Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Понятие садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Регулирование деятельности таких некоммерческих организаций осуществляется на основе Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (ред. от 02.11.2004).

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества создаются для эксплуатации земельных участков, которые граждане имеют право получить во владение, пользование и распоряжение.

В таком товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов, является собственностью его членов.

В то же время имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.

Специальный фонд формируется из вступительных и членских взносов некоммерческого товарищества, доходов от его хозяйственной деятельности и других источников.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, а такие товарищества не отвечают по обязательствам своих членов.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество как некоммерческая организация вправе вести предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Садоводы, огородники и дачники имеют право создавать фонды взаимного кредитования, проката и иные фонды.

Фонды взаимного кредитования создаются для предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройства садовых, огородных и дачных земельных участков. Кредиты выдаются только учредителями фонда взаимного кредитования.

  • Данный фонд осуществляет свою деятельность на основе устава, утвержденного учредителями. В уставе должна содержаться следующая информация:
  • Сведения о сумме взносов учредителей;
  • Сведения об объектах кредитования;
  • Порядок очередности предоставления кредита;
  • Правила ведения кассовых операций;
  • Перечень должностных лиц, уполномоченных вести кассовые операции;
  • Порядок контроля за соблюдением кассовой дисциплины и ответственность за ее нарушение;
  • Порядок ревизии фонда взаимного кредитования;
  • Сведения о банках, в которых хранятся деньги данного фонда.
  • Фонд проката образуется садоводами, огородниками или дачниками для обеспечения учредителей некоммерческого товарищества современным оборудованием, которое используется при возведении и ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройстве и обработке садовых, огородных и дачных земельных участков. Фонд осуществляет свою деятельность на основе устава, в котором в обязательном порядке должны быть отражены следующие данные:
  • Сведения о сумме целевого взноса учредителей;
  • Перечень средств производства, приобретаемых для фонда проката;
  • Порядок предоставления садоводам, огородникам и дачникам средств производства для временного пользования;
  • Перечень должностных лиц, ответственных за организацию работы фонда проката.
  • Создание и управление садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами

Такого рода некоммерческие организации создаются на основании решения граждан в результате учреждения либо реорганизации. При этом численность членов таких товариществ должна быть не менее трех человек. Функционируют некоммерческие товарищества на основе устава.

  1. Для государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества предоставляются:
  2. Заявление о государственной регистрации;
  3. Решение его учредителей, утвержденное общим собранием;
  4. Документ об уплате регистрационного сбора;
  5. Документы, удостоверяющие права на земельные участки (для реорганизуемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ), либо документы о предварительном выборе земельного участка (для вновь создаваемых некоммерческих товариществ).

В садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество могут вступить граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и имеющие земельные участки в границах товарищества. При ликвидации такого некоммерческого товарищества его участники могут получить причитающуюся долю имущества общего пользования.

Органами управления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества являются общее собрание его членов, правление товарищества, его председатель.

Осуществляется государственная поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ путем принятия различных мер, направленных на эффективное функционирование этих товариществ. Среди них следует выделить такую меру, как предоставление льгот товариществам и их участникам при уплате налогов.

Кроме того, органы государственной власти оказывают некоммерческим товариществам поддержку посредством предоставления помещений, средств связи, оргтехники, коммунальных услуг на льготных условиях их ассоциациям, союзам.

Государство выдает на льготных условиях под залог садовых, огородных и дачных земельных участков и другого недвижимого имущества кредиты на приобретение земельных участков, их обустройство и др.

Реорганизация и ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества

Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества может осуществляться в виде слияния, присоединения, разделения, выделения, изменения организационно-правовой формы.

При ликвидации земельный участок и недвижимое имущество, находившиеся в совместной собственности или в собственности товарищества и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть проданы с согласия бывших членов объединения, а вырученные средства переданы им в равных долях.

Работа на своем участке считается одной из распространенных форм досуга многих людей. Вместе со своими близкими дачники и садоводы составляют практически половину населения страны. Их особенно много в крупных городах Европейской части России.

На современной карте садоводческих товариществ присутствует порядка 80 тыс. объединений граждан. Они поставляют почти половину ягод и плодов, овощей, выращиваемых в стране.

Рассмотрим далее подробно, что собой представляет садоводческое некоммерческое товарищество.

Читайте также:  Глава II. Организация индивидуального (персонифицированного) учета

Нормативная база

У огородников, садоводов и дачников много общего. Однако они отличаются друг от друга по ряду признаков. ФЗ-66 «О садоводческих товариществах, огородных и дачных объединениях» дает определения этим трем категориям. Участки предоставляются гражданам для различных целей.

Огородные и садовые наделы используются для выращивания овощных, плодово-ягодных и прочих сельскохозяйственных культур. Дачные участки предоставляются для отдыха, но с возможностью обрабатывать землю и собирать урожай.

