Статья 3. Основания для введения военного положения

Военное положение вводится при наступлении обстоятельств, которые несут угрозу существованию государства. Под ним подразумевается специальный режим, направленный на сохранение жизнеспособности государства, безопасности граждан. Статистика военного положения отображает страны, применявшие особый режим и приводившие войска в боевую готовность.

Статья 3. Основания для введения военного положения

Основные понятия

Суть военного положения – реагирование правительства страны на агрессию извне или ее угрозу. Иногда оно вводится при внутренних мятежах. Подобные прецеденты были в США и некоторых европейских странах.

Один из критериев военного положения – глава государства вправе ограничивать права/свободы граждан, возложить на них обязанности оборонного характера.

Особый режим в РФ

Право введения особого режима закреплено ст.87 Конституции. Механизм введения особого режима и основания для его объявления регламентирует ФКЗ «О военном положении».

Военное положение вводится по факту проявления внешней агрессии иностранного государства или угрозе нападения. В иных случаях оглашается чрезвычайное положение.

Порядок введения/отмены особого режима

Такое право есть у президента страны. Он издает указ о введении военного положения. Документ передается в Совет Федерации. Закон о военном положении отводит 48 часов на принятие соответствующего решения. После чего парламент должен утвердить или отклонить указ главы государства.

Во время действия военного положения ограничиваются права/свободы граждан, должностных лиц предприятий, функционирование производств, вменяются новые обязанности. Ограничения при военном положении накладываются в объеме, требуемом для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Мобилизация при военном положении подразумевает призыв лиц соответствующего возраста и граждан из запаса (резерва). После объявления мобилизации ВС РФ и органы власти страны переходят на особый рабочий режим. Одновременно вводится военное положение в армии.

Оповещение жителей страны о введении особого правового режима осуществляется через СМИ. Дополнительные меры военного положения:

  1. На стратегических объектах объявляется спецрежим, возможно – эвакуация.
  2. Граждан враждебно настроенного государства, которые находятся на территории страны, изолируют (интернируют) по причине обеспечения госбезопасности.
  3. Вводится цензура на открытые виды информации (печать, телевидение), иногда даже частной переписки.
  4. Выезд россиян за границу ограничивается.

Прекращение особого режима происходит в том же порядке. Президент страны издает новый указ.

Статья 3. Основания для введения военного положения

Прецеденты в России

Статистика военного положения берет начало с 1905 года. Однако тогда использовали другой термин – состояние охраны. Особый режим вводился на землях, где разворачивался фронт или возникали народные восстания. Из-за частых революционных потрясений состояние охраны вводилось довольно часто.

Статистика военного положения показывает, что особый режим был объявлен на оккупированных/прифронтовых территориях и стратегических объектах. Его нарушение строго каралось, вплоть до расстрела на месте.

Больше особый режим не вводился. В период Чеченской войны президент ограничился объявлением чрезвычайного положения и режима контр террористической операции.

Что значит особый режим для армии

Требования безопасности военной службы предполагают защиту военнослужащих, местных жителей и окружающей среды от воздействия опасных факторов, которые могут возникнуть во время боевых действий.

Особый режим подразумевает приведение всех воинских частей полную боевую готовность. Обязанности военнослужащих закреплены «Положением о военной службе».

Нормативная база в разных странах

Возможность введения особого режима регламентируют следующие акты:

  1. Россия – ФКЗ от 30.01.2002 №1-ФКЗ.
  2. Беларусь

Основания для введения военного положения

????

Скачать текст в WORD

Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.

В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру войны. В мирное время на таком же положении могли быть объявляемы области или города, возмутившиеся против правительства, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польша 1905 год, Сумской уезд (Харьковская губерния).

В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности».

 В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований ВС СССР.

Военное положение в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов было последовательно объявлено, на основании статьи 49 пункта «п» Конституции СССР, Указами Президиума Верховного Совета СССР и не отменялось до конца войны с:

  • 22 июня 1941 года, в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краёв, республик Европейской части СССР;
  • августа 1942 года, в некоторых городах Закавказья, на Черноморском и Каспийском побережьях;
  • сентября 1942 года, в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
  • апреля 1943 года, на всех железных дорогах СССР;
  • мая 1943 года, на морском и речном транспорте.

