Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

В конце минувшей недели Госдума без особого информационного шума сразу во втором и третьем чтениях приняла давно пылившийся законопроект, облегчающий порядок регистрации новых религиозных объединений. Ранее на территории РФ действовало так называемое правило 15 лет, которое означало, что религиозная группа может получить государственную регистрацию только после предоставления документа, подтверждающего ее существование на протяжении 15-летнего периода и более. Согласно же новому закону, религиозные группы могут регистрироваться хоть на следующий день после создания, предоставив в территориальные органы исполнительной власти письменное уведомление.

Однако для таких недавно возникших организаций все же установлен ряд ограничений.

К примеру, они не смогут в течение ближайших 10 лет после регистрации создавать образовательные учреждения, учреждать СМИ, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации и приглашать иностранцев для занятия профессиональной деятельностью, в том числе проповеднической и религиозной.

Также в течение этого периода местные региональные организации не могут проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, тюрьмах, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Есть и еще одна важная оговорка: ограничения распространяются на группы, юридически не входящие в ранее зарегистрированную централизованную религиозную структуру. Но об этом нюансе чуть позже, сперва о предпосылках.

Очередной виток полемики вокруг новых религиозных объединений, приведший к появлению закона, начался 10 марта 2010 года в связи с постановлением Европейского суда по правам человека по делу сайентологов.

В ответ на заявление общин церкви сайентологии и «Свидетелей Иеговы» ЕСПЧ признал, что «правило 15 лет не соответствует Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», и обязал Россию исключить отказы в регистрации религиозных организаций из-за несоблюдения этого требования.

После этого профильный комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций рекомендовал к принятию в первом чтении правительственный законопроект, который существенно упрощает регистрацию религиозных организаций.

Первое чтение законопроекта, однако, состоялось только через четыре года, в октябре 2014-го. Но вопрос об отмене «правила 15 лет» поднимался несколько раз и до этого.

В 2013-м по данной теме высказывался протоиерей Всеволод Чаплин, заявивший, что «законопроект об упрощении регистрации религиозных организаций должен пройти общественное обсуждение». Этого самого «общественного обсуждения» в какой бы то ни было форме, как мы теперь понимаем, проведено не было.

Закон проходил тихо, писали о нем СМИ либо узкоспециализированные, сектоведческие, либо второго эшелона. Чтения в Думе он тоже проходил своеобразно: между первым и вторым-третьим прошло более восьми месяцев.

Меж тем еще в 2014 году проект закона вызвал серьезные опасения у некоторых депутатов. Так, эсер Михаил Емельянов хотел «задать серьезные вопросы авторам законопроекта и прежде всего правительству РФ, не идет ли речь о легализации сект».

«Я прекрасно помню, как в 90-е годы в России пышным цветом расцветали религиозные секты с живыми богами во главе», – заявил он. Либерализация религиозного законодательства, по мнению депутата, может привести к повторению подобных явлений.

Правда, на момент первого чтения закон устанавливал самые минимальные рамки. Например, в отличие от итогового варианта, новозарегистрированным религиозным группам можно было вести образовательную деятельность, которая официально не рассматривалась в качестве собственно образовательной.

То есть закон был гораздо более либерален. Параллельно с антисектантской инициативой выступила член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель координационного совета Союза добровольцев России Яна Лантратова.

Речь идет о законопроекте «О миссионерской деятельности», суть которого в том, что «уличное миссионерство», которое так любят новые религиозные организации, теперь должно быть полностью добровольным со стороны тех, на кого направлена миссия.

Законодательные нормы такого рода уже приняты в ряде регионов РФ, например в Белгородской и Новгородской областях.  

Еще один немаловажный нюанс – та самая оговорка про централизованную структуру и формально не входящие в нее объединения. Дело в том, что юридически в России централизованных религиозных структур практически нет. Особенно если это касается тоталитарных культов и сект, как их определяет исследователь явления Александр Дворкин.

Проще говоря, община «Свидетелей Иеговы» в городе Луге Ленинградской области юридически – совсем не то же самое, что община «Свидетелей Иеговы» в городе Калуге.

