Статья 44. права общественных объединений

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Общественное объединение — это сообщество, которое было сформировано по желанию жителей страны.

Главная черта сообщества — наличие одного интереса или одной цели. Чтобы урегулировать создание общественного объединения, был принят Федеральный закон № 82 «Об общественных объединениях» в Российской Федерации.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 82 «Об общественных объединениях» в Российской Федерации был принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 20 декабря 2017 года. также в это время вносились коррективы в ФЗ 115. Подробности тут:

Предмет регулирования — общественные отношения, которые возникают при создании гражданами сообществ или их последующей ликвидации. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют одинаковые права с гражданами РФ относительно этого Федерального закона. Исключением считаются случаи, установленные другими законами или нормативными международными актами.

Краткое содержание закона № 82 «Об общественных объединениях»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Перечисляет особенности создания общественных объединений, их реорганизацию и последующее прекращение деятельности;
  • Глава 3 — Раскрывает права и обязанности участвующих в объединении лиц;
  • Глава 4 — Описывает понятие собственности общественного сообщества;
  • Глава 5 — Раскрывает степень ответственности за нарушение ФЗ 82;
  • Глава 6 — Перечисляет возможные международные связи сообществ;
  • Глава 7 — Описывает заключительные положения.

Читайте подробнее о ФЗ 152 в новой редакции. Ссылка тут:

Последние поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения в ФЗ 82 были внесены 20 декабря 2017 года. В частности, изменения коснулись следующей статьи:

Ч 5 ст 8

Общественная организация должна обладать руководящим органом. Все основные решения принимает руководящий орган или руководящая коллегиальная группа в общественном объединении.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые изменения за последнее время не вносились.

Ст 5 ФЗ 82

В статье 5 описывается понятие общественного объединения. Под таковым понимается самоуправляемое добровольное сообщество, созданное без преследования коммерческих целей. Участники сообщества обладают общими интересами и целями.

Ст 7 ФЗ об общественных объединениях

Статья 7 перечисляет формы, по которым могут быть организованы сообщества:

  • Общественная группа;
  • Общественное учреждение;
  • Движение;
  • Фонд;
  • Политическая партия (ФЗ здесь:).

82 ФЗ статья 29

В статье 29 перечисляются обязанности коллективного объединения. Оно должно:

  • Следовать законодательству Российской Федерации и общепринятым принципам и нормам международных соглашений;
  • Публиковать отчетность об эксплуатации собственного имущества каждый год;
  • Ежегодно сообщать гос органу, который зарегистрировал объединение о продолжении деятельности;
  • Не препятствовать появлению уполномоченного сотрудника на проводимые коллективные объединения предприятия;
  • Информировать федеральный орган государственной регистрации по объемам денежных средств или другого имущества, которые получаются от иностранных источников. Они указаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», о целях расследования подобных денежных средств и эксплуатации недвижимости.

Сообщество в обязательном порядке должно информировать орган, который принял решение о государственной регистрации этого сообщества изменить информацию, которая указывается в статье 5 Федерального закона «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и физических лиц». Не предоставлять можно информацию, полученную в течение трех дней с момента подобных изменений.

  • Если информация несколько раз подряд не предоставлялась, уполномоченный госорган может обратиться в судебную инстанцию с письменