очевидно фальшивых знаков.
Если продажей суррогата занимается предприятие, то контролирующие органы имеют право лишить его лицензии, а также дополнительно наложить взыскание в размере от 200 до 300 тысяч рублей.
На должностное лицо, занимающееся хранением или продажей, накладывается штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Продавец тоже будет под санкцией — от 4 до 5 тысяч рублей.
Вся партия контрафакта устраняется.
Стоит помнить о том, что если магазин продает спиртное, то проверка акцизов на алкоголе будет частой, но что же это такое? Отвечаем на вопрос, сотрудники контролирующих органов посещают заведение, берут любой экземпляр с полки и сканируют.
Есть специальный сервис для контроля под названием «Проверка марок». Доступ на сайт имеет любое предприятие с лицензией на продажу. Достаточно сверить информацию на бутылке и на экране, чтобы узнать, легальна ли реализация этой продукции.
Важно помнить об этих формах ответственности после оформления лицензии на торговлю. Стоит обратиться в «Клеверенс», чтобы подобрать качественное оборудование и программное обеспечение, с помощью которого можно проверять легальность партии, оптимизировать бизнес-процессы внутри заведения или на складе.
Как отличить поддельную акцизную марку
Первый признак, который должен насторожить клиента — неровно наклеенная этикетка или крышка. Есть и другие методы контрафактного производства, чтобы проследить за ними, внимательно смотрите на упаковку:
- на таре и знаке содержится идентичная информация;
- на обратной стороне обязательно — аббревиатура РФ;
- оттенок становится светлее или темнее под разным углом обзора;
- бумага состоит из материала, в котором есть нерегулярное окно и волокна разного оттенка — там появляются розовые полоски при наклоне;
- номер, который присваивается марке, будет состоять из 3 цифр.
Под воздействием прямых солнечных лучей меняется окрас. Все буквы и числа четко отпечатаны и не вызывают сомнений. С боковой части прессованная фольга с узором.
Что стоит учесть в момент покупки спиртного
Алкогольные напитки относятся к товарам, которые не подлежат возврату или обмену. Поэтому тару сомнительного происхождения лучше не брать. Есть несколько нюансов, которые тоже стоит проверить до момента оплаты за бутылку:
- Содержимое. Если водка настоящая, на дне не должен оседать осадок. Жидкость обязана быть прозрачной. Коньяк может оставить потеки на стекле, но не грязные. Если внутри тары заметны странные взвеси, мутность, оттенок, лучше отказаться в пользу другого вида.
- Этикетка. Все читаемо, с тиснением, на плотной качественной бумаге, хорошо приклеенной к изделию.
- Акциз. Изготовлен по всем правилам, пропечатана, отчетливо видны все знаки, цифры и защита.
- Рельеф на таре. Если это дорогой алкоголь, то есть отметки торгового дома, название, риски.
- Стоимость. Если цена сильно снижена, это либо украденная партия, либо фальшивка.
- Место покупки. Не стоит приобретать вино, особенно коллекционное, в подвале у дома, сомнительном ларьке или крупном гипермаркете. Лучше делать это в специализированных заведениях с сертификатами и лицензией на продажу.
Как самостоятельно проверить акциз на алкоголе
Достаточно взять любую тару со знаком и отсканировать его. Делать это можно через приложение «Антиконтрафакталко» в мобильном телефоне, которое разработано Росалкогольрегулированием.
Помимо этого, в программе есть информация обо всех имеющихся поблизости от пользователя помещениями со всеми разрешениями, где продают алкогольные напитки.
Со стопроцентной точностью реально определить качество, крепость и состав только в специальной лаборатории. Этим методом пользуются обычно правоохранительные органы, когда выпитое спровоцировало гибель человека или причинило тяжелый вред здоровью.
Проверочный онлайн-тест
Специально для проведения подобного контроля был введен в работу сервис «Проверка марок». Но пользоваться им могут только компании-производители с лицензией и контролирующие органы.
С помощью сайта можно оперативно сравнить информацию на бутылке с той, что есть в базе ЕГАИС. Если данные не совпадут, изделие является фальсификатом. Нужно зарегистрироваться в системе, а затем считать код с тары. Во вкладке менее, чем через минуту, появится все по считаному рисунку.
Отравление некачественным алкоголем
В отношении суррогата невозможно с точностью сказать, из какого сырья и в каких условиях изготавливался напиток. Соответственно, нельзя даже предположить, какими последствиями это обернется для выпившего человека.
Наиболее опасный — метанол. Это древесный спирт, который способен привести к летальному исходу, если добавить его в большом количестве в горячительную жидкость. Подобное разбавление часто делают для увеличения прибыли недобросовестные производители.
Среди последствий отравления низкосортным алкоголем выделяют следующие:
- инвалидность;
- отказ печени;
- поражение сетчатки глаза;
- ухудшение работы нервной системы;
- угнетение всех функций организма;
- повреждение внутренних органов;
- нарушение координации движений;
- развитие психических заболеваний и расстройств.
Особенно внимательно нужно относиться к выбору веществ крепче пива.
Что значит фраза «не является акцизной маркой»
Стоит тщательно осматривать каждую бутылку, которая попадает внутрь партии в магазине. Иногда на месте, где размещается акциз, крепится похожая бумажка. Надпись будет мелкой, покупатели ее обычно не читают. Но такая продукция не может быть поставлена на учет в ЕГАИС. В случае проверки заведение будут ждать проблемы с контролирующим органом.
Кроме того, такой продукт может быть опасным. Никто не гарантирует его качество, не проводились пробы и необходимые исследования. Обычно это самый дешевый спирт без попыток повторить вкус оригинального напитка. Себестоимость производства такого фальсификата минимальная. Ответственность наступает в любом случае.
Поэтому стоит обратиться в «Клеверенс» и приобрести оборудование и ПО, с помощью которого можно вести проверку алкоголя по ЕГАИС в момент приемки. Это поможет избежать покупки неакцизного или поддельного продукта.
Заключение
В статье мы разобрали, как проверить акцизные марки на алкоголь такой как: водка, ликер, вино, коньяк, виски.
Ответственность за реализацию некачественного или фальшивого спиртного лежит на компании, продающей конечному потребителю. Лучше сотрудничать с проверенными поставщиками.
Чтобы заниматься продажей любых изделий с этиловым спиртом, нужна лицензия, которую можно получить в Федеральной Службе по регулированию алкогольных напитков.
Количество показов: 35197
Маркировка алкогольной продукции в 2020 году
Алкоголь — первый товар, на который начали наносить штрих-коды в России. Обязательная маркировка алкогольной продукции производится с 2016 года. Глобальные изменения в Законодательстве вступили в силу еще в 2018-ом.
Какая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке
Производителей обязали наносить коды на продукцию поштучно. Порядок маркировки алкогольной продукции говорит о наклеивании специальных знаков на каждый вид алкоголя, кроме этилового спирта, пива и сидра. Хотя поправки о пивных товарах находятся в разработке.
На марке должен быть размещен код Data Matrix, позволяющий отследить передвижение каждой бутылки. На емкости наносят специальные марки: импортные изделия отмечают акцизными, жидкости отечественных производителей — федеральными. Это обязательная маркировка алкоголя. 2020 год принес новые изменения.
Сигареты продаются в тех же местах и наравне с алкоголем также подлежат маркировке.
Маркировка алкоголя: новости
С июня 2020 г. действует закон №468-ФЗ от 27.12.2019 о нанесении надписей на емкости с винными напитками — дополнительного вида маркировки алкогольной продукции. Нововведение направлено на очищение рынка от винных суррогатов. В зависимости от технологии приготовления, производители обязаны указывать кратко характеристику продукта. Например:
- «Не является вином» — эта надпись украшает емкости, если доля этилового спирта в напитке менее 22%;
- «Российское шампанское» — напиток изготовлен из сортов винограда, выращенных исключительно на территории России.
