Статья 20. Нетарифное регулирование

Комментарий к статье 20Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим российским законодательством.

Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы: 1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы); 2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами); 3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и т.д.); 4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий; 5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами; 6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества; 7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени; 8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций. На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования — понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме.

Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера.

В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти.

По заключению экспертов ЮНКТАД , в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. ———————————

Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). См. подробнее: А.И. Шишаев. Регулирование международной торговли товарами. М., 1998.

В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин) .

Обратим внимание, что в Таможенном кодексе РФ, а также и в Законе «О таможенном тарифе» не дается определения нетарифного регулирования, мы находим там лишь понятие мер экономической политики. ———————————

Подробнее см.: А.Д. Ершов, А.И. Роденков, И.Г. Тараторин. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб., 2001.

Попытка определить понятие нетарифного регулирования в тексте нормативного правового акта была предпринята в Соглашении от 22 октября 1997 года «О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза» (вступило в силу для Российской Федерации 15 июля 1999 года). В ст. 2 Соглашения закрепляется: «Для целей настоящего Соглашения к мерам нетарифного регулирования относятся: ———————————

Бюллетень международных договоров. 2000. N 6.

а) государственная монополия на экспорт и/или импорт товаров; б) экспортный контроль; в) количественные ограничения экспорта и/или импорта; г) запреты или ограничения экспорта и/или импорта; д) участие в выполнении международных экономических санкций; е) технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования; контроль за качеством ввозимых товаров». Данный пробел законодатель устранил в ст. 2 (п. 17) комментируемого Закона, дав следующее определение: «нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера». Но данное определение не дает перечня всех мер относящихся к нетарифным, и это видится большим упущением и усложняет понимание столь важного вопроса. Видимо, комментируемая статья является логическим продолжением даваемого в Законе определения и, отсылая нас к ряду статей, тем самым дает перечень мер нетарифного регулирования образующих систему и мерами и когда они могут применяться: — количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях (ст. 21); — недискриминационное применение количественных ограничений (ст. 22); — распределение квоты (ст. 23); — лицензирование в сфере внешней торговли товарами (ст. 24); — исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26); — специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры (ст. 27). Особенности применения этих мер более подробно будут рассмотрены в х соответствующих статей Закона. Мы же обратим внимание только на некоторые особенности. Таможенный кодекс РФ в статье 12 закрепляет положения о том, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из России товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Но установление запрета на ввоз и (или) вывоз товаров и транспортных средств не порождает противоречий — Конституция РФ в пункте 3 статьи 55 допускает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Количественные ограничения экспорта и импорта могут устанавливаться через квотирование (контингентирование) и лицензирование внешней торговли. Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени (год, полугодие, квартал). Ограничение внешнеторговых поставок без определения периода времени осуществляется с помощью неконкретизированных квот. Наиболее распространенными видами квотирования являются глобальные и индивидуальные квоты. Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени и оставляет за импортером (экспортером) право выбора страны внешнеторгового контрагента.

В отличие от глобальной квоты размер индивидуальной квоты распределяется по странам.

В международной практике используется два типа индивидуальных импортных квот, индивидуальная импортная квота может быть создана на основе глобальной квоты в том случае, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за предыдущий период времени. Иногда при подобном распределении предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам. ———————————

Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. М., 1977. С. 103 — 104.При другом варианте распределения квоты по странам предпочтение отдается тем государствам, которые берут на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны.

Поскольку такие обязательства обычно закрепляются в международных (межправительственных) соглашениях, в этом случае индивидуальная квота принимает характер двусторонней квоты на договорной основе. Во внешнеторговой практике встречаются сезонные квоты, с помощью которых устанавливают ограничение размеров импорта сельскохозяйственной продукции на определенное время года.

Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара.

В этом случае лицензирование тесно связано с квотированием (контингентированием), при этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта). Основными видами лицензий, применяемых в современной внешнеторговой практике, являются генеральная и индивидуальная лицензии.

