Павел Крашенников. duma.gov.ru
Председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников подробно прокомментировал президентские законопроекты, касающиеся реформы судебной власти. В частности, депутат пояснил, как по представлению Владимира Путина будут прекращаться полномочия отдельных категорий судей. Кроме того, многое становится ясно о будущей судьбе КС.
Путин взял под полный контроль карьеру судей
Разъяснения Крашенинникова опубликованы на официальном сайте комитета. Они касаются ряда законопроектов из «конституционного» пакета, внесенного Владимиром Путиным.
Среди прочего документами устанавливается порядок реализации новых полномочий президента (ст. 83 и п. «л» ч. 1 ст. 102 Конституции).
По представлению главы государства Советом Федерации могут быть прекращены полномочия судей Конституционного суда, Верховного суда, кассационных и апелляционных судов (в том числе военных), Суда по интеллектуальным правам, включая председателей этих судов и их заместителей. Это возможно в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Законопроектами закрепляется перечень оснований, предоставляющих президенту право инициировать процедуру прекращения полномочий указанных категорий судей.
- Крашенинников пояснил, что такими основаниями являются:
- — совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
- — несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»;
- — прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
- — нарушение судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
- — занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
- — иные случаи, предусмотренные другими федеральными конституционными законами.
- При этом по другим основаниям (к примеру, ненадлежащее исполнение обязанностей), а также в отношении других категорий судей (мировые судьи, судьи районных, областных судов) сохраняется действующий порядок прекращения полномочий.
Порядок внесения в Совет Федерации представления президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется президентом. Представление главы государства рассматривается Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.
Кроме того, в соответствии со ст. 46 Конституции законопроектом вносятся изменения в Кодекс административного судопроизводства РФ, предусматривающие возможность обжалования соответствующих решений Совета Федерации в Дисциплинарную коллегию Верховного суда.
Помимо этого, при внесении президентом в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий вышеназванных категорий судей рассмотрение Высшей квалификационной коллегией судей ранее поданного заявления соответствующего судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса Советом Федерации.
Новые реалии КС
Другие разъяснения главы комитета касаются изменений в законе «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Так, проектом предусматривается, что КС состоит из 11 судей, включая председателя и его заместителя. Осуществлять свою деятельность он сможет при наличии в его составе не менее восьми судей.
При этом принимать решения Конституционный суд правомочен при участии в заседании не менее шести судей.
Судьи КС РФ, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу поправки к Конституции РФ (4 июля 2020 года), продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям.
Норма о новой численности состава КС РФ начнет применяться с того момента, когда число судей составит 11 человек.
До этого КС РФ правомочен принимать решения при участии в заседании не менее 2/3 от числа действующих судей.
Определяется, что Конституционный суд по запросу президента проверяет конституционность законопроектов (проектов законов РФ о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов) до их принятия Госдумой в третьем чтении, а также принятых в установленном порядке законов до их подписания президентом. Кроме того, по запросу президента Конституционный суд проверяет конституционность законов субъектов РФ до их обнародования главой региона. Внесение в КС РФ такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с этими актами (проектами).
Если Конституционный суд не подтвердит конституционность закона (законопроекта), то документ не подлежит дальнейшему рассмотрению, принятию, подписанию и обнародованию до исключения из него положений, признанных неконституционными (устранения нарушений). Законопроект может быть внесен повторно после исключения неконституционных положений, сообщил Павел Крашенинников.
При этом признание конституционности федерального конституционного или федерального закона (проекта) или закона субъекта РФ не исключает его последующей проверки Конституционным судом по общим правилам, с учетом складывающейся правоприменительной практики, подчеркнул председатель комитета.
Законопроектом также предусматривается, что Конституционный суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, предположительно противоречащем Конституции РФ.
Правом обращения в КС РФ с таким запросом предлагается наделить президента, правительство, Верховный суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Конституционный суд разрешает вопрос об исполнимости решения с точки зрения соответствия истолкования положений международного договора положениям Конституции РФ.
- В законопроекте также закрепляется, что в случае возникновения спора КС РФ по запросу президента, правительства или Верховного суда разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.
- По результатам рассмотрения КС РФ может прийти к выводу о возможности исполнения в целом или в части решения межгосударственного органа, иностранного или международного суда, международного арбитража, или о невозможности исполнения такого решения в соответствии с Конституцией РФ.
- В документе указывается, что Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность законов и иных актов (нормативных актов президента, Совета Федерации, Госдумы, правительства; конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъекта РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения), примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.
Согласно законопроекту, правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юридические лица, а также в их интересах — Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, другие уполномоченные, общероссийские организации, а также иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом. Жалоба может быть подана в срок не позднее 1 года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты. А если в пересмотре было отказано в связи с пропуском срока обжалования — в срок не позднее 1 года после принятия последнего судебного решения.
- Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты в законопроекте понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы (если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке), если подача такой жалобы не привела к устранению нарушения конституционных прав.
- Конституционный суд может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или толкование оспариваемого акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики, свидетельствуют о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имело место в конкретном деле, не предполагается.
- Законопроектом предусматривается право Конституционного суда в определении о принятии жалобы к рассмотрению указать на необходимость приостановления исполнения судебного постановления до вынесения конституционного постановления и пересмотра конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт.
Если по результатам рассмотрения КС РФ пришел к выводу о неконституционности оспариваемого положения либо о признании его конституционным, но в истолковании, данном Конституционным судом, то, согласно законопроекту, конкретное дело подлежит пересмотру в обычном порядке (если в постановлении содержится указание на пересмотр). Если пересмотр невозможен без внесения соответствующих изменений в правовое регулирование, то КС РФ указывает, что пересмотр осуществляется после внесения таких изменений.
Если пересмотр дела не может привести к восстановлению нарушенных прав, то КС РФ вправе указать на необходимость применения компенсаторных механизмов. В этом случае форма и размер компенсации определяются судом первой инстанции, принявшим решение по делу.
Если до принятия к рассмотрению данной жалобы была подана другая по тому же предмету, КС РФ вправе указать на необходимость пересмотра конкретного дела заявителя в определении о прекращении производства по ней.
Верховный суд, как устанавливается законопроектом, не позднее двух месяцев после опубликования постановления КС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики — в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации в части оспоренных положений (дополнения в ст. 80 ФКЗ).
В соответствии с Конституцией вносится дополнение в главу, посвященную рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления. Глава дополняется нормами в отношении президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
Помимо этого, в законопроекте содержится ряд других положений, уточняющих порядок конституционного судопроизводства, а также направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного суда.
Зачем 11 судей в Конституционном суде и почему отстранение судей в Совете Федерации ― это правильно // Конституционная комиссия выступила перед АЮР
Юристов просят активно участвовать в обсуждении президентских поправок в Конституцию. Для этого сегодня в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Ассоциация юристов России провела заседание своего Президиума и Правления. С краткими докладами выступили председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, директор Института законодательства и сравнительного правоведения Талия Хабриева и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Чтобы инициировать обсуждение поправок среди юристов, выступавшие объяснили цель отдельных изменений. Впрочем, у юристов, собравшихся в зале и за круглым столом, вопросов в связи с этим не возникло. После докладов основных спикеров зал перешел к обсуждению не связанных с Конституцией вопросов, касающихся деятельности АЮР. Публикуем основные тезисы выступавших.
19 судей Конституционного суда ― это рудимент
Андрей Клишас объяснял, почему было принято решение о сокращении числа судей Конституционного суда (КС) с 19 до 11. До конца 2010 года в КС было две палаты, по 10 и 9 судей в каждой. Потом структура суда изменилась[1], палаты были упразднены, а количество судей осталось тем же. «Это рудимент», — сказал спикер.
Отстранение судей Советом Федерации ― это открытая и прозрачная процедура
Также Андрей Клишас ответил на опасения юристов, связанные с изменением процедуры отрешения от должности судей КС, Верховного суда, апелляционных и кассационных судов.
По законопроекту это сможет делать Совет Федерации при «проступках, порочащих честь и достоинство, и иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи». Процедура может повлиять на независимость судей, предполагают в юридическом сообществе.
Но Андрей Клишас уверен, что процедура, наоборот, станет более открытой и прозрачной, ведь назначать и отрешать судей сенаторы будут в открытых заседаниях.
Изменение преамбулы повысит доверие к Конституции
На этой неделе стало также известно об идее в рабочей группе по подготовке поправок внести изменения и в преамбулу Конституции (см. заметку РБК). Их прокомментировала Талия Хабриева.
Речь идет о том, чтобы в преамбуле закрепить значение культурного наследия, общества и даже отметить важность противодействия фальсификации истории. Идею изменить преамбулу Талия Хабриева поддерживает. От этого зависит доверие к Конституции, полагает она.
Павел Крашенинников ранее не исключал, что это будет осуществлено.
Статья 119 Конституции Российской Федерации
Последняя редакция Статьи 119 Конституции РФ гласит:
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 119 КРФ
Большие и разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.
В настоящей статье приводятся лишь минимальные требования, предъявляемые к судьям всех судов судебной системы России. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии.
В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г.
«О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.).
Первое общее требование для всех судей — наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей в России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения.
От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России.
Возникает, однако, вопрос: вправе ли быть судьей, гражданин Российской Федерации, имеющий и другое гражданство? Представляется, что по указанной выше причине ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.