При этом садовые и огородные наделы отличаются тем, что владельцы первых могут возводить на них хозяйственные и жилые постройки. У хозяев дачных участков такая возможность может быть, а может и отсутствовать.

Садовод не обладает правом зарегистрироваться в жилом строении, возведенном на своей земле. Такая возможность предоставляться владельцам дач.

Юридические разногласия

До 1990 г. на садовых участках граждане могли строить только одноэтажные летние домики. При этом размеры сооружений жестко регламентировались. Предельно допустимые размеры построек устанавливал устав садоводческого товарищества. В начале 90-х ситуация в стране резко изменилась. Однако законодательство осталось прежним.

Игнорирование нормотворцами изменений вызвало множество споров в обществе. Вполне закономерной реакцией на возникшую дискуссию стало Постановление КС № 7-П от 14 апреля 2008 г. В связи с многочисленными жалобами граждан был проверен абз. 2 ст.

1 ФЗ «О садоводческих товариществах, огородных и дачных обществах» на предмет соответствия Конституции. Впоследствии было принято еще несколько актов по данному вопросу.

В результате запрет на регистрацию лиц по месту проживания в пригородном строении, находящемся на садовом участке, расположенном в пределах территории населенных пунктов, был признан несоответствующим Основному закону. Такой вывод присутствует в постановлении КС № 13-П от 30 июня 2011 г.

Садоводческое некоммерческое товарищество

В нормативных актах не установлено запретов на ведение индивидуального хозяйства. Однако, как показала практика, в объединении людей больше пользы как для них самих, так и для общества. В этой связи граждане на добровольной основе учреждают объединения, в задачу которых входит содействие участникам в решении общих социально-хозяйственных вопросов.

В качестве одного из распространенных видов таких объединений выступает садоводческое товарищество (СНТ). Это может быть крупное или небольшое объединение граждан. Основным условием является наличие не менее трех членов. Закон «О садоводческих товариществах» требует обязательной их регистрации. Она осуществляется в порядке, установленном для юридических лиц.

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

Учредительный документ: особенности

В качестве него выступает устав. Он утверждается на общем собрании участников объединения. В течение нескольких последних десятилетий в стране произошло достаточно много существенных изменений.

Некоторые из них внесли серьезные коррективы в общественную и экономическую жизнь населения. Коснулись изменения и различных объединений граждан, в том числе, садоводческие товарищества. Учредительная документация таких обществ должна соответствовать существующей ситуации в стране.

На практике же достаточно часто уставы товариществ составлены по типовому образцу.

Это далеко не всегда соответствует реалиям жизни. Из этого следует, что основной документ СНТ не способствует улучшению схемы управления объединением, не помогает рационально распоряжаться совместным имуществом.

В результате те, кто вступил в садоводческое товарищество, не могут в полной мере реализовать свои гражданские права и исполнить обязанности, возложенные на них.

В этой связи к разработке учредительного документа необходимо подойти не как к формальности, а с полным пониманием всей его важности.

В нем должны быть прописаны условия, порядок, в соответствии с которыми создается садоводческое товарищество, правила вступления в него участников и выхода из объединения, их обязанности, права, ответственность. При этом все разделы должны учитывать специфику формируемого СНТ, соответствовать федеральным и региональным нормативным актам.

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

Управление

66 ФЗ о садоводческих товариществах в новой редакции

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Садоводческие товарищества — это некоммерческие организации Российской Федерации, которые создаются на добровольной основе.

Их основная цель — решение задач в сфере ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства. Деятельность товариществ регулируется Федеральным законом №66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Общие положения

ФЗ 66 был принят 15 апреля 1998 года. Несмотря на то, что подобные организации считаются некоммерческими, на них не распространяется действие закона №7 «О некоммерческих организациях», который был принят 12 января 1996 года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 3 июля 2016 года.

Содержание Федерального закона «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан 66 Федерального закона»:

  • Глава 1 — описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — описывает формы ведения гражданами огородничества, садоводства, а также дачного хозяйства;
  • Глава 3 — описывает, какие участки земли предоставляются для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства;
  • Глава 4 — определяет способы создания огороднических, садоводческих и дачных некоммерческих организаций. Также в этой главе описываются права и обязанности участников подобных некоммерческих объединений;
  • Глава 5 — описывает способы управления подобными некоммерческими организациями;
  • Глава 6 — определяет особенность оборота огородных садовых и дачных земельных территорий. Часть статей из этой главы утратили силу;
  • Глава 7 — описывает, что может быть построено на подобных территориях. Статья 33 Федерального закона в этой главе утратила силу;
  • Глава 8 — методы поддержки огородников, садоводов, дачников и их некоммерческих объединений государственными органами власти;
  • Глава 9 — определяет причины ликвидации и организации подобных некоммерческих объединений;
  • Глава 10 — в этом разделе защищаются права подобных объединений и их участников. Дополнительно предусматривается ответственность за нарушение положений законодательства при ведении хозяйственной деятельности;
  • Глава 11 — в этой главе перечисляются заключительные положения Федерального закона.
Читайте также:  Статья 25.6. Особенности организации питания работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Какие были внесены изменения?

