Статья 11. Материальное обеспечение народных заседателей

Присяжные заседатели, влияющие на ход судебного заседания, сумма заработка за их деятельность – эти вопросы интересны многим людям, потому что получить эту должность может любой гражданин.

Выбор происходит случайным образом, автоматизировано, после чего выбранному гражданину отправляют приглашение в форме письма. Быть присяжным способен любой человек, который признан во всех планах здоровым при условии проживания в РФ.

Производят ли оплату народным судьям и имеют ли они льготы за выполнение обязанностей в текущем году?

Статья 11. Материальное обеспечение народных заседателей

Льготы присяжным заседателям

Формирование института присяжных в нашей стране

1917 год – время исключения народных судей из судебной системы. Обратно они вернулись только в 93-м году. Причина данного явления состоит в потребности внести коррективы в привычную систему рассмотрения уголовных дел, чтобы исключить коррупцию и влияние пристрастных людей. Оформили Концепцию судебной реформы.

В законах, регулирующих деятельность народных судей, было произведено множество изменений. Что касается заработной платы – все осталось почти так же.

Важно! Информация представлена в статье 11 Федерального закона России «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».

Статья 11. Материальное обеспечение народных заседателей

Статья 11 Федерального закона России «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»

Как выбирают присяжных для участия в суде?

Подбор людей происходит посредством специальных выборов. Побыть «голосом народа» способен почти каждый гражданин. Когда человек соглашается на приглашение, то ему дают возможность пропустить работу в дату суда. За деятельность народного судьи ему выдают деньги. Для безработных присяжных производят оплату, составляющую вторую часть оклада судьи, ведущего процесс.

Главные критерии отбора человека – здоровье по всем показателям, помимо этого не допустима рабочая деятельность в государственных органах и любого рода судимость. Хотя кажется, что все эти аспекты не представляют никаких сложностей, на самом деле здесь есть много подводных камней.

Важно! Если вам необходимо узнать подробные данные о работе присяжных, специфике подбора на такую должность, деньгах за участие в процессе, посетите квалифицированного юриста своего города.

Государственная защита судей и народных заседателей. Материальное и социальное обеспечение судей

Государственная защита судей и народных заседателей, надлежащее материальное и социальное обеспечение судей также гарантируют независимое исполнение ими судейских обязанностей, содействуют закреплению квалифицированных кадров.

ЗАКОН от 13 декабря 1999 г. N 340-З «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ».

  • Настоящий Закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на безопасность указанных лиц, их близких, а также направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.
  • Статья 2. Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
  • Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов состоит в осуществлении уполномоченными на то в соответствии с настоящим Законом государственными органами предусмотренных настоящим Законом мер государственной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
  • Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов либо принудить их к изменению ее характера или из мести за указанную деятельность.
  • Статья 3. Лица, подлежащие государственной защите
  • Государственной защите в соответствии с настоящим Законом подлежат:
  • 1) судьи;
  • 2) должностные лица правоохранительных органов;
  • 3) должностные лица контролирующих органов;
  • 4) близкие.
  • Статья 4. Виды мер государственной защиты
  • В соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства РБ защищаемым лицам обеспечиваются:
  1. 1) применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности их имущества;
  2. 2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
  3. 3) осуществление мер социальной защиты, установленных настоящим Законом, в том числе реализация права в соответствии с законодательством РБ на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти) членам их семей и лицам, находившимся на их иждивении, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.
  4. Статья 6. Виды мер безопасности
  5. Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и их близких и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться следующие меры безопасности, если иное не предусмотрено настоящим Законом:
  6. 1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
  7. 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
  8. 3) обеспечение конфиденциальности сведений;
  9. 4) временное помещение в безопасное место;
  10. 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
  11. 6) переселение на другое место жительства;
  12. 7) изменение паспортных данных и замена документов;
  13. 8) изменение внешности.
  14. Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества
  15. Статья 8. Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности
  16. Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений
  17. Статья 10. Временное помещение в безопасное место
  18. Статья 11. Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы
  19. Статья 12. Переселение на другое место жительства
  20. Статья 13. Изменение паспортных данных и замена документов
  21. Статья 14. Изменение внешности
  22. Применение и осуществление мер безопасности возлагаются:
  23. 1) в отношении должностных лиц оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством РБ осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их близких, за исключением должностных лиц органов внутренних дел и их близких, — на соответствующие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РБ;
  • 2) в отношении иных защищаемых лиц и их близких — на органы внутренних дел.
  • В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, кроме органов внутренних дел, в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном законодательством РБ порядке специальные подразделения.
  • Статья 23. Материальная компенсация