Нормальную жизнедеятельность общества и государства поддерживают исторически сложившиеся правовая, экономическая и политическая системы. Отлаженный механизм управления обеспечивает стабильность и правопорядок в стране.

В случае чрезвычайных и экстраординарных обстоятельств, нарушающих нормальную жизнь граждан, функционирование государства и общества, обычные формы обеспечения безопасности государства и общественного порядка становятся малоэффективными.

В случаях нарушения территориальной целостности страны, угрозы нападений и возрастающей внешней агрессии, а также при внутренних конфликтах стабилизировать общественно-политическую обстановку и взять ее под контроль способны качественно иные меры, одной из которых является введение на всей территории страны или в ее отдельных частях военного положения. Это специфический правовой режим работы государственных органов власти и самоуправления на местах, для которого характерны:

  • увеличение полномочий органов военного управления
  • возложение на граждан дополнительных обязанностей
  • ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Каждое государство законодательно определяет комплекс мер чрезвычайного характера, направленных на охрану порядка и государственной безопасности страны. Для военного положения характерно введение в действие данной совокупности мероприятий и установление в стране усиленной ответственности за неисполнение распоряжений и приказов военных властей и неподчинение законам военного времени.

При наступлении определенных негативных обстоятельств, угрожающих существованию государства или безопасности его граждан, согласно законодательству большинства стран мира может быть применено военное положение.

Особый правовой режим, который вводится на территории РФ или в отдельных местностях в случае внешней агрессии (или непосредственной её угрозы).

В территориальных границах Российской Федерации условия введения и порядок действия данного режима устанавливает специальный закон «О военном положении», принятый в январе 2002 года. Он был одобрен парламентом в декабре 2001 года. В данном акте оговаривается весь механизм введения военного положения в России, основание, причины, порядок его действия, а также условия снятия.

  • Актами агрессии считаются:
  • — вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства
  • — оккупация или аннексия территории России с применением вооружённой силы
  • — бомбардировка территории России иностранным государством
  • — блокада портов или берегов России
  • — нападение на вооружённые силы РФ или другие войска
  • — засылка вооружённых банд или наёмников, применяющих вооружённую силу
  • — действия одного государства, позволяющего другому использовать свою территорию для актов агрессии

Военное положение вводит президент своим указом. Он должен незамедлительно обнародовать указ по радио и телевидению и опубликовать, а также сразу сообщить о нём Совету Федерации и Думе. Совет Федерации обязан рассмотреть указ в течение 48 часов. Если он его не утвердит, население снова нужно оповестить.

Внутренняя угроза при этом не является поводом для введения военного положения — в этом случае возможно только чрезвычайное положение.

Отменяется военное положение тоже указом президента, при этом население нужно оповестить в том же порядке, в каком его оповещали о вводе. В российской современной истории военное положение ни разу не вводили.

Скачать текст в WORD

Российское административное право

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против России.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) России войны признаются:

  • вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства или группы государств на территорию РФ, любая военная оккупация территории России, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;
  • бомбардировка вооруженными силами иностранного государства или группы государств территории РФ или применение любого оружия против России;
  • блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства или группы государств;
  • нападение вооруженных сил иностранного государства или группы государств на Вооруженные Силы РФ либо другие войска независимо от места их дислокации;
  • действия иностранного государства или группы государств, позволяющих использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
  • засылка иностранным государством либо от имени иностранного государства или группы государств вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России, равносильные актам агрессии.
Читайте также:  Статья 9. определение момента смерти

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие действия по применению вооруженной силы иностранным государством или группой государств против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России а также иные несовместимые с Уставом ООН и равносильные актам агрессии действия.

Возможность введения на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения предусмотрена ст. 87 Конституции РФ. Право введения военного положения предоставлено Президенту РФ, который незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении».

Специфика военного положения заключается в необходимости усиления роли и расширении полномочий военных органов в управлении на территории, где введено такое положение. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать помощь органам военного управления, военному командованию в решении возложенных на них задач по обороне страны.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы могут привлекаться для обеспечения режима военного положения.

