Статья 83. Гарантии осуществления избирательных действий главой местной администрации

Местное самоуправление является самостоятельным видом публичной власти. Соответствующее положение вытекает из Конституции.

После официального разделения сфер влияния между федеральной, региональной и муниципальной властью возникла новая система управления, была обозначена структура территориальных органов, введен новый вид гражданской службы и установлены высшие должности местного самоуправления.

От лиц, замещающих высокие посты в муниципалитетах, напрямую зависит уровень благосостояния и социальной защищенности граждан.

Слаженность и эффективность работы органов, которые возглавляют высшие должностные лица местного самоуправления, зависят от того, насколько точно установлен объем их полномочий.

Недостаточное нормативное регулирование приводит к дублированию функций, что, в свою очередь, негативно отражается на всей системе местного самоуправления.

Глава муниципального образования: статус, полномочия

В системе местного самоуправления установлена высшая должность, замещение которой предполагает особую ответственность. Речь о главе муниципального образования. Порядок избрания и полномочия этого лица закрепляются в ФЗ № 131 и уставе МО.

Человек, замещающий высшую должность в системе местной власти, наделяется особой компетенцией по решению вопросов территориального значения. В соответствии с ФЗ № 131, глава администрации является единоличным органом управления МО. Он наделяется организационно-распорядительными или исполнительно-распорядительными полномочиями.

Представительный орган и глава муниципального образования находятся в постоянном тесном контакте. Руководитель муниципалитета может руководить местной думой и решать, кроме прочего, вопросы, связанные с ее деятельностью.

Безусловно, глава МО в системе территориальной власти занимает ведущее место. Этот высокий статус гарантируется законом, поддерживается обществом.

Структура местной власти

Самоуправление не может реализовываться без органов, наделенных правами разрешать вопросы, непосредственно касающиеся интересов и нужд населения. Важнейшим условием эффективности территориальной власти является наличие выборных структур.

Система местной власти формируется:

  • Представительным органом.
  • Главой МО.
  • Местной администрацией.
  • Контрольным органом.
  • Прочими структурами и выборными должностными лицами, предусмотренными в уставе муниципалитета.

Наличие первых трех органов в системе муниципальной власти является обязательным.

Однако ФЗ № 131 допускает, что в уставе внутригородского МО города фед. значения или сельского поселения может предусматриваться создание исполнительно-распорядительного органа. Его управление возлагается на главу муниципального образования, исполняющего полномочия руководителя (председателя) представительной структуры МО.

В уставе муниципального района и поселения, имеющего статус административного центра в нем, может предусматриваться создание местной администрации района. На нее возлагаются функции управления соответствующей территориальной единицей. В таком случае в самом поселении местная администрация не создается. 

Особенности создания органов и назначения должностных лиц

Правила формирования, порядок деятельности местных структур власти, правила назначения, срок полномочий главы муниципального образования определяются в уставе МО.

Наименования местной администрации, высшей должности, представительного органа определяются в законе соответствующего субъекта РФ с учетом культурно-исторических традиций.

Формирование местных органов может осуществляться непосредственно населением в ходе выборов. Территориальные структуры могут также создаваться представительным институтом власти МО. Для решения конкретного перечня вопросов каждый орган наделяется соответствующими полномочиями.

Глава муниципального образования может быть выборным или назначаться по контракту.

Разделение сфер влияния

Территориальные структуры власти не входят в систему госструктур.

Государственные органы и их должностные лица не вправе участвовать в образовании местных институтов самоуправления и назначать муниципальных служащих, кроме случаев, прямо установленных в ФЗ № 131.

Так, согласно нормативному акту, представители региональных законодательных структур могут участвовать в конкурсных комиссиях по замещению постов глав администраций городских округов и муниципальных районов (1/3 состава).

Структуры местной власти являются юрлицами.

Политический и хозяйственный аспекты системы

При рассмотрении прав муниципалитетов в вопросах образования структуры территориальных органов и штата служащих нельзя не остановиться на некоторых особенностях их реализации. У этой темы есть две стороны: политическая и хозяйственная. Первая связана со схемой организации структур муниципалитетов, т. е.