И поэтому когда судебным решением снимается с регистрации или запрещается деятельность общины каких-нибудь мормонов или сайентологов в одном из регионов РФ, это никак не влияет на другие регионы и деятельность местных сайентологов и мормонов.

Более того, это не касается соседних общин того же вероисповедания и той же религиозной системы в одном и том же городе. Две общины неохаризматиков из «Вех Веры» или «Церкви Христа», будь они хоть в соседних домах, – это две совершенно разные религиозные организации.

Речь идет, кстати, о еще советской законодательной практике, которая сохраняется до сих пор и касается не только сект, но и традиционных конфессий.

Каждый православный приход, каждая исламская или иудейская община, каждая буддийская сангха – это отдельное юридическое лицо, отдельная религиозная структура.

По-хорошему говоря, такое положение дел неправильно, так как юридическая реальность нисколько не отображает реальность объективную. Нынешний законодательный акт подталкивает к определенной структурированности. И потому не столь уж категорически плох.

Плохо другое: при таком раскладе действительно возникнет множество сект-однодневок.

Найдутся и предприниматели, которые, например, зарегистрируют свой кабак как «церковь курильщиков в помещении», а в уставе пропишут что-то вроде «покупать пиво и закуски – прямая обязанность адепта культа».

И потом попробуйте доказать, что они мелкие предприниматели, а не адепты «Баварского Бахуса», например. Но это из разряда экзотики.

Данным либеральным законопроектом государство как бы успокаивает ЕСПЧ (что в рамках риторики последних месяцев по делу ЮКОСа смотрится двойственно), тревожит отечественных сектоведов (что для государства не очень хорошо, поскольку сектовед – вне политики), но парадоксальным образом делает вполне грамотный шаг, так как в существенной своей части закон попросту не сработает. В руководстве сектантских структур сидят далеко не идиоты. Они прекрасно понимают, что незарегистрированная община действует куда свободнее, чем юридическое лицо. Особенно в рамках централизованной структуры, которую теперь можно срубить под корень из-за нарушений отдельной ячейки в Луге или Калуге.

Другое дело – регистрация действительно новых сект на уровне отдельных общин. Тут действительно могут быть проблемы. Они захотят земли, помещений, частной общинной собственности. Они могут закрепиться – и сделают это. Но есть шанс, что многие из этих групп проколются на незнании российского законодательства.

Закона о рекламе, например, или закона об НКО. Они часто так прокалываются, даже не будучи зарегистрированными. Только правоохранители «берут» отдельных людей, а не закрывают целую организацию, ведь если организации нет юридически, то и для правоохранительных органов она не существует.

Читайте также:  Статья 5. Религиозное образование

Таким образом, для нетрадиционных религиозных структур все может поменяться в нелиберальную сторону.

Понятно, что новые, юридически оформленные религиозные организации развернут пиар-кампанию, подчеркивая, что теперь они официально признаны государством. Потенциально это увеличит список жертв культов и локальных сект.

Но вот что интересно: сейчас сенатор Косачев формирует «патриотический стоп-лист» иностранных политических НКО, который будет не запретительным документом, а манифестом-предупреждением для граждан. Что-то подобное можно сделать и с новыми религиозными объединениями.

Если государство считает, что этим структурам можно жить и работать с людьми в облегченном режиме, ему стоит проинформировать население о том, чем являются эти структуры, пусть бы даже и зарегистрированные, на самом деле.

Что же касается традиционных конфессий, им от этого нововведения ни холодно, ни жарко. Чуть меньше приходскому священнику возни с отчетами – чуть больше сил на литургию. И на антисектантскую деятельность.

  • Александр Чаусов.
  • Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!
  • Присоединяйтесь к группе — Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ И ПОМИНОВЕНИЯ В ХРАМЕ !!!

