Финансовое оздоровление вводится на срок… — советы юриста

  • Как проводится процесс процедуры финансового оздоровления организации
  • Как заканчивается процедура финансового оздоровления?

В сегодняшней статье мы поговорим о процедуре финансового оздоровления организации, её последствия, нюансы и какие во время этого процесса должник и кредитор должны выполнять обязанности.

Как проводится процесс процедуры финансового оздоровления организации

  • Такая процедура может осуществляться для того, чтобы провести восстановительные мероприятия, которые контролируют кредиторы или высшие судебные инстанции, а также для того, чтобы должник погасил все требования своих заемщиков.
  • Финансовое оздоровление вводится на срок… - советы юриста
  • Процесс процедуры финансового оздоровления организации может проводиться только третейским судом на протяжении двух лет при условии, что заявление было подано кредитором, который может пожаловаться на таких физических лиц:
  • Должник;
  • Распорядитель состояния дебитора (предприятие, финансовые счета и т.д.);
  • Независимое лицо, которое предоставляет обеспечение по выполнению условий указанных должнику.

К такому роду заявления должны прилагаться следующие документы и заявки:

  1. Схема финансового плана, в которой указаны шаги по погашению кредита или долга, по которому должны быть предусмотрены следующие условия: погашать задолженность должник имеет право в течение одного месяца сразу же после того, как суд решит вынести решение о процедуре финансового оздоровления; требовать от кредитора свои условия, которые должны быть занесены в единый реестр по требованиям кредитора, и они должны быть исполнены в течении всего срока процедуры финансового оздоровления; требовать у кредитора свои требования двух очередей, которые должны быть исполнены на протяжении шести месяцев с момента вынесения судом решения о введении процедуры финансового оздоровления организации; погасить требования кредитора, которые должны исполняться каждый месяц равномерно на протяжении одного года с момента оглашения кредитором удовлетворённостью погашенных своевременно кредитов.
  2. Требуемую документацию о проведении обеспечения выполнения дебитором всех его обязанностей, которые условленны в схеме финансового плана. Выполнение всех обязанностей дебитором может подтверждаться проведение процедуры переоформления кредита под залог; гарантией, которую выдает непосредственно банк, государство, а также муниципальные организации; поручительства третьих лиц или остальными способами, которые не противоречат законам Российской Федерации. Процедура обеспечения не может проводиться в виде удержаний, задатков, неустоек, штрафов, наложение пени и взыск имущества и имущественных прав у должника. Общая сумма от такой процедуры не должна переваливаться за сумму полученного кредита должником, то  есть не меньше 20% от общей суммы. Третейская судебная инстанция имеет право вводить процедуру финансового оздоровления организации, с другой стороны может вынести решение собрать всех участников, которые имеют отношение к получению кредита определенного случая, в ситуации, когда обеспечение выполнения обязанностей дебитора представила гарантия, которая была выдана банком. В этом случае размер суммы, которая была выдана банковской гарантией, не может быть меньше чем 20 % об общей суммы кредита.

Финансовое оздоровление вводится на срок… - советы юриста

В то время как суд выносит постановление о введении процедуры финансового оздоровления организации, следуют ниже описанные результаты:

  1. Предъявления кредиторов в связи с возвратом долга, а также других оплат, исходя из кредитного договора, по которому срок выполнения совпадает с датой начала процедуры финансового оздоровления организации, порядок которого описан в законе о банкротстве Российской Федерации;
  2. Отмена всех принятых мер по теме обеспечения предъявлений кредиторами;
  3. Процесс ареста состояния дебитора, либо же другие любые локализации по взыску задолженности у дебитора;
  4. Также может приостанавливаться выполнение обязанностей по исполнительному листу, кроме тех случаев, когда исполнение обязанностей по исполнительному листу начинается в тот момент, когда суд оглашает дату начала проведения финансового оздоровления организации, путем взыскания долга взыскивая заработную плату, выплату по вознаграждениям исходя из авторских договоров, в которых указано истребование состояния из постороннего не согласованного по закону приобретения, возмещение физического и морального ущерба;
  5. Запрещено удовлетворять требования любых сторон, если это касается выделения паи (доля) из состояния дебитора, если из состава кредиторов выйдет хоть один участник. Также должнику запрещено выкупать размещенные акции или выплачивать действительную долю кредита.
  6. Запрещено девидендам выплачивать другие платежи, исходя из эмиссионных ценных бумаг;
  7. Запрещено прекращать финансовое выполнение обязанностей должнику, если нарушается порядок погашения предъявлений кредитора;
  8. Не будут начисляться такие наказания, как денежные неустойки, а также другие денежные наказания за невыполнение или не качественное выполнение своих обязанностей и платежек, которые возникли до оглашения судом начала процедуры финансового оздоровление, исходя из статьи 81 закона о банкротстве или несостоятельности должника Российской Федерации.

