Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения

Основания продления срока содержания под стражей устанавливаются статьей 109 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Разъяснения о практике применения данной нормы права даются в п.

21 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога».

Из содержания вышеуказанной нормы права и разъяснений следует, что для продления срока содержания под стражей необходимо два условия:● невозможность завершить расследование уголовного дела за 2 месяца● отсутствие оснований для изменения или отмены данной меры пресечения

Что все это значит на практике? Давайте разбираться.

Начнем со сроков предварительного расследования. Стандартный срок — 2 месяца, но при необходимости он может неоднократно продлеваться (статья 162 Уголовно-процессуального кодекса РФ).Следствию не всегда удается завершить расследование уголовного дела в двухмесячный срок.

На это могут быть объективные причины: большое количество эпизодов преступлений, фигурантов уголовного дела, назначение и проведение ряда сложных экспертиз, допрос множества свидетелей, проведение иных следственных действий.

В некоторых случаях предварительное расследование не удается закончить в срок по причине допущенной следователем волокиты (несвоевременное назначение экспертиз и направление запросов, откладывание проведения следственных действий и т.д.).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что продление срока стражи считается очень частым явлением.

Чтобы продлить срок стражи по причине невозможности завершения расследования следователь в своем ходатайстве перед судом должен перечислить конкретные следственные и процессуальные действия, которые ему необходимо выполнить для окончания расследования.

Например, следователь может сослаться на необходимость получения заключения эксперта, проведения ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и т.д.

Если по мнению суда причиной продления стражи является допущенная следствием волокита, то суд вправе отказать в удовлетворения ходатайства о продлении стражи и освободить человека из СИЗО.Кроме того, невозможность завершения расследования в срок не является единственным и достаточным основанием для продления стражи.

При решении вопроса о продлении срока стражи суд должен проверить наличие и актуальность в настоящее время тех оснований, которые послужили причиной ареста обвиняемого (основания перечислены в ст.

97 УПК РФ — возможность обвиняемого скрыться от следствия и суда, возможность продолжения преступной деятельности, оказания давления на свидетелей и потерпевших и т.д.).

Остановимся на вопросе актуальности тех обстоятельств, которые ранее послужили основаниям для ареста обвиняемого. Рассмотрим на конкретном примере.

На момент ареста следствие опасалось, что обвиняемый будет оказывать давление на потерпевшего, который в последующем может отказаться от дачи показаний либо будет сообщать недостоверные сведения.

Обвиняемый был арестован, а в ходе следствия был проведен ряд следственных действий с участием потерпевшего — допросы, очные ставки, проверка показаний на месте и т.д. Таким образом, показания потерпевшего были неоднократно процессуально закреплены .

В такой ситуации является необоснованным довод следствия о том, что обвиняемый может оказать давление на потерпевшего и тем самым воспрепятствовать расследованию уголовного дела.

При решении вопроса о продлении стражи суд должен учесть и иные важные обстоятельства — личность обвиняемого, его поведение до и после задержания, его возможность воспрепятствовать предварительному расследованию или рассмотрению дела по существу.

Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений

Министерство здравоохранения вынесло на обсуждение изменения в порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 441н.

На данном этапе проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

Федеральным законом от 29 июля 207 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ‎по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (далее – Федеральный закон № 242-ФЗ) вносятся изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), в части введения нового понятия «телемедицинские технологии», закрепляются правовые основы для использования телемедицинских технологий, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Определено, что медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях:

— профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

— принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).

Документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Предусматривается создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Во исполнение норм Федерального закона № 242-ФЗ Минздравом России подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 441н» (далее – проект приказа).

Читайте также:  Глава 24 АПК РФ. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (действующая редакция)

Проектом приказа установлено, что документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Кроме того, пациенту либо его законному представителю предоставляется право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов.

Вносимые изменения не потребуют дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета.

Приложение ‎к приказу Министерства здравоохранения ‎Российской Федерации ‎от «___» _____________ 201__ г. № ____

Изменения, которые вносятся в порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 441н

‎1. Пункт 2 после слов «Справки и медицинские заключения выдаются гражданам» дополнить словами «на бумажном носителе».

2. Дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. «Экземпляры электронных документов в соответствии с пунктом 17.3 настоящего Порядка могут выдаваться лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, при дистанционном обращении заявителя.».

3. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7.

Справки выдаются на основании записей в медицинской документации гражданина, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них в установленном порядке отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо».