Возрастной ценз для судей — не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы.
В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда — 35 лет, а судьей Конституционного Суда — 40 лет.
Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.
В соответствии с комментируемой статьей судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Ранее действовавшие конституции СССР и союзных республик, а также законодательство о судопроизводстве такого требования не знали, и судьями часто избирались и работали лица, окончившие юридические школы, а иногда и вовсе не имевшие юридического образования.
Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требуют разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.
Конституционное требование, чтобы судья имел стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие «юридическая профессия» входит также научная и преподавательская деятельность в области права.
В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.
Для судей Конституционного Суда существует и требование обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении судей на должность.
Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.
Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование — сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» дополнен статьей 4.
1 о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи. Этой статьей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.
Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.
Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Отбор кандидатов на должность суди осуществляется на конкурсной основе.
Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.
Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения.
Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.
В Законе о статусе судей установлено, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности» (ст. 3).
Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
В отношении судей Конституционного Суда предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями.
Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу (ст. 11 ФКЗ о Конституционном Суде).
Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др. (см. комм. к ст. 118-120).
Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)
- cite1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
- cite1) письменное заявление судьи об отставке;
- cite2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
- cite3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
- cite4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
- cite5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- cite6) прекращение гражданства Российской Федерации;
- cite7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
- cite8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
- cite9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
- cite10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
- cite11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
cite2. Полномочия судьи могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 – 3, 6 – 11 пункта 1 настоящей статьи.
cite3. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
1. В комментируемой статье определены основания и порядок прекращения полномочий судьи, а также последствия отмены акта, на основании которого полномочия судьи прекращены. В пункте 1 статьи определен исчерпывающий перечень оснований, по которым прекращаются полномочия судьи. Данный перечень согласуется с п.
18 Основных принципов ООН независимости судебных органов, в котором предусмотрено, что судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или поведения, делающего их несоответствующими занимаемой должности (о применении указанного международного правового акта см. введение).
В отношении конкретных оснований, предусмотренных в п. 1 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее.
Письменное заявление судьи об отставке (подп. 1 п. 1).
Согласно п. 1 ст. 15 комментируемого Закона отставкой судьи по смыслу данного Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Там же установлено, что за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (см. комментарий к указанной статье).
Право каждого судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста предусмотрено в п. 2 указанной статьи. Соответственно, судья, который изъявил желание об уходе в отставку, выраженное в письменном заявлении об отставке, и полномочия которого прекращены по рассматриваемому основанию, считается ушедшим в отставку.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона судья считается удаленным в отставку, если его полномочия судьи прекращены по следующим основаниям, предусмотренным подп. 1, 2, 4, 5, 9 и 11 п. 1 комментируемой статьи (по основаниям, совместимым со статусом судьи):
- неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи (подп. 2);
- достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком (подп. 4);
- увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. 5);
- вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным (подп. 9);
отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда (подп. 11).
Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи (подп. 2 п. 1).
Рассматриваемое основание подлежит установлению на основании соответствующих медицинских документов (заключений), подтверждающих неспособность судьи осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья. В качестве таких документов не рассматривается предусмотренный в ст.
41 комментируемого Закона документ, свидетельствующий об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Следует обратить внимание на то, что в подп. 2 п.
1 комментируемой статьи говорится о неспособности осуществлять полномочия судьи не только по состоянию здоровья, но и по иным уважительным причинам.
В отношении судей военных судов ВС РФ исходит из того, что из норм законов, регулирующих особенности правового положения судей военных судов, безусловно, следует, что статус судьи военного суда неразрывно связан со статусом военнослужащего, проходящего военную службу.
Соответственно, при увольнении судьи военного суда с военной службы по состоянию здоровья он автоматически не вправе осуществлять правосудие и оставаться военным судьей именно по тому же основанию, по которому было произведено увольнение его с военной службы с зачислением в запас (см.
определения Кассационной коллегии ВС РФ от 3 августа 2006 г. № КАС06-274 и от 14 ноября 2006 г. № КАС06-426[112]).
Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам (подп. 3 п. 1).
При прекращении полномочий судьи по рассматриваемому основанию судья, согласно п. 2 ст. 16 комментируемого Закона, ушедшим в отставку не считается. Соответственно, для прекращения полномочий по данному основанию судья подает письменное заявление в тех случаях, когда у судьи не возникло право на отставку (см. комментарий к ст.
15 Закона) или когда судья переходит на другую работу, которой в соответствии с п. 4 ст. 3 комментируемого Закона вправе заниматься судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, но судья не соответствует данным критериям (см.
комментарий к указанной статье).
Достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком (подп. 4 п. 1).