Жизнь и здоровье защищаемых лиц подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Порядок и условия страхования определяются законодательством РБ.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего защищаемым лицам, их близким, в связи со служебной деятельностью защищаемых лиц, возмещается в полном объеме в порядке, установленном законодательством РБ.

35) Аттестация судей. Их квалификационные классы.

  1. Аттестация судьи – это объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их на практике при осуществлении правосудия.
  2. Кодексом предусмотрены два вида аттестации судей: очередная и внеочередная.
  3. Очередная аттестация проводится: в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – по истечении шести месяцев работы; при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе; в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, – периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации.
  4. Внеочередная аттестация осуществляется: при назначении судьи на должность на новый срок; на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе; при длительном (более одного года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи.
  5. При наличии оснований для проведения очередной и внеочередной аттестации проводится очередная аттестация.
  6. Аттестация проводится соответствующими квалификационными коллегиями судей, а именно в отношении:
  7. · заместителей Председателя Верховного Суда и иных судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда) – квалификационной коллегией судей Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда;
  8. · председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов и заместителей председателей этих судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда и квалификационной коллегии судей областных (Минского городского) судов, военных судов – квалификационной коллегией судей Верховного Суда по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции;
  9. · судей областных (Минского городского) судов (кроме председателей и заместителей председателей), председателей, заместителей председателей и судей районных (городских) – квалификационными коллегиями судей областных (Минского городского) судов по совместному представлению председателей областных (Минского городского) судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;
  10. · судей Белорусского военного суда (кроме Председателя и заместителей Председателя Белорусского военного суда), председателей, заместителей председателей и судей межгарнизонных военных судов – квалификационной коллегией судей военных судов по совместному представлению Председателя Белорусского военного суда и Министра юстиции.
  11. Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов осуществляет аттестацию заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда и иных судей Высшего Хозяйственного Суда (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда) по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда, а также председателей и заместителей председателей хозяйственных судов областей (города Минска) по совместному представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда и Министра юстиции; судей хозяйственных судов областей (города Минска) (кроме председателей и заместителей председателей) – по совместному представлению председателей хозяйственных судов областей (города Минска) и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.
  12. В отношении Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда, председателей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда аттестация не проводится.
  13. На судью, подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда (вышестоящего суда – в случае аттестации председателя суда) составляется характеристика, которая содержит полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки.
Читайте также:  Статья 7.1. Выявление и учет мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации. Информирование по вопросам осуществления реновации

В соответствии со ст.

105 Кодекса в зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих заключений: о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса; о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса; об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса; о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе; об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев; о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности.

  • Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов.
  • Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:
  • · за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;
  • · за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь, за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.
  • Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.
  • Согласно статье 112 Кодекса видами дисциплинарного взыскания являются: замечания; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев; освобождение от должности.
  • Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения.
  • Квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда), председателей, заместителей председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда и квалификационной коллегии судей областных (Минского городского) судов, военных судов.

Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов в отношении судей областныз (Минского городского) судов (кроме председателей, заместителей председателей областных (Минского городского) судов и членов соответствующей квалификационной коллегии судей), судей районных (городских) судов.

Квалификационная коллегия судей военных судов в отношении судей Белорусского военного и межгарнизонных военных судов (кроме Председателя, заместителя Председателя Белорусского военного суда и членов квалификационной коллегии судей военных судов).

