Статья 11. Предписания Банка России

  • Статья 11. Предписания Банка России
  • Статья 11. Предписания Банка России
  • Статья 11. Предписания Банка России
  • Начните работать с профессионалами по вопросам взаимодействия с ЦБ РФ
  • — сделайте звонок по номеру: +79255467550 либо оставьте заявку и мы с Вами свяжемся!
  • Контрольные функции Центрального Банка Российской Федерации (Банк России, ЦБ РФ) достаточно велики и охватывают в том числе деятельность непубличных акционерных обществ (АО).
  • Располагая соответствующими полномочиями Банк России вправе выдавать подконтрольным ему хозяйствующим субъектам предписания об устранении выявленных нарушений сроков размещения обязательной информации, составлять в отношении виновных лиц протоколы об административных правонарушениях и привлекать их к административной ответственности.  
  • Нельзя не заметить, как главный денежный регулятор страны на протяжении последних нескольких лет последовательно пресекает деятельность неблагонадежных банков, пытаясь таким образом навести порядок в кредитной сфере.
  • В 2016 году, Банк России пошел дальше и усилил свое внимание к акционерным обществам, а точнее к порядку выполнения ими обязанностей связанных с размещением информации о себе в виде годовых отчетов и бухгалтерской отчетности с аудиторским заключением.
  • Так, многие акционерные общества получили от ЦБ РФ предписания об устранении выявленных нарушений либо вызовы на составление протоколов об административном правонарушении за нарушение сроков размещения обязательной информации.

В большинстве случаев выявленные нарушения связаны с просрочкой опубликования обязательной информации и несоответствии годовых отчетов требованиям, а то и вовсе их отсутствие в общедоступном источнике. Зачастую акционерные общества пренебрегают требованиями законодательства к срокам размещения такой информации и игнорируют п. 70.3. Положения Банка России от 30.12.2014 №454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее «Положение») устанавливающий в свою очередь содержание годового отчета.

Стоит отметить, что на текущий момент Банк России придерживается мягкой политики санкций к непубличным акционерным обществам и, несмотря на то, что выявленные правонарушения подпадают под ст. 15.19.

КоАП РФ, устанавливающую размер штрафа до 1 млн. рублей, при правильном и своевременном подходе привлекаемого к административной ответственности лица, прекращает дело и ограничивается устным замечанием в порядке ст. 2.9.

КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

С Постановлением Банка России о прекращении дела об административном правонарушении связанного с несвоевременным опубликованием годового отчета акционерным обществом можно ознакомиться здесь.  

Безусловно, подобный щадящий подход ЦБ РФ является временным, и по сути имеет цель обратить внимание хозяйствующих субъектов на необходимость более строгого отношения к возложенным на них обязанностям. Поэтому, если в отношении Вас ограничатся устным замечанием, в будущем стоит быть предельно внимательным, поскольку значительных штрафных санкций избежать уже не получиться.

С практической точки зрения процесс контрольных функций Банка России в рассматриваемой части выглядит следующим образом.

Банк России в случае пропуска сроков размещения направляет уведомление о явке на составление протокола, а если же выявлено не соответствие в годовом отчете, либо его отсутствие на официальных интернет ресурсах выдает предписание с указанием срока устранения.

  1. Порядок минимизации штрафных санкций за нарушение сроков размещения обязательной информации следует выстраивать следующим образом:
  2. 1) Раскаяние в совершенном административном правонарушении и признание вины в фиксированном письменном виде (образец пояснения можно скачать здесь);
  3. 2) Предоставление в ЦБ РФ справок от мажоритариев акционерного общества о том, что несвоевременное размещение обязательной информации не повлекло для них негативных последствий (образец справки можно скачать здесь);
  4. 3) Предоставление справки от держателя реестра акционеров подтверждающая процентное соотношение акций мажоритариев в акционерном обществе.

В случае получение предписания с требованием приведения годового отчета в соответствие следует в обязательном порядке в первую очередь уложиться в установленные предписанием сроки и при корректировке годового отчета руководствоваться пунктом 70.8. Положения (образец оформления корректировок годового отчета можно скачать здесь).

Не стоит забывать, что за нарушение сроков установленных предписанием размер административного штрафа достигает 500 000 рублей.