с неким комплексом структур и их должностных лиц, определением их полномочий, порядка взаимодействия по утверждению нормативных актов. Хозяйственный аспект обусловлен особенностями управления созданными территориальными органами.

Ни одну из этих сторон нельзя вычленить в полной мере, поскольку всегда имеет место их взаимопроникновение.

Очевидно, что в каждом конкретном муниципалитете хозяйственная инфраструктура и политическая культура имеют свои особенности. Следовательно, структуры управления необходимо создавать в соответствии со спецификой объектов управления. Это, в свою очередь, достигается наделением муниципалитетов правами самостоятельно определять систему местных органов власти.

Особенности избрания главы МО

В соответствии с положениями 36 статьи ФЗ № 131, в муниципалитете должна предусматриваться высшая должность местного самоуправления. Выбор главы осуществляется:

  • Населением посредством реализации избирательного права.
  • Представительным органом.

Конкретный способ зависит от решения населения. В соответствии со 130 статьей Конституции, граждане самостоятельно определяют структуру местных институтов власти.

Выбор способа избрания высшего должностного лица обуславливает и определение функциональной нагрузки, возлагаемой на него.

Глава муниципалитета в одном случае может являться членом представительного органа, иметь при этом право решающего голоса и выступать в качестве его председателя.

В другом случае высшее должностное лицо наделяется руководящими полномочиями. Глава муниципального образования в такой ситуации будет исполнять уже несколько иные задачи.

В первом случае субъект больше будет тяготеть к представительным, а во втором – к исполнительным функциям.

Требования законодательства

В ФЗ № 131 особо подчеркивается, что в муниципальном районе высшее должностное лицо выступает в качестве председателя представительного органа. Он, в свою очередь, сформирован из депутатов и руководящих лиц поселения, включенных в состав этого района.

Кандидат должен быть гражданином РФ, иметь пассивное избирательное право и достичь к дню избрания 21 года. В региональном законодательстве, однако, может устанавливаться пониженный возрастной ценз. Повышать предел субъекты РФ не вправе.

Срок полномочий главы муниципального образования определяется с учетом специфики конкретной местности. Продолжительность периода должна быть закреплена в уставе МО.

Срок полномочий главы муниципального образования может составлять 2-5 лет. Данная продолжительность предусмотрена для высших лиц, избранных народом.

Если назначение осуществляется из числа членов представительного органа, срок полномочий главы муниципального образования равен периоду работы этой структуры. 

Вступление в должность

Непосредственное приобретение полномочий главой муниципального образования осуществляется, как правило, в двухнедельный срок с момента избрания. Период вступления лица в должность необходим для передачи документов, атрибутов власти. Он представляет собой своего рода переходный этап.

Полномочия высшего лица МО

Их можно разделить на несколько групп:

  • Представительские.
  • Контрольные.
  • Нормотворческие.
  • Организационные, координирующие и прочие, связанные с руководством.

Полномочия главы администрации муниципального образования в большей степени обладают властно-управленческим характером.

В его задачи входит руководство отраслями хозяйства, существующими на территории, структурными подразделениями исполнительной власти.

Если говорить о руководителе МО как о председателе представительного органа, то он осуществляет в основном организационно-контрольную деятельность.

Общими будут являться представительские полномочия во взаимодействиях с иными структурами территориальной и государственной власти, организациями, гражданами. Высшие лица муниципалитетов вправе действовать от имени МО без доверенности.

Общими можно считать и нормотворческие полномочия. Они связаны с изданием разных правовых актов (распоряжений, постановлений), касающихся вопросов организации и работы представительного органа местной власти.

Основания прекращения полномочий главы муниципального образования

Закон допускает снятие лица с высшего поста до истечения установленного в уставе срока. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования возможно в случаях:

  • Смерти.
  • Отставки по своему желанию.
  • Признания его полностью или частично недееспособным. Эта процедура осуществляется в судебном порядке.
  • Отрешения от должности.
  • Признания умершим или безвестно отсутствующим. Для снятия лица с поста должно быть вступившее в силу судебное постановление.
  • Выезда за границу РФ для постоянного проживания.
  • Вступления в действие обвинительного приговора.
  • Прекращения гражданства РФ.

Прекращение полномочий главы муниципального образования допускается также в случае отзыва его с поста избирателями и при признании судом неспособности по состоянию здоровья выполнять возложенные на него функции.

Гарантии и ограничения

Закон устанавливает ряд условий, соблюдение которых обязательно для глав муниципалитетов. Они не вправе являться депутатами Госдумы и представительных региональных органов, членами СФ. Главам МО запрещено одновременно замещать выборную должность и быть муниципальными или госслужащими.

Высшие лица не могут заниматься предпринимательством или иной коммерческой деятельностью, связанной с извлечением прибыли. Исключение составляет работа в сфере педагогики, науки или искусства.

Главы муниципалитетов обладают неприкосновенностью. Закон запрещает привлекать их к уголовной ответственности, арестовывать, задерживать, допрашивать, обыскивать и проводить в отношении них оперативно-розыскные мероприятия.

Реализация местными структурами власти отдельных государственных полномочий

При распределении функций должен соблюдаться баланс. Необходимо правильно определить перечень полномочий, которые могут реализовывать местные органы. Некоторые функции целесообразно выполнять совместно с госструктурами.

Госорганы вправе передавать часть своих функций местным институтам власти всех муниципалитетов, определенных МО или отдельной административно-территориальной единицы.

Любое полномочие структуры публичной власти формируется из 3 элементов: нормативно-правового регулирования, финансирования и реального предоставления конкретных услуг. Все эти компоненты для вопросов территориального значения закрепляются за местными органами власти.

Если говорить о передаче отдельных государственных функций, то делегироваться должны полномочия по оказанию определенных услуг.

Проще говоря, в ведение местной власти могут передаваться только такие задачи, выполнение которых региональными или федеральными органами не принесет требуемого результата.

Органы власти, регулирующие ту или иную сферу, устанавливающие стандарты и нормативы, социальные льготы, должны четко понимать, какой объем средств необходим для реализации соответствующих задач.

Следовательно, они должны нести ответственность за достаточность финансирования. Невыполнение этого принципа может привести к крайне негативным последствиям. К примеру, по состоянию на 2003 г.

задолженность государства перед населением по социальным льготам была выше всего консолидированного бюджета.

ФЗ № 131 четко разделил полномочия между государственными и местными структурами власти, определил вопросы, находящиеся в совместном ведении, закрепил порядок делегирования отдельных полномочий муниципалитетам. В нормативном акте, в частности, говорится, следующее.

Все функции территориальных органов власти, не отнесенные к компетенции муниципальных органов, являются отдельными полномочиями, передаваемыми местным структурам. Из этой формулировки вытекает простой критерий разделения задач.

Читайте также:  Глава iii. состав третейского суда

Все полномочия, которые отсутствуют в перечне вопросов территориального значения, входят в компетенцию госвласти.

Источник

Статья 83. Гарантии осуществления избирательных действий главой местной администрации — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

  • Статья 83. Гарантии осуществления избирательных действий главой местной администрации
  • Если в муниципальном образовании нет главы местной администрации и уставом муниципального образования не определено лицо, уполномоченное осуществлять избирательные действия в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанные лица не осуществят указанные действия в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, эти избирательные действия осуществляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или по его поручению иным должностным лицом.
  • Положения комментируемой статьи устанавливают гарантии, обеспечивающие осуществление предусмотренных комментируемым Федеральным законом избирательных действий на территории муниципального образования, в случае если, во-первых, в муниципальном образовании отсутствует глава местной администрации, а уставом муниципального образования не определено должностное лицо местного самоуправления, уполномоченное осуществлять соответствующие избирательные действия, во-вторых, если указанные лица не осуществляют эти действия в сроки, установленные комментируемым Федеральным законом.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является в соответствии с его уставом либо глава муниципального образования (высшее должностное лицо муниципального образования, избранное на муниципальных выборах), либо лицо, назначенное на эту должность по контракту на срок полномочий, определенный уставом муниципального образования. Таким образом, главой местной администрации может быть, во-первых, глава муниципального образования – выборное должностное лицо муниципального образования, его наличие согласно указанногоФедерального закона является обязательным в каждом муниципальном образовании, однако при этом в соответствии с уставом муниципального образования глава может возглавлять либо местную администрацию, либо исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования; во-вторых, местную администрацию в соответствии с уставом муниципального образования может возглавлять лицо, назначенное на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования, который в этом случае в соответствии с уставом муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Указанный Федеральный закон от 6 октября 2003 года в отличие от его прежней редакцииот 28 августа 1995 года 1 запрещает главе муниципального образования одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Исключение из этого правила допускается в сельских поселениях, в которых предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования: данное должностное лицо одновременно может исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Глава местной администрации руководит местной администрацией на принципах единоначалия.

________________ 1 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст.

 3506; Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признается утратившим силу со дня вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 86) // СЗ РФ.

2003. № 40. Ст. 3822; 2004. № 25. Ст. 2484, № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ч. 1. Ст. 9, 12, 17, 25, 37, № 17 Ст. 1480, № 27. Ст. 2780, № 30. Ч. 1. Ст. 3104, 3108, № 42. Ст. 4216; 2006. № 1. Ст. 9, 10, 17, № 6. Ст. 636, № 8. Ст. 852, № 23. Ст. 2380, № 30. Ст. 3296, № 31. Ч. 1. Ст. 3427, № 43. Ст. 4412.

Возникновение обстоятельств, указанных в комментируемой статье, может быть обусловлено, прежде всего, досрочным прекращением полномочий главы местной администрации и отсутствием в уставе муниципального образования указания на то, кто должен осуществлять избирательные действия в случае отсутствия главы местной администрации. Основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (являющегося в соответствии с уставом муниципального образования главой местной администрации), а также главы местной администрации (являющимся лицом, назначенным на эту должность по контракту) установлены соответственно в статьях 36 и 37 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 года. К ним, в частности относятся: смерть, отставка по собственному желанию, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным главы местной администрации, вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

В уставе муниципального образования должно быть определено, какое должностное лицо муниципального образования временно исполняет полномочия главы местной администрации в случае досрочного прекращения его полномочий, а также в случае его временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.п.).

Устав принимается представительным органом муниципального образования (в небольших сельских поселениях, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек – сходом граждан) и после его государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года «О государственной регистрации уставов муниципальных образований Российской Федерации» и официального опубликования вступает в силу. Установленный порядок принятия и регистрации уставов муниципальных образований по сути исключает ситуацию, когда устав муниципального образования не регулирует вопросы, связанные с временным осуществлением полномочий главы местной администрации. Как показывает практика, в уставах муниципальных образований может по-разному решаться данный вопрос. Так, устав муниципального образования может либо прямо предусматривать в структуре местной администрации должность первого заместителя главы местной администрации, возлагая на него обязанность исполнять исполнительно-распорядительные полномочия главы местной администрации в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, а также в случае его временного отсутствия (отпуск, болезнь, длительная командировка и др.), либо устав муниципального образования может устанавливать, что в вышеуказанных случаях обязанности главы местной администрации временно исполняет один из его заместителей в соответствии с распоряжением о распределении обязанностей, которое издает глава местной администрации.

Комментируемая статья предусматривает также ситуацию, когда глава местной администрации или при его отсутствии иное уполномоченное должностное лицо муниципального образования не осуществляют избирательные действия в сроки, установленные комментируемым Федеральным законом. В этом случае, как и вышеуказанных случаях, соответствующие избирательные действия осуществляет высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или по его поручению другое должностное лицо.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как показывает практика, может именоваться по-разному: правительством, кабинетом министров субъекта Российской Федерации и т.п. Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации устанавливается должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (например, должность президента республики, губернатора области), то данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации 1 . Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством обеспечивает и защищает права и свободы человека и гражданина, законность и правопорядок в субъекте Российской Федерации, обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления.

________________ 1 Так, в Московской области высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной государственной власти является правительство Московской области. Его председателем является губернатор Московской области – высшее должностное лицо области.

Членами правительства Московской области являются: вице-губернатор (он является первым заместителем председателя правительства области); первые заместители председателя правительства области; заместители председателя правительства области; министры правительства области.

