Статья 1. Предмет правового регулирования

В комментируемой статье определены предмет регулирования законодательства об образовании, а также структура Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Одним из проявлений того, как осуществляется государственное управление в сфере образования, является правовое регулирование отношений, возникающих в этой сфере. Предмет правового регулирования позволяет установить круг общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе осуществления государственного управления.

Определение предмета правового регулирования позволяет не только более точно идентифицировать нормативно-правовой массив в сфере образования, но и установить границы между смежными отраслями российского законодательства.

Предмет правового регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого на его основе законодательства об образовании очерчивает спектр регулируемых общественных отношений.

В конечном счете, предмет регулирования Федерального закона об образовании позволяет установить применимость правовых норм, содержащихся в комментируемом Федеральном законе, для регулирования конкретных видов общественных отношений.

При определении предмета законодательства об образовании в целом и комментируемого Закона в частности законодателем используется понятие «отношения в сфере образования».

Важной особенностью подхода законодателя к регулированию отношений в сфере образования является то, что предмет Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого в соответствии с ним законодательства об образовании составляют не только собственно сами образовательные отношения (то есть общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ), но и общественные отношения, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Такой подход к определению предмета законодательства об образовании позволяет, наряду с определением правовых границ конституционного права каждого на образование, регламентировать весь комплекс отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование, а также закрепить государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования и создания необходимых условий для реализации права на образование.

В этой связи следует отметить, что к определению понятия «отношения в сфере образования» законодатель в комментируемом Законе обращается фактически дважды — в ст.

1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в ст. 2 этого же Закона, в которой дает определение основных понятий, используемых в законодательстве об образовании, в том числе «образование» (п.

1) и «отношения в сфере образования» (п. 30).

Расширительный подход к определению объекта правового регулирования, не ограничивающий предмет законодательства об образовании собственно образовательными отношениями, но включающий в него разнообразные отношения, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование (экономические, трудовые, организационные и т.д.), повлиял на структуру Федерального закона об образовании и содержание всего законодательства об образовании.

Как это предусмотрено в части 2 комментируемой статьи, Федеральным законом об образовании установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации.

Устанавливая правовые основы образования, Федеральный закон об образовании формирует в соответствии к положениями Конституции РФ и международными договорами РФ нормативно-правовую базу для регулирования отношений в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В Законе определены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (с. 3), а также зафиксированы (ст. 4) цели такого правового регулирования:

— установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

— создание условий развития системы образования;

— защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Там же (ст. 4 Закона) закреплены и основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования:

— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

— создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

— создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

— определение правового положения участников отношений в сфере образования;

— создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

— разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Устанавливая организационные основы образования, Федеральный закон об образовании закрепляет порядок управления как отдельной образовательной организацией, так и всей образовательной системой (главы 1, 2 и 12 комментируемого Закона): полномочия в сфере образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственная регламентация образовательной деятельности, лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования и т. д.

Наконец, установление экономических основ образования в Федеральном законе об образовании осуществляется через предписания, содержащиеся в главе 13 «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования».

Законодательство об образовании определяет особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования (ст. 99), использование в этих целях контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (ст.

100), устанавливает порядок осуществления образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц (ст. 101), образовательного кредитования ст.

104), создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103) и т. д.

Осуществляя регулятивную функцию, образовательное право определяет правовое положение участников отношений в сфере образования через закрепление их прав, обязанностей и ответственности: правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 3 Закона об образовании; обучающихся, их родителей и законных представителей — в главе 4; педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 5; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования — в главе 1 и т. д.

Автор — А.Н. Козырин

01 мая 2016 года

Понятие предмета правового регулирования и его взаимосвязь с другими юридическими категориями

УДК 340.113

С.Г. Соловьев

Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного, административного и муниципального праваФилиал ФГБОУ ВПО ЮУрГУ.456318, Челябинская область, г. Миасс, пр-кт Октября, 16E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Исследуется актуальная для современного правоведения проблема предмета правового регулирования в его взаимосвязи с такими юридическими категориями, как правоотношения, метод правового регулирования, правотворчество, принципы права и др.