В период нормального развития государств с рыночной экономикой на первый план должны выступать экономические меры государственного регулирования внешнеторгового оборота: происходит расширение сферы использования таможенно-тарифных, финансовых, денежно-кредитных средств регулирования экспорта и импорта при одновременном сокращении случаев применения мер прямого административного регулирования (в том числе количественных ограничений). Международная практика регулирования внешнеторговой деятельности, нашедшая свое отражение в нормах ГАТТ, предполагает общую отмену количественных ограничений. В статье XI ГАТТ закрепляется: «Ни одна из Договаривающихся Сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз любого товара из территории другой Договаривающейся Стороны или ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию другой Договаривающейся Стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов». Статья XII ГАТТ разрешает использовать ограничения количества и стоимости импорта с целью преодоления тяжелого внешнего финансового положения страны, обеспечения равновесия платежного баланса и в некоторых других исключительных случаях. Допускается применение этих ограничений только на недискриминационной основе (статья XIII ГАТТ).

  • Исключительные случаи, когда Правительством Российской Федерации могут вводиться количественные ограничения экспорта и импорта, законодатель перечислил в статье 21 комментируемого Закона.
Читайте также:  Раздел VII. Полномочия пограничных органов, вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов в сфере защиты государственной границы

Другие нетарифные меры

Поэтапное снижение уровня тарифной защиты странами в процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО или последующих раундов многосторонних переговоров вывела на первый план в качестве наиболее эффективного средства защиты рынка нетарифные меры.

Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара.

При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли.

Эти обстоятельства лежат в основе проблем, с которыми сталкиваются как государственные органы власти, так и участники рынка в урегулировании спорных вопросов применения нетарифных барьеров.

К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д.

  Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.

Существуют различные классификации нетарифных барьеров, разработанные как международными организациями, так и отдельными исследователями. Однако наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО.

По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер. Это меры ценового контроля, меры финансового контроля, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные меры, технические меры и прочие меры в отношении чувствительных товаров.

В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей.

Диапазон количественных ограничений достаточно широк – от запретов до контрольно-регистрационных мер, практически не влияющих на объем торговли.

Запреты чаще всего вводятся государствами исходя из своих интересов (или в качестве ответных мер) и устанавливаются как на длительный срок, так и на временной основе. Регулирование ГАТТ/ВТО (см. ст. XI, XX, XXI) допускает введение запретов, которые признаются оправданными.

Однако, применение таких мер не должно являться скрытым ограничением международной торговли или осуществляться произвольным, а также дискриминационным путем.

Широкое распространение имеют количественные ограничения в форме квотирования товаров, разрешенных к импорту. Квоты ограничивают поставки импортируемых товаров, а их распределение часто создает различный режим ввоза для разных поставщиков и, таким образом, содержит элемент дискриминации. Квотирование может осуществляться в нескольких формах.

Так, глобальные квоты определяют размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками.  Индивидуальные квоты подразумевают распределение пропорционально доле каждого поставщика в импорте за базовый период на основе двустороннего согласования. Однако не исключено и произвольное установление квот для отдельных поставщиков.

Существуют тарифные квоты, предусматривающие ввоз ограниченного количества товара при более льготном таможенном режиме,чем то, что ввозится сверх этого количества. Сезонные квоты могут устанавливаться на ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны.

Традиционной мерой регулирования импорта (а иногда и экспорта) является лицензирование, предусматривающее разрешительный порядок внешнеторговых операций с каким-либо товаром или страной.

Наиболее распространенной формой контроля является генеральная лицензия, разрешающая любому лицу ввозить обозначенный товар в течение длительного времени без ограничений в отношении количества и страны происхождения либо только из указанных стран.

Еще более свободной формой регулирования является автоматическое лицензирование, предполагающее обращение импортера в государственный орган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Цель такого лицензирования – мониторинг поставок дляконтроля за выполнением международных договоренностей или за поставками чувствительных товаров.

Соглашение ВТО о процедурах импортного лицензирования подчеркивает, что выдача лицензий должна осуществляться на недискриминационной основе в отношении всех импортеров и экспортеров, а страны должны публиковать все правила и всю информацию, касающуюся лицензирования.

Определенное воздействие на динамику и структуру внешней торговли оказывает налоговая политика правительства. Так, например, политика высоких налогов способствует сокращению внутреннего спроса, что в свою очередь сдерживает развитие импорта.

Использование подобных налоговых инструментов, формально не связанных непосредственно с государственным регулирование внешнеторговой деятельности, но на деле оказывающих на нее существенное влияние, относится к паратарифному, или квазитарифному регулирования внешней торговли.

При пересечении товарами таможенной границы могут взиматься не только внутренние налоги, соответствующие налогам на товары отечественного производства, реализуемые на внутреннем рынке, но и так называемые специальные экспортные и импортные налоги.