В Республике Карелия высшим должностным лицом является Глава республики, который возглавляет Правительство республики. Вместе с тем Конституция предусматривает и должность Премьер-министра Правительства республики, осуществляющего текущее руководство и организацию работы правительства.

Распределение компетенции между Премьер-министром правительства и его заместителями, республиканскими органами исполнительной власти осуществляется Главой Республики Карелия по предложению Премьер-министра Правительства в соответствии с действующим законодательством.

В Республике Хакасия высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства республики, возглавляющий Правительство республики – постоянно действующий высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти.

Осуществлять соответствующие избирательные действия в силу положений комментируемой статьи вправе как высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, так и по его поручению иное должностное лицо.

Это поручение может быть дано должностному лицу, занимающему соответствующую государственную должность в структуре органов, находящихся в ведении высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Положения комментируемой статьи имеют в виду избирательные действия, которые в соответствии с комментируемым Федеральным законом в период избирательной кампании должны совершать соответствующие должностные лица местного самоуправления (глава местной администрации либо иное уполномоченное должностное лицо муниципального образования).

  1. К таким случаям относятся участие в регистрации (учете) избирателей, участников референдума (пункт 2 статьи 16 комментируемого Федерального закона), формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и направление их в соответствующие избирательные комиссии (пункт 6 статьи 17 комментируемого Федерального закона).

Статья 83. Гарантии осуществления избирательных действий должностными лицами местного самоуправления. Если в муниципальном образовании нет главы муниципального образования и представительного органа местного самоуправления, либо представительным органом местного самоуправления не назначено лицо, уполномоченное осуществлять избирательные действия в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанные лица не осуществят указанные действия в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, эти избирательные действия осуществляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или по его поручению иным должностным лицом

Комментарий к статье 83Положения комментируемой статьи устанавливают гарантии, обеспечивающие осуществление предусмотренных комментируемым Федеральным законом избирательных действий на территории муниципального образования в случае, если в муниципальном образовании отсутствуют глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления; если представительным органом местного самоуправления не назначено лицо, уполномоченное совершать избирательные действия либо когда указанные лица не осуществляют эти действия в сроки, установленные комментируемым Федеральным законом . ———————————

Читайте также:  Статья 12. внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Данные гарантии можно также рассматривать как дополнение к установленным Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497; 1998. N 26. Ст. 3005).1.

Глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления могут отсутствовать в муниципальном образовании в силу различных причин.

Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Хотя в этом случае представительный орган местного самоуправления отсутствует, его полномочия осуществляет собрание (сход) граждан. Действие комментируемой статьи распространяется лишь на те ситуации, когда в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления отсутствует по иным причинам.

Например, если его полномочия досрочно прекращены в установленном законом порядке, а новый состав представительного органа местного самоуправления не избран, или когда во вновь созданном муниципальным образовании еще не сформирован представительный орган местного самоуправления.

Отсутствие главы муниципального образования может быть обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что данная должность не предусмотрена соответствующим уставом.

Глава муниципального образования — это выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава и возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Согласно уставу муниципального образования данное должностное лицо может входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях. Конкретное наименование должности главы муниципального образования устанавливает устав муниципального образования (например: мэр города, глава района и др.).

Глава муниципального образования, занимая выборную муниципальную должность, не относится к категории муниципальных служащих, которые замещают свои должности на основании трудового договора. Однако эта должность, согласно вышеназванному Федеральному закону (ст. 16), не является обязательной, ибо структура органов местного самоуправления, включая и перечень выборных должностных лиц местного самоуправления, определяется муниципальным образованием самостоятельно и закрепляется в его уставе, принимаемом непосредственно населением либо представительным органом местного самоуправления. Поэтому должность главы муниципального образования уставом муниципального образования может быть и не предусмотрена.

Вместе с тем глава муниципального образования может отсутствовать в силу иных причин: например, когда идет процесс формирования нового муниципального образования и не все органы и должностные лица местного самоуправления избраны (образованы, назначены), а также когда полномочия главы муниципального образования досрочно прекращены.