Понимание предмета правового регулирования во многом определяет подход к понятию права, его делению на публичное и частное, сущности правоотношений, а также понимание других правовых категорий.

Ключевые слова: предмет правового регулирования; общественные отношения; правоотношения; метод правового регулирования; правотворчество; принципы права

 Право, как регулятор общественных отношений, во многом определяется их характером, особенностями, юридической и социальной природой. В науке теории государства и права они получили название «предмет правового регулирования».

Данное понятие позволяет проследить взаимосвязь между различными правовыми явлениями, отражает логику правового воздействия.

Понимание предмета правового регулирования во многом определяет подход к понятию права, его делению на публичное и частное, сущности правоотношений, а также понимание других правовых категорий.

Правовое регулирование, как вид социального регулирования, призвано обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

При этом предполагается создание системы материальных и процессуальных норм, рассчитанных на правомерное (позитивное) поведение участников правоотношений, предусматривающих реакцию общества на нарушение установленных предписаний и также направленных на защиту сложившихся в нем отношений.

В соответствии с определением, предложенным С.С.

 Алексеевым, предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в существующих условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования [1, с. 211].

Отношения, входящие в предмет правового регулирования, должны поддаваться правовому регулированию и объективно нуждаются в нем. То, что общественные отношения поддаются правовому регулированию, означает, что право с помощью различных правовых средств в состоянии оказать на них воздействие.

Таким образом, общественные отношения должны соответствовать следующим критериям: это внешне выраженные акты поведения людей, их взаимодействия; это волевые целенаправленные отношения; это устойчивые типичные повторяющиеся отношения (поскольку право, обладающее таким свойством, как нормативность, не смогут «заинтересовать» отдельные жизненные обстоятельства того или иного субъекта, не будет оснований для возникновения нормы); они поддаются внешнему контролю (в противном случае сложно будет определить действительно ли соответствует поведение субъекта установленным правовым предписаниям); они должны предполагать возможность выбора из нескольких вероятных вариантов поведения (иначе утрачивается необходимость в оказании воздействия и право будет лишь отражать (описывать) объективно сложившееся поведение субъекта).

Читайте также:  Статья 20. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии

Объективная необходимость правового регулирования предполагает наличие такого критерия, как социальная значимость отношений и невозможность их урегулирования при помощи других социальных норм. Значимость общественных отношений будет отражаться в целях осуществляемого регулирования, которые будут определять характер используемых средств.

Требуют ли общественные отношения именно правового регулирования, зависит также от регулятивной способности различных социальных норм: могут ли они посредством своего воздействия привести к упорядоченности общественных отношений.

Это определяется используемыми средствами, формой закрепления и механизмом воздействия норм, обеспеченностью принудительной силой, способностью урегулировать (закрепить четкие требования, предписания, определяющие, каким должно быть поведение субъектов), а не просто оценить общественные отношения.

Так, например, нормы морали являются достаточно универсальными, но они могут дать только оценку отношениям, возникающим между людьми в таких сферах, как управление, осуществление хозяйственной, производственной деятельности, охрана правопорядка. Эти сферы требуют наличия специализированных норм, позволяющих определить конкретную модель отношения, права и обязанности их участников.

Указанные нормы также не будут справляться с регулированием обозначенных сфер общественных отношений в силу своего формального закрепления (в устной форме) и обеспеченности принудительными возможностями исключительно только общества.

Отсюда следует и понимание правоотношений. Согласно позитивно-правовой концепции, правоотношения есть отношения между людьми и их организациями, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения [5, с. 366]. В.А.

Поляков определяет правоотношения, возникающие на основе норм государственного права, как социальное взаимодействие, осуществляемое путем реализации государственно признанных прав и обязанностей субъектов правовой коммуникации [4, с. 756]. Таким образом, прослеживается взаимосвязь с нормами права.

На основе данной взаимосвязи можно выделить отношения: фактически урегулированные нормами права, которые подразделяются на объективно нуждающиеся в правовом регулировании и объективно не нуждающиеся в правовом регулировании, и не урегулированные нормами права, но объективно нуждающиеся в правовом регулировании именно в силу социальной значимости на определенном этапе развития общества (при изменении обстановки общественной жизни, даже сохраняясь в обществе, они уже могут быть урегулированы другими социальными нормами) или же того, что они в принципе не могут быть урегулированы другими социальными нормами в силу своей природы.

Понимание правоотношений как общественных отношений, фактически урегулированных правом, расширяет возможности государства в решении вопроса о необходимости и возможности регулирования той или иной сферы общественных отношений и степени его вмешательства. Если же правоотношения понимать как общественные отношения, урегулированные правом и объективно нуждающиеся в таком регулировании, то право в данном случае приобретает правовые (в естественном понимании) демократические черты.

Как отмечает С.С. Алексеев, правовое регулирование имеет особенности, связанные с тем, охватываются ли правом данные отношения, а если да, то какова его детализированность, императивность, жесткость, насыщенность. Все это и может быть названо напряженностью, интенсивностью регулирования.

В соответствии с таким признаком в общественных отношениях могут быть выделены зоны интенсивного и неинтенсивного правового регулирования.

В зонах неинтенсивного правового регулирования необходимо выделить два качественно различных случая: случая существования таких участков общественной жизни, которые требуют правового регулирования, которые реально, фактически еще не урегулированы или недостаточно урегулированы в правовом порядке; случая, когда общественные отношения таковы, что они и не нуждаются в интенсивном правовом регулировании (что характерно для сугубо личных, семейных отношений, где, по меткому выражению одного из отечественных правоведов, закон нередко скромно молчит).

Чрезвычайно интенсивное или недостаточно интенсивное правовое регулирование может наступить в силу субъективных причин, прежде всего в силу излишней или, напротив, недостаточной законодательной деятельности компетентных органов, ошибочных в этой области решений.

Но в то же время надо учитывать, что степень интенсивности правового регулирования зависит от его предмета, других факторов.

Есть общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но в «мягком», преимущественно диспозитивном (это присуще правовому опосредствованию отношений в гражданско-правовых сделках) [1, с. 214].

Таким образом, на основе анализа предмета правового регулирования можно выделить такой аспект, как степень воздействия государства посредством норм права на общественные отношения.

Если отношения, объективно не нуждаются в правовом регулировании, но фактически получили его, то это означает, что государство излишне вмешивается в межличностные отношения, не оставляя личности пространства для самовыражения и саморегулирования.

К беспорядку в обществе приводят ситуации, когда общественные отношения требуют правового регулирования в силу социальной значимости именно на определенном этапе развития общества, но не получают его.

Если же в процессе правотворчества не созданы нормы для регулирования отношений, объективно в нем нуждающихся именно в силу своей природы, то налицо устранение государства из тех сфер жизнедеятельности, которые не могут существовать без опоры на силу государственного принуждения.

Общепризнанным является то, что предмет правового регулирования служит критерием деления права на отрасли. Соответственно на основе его анализа мы можем характеризовать сферы жизнедеятельности, получившие развитие в рамках общества на определенном историческом этапе его развития.

Предмет правового регулирования – это сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

Он является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя [6, с. 353–354].

Соответственно, прослеживается взаимосвязь категории предмета правового регулирования и правотворчества.

Здесь мы затрагиваем вопрос о предпроектном этапе правотворчества, когда на основании анализа формирующихся отношений выявляется потребность в их регулировании, так как в противном случае состояние «неурегулированности» приводит к беспорядку, невозможности разрешить возникающие конфликты юридическими способами. Также осуществляемое саморегулирование может не соответствовать интересам общества и государства.

В теории выделяется стадия установления потребности в нормативном правовом регулировании. Это первая, предпроектная, фаза нормотворческого процесса, на которой происходит осознание необходимости урегулирования правовыми средствами определенного круга социальных связей либо внесения изменений в действующий нормативный массив.

Алгоритм выявления данной потребности в классическом виде состоит из следующих шагов: обнаружение признаков проблемной ситуации; сбор информации, относящейся к проблеме; анализ проблемной ситуации на основе собранной информации; принятие решения о разработке правового документа [3, с. 138].

На основе характера регулируемых общественных отношений нормативные правовые акты обретают предметное действие.