При этом они выполняют следующие задачи:

  1. поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
  2. участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
  3. охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
  4. пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;
  5. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  6. участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного положения.

В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

  • На территории, на которой введено военное положение, могут применяться следующие меры:
  • усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и других объектов;
  • введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
  • эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное отселение жителей в безопасные районы;
  • введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
  • приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду, агитацию, иную деятельность, подрывающую оборону и безопасность Российской Федерации;
  • привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
  • изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
  • запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
  • запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
  • запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
  • ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
  • запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток;
  • запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;
  • введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации;
  • введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами, и ряд других мер.
  • В период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть также:
  • предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности; оборот имущества; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства; режим трудовой деятельности;
  • установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся. Как уже отмечалось, режим военного положения предполагает введение значительного числа иных ограничений прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей, которые ни в коем случае не могут быть в мирных условиях.

  1. Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:
  2. выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;
  3. являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты административно-территориальных образований, где они проживают;
  4. выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;
  5. участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;
  6. предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.
  7. В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, даже не имеющими прямого военного назначения.
  8. Организации в период действия военного положения обязаны: предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества; выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

1. Порядок введения военного положения в Российской Федерации, возможные ограничения прав и свобод граждан

Порядок объявления военного положения предусматривает издание указа Президентом Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.102 Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Президент РФ наделен правом введения военного положения согласно ст.87 Конституции.

Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы. Нельзя исключать возможности внесения Советом Федерации изменений и дополнений в текст рассматриваемого и утверждаемого указа Президента.

Вполне понятно, что эти изменения и дополнения должны быть согласованы с Президентом и приняты им. В противном случае указ не может быть действующим актом.

Следует иметь в виду, что вопросы об объявлении и введении военного положения в интересах обороны страны и обеспечения правопорядка, законности и безопасности должны быть решены незамедлительно.

Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества.

Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.

В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.

Детально режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом.30 января 2002 г. в РФ был принят Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ «О военном положении».

Закон (ст. ст.

Читайте также:  Статья 26.16. доходы бюджета субъекта российской федерации от региональных налогов и сборов

7, 18) предусматривает ограничения отдельных прав и свобод граждан на время военного положения, а также дополнительные обязанности оборонного характера граждан в условиях военного положения, которые можно классифицировать по трем основным группам Пчелинцев С.В. Экспертное заключение на Федеральный конституционный закон «О военном положении» (о возможных ограничениях прав и свобод личности в условиях военного положения).// Государство и право. 2002. №3..

К первой группе по аналогии с соответствующими положениями Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст.

11-12) отнесены такие меры, как: а) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда, а также ограничение свободы передвижения по ней; б) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций; г) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; д) установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа); е) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам военного управления права осуществлять при необходимости проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств (с предоставлением дополнительного права, но только по основаниям, установленным федеральным законом, осуществлять задержание граждан и транспортных средств на срок до 30 суток); ж) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; з) изъятие у граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ.

Ко второй группе временных запретов и ограничений, применяемых в условиях военного положения, отнесены, с учетом особых целей военного положения, такие меры, как: а) запрещение работы приемопередающих станций индивидуального пользования; б) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами; в) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; г) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации; д) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; е) установление запретов и ограничений на выбор места пребывания либо места жительства.

Третью группу временных мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, исходя из требований Федеральных законов «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и «О гражданской обороне», составляют следующие возлагаемые на граждан обязанности: а) выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам; б) явка по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане; в) выполнение предписаний и распоряжений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц; г) участие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступление в специальные формирования; д) предоставление гражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества).

Вместе с тем Федеральный конституционный закон (п.4 ст.1) предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан в период действия военного положения только в соответствии с Федеральным конституционным законом и только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в этот период могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, с временным изменением режима трудовой деятельности (ст.

8 Федерального конституционного закона).