И при этом полномочия главы муниципального образования никем официально не осуществляются, ни на кого официально не возложены, хотя, как правило, уставом определяется порядок осуществления полномочий главы муниципального образования в случае его отсутствия (длительная болезнь и т.п.), досрочного прекращения полномочий.

Например, Устав муниципального образования Псковского района Псковской области, принятый собранием депутатов района 26 сентября 2001 г.

, предусматривает, что в случае досрочного прекращения полномочий главы района или его отсутствия исполнение обязанностей главы района временно возлагается на первого заместителя главы района, а в случае отсутствия такового — на одного из заместителей главы района решением собрания депутатов района, принятым на внеочередной его сессии (ст. 11 Устава). ———————————

См.: Крестьянская жизнь. 2001. 2 нояб.

Федеральный закон требует, чтобы во всех случаях, когда отсутствует глава муниципального образования, представительным органом местного самоуправления было определено должностное лицо муниципального образования, которое обязано совершать соответствующие избирательные действия, предусмотренные комментируемым Федеральным законом.

Должностное лицо местного самоуправления согласно ст.

1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — это выборное либо работающее по трудовому договору лицо, которое выполняет организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относится к категории государственных служащих.

Перечень должностных лиц местного самоуправления каждое муниципальное образование определяет самостоятельно с учетом реестра муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Так, в соответствии с Единым реестром выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Самарской области, утвержденным Законом Самарской области от 14 января 1999 г. , выборными должностными лицами местного самоуправления в области являются: глава муниципального образования (глава района, глава города, мэр города); председатель представительного органа местного самоуправления (на постоянной основе); заместитель председателя представительного органа местного самоуправления (на постоянной основе) и др. В перечне лиц, замещающих высшие муниципальные должности муниципальной службы, в частности, указаны: а) первый заместитель главы муниципального образования; б) глава администрации города; в) первый заместитель главы администрации города. ———————————

Особенности и проблемы регулирования правового статуса местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления | Научно-исследовательский журнал

Аннотация: Значительное место в работе органов местного самоуправления занимает решение вопроса об их правовом регулировании, организации и функционировании, а также вопросы об их правовом статусе.

Для этого выявляются проблемные аспекты деятельности органов местной власти и анализируются компетенции органов муниципального образования, полномочия органов местного самоуправления, общие и особенные черты муниципальных органов власти и специфика регламентации их правового статуса в законодательстве.

Abstract: A significant place in the work of local governments is occupied by the issue of their legal regulation, organization and functioning, as well as questions about their legal status.

For this purpose, the problematic aspects of the activities of local authorities are identified and the competence of municipal authorities, the powers of local authorities, General and special features of municipal authorities and the specifics of the regulation of their legal status in the legislation are analyzed.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное право, органы местного самоуправления, глава муниципального образования, местная администрация, представительный орган, контрольные функции органов местного самоуправления, контрольный орган, избирательные комиссии

Keywords: local self-government, municipal law, local self-government bodies, head of municipal formation, local administration, representative body, control functions of local self-government bodies, control body, election commissions

«Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений».[1] Самоуправление является «первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти» . [2] В соответствии со ст. 12 Конституции РФ 1993 г.

[3] местное самоуправление независимо и самостоятельно, не относится к государственной власти. Реализации конституционного принципа посвящены глава 8 Конституции РФ и текущее законодательство.

Государство обязано создать все необходимые условия для формирования местного самоуправления. Нормы Конституции РФ были реализованы в Федеральном законе от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления).[4]

В ч. 1 ст. 34 базового Закона установлено, что в структуру органов местного самоуправления входят представительные органы, глава муниципального образования и местная администрация. Согласно ч. 1 ст.

37 Закона местная администрация – это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделённый уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для реализации отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Отсюда следует, что местная администрация – это не представительный, а исполнительно-распорядительный орган, который реализует организационно-управленческие и административно-хозяйственные функции, функционирует на постоянной основе, формируется невыборным путём, а посредством назначения и утверждения в должности муниципальных служащих.