По своему действию они не отличаются от импортных и экспортных таможенных пошлин.

Отдельной областью национальных рынков являются закупки товаров и услуг государством или от имени государства для его собственных нужд. По оценкам секретариата ВТО, на государственные закупки в среднем приходится 10-15 % ВНП государства.

Однако в силу повышенной значимости государственных закупок как инструмента государствами – членам ВТО не удалось договориться о применении основополагающих принципов ВТО – режима наибольшего благоприятствования и национального режимав отношении государственных закупок.

Несмотря на то, что в ходе Уругвайского раунда было выработано Соглашение по государственным закупкам, оно относится к числу факультативных соглашений системы ВТО и его участниками являются в основном высокоразвитые страны.

  • Советы экспортерам.
  • Если Вы столкнулись с нетарифным барьером, необходимо:

1. собрать о нем максимально подробную информацию (нормативные документы, регулирующие применение технических требований, статистическую информацию, оценку влияния требования на поставки Вашей фирмы и т.п.); 2. обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России(см.раздел «Обратная связь»).

Федеральная таможенная служба

Cредства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, подлежащие использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта

Опубликовано: 2 октября 2019 16:25

Последнее изменение: 2 октября 2019 16:30

Список к разделу 2.30 Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»)

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ И ДРУГИЕ СТОЙКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛАБОРАТОРНОГО МАСШТАБА, А ТАКЖЕ В КАЧЕСТВЕ ЭТАЛОННОГО СТАНДАРТА 1, 2, 3

№ п/п Код товара по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономическ ой деятельности Евразийского экономического союза» Наименование товара Акт таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) законодательства Российской Федерации, устанавливающий обязательные требования к товару Примечание (Документ, удостоверяющий (подтверждающий) соблюдение обязательных мер (требований)2
1 2 3 4 5
1 Гр. 29 ОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
1.1 Из 2903 Галогенированные производные углеводородов
1.1.1 2903 82 000 0 Альдрин Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» Заключение (разрешительный) документ
1.1.2 2903 82 000 0 Хлордан
1.1.3 2903 82 000 0 Гептахлор
1.1.4 2903 83 000 0 Мирекс
1.1.5 2903 92 000 0 Гексахлорбензол
1.1.6 2903 92 000 0 ДТ (1-1-1трихлор-2,2-бис(n-хлорфенил)этан)
1.1.7 2903 99 100 0 2903 99 800 0 Полихлорированные дифенилы (ПХД), полихлорированные бифенилы (ПХБ)
1.2 Из 2910 Эпоксиды, эпоксиспирты, эпоксифенолы и эпоксиэфиры, содержащие в структуре трехчленное кольцо, и их галогенированные, сульфированные, нитрованные или нитрозированные производные
1.2.1 2910 40 000 0 Диэлдрин Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» Заключение (разрешительный) документ
1.2.2 2910 50 000 0 Эндрин
2 Гр. 38 ПРОЧИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ
2.1 Из 3808 Инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, фитили и свечи, и бумага липкая от мух)
2.1.1 3808 59 000 9 Альдрин Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» Заключение (разрешительный) документ
2.1.2 3808 59 000 9 Хлордан
2.1.3 3808 59 000 9 Диэлдрин
2.1.4 3808 59 000 9 Гептахлор
2.1.5 3808 59 000 9 Гексахлорбензол
2.1.6 3808 59 000 9 Камфехлор (токсафен)
2.1.7 3808 59 000 9 ДТ (1-1-1трихлор-2,2-бис(n-хлорфенил)этан)
2.1.8 3808 91 200 0 Мирекс
2.2 Из 3824 Готовые связующие вещества для производства литейных форм или литейных стержней; продукты и препараты химические, химической или смежных отраслей промышленности (включая препараты, состоящие из смесей природных продуктов), в другом месте не поименованные или не включенные
2.2.1. 3824 82 000 0 Полихлорированные дифенилы (ПХД), полихлорированные бифенилы (ПХБ) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» Заключение (разрешительный) документ
Читайте также:  Статья 10. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы

1 Для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.

2 Указанные в настоящем разделе средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, подпадающие под действие приложений A и B Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года, ввозятся упакованными в герметически закрытые ампулы или склянки объемом от 1 до 10 мл (г) для использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта.

3 Особенности представления документов, удостоверяющих (подтверждающих) соблюдение обязательных мер (требований), см.