Порядок маркировки алкогольной продукции
На тары наносят специальные коды производители. Они приобретают их Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. С помощью кодов данные о каждой бутылке передаются в ЕГАИС. Все передвижение отслеживается в системе.
Код состоит из:
- Идентификационного номера;
- Проверочного кода;
- Кода GTIN.
Подделать сведения невозможно, используются уникальные комбинации. В марку заложены основные сведения о продукте: состав, производитель, страна, дата выпуска и срок годности.
Акцизные марки в таможенных органах приобретают организации, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ. Они выдаются только при соблюдении обязательных условий:
- Компанией подается заявка. В ней указывают время подачи заявления, сведения об импортере, производителей, товаре (наименование, объем, содержание этилового спирта).
- Организация предварительно оплачивает коды;
- Таможенным органам представляется отчет об уже использованных кодах для маркировки алкоголя акцизными марками.
Импортер наносит марки на тару с алкоголем, поврежденные или дефектные — возвращает Таможне. При этом оплата за коды не возвращается. По правилам маркировки алкогольной продукции акцизными марками представители Таможни предоставляет список в электронном виде, содержащий серию и номер выданных ранее марок.
Производители наносят федеральные марки на продукцию, производимую на территории РФ и поставляемую на экспорт. При такой маркировке алкогольной продукции ГОСТ — основной ориентир. Тару обклеивают, учитывая характеристики спиртосодержащего напитка: количественное содержание этилового спирта, место происхождения, объема бутылки. Оба вида марок подтверждают регистрацию товара в ЕГАИС.
Оборудование для соблюдения требований законодательства
Чтобы избежать штрафов и других санкций, производителям и дистрибьюторам необходимо соответствующее оборудование и программное обеспечение. Производителям для маркировки акцизными марками алкогольной продукции должны:
- Приобрести промышленные принтеры для изготовления марок;
- Настроить доступ в систему ЭДО;
- Зарегистрировать создаваемые маркеры;
- Обновить ЕГАИС.
Оптовики и дистрибьюторы обзаводятся:
- Электронной подписью на Rutoken 2.0;
- Оборудованием, для считывания штрих-кодов (сканерами);
- Доступом к системе «Электронный документооборот».
Для правильной маркировки алкоголя с 1 марта 2020 года необходимо обновить прошивку кассы. Кассовая программа при продаже крепкого алкоголя теперь указывает в чеке код, зашифрованный в марке. За отсутствие обновления прошивки оборудования предусмотрен штраф.
Розничные магазины помимо сканера, доступа к ЭДО, должны иметь онлайн-кассу, ЭЦП с сертификатом RSA, обновить ЕГАИС до последней версии.
Компания «ЭТИМ» поставляет всю необходимую технику для работы с маркировкой алкогольной продукции. Менеджеры расскажут о товарах, ответят на все вопросы о нововведениях, подберут оптимальное оборудование для вашего бизнеса. Консультация бесплатна. Заполните форму обратной связи или свяжитесь с нами по телефонам 8 812 325-53-00, 8 800 511-62-11.
Не знаете с чего начать?
- Поможем определиться с выбором продукции
- Подскажем стоимость и сроки
- Ответим на вопросы о наших товарах и услугах
- Выполним регистрацию под ключ
- Воспользуйтесь формой или звоните:
- 8 812 325-53-00
- Консультация бесплатна!
Обязательная маркировка алкогольной продукции в 2018 году | Меридиан
В последнее время в нашей стране вводится обязательная поэтапная маркировка товаров.
В ближайшие 2-3 года законодатель планирует обязать многих субъектов гражданско-правовых отношений перейти на идентификацию продукции. С 1 июля текущего года введена обязательная маркировка алкогольной продукции.
Цель данного нововведения — пресечь сбыт контрафактного алкоголя и ужесточить контроль за производством и сбытом спиртосодержащих продуктов.