Предельный возраст пребывания в должности судьи установлен в п. 1 ст. 11 комментируемого Закона – 70 лет. В указанной статье предусмотрены и случаи ограничения полномочий судьи: впервые назначаемых судей федеральных судов, за исключением судей КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ (п. 2 ст.
11); мировых судей, в независимости от того, назначается (избирается) он в первый раз или нет (п. 3 ст. 11). Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ согласно п. 4 ст.
11 Закона устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ (см. комментарий к указанной статье).
Увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. 5 п. 1).
Как отмечалось (см. комментарий к ст. 11 Закона), в отношении судей военных судов и Военной коллегии ВС РФ действует норма ч. 3 ст.
26 Закона о военных судах о предельном возрасте пребывания на военной службе: судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами.
В указанной норме предусмотрено, что судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем ВС РФ по рекомендации ККС военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Прекращение гражданства России (подп. 6 п. 1).
Статья 4 комментируемого Закона, устанавливающая требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, в п. 1 предусматривает, что судьей может быть только гражданин России.
Соответственно, прекращение гражданства России означает несовместимость со статусом судьи. Как говорилось в комментарии к указанной статье, согласно ч. 1 ст.
6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором России или федеральным законом.
В соответствии со ст. 18 названного Закона гражданство России прекращается: вследствие выхода из гражданства России; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором России.
Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи (подп. 7 п. 1).
Виды деятельности, которыми судья заниматься не вправе, определены в п. 3 ст.
3 комментируемого Закона: судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (при этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ); судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
В то же время избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти России или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 13 комментируемого Закона является основанием для приостановления, но не прекращения полномочий судьи.
Как упоминалось в комментарии к указанной статье, согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в определениях от 18 июля 2006 г. № 191-О и от 20 марта 2007 г.
№ 169-О-О, избрание судьи в состав представительного органа муниципального образования также является основанием для приостановления полномочий судьи.
Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера (подп. 8 п. 1).
Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи, согласно ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, означает, что судья признан виновным в совершении преступления. В пункте 11 ст.
16 комментируемого Закона установлено, что уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается ВС РФ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст.
13 Закона при возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу полномочия судьи приостанавливаются решением ККС. Как говорилось в комментарии к указанной статье, согласно п. 4 ст.
21 Закона об органах судейского сообщества при рассмотрении материала о привлечении судьи к уголовной ответственности решением ККС полномочия судьи могут быть приостановлены до принятия решения по существу вопроса. Указанное решение может быть принято в отсутствие судьи, в том числе в случае его отсутствия по уважительной причине.
Вынесение судебного решения о применении к лицу принудительных мер медицинского характера предусмотрено ст. 443 УПК РФ, согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ[113]
113
СЗ РФ. 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2706.
[Закрыть]
), признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление в соответствии со ст. 21 и 81 УК РФ об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным (подп. 9 п. 1).
Признание гражданина недееспособным предусмотрено ст. 29 части первой ГК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Ограничение дееспособности гражданина предусмотрено в ст. 30 части первой ГК РФ. В соответствии с п.
1 данной статьи гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.
Дела об ограничении дееспособности гражданина и о признании гражданина недееспособным рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл. 27 и 31 ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст.
209 ГПК РФ решения суда общей юрисдикции по гражданским делам вступают в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если они не были обжалованы.
Там же установлено, что в случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим (подп. 10 п. 1).
Объявление гражданина умершим предусмотрено ст. 45 части первой ГК РФ, согласно п.
1 которой гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.
В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В соответствии с п.
3 этой же статьи днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Там же предусмотрено, что в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. Дела об объявлении гражданина умершим рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл. 30 ГПК РФ (о порядке вступления решения суда в законную силу см. выше).
Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда (подп. 11 п. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о судебной системе и ст. 12 комментируемого Закона судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия (ч. 2 ст.
26 Закона о военных судах предусматривает исключение из данной нормы в отношении судей военных судов, см. комментарий к ст. 12 Закона). В то же время в случае упразднения или реорганизации суда отказ судьи от перевода в другой суд, согласно подп. 11 п.
1 комментируемой статьи, является основанием прекращения полномочий судьи.
Как предусмотрено в ч. 1 ст. 17 Закона о судебной системе, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Там же установлено, что другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ согласно ч. 2 указанной статьи создаются и упраздняются законами субъектов РФ. В соответствии с ч.
3 этой же статьи никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Основания и порядок прекращения полномочий судьи КС РФ определены в ст. 18 Закона о КС РФ. Так, согласно ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ) полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду:
- нарушения порядка его назначения на должность судьи КС РФ, установленного Конституцией РФ и названным Законом;
- достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
- личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
- утраты судьей гражданства России;
- вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
- совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
- продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;