В процессе проведения процедуры финансового оздоровления организации орган, который следит за исполнением обязанностей должника, которые продолжают их качественно и своевременно выполнять, могу ограничиться лишь своими силами.

То есть дебитор не имеет право без разрешения всех участников подписания кредитного контракта выполнять какие-то действия, которые могут повлиять на его финансы или на выкуп своего состояния, которое может составлять на рынке больше 10% от общей суммы всего состояния дебитора, исходя из статьи 82 пункта третьего закона о банкротстве или несостоятельности должника Российской Федерации. Дебитор также не имеет право выполнять какие-то действия без разрешения своего арбитражного управляющего. К запрету действий относятся действия, которые могут повлечь рост кредитного долга дебитора больше в 5 раз от общей суммы кредитора; передача задолженности; получать или оформлять другие кредиты или долги; уступать свои права в выплате задолженности и многое другое, исходя из статьи 82 пункта четвертого законодательства о разорении или несостоятельности дебитора Российской Федерации.

Финансовое оздоровление при банкротстве предприятий

Как заканчивается процедура финансового оздоровления?

В течение 30 дней до окончания срока процедуры финансового оздоровления дебитор должен представить своему персональному арбитражному управляющему заявку, в которой будет указаны все результаты процедуры финансового оздоровления.

Исходя из такой заявки, арбитражный управляющий должен составить итог про проведенную согласно плану процедуру финансового оздоровления, схему выплаты всего долга, а также выполнению всех предъявлений кредитора.

Заявка дебитора, которая в обязательном порядке будет внесена в единый реестр предъявлений кредиторами, а также в третейскую судебную инстанции, должна отправиться к кредитору не позже 10 дней со дня выдачи заявки арбитражным управляющим.

В ситуации, когда предъявлений кредитора, которые включены в вышеупомянутый список, не были выполнены до назначенного срока, то арбитражный управляющий должен собрать всех участников данного дела, которые, и будут решать, что делать дальше.

Финансовое оздоровление вводится на срок… - советы юриста

Варианты, развития событий могут быть следующими:

  1. Обращение одной из сторон в третейскую судебную инстанцию с просьбой ввести внешнее управление;
  2. Обращение одной из сторон в третейскую судебную инстанцию с признанием дебитора в банкротстве, а также с просьбой открыть конкурсное производство.

При окончании рассматривания всех итогов процедуры финансового оздоровления и жалобы кредитора, третейский суд может принять одно из судебных решений:

  1. Определить, когда нужно прекратить производство в деле банкрота, в ситуации, когда долг погашен, и предъявления кредитора были недействительными;
  2. Определить, когда нужно вводить внешнее управление, если есть возможность восстановления платежеспособности дебитора;
  3. Решить признать дебитора в несостоятельности, а также открыть конкурсное производство, если отсутствует потребность вводить внешнее управление и имеются признаки несостоятельности должника.

Банкротство как способ финансового оздоровления — Стороженко и Партнеры

Финансовое оздоровление вводится на срок… - советы юриста

Банкротство как способ финансового оздоровления

«А Вы – готовы побороться за свой бизнес?»
С. Стороженко

Бизнес похож на живой организм. И как любой живой организм, наделенный инстинктами самосохранения и продолжения рода, он стремится к безопасности и «размножению» (росту).