Маркировка алкогольной продукции подразумевает под собой идентификацию каждой единицы товара. Производится она при помощи нанесения специального штрих-кода. Просканировав бутыль, можно отследить движение продукции с момента изготовления до продажи потребителю.
На каждом этапе производится передача соответствующих данных в систему ЕГАИС. В согласии с федеральными законами, производители-импортеры должны маркировать специальными марками каждую единицу товара.
Все участники рынка обязаны вносить соответствующую информацию в единую базу.
Особенности нанесения маркировки алкогольной продукции 2018
- Каждая единица товара должна содержать двухмерный код. Получается, что все участники рынка обязаны владеть специальными техническими средствами, которые позволят сканировать каждую бутыль.
- Идентификационный код ЕГАИС. На каждой бутылке должен иметься специальный код в закодированном формате. Благодаря уникальным данным можно будет отслеживать передвижение каждой единицы товара от поставщика до покупателя.
Внедрение помарочного учета потребует от всех субъектов вести учет каждой единицы товара на каждом этапе.
Организации и холдинги, реализующие спиртосодержащую продукцию в обход новой системы, будут привлекаться к правовой ответственности вплоть до лишения лицензии.
Зачем необходима новая система учета алкогольной продукции?
В нашей стране наблюдается очень много подделок, начиная от лекарственных препаратов и заканчивая АП. На рынок поступает немало контрафакта и товаров, которые нигде не регистрируются. Это приводит к различным печальным последствиям, нередко даже к летальным исходам. Обязательная идентификация алкогольных напитков позволит государству осуществлять более жесткий контроль.
Введение новой концепции позволит отслеживать легальность передвижения каждого спиртосодержащего напитка, потому что серийная система фиксации каждой бутылки не дала требуемого результата.
В ходе осуществления предпринимательской деятельности, связанной со сбытом АП, нередко наблюдалась перепродажа одной и той же единицы товара.
Это естественно приводило к убыткам для государства и плохому контролю за оборотом алкогольной продукции.
Преимущества марочного учета алкогольной продукции
- Мгновенное получение данных по каждой единице товара в случае конфликта.
- Сведение к минимуму возможных расхождений и неточностей при проведении инвентаризации.
- Избежание штрафных и иных санкций.
Своевременное внедрение системы ЕГАИС позволит беспрепятственно осуществлять предпринимательскую деятельность.
По мнению законодательной инициативной группы, это позволит пресечь подделку федеральных марок на пути следования продукта от производственного концерна до розничного магазина.
В прошедшем году утвержденная система ЕГАИС заблокировала сбыт более 22 млн единиц нелегальной алкогольной продукции. Законодатель считает, что данная система позволит также контролировать происхождение и состав АП. Это даст возможность потребителям иметь необходимую информацию о товаре.
Какие алкогольные напитки будут подлежать обязательной маркировке?
Представленные нововведения затронут алкоголь, за исключением этилового спирта, спиртосодержащих напитков и немаркируемых алкогольных продуктов. К последним относится шампанское, пиво и сидр.
Производителям необходимо будет отчитываться об объеме произведенной продукции с обязательной фиксацией требуемых по закону кодов. Поставщикам потребуется вести учет алкогольной продукции с последующим внесением в базу необходимых данных.
Розничным магазинам потребуется сканировать коды марок с каждой единицы товара при проверке накладной документации и при реализации товара.
Кому необходимо готовиться к маркировке алкоголя
- Производственным предприятиям и концернам.
- Оптовым организациям и холдингам.
- Розничным точкам продаж.
- Представителям общепита.
Все субъекты сбыта алкогольной продукции должны будут перейти на новую систему.
В связи с этим от всех участников потребуется приобрести соответствующее оборудование и адаптировать действующие бизнес-процессы под новую систему. При приемке продукции представителям оптовых складов, супермаркетов и магазинов нужно будет отказаться от немаркированного алкоголя.
При этом все действия по приемке и сбыту необходимо будет выполнять предварительно отсканировав каждую единицу товара.