Принятие решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр

  • О государственной услуге
  • Предназначена для
  • регистрации представительств иностранных религиозных организаций (внесения изменений в сведения о них) и
  • внесения сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
  1. Структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр.
  2. Кто может обратиться
  3. Для регистрации представительств иностранных религиозных организаций:
  • руководитель иностранной религиозной организации;
  • лицо, уполномоченное иностранной религиозной организацией на ведение от ее имени переговоров об открытии представительства.
  • Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр:
  • руководитель филиала или представительства;
  • руководитель международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • иное лицо, действующее на основании полномочий.

Куда обратиться

В центральный аппарат Минюста России г. Москва, ул. Кржижановского, д. 7, стр. 1 (м. Профсоюзная).

График приема:

Понедельник       10.00 – 13.00

Вторник, четверг         14.00 – 17.00

Среда, пятница   09.00 – 12.00

Почтовое отправление корреспонденции осуществляется по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14.

Прием корреспонденции через экспедицию по адресу: г. Москва, ул. Житная, д.14 (м. Октябрьская) осуществляется по следующему графику:

  1. понедельник – четверг – с 10-00 до 12-00, с 14-00 до 17-00;
  2. пятница – с 10-00 до 12-00, с 13-00 до 15-00.
  3. Порядок получения государственной услуги
  4. Заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично.
  5. Для регистрации представительства иностранной религиозной организации представляются:
  • заявление об открытии и регистрации представительства иностранной религиозной организации, подписанное уполномоченным лицом (лицами) иностранной религиозной организации, в котором указываются краткие сведения об этой религиозной организации;
  • положение о представительстве иностранной религиозной организации, в котором указываются цель и основные формы деятельности представительства, местонахождение (адрес) и территория его деятельности, количество иностранных сотрудников представительства;
  • в случае открытия представительства иностранной религиозной организации при российской религиозной организации — соответствующее решение правомочного органа и заявление этой организации;
  • решение правомочного органа иностранной религиозной организации (организаций) об открытии своего представительства в Российской Федерации и назначении руководителя представительства (представителя);
  • копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной религиозной организации.
  • В случае ликвидации иностранной религиозной организации, открывшей представительство, досрочного прекращения деятельности представительства, замены его руководителя (представителя), изменения местонахождения (адреса) представительства, численности иностранных сотрудников иностранная религиозная организация или руководитель представительства уведомляют об этом Минюст России с приложением подтверждающих документов.
  • Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр представляются:
  • уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • учредительные документы международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • решение руководящего органа международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации о создании филиала или представительства;
  • положение о филиале или представительстве;
  • решение о назначении руководителя филиала или представительства;
  • документ с изложением целей и задач создания филиала или представительства.
  1. Не позднее семи дней со дня внесения в Реестр сведений о соответствующем структурном подразделении его руководитель уведомляет Министерство юстиции Российской Федерации об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства и о контактных телефонах.
  2. Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации и в прилагаемых к уведомлению документах, а также изменении сведений об адресе (о месте нахождения) филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации, представляются:
  • уведомление об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • документы, прилагаемые к уведомлению о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», сведения в которых изменились.
  • Требования, предъявляемые к документам
  • Заявление, уведомление и прилагаемые к ним документы представляются в одном подлинном экземпляре, кроме учредительных документов иностранной религиозной организации, международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, которые представляются в надлежаще заверенном виде.

Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г.

, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств — участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г.

, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при принятии решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации или внесении сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Реестр без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ.

Официальные документы, полученные из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенных оттиском печати с воспроизведением государственного герба.

Читайте также:  Статья 6.3. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях

Услуга предоставляется бесплатно.

Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются при личном обращении, посредством интернет-сайта, телефонной связи, почты или электронной почты. При личном обращении консультации предоставляются в часы приема документов, в иных случаях — в рабочее время, в том числе когда прием документов для предоставление государственной услуги не осуществляется.

