Статья 7. Назначение Председателя Правительства Российской Федерации и освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации

Правоведы и политики давно подмечают, что Россия лидирует по числу проводимых реформ. Одной из таких реформ является процесс нахождения оптимального варианта системы государственных регионов.

  • Казалось бы, федеративная реформа должна была закончена  с принятием Конституции РФ, однако, именно после этого началась активная фаза поиска такой оптимальной системы региональных органов.
  • В ныне действующей Конституции, в отличии от прежней, не содержится специальная глава о региональных органов власти. Поэтому, реформа, таких федеративных отношений осуществляется на основе Федерального закона «Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (далее – ФЗ «Об общих  принципах…)[1]
  • Данный закон регламентирует три основных блока отношений: организации  парламентских и исполнительных органов, а также порядок разграничений предметов ведения между Российской Федерации и её субъектами. Но мы обратим  внимание лишь  на проблему организации высших исполнительных органов субъектов

В соответствии с федеральным законом «об общих принципах организации…» и по практике в субъектах существует высший исполнительный орган. Как правило, данный орган признается коллегиальным органам и как любой коллегиальный орган он должен иметь единоличного руководителя. Здесь и начинается путаница.

Федеральный закон ввел понятие « Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». Из этого определения и из смысла норм закона вытекает, что таким руководителем коллегиального органа является высшее должностное лицо субъекта, то есть глава субъекта[2].

Не где закон прямой не устанавливает другую руководящую должность в этом высшем исполнительном органе.

Косвенные указания есть, но они не могут быть  признанным доказательством легитимности наличие другого руководителей  высшего исполнительного органа.

Несмотря на это, некоторые регионы все-таки ввели должность Председателя Правительство наряду с высшим должностным лицом. Цель нашей работы показать не законность этих  должностей.

Так в качестве аргумента за дополнительную руководящую должность в высшем исполнительном органе (Председателя Правительство субъекта РФ) может выступать следующая норма. В соответствии со статьей 19 п.

9 закона «об общих принципах…» , президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из смысла данной нормы вытекает, что таким лицом – и.о. главы субъекта, может быть тот самый председатель правительство субъекта РФ. Однако, согласитесь,  вводить отдельную должность на случае мажора не следует.

Факт отсутствия должности председателя Правительство субъекта РФ подтверждается  и в конкретизирующих данный закон актах. Под статьей 2.1 закона «об общих принципах…» перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Последний раз такой акт Президент издал 04.12.2009 в форме Указа.

Читайте также:  Статья 6. Основные принципы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации

Указ устанавливает следующие должности:

1. Первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

2. Член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Первый заместитель, заместитель председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Председатель конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

8. Заместитель председателя конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

9. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

10. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

11. Заместитель председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

12. Секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

13. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

14. Председатель, заместитель председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

15. Аудитор (член) контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

16. Уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации.

17. Мировой судья[3].

Как видно и этот акт, во-первых, не устанавливает должность председателя Правительство субъекта, во-вторых, как и закон, передает функцию управления высшим исполнительным органам главе субъекта.

Можно подчеркнуть, что и закон «об общих принципах…» и указ Президента носит общий характер и субъекты могут вводить такие должности, как председатель Правительство.

Однако, в этом случае, где резон в действии   77 статьи Конституции,  которая гласит, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Поэтому введение этой должности может расцениваться как нарушение этих принципах.

Таким образом, на законодательном уровне было доказано, что должность Председателя Правительство субъекта не соответствует общим принципам  организации власти в регионов.

Но данная тема имеет и достаточно большие научные основания. Начнем с того, что большинство  правоведов, выступающие за введение в субъектах должности Председателя Правительство субъекта РФ.

При этом они приведет два аргумента в свою пользу: 1, такие должности могут устанавливаются в обязательном порядке в республиках, а в других регионов по желанию, 2 субъекты РФ должны копировать федеральную систему власти.

Читайте также:  Раздел II АПК РФ. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство (действующая редакция)

Относительно первого аргумента можно сказать, что федеральный закон «об общих принципах…» не устанавливает каких либо отличий по  виду субъектов в вопросе организации региональных органов государственной власти.

А относительно копирования федеральной схемы исполнительной власти на региональном уровне, очень хорошо высказался Т.А. Гришина: . Нельзя механически переносить, проецировать федеральные государственные органы на субъект Федерации.