Когда бизнес оказывается в тяжелом положении, хороший руководитель должен помочь ему «выздороветь». Сделать все возможное для того, чтобы сохранить фирму, дать мощный толчок для ее полноценного развития. Повысить конкурентоспособность и рыночную ценность компании.

Читайте также:  Статья 37. Отпуск по личным обстоятельствам

Как бы странно это ни звучало, но: именно банкротство предоставляет проблемному бизнесу эффективные инструменты финансового оздоровления.

Восстановление платежеспособности возможно

Если фирма увязла в долгах, но имеется хотя бы малейшая перспектива восстановить платежеспособность, сохранить положительный имидж и здоровые деловые отношения с партнерами, нужно как можно скорее инициировать процедуру банкротства, чтобы выгодно использовать ее восстановительные процедуры для финансовой «реанимации» бизнеса.

Банкротство, как инструмент финансового оздоровления, позволяет:

  • освободить предприятие от сомнительных долгов;
  • отсрочить и реструктурировать банковские кредиты;
  • оптимизировать залоговые обеспечения и поручительства;
  • защититься от требований кредиторов;
  • снять аресты с имущества,

а значит – временно освободиться от всех обязательств; сконцентрировать все силы и возможности на решении денежных и управленческих проблем. С высокой долей вероятности – восстановить платежеспособность и вдохнуть новую жизнь в бизнес с «неподъемными» долгами.

В чем суть финансового оздоровления?

Финансовое оздоровление в рамках банкротства – это фактически две последовательных оздоровительных процедуры банкротства, именуемых «финансовым оздоровлением» и «внешним управлением».

Обе преследуют одну и ту же цель – помочь бизнесу восстановить платежеспособность.

Основное же отличие состоит в том, что в первом случае руководство не отстраняется от управления фирмой, а во втором – «бразды правления» переходят в руки арбитражного управляющего. Иногда должнику хватает только первой процедуры.

Суть финансового оздоровления состоит в стремлении преодолеть долговой кризис организации, одновременно предоставив гарантии кредиторам согласно утвержденному арбитражным судом графику погашения задолженности.

Органы управления потенциального банкрота продолжают функционировать, – с небольшими ограничениями. Их действия контролируются и регулируются собранием кредиторов и арбитражным управляющим.

Дружественный должнику управляющий фактически оставляет контроль над бизнесом в руках его собственников и руководства.

Разрабатываем индивидуальный план финансового оздоровления

  • Финансовое оздоровление осуществляется согласно индивидуальному для каждой фирмы плану, который представляет собой подробное описание общей стратегии и отдельных тактических приемов «финансовой реанимации», а также ориентировочные показатели их ожидаемой эффективности.
  • План финансового оздоровления – довольно эффективный инструмент, который предоставляет возможность видеть полную картину текущего и будущего финансового состояния должника, контролировать процесс реализации разработанных восстановительных мер и в случае необходимости корректировать их.
  • Не позднее, чем за месяц до окончания срока процедуры финансового оздоровления, должник должен предоставить управляющему соответствующий отчёт, подтвержденный данными бухгалтерской документации.

Реализуем эффективные меры финансового оздоровления

Финансовое оздоровление, направленное на восстановление платежеспособности фирмы, очищающее ее от «балласта» и направленное на повышение эффективности хозяйственной деятельности, может представлять собой комплекс разнообразных мер, которые подбираются индивидуально, исходя из особенностей конкретного бизнеса.

Если одной организации достаточно диверсификации производства и грамотной работы с кредиторской задолженностью, то другая компания требует поиска кардинально нового пути и новой парадигмы бизнеса.

Но существуют универсальные методы финансового оздоровления в рамках банкротства, которые доказали свою эффективность практически для любого вида бизнеса. Какие именно – узнаете далее.

«Урезаем» расходы

  1. Максимальное сокращение непродуктивных расходов – один из главных условий выживаемости бизнеса.
  2. В ходе проведения восстановительных процедур проводится анализ издержек должника, на основе которого и выявляются пути уменьшения расходов.