Квалификационная коллегий судей хозяйственных судов осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей хозяйственных судов (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда).

  1. Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляют председателями соответствующих судов.
  2. Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит:
  3. Президенту Республики Беларусь – в отношении всех судей; Председателю Верховного Суда – в отношении судей общих судов; Председателю Высшего Хозяйственного Суда – в отношении всех судей хозяйственных судов; Министру юстиции Республики Беларусь – в отношении судей общих и хозяйственных судов, за исключением председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

О возбуждении дисциплинарного производства Президент Республики Беларусь издает распоряжение, Министр юстиции и начальники управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов издают приказы.

Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственных судов областей (города Минска) принимают постановлении.

В распоряжении (приказе, постановлении) должны быть указаны основания для возбуждения дисциплинарного производства.

Распоряжение (приказ, постановление) направляется с необходимыми материалами в соответствующую квалификационную коллегию судей.

По результатам рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей председатели судов принимают одно из следующих решений: о наложении дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии); о прекращении дисциплинарного производства.

Решения о наложении дисциплинарных взысканий, как понижение в квалификационном классе до 6 месяцев и освобождение судей от должности принимаются Президентом Республики Беларусь.

  • Дисциплинарное производство прекращается:
  • -при отсутствии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности;
  • -При пропуске сроков привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • -при нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случае, если есть возможность ограничиться рассмотрением дисциплинарного производства на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президентом Республики Беларусь при наличии законных оснований, может быть наложено любое дисциплинарное взыскание на любого судью без возбуждения дисциплинарного производства. При этом судья может давать объяснения по поводу совершенного им дисциплинарного проступка.

Материально-финансовое обеспечение судей как гарантия принципа независимости судей

Чепкасов Роман АртуровичКемеровский государственный университет

Chepkasov Roman ArturovichKemerovo State University

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Материально-финансовое обеспечение судей как гарантия принципа независимости судей // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16274 (дата обращения: 19.06.2021).

Читайте также:  Статья 24.11. Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе

Финансирование судей – одна из важнейших гарантий независимости судей. Оно прямо названо в качестве таковой в части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»[1].

В части 19 того же закона перечислены конкретные меры и правила материального обеспечения судей. Однако финансирование судей напрямую зависит от финансирования судов.

Поэтому считаем логически правильным начать рассмотрение вопроса материально-финансового обеспечения судей именно с порядка финансирования судов.

В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом[2].

Важность данного конституционного положения подтверждает реальная практика деятельности судей без должного финансового обеспечения со стороны государства.

О такой практике можно судить по Постановлению IV Всероссийского Съезда Судей от 5 декабря 1996 года[3], который был направлен на разрешение кризиса судебной системы, связанного, в том числе, с недостатком финансовых поступлений из федерального бюджета.

В указанном документе обращается внимание на отсутствие у судов средств на судебные повестки, конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, оплату труда присяжных и народных заседателей, почтовые и командировочные расходы и так далее.

Отсутствие должного финансирования, по мнению участников съезда судей, неизбежно приведет к полному краху судебной системы и, как следствие, разрушению государственности. Решить проблему недостаточного финансирования предлагалось финансированием судов через банковскую систему, минуя казначейство. На тот момент в этих целях уже был издан указ Президента Российской Федерации[4], но не исполнялся в этой части. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что от финансового обеспечения судов напрямую зависит их деятельность, что недофинансирование судебной системы ставит под угрозу ее существование в объективной действительности, а не на бумаге.

Принятие Конституции Российской Федерации повлекло изменения в сложившейся системе финансирования судов. До принятия основного закона России вопросы организационного и финансового обеспечения находились в ведении исполнительной власти, а именно Министерства юстиции.

Такой порядок не мог сохраниться, так как был провозглашен принцип разделения властей и независимость судебной власти соответственно. Однако долгое время статья 124 Конституции носила декларативный характер и не претворялась в действительность, а значит, суды по-прежнему находились под попечительством исполнительной власти.

Такая материальная несамостоятельность судов потворствовала кризисам судебной власти середины 90-х годов, о которых упоминалось ранее.