Требования для перехода на новую систему
- Приобретение оборудования. Сканеры и терминалы позволят считывать контрольно-идентификационные знаки для последующего внесения их в единую базу.
- Обновление системы ЕГАИС. Всем субъектам потребуется обновить систему до новой версии.
- Подготовка персонала.
Руководителю компании необходимо будет организовать для всех работников инструктаж, чтобы они смогли организовать надлежащую сверку фактически поступившего товара.
Руководители крупных холдингов и предприниматели должны будут адаптировать учет алкогольной продукции под новую систему, приобрести онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, и электронную подпись, настроить оборудование.
Новые требования к маркировке алкогольной продукции включают в себя обязательную поштучную идентификацию каждой бутыли. При несоблюдении данных требований возможно наложение штрафных санкций, конфискация продукции и лишение лицензии.
В случае изготовления и реализации спиртосодержащих продуктов без марок и соблюдения утвержденных госстандартов надзорные структуры могут изъять АП из оборота. Все это, конечно, связано с немалыми затратами для бизнесменов, однако своевременная интеграция марочного учета позволит защитить свой бизнес от ненужных проверок и крупных штрафов.
Утвержденная законодательная концепция контроля позволит вести надлежащий учет производимой и реализуемой продукции.
Маркировка алкогольных напитков поможет руководителям крупных холдингов и мелким предпринимателям избежать различных неточностей и описок при отгрузке и сбыте товара.
Ведь при приемке большой партии алкоголя нередко происходили различные расхождения, которые затем выявлялись при проверке.
Контролирующие подразделения с помощью новой системы достигнут наилучшего надзора за сбытом контрафактных товаров. Это поможет защитить рынок от подделок.
Благодаря этому многие бизнесмены станут конкурентоспособными и смогут достичь поставленных целей без ущерба со стороны нелегальных организаций.
Ведь новая система позволит пресечь влияние мелких фирм, которые занимаются сбытом нелегальной продукции по заниженной стоимости.
—
Компания ООО «Меридиан» подготовила уникальное оборудование для производителей и импортеров алкогольной продукции. Система «NP ALCO» позволяет провести 100% отслеживание и учет каждой единицы продукции алкоголя на всех этапах производства, полностью исключить человеческий фактор, оптимизировать затраты на внедрение системы.
Маркировка алкогольной продукции
22.11.2019
В 2018 году вступили в силу новые правила маркировки алкогольной продукции. Что изменилось для предпринимателей и потребителей, читайте далее.
Что такое маркировка алкогольной продукции
Одной из первых систем маркировки алкоголя в Российской Федерации стали акцизные марки, введенные в 1994 году. С течением времени менялся их внешний вид, распространение и принцип нанесения.
Акцизные марки преследовали сразу две цели: обеспечить сбор налогов с предпринимателей и гарантировать потребителям качество алкогольной продукции. Позднее была принята система ЕГАИС, позволившая лучше контролировать алкогольный рынок.
Тем не менее, количество контрафактной продукции на рынке алкоголя в РФ сокращалось медленно и до сих пор составляет значительную часть всего находящегося в обороте товара.
В 2018 году начата маркировка алкогольной продукции поштучно — с 1 июля по решению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка были введены требования к учету спиртосодержащей продукции.
Теперь на акцизной марке дополнительно размещается двумерный код Data Matrix, который позволяет идентифицировать каждую бутылку, внести ее в систему и следить за ее перемещениями от производителя (поставщика) к потребителю.
Какая продукция подлежит маркировке
Под действие новых требований попало почти все спиртное, реализуемое в РФ: водка, вина, наливки, ликеры и пр. Однако в каждом правиле есть исключения. Обязательная маркировка не распространяется на:
- пиво;
- сидр и медовуху;
- чистый этиловый спирт.
Реализовывать эти продукты можно без новых кодов. Также не нужно маркировать алкоголь, который отправляется для реализации на экспорт или продается в магазинах duty free или реализуется исключительно на борту самолета или поезда. Все остальные напитки необходимо маркировать по новым правилам.