При этом следует помнить, что корректировки и приведение в соответствие годового отчета в силу приведенной нормы Положения проводятся на основании решения совета директоров, которым они утверждаются (образец оформления решения совета директоров утверждающего корректировки годового отчета можно скачать здесь).

Юридическая компания «Миралс» имеет в своем штате специалистов с успешным опытом представления интересов акционерных обществ перед Банком России. Обращаясь к нам, Вы можете быть уверенны в качественной правовой поддержке по всем вопросам связанным с привлечением к административной ответственности ЦБ РФ включая за нарушение сроков размещения обязательной информации.

  • Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:
  • +79255467550
  • Вместе с этим рекомендуем почитать:
  • Статья на тему «Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации»
  • Статья на тему «Административная ответственность малого и среднего бизнеса»
  • Статья на тему «Преобразование акционерного общества в ООО с одним участником»
  • Смотреть Отзывы о работе Юридической компании «Миралс»
  • Наши контакты

Статья 11.3. Устранение нарушений, допущенных при приобретении акций (долей) кредитной организации

Статья 11.3. Устранение нарушений, допущенных при приобретении акций (долей) кредитной организации

  • Банк России составляет предписание об устранении нарушения при обнаружении им нарушения требований настоящего Федерального закона и принятого в соответствии с ним нормативного акта Банка России о получении согласия Банка России на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации или на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации (далее в настоящей статье — предписание Банка России об устранении нарушения) следующими лицами:
  • 1) физическим или юридическим лицом, совершившим сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации;
  • 2) физическим или юридическим лицом, совершившим сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящим в состав группы лиц, приобретшей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации;
  • 3) физическим или юридическим лицом, совершившим сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;
  • 4) физическим или юридическим лицом, совершившим сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) вошли в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;
  • 5) физическим или юридическим лицом, совершившим сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации.

Предписание Банка России об устранении нарушения направляется Банком России лицам, указанным в части первой настоящей статьи, не позднее 30 дней со дня обнаружения такого нарушения. Банк России размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о направленном предписании Банка России об устранении нарушения не позднее дня его направления.

Копии предписания Банка России об устранении нарушения направляются в кредитную организацию, а также иным лицам, перечень которых определяется нормативным актом Банка России.

Кредитная организация не позднее дня, следующего за днем получения копии предписания, обязана довести до сведения своих акционеров (участников) информацию о получении указанной копии предписания в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России.

  1. Предписание Банка России об устранении нарушения подлежит исполнению лицами, указанными в части первой настоящей статьи, допустившими нарушение, в срок не более 90 дней со дня получения такого предписания одним из следующих способов:
  2. 1) получение от Банка России последующего согласия на приобретение акций (долей) кредитной организации или на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, осуществленных с нарушением, в порядке, установленном нормативным актом Банка России;
  3. 2) совершение сделки (сделок), направленной на отчуждение акций (долей) (прекращение доверительного управления акциями (долями) кредитной организации, которые приобретены с нарушением, и (или) сделки (сделок), направленной на прекращение контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, установленного с нарушением.
  4. Лицо, исполнившее предписание Банка России об устранении нарушения путем совершения сделок, указанных в пункте 2 части четвертой настоящей статьи, не позднее пяти дней со дня исполнения предписания обязано уведомить об этом кредитную организацию и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

Предписание Банка России об устранении нарушения подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований. Акт Банка России об отмене предписания Банка России об устранении нарушения направляется лицам, получившим такое предписание.

Копии акта Банка России об отмене предписания Банка России об устранении нарушения направляются лицам, получившим копии такого предписания.

Форма и порядок направления предписания Банка России об устранении нарушения и акта Банка России о его отмене устанавливаются нормативным актом Банка России.

Информация об отмене предписания Банка России об устранении нарушения размещается не позднее дня направления акта Банка России о его отмене на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Банком России.