  1. Срок предоставления
  2. Для регистрации представительств иностранных религиозных организаций  –90 дней (может быть продлен до 180 дней в случае если у заявителя запрашиваются дополнительные сведения)
  3. Для внесения сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр – 30 дней.
  4. Результаты оказания государственной услуги
  5. Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
  • регистрация представительства иностранной религиозной организации (принятие решения о регистрации; внесение сведений о представительстве иностранной религиозной организации в Реестр представительств иностранных религиозных организаций; формирование и выдача документов заявителю);
  • внесение сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в Реестр;
  • прекращение исполнения государственной услуги по инициативе заявителя.
  • Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
  • Для отказа в регистрации представительства иностранной религиозной организации:
  • цели и деятельность иностранной религиозной организации, заявляющей об открытии своего представительства в Российской Федерации, противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, Порядку регистрации представительств иностранных религиозных организаций или содержат недостоверные сведения;
  • ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации представительство было закрыто в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом, или с иными нарушениями законодательства Российской Федерации.
  1. Для отказа во внесении сведений (изменений в сведения) о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в Реестр:
  • если сведения и документы представлены не полностью либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;
  • если установлено, что в представленных учредительных документах международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации содержится недостоверная информация;
  • если документы и (или) содержащиеся в них сведения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
  • если цели и задачи создания филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;
  • если ранее внесенные в Реестр филиал или представительство международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации были исключены из Реестра в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Права иностранного гражданина в деятельности религиозной организации в России / Религиоведческий журнал

В связи с обострившейся международной обстановкой для ряда религиозных организаций в РФ вновь становится актуальным вопрос — могут ли иностранные граждане быть учредителями, участниками и руководителями религиозных организаций? Ведь в ряде религиозных организаций функции священников, духовных лидеров, проповедников и даже епископов выполняют иностранные граждане.

Таковыми например являются священники Римской католической церкви в России [1], большинство из которых на сегодня являются иностранцами, Союз Евангелическо-Лютеранских церквей в России [2], протестантские религиозные объединения, в которых существует практика приглашения проповедников для проведения единичных богослужений или ряда мероприятий религиозного характера (евангелизационные собрания, конференции и т.д.).

В соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ [3] .

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» [4] .

Таким образом, базовым условием реализации иностранным гражданином права на свободу совести в РФ является пребывание на территории страны на законных основаниях.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5] под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином подразумевается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Однако, пунктом 1 ст.9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлено ограничение в реализации права иностранных граждан на реализацию свободы совести на территории РФ, согласно которому, учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации [6].

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица» [7].

Таким образом, иностранный гражданин, законно пребывающий на территории РФ, может молиться, посещать храмы, религиозные собрания, совершать паломничества, участвовать в обрядах и церемониях религиозных объединения, исповедовать свою верую индивидуально или коллективно. Но иностранец не может быть учредителем религиозного объединения, включая религиозную группу, приобретать членство в таком объединении и соответственно не может входить в состав руководящих органов религиозного объединения.

Каким же образом иностранный гражданин, профессиональный религиозный деятель (священник, проповедник и т.д.) может осуществлять свою профессиональную деятельность в российских религиозных объединениях?

Cогласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» [8], религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством. При этом временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане вправе осуществлять данную деятельность без оформления участия в организации, но не занимая какие-либо должности в ее руководящих органах.

Таким образом, еще одним условием реализации иностранным гражданином религиозной деятельности в РФ, является наличие соответствующего приглашения российского религиозного объединения, в котором должна быть цель приглашения такого иностранного гражданина, а именно — занятие им религиозной, проповеднической деятельности. То есть, занятие религиозной деятельностью будет незаконным, если иностранец въехал в РФ и пребывает на ее территории законно по туристической визе.

Хотя в законе отсутствует четкая дефиниция что такое религиозная деятельность, наличие формулировки «для занятия религиозной деятельностью» в приглашении религиозной организации согласно требованию закона должна наличествовать.

Соответственно, отсутствие приглашения для занятия религиозной деятельностью должно являться основанием для отказа в выдаче визы, если иностранный гражданин такую деятельность осуществлять намеревается.

А в случае выявления нарушения органами ФМС такой иностранный гражданин подлежит выдворению за пределы РФ как нарушивший миграционное законодательство.