На федеральном уровне допустимо выделение высшего должностного лица как самостоятельного института в системе органов государственной власти, не входящего ни в законодательную, ни в исполнительную власть.

Хотя это в какой-то степени отрицательно сказывается на реализации конституционного принципа разделения властей.

Если на федеральном уровне выделению высшего должностного лица государства можно найти объяснение из-за большого объема полномочий в сфере представительства государства в международных отношениях, баланса между исполнительной и законодательной властью, делегированного законодательства и т.д., то на уровне же субъектов Федерации вышеназванный круг полномочий весьма ограничен[4].

Существует также мнение правоведов отрицающие наличие легитимность у должности Председателя Правительство регионов  на основе незначительности его полномочий. Например, профессор Дзидзоев Р.

М констатирует: «Если высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, то при такой конструкции совершенно излишне становится должность Председателя Правительства республики, во всяком случае, с самостоятельным статусом.

» Между тем, в республиках в составе России эта должность функционирует весьма успешна, она не сливается с должностью главы республики. В Республике Северная Осетия-Алания должность Председателя Правительства и главы республики никогда не соединялись в одном лице, они всегда были разделены.

Конституция Республики Северная Осетия-Алания формирует статус Председателя республиканского Правительства по аналогии со статусом федерального премьера, придавая ему значение государственного руководителя, второго лица республики. И эти законоположения никогда не опротестовывались органами федеральной власти. Ни прокуратура республики, ни суды никогда оспаривали правомерность подобной ситуации[5].

И действительно, если посмотреть законодательные положения конституции республик в составе России, то полномочия этого должностного лица не имеют столь важное государственное значение. Полномочие Председателя Правительство либо вообще не указываются в конституции республики (например, РСО-Алания) либо имеют чисто технический характер.

  1. Например, Конституционный закон Республики Северной Осетии «о Правительстве РСО-Алания установил следующие обязанности Председателя Правительство Республики:
  2. представляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания в Российской Федерации;
  3. ведет заседания Правительства Республики Северная Осетия-Алания, обладая правом решающего голоса;
  4. подписывает акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания;
  5. представляет Главе Республики Северная Осетия-Алания предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания, министров, председателей государственных комитетов и других членов Правительства, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  6. распределяет обязанности между членами Правительства Республики Северная Осетия-Алания;
  7. осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституционными законами Республики Северная Осетия-Алания, законами Республики Северная Осетия-Алания, указами Главы Республики Северная Осетия-Алания и постановлениями Правительства Республики Северная Осетия-Алания [6]
Читайте также:  Статья 12. Сотрудники мест содержания под стражей

Но мы настываем на том, что все эти полномочья имеют чисто технический характер. Например, Председатель правительство даже не имеет  право созывать внеочередное заседания, не говоря уже и право контроля за деятельностью своего кабинета. А эти полномочья следовала бы зафиксировать в конституционном законе и ссылка в иным актами не помогают здесь.

Профессор Авакьян С.А классифицирует введения должности Председателя Правительство субъектов как игнорирования установок федерального закона об объединение должностей главы субъекта и главы правительство[7].  

На основание и законодательных положений и научных разработок, мы попытались доказать конституционную не легитимность должности Председателя Правительство  субъекта РФ.

Мы считаем, что субъекты должны перевести систему своих исполнительных органов в соответствии с федеральным законодательством и ликвидировать должности Председателя Правительство субъекта РФ.

Таким образам будет реализована 77-ая статья Конституции РФ и это будет элементом модернизации в региональном государственно-правовом аспекте!!!   

                                                            Список литературы

                                                      Нормативный материал

1.     Конституции РФ 1993 г.

2.     Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».1999г. в ред.2002г.

3.     Указ Президента « о типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» 4 декабря 2009 года N 1381

4.     4.Конституционный Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 мая 1998 г. N 6-З «О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания»

(с изменениями от 23 июня 2003 г., 17 января 2006 г., 7 ноября 2008 г., 12 февраля 2009 г.)

                                                                 Научные материалы

1.     Авакьян С.А Конституционное право. Т.2

2.     Т.А. ГришинаНекоторые проблемы правового регулирования статуса высшего должностного лица субъекта российской Федерации.

3.     Дзидзоев Р.М Природа исполнительной власти в Республике Северной Осетия – Алания.

[1] «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005, с послед. изм.

[2] Сегодня в каждом субъекте наименование главы субъекта определятся по разному. Мы взяли общее понятие – глава субъекта.

[3]

Ссылка на основную публикацию