  • Кредитная организация не позднее дня, следующего за днем получения копии акта Банка России об отмене предписания Банка России об устранении нарушения, обязана довести до сведения своих акционеров (участников) информацию о получении указанной копии акта в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России.
  • Со дня размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью первой настоящей статьи информации о направленном предписании Банка России об устранении нарушения и до дня размещения информации о его отмене:
  • 1) физическое или юридическое лицо, указанное в пункте 1 части первой настоящей статьи, допустившее нарушение, имеет право голоса только по такому количеству акций (долей) кредитной организации, в отношении которых было получено отдельное согласие Банка России, если необходимость получения такого согласия предусмотрена настоящим Федеральным законом;
Читайте также:  Платится ли транспортный налог с прицепа - советы юриста

2) физическое или юридическое лицо, указанное в пункте 2 части первой настоящей статьи, допустившее нарушение, имеет право голоса только по акциям (долям) кредитной организации, которые в совокупности с акциями (долями) иных лиц, входящих в состав группы лиц, в которую входит такое физическое или юридическое лицо, не превышают 10 процентов акций (долей) кредитной организации. При этом указанное физическое или юридическое лицо, допустившее нарушение, а также каждое из иных лиц, входящих в состав такой группы лиц, имеет право голоса по акциям (долям) кредитной организации в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций (долей) кредитной организации. Порядок определения указанного количества акций (долей) кредитной организации, предоставляющих право голоса, устанавливается нормативным актом Банка России;

3) акционер (участник) кредитной организации, контроль в отношении которого установлен физическим или юридическим лицом, указанным в пункте 3 части первой настоящей статьи, с нарушением, имеет право голоса только по акциям (долям) кредитной организации, которые не превышают 10 процентов акций (долей) кредитной организации;

4) акционеры (участники) кредитной организации, контроль в отношении которых установлен физическими или юридическими лицами, указанными в пунктах 4 и 5 части первой настоящей статьи, с нарушением, имеют право голоса только по акциям (долям) кредитной организации, которые в совокупности с акциями (долями) иных лиц, входящих в состав группы лиц, в которую входят указанные акционеры (участники) кредитной организации, не превышают 10 процентов акций (долей) кредитной организации. При этом указанные акционеры (участники) кредитной организации, а также иные лица, входящие в состав такой группы лиц, имеют право голоса по акциям (долям) кредитной организации в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций (долей) кредитной организации. Порядок определения указанного количества акций (долей) кредитной организации, предоставляющих право голоса, устанавливается нормативным актом Банка России.

Остальные акции (доли) кредитной организации, приобретенные с нарушением или принадлежащие группе лиц, в состав которой входит лицо, приобретшее акции (доли) кредитной организации с нарушением, или принадлежащие акционеру (участнику) кредитной организации, контроль в отношении которого установлен с нарушением, или принадлежащие группе лиц, в состав которой входит акционер (участник) кредитной организации, контроль в отношении которого установлен с нарушением, не являются голосующими и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) кредитной организации. Установленные частью восьмой настоящей статьи и настоящей частью ограничения не распространяются на случаи, если протокол общего собрания акционеров (участников) кредитной организации составлен в день размещения Банком России информации о направленном предписании Банка России об устранении нарушения или ранее указанного дня.

Штрафы при взаимодействии ЦБ РФ и ломбардов КоАП РФ

Новости

09.12.2015 — 12:28Штрафы при взаимодействии ЦБ РФ и ломбардов КоАП РФ.

Статья Содержание Санкция
ч.9 ст. 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России
  • административный штраф –
  • на должностных лиц от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
ст. 19.7.3 Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии … с законодательством Российской Федерации о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения законодательства… о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния
  1. административный штраф –
  2. на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей;
  3. на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года;
  4. на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
ч.1 ст.15.26.2 Нарушение ломбардом законодательства Российской Федерации о ломбардах
  • административный штраф –
  • на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей
ч.2 ст. 15.26.2 Совершение действий ломбардом, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации о потребительском кредите (займе)
  1. административный штраф –
  2. на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей
ч.1 ст.15.27 Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков
  • предупреждение
  • административный штраф –
  • на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей
ч.2 ст. 15.27 Действия (бездействие), предусмотренные частью 1настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
  1. административный штраф –
  2. на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  3. на юридических лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток
ч.2.1. ст. 15.27 еисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом
  • административный штраф –
  • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток
ч.2.2. ст. 15.27 Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям … от проведения операций административный штраф – на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток
ч.3 ст. 15.27 Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиенто Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний
  1. административный штраф –
  2. на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  3. на юридических лиц — от 700 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Ч.4 ст. 15.27 Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния
  • административный штраф –
  • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Распоряжение от 5 марта 2014 г. № Р-151 «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» направлено членам Ассоциации в рамках членской рассылки.

