Статья 12. внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Потребительский кооператив является далеко не самой распространенной формой юридических лиц, и представляет собой объединение группы физических лиц или предприятий, готовых объединить свои взносы (паи) в единое целое, ради достижения определенных задач или целей. Такая характеристика обуславливает наличие специализированных потребительских кооперативов – сельскохозяйственных, кредитных и т.д.

Особенности и суть устава потребительского кооператива

По характеру деятельности потребительский кооператив (ПК) является некоммерческой организацией, однако для достижения основных целей и направлений деятельности вправе заниматься предпринимательской деятельности. Как и у большинства других видов юридических лиц, учредительным документов кооператива является его устав.

Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации» детально регламентирует процедуру создания ПК и утверждения его устава. Основной задачей указанного учредительного документа является определение общих и частных вопросов создания кооператива:

  • определения цели его деятельности;
  • порядок принятия новых членов кооператива;
  • порядок формирования имущества;
  • формат создания и функционирования органов управления кооператива.

Для специальных форм кооперативов, имеющих особые цели и направления деятельности (например, кредитные ПК), законодательством предусмотрены частные нормы, направленные на упорядочение их деятельности.

Требования

Типовой устав потребительского кооператива утверждается его учредителями при создании ПК. Законодательство устанавливает минимальное количество членов кооператива:

  • физические лица – не менее пяти человек;
  • юридические лица – не менее трех компаний.

Особенностью формирования кооператива является объединение вкладов граждан (паев), которые будут обеспечивать функционирование ПК в рамках достижения поставленной цели.

Изначально подразумевается равенство долей (взносов, паев) каждого участника, однако при утверждении устава имеется возможность отойти от этого стандартного правила и предусмотреть сниженный размер пая для категорий граждан, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона № 3085-1.

После принятия решения о создании кооператива и утверждении итоговой редакции его устава, в налоговый орган направляются документы для совершения регистрационных действий.

Положения

Перечень обязательных требований, которые должны содержаться в тексте устава, определены в ч. 1 ст. 9 Закона № 3085-1. Среди основополагающих обязательных условий можно выделить:

  • все возможные варианты названия кооператива и его местонахождение;
  • цели и основные направления деятельности вновь создаваемого кооператива;
  • порядок формирования имущества ПК, размер и условия оплаты вступительного и паевого взноса;
  • условия вступления в кооператив новых членов, выхода из состава участников с выплатой паевой доли и установленных выплат;
  • формирование органов кооперативного управления, а также контрольных органов;
  • порядок прекращения деятельности кооператива или его реорганизации в иные формы юридических лиц.

Образец устава дачного потребительского кооператива вы можете скачать здесь.

Устав садоводческого (огороднического, дачного) потребительского кооператива

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 1

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 2

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 3

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 4

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 5

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 6

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 7

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 8

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 9

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Устав садоводческого потребительского кооператива — 10

Устав садоводческого потребительского кооператива — 11

Устав садоводческого потребительского кооператива — 12

Устав садоводческого потребительского кооператива — 13

Устав садоводческого потребительского кооператива — 14

Также у нас вы можете скачать образец устава сельскохозяйственного потребительского кооператива, кредитного потребительского и гаражного кооператива.

Регистрация документа

Регистрация устава происходит одновременно с регистрацией кооператива в качестве юридического лица. Регистрирующим органом является инспекция ФНС по месту нахождения ПК, именно туда направляется бланк заявления по установленной форме Р11001.

  • Для регистрационных действий необходимо представить три экземпляра устава, а срок проведения правовой экспертизы представленных не может превышать 17 рабочих дней.
  • За совершение регистрационных процедур заявителем уплачивается госпошлина, которая по состоянию на 2017 год составляет 4000 руб. Платежное поручение об уплате данной суммы необходимо приложить к заявлению в налоговый орган.

По итогам регистрации в ЕГРЮЛ будут внесены сведения о вновь созданном кооперативе, а зарегистрированный устав будет возвращен заявителю с соответствующей отметкой.

Процедура и особенности внесение изменений в устав потребительского кооператива описаны ниже.

Внесение изменений

Для внесения изменений и дополнений в устав кооператива проводится такая же процедура. Как и при его утверждении и регистрации. Для утверждения поправок собирается общее собрание пайщиков ПК, которое уполномочено принимать соответствующие решения.