Исходя из положений базового Закона, его авторам следует отдать должное, поскольку чёткое разграничение компетенции, позволяет сохранять паритет в отношениях между органами местного самоуправления. Кроме того, В ч. 2 ст.

36 Закона об общих принципах организации местного самоуправления входит положение, запрещающие совмещать полномочия председателя представительного органа муниципального образования с полномочиями главы местной администрации.

При этом если законодатель довольно чётко установил компетенцию главы и представительного органа муниципального образования, этого не было сделано в отношении местной администрации, компетенция которой определяется в уставах муниципальных образований, то есть органами местного самоуправления самостоятельно. С учётом норм, содержащихся в ч. 3 ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, устав принимается представительным органом, а в отдельных поселениях сходом граждан.

В целях совершенствования законодательства о местном самоуправлении общей перечень полномочий местной администрации уместно отразить в ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Местная администрация осуществляет разработку и обеспечение реализации концепций, планов и программ развития муниципального образования; разрабатывает проект местного бюджета и осуществляет подготовку отчёта о его исполнении; исполняет местный бюджет; осуществляет контроль за использованием территорий, транспортной, социальной и иной инфраструктуры; управляет муниципальной собственностью; осуществляет муниципальный контроль; ведает вопросами благоустройства и озеленения территорий; организует библиотечное обслуживание населения и т.д.

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления ничего не сказано об организационно-правовых формах реализации полномочий местной администрации, к которым относятся: совещания, семинары и другие мероприятия с участием работников администрации и приглашённых лиц. Эти мероприятий осуществляются исходя из планов работы местной администрации. На них выносятся вопросы, которые требуют координации, контроля и выработки решений для деятельности структурных подразделений.

Читайте также:  Законодательство о гражданстве и миграции - советы юриста

Руководство местной администрации осуществляет глава местной администрации по принципу единоначалия. Это должностное лицо, которое назначается на соответствующую должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение вакантной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, но не менее чем 2 года и не более чем 5 лет.

Представительный орган муниципального образования участвует в назначении членов конкурсной комиссии (п. 5) и утверждает своими решениями структуру местной администрации по представлению главы.

В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (п. 8).

Структура формируются главой местной администрации самостоятельно, конкретных указаний по этому поводу Закон об общих принципах организации местного самоуправления не содержит. В неё входят департаменты, комиссии, комитеты, отделы, службы, советы, управления и др.

  • При этом в базовом Законе не упоминается, что понимается под отраслевыми, функциональными и территориальными органами местной администрации.
  • Отраслевые подразделения местной администрации осуществляют муниципальное управление в определенной отрасли местного хозяйства (например, ЖКХ, культура, образование, связь, спорт, транспорт).
  • Функциональные подразделения местной администрации осуществляют муниципальное управление по отношению ко всем отраслям местного хозяйства (например, финансово-экономическое, инвестиционное, муниципальной службы и кадров, нормативно-правовое, организационное).

Территориальные подразделения местной администрации осуществляют муниципальное управление на части территории муниципального образования (например, в административные округа г. Москвы входят городские районы и поселения).

  1. Самостоятельным структурным подразделением местной администрации также является аппарат, который осуществляет организационное, информационно-аналитическое, документационное, правовое, кадровое, финансовое, контрольное обеспечение ее деятельности.
  2. В сельских поселениях функции этих подразделений, как правило, реализуют отдельные должностные лица, которые входят в штат местной администрации или работают в ней по договору[5].
  3. Конкретное количество структурных подразделений, работающих в них муниципальных служащих и вспомогательного персонала местной администрации в каждом муниципальном образовании зависит от масштабов территорий, численности проживающего на них населения, исторических, культурных и иных местных традиций.

Структурные подразделения возглавляют назначаемый главой местной администрации руководители, которые в рамках своих полномочий издают приказы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками соответствующего органа. Их правовое положение определяется в положениях, утверждаемых постановлениями местной администрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст.

38 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации наряду с местной администрацией по решению представительного органа муниципального образования в структуре органов местного самоуправления также может быть создан орган внешнего финансового контроля (контрольно-счётная палата, контрольная палата, контрольное управление, счётная палата).