Таким образом, обсуждавшаяся в течение длительного времени возможность ограничения прав и свобод граждан в период действия военного положения получила законодательное закрепление с учетом, однако, того, что эти ограничения Пчелинцев С.В. Экспертное заключение на Федеральный конституционный закон «О военном положении» (о возможных ограничениях прав и свобод личности в условиях военного положения).// Государство и право. 2002. №3.:

  • а) не затрагивают основополагающих прав и свобод граждан;
  • б) могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства;
  • в) с учетом международно-правовых норм не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

ВОЕ́ННОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ

Авторы: А. В. Кудашкин

ВОЕ́ННОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ, осо­бый го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой ре­жим, вре­мен­но вво­ди­мый на тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва или в от­дель­ных его ме­ст­но­стях в слу­чае аг­рес­сии про­тив не­го или не­по­сред­ст­вен­ной уг­ро­зы аг­рес­сии. Ре­жим В. п. вклю­ча­ет в се­бя ком­плекс эко­но­мич., по­ли­тич.

и иных мер, на­прав­лен­ных на соз­да­ние ус­ло­вий для от­ра­же­ния или пре­дотвра­ще­ния аг­рес­сии. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми В. п. яв­ля­ют­ся: рас­ши­ре­ние пол­но­мо­чий ор­га­нов во­ен. управ­ле­ния; воз­ло­же­ние на гра­ж­дан ря­да до­пол­ни­тель­ных обя­зан­но­стей (напр.

, уча­стие в выпол­не­нии ра­бот для нужд обо­ро­ны стра­ны, ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий при­ме­не­ния про­тив­ни­ком ору­жия, вос­ста­нов­ле­нии по­вре­ж­дён­ных или раз­ру­шен­ных объ­ек­тов эко­но­ми­ки, сис­тем жиз­не­обес­пе­че­ния и во­ен. объ­ек­тов и пр.

); ог­ра­ни­че­ние не­ко­то­рых прав и сво­бод гра­ж­да­ни­на, ка­саю­щих­ся уча­стия в по­ли­тич. дея­тель­но­сти (ус­та­нав­ли­ва­ет­ся за­прет или ог­ра­ни­че­ние про­ве­де­ния со­б­ра­ний, ми­тин­гов и де­мон­ст­ра­ций, ше­ст­вий и пи­ке­ти­ро­ва­ния, а так­же иных мас­со­вых ме­ро­прия­тий и др.).

Ука­зан­ные ог­ра­ни­че­ния до­пус­ка­ют­ся толь­ко в той ме­ре, в ка­кой это не­об­хо­ди­мо для обес­пе­че­ния без­опас­но­сти го­су­дар­ст­ва, и не мо­гут за­тра­ги­вать ос­но­во­по­ла­гаю­щих прав и сво­бод гра­ж­дан.

Ре­жим В. п. до­воль­но ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в прош­лом. Со­глас­но за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос. им­пе­рии В. п.

вво­ди­лось од­но­вре­мен­но с объ­яв­ле­ни­ем мо­би­ли­за­ции (по ука­зу им­пе­ра­то­ра) или впо­след­ст­вии (вла­стью глав­но­ко­ман­дую­ще­го или ко­ман­дую­щих ар­мия­ми в пре­де­лах под­ве­дом­ст­вен­ных им райо­нов), а так­же в це­лях по­да­вле­ния мас­со­вых вы­сту­пле­ний вну­три стра­ны. Так, в Рос­сии впер­вые при­ме­не­но В. п. в 1905 в г.

 Ба­ку и Ба­кин­ской губ. В др. го­су­дар­ст­вах В. п. то­же не­ред­ко при­ме­ня­лось не толь­ко в во­ен., но и в мир­ное вре­мя: во Фран­ции в 1948, в разл. шта­тах и го­ро­дах США для по­дав­ле­ния за­ба­сто­вок и вол­не­ний аф­ро­аме­ри­кан­цев (напр., в 1968). Впер­вые В. п. в СССР бы­ло вве­де­но Ука­зом Пре­зи­диу­ма ВС СССР от 22.6.

1941 «О во­ен­ном по­ло­же­нии», ко­то­рый пре­ду­смат­ри­вал ком­плекс ог­ра­ни­чит. мер в от­но­ше­нии прав гра­ж­дан. В РФ по­ря­док вве­де­ния В. п. ус­та­нов­лен Фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном «О во­ен­ном по­ло­же­нии» (2002). В. п.