Однако органы судейского сообщества и по сей день не остаются безучастными в разрешении проблем материально-финансового обеспечения судей.

Так, в постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года[5] значительное внимание было обращено на такие проблемы как снижение покупательной способности заработной платы судей, недостаточно эффективная организация обеспечения судей жильем, отсутствие надлежащих условий для организации медицинского обслуживания судей и так далее.

Важнейшим этапом развития в новейшей истории финансового обеспечения деятельности судебной системы в Российской Федерации стало создание Судебного департамента. Вопрос об образовании Судебного департамента был поставлен в марте 1994 года на III внеочередном Всероссийском съезде судей.

Развитие эта идея получила на IV чрезвычайном съезде судей и нашла свое законодательное воплощение в статье 31 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[6].

Судебный департамент был призван взять на себя решение организационно-финансовых проблем деятельности судов, а значит вывести судебную систему из-под патронажа исполнительной власти.

В январе 1998 года по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»[7], чем функции организационного обеспечения судов были переданы государственному органу при судебной системе.

Говоря о роли органов судейского сообщества, было упомянуто о существенных законодательных ограничениях возможностей государства влиять на размер финансирования судебной системы при составлении бюджета на следующий год.

А именно, уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации либо с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации в зависимости от размера предполагаемого уменьшения. Таким образом, приобретенная финансовая самостоятельность напрямую влияет на реализацию принципа независимости судей.

Рассмотрев вопрос финансирования судов, считаем возможным обратиться непосредственно к материально-финансовому обеспечению судей как носителей судебной власти. Материально-финансовое обеспечение судей как одну из важнейших гарантий принципа независимости можно разбить на следующие составляющие:

  • Ежемесячное денежное вознаграждение;
  • Ежемесячное пожизненное содержание (пенсия);
  • Отпуск (отдых);
  • Улучшение жилищных условий;
  • Медицинское обслуживание;
  • Выплата компенсаций;
  • Обеспечение проездными билетами

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее – должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее – оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей[8].

При этом размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации и на данный момент равен 32752 рублей в месяц[9].

Следует отметить, что размеры должностных окладов Председателя Верховного Суда Российской Федерации составляет 98% от должностного оклада Председателя Конституционного Суда, т. е. 32 096,96 руб. в месяц. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в предусмотренном законом процентном отношении к этой сумме.

В частности, оклад судей районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов равняется 21 504,96 руб. в месяц (67%), мирового судьи – 19 258,18 руб. (60%).

Размеры прочих слагаемых ежемесячного денежного вознаграждения судьи, а именно месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее – оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание “Заслуженный юрист Российской Федерации”, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей, рассчитываются исходя из размеров должностных окладов.

Кроме того, судье выплачивается ежеквартальное денежное поощрение в размере ежемесячного денежного поощрения по замещаемой должности.

Также ежемесячное денежное вознаграждение судьи, по общему правилу, подлежит ежегодной индексации по решению Президента Российской Федерации.

Однако в настоящий момент индексация временно приостановлена в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального Закона “О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона “О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»[10].

Исходя из смысла статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» чем дольше человек проработал в должности судьи, тем больше будет ежемесячное содержание после отставки.

Читайте также:  Статья 36. Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества

Так, пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях, если он занимал эту должность менее двадцати лет.

Если же стаж работы на должности судьи более двадцати лет, то у отставного судьи есть выбор либо получать пенсию на общих основаниях, либо – не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста пятидесяти пяти (для женщин – пятидесяти) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

При этом ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности.

Каждый судья имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать рабочих дней. Однако отпуск может быть дольше в зависимости от стажа работы в области юриспруденции или района проживания.

Например, законом установлено, что в районах Крайнего Севера отпуск судьи составляет пятьдесят один рабочий день, а в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, – сорок пять рабочих дней.

В зависимости от стажа работы в области юриспруденции судье предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от пяти до пятнадцати дней.