  3. К расходам, сокращение которых практически безболезненно для любого бизнеса, можно отнести:
  • производственные издержки: расходы на топливо, электроэнергию, сырье и т.д. Сокращаются введением режима «бережливого производства».
  • «имиджевые» издержки – расходы на «поддержание статуса», которое можно легко снизить за счет отказа от излишеств. Например, путем перехода на более доступные предметы обихода, переноса производства или офиса в менее дорогой район и т.д.
  • «лишние» денежные выплаты, например, дивиденды и премиальные.
  • «скрытые затраты», неучтенные издержки.

Допускается пересмотреть расходы на содержание персонала.

Не прибегая к сокращению штата можно, к примеру, урезать расходы на посещение работниками спортивных секций, обучающих тренингов и прочих мероприятий, уменьшить размер «командировочных». К сокращению заработных плат и премий прибегают в крайнем случае.

Планируя меры по сокращению расходов, важно не переусердствовать, лучше всего найти «золотую середину».

Избавляемся от невыгодных активов

Непрофильные, не участвующие в основных производственных процессах, неиспользуемые или используемые не в полную силу активы (старые постройки, пустующие помещения, не подлежащее ремонту оборудование и т.д.) не только не приносят прибыли, но и поглощают финансовые ресурсы, которые итак – в дефиците.

В ходе финансового оздоровления проводится инвентаризация, невыгодные активы выявляются, списываются, утилизируются, сдаются в аренду или продаются, без ущерба и даже с пользой для организации.

Наращиваем доходы

  • Наращивание доходов – основная задача  финансового оздоровления.
  • Увеличение доходности достигается не только за счет экономии в расходовании средств, но и с помощью мероприятий по повышению эффективности использования имеющихся в распоряжении фирмы активов.
  • Должник в ходе банкротства может разработать и реализовать подходящие конкретно для него мероприятия по увеличению прибыли. Это могут быть:
  • повышение качества товаров или услуг;
  • увеличение объема выпуска продукции;
  • снижение себестоимости производимой продукции за счет более рационального использования материальных, временных и трудовых ресурсов;
  • диверсификация производства;
  • работа по привлечению новых клиентов;
  • расширение рынка сбыта и т.д.

Как ни парадоксально, корни некоторых источников доходов произрастают непосредственно из финансового кризиса. В частности, из обстоятельств, которые явились причиной ущерба для организации. Это могут быть:

  • штрафы, которые можно взыскать с нарушителей договоров;
  • единовременные доходы от успешного истребования дебиторской задолженности.

Увеличить прибыль можно также с помощью антикризисного маркетинга. К примеру, проведением простых, но оригинальных PR-акций и стратегий.

Оптимизируем организационную структуру и анализируем бизнес-процессы

  1. От «стройности» оргструктуры и результативности бизнес-процессов зависит конкурентоспособность и прибыльность организации
  2. В ходе финансового оздоровления может существенно перестраиваться организационная структура, пересматриваться основы взаимодействия имеющихся подразделений и создаваться новые единицы.
  3. В результате такой оптимизации снижаются издержки, повышается качество работ и упрощается процесс управления бизнесом.
  4. Иногда должнику приходится разрушать оргструктуру до основания, чтобы выстроить что-то кардинально новое, в соответствии с новой стратегией развития бизнеса.

Итоги финансового оздоровления

  • Если в результате мер финансового оздоровления требования кредиторов полностью удовлетворены, либо было заключено мировое соглашение, арбитражный суд прекращает дело о банкротстве должника.
  • Если обязательства не погашены, и финансовое оздоровление оказалось неэффективным для проблемной фирмы, суд может признать должника банкротом и назначить проведение ликвидационной процедуры.
  • Важно: выбирая между реанимацией или ликвидацией бизнеса, даже опытный и знающий руководитель может не заметить скрытые резервы увеличения прибыли либо не обладать всеми навыками эффективного повышения рентабельности бизнеса.
  • Но в вопросе определения судьбы фирмы очень важно не ошибиться, не упустить момент.