Кс исследовал вопрос о природе административных мер реагирования центробанка

11 апреля Конституционный Суд РФ вынес два определения по жалобам банка «ЮГРА» на ряд положений Закона о банкротстве и банковского законодательства.

Обстоятельства дела, ставшие поводом для обращения в КС

В 2017 г.

арбитражный суд отказал ПАО Банк «ЮГРА» в удовлетворении заявления о признании недействительными приказов Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации по управлению кредитной организацией. Решение суда устояло в апелляции и кассации, Верховный Суд отказался рассматривать жалобу заявителя. В феврале 2019 г. суд оставил без удовлетворения заявление банка о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Безуспешной оказалась попытка банка оспорить в различных судебных инстанциях, включая высшую, приказы мегарегулятора о возложении на госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов» функций временной администрации по управлению банком и о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка, а также связанного с ними предписания Банка России. В рамках рассмотрения дела суд первой инстанции отказал заявителю в истребовании и приобщении к делу плана участия госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» в мероприятиях по предупреждению его банкротства.

Читайте также:  Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Доводы жалоб

Банк «ЮГРА» обратился в Конституционный Суд с двумя жалобами: в первой он оспаривал конституционность положений подп. 1 и 2 п. 1 ст. 189.31, ст. 189.47 Закона о банкротстве, а также п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности; во второй – подп. 2 и 7 п. 1 ст. 189.26 Закона о банкротстве и ст. 73 Закона о Центральном банке.

Так, в первой жалобе заявитель указал, что суды необоснованно лишены возможности проводить проверку обоснованности действий временной администрации по управлению кредитной организацией, повлекших отзыв у последней лицензии.

Из-под судебного контроля также неправомерно изъяты действия Банка России, когда он, вопреки ранее принятому решению отказаться от применения в отношении кредитной организации мер принуждения, применяет к ней затем эти меры.

Мегарегулятор вправе применять в отношении кредитной организации две меры воздействия за одни и те же нарушения: сначала Банк России направляет предписание по их устранению, а затем отзывает банковскую лицензию, отказываясь оценивать действия, предпринятые нарушителем по устранению вменяемых ему нарушений, безотносительно к форме и степени вины в их совершении, а равно к их последствиям.

Во второй жалобе отмечалось, что оспариваемые им нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют судам не проверять фактическое наличие оснований для введения временной администрации в кредитной организации, а сослаться лишь на сделанное Банком России предположение о возможном наличии указанных оснований. Также суды лишены возможности проверить законность действий Банка России по утверждению плана участия госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» в мероприятиях по предупреждению банкротства кредитной организации и его содержания – в указанном случае суды лишь проверяют наличие доказательств формального утверждения мегарегулятором этого плана. Кроме того, Банк России может выносить предписания со сроком исполнения, соблюдение которого заведомо невозможно.

Изучив материалы жалоб, Конституционный Суд РФ отказался принимать их к производству.

Выводы Суда по первому делу

Относительно доводов первой жалобы КС РФ в Определении № 866-О отметил, что временная администрация реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации и проводит ее обследование (подп. 1 и 2 п. 1 статьи 189.31 Закона о банкротстве).

Конституционные права кредитной организации не нарушаются правовыми нормами, определяющими функции временной администрации, если последняя вкупе с назначившим ее мегарегулятором исполняет такие нормы в соответствии с иными положениями законодательства.

Также КС РФ указал на отсутствие формальной неопределенности, предполагающей произвольное применение норм, в положениях о полномочиях АСВ касательно осуществления мер по предупреждению банкротства банка, имеющего признаки неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы.

Исходя из закрепленного за каждым права на судебную защиту, Конституционный Суд посчитал, что спорные положения Закона о банкротстве не препятствуют проверке судом законности и обоснованности решений и действий временной администрации по управлению кредитной организацией и Банка России.