Контрольный орган реализует контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и информационную функции. В целях их реализации он осуществляет контроль за исполнением муниципального бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения его проекта и отчёта за исполнением, проводит экспертизу проектов местного бюджета, осуществляет аудит и контроль в сфере закупок и т.д.

По требованию контрольного органа органы местного самоуправления и должностные лица должны представить необходимую информацию и документы по вопросам, которые относятся к их финансовой деятельности. Результаты, полученные при проведении проверок, отражаются в отчётах, которые подлежат обязательному официальному опубликованию.

В состав контрольного органа входят председатель, его заместитель и аудиторы, а также в него может входить аппарат и иные структурные подразделения.

Особое место среди «иных органов», которые создаются на уровне местного самоуправления занимают избирательные комиссии.

Это муниципальный орган, формируемый представительным органом муниципального образования и финансируемый за счёт местного бюджета, который осуществляет подготовку и проведение местных выборов и местного референдума. Тем не менее, в ч. 2 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления и п. 2 ст.

24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан)[6] эта орган называют «муниципальным», и он не входит в структуру органов местного самоуправления[7].

Между тем ни в чём состоит отличие муниципального органа от органа местного самоуправления, ни почему этот орган не входит в систему органов местного самоуправления в этих законах ничего не сказано.

Думается, что решение об отделении избирательных комиссий муниципальных образований от системы органов местного самоуправления преждевременно. На местном уровне также формируются территориальные избирательные комиссии, являющиеся согласно ч. 4 ст.

26 Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан государственными органами. Соответствующие законоположения дают возможность создавать на местном уровне два вида комиссий, которые осуществляют одинаковые полномочия.

Таким образом, правовое положение и правовой статус избирательной комиссии муниципального образования нуждается в конкретизации.

[1] Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений /  Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101.

[2] Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 23.

[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 24 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; Российская газета. – 2014. – № 163.

Органы местного самоуправления получили право «назначать» управляющие организации

21 Января 2019, 15:22

12 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 31.12.

2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия определения управляющих организаций содержатся в новых правилах, утвержденных        постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616.

Ранее полномочия органа местного самоуправления относительно многоквартирного дома, находящегося без надлежащего управления, ограничивались обязанностью объявлять и проводить открытые конкурсы по отбору управляющих организаций, а также в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, созывать общие собрания собственников. Не редко после реализации вышеуказанных мер дом по-прежнему оставался без управления.

Нововведения призваны исправить ситуацию, касающуюся тех многоквартирных домов, в отношении которых собственники помещений не исполнили обязанность по выбору (реализации) способа управления и одновременно управляющая организация не определена по результатам конкурса по отбору управляющей организации, объявленного органом местного самоуправления. К числу таких домов относятся и те, управление которыми после принятия вышеуказанных мер по-прежнему осуществляют управляющие организации «по остаточному принципу», то есть организации, лишившиеся лицензий или организации, в отношении которых сведения об управлении многоквартирными домами исключены из реестра лицензий.

В целях реализации новых полномочий в первую очередь органы местного самоуправления обязаны организовать ведение специального перечня организаций, который используется в качестве «резерва» для определения управляющей организации в отношении соответствующего многоквартирного дома.

Перечень подлежит размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Сведения об управляющей организации в такой перечень включаются органом местного самоуправления после подачи организацией соответствующего заявления, содержащего просьбу включить организацию в такой перечень. Кроме того, в перечень подлежат включению организации, ставшие участниками открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, проводимых органом местного самоуправления.

  • Очередность расположения организаций в перечне определяется датами подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций, а также датами составления протоколов рассмотрения заявок на участие в конкурсах (в хронологическом порядке).
  • Определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, которое должно содержать:
  • а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;
  • б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В качестве критерия для определения управляющей организации выступает количество домов, которыми управляет организация-претендент на основании аналогичных решений органов местного самоуправления по отношению к количеству таких же домов, управление которыми осуществляют другие организации-претенденты из перечня. Приоритет имеют организации, в управлении которых находится наименьшее количество таких домов.

В том случае, если организации-претенденты имеют равное количество таких домов, управляющая организация определяется в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций.

В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации орган местного самоуправления размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]