В процессе осуществления правотворчества также необходимо определить «стратегию» регулирования исходя из деления права на публичное и частное, поскольку определение характера, сущности регулируемых общественных отношений требует формирования представления о результатах правового воздействия на них.

Критериями здесь могут выступать следующие свойства: сам характер отношений в зависимости от сочетания общественного и частного интереса; сфера жизнедеятельности (управления и охраны правопорядка или имущественная, гражданско-правовая сфера); использование принципа юридической централизации или децентрализации как наиболее эффективного; применение императивного или диспозитивного метода правового регулировании; субъект инициативы защиты прав (определяется тем, чьи интересы, прежде всего, будет выражать и защищать право); субъектный состав общественных отношений; правовое регулирование, допускающее заключение договоров и соглашений на основе общего нормативного закрепления или предполагающее принятие правоприменительных актов властными субъектами.

Выработанная «стратегия» выражается в закрепляемых принципах права как исходных норм, не устанавливающих конкретные права и обязанности участников правоотношений, в соответствии с которыми вырабатываются и закрепляются регулятивные и иные нормы. Как отмечает А.В.

 Малько, принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты и отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности [2, с. 168].

Можно сказать, что принципы не придумываются законодателем, не являются результатом проявления его субъективного усмотрения, а органически присущи праву в силу формирующихся общественных отношений.

Понятие предмета правового регулирования в федеративных государствах находит отражение в разграничении предметов ведения.

Читайте также:  Изменяющие документы ГК РФ - советы юриста

С помощью понятия «предметы ведения» устанавливаются сферы «политических», «публичных» возможностей федерального и регионального уровней государственной власти, которые должны исходить из степени значимости той или иной сферы общественных отношений для всего государства в целом или для отдельных субъектов федерации.

Под предметами ведения можно понимать сферы общественных отношений, регулирование и осуществление которых, исходя из степени социальной значимости и принципа целесообразности при фактической реализации, закреплено за федеральным и (или) региональным уровнем государственной власти.

Критериями их выделения являются оптимальность, эффективность осуществления конкретного полномочия на каждом уровне власти и необходимость единообразного регулирования той или иной сферы общественных отношений на всей территории государства.

Таким образом, определить достоинства и недостатки используемого варианта разграничения предметов ведения в каждой стране возможно только на основе практики его реализации с учетом исторического, политического и экономического развития.

Проблема разграничения предметов ведения федерации и ее субъектов прежде всего относится к сфере законодательной деятельности.

Что же касается исполнительной власти, то она рассматривается обычно как единая вертикаль, а к судебной власти перечень предметов ведения, даваемый в конституциях, относится лишь в принципе, поскольку у судов своя подведомственность и подсудность [8, с. 56].

Понятие предмета правового регулирования с учетом классификации общественных отношений (выделения отношений, не урегулированных нормами права, но объективно нуждающихся в правовом регулировании) взаимосвязано с таким юридическим понятием, как пробелы в праве.

Пробел в праве – это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения принципов и оценок самого права, или иначе – это такая ситуация, когда имеется факт (общественное отношение), по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения, однако норма права, его предусматривающая, отсутствует [7, с. 256]. Соответственно можно говорить и о возможности применения аналогии закона и аналогии права. То есть они применимы в принципе, если общественные отношения требуют именно правового регулирования. Таким образом, рассматриваемое понятие предмета правового регулирования имеет большое значение для выявлении внутренних взаимосвязей между различными правовыми явлениями.

Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1995. 320 с.

  2. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. 640 с.

  3. Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2011. 384 с.

  4. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: курс лекций. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. 472 с.

  5. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2006. 832 с.

  6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. 776 с.

  7. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юрайт-М, 2002. 432 с.

  8. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство: учеб. пособие. М.: Изд-во МНИМП, 1997. 352 с.

Основания классификации норм по отраслям: предмет и метод правового регулирования

Предмет и метод правового регулирования — это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования— это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

  • Услуги юриста в Москве, бесплатная юридическая консультация в Москве.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации.

Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов.

Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права.

Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве.

Предмет правового регулирования — это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть “свой предмет” т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений — конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др.

Каждая из отраслей имеет “свое законодательство”, как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты.

Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).

Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования.

Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Метод правового регулирования — это особый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования — дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям — административное.

Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является «вертикальный» характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения.

В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права.

Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права.

При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

Предмет и метод правового регулирования

О проекте  /  тгп  /  право и социальные нормы  /  предмет и метод правового регулирования

Система права делится на отрасли, у каждой отрасли имеется свой специфический предмет и метод правового регулирования. Можно сказать, что отрасли – это главные и самые крупные элементы системы права. Именно при помощи предмета и метода правового регулирования имеет место быть система права.

Определение метода правового регулирования

Под методом правового регулирования понимается совокупность разнообразных способов, а также приемов воздействия на отношения в обществе отрасли права. Данные общественные отношения, в свою очередь, образуют предмет отрасли.

Элементы правового регулирования

Существует четыре основных элемента правового регулирования:

Читайте также:  Статья 7. обязанности адвоката

1. Средства воздействия на отношения внутри общества:

  • Дозволение;
  • Позитивное обязывание;
  • Запреты;
  • Уполномочивание;
  • Ограничение;
  • Закрепление конкретных отношений, к примеру, статуса или целей деятельности;
  • Рекомендация;
  • Поощрение;
  • Предоставление льгот;
  • Государственное принуждение;

2. Способы, которые определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений:

  • Автономный способ;
  • Приказной способ;
  • Субординационный способ;

3. Приемы воздействия;

4. Формы воздействия.

Компоненты метода правового регулирования

  • Существует четыре основных компонента метода правового регулирования:
  • 1. Компонент, составляющий порядок возникновения прав и обязанностей сторон;
  • 2. Компонент, составляющий степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей;
  • 3. Компонент, составляющий способы регулирования активности субъектов права;

4.

Компонент, составляющий способы обеспечения прав и обязанностей.

От разнообразного сочетания данных компонентов зависит метод конкретной правовой отрасли.

Существует два кардинально противоположных метода правового регулирования:

  1. Авторитарный метод правового регулирования, его также называют императивным;

  2. Метод автономии, который также называют диспозитивным

Авторитарный метод правового регулирования за свою основу берет властные юридические предписания, от которых нельзя отступать. Более простыми словами – субъекты правоотношений обязаны поступать только так, как это прописано и никак иначе.

Метод автономии дает больший простор для действий и позволяет участникам правоотношений самостоятельно определять меру дозволенного в рамках правового поля. в данном случае субъекты имеют равные права и равные обязанности

В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования, которые состоят из индивидуального набора средств и способов воздействия.

Интересное:

§ 2. Предмет правового регулирования

§ 2. Предмет правового регулирования

Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права.

А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.

В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).

Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек.

Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество.

Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения.

Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 13. Механизм правового регулирования
Категорию «механизм правового регулирования» невозможно четко определить вследствие ее емкости и многогранности. В наиболее общем виде при уяснении этой категории за основу можно взять следующее определение: механизм

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования
Регулирование общественных отношений — главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права
В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

2. Методы правового регулирования

2. Методы правового регулирования
Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

§ 2. Предмет, метод правового регулирования и система финансового права России

§ 2. Предмет, метод правового регулирования и система финансового права России
Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления

5. Предмет уголовно-правового регулирования

5. Предмет уголовно-правового регулирования
Исходя из общетеоретического постулата, образование отдельных отраслей права можно обосновать, прежде всего, спецификой предмета регулирования. Предметом правового регулирования выступают социальные отношения.

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)

Тема 2.
Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1.
Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)
Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг

1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)

1.
Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)
Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк,

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики

2.
Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

§ 1. Понятие правового регулирования

§ 1. Понятие правового регулирования
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

§ 4. Стадии правового регулирования

§ 4. Стадии правового регулирования
Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

§ 5. Механизм правового регулирования

§ 5. Механизм правового регулирования
После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

6. ПРЕДМЕТ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

6. ПРЕДМЕТ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Предмет информационного права – часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением информации, а также общественные отношения, связанные с развитием в

7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Метод информационного права – приемы и способы, с помощью которых исследуется предмет права.При изучении информационного права применяются различные – как традиционные, так и нетрадиционные – для правовой науки методы.

Ссылка на основную публикацию