Внесение изменений в Устав ООО: образец формы, решение

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Внесение изменений в устав ООО — непростая процедура. Любые изменения регистрационных данных юридического лица вносятся в учредительные документы и подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной налоговой службе РФ. Например, в Москве этими вопросами ведает МИФНС № 46, в Санкт-Петербурге – МИФНС № 15, в Калининграде – МИФНС №1 и т.д. В статье подробно рассмотрены ситуации, при которых требуется внесение изменений в устав, а также пошаговую инструкцию по выполнению этой процедуры.

Когда необходимо внесение изменений в Устав ООО?

Внесение изменений в Устав ООО необходимо, когда возникает потребность:

  • вносить поправки в содержание главного документа компании возникает при смене наименования;
  • смены юридического адреса (когда субъект перемещается в населенный пункт, отличный от пункта первоначальной регистрации);
  • изменить состав участников иили принадлежащих им долей уставного капитала (УК);
  • сменить учредителя;
  • приведении устава в соотношение с текущими условиями законодательства;
  • смене кодов деятельности (ОКВЭД).

Внесение изменений в Устав ООО — кто имеет право вносить изменения?

Правомочие на внесение изменений в устав предприятия имеют исключительно его основатели. Основанием для этого выступает их письменное волеизъявление.

Выражается оно двумя способами:

  • решением (100% доли УК принадлежит одному субъекту – человеку или компании);
  • протоколом (при наличии нескольких владельцев).

В решении указывается:

  • ФИО учредителя;
  • непосредственное волеизъявление – внесение изменений в устав (сменить юридический адрес, наименование, состав участников и т.д.);
  • дата и подпись.

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Образец решения о внесении изменений в Устав компании

В протоколе содержатся другие сведения:

  • название компании, номер протокола;
  • дата, время заседания;
  • ФИО всех присутствующих и отсутствующих учредителей (с указанием размера принадлежащей доли уставного капитала или без такового);
  • соблюдение кворума (числе участников собрания, достаточном для признания его итогов легитимными, как правило –это две трети от общего числа учредителей);
  • повестка;

Порядок внесения изменений в устав бюджетного учреждения

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Р˜РЅС„РѕСЂРјР°С†РёРѕРЅРЅС‹Р№ портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций

Согласно ч. 1 ст.

25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сам Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от ранее действующего законодательства об образовании не устанавливает особый порядок принятия устава образовательного учреждения коллективом образовательной организации.

Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.

Читайте также:  Статья 2. Термины и определения

[3]

  • Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:
  • Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или автономного учреждения.

Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем.

Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст.

11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.

Такой образом, действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения.

Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава не соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежат применению.

Таким образом, изменения в устав вносятся путем их утверждения учредителем без проведения общего собрания коллектива и принятия им таких изменений. При изменения устава нормы, предусматривающие принятие изменений в устав общим собранием коллектива (конференцией), должны быть исключены с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Новые формы .рф

  1. • Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация
  2. Сайт используетгоссервисы:
  3. Необходимая при заполнении форм информация:

Внесение изменений в устав 2019, заполнение формы Р13001 самостоятельно, бесплатно, пошаговая инструкция с бланками форм и образцами заполнения

Форма заявления Р13001 предназначена для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, оформляется в случае внесения в учредительные документы юридического лица изменений, которые приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Перед заполнением формы Р13001 Вам необходимо знать несколько важных моментов:

1. Вы можете сочетать несколько изменений в одной форме Р13001, заполнив соответствующие листы заявления (например, смена наименования + смена адреса + увеличение УК).

2. В ситуациях, когда в ЕГРЮЛ содержится ошибка, а в учредительных документах все данные верны, заполняется форма Р14001 в связи с исправлением ошибок, допущенных в ранее представленном заявлении, где указывается ГРН поданного ранее заявления, содержащего ошибки и вносятся необходимые исправления.

3. Изменения сведений об участниках ООО в форме Р13001 допустимо только при увеличении или уменьшении уставного капитала для отражения распределения долей между участниками, в иных случаях подается форма Р14001.

4. Заявителем при регистрации изменений по форме Р13001 всегда выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа (директор или управляющая компания).

5. Перед подачей на госрегистрацию в соответствующей строке листа М заявления Р13001 заявитель ставит свою подпись, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявление Р13001 прошивает нотариус.

[2]

6. Теперь, с 05 мая 2014 года в случае подачи заявления доверенным лицом, необходима нотариальная доверенность (ФЗ N 129-ФЗ, Глава III, ст.9, пкт.1, второй абзац).

7. Плательщиком госпошлины за регистрацию изменений, вносимых в устав, должен быть указан заявитель.

В формировании квитанции на оплату госпошлины Вам поможет сервис ФНС по уплате госпошлины, распечатываем и оплачиваем (800р) без комиссии в любом банке.

Оплаченную квитанцию подкрепляем к верхнему краю первого листа заявления Р13001 простой скрепкой или степлером (с 11 марта 2014 года непредоставление документа об уплате государственной пошлины не является основанием для отказа в регистрации).

8. В случае заполнения формы заявления вручную — заполнение осуществляется ручкой с чернилами черного цвета заглавными печатными буквами. Заполнение с использованием программного обеспечения должно выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

9. Двусторонняя печать документов, представляемых в регистрирующий орган, запрещена.

Внимание! Для дальнейшей распечатки сформированной госпошлины и просмотра образцов заполнения формы Р13001 Вам понадобится бесплатная программа для чтения PDF файлов, последнюю версию которой можно скачать с официального сайта Adobe Reader.

  • Необходимая при заполнении формы Р13001 информация:
  • По итогу регистрации изменений по форме Р13001 Вы получите на руки:
  • — лист записи ЕГРЮЛ.

Внимание!

Как внести изменения в устав ООО в 2021 году

Если обществу необходимо изменить устав в 2021 году, сначала придется составить протокол общего собрания или решение единственного участника ООО. После этого подготавливается новая редакция устава либо лист изменений. Для регистрации преобразований необходимо подать в ФНС заполненную форму Р13014.

Если учредители ООО в 2021 году решили внести изменения в устав, они обязаны уведомить об этом налоговую в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Оно может быть принято единственным участником или же всеми на общем собрании.

В первом случае составляется решение, во втором — протокол общего собрания. Решение удостоверяется подписью единственного участника.

Протокол требует нотариального удостоверения, также его можно заверить иным способом, если это прописано в документах ООО.

Если изменений в уставе немного, проще составить лист изменений. Если же они значительные и их много, необходимо составить новую редакцию устава. В зависимости от того, какие изменения вносятся в устав, заполняются различные страницы формы Р13014. После этого заполненное заявление нужно зарегистрировать в налоговой.

1. Документы для внесения изменений в устав

Для изменения устава в 2021 году подготовьте следующие документы:

  • Решение единственного участника ООО или протокол общего собрания о внесении изменений в устав,
  • Устав в новой редакции или лист изменений в устав,
  • Заявление по форме Р13014.

1.1. Протокол общего собрания

Если в ООО более одного учредителя, для изменения устава обязательно проводится общее собрание. На нем нужно принять протокол. Ниже приведен пример заполнения протокола общего собрания, на котором принято решение сменить виды деятельности ООО и изменить устав в соответствии с данными изменениями.

Статья 12. Внесение изменений в устав кооператива и дополнений к нему

Скачайте протокол или решение о внесении изменений в устав ООО бесплатно!

Читайте также:  Статья 18. Отмена мер безопасности

Вам нужно только заполнить поля формы. Далее онлайн-сервис сформирует для вас протокол общего собрания или решение одного участника и другие необходимые документы, после чего вам останется только скачать их и распечатать. Это быстро и бесплатно.

Протокол составляется в свободной форме. Однако есть обязательные элементы, которые должны быть включены:

  • Название общества,
  • Место и дата составления протокола,
  • ФИО присутствующих, их паспортные данные и доли в уставном капитале,
  • Наличие кворума для проведения собрания,
  • Выбор председателя и секретаря собрания,
  • Вопрос об изменении устава. Его можно сформулировать так: “Внесение изменений в устав в связи со сменой юридического адреса” или “Утвердить новую редакцию устава в связи с изменениями наименования ООО”,
  • Принятые решения по вопросам повестки дня,
  • Назначение ответственного за регистрацию изменений в ФНС,
  • Подписи.

Регистрация изменений в кооперативах

Поскольку любой кооператив является юридическим лицом, его функционирование и деятельность регламентируется положениями ГК РФ, ФЗ N 129, специальными Приказами, Письмами и Постановлениями Правительства РФ, ФНС РФ, НК РФ и иными нормативными актами.