Реформа банкротства: появятся реструктуризация долгов и маркетплейс по продаже имущества должников — Шортрид

В Госдуму поступил давно обсуждаемый правительственный законопроект о реформе банкротства.

Разработчики предлагают оставить только две процедуры – реструктуризацию долгов и конкурс, реформировать торги и изменить систему назначения арбитражных управляющих. Текст огромный, всего в нем 494 листа.

Мы подготовили подборку самых важных изменений и попросили Олега Зайцева, участвовавшего в разработке законопроекта, рассказать, как они будут работать на практике.

Правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, реформирующий институт банкротства. Госдума планирует рассмотреть его в октябре 2021 года. В проекте предлагается даже поменять название Закона о банкротстве, его могут назвать «О реструктуризации и банкротстве».

Вот основные предложения.

Реструктуризация долгов

  • Срок реализации плана реструктуризации долгов – не более 4 лет со дня его утверждения судом. По решению собрания кредиторов его можно будет продлить, но не более чем на 4 года (ст. 83).
Читайте также:  Статья 46. Меры, применяемые Банком России

Реализация конкурсной массы

  • Будет создана государственная информационная система раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства (маркетплейс). Это будет электронная база данных об имуществе должника, об инвентаризации такого имущества, подготовке и проведении торгов. Через нее потенциальные покупатели имущества должника смогут взаимодействовать с арбитражным управляющим и организатором торгов. Доступ к системе будет открытым (п. 3 ст. 92).

Очередность удовлетворения требований кредиторов

  • Вместо трех будет восемь очередей (п. 4 ст. 134):
  • Первая очередь — требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью;
  • Вторая очередь – о выплате выходных пособий и оплате труда работникам, а также вознаграждений авторам;
  • Третья очередь – расчет с другими кредиторами (кроме п. 4-8);
  • Четвертая очередь — расчеты с владельцами облигаций без срока погашения;
  • Пятая очередь — расчеты по субординированным требованиям контролирующих должника лиц;
  • Шестая очередь —  расчеты по требованиям участников должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  • Седьмая очередь —  расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной из-за причинения вреда кредиторам;
  • Восьмая очередь — расчеты с лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности.

Арбитражные управляющие

  • Появится регистр арбитражных управляющих (п. 35 п. 1 ст. 2).

Конкурсное производство

  • Конкурсное производство будут вводить на срок до 1 года (с продлением не более одного раза на срок до 6 месяцев) (п. 2 ст. 124). Сейчас конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Этот срок может продлеваться, но не более чем на 6 месяцев.

* Ссылки указаны на нормы Федерального закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции законопроекта

Финансовое оздоровление вводится на срок… - советы юриста

Олег Зайцев,

к.ю.н., председатель Банкротного клуба, доцент РШЧП

Этот законопроект не случайно называют мегапроектом. Он объединил в себе целый ряд инициатив, у многих из них довольно давняя история.

Например, совершенствование реабилитационных процедур обсуждается с 2008 года. Основная идея — эту процедуру надо оживлять.

Вопросы совершенствования торгов и процедуры выбора управляющего тоже обсуждаются довольно давно. Но есть и относительно новые инициативы.

В целом мое отношение к проекту положительное. Многие поправки давно уже перезрели и терпеть несовершенство действующего закона уже совершенно невозможно.

Этот законопроект является результатом компромисса многих сторон с противоположными интересами, поэтому текст получился местами неоднозначный.

Идеи в целом положительные, хотя где-то законопроект не идет так далеко, как надо бы, а где-то содержит явно неудачные решения.

Посмотрим на основные изменения.

Во-первых, законопроект разрешает должнику идти в суд только за реабилитационной процедурой.

Это значит, что если реабилитационную процедуру ввести не удастся или удастся, но не получится договориться с кредиторами, то дело о банкротстве будет прекращено. Сегодня единственный итог дела о банкротстве – ликвидация должника.

Проект же предусматривает возможность должника прийти только за реструктуризацией долгов. Если ввести реструктуризацию не получится, банкротство необязательно.