в Положении о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта  (приложение № 22 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

iMPORT40.RU

Нетарифные ограничения — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

В международной практике мероприятия по нетарифным ограничениям делят на пять групп:

  1. отражает участие государства во внешнеторговых операциях
  2. объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов
  3. состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара
  4. количественные и валютные ограничения импорта и экспорта
  5. ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей – импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы. 

Вышеуказанные мероприятия реализуются путем финансового воздействия и использования инструментов административного регламентирования.

Финансовое воздействие  на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин (помимо таможенных), которые взимаются при ввозе товара.

Общая сумма таких сборов значительно превосходит размеры установленных таможенных тарифов, они не имеют вид фиксированной ставки, изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства.

  • Все это лишает экспортера возможности прогнозировать предстоящие расходы по оформлению груза в импортирующей стране.
  • Меры финансового воздействия называют паратарифными  мерами, которые используются в регулировании внешней торговли, оказывая существенное влияние и создавая препятствия на пути импортных потоков.
  • Фиксированные сборы, налоги и пошлины носят комбинированный характер, повышая в основном внутреннюю цену импортного товара, при этом индикативная оценка не прогнозируется.
  • К ним относятся внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, а также пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза через границу.
  • Методы административного регламентирования  импорта — различные количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов или уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика.
  • Указанные методы включают разнообразные виды запретов, квотирование, лицензирование, контингентирование, предписания таможенных органов, технические нормы и правила безопасности, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.

Административные инструменты  рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами используемые государствами, очень разнообразны. 

Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.

К мерам нетарифного регулирования относятся также экспортный контроль и участие в выполнении международных экономических санкций.

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию поддержала комбинированные пошлины на экспорт черных и цветных металлов

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию поддержала комбинированные пошлины на экспорт черных и цветных металлов

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию на заседании в четверг, 24 июня, поддержала введение комбинированных пошлин на экспорт черных и цветных металлов. Доходы от пошлин позволят компенсировать удорожание металлопродукции на внутреннем рынке.

Ранее соответствующее решение было согласовано на заседании Правительства РФ.

Как отметил первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов, поддержка несырьевого неэнергетического экспорта остается безусловным приоритетом, установленным Президентом страны.

В то же время экономика России не готова к лавинообразному шоковому переносу мировых цен на внутренний рынок, подчеркнул он.

Первый вице-премьер акцентировал внимание, что введение пошлины — это не наказание металлургов, а часть комплекса защитных мер внутреннего рынка.

«Мы должны защитить нашего внутреннего потребителя от того, что происходит сейчас на мировых рынках», — сказал он.

«По итогам этой работы, начиная с 2022 года, нам предстоит принять соответствующие системные, уже налоговые, более или менее постоянные решения по защите внутреннего рынка», — добавил Андрей Белоусов.

Временные повышенные экспортные пошлины на ключевые товары черной и цветной металлургии планируется ввести с 1 августа по 31 декабря 2021 года включительно. За это время будет разработан постоянно действующий механизм, который позволит централизовать в бюджете сверхприбыль.

  • Предполагается, что пошлина будет распространена на широкую номенклатуру продукции – прокат, арматура, заготовки, проволока, слитки, а также медь, никель и алюминий низкой степени передела.
  • При этом предусматривается комбинированная пошлина, которая будет состоять из базовой ставки (в 15%) и специфической, которая будет рассчитываться в долларах за тонну.
  • В зависимости от степени «передела» (переработки) чёрных металлов, для каждой категории продукции будет определена своя минимальная пошлина:
  • — для окатышей и иной продукции пошлина будет составлять не менее 54 долларов за тонну продукции;
  • — для плоского горячекатаного проката, арматуры – не менее 115 долларов за тонну;
  • — для холоднокатаного проката, проволоки – не менее 133 доллара за тонну;
  • — для нержавеющей стали и ферросплавов – не менее 150 долларов за тонну.
  • Для цветных металлов специфическая пошлина рассчитывалась в зависимости от вида металла:
  • — медь – не менее 1226 долларов за тонну;
  • — никель – 2321 доллар;
  • — алюминий – 254 доллара.
  • Расчёты производились исходя из актуальной ценовой конъюнктуры по итогам пяти месяцев 2021 года.
  • Проект соответствующего постановления Правительства планируется подготовить и внести в ближайшее время.