Для каждого типа кооператива предусмотрены свои ФЗ: «О производственных кооперативах», «О потребительских кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации», «О кредитной кооперации» и т.д. Единственной коммерческой организацией считаются производственные кооперативы.

Потребительские рассматриваются ГК РФ как некоммерческие, однако на практике они также имеют возможность заниматься предпринимательской деятельностью, а следовательно, любые изменения в их учредительных документах должны фиксироваться органами ФНС РФ.

То же самое можно сказать о сельскохозяйственных и кредитных кооперациях.

В ЕГРЮЛ содержатся сведения о кооперативе, которые касаются наименования, организационно-правовой формы, данных об учредителях, размерах уставного капитала, лицах, которые вправе действовать от имени организации без доверенности, лицензировании и устава. Все изменения относительно этих пунктов, в обязательном порядке должны заново заноситься в госреестр.

Наши специалисты обладают большим практическим опытом по внесению изменений в устав (учредительные документы) различных видов кооперативов, что позволяет нам проводить регистрацию такого рода изменений максимально оперативно и без отказов.

Стоимость услуг по регистрации изменений в кооперативах:

Смена наименования кооператива 6 000 руб.
Смена адреса (места нахождения) кооператива 6 000 руб.
Смена видов деятельности (ОКВЭД) в кооперативе 6 000 руб.
Внесение изменений в иные положения учредительных документов 6 000 руб.
Смена руководителя (директора, учредителя, президента и т.д.) кооператива 3 000 руб.

Распространенные вопросы

Наиболее частый вопрос: нужно ли регистрировать в ЕГРЮЛ новых участников кооператива или же подавать сведения о выбывших. Специалисты ФНС РФ дают однозначный ответ – нет.

Если изменения в кооперативе (как производственном, так и потребительском) касаются вступления/выхода участников, то законодательство не предусматривает внесение этих данных в ЕГРЮЛ. Исключение составляют жилищно-накопительные кооперативы.

Регистрации подлежат изменения, относящиеся непосредственно к учредителям, поскольку данные о них заносятся в ЕГРЮЛ в момент регистрации организации.

Следующий наиболее актуальный вопрос: как правильно оформить смену учредителей в кредитном потребительском кооперативе? Ответ содержится в ФЗ N 129.

Внесение новых сведений в учредительные документы, в том числе смена самих учредителей, происходит в законодательном порядке, путём предоставления документов в регистрирующий территориальный орган, т.е. в налоговую. Приказ ФНС 25.01.

2012 N ММВ-7-6/[email protected] содержит все Положения и перечень форм заявлений в зависимости от типа изменения.

Смена учредителей потребительского кооператива, также как и производственного, предусматривает подачу в ФНС следующих документов:

  • нотариально заверенный протокол учредительного собрания;
  • устав кооператива с внесёнными новыми данными;
  • заявление 14001 с приложением соответствующей формы;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Нередко случаются ситуации, когда орган ФНС отказывает в регистрации изменений, мотивируя это неправильной формой заявления. Часто путаница возникает между производственными и хозяйственными кооперативами.

Чтобы этого не произошло, рекомендуется включить в пакет документов сопроводительное письмо, в котором указать необходимые ссылки на статьи ГК РФ и ФЗ N 129. Его составление лучше доверить юристу.

Порядок реорганизации и ликвидации каждого типа кооперативов регламентирован соответствующими ФЗ. Цена ликвидации некоммерческого кооператива аналогично коммерческому составляет 20% от госпошлины за регистрацию. Не стоит забывать, что потребительские кооперативы не относятся к некоммерческим организациям.

Об этом говорится в ФЗ N7. В нём чётко прописано, что ввиду специфики организационно-правовой формы и преобладании в деятельности потребительских кооперативов торговых операций, они рассматриваются законом именно как коммерческие.

Следовательно, порядок их ликвидации регламентируется нормами ГК РФ и соответствующими ФЗ.

Смена наименования кооператива, при условии сохранения прежней организационно-правовой формы, предусматривает подачу в органы ФНС заявления формы Р13001, протокол общего собрания и новый устав организации.

Любая процедура по внесению изменений в учредительные документы кооператива сопряжена с рядом трудностей. Чаще всего они возникают по причине того, что, несмотря на общие законы, регулирующие их деятельность, на каждый отдельный тип кооператива распространяются специальные законодательные акты.