Во-вторых, законопроект допускает гибкий план реструктуризации. Сегодня в законе есть только два варианта: либо управление остается в руках акционеров, либо переходит к кредиторам, которые выбирают управляющего. Проект предлагает более тонкую настройку вариантов, в частности:

  • когда кредиторы и акционеры вместе назначают одного директора,
  • когда кредиторы выбирают директора — не управляющего, а бизнесмена с рынка.

Это позволит реализовать более гибкие модели по сравнению с тем, что есть сейчас.

В-третьих, законопроект говорит о том, что план реструктуризации распространяется на всех кредиторов, а не только на тех, кто заявил свое требование в деле о банкротстве. Сегодня те, кто не включился в реестр, не подчиняются действию плана.

Невозможность списать эти долги или предоставить по ним отсрочку для таких кредиторов подчас делает такой план нереализуемым. Такое регулирование плохо и для самих таких кредиторов, потому что они не получают того, что предлагает план.

По законопроекту плану подчиняются все кредиторы независимо от того, включились они в реестр или нет и заявили они вообще свое требование в деле о банкротстве или нет.

Еще одно нововведение – если план не меняет условия исполнения обязательства для кредитора, то его согласие на план не требуется. Сегодня согласие нужно и это сильно затрудняет одобрение плана.

В-четвертых, законопроект делает шаг в сторону сохранения таких важных для бизнеса должника контрактов, как договор аренды. Появится возможность защитить права аренды активов, на которых построен бизнес должника, от расторжения по инициативе арендодателя. Сегодня этого нет. Судебная практика исходит из того, что арендодатель абсолютно свободен в расторжении договора аренды.

Эти поправки хороши, но для полноценной реформы нужно еще больше. Нужно еще два важных шага:

Сегодня торги длятся очень долго и приносят очень мало денег. Проект вводит ряд важных изменений, которые должны повысить их эффективность.

Во-первых, предлагается стартовать не с рыночной, а с ликвидационной стоимости имущества. Покупать на торгах то, что можно купить на рынке за ту же цену, никому не интересно. Сегодня, как правило, на первые двое торгов никто не приходит. Стартовать нужно с заманчивой, пониженной по сравнению с рынком ликвидационной стоимости, чтобы заманить участников торгов.

Во-вторых, появится маркетплейс для продажи имущества банкрота. Сегодня система распространения информации о торгах устроена таким образом, что обычному покупателю, который не специализируется на банкротных торгах, довольно сложно получить информацию о них.

Законопроект предлагает интегрировать в банкротные торги привычный потребителям маркетплейс, когда пользователь может искать имущество, которое его интересует, подписываться на информацию о его получении.

Это будет единая площадка, на которой можно получить информацию о том, какое имущество сейчас торгуется, искать его по каким-то характеристикам. Такой удобный для покупателей интерфейс позволит повысить продажи.

В-третьих, предлагается сократить объем публикации в газете «Коммерсантъ» до простой отсылки, что торги будут, а подробнее о них можно узнать на Федресурсе. Сегодня публикация о торгах в бумажном Коммерсанте стоит очень дорого. В редких случаях стоимость публикации может доходить до нескольких миллионов рублей.

В-четвертых, законопроект «убивает» наблюдение и позволяет сразу вводить конкурс в тех случаях, когда уже на старте видно, что у должника нет шансов восстановиться. По общему правилу законопроект предлагает вводить реструктуризацию долгов, если есть шанс на спасение бизнеса. Если таких шансов нет — сразу конкурс.

Сегодня, даже если шансов нет, банкротство все равно начинается с наблюдения и целый год ничего не происходит, в том числе не проводятся торги. То, что законопроект позволяет сразу стартовать с конкурса, хорошо с точки зрения торгов, поскольку продать имущество по одной цене на год раньше лучше, чем через год.

Возможность сразу стартовать с конкурса повлияет на эффективность торгов.

Сегодня, к сожалению, контролируемое банкротство – это печальная реальность.