Они не предрешают оценку суда имеющихся в деле доказательств, как и отказ суда от их исследования и оценки или же истребования доказательств по обоснованному обращению заинтересованных лиц.

Следовательно, эти нормы не отдают прерогативу в оценке финансового состояния банка его временной администрации и Банку России и не освобождают суд от оценки состояния банка на дату отзыва лицензии и от изучения всей совокупности доказательств, включая их истребование и (или) назначение экспертиз.

Отзыв банковской лицензии, как указал КС, представляет собой решение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Такое решение не прекращает деятельность кредитной организации как юрлица, а означает лишь запрет совершать какие-либо банковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия к нарушителю.

Со ссылкой на Определение от 16 июля 2015 г.

№ 1700-О Конституционный Суд подчеркнул, что, усматривая в отзыве банковской лицензии признаки санкции за неисполнение банком нормативных предписаний, Суд воздержался от дачи исчерпывающей дефиниции, которая ставила бы ее применение строго в рамки принципов юридической ответственности и тем самым исключала бы отзыв лицензии как меры превентивного принуждения и (или) обеспечения в рамках процедур несостоятельности (банкротства). Отмечено, что банк вправе оспорить в суде применяемые к нему принудительные меры воздействия.

Также КС РФ пояснил, что в деле заявителя отзыв лицензии на осуществление банковских операций обоснован, помимо ссылки на п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках, прежде всего, положениями п. 1 и 2 ч. 2 ст.

20 этого же закона, которые обязывают Банк России отозвать такую лицензию по отдельно предусмотренным ими основаниям (при значении всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации ниже 2%; при размере ее собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала на дату ее госрегистрации).

Выводы Суда по второму делу

В Определении № 867-О по второй жалобе банка «ЮГРА» Конституционный Суд пояснил, что оспариваемые положения не содержат явных признаков неопределенности в том, по каким основаниям следует назначать временную администрацию по управлению банком.

Суды не могут интерпретировать и применять оспариваемые положения Закона о банкротстве так, чтобы это препятствовало проверке оснований к применению принудительных мер и законности действий Банка России, в том числе при утверждении плана участия АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

Не предполагает произвольного применения и ч. 1 ст. 73 ст.

Закона о Банке России, которая предусматривает лишь то, что Банк России при осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет к нарушителям соответствующие меры. Как по своему буквальному смыслу, так и в системе действующего регулирования эта норма не предполагает заведомо неисполнимых, явно неразумных сроков реализации предписаний ЦБ.

Кроме того, Суд пояснил, что, принимая к сведению сам факт утверждения Банком России плана участия госкорпорации в мероприятиях по предупреждению банкротства заявителя, суды связывали назначение временной администрации по управлению банком не столько с этим обстоятельством, сколько с иными основаниями.

С учетом изложенного Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что заявитель в своих жалобах фактически оспаривает состоявшиеся по его делу судебные постановления, пересмотр которых явно не входит в компетенцию Суда.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы КС РФ

Адвокат МКА «Железников и партнеры» Вячеслав Голенев полагает, что проблема, рассматриваемая в этих двух определениях КС РФ, достаточно остра: «Уже ни для кого не секрет, что в отдельных случаях отзыв лицензии у банка и введение временной администрации представляется не совсем очевидным».

По мнению эксперта, проблема так и осталась неразрешенной. «В банковском законодательстве и в Законе о банкротстве наличествует огромный пласт норм, который регулирует ситуацию с мерами реагирования регулятора на нарушения в банковской сфере.

Однако насколько эти нормы гармонизированы друг с другом, не является ли регулирование избыточным, и более того – не противоречат ли нормы друг другу и не приводит ли все изложенное к ситуации правовой неопределенности в отношении статуса кредитной организации в отношениях с ЦБ РФ – этот вопрос до недавнего времени не вербализировался, хотя и витал в воздухе», – полагает адвокат.

«На примере конкретной ситуации заявителя ответ на указанные вопросы не дали ни арбитражные суды, ни Конституционный Суд, вряд ли можно расценивать в качестве ответа выводы, содержащиеся в определениях КС РФ», – считает Вячеслав Голенев.