Маркировка пластиковой тары
Алкоголь нередко реализуется в пластиковой таре, и зачастую эта тара используется несколько раз. Также некоторые виды пластика, используемые для фасовки, в сочетании с алкоголем становятся опасными для здоровья. Именно поэтому введена отдельная маркировка пластиковой тары.
Так, для хранения или употребления алкоголя непригодны полистироловые (PS) и полипропиленовые (PP) бутылки и стаканы. При контакте со спиртом вещества, из которых сделана тара, выделяют опасные фенол и стирол, которые могут привести к заболеваниям органов зрения, мочевыводящей системы.
Разрешается фасовать алкогольные или алкогольсодержащие напитки в пластиковую тару с маркировкой PET, PETE и PEHD, HDPE.
Правила маркировки продукции
Маркировать алкоголь нужно особыми кодами, которые производитель (импортер) должен приобрести в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.
Данные кода загружаются в ЕГАИС для того, чтобы любой участник торгового оборота мог проследить путь каждой конкретной бутылки с алкоголем. Код состоит из трех частей: идентификационного номера, проверочного кода и кода GTIN.
Подделать такой код невозможно, каждая комбинация уникальна.
В коде маркировки содержится информация о:
- названии продукции;
- стране происхождения;
- изготовителе;
- дате выпуска и сроке годности;
- составе.
Код сканируется 2D сканером штрихкода, поэтому предпринимателям не нужно приобретать дополнительное оборудование. Также потребители могут самостоятельно считать код с помощью смартфона.
Зачем нужна обязательная маркировка алкоголя
Главная задача новых правил маркировки — сокращение торговли контрафактом и фальсификатом. Строгие правила позволят ужесточить контроль за сбытом продукции этого типа, эффективно находить нарушителей и наказывать их.
Уникальные коды позволят прикрыть «лазейку» с «зеркальными» марками: теперь каждая бутылка учитывается в ЕГАИС по собственному коду. Органы контроля мгновенно будут уведомлены о том, что в системе появились два одинаковых кода.
Новая маркировка упрощает ведение бухучета и инвентаризации, сокращает количество визитов с проверкой от контролирующих органов.
Поддельный алкоголь год от года становится причиной смерти множества российских граждан. Кроме того, обязательная маркировка позволит покупателям прямо в магазине проверить, подлинный ли напиток они покупают — достаточно отсканировать код Data Matrix смартфоном.
Ответственность и штрафы
Ответственность за соблюдение правил обязательной маркировки товаров несут предприниматели, которые задействованы в любой из операций с алкоголем: производстве и вводе, хранении, реализации. Каждый из участников рынка имеет свою зону ответственности.
Штрафы за нарушение требований обязательной маркировки алкоголя зафиксированы в КоАП РФ, в статье 15.12. Они следующие:
- выпуск алкоголя без маркировки: 10—15 тысяч рублей для ИП, 100—150 тысяч рублей для юрлиц;
- хранение и продажа немаркированного алкоголя: ИП – 5—10 тыс. руб. для ИП, 50—300 тысяч рублей для юрлиц.
Вся продукция при этом конфисковывается. Кроме того, за партии немаркированного алкоголя в крупной или особо крупном размере наступает уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы до 3 лет.
Все о маркировке
Возврат к списку
Региональные специальные марки для маркировки алкогольной продукции
- В соответствии со статьей 12 Федерального закона РФ от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % от объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке, причем
- произведенная на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;
- — произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.
Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными, не предусмотренными указанным Федеральным законом, марками не допускается. Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками осуществляется при условии проверки качества алкогольной продукции. Региональная специальная марка является подтверждением проведения субъектом РФ специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта РФ, и осуществление контроля над оборотом алкогольной продукции на указанной территории.
Порядок изготовления и приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.
Общие требования к порядку выдачи региональных специальных марок и их образцам утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 723. В соответствии с данным Постановлением организации – изготовители марок определяются на конкурсной основе.