Помимо пребывания на территории РФ иностранного гражданина по визе, другими законными основаниями могут быть временное прибытие в Российскую Федерацию, может быть порядок не требующий получения визы.

То есть, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином закон определяет лицо, получившее разрешение на временное проживание. А постоянно проживающим — лицо, получившее вид на жительство.

Еще одним условием участия иностранного гражданина в деятельности российской религиозной организации, после обоснованного приглашения и получения соответствующего законного режима пребывания, является заключение трудового договора с религиозным объединением. То есть, религиозная деятельность иностранного гражданина согласно закону приравнивается к профессиональной трудовой деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», трудовая деятельность иностранного гражданина — это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора. Иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность [9].

Для осуществления трудовой деятельности иностранному гражданину, законно пребывающему на территории РФ, необходимо получить разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Читайте также:  Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель

Согласно пункту 3 и пункту 5 статья 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «3. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде. 5.

Религиозные организации вправе устанавливать в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе в части религиозного образования» [10] .

Трудовые отношения между религиозной организацией — работодателем и гражданами-работниками регулируются статьи 24 вышеуказанного Закона [11] и главы 54 Трудового кодекса РФ [12].

Привлечение иностранного гражданина к религиозной деятельности возможно и в качестве добровольца (на общественных началах).Однако, следует заметить, что понятие доброволец (волонтер) в 125-ФЗ [13] отсутствует. В статье 5 Федерального закона от 11.08.

1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) [14] определение термина «добровольцы» трактуется как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

При этом правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности определены ст. 7 Закона N 135-ФЗ [15] и должны быть закреплены в договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем, предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.

Этим договором может предусматриваться возмещение связанных с исполнением работ или оказанием услуг расходов добровольцев. То есть, в данном случае возможно применение закона по аналогии, однако заключение соответствующего договора обязательно.

Кроме того, положение о волонтерах может быть зафиксировано во внутренних установлениях религиозного объединения, которые государство обязуется уважать. Регулируются данные вопросы, помимо вышеуказанных нормативно-правовых актов Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [16].

Каким образом определяется наличие фактических трудовых отношений религиозного объединения с иностранным гражданином? Помимо наличия трудового договора (волонтерского), для факта осуществления трудовой деятельности важен сам факт допущения лица к работе.

То есть, проповедник, может рассматриваться как фактически допущенный религиозным объединением до осуществления религиозной профессиональной деятельности.

Именно установления наличия фактически выполняемых действий, которые могут быть квалифицированы как трудовая деятельность, будет являться для органа ФМС основанием для привлечения иностранного гражданина и религиозного объединения к административной ответственности и как следствие выдворению иностранного гражданина за пределы РФ.

Таким образом, иностранный гражданин (если он не проживает постоянно и на законных основаниях) на территории РФ не может:

1. Быть членом религиозного объединения (включая религиозную группу);

2. Занимать в религиозном объединении руководящие должности и осуществлять деятельность, связанную с руководящими должностями.

Иностранный гражданин имеет право:

1. На условиях законного пребывания на территории РФ, свободно исповедовать свою веру индивидуально или коллективно (посещая богослужения религиозного объединения);

2. Осуществлять трудовую деятельность по найму или в качестве добровольца в религиозном объединении при наличии законно оформленного права на осуществление данного вида деятельности и соответствующего договора.

Константин Андреев, адвокат

[1] Сайт Конференции католических епископов России // http://catholic-russia.ru/

[2] Евангелическо-Лютеранская церковь европейской России// http://www.peter-paul.ru/ Евангелическо-Лютеранская церковь Урала, Сибири и Дальнего востока // http://www.elkusfo.ru/regions_elc.php

[3] Конституция РФ принята 12.12.1993 // http://www.consultant.ru/popular/cons/

[4] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // http://base.garant.ru/171640/1/

[5] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

от 25.07.2002 N 115-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/pravove-polozhenie-inostrannyh-grazhdan-v-rf/

[6] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// http://base.garant.ru/171640/1/

  • [7] Там же.
  • [8] Там же.
  • [9] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

от 25.07.2002 N 115-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/pravove-polozhenie-inostrannyh-grazhdan-v-rf/

[10] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // http://base.garant.ru/171640/1/

[11] Там же.