4. Пункт 8 исключить.

5. Пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10.

Справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) на бумажном носителе и (или) ‎в форме электронного документа.».

6. Дополнить пунктами 10.1 и 10.2 следующего содержания:

«10.

1 Справки оформляются на бумажном носителе с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации.

10.

2 Справки оформляются в форме электронного документа, подписанного врачом (фельдшером, акушеркой) и лицом уполномоченным заверять документы от имени медицинской организации с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей, в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), формирование, обработка и хранение которых осуществляется в информационных системах указанных в пунктах 1, 5 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7. В пункте 11 слова «могут быть использованы специальные печати или штампы» заменить словами «могут быть использованы специальные печати, штампы или усиленные квалифицированные подписи».

8. Пункт 14 изложить в следующей редакции:

«14. Медицинские заключения оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.».

9. Дополнить пунктами 14.1 и 14.2 следующего содержания:

«14.1.

Медицинские заключения оформляются на бумажном носителе с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.

14.

2 Медицинские заключения оформляются в форме электронного документа, подписанного врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации и лицом уполномоченным заверять документы от имени медицинской организации с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей, в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, формирование, обработка и хранение которых осуществляется в информационных системах указанных в пунктах 1, 5 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей.».

10.

В пункте 15 слова «могут быть использованы специальные печати или штампы» заменить словами «могут быть использованы специальные печати, штампы или усиленные квалифицированные подписи».

11. Пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17. Гражданину, иному лицу, указанному в пунктах 3 и 5 настоящего Порядка, либо его законному представителю (далее – заявитель) на основании запроса могут выдаваться экземпляры электронных документов сформированные в соответствии с пунктами 10.1 и 14.1 настоящего Порядка (далее — экземпляры электронных документов), дубликаты и копии справок, медицинских заключений.

Читайте также:  Статья 27. Содействие суда в получении доказательств

12. Дополнить пунктами 17.1 — 17.3 следующего содержания:

«17.1 При личном обращении заявителя в медицинскую организацию на основании письменного заявления могут выдаваться дубликаты и копии справок, медицинских заключений, составленные и заверенные в соответствии с настоящим Порядком.

17.2 При личном обращении заявителя в медицинскую организацию на основании письменного заявления могут выдаваться экземпляры электронных документов в следующем порядке:

а) документы на бумажном носителе, подтверждающие содержание экземпляров электронных документов, составленные и заверенные уполномоченными лицами медицинской организации в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронной форме, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

б) экземпляр электронного документа (может выдаваться в том числе наряду с документом на бумажном носителе, подтверждающем содержание электронного документа) путем его записи на съемный носитель информации заявителя или направления экземпляра электронного документа по электронной почте в адрес заявителя по требованию заявителя, которое включается в письменное заявление.

17.3 При дистанционном обращении заявителя на основании запроса в электронной форме могут выдаваться экземпляры электронных документов в следующем порядке:

а) формирование и направление запроса в электронной форме, предоставление заявителю экземпляра электронного документа осуществляется посредством услуг единого портала государственных и муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, информационных систем, указанных в пунктах 1, 5 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

б) для получения экземпляра электронного документа заявитель направляет запрос в электронной форме, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, в информационную систему, указанную в подпункте 1 настоящего пункта;

в) при использовании простой электронной подписи заявитель должен быть зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации при условии, что при регистрации личность физического лица установлена при личном приеме.

Ключом простой электронной подписи является сочетание двух элементов — идентификатора и пароля ключа.

Идентификатором является страховой номер индивидуального лицевого счета физического лица, паролем ключа — последовательность символов, созданная в ходе регистрации физического лица в единой системе идентификации и аутентификации;

г) подписание заявителем запроса в электронной форме с использованием ключа простой электронной подписи осуществляется путем направления ответов на запросы о совершенных действиях, сформированные и направленные оператором информационной системы, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, при условии, что заявитель авторизован в такой информационной системе с использованием единой системы идентификации и аутентификации;

д) оператор информационной системы, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, при формировании и обработке запроса в электронной форме, подписанного заявителем с использованием простой электронной подписи, должен обеспечить фиксацию времени подписания и идентификатора ключа простой электронной подписи заявителя, целостность и подлинности запроса в электронной форме, возможность предоставления сведений, позволяющих проследить этапы формирования, подписания, исполнения (предоставления экземпляров электронных документов), хранения запроса в электронной форме, возможность предоставления подписанного запроса в электронной форме заявителю;

е) организация предоставления заявителю по запросу в электронной форме экземпляра электронного документа посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения осуществляется в соответствии с требованиями и порядками Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статьями 91, 91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принимаемым в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) организация предоставления заявителю по запросу в электронной форме экземпляра электронного документа посредством информационных систем, указанных в пунктах 1, 5 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», осуществляется в соответствии с статьями 91, 91.1 указанного Федерального закона, принимаемым в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требованиями и порядками утверждаемым операторами таких информационных систем.»