Кроме того, время, пока судья находится в пути к месту отдыха и обратно, не засчитывается в срок отпуска, а стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате из государственного бюджета.

Что касается улучшения жилищных условий, то судья имеет право на бесплатное предоставление отдельного жилого помещения, если он будет признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В объективной реальности сложно представить такую ситуацию, ведь, как правило, в судьи идут достаточно обеспеченные граждане. Однако Терехин В.А.

считает, что данная гарантия не может быть реализована в полной мере, поскольку в настоящий момент механизм предоставления судьям жилья закреплен нормативно ненадлежащим образом[11].

Также судьи имеют право на внеочередную установку телефона в жилых помещениях с оплатой по установленным тарифам. Детям судей во внеочередном порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, летних оздоровительных учреждениях и так далее.

Судьям и членам их семей предоставляются медицинские услуги и санаторно-курортное лечение, которые оплачиваются из федерального бюджета. Это право доступно судьям также после отставки.

Также судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами общественного транспорта (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении.

Судьи имеют право внеочередного бронирования проездных билетов и мест в гостиницах в случае командировки.

В случае смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее двенадцати ежемесячных денежных вознаграждений.

Таким образом, законом установлены реальные материально-финансовые гарантии принципа независимости судей.

Судьи обеспечиваются всем необходимым и соответствующим их высокому статусу комплексом средств и услуг как во время несения судейских полномочий, так и после выхода в отставку.

Государство ограничено в своих возможностях уменьшить размеры материально-финансового обеспечения судов, что явилось результатом реформы судебной системы в Российской Федерации.

Государственная защита судей и народных заседателей

Государственная защита судей и народных заседателей, надлежащее материальное и социальное обеспечение судей также гарантируют независимое исполнение ими судейских обязанностей, содействуют закреплению квалифицированных кадров.

Именно поэтому как первый, так и второй съезды судей в своих резолюциях обращали внимание на необходимость не только постоянного повышения профессионализма судей, усиления их ответственности за качество осуществления правосудия, но и на обеспечение на должном уровне государственной защиты судей, их материального и социального обеспечения, улучшение материально-технического состояния судов, внедрение научно-обоснованных нормативов нагрузки.

Государственная защита судей и народных заседателей осуществляется в порядке, установленном законодательством. Система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей была установлена законом Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов».

Судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В соответствии со ст.

129 Кодекса обязательное государственное страхование производится путем единовременных выплат в виде страхового обеспечения в случае гибели (смерти) судьи в период работы или после увольнения с должности, наступившей вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, полученных в связи с использованием им служебных обязанностей, — его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи; причинения судье в связи с использованием им служебных обязанностей увечья или иного вреда здоровью, — в размере трехлетней заработной платы судьи; причинения судье в связи с использованием им служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, не вызвавших стойкой потери трудоспособности и не исключавших дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере годовой заработной платы судьи.

В случае причинения вреда здоровью или гибели членов семьи (иждивенцев) судьи в связи с исполнением им служебных обязанностей производятся выплаты в порядке и размерах, указанных ст. 129 Кодекса.

Выплаты по компенсации вреда осуществляются за счет средств республиканского бюджета с дальнейшим взыскиванием сумм этих выплат с виновных лиц.

Подлежит компенсации в полном объеме и вред, причиненный умышленно утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании или распоряжении судьи либо членов его семьи в связи с исполнением им служебных обязанностей за счет средств республиканского бюджета с дальнейшим взысканием сумм этой компенсации с виновных лиц.

  • Судьи имеют право на внеочередную установку квартирного телефона.
  • Вопросы заработной платы судей, предоставления им трудового отпуска, гарантий в связи с ликвидацией суда, сокращением численности или штата, предоставления служебных жилых помещений, выплаты выходного и иных единовременных пособий, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и иные меры материального и социального обеспечения судей регулируются законодательными актами Республики Беларусь.
  • Обязательное государственное страхование судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда, их материальное и социальное обеспечение осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательными актами для военнослужащих.
  • Судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.
Ссылка на основную публикацию