При изготовлении марок они должны выполнять технические требования к региональным специальным маркам для маркировки алкогольной продукции, обязательные для изготовителей таких марок.
Такие требования утверждены Приказом Минфина РФ № 17н и МНС РФ № БГ-3-31/65 от 28 февраля 2001 года.
Региональная специальная марка должна иметь графическую защиту, штрих-код и голограмму. Часть признаков защиты должна быть видна потребителю без применения приборов на расстоянии 30-50 см, другие способы защиты могут быть определены только с помощью приборов. Подлинность марки должна определяться на трех уровнях:
- первый уровень — уровень потребителя — определяется подлинность марки по ее общему виду;
- второй уровень — уровень контролирующего органа — определяется подлинность марки по наличию элементов защиты, описанных в сертификате, а также с помощью приборов;
- третий уровень — уровень эксперта (изготовителя) — определяется подлинность марки по всем элементам защиты, в том числе и по не описанным в сертификате.
Марки изготавливаются двух видов, отличных по цвету:
- для маркировки алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 25 % включительно изготавливаются оранжево — розово — красные марки.
- для маркировки алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта более 25 % изготавливаются сине – зеленые арки.
- Размер марки — 65 х 17 мм (место для штрих-кода 28 х 15 мм), она должна иметь комплексную защиту от подделки, код субъекта РФ, серию и номер, позволяющие проводить учетные операции.
- Штрих-код наносится на марку должностным лицом Управления, осуществляющим налоговый контроль за работой акцизного склада, при подготовке алкогольной продукции к отгрузке покупателям.
- Региональные специальные марки приобретают организации, учредившие акцизные склады в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, на основании их заявок только после внесения ими авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию.
- Прием заявок от организаций на изготовление марок осуществляется налоговыми органами по месту нахождения акцизного склада организации, с которого эта продукция будет реализована через розничную сеть либо общественное питание.
Заявка должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации, скреплена печатью организации, представившей документ, и подана в двух экземплярах не позднее, чем за 60 дней до начала очередного квартала.
Заявки представляют в налоговые органы представители организаций лично либо направляют в адрес налоговых органов ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.
Датой подачи заявки является соответственно дата ее фактического представления представителем организации или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении.
- В заявке указывается количество марок на алкогольную продукцию крепостью до 25 % и алкогольную продукцию крепостью свыше 25 %, необходимое на квартал с разбивкой по месяцам. К заявке должны быть приложены следующие документы:
- а) платежное поручение, подтверждающее оплату организацией указанного в заявке количества марок, с отметкой банка о его принятии к исполнению; в платежном поручении в графе «назначение платежа» указывается «за изготовление региональных специальных марок»;
- б) надлежащим образом заверенная копия разрешения на учреждение акцизного склада, с которого алкогольная продукция будет реализовываться через розничную торговую сеть и (или) общественное питание.
Налоговые органы должны проверить заявку и приложенные к ней документы на соответствие установленным требованиям. Такая проверка проводится непосредственно в день представления заявки либо в день ее получения по почте.
В случае нарушения сроков подачи заявки, а также в случае обнаружения несоответствия в представленных документах, не позднее дня, следующего за днем представления либо поступления заявки, она возвращается организации по почте с указанием причин возврата.
Если заявка соответствует требованиям, то она должна быть зарегистрирована налоговым органом.
Один экземпляр представленной заявки с отметкой о ее приеме выдается руководителю организации при представлении им паспорта и документа, подтверждающего его полномочия в качестве руководителя организации, или доверенному лицу организации при представлении им доверенности на получение заявки, второй экземпляр заявки остается в налоговых органах.
- Чтобы получить изготовленные марки организация должна предоставить в налоговый орган следующие документы:
- а) заявление в двух экземплярах на выдачу заказанного количества марок по установленной форме;
- б) экземпляр зарегистрированной заявки на изготовление марок;
- в) копию платежного поручения, подтверждающего внесение авансового платежа по акцизам. В графе «назначение платежа» должно быть указано «внесение авансового платежа по акцизам за алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов» либо «внесение авансового платежа по акцизам за алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 процентов»;
- г) выписку банка с расчетного счета организации, подтверждающую снятие указанных средств с ее расчетного счета.