В 2018 году появятся новые медицинские профессии Диспансеризация: новые правила Осторожно мошенники: как обманывают на дешевых образовательных курсах Единые правила описания лекарственных средств Предрейсовые медосмотры водителей: правила Обязаны ли перечислять страховые взносы по суммам заработка медработников призывных комиссий? Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации медицинских работников

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Процессуальный порядок принятия решений о выдаче

Когда компетентным органам заинтересованного в выдаче государства становится известно, что преступник находится на территории иностранного государства, с которым имеется двусторонний договор о выдаче (правовой помощи), либо государства — участника соответствующей многосторонней конвенции, и одновременно отсутствуют обстоятельства, исключающие выдачу, они направляют запрашиваемому государству требование (запрос) о выдаче. Сношения по вопросам выдачи, вытекающие из Конвенции СНГ, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) стран-участниц (ст. 80). Назначенным органом Российской Федерации по рассмотрению вопросов о выдаче в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче является Генеральная прокуратура РФ (ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного Протокола и второго дополнительного Протокола к ней»).

Читайте также:  Статья 42. ликвидация кооператива

Направление Российской Федерацией запроса иностранному государству о выдаче лица, находящегося на его территории

При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого перечисленных оснований и условий все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства. Законодательством установлены требования к содержанию такого запроса (ч. 3-5 ст. 460 УПК; ст. 12 Европейской конвенции о выдаче; ст. 58 Конвенции СНГ).

В 2009 г. Генеральная прокуратура РФ направила 503 запроса о выдаче лиц из-за рубежа, из них 352 запроса направлены в страны СНГ и 151 запрос — в страны дальнего зарубежья. В этом же году принято 289 решений о выдаче в Российскую Федерацию, из них государствами СНГ- 249, странами дальнего зарубежья — 40.

Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории России

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

О принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменно уведомляют лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняют ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со ст. 463 УПК (ч. 4-7 ст. 462 УПК).

Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение семи суток со дня его вынесения (ст. 463 УПК).

Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа в выдаче (ч. 3 ст. 464 УПК).

В 2009 г. в Генеральную прокуратуру РФ поступило 2218 запросов о выдаче из Российской Федерации, главным образом, из стран СНГ (2178); принято 1390 решений о выдаче из нашей страны; отказано в выдаче 346 человек; в 237 случаях принято решение об отсрочке выдачи лиц из России.

Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории РФ, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до окончания исполнения приговора (ч. 1 ст. 465 УПК; п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче; ст. 63 Конвенции СНГ). Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования (например, ст. 78 УК) или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ст. 465 УПК).

При коллизии требований о выдаче лица за одно и то же преступление или за различные преступления, т.е. когда требования поступили от нескольких государств, запрашиваемое государство самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст. 65 Конвенции СНГ).

При этом оно должно принять свое решение с учетом всех обстоятельств, и особенно относительно тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат просьб, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству (ст. 17 Европейской конвенции о выдаче).

В Российской Федерации решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель (ч. 7 ст. 462 УПК).

Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица, передача выдаваемого лица, передача документов

При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК (ст. 97-110).

Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения российским судом.

Генеральный прокурор РФ или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица (ст. 466 УПК).

Законодательством РФ подробно регулируются вопросы передачи иностранному государству выдаваемого лица, а также предметов, являющихся орудиями преступления, несущих на себе следы преступления или добытых преступным путем (ст. 467, 468 УПК).

Решения, принятые Генеральным прокурором РФ как уполномоченным должностным лицом, относительно выдачи и иных вопросов, вытекающих из правоотношений, регламентированных ст.

460-468 УПК, Европейской конвенцией о выдаче, Конвенцией СНГ и другими соответствующими двусторонними договорами РФ, в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 19 и ст.

125 УПК могут быть обжалованы в суд заинтересованными лицами.

Ссылка на основную публикацию