Данные меры планируется распространить только на экспорт за пределы Евразийского экономического союза. Россия проведет переговоры с партнерами из ЕАЭС, чтобы предотвратить реэкспорт металлопродукции.

«Средства, вырученные от пошлин, будут направлены на компенсацию удорожания экономике, чтобы компании могли дальше выполнять свои обязательства при реализации проектов. В первую очередь это важно для своевременного ввода в строй социальных объектов», — подчеркнул министр экономического развития России Максим Решетников.

«Это необходимая мера. Рассчитываем, что продлевать ее не придется, а дополнительные поступления пойдут на поддержку металлоемких отраслей промышленности», — отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Читайте также:  Статья 29. реорганизация потребительского общества

Начальник главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС Максим Чмора подтвердил, что таможенная служба готова администрировать взимание указанных пошлин.

ФАС России считает, что при формировании цен на металлургическую продукцию необходимо учитывать не только мировые котировки, но и исходить из конъюнктуры отечественных товарных рынков: спроса и предложения на российском рынке. Уровень цен не должен приводить к сокращению числа потребителей металлопродукции.

«Экспортные пошлины на продукцию черной и цветной металлургии не окажут негативного влияния на состояние конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации, при этом будут способствовать обеспечению внутреннего спроса и корректировке цен», — прокомментировал руководитель ФАС России Максим Шаскольский.

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, формирование нетарифных мер в РФ

Современная экономика в условиях либерализации внешней торговли и расширения внешнеэкономических связей обращает внимание всего международного торгового сообщества на обоснованность применения странами методов и инструментов внешнеторговой политики.

Всемирная торговая организация официально определила ключевую цель в регулирование торговли только тарифными методами максимально возможного упразднения барьеров, которые выходят за рамки таможенно-тарифных ограничений, т.к.

применение нетарифных ограничений влечёт за собой использование более жёстких условий для товаров зарубежного происхождения по сравнению с национальными товарами.

Более того, чем менее открыты нетарифные барьеры, чем таможенные пошлины дают больше поводов для возникновения несанкционированных действий со стороны правительств.

Определение 

Нетарифные методы регулирования внешней торговли – это совокупность методов и инструментов государственного регулирования, которое выражается в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, для защиты экономических интересов государства и обеспечения национальной безопасности.

Процесс интеграции национальных экономик и необходимость внедрения в мировую торговую систему становится причиной необходимости и применения странами нетарифных мер регулирования. Зачастую, нетарифные ограничения выступают в качестве системы мер внутренней внешнеторговой политики на торгово-экономические отношения с иными государствами.

Примечательно, что помимо незаконных нетарифных мер существуют и узаконенные международной торговой системой меры нетарифного регулирования. Среди прочего прямое ограничение импорта для защиты конкретных отраслей промышленности, специфические виды пошлин – антидемпинговые, компенсационные.

Данные меры представляют такие защитные меры, которые сориентированы в установленном порядке предупредить или уменьшить воздействие ущерба, который могут нанести национальной экономике внезапный рост импорта иностранных товаров.

Кроме того, легитимными считаются меры, которые направлены на пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортёров.

Нетарифные ограничения сконцентрированы на достижении тех же целей, что и тарифные методы. Они дают возможность в более короткие сроки получить нужные результаты, решить специальные задачи, при этом надо отметить, что в долговременном плане они не способствуют формированию нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке и созданию эффективной структуры производства.

Определённо надо сказать о том, что тарифные и нетарифные меры находятся в постоянном взаимодействии между собой, к примеру, пошлины и квоты.

Применение нетарифных мер регулирования характерно преимущественно для развитых стран. В соответствии с данными ЮНКТАД, вместе с ростом случаев применения защитных антидемпинговых мер, страны стали использовать и другие меры нетарифного характера.

Замечание 1

Различные оценки дают информацию, что нетарифным ставкам принадлежит от 18 до 30% объёмов мировой торговли.

Одновременно с тем надо понимать, что развитые страны применяют нетарифные меры в отношении 17% импорта, где 50% принадлежит металлургической отрасли, 25% — текстильной, 44% — продуктам сельского хозяйства.

Товары, которые импортируются из России, часто становятся объектами протекционистских мер, по традиции находясь в первой десятке стран, в отношении которых чаще всего проводятся антидемпинговые расследования.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

  • В современных условиях нетарифные меры всё чаще стали применяться и к развивающимся странам, где до 40% всего импорта, а импорт продовольствия в этих странах варьируется на уровне 50%.
  • На практике НТО в развитых зарубежных странах, вне зависимости от декларативной принадлежности свободной торговле, иллюстрирует скрытое, практически во всех случаях жёсткое использование нетарифных барьеров для защиты национальных рынков.