Поэтому несведущему человеку разобраться в нормативно-правовой базе очень непросто. Принципиальным значением обладает грамотное заполнение заявлений и сбор требуемых документов. В случае малейшего несоответствия или ошибки органы ФНС отказывают в регистрации.

Чтобы этого не произошло, лучше обратиться за помощью к юристу.

Лист изменений — самый простой способ изменить устав ООО

Подготовка листа изменений к уставу вместо полного переписывания учредительного документа экономит время, упрощает задачу.

Лист может использоваться в любой ситуации, влекущей необходимость правки устава (например, при увеличении уставного капитала, при изменении адреса организации).

Прочитав статью, читатель узнает, как внести изменения в устав ООО (по актуальному законодательству, действующему сегодня (2018 год), и сможет скачать образец листа изменений.

Скачать образец листа изменений к уставу ООО 2018 года

Что такое лист изменения в устав организации и каким законодательством регулируется порядок его составления?

Право вносить поправки и дополнения в устав есть у участников ООО. Порядок внесения правок в устав компании урегулирован положениями ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14.

В силу п. 4 ст. 12 ФЗ № 14 все нововведения, требующие закрепления в уставе, утверждаются на общих собраниях участников фирмы.

Если участник один, общее собрание не проводится, — достаточно принять единоличное решение.

Все изменения должны быть зарегистрированы в ФНС (как и факт внесения новых данных в ЕГРЮЛ). Порядок регистрации указан в ст. 13 ФЗ № 14. До регистрации новшества не имеют никакой силы, — как для самого общества, так и для его участников, партнеров, кредиторов, и т.д.

Правка устава, как документа (его текста) возможно двумя путями:

  1. Путем принятия новой редакции учредительного документа.
  2. Путем оставления устава в неизменном виде и подписания листа изменений, который является приложением к нему.

Лист изменений наиболее близок по содержанию к дополнительным соглашениям, заключаемым контрагентами с целью изменения отдельных условий гражданско-правовых договоров, которые были подписаны ими ранее. По сути лист исправляет ранее указанные в уставе сведения и позволяет понять, что определенный пункт перестает действовать, однако его новая редакция, отраженная в листе изменений, обретает силу.

Читайте также:  Статья 22.1. сроки хранения документов по личному составу

В каких случаях допускается составить лист изменения устава?

Законодательство не определяет форму, в которой поправки в устав должны быть внесены. В связи с этим подготовка листа изменений возможна в любых случаях, когда в силу закона требуется внесение новых данных в основной учредительный документ.

Напомним, что в силу закона (п. 2 ст. 12 ФЗ № 14), устав содержит следующие сведения:

  1. О названии компании.
  2. О месте нахождения (юридическом адресе) организации.
  3. Об органах управления фирмой, в том числе их компетенции, порядке принятия решений.
  4. О размере уставного капитала.
  5. О порядке, в котором участники фирмы могут ее покинуть.
  6. О правах и обязанностях участников ООО.
  7. О порядке перехода долей третьим лицам.
  8. О порядке предоставления информации участниками компании друг другу.
  9. О порядке хранения документов организации.

Этот перечень не исчерпывающий. На этапе учреждения фирмы, либо после ее создания, в устав могут быть внесены и иные сведения, не противоречащие закону.

Внеси изменения в устав и работай спокойно

Рекомендуем тому, кто еще не сделал, внести в устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) положения, закрепляющие возможность альтернативного нотариальному способу подтверждения принятых решений и состава участников. Это касается как обществ с несколькими участниками, так и с единственным участником.

Как было:

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 67.

1 ГК РФ принятие общим собранием участников ООО решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

На практике мало кто заверял каждое решение общего собрания участников нотариально. В основном, участники предпочитали изначально включить в устав ООО положения о возможности альтернативного способа подтверждения принятых решений и состава участников.

Те, кто не закрепил такой альтернативный способ прямо в уставе, включали в каждое решение соответствующую дополнительную повестку дня, например, с такой формулировкой: «определить способ подтверждения принятия собранием решений по вопросам повестки дня и состава участников, присутствующих при их принятии, как подписание протокола всеми присутствующими на собрании участниками, в связи с чем протокол не подлежит нотариальному удостоверению».