- Основанием для выдачи организации заказанного количества марок является регистрация поданного заявления на выдачу марок в день их представления должностным лицом налоговых органов.
- Налоговые органы могут не принять заявление организации на выдачу марок, если:
- — представленный экземпляр заявки на изготовление марок не зарегистрирован налоговыми органами;
- — представленные документы не соответствуют установленному перечню;
- — суммы перечисленных авансовых платежей по акцизам не соответствуют заказанному количеству марок.
Если налоговые органы отказали в приеме заявления, то не позднее дня, следующего за днем его представления, оно возвращается организации по почте с указанием конкретных причин отказа.
- Выдача марок производится в день представления заявления и его регистрации налоговыми органами руководителю или уполномоченному лицу организации по доверенности на право получения конкретного количества марок, при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, указанного в доверенности.
- При выдаче марок один экземпляр зарегистрированного заявления, с указанием в нем фактического количества выдаваемых марок, подписями должностных лиц организации и налогового органа, а также печатями обеих сторон, выдается организации и является документом, удостоверяющим выдачу марок.
- В процессе нанесения на алкогольную продукцию марки могут быть повреждены, в этом случае они возвращаются в налоговый орган при представлении организацией:
- а) письменного заявления с указанием причин возврата марок;
- б) зарегистрированного налоговым органом заявления на получение возвращаемого количества марок;
в) поврежденных марок, которые должны быть наклеены на отдельные листы бумаги без складок и неровностей таким образом, чтобы четко просматривались код региона, номер, серия и центральная часть марки.
Если произошел разрыв марки, то отдельные ее части должны быть соединены и общая площадь каждой возвращенной марки (в том числе и собранной из отдельных частей) должна составлять не менее 60 % от ее первоначальной части.
- Поврежденные марки подлежат уничтожению.
- В случае ликвидации или прекращения организацией своей деятельности по производству и обороту алкогольной продукции налоговый орган принимает марки при представлении организацией следующих документов:
- а) письменного заявления с указанием причин возврата марок;
- б) выписки из единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации организации, заверенной в установленном порядке (в случае ликвидации организации);
- в) выписки из протокола заседания лицензирующего органа, подтверждающей прекращение действия лицензий организации на производство и оборот алкогольной продукции, либо копии решения суда об аннулировании лицензии, заверенной в установленном порядке;
- г) зарегистрированного налоговым органом экземпляра заявления на получение возвращаемого количества марок.
В случае возврата марок налоговый орган составляет акт в двух экземплярах, один экземпляр акта передается организации, другой остается в налоговом органе. Порядок возврата денежных средств, уплаченных организацией за изготовление марок, а также сумм авансовых платежей по акцизам осуществляется в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Ставки авансового платежа, уплачиваемые при покупке региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, установлены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 915 и составляют на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта: до 25 % включительно — 0,3 рубля за 1 марку; свыше 25 % — 0,8 рубля за 1 марку.
В цену марки включаются расходы на ее изготовление, хранение, доставку и налог на добавленную стоимость, а также затраты, связанные с нанесением на марку штрих-кода и осуществлением субъектом РФ специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Цена марки не должна превышать 1 % от налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 25 %, предусмотренной статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации. Цена марки относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
- Продажа или передача марок третьим лицам запрещается.
- В бухгалтерском учете покупка региональных специальных марок отражается следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Оплачены региональные специальные марки | 76 | 51 |
Произведен авансовый платеж по акцизу | 68 | 51 |
Приняты к учету региональные специальные марки | 50 субсчет «Денежные документы» | 76 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком | 19 | 76 |
Использованы региональные специальные марки | 20 | 50 субсчет «Денежные документы» |