  • Поправки в закон о садоводческих товариществах № 66 были внесены 3 марта 2016 года.
  • Изменения коснулись следующих статей:
  • Статья 1

В статье 1 был изменен абзац 7. В нем говорится о членских взносах.

Под членскими взносами понимаются денежные средства, которые в отведенный промежуток времени вносятся участниками некоммерческого объединения.

Цель — поддержание имущества общего пользования в надлежащем виде. Дополнительно оплачивается труд сотрудников, которые заключили трудовые договоры с подобными объединениями.

Статья 16

В статье 16 был дополнен пункт 4. В нем определяется метод расчета размера членских взносов. При расчете учитывается площадь участка земли и общая площадь на этой земельной территории.

Статья 19

В ст 19 66 ФЗ были изменены пункты 1 и 2. В пункт 2 была добавлена информация об обязательном уведомлении садоводческого и огороднического управления о прекращении прав собственности на имеющийся земельный надел.

Статья 21

Закон о садоводстве и огородничестве для собственных нужд

29 июля 2017 года был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Он начнет действовать с 1 января 2019 года и призван заменить сохраняющий силу до указанной даты Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Новый Закон посвящен, в том числе, регламентации отношений собственности по поводу обслуживающей садовые и огородные земельные участки инфраструктуры, определению прав и обязанностей собственников и иных законных владельцев садовых и огородных земельных участков по содержанию и управлению ею.

Для этой цели вводится понятие территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

В ее границах находятся обслуживаемые  индивидуальные земельные участки (садовые либо огородные), общая инфраструктура и допускается существование (создание) одного садоводческого (огороднического) некоммерческого товарищества для управления имуществом общего пользования.  

Границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества определяются либо границами земельного участка, предоставленного товариществу (существовавшему ранее садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому объединению граждан или организации, при которой таковое было образовано) для последующего распределения между членами и образования земель общего пользования, либо границами единого, неразрывного элемента планировочной структуры (совокупности элементов планировочной структуры) в черте которого собственники земельных участков единогласно приняли решение о создании товарищества. В последнем случае земельными участками общего назначения становятся земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества (ч. 6 ст. 23 Закона).

Критерием предусмотренного Законом деления земельных участков на садовые и огородные (участки для дачного строительства причислены к садовым) выступает наличие либо отсутствие права возводить на них объекты недвижимости. В отличие от садовых участков, на огородных не допускается строительство жилых, садовых домов и иных хозяйственных построек, относящихся к объектам недвижимости.  

Введено понятие садового дома. Садовый дом, равно как и жилой дом – здание, предназначенное для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан, однако в отличие от жилого, садовый дом служит лишь для временного пребывания в нем граждан (сезонного использования), соответственно, относится к зданиям нежилого назначения.

Законом упразднен плюрализм организационно-правовых форм и видов юридических лиц — садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций.

С учетом осуществляемой ими в настоящее время функции последние отнесены к товариществам собственников недвижимости (ст.

4 Закона) и подразделены, сообразно назначению земельных участков в границах управляемой территории, на два вида: садоводческие товарищества и огороднические товарищества. Дачные некоммерческие объединения граждан попадают в разряд садоводческих товариществ.

Существующие сейчас садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы должны быть преобразованы в садоводческие или огороднические товарищества.

Преобразовывать некоммерческие партнерства не потребуется.

К ним с 1 января 2019 года и до приведения их уставов в соответствии с положениями Закона будут применятся нормы о садоводческих или огороднических товариществах (ст. 54 Закона).

Фз рф 66 от 15.04 1998. Законодательная база российской федерации. Что разрешено строить на участках

Законы имеют свойство устаревать, поэтому государство регулярно вносит изменения для их актуальности. Они являются неотъемлемой частью порядка среди людей, поэтому очень важно следить над теми изменениями или поправками, которые непосредственно Вас коснуться.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему
— обращайтесь к консультанту:

  • ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ
    .
  • Это быстро и БЕСПЛАТНО
    !
  • Новая редакция закона № 66 – ФЗ собрала в себе новые положения, которые смогут дать более точное объяснение тем, кто желает вступить в товарищества или кто уже является их членом, но у него есть вопросы.
Читайте также:  Статья 1. основные понятия

Главные аспекты

Начнем с главного понятия. Что собой представляет садоводческое товарищество? Это добровольное объединение, созданное для личных целей.