  • Требование о нотариальном удостоверении решений общего собрания участников ООО на решение единственного участника не распространялось, что подтверждалось судебной практикой, разъяснениями Федеральной налоговой службы, Банка России, Федеральной нотариальной палаты.
  • Как стало:
  • 25 декабря 2019 года Президиумом Верховного Суда РФ утвержден Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах.
  • Из данного Обзора, в том числе, следует:
  • Решение общего собрания участников ООО, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения.

Иными словами, больше не получится избежать нотариального заверения решения, включив в него дополнительную повестку дня, как описано выше. Теперь остается три возможных варианта действий:

  1. нотариально заверять решения каждый раз;
  2. однократно нотариально заверить решение, в котором участники установят, что в отношении всей будущих решений будет применяться альтернативный способ подтверждения, например, подписание решения всеми присутствующими участниками;
  3. внести непосредственно в устав положения о возможности применения альтернативных способов подтверждения.

Первый вариант весьма затратный с финансовой и временной точки зрения. На практике он будет крайне неудобен. Второй вариант возможен, но нужно будет не забывать каждый раз брать это решение с собой к нотариусу.

Третий вариант, с нашей точки зрения, представляется наиболее предпочтительным. Кроме того, практически при любом обращении к нотариусу требуется предъявить устав.

В указанном обзоре Верховный суд РФ изложил свое наиболее неоднозначно оцениваемое юридическим сообществом мнение о том, что положения подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК о необходимости нотариального удостоверения решений общего собрания участников ООО распространяются, в том числе, и на ООО с единственным участником.

Свою позицию суд аргументирует стремлением исключить подделки подписей на решениях не только общих собраний, но и единственного участника, которые также подвержены риску фальсификации. Кроме того, суд указывает на то, что закон не содержит прямых исключений в отношении решений единственного участника в части требования о нотариальном удостоверении.

Как эта позиция суда должна реализовываться на практике, еще не совсем понятно, поскольку отсутствует механизм нотариального удостоверения принятых единственным участников решений. Скорее всего, нотариусы будут заверять лишь подлинность подписи единственного участника на решении.

В данном случае мы бы также рекомендовали ООО с единственным участником закрепить в уставе возможность применения альтернативных нотариальному способов подтверждения.

Новая форма Р13014 при изменении Устава с 25 ноября 2020

Все изменения в Устав можно разделить на две группы:

  • изменения, которые отражаются в ЕГРЮЛ;
  • изменения некоторых положений Устава, которые в ЕГРЮЛ не попадают.

Далее описан порядок заполнения новой формы Р13014 для второй группы изменений Устава.

Раздел 1 ОГРН и ИНН заполняются строго в соответствии с данными ЕГРЮЛ.

Во втором пункте указывается причина представления заявления. В данном случае проставляем цифровое значение 1.

Для значения 1 нужно указать, в какой форме внесены изменения в учредительный документ. Цифру 1 ставим, если участники утвердили новую редакцию Устава, цифру 2 — если изменения в Устав происходят путём утверждения листа изменений.

Больше ничего на титульном листе не заполняем.

  • На данном листе необходимо указать сведения в отношении физического лица, выступающего заявителем (то есть данные о руководителе организации).
  • В первом пункте ставим цифру 1.
  • Во втором пункте заполняем следующие строки:
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) директора;
  • ИНН (если он присвоен физическому лицу);
  • дата рождения;
  • место рождения строго в соответствии с паспортом (для иностранца данная строка не заполняется);
  • код вида документа (21 —российский паспорт, 10 — паспорт иностранца);
  • серия и номер документа (для российского паспорта в формате ХХ(пустая клетка)ХХ(пустая клетка)ХХХХХХ);
  • дата выдачи документа, удостоверяющего личность;
  • кем выдан документ указываем строго в соответствии с российским паспортом или нотариальным переводом иностранного паспорта;
  • код подразделения указываем только для российских паспортов.

На следующей странице в пункте 3 указываем в обязательном порядке адрес электронной почты и контактный телефон.

Если вы хотите получить документы на бумажном носителе, в соответствующем поле необходимо проставить цифру 1. Рекомендуем значение 1 проставлять в любом случае, даже если впоследствии заявитель не посетит налоговую для получения документов.

В конце пункта 3 заявителю в соответствующей строке нужно собственноручно указать ФИО и поставить подпись в присутствии нотариуса, который будет заверять подпись (исключением будет направление документов в налоговую в электронном виде — в этом случае форму Р13014 подписывать и заверять не нужно).

Ссылка на основную публикацию