Нетарифное регулирование в европейском механизме

Было установлено нетарифное регулирование мер в европейском механизме экономического и административного характера.

Одновременно с тем регулированию антидемпинговых мер в ЕС свойственно с одной стороны то, что оно выведено из компетенции государств-членов и передано под контроль европейской администрации, а с другой – в силу членства ЕС в ВТО, его выстраивание должно происходить в соответствии с нормами Соглашения о толковании статьи VI ГАТТ. В качестве эффективного нетарифного инструмента экономического характера выступает применение компенсационных мер, налогов и сборов в ЕС.

Даже вне зависимости от продвижения в вопросе унификации правил применения нетарифных инструментов в ЕС, в области налогообложения ключевое место остаётся за национальными регуляторами.

Администрирование нетарифных мер в ЕС представляется достаточно разнообразным и постоянно дополняющимся новыми инструментами.

Главное место в нём сохраняется за количественными ограничениями и мерами сходного характера.

В США применение нетарифных мер регламентировано на международном и национальном уровнях.

Отличительной особенностью торговой политики США, которая имеет отношение к нетарифным мерам, является заметное усиление двусторонних механизмов в ущерб многостороннему регулирования.

Американской модели нетарифного регулирования свойственны общие для многих стран тенденции улучшения нетарифного инструментария, а также разработка новых способов и приёмов регулирования внешнеторговой политики.

Для США характерно применение антидемпинговых пошлин и мер налогового законодательства. К таким мерам относятся административные меры такие как, количественные ограничения, введение запретов на импорт в США, экспортный контроль, применение различных процедур для регулирования внешней торговли, а также применение стандартов и других барьеров.

Одновременно с этим в ситуации использования нетарифных мер при несоответствии с нормами ВТО, приоритетными оказываются интересы национальных экономик в процессе принятия торгово-политических решений, в том числе американских и европейских компаний.

Замечание 2

Активная внешнеторговая политика государства представляет собой важный фактор долгосрочного роста экономики и её инновационного развития.

Антидемпинговые и другие нетарифные меры селективного характера являются самыми подходящими инструментами торговой политики РФ, особенно в периоды экономического кризиса. Их использование позволяет государству установить барьер не против всех иностранных бизнесменов, а только против тех, кто наиболее агрессивно настроен против них самих.

Надо отметить, что на сегодняшних день в России для механизма нетарифного регулирования характерна интенсивная модернизация, поиск самых эффективных методов и форм, которые основаны на решении задач адаптации страны к правилам и стандартам ВТО, а также к последствиям санкций США, Европы, Канады и Австралии.  

Формирование нетарифных мер в РФ

В 1991 г. в России начал формироваться механизм применения нетарифных мер. Это связано с принятием закона РСФСФ от 31 октября 1990 г. №293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

Правительство России установило меры нетарифного регулирования по отношению к конкретным товарам данные меры в качестве квотирования и лицензирования, который подразумевает введение общего порядка оформления лицензий.

Чуть позднее вступили в силу положения федеральных законов от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» от 8 декабря 2003 г.

№165-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования по отношению к третьим странам, который был принят 25.01.2008 г. и Законы о таможенном регулировании.

Из-за того, что в современной России наблюдаются острые проблемы с развитием экономики и обеспечением экономической безопасности, в условиях членства в ВТО, то наиболее важной является задача формирования эффективной системы мер нетарифного регулирования внешней торговли.

Стоит отметить, что на российских рынках очень невысокий уровень конкуренции, что становится ясно из результатов обследований, которые проводятся российскими специалистами.

Регулирование уровня конкуренции возможно внутри страны посредством таможенного тарифа, который выступает в качестве протекционистской защиты отечественного производства.

Ещё одним путём решения данной задачи является применение разрешённых в ВТО нетарифных инструментов, к которым относятся защитные меры, антидемпинговых и компенсационных пошлин, в том числе технических барьеров, санитарных и фитосанитарных норм.

Замечание 3

В мире действуют классификационные системы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.

Данные меры разрабатываются ГАТТ/ВТО, ЮНКАД, МВФ и Всемирный банк и др.

Ссылка на основную публикацию