вво­дит­ся на тер­ри­то­рии РФ или в от­дель­ных её ме­ст­но­стях ука­зом Пре­зи­ден­та РФ с не­за­мед­ли­тель­ным со­об­ще­ни­ем об этом Со­ве­ту Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ме Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния РФ. Указ о В. п. дол­жен быть ут­вер­ждён Со­ве­том Фе­де­ра­ции. На тер­ри­то­рии, на ко­то­рой ве­дут­ся во­ен. дей­ст­вия и вве­де­но В. п., на Воо­руж.

си­лы РФ, др. вой­ска и ор­га­ны во­ен. уп­рав­ле­ния на ос­но­ва­нии Ука­за Пре­зи­ден­та РФ мо­жет быть воз­ло­же­но при­ме­нение мер, от­не­сён­ных к ком­пе­тен­ции иных гос. ор­га­нов, в ча­ст­но­сти: уси­ле­ние ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка и обес­пе­че­ния об­ществ. безо­пас­но­сти, ох­ра­ны во­ен., важ­ных гос. и спец.

объ­ек­тов, объ­ек­тов, обес­пе­чи­ваю­щих жиз­не­дея­тель­ность на­се­ле­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ние транс­пор­та, ком­му­ни­ка­ций и свя­зи, объ­ек­тов энер­ге­ти­ки, а так­же объ­ек­тов, пред­став­ляю­щих по­вы­шен­ную опас­ность для жиз­ни и здо­ро­вья лю­дей и для ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды; вве­де­ние осо­бо­го ре­жи­ма ра­бо­ты объ­ек­тов, обес­пе­че­ние функ­цио­ни­ро­ва­ния транс­пор­та, ком­му­ни­ка­ций и свя­зи, объ­ек­тов энер­ге­ти­ки, а так­же объ­ек­тов, пред­став­ляю­щих по­вы­шен­ную опас­ность для жиз­ни и здо­ро­вья лю­дей и для ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды; эва­куа­ция объ­ек­тов хо­зяй­ст­вен­но­го, со­ци­аль­но­го и куль­тур­но­го на­зна­че­ния, а так­же вре­мен­ное от­се­ле­ние жи­те­лей в безо­пас­ные рай­оны с обя­за­тель­ным пре­до­став­ле­ни­ем им ста­цио­нар­ных или вре­мен­ных жи­лых по­ме­ще­ний; вве­де­ние и обес­пе­че­ние осо­бо­го ре­жи­ма въез­да на тер­ри­то­рию, на ко­то­рой вве­де­но В. п., и вы­ез­да с неё, а так­же ог­ра­ни­че­ние сво­бо­ды пе­ре­дви­же­ния по ней; вве­де­ние кон­тро­ля за ра­бо­той объ­ек­тов, обес­пе­чи­ваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние транс­пор­та, ком­му­ни­ка­ций и свя­зи, за ра­бо­той ти­по­гра­фий, вы­чис­лит. цен­тров и ав­то­ма­ти­зир. сис­тем, СМИ, ис­поль­зо­ва­ние их ра­бо­ты для нужд обо­ро­ны; за­пре­ще­ние ра­бо­ты приё­мо-пе­ре­даю­щих ра­дио­стан­ций ин­ди­ви­ду­аль­но­го поль­зо­ва­ния; вве­де­ние во­ен­ной цен­зу­ры за поч­то­вы­ми от­прав­ле­ния­ми и со­об­ще­ния­ми, пе­ре­да­вае­мы­ми с по­мо­щью те­ле­ком­му­ни­кац. сис­тем, а так­же кон­тро­ля за те­ле­фон­ны­ми пе­ре­го­во­ра­ми, соз­да­ние ор­га­нов цен­зу­ры, не­по­сред­ст­вен­но за­ни­маю­щих­ся ука­зан­ны­ми во­про­са­ми; ин­тер­ни­ро­ва­ние (изо­ля­ция) в со­от­вет­ст­вии с об­ще­при­знан­ны­ми прин­ци­па­ми и нор­ма­ми ме­ж­ду­нар. пра­ва гра­ж­дан иностр. го­су­дар­ст­ва, воюю­ще­го с РФ; за­пре­ще­ние или ог­ра­ни­че­ние вы­ез­да гра­ж­дан за пре­де­лы тер­ри­то­рии РФ и др.