[12] Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Глава 54. // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_72.html#p6223

[13] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // http://base.garant.ru/171640/1/

[14] Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618/

[15] Там же.

[16] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // http://base.garant.ru/184755/

Ограниченная административная правоспособность представительств иностранных религиозных организаций

Участником административных отношений в сфере конфессиональной деятельности может быть Минюст, к его исключительному ведению отнесены регламентация деятельности представительств иностранных религиозных объединений, установление порядка их регистрации, создания и ликвидации[1].

Статус представительств иностранной религиозной организации регламентируется особо. Прежде всего, на такие организации не распространяется действие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В частности, представительства не вправе заниматься культовой и иной религиозной деятельностью[2].

Представительствами являются обособленные подразделения иностранных религиозных организаций, действующие от их имени и по их поручению на основании делегированных полномочий.

Виды и содержание правоограничений

Регистрационные отношения, участниками которых являются представительства иностранных религиозных организаций, существенно отличаются от соответствующих отношений, возникающих при регистрации российского религиозного объединения. Эти отличия состоят в следующем.

  • 1. Для государственной регистрации представительств установлены значительно более длительные временны́е параметры – три месяца. Завершение аналогичной процедуры для российских религиозных объединений, как правило, осуществляется в месячный срок.
  • 2. Свидетельства о государственной регистрации представительств ограничены трехлетним сроком, после чего регистрационные отношения с Минюстом могут быть возобновлены по инициативе представительств. Срок действия российских религиозных организаций в свидетельстве о регистрации не регламентируется.
  • 3. Регистрационные отношения с представительствами прекращаются в день истечения срока их государственной регистрации в бессудном порядке по решению Минюста, отказавшегося продлить срок действия регистрационного свидетельства. Основанием для ликвидации отечественного религиозного объединения может быть только решение суда, если, конечно, объединение не ликвидируется добровольно.
  • 4. Минюст вправе принять решение о прекращении деятельности (ликвидации) представительства и до истечения срока действия регистрационного свидетельства. Основанием для ликвидации является мотивированное решение органа юстиции о том, что деятельность представительства носит противоправный характер.

Предназначение религиоведческой экспертизы

Другой разновидностью разрешительных полномочий, устанавливаемых Минюстом, является определение порядка государственной религиоведческой экспертизы[3]. Потребность в государственной экспертизе возникает на стадии предрегистрационных отношений. Инициатором ее проведения является Минюст.

Организационные формы публичной экспертизы

Публичная экспертиза осуществляется экспертными советами, создаваемыми при Минюсте (в случае регистрации централизованной религиозной организации), либо экспертными советами, создаваемыми при его территориальном органе.

Цель экспертных действий состоит в установлении соответствия практики деятельности религиозного объединения основам его вероучения (статус религиозных организаций возникает уже после завершения регистрационных отношений).

Экспертные советы представляют собой особую разновидность органов, наделенных властными полномочиями; в их состав в качестве полноправных членов наряду с должностными лицами федеральных министерств и ведомств входят ученые – специалисты в области религиоведения.

Обязанность регистрирующего органа заключена в мотивированном обосновании проведения экспертизы, а также в определении проблем, требующих экспертной оценки. Доминирующим началом проведения государственной экспертизы является приоритет публичных интересов, что свойственно и другим разновидностям разрешительной политики.

О властных полномочиях экспертных советов свидетельствуют правовые последствия принимаемых ими решений.

По результатам проведения экспертизы делаются выводы о соответствии или несоответствии основ вероучения религиозного объединения догматам заявленного вероучения.

Заключение экспертизы, как правило, представляет собой значимое свидетельство для регистрирующего органа в пользу принятия решения о государственной регистрации либо об отказе в таковой.

Ссылка на основную публикацию