Основное правило закона, такое товарищество не должно преследовать цели, связанные с получением прибыли, т.е. организация может быть исключительно некоммерческой.

Весь документ поделен на 11 глав, которые раскрывают важные вопросы для граждан. Предлагаю с ними ознакомиться более подробно:

  1. В первой главе содержаться общие понятия и положения.
  2. Вторая глава посвящена классификации видов ведения огородничества, садовничества или дачных участков.
  3. Третья глава объясняет пригодность земли для ведения перечисленных видов деятельности граждан.
  4. Четвертая глава раскрывает все виды ведения огородничества, садовничества или дачных участков, и каким образом они создаются.
  5. Пятая глава повествует о способах ведения контроля за товариществом.
  6. Шестая глава раскрывает особенности оборота ведения огородничества, садовничества или дачных участков.
  7. Седьмая глава определяет, что может быть возведено на таких участках.
  8. Восьмая глава перечисляет методы поддержки членов товариществ.
  9. Девятая глава дает основания для ликвидации таких организаций.
  10. Десятая глава посвящена защите прав граждан, состоящих в подобных организациях.
  11. Одиннадцатая глава – это заключительные положения закона.

Для чего был создан

Основной целью данного закона является решение задач и проблем, с которыми сталкиваются граждане в сфере огородничества и садоводства, а также регулировать все перечисленные аспекты с помощью действующего ФЗ – 66.

Следует брать во внимание то, что впервые закон был принят задолго до этого года, в 1998 году. Граждане, имеющие дачные или земельные участки путали понятия, относив себя к другим видам хозяйства.

  1. Наряду с этим возникали и другие задачи, доставляющие хлопот, поэтому редакция закона постоянно терпела изменения на основании изложенных неточностей, вызывающих недоразумения.
  2. ФЗ – 66 представляет собой нормы и комплексно регулирует отношения граждан, которые имеют дачу, сад или огород, основываясь на другие смежные отрасли права, как гражданского, жилищного, земельного и уголовного кодекса РФ.
  3. Он регулирует отношения граждан, которые присоединяются в товарищества, а также контролирует их деятельность.
  4. Его законная компетенция распространяется абсолютно на все виды объединений садов, огородов, дач и их кооперативов, которые не относятся к коммерческой деятельности.

Основная функция закона – это регулирование отношений граждан, которые вступают в товарищества. Благодаря этому закону можно узнать все особенности кооперативов.

Причины изменений содержания

Многие статьи старого закона потерпели внесение изменений. В первую очередь это вызвано старым взглядом на товарищества.

Во-вторых, предыдущие редакции содержат в себе множество неточностей, недосказанных правил или других нюансов.

В связи с этим граждане, состоящие в товариществах, не знают, как поступать в той или иной ситуации, т.к. нет четкой регламентации действий.

Наряду с новыми изменениями законодатель принял решение об утрате силы закона к концу 2019 года. В следующем году все положения будут отражаться и регулироваться в законе « О садоводах».

Его главным отличием будет замена основных понятий. Таким образом, российские граждане должны будут потерять понятие дача или дачный участок, т.к. эти понятия будут заменены на садовый тип или огородный.

Садовый дом будет использоваться как один из видов, который может быть использован в качестве удовлетворения собственных потребностей и целей.

Также, такой дом является местом временного проживания. Второй вид под названием хоз. постройки включает в себя множество видов сооружений.

  • Это сараи, гаражи, различного рода навесы и погреба, а также иные постройки, включая временные, которые используются для удовлетворения личных, бытовых нужд.
  • Огородничество включает виды участков, которые предназначены для выращивания растений, овощей, и могут быть использованы в качестве проведения отдыха граждан.
  • Огороды не относятся к недвижимости, и не могут быть использованы сбережения плодов или других предметов.

Правовая база

Федеральный закон № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» от 1998 года является первым законом, регулирующим данную сферу деятельности. Также важными являются такие законы:

  • Закон « О садоводах», который с 2019 года полностью заменит ФЗ – 66, а он утратит силу;
  • Закон № 217 о занятии садовничества, огородничества для личных целей внес коррективы в рассматриваемый закон;
  • Закон 337- ФЗ внес поправки в ФЗ 2016 году.

Функционирование Федерального закона № 66 от 11 марта 1998 года

Данный закон регламентирует предоставление или право земельного участка, который может быть использован в личных, бытовых целях, т.е. занят выращиванием сельскохозяйственных культур или проведения отдыха.

Объединения это организации, которые могут быть созданы для некоммерческих целей. Уже с 2014 года нормы применяются в организациях для садовников, огородников и дачным некоммерческим товариществам.

Основная функция закона это регулирование отношений граждан, которые вступают в товарищества. Благодаря этому закону можно узнать все особенности кооперативов.

Ссылка на основную публикацию