Читайте также:  Статья 1.1. право на льготы

За на­ру­ше­ние ре­жи­ма В. п. и за пра­во­на­ру­ше­ния, со­вер­шён­ные в пе­ри­од его дей­ст­вия, ви­нов­ные ли­ца не­сут от­вет­ст­вен­ность в со­от­вет­ст­вии с за­ко­на­ми во­ен­но­го вре­ме­ни.

50 Организация управления при введении военного положения

  • 3.Организация управления при введении военного положения
  • Военное положение— это особый правовой режим, вводимый на территории PФ или отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случаях агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
  • Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
  • Право введения военного положения предоставлено Президенту РФ, который незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  • Режим военного положения определяется ФКЗ «О военном положении».

Особенностью военного положения является усиление роли и расширения полномочий военных органов в управлении на территории, где введено военное положение.

При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать всевозможное содействие органам военного управления.

Рекомендуемые файлы

Меры по обеспечению режима военного положения:

I) усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности, охрены особо важных объектов;

2) введение особого режима работы объектов транспорта , коммуникаций и связи, объектов энергетики и т.д.;

  1. 3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного наследия, временное отселение жителей в безопасные районы;
  2. 4) введение и обеспечение особого режима передвижения по территории, где введено военное положение;
  3. 5) приостановление деятельности политических партий, др. общественных объединений, ведущих пропаганду, агитацию и иную деятельность, направленную на подрыв обороноспособности и безопасности РФ;
  4. 6) привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны;
  5. 7) изъятие для нужд обороны необходимого имущества граждан и организаций, последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
  6. 8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
  7. 9) введение комендантского часа;

10) введение военной цензуры на почтовые отправление, переговоры и т.д.;

11) запрет на продажу оружия, лекарственных препаратов, спиртных напитков и т.д.

12) контроль за работой транспорта, связи и коммуникаций, типографий, вычислительных центров и т.д.

Преимущества газообразного топлива — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

Задание №1

Ознакомьтесь с ФКЗ «0 чрезвычайном положении» от 30.05.2001г. и

§ 1. Понятие, конституционные основания и процедуры введения военного положения на территории Российской Федерации. Режим военного времени

Военное положение представляет собой вводимый в соответствии с действующим законодательством в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы такой агрессии на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан и их объединений. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 87) военное положение вводится Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации. Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации (п. «б» ч. 1 ст. 12).

Режим военного положения регулируется Федеральным законом от 31 мая 1996 г. «Об обороне».

Закон устанавливает, что в период военного положения Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны (ст. 18).

Органом оперативного управления Вооруженных Сил, других войск при введении военного положения является Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ.

С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Введение режима военного времени предполагает объявление общей или частичной мобилизации.

С ее объявлением осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренный для военного времени.

Одновременно осуществляются мероприятия по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

С режимом военного времени связано осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне.

Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация территориальной обороны предназначена для защиты населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. «О военном положении» (ст. 2) актами агрессии против РФ (как единственными основаниями введении военного положения) являются:

  • 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;
  • 2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории РФ или применение любого оружия иностранным государством против РФ;
  • 3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства;
  • 4) нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
  • 5) действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против РФ;
  • 6) засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ, равносильные актам агрессии.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 87) и вышеназванному Закону (ст. 4) военное положение вводится Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В указе Президента РФ о введении военного положения определяются обстоятельства, послужившие основанием для его введения, дата и время, с которых начинает действовать режим военного положения, границы территории, на которой он вводится.

Указ о введении военного положения должен быть незамедлительно обнародован по каналам радио и телевидения и опубликован в официальных изданиях.

Такой указ (также незамедлительно) подлежит передаче на утверждение Совету Федерации, который должен рассмотреть его в течение 48 часов с момента получения.

О введении военного положения Президент РФ уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии.

На территории, где введено военное положения, применяются следующие меры: усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов; введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, где введено военное положение; введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, СМИ, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования; введение в органах государственной власти, иных государственных органах военного управления, органах местного самоуправления дополнительных мер усиления режима секретности; прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ, и др.

Ссылка на основную публикацию