В то же время он положительно оценил тот факт, что Суд хотя бы не уклонился от исследования вопроса о самой природе административных мер реагирования Центробанка, прямо указав на принципиальную возможность оспаривания нормативных актов и предписаний Банка России с обязанностью судов по существу рассматривать все обстоятельства такого дела, а не только формальное соблюдение мегарегулятором норм банковского и банкротного права.

В свою очередь адвокат практики «Реструктуризация и банкротство» юридической фирмы ART DE LEX Юлия Шилова отметила: «Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемые банком нормативные акты не содержат положений, которые бы мешали объективному и беспристрастному исследованию соответствия фактических данных условиям введения временной администрации в рамках судебного разбирательства, однако проверка полноты исследования этих фактических обстоятельств арбитражными судами не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ».

По мнению эксперта, орган конституционного контроля косвенным образом подтвердил сложившуюся практику введения временной администрации в банках в случаях, указанных в оспариваемых законах.

Статья 11.3. Устранение нарушений, допущенных при приобретении и (или) получении в доверительное управление акций (долей) кредитной организации

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», редакция Июнь 2021Статья 11.3.

Устранение нарушений, допущенных при приобретении и (или) получении в доверительное управление акций (долей) кредитной организации

При обнаружении Банком России нарушения приобретателем акций (долей) кредитной организации или лицом, установившим контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России о получении предварительного согласия или последующего согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, Банк России составляет предписание об устранении этим лицом такого нарушения.

Читайте также:  Статья 1. Задачи мелиорации земель

Предписание Банка России об устранении нарушения направляется Банком России не позднее 30 дней со дня обнаружения такого нарушения следующим лицам:

  • 1) лицо, совершившее сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, с нарушением;
  • 2) лицо, установившее контроль в отношении акционера (участника) кредитной организации с нарушением.

Копии предписания Банка России, указанного в части второй настоящей статьи, направляются в кредитную организацию, акции (доли) которой приобретены с нарушением и (или) контроль в отношении акционеров (участников) которой установлен с нарушением, и акционеру (участнику) кредитной организации, контроль в отношении которого установлен с нарушением.

Предписание Банка России об устранении соответствующего нарушения подлежит исполнению приобретателем акций (долей) кредитной организации или лицом, установившим контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, допустившими нарушение, в срок не более 90 дней со дня получения такого акта одним из следующих способов:

  • 1) получение от Банка России последующего согласия на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, осуществленных с нарушением, в порядке, установленном нормативным актом Банка России;
  • 2) совершение сделки (сделок), направленной на отчуждение акций (долей) кредитной организации (прекращение доверительного управления акциями (долями) кредитной организации), которые приобретены с нарушением, и (или) на прекращение контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, установленного с нарушением.

Лицо, исполнившее предписание Банка России об устранении нарушения путем совершения сделок, указанных в пункте втором части четвертой настоящей статьи, не позднее пяти дней со дня исполнения предписания обязано уведомить об этом кредитную организацию и Банк России в установленном Банком России порядке.

Форма предписания Банка России об устранении нарушения устанавливается нормативным актом Банка России.

Со дня получения предписания Банка России об устранении нарушения кредитной организацией, акции (доли) которой приобретены и (или) контроль в отношении акционеров (участников) которой установлен с нарушением, и до дня исполнения или отмены указанного предписания приобретатель акций (долей) кредитной организации, допустивший нарушение, и (или) акционер (участник) кредитной организации, контроль в отношении которого установлен с нарушением, имеют право голоса только по акциям (долям) кредитной организации, которые не превышают 10 процентов акций (долей) кредитной организации (пороговых значений, которые превышают 10 процентов и в отношении которых не было получено отдельное предварительное согласие или последующее согласие, если необходимость получения такого согласия предусмотрена настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России). Остальные акции (доли) кредитной организации, приобретенные с нарушением и (или) принадлежащие акционеру (участнику) кредитной организации, контроль в отношении которого установлен с нарушением, голосующими не являются и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) кредитной организации.

КоАП РФ: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ (БАНКЕ РОССИИ)

Незнание закона не освобождает от ответственности. Пожалуй, это утверждение знакомо каждому, но не каждый участник финансового рынка соблюдает данное правило в своей деятельности.