Законопроект предлагает полностью исключить влияние должников и кредиторов на управляющего, используя сложное сочетание случайного выбора и рейтинговой системы. У каждого управляющего после завершения процедуры будет определенный рейтинг в зависимости от того, хорошо ли он провел процедуру.

Этот рейтинг будет влиять на его возможность получить назначение на следующую процедуру. При выборе управляющего, когда СРО будут выдвигать свои предложения, преимущество будут иметь те СРО, у которых больше баллов. Для этого надо, чтобы члены СРО имели хороший рейтинг.

Чтобы иметь хороший рейтинг, управляющий должен не иметь нарушений и давать результаты по итогам процедуры.

Читайте также:  Приложение 1. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 1999 год

Еще один момент касается вознаграждения управляющих. Сегодня реальное вознаграждение управляющего складывается не только из формальных выплат, которые он получает из конкурсной массы, но и части тех незаконных выгод, которые получает назначившее его лицо.

Законопроект делает важный шаг к тому, чтобы у управляющего был достойный официальный заработок. Сегодня по закону вознаграждение исчисляется как процент от удовлетворенных требований кредиторов третьей очереди, что очень часто означает, что выплата будет равна нулю.

Проект предлагает перейти к проценту от выручки – управляющий будет получать процент от сформированной им конкурсной массы, правда все-таки за вычетом некоторых расходов.

Зато при оспаривании сделок будет применяться повышенная ставка процента по сравнению с продажей имущества, которое уже имелось в конкурсной массе.

Еще в законопроекте предусмотрен отказ от сегодняшних гигантских СРО и переход к небольшим СРО.

Сегодня СРО — это сотни людей, которые не знают друг друга, не осуществляют реального саморегулирования, работают независимо друг от друга. Законопроект предлагает резко снизить количественные требования к СРО.

Самое простое сможет состоять из 10 человек. Это позволит обеспечить подлинное саморегулирование, когда члены СРО будут отвечать за действия друг друга.

Одновременно законопроект делает саморегулирование эффективным с точки зрения защиты кредиторов. Сегодня кредитору, чтобы дотянуться до компенсационного фонда, надо просудиться три раза: сначала с управляющим, потом со страховой, а если денег страховой не хватает – с компфондом СРО. Это может занимать годы.

Проект предлагает упростить доступ кредиторов к компфонду — взыскивать убытки с управляющего и указывать в решении, что если в течение определенного срока управляющий его не исполнит, исполнительный лист можно будет предъявить к компфонду.

Еще проект предлагает отказаться от сегодняшнего ограничения, когда кредитор может получить только половину компфонда, и позволить кредитору забирать его весь.

Серьезный недостаток проекта — идея о залоге по налоговым доначислениям, которую сохраняет законопроект.

В ходе банкротства налоговая может провести проверку, выявить что должник не платил налоги, доначислить их, и это требование будет обеспечено залогом. Это несправедливое преимущество налогового органа перед частными кредиторами.

Залоговые кредиторы будут иметь приоритет перед налоговыми органами, однако кредиторы с необеспеченными требованиями будут почему-то уступать налоговым органам.

Законопроект № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реформирования института банкротства)»

Финансовое оздоровление должника. Новая версия

В конце мая Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), направленные на расширение возможностей по восстановлению платежеспособности должника.

Законодателю было предложено изложить наименование закона о банкротстве в следующей редакции: «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)», добавить указание на новую цель финансового оздоровления – сохранение хозяйствующего субъекта – и полностью обновить посвященную финансовому оздоровлению гл. V Закона о банкротстве. Разработанный Минэкономразвития России механизм финансового оздоровления сводится к следующему.

1. Инициировать процедуру финансового оздоровления согласно законопроекту вправе как сам должник, так и конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы. При этом у должника в рамках процедуры финансового оздоровления сохраняется право предлагать суду на утверждение кандидатуру арбитражного управляющего.