Приводим список статьей КоАП РФ, по которым привлекаются к административной ответственности участники финансового рынка за нарушения требований законодательства РФ, а также особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях Банком России.

В рамках осуществления надзорных полномочий Банк России вправе привлекать участников финансового рынка (профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании ПИФ, страховые компании, НПФ, ЖНК, БКИ, акционерные общества, эмитенты ценных бумаг, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы (КПК), сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК), операторы инвестиционной платформы, кредитные организации и иные лица) и их должностных лиц к административной ответственности в случае выявления нарушений требований законодательства РФ в их деятельности.

Юридическое или физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения. Согласно п. 1 ст. 2.

1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности может происходить как в рамках проводимой Банком России проверки (камеральной, выездной, проверки отдельных сведений), так и в случае выявления административного правонарушения в ходе проведения постоянного мониторинга деятельности участников финансового рынка.

Стоит обратить внимание, что административное делопроизводство и проведение проверки не связаны между собой и могут вестись параллельно друг другу.

Так, например, Банка России может составить протокол об административном правонарушении в результате непредставления или нарушения сроков представления регулярных отчетов, уведомлений или ответа на запрос (предписание) о предоставлении документов.

С информацией об административных взысканиях, наложенных Банком России на участников финансового рынка, можно ознакомиться на сайте Банка России.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП РФ) устанавливает, что Банк России и ее территориальные учреждения (ТУ Банка России) рассматривают в отношении поднадзорных организаций дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.53 — 5.55, ч. 1, 3 и 4 ст. 13.25, ч. 1 ст. 14.4.1, ч. 1 — 5 и 7 — 9 ст. 14.24, 14.

29, 14.30, 15.17 — 15.22, ч. 1 — 10 ст. 15.23.1, ст. 15.24.1, ч. 2 — 6 ст. 15.26.1, ч. 1 ст. 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), ч. 2 ст. 15.26.2, ст. 15.26.3 — 15.26.5, ч. 1 — 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), ст. 15.28 — 15.31, 15.34.1, 15.35, 15.38, ч. 1, 3 и 5 ст. 15.39, ст. 15.40, ст. 15.40.1, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.

3 КоАП РФ, а именно:

  1. статья 5.53. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю;
  2. статья 5.54. Неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете);
  3. статья 5.55. Непредоставление кредитного отчета;
  4. статья 13.25. Нарушение требований законодательства о хранении документов;
  5. статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств;
  6. статья 14.24. Нарушение законодательства об организованных торгах;
  7. статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета;
  8. статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю;
  9. статья 15.17. Недобросовестная эмиссия ценных бумаг;
  10. статья 15.18. Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами;
  11. статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках;
  12. статья 15.20. Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами;
  13. статья 15.21. Неправомерное использование инсайдерской информации;
  14. статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг;
  15. статья 15.23.1. Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;
  16. статья 15.24.1. Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства;
  17. статья 15.26.1. Нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности;
  18. статья 15.26.2. Нарушение ломбардом законодательства РФ;
  19. статья 15.26.3. Неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй;
  20. статья 15.26.4. Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй — организациями, имеющими вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязанности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, по передаче в бюро кредитных историй информации об исполнении решения суда;
  21. cтатья 15.26.5. Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй — организациями, являющимися заимодавцами по договорам займа (за исключением кредитных организаций, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов), представлять в бюро кредитных историй информацию о погашении займов;
  22. статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  23. статья 15.28. Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества;
  24. статья 15.29. Нарушение требований законодательства РФ, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов;
  25. статья 15.30. Манипулирование рынком;
  26. статья 15.31. Незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний;
  27. cтатья 15.34.1. Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования;
  28. статья 15.35. Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  29. статья 15.38. Нарушение законодательства РФ и о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации;
  30. статья 15.39. Нарушение требований законодательства РФ в части обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ;
  31. статья 15.40. Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа;
  32. статья 15.40.1. Неисполнение уполномоченным банком установленных законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа обязанностей при осуществлении банковского сопровождения сопровождаемой сделки;
  33. статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
  34. статья 19.7.3. Непредставление информации в Банк России.
Ссылка на основную публикацию