Предполагается, что обязательным документом для введения финансового оздоровления станет отчет о финансовом состоянии должника, в котором в обязательном порядке будут указаны сведения о перечне имущества должника и его рыночной стоимости, данные о соотношении рыночной стоимости активов и обязательств должника, бухгалтерская отчетность за последние три года и т. д. Обязанность по составлению отчета возложена на должника, причем он может подкрепить достоверность приведенной в отчете информации заключением аудитора. Сведения из данного отчета признаются конфиденциальными. В случае их необоснованного разглашения с нарушителя могут быть взысканы убытки либо компенсация в размере от 1 тыс. до 5 млн руб. При предоставлении суду указанного отчета процедура финансового оздоровления может быть введена без введения промежуточной процедуры наблюдения.

Финансовое оздоровление может вводиться на срок до пяти лет (на сегодняшний день – не более двух лет в соответствии с п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве).

Согласно законопроекту в ходе данной процедуры органы управления должника сохраняют свои полномочия с учетом установленных законом о банкротстве ограничений.

В случае удовлетворения судом ходатайства арбитражного управляющего об отстранении руководителя должника от должности учредители вправе представить суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, а если они этой возможностью не воспользуются, обязанности руководителя возлагаются арбитражным судом на одного из заместителей руководителя или работника должника.

На разработку плана финансового оздоровления законопроект отводит должнику четыре месяца. В течение указанного срока конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий и учредители (участники) должника вправе предложить свой вариант плана, который может быть одобрен должником.

План может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств должника путем предоставления отступного и т. д.

В числе прочего в плане обязательно должен быть расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по обязательствам, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление банка (встречаются также иные названия данной процедуры, например — предупреждение банкротства банка или санация банка) — это комплекс мер, направленных на улучшение финансового положения кредитной организации, которые позволяют избежать ее банкротства.

Санация банка проводится, прежде всего, в интересах кредиторов и вкладчиков — в процессе финансового оздоровления банки обслуживают клиентов в том же режиме, что до начала санации, за исключением случаев, когда банку введен мораторий.

Меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться или собственниками банков самостоятельно, или с участием Банка России, или с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — ГК «АСВ»).

При принятии решения о целесообразности начала санации банка с участием Банка России или ГК «АСВ» учитывается его системная/региональная значимость, а также значимость банка на уровне отдельных сегментов финансового рынка и возможные последствия в случае принятия Банком России решения об отзыве лицензии у банка.

Далее можно найти более подробные материалы об оздоровлении банков с участием Банка России или ГК «АСВ».

Презентация «Объявили о санации моего банка: что это значит?»

Участие Банка России в финансовом оздоровлении банка

В 2017 году был внедрен механизм финансового оздоровления с участием Банка России, который предусматривает оказание Банком России финансовой помощи кредитной организации, в том числе посредством приобретения акций (долей в уставном капитале), предоставления кредитов, размещения депозитов за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, имущество которого обособлено от имущества Банка России.

От имени Банка России мероприятия по финансовому оздоровлению банков осуществляет специально созданное ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее — ООО «УК ФКБС»). По окончании финансового оздоровления банка предполагается продажа акций (долей в уставном капитале), принадлежащих Банку России, новому инвестору.

Внедрение данного механизма финансового оздоровления направлено на:

  • сокращение расходов государства,
  • сокращение сроков оздоровления банков,
  • повышение эффективности контроля за использованием государственных средств,
  • создание равных конкурентных условий для деятельности кредитных организаций.

Основные положения механизма представлены в презентации:

Участие ГК «АСВ» в финансовом оздоровлении банка («кредитный» механизм)

Данный механизм применяется с 2008 года и представляет собой комплекс различных мер, в зависимости от ситуации в банке.

В большинстве случаев для оздоровления банка ГК «АСВ» привлекает инвестора (им может быть другой банк или лицо, не являющееся кредитной организацией), который выкупает акции (долю в уставном капитале) в объеме, достаточном для получения контроля над санируемым банком, после этого ГК «АСВ», при необходимости, может оказать банку финансовую поддержку в виде займа по ставке, ниже рыночной, чтобы за счет разницы этой ставки и ставки размещения полученных средств у банка сложился доход, достаточный для решения проблем, которые могли привести к его банкротству.

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 10.02.2020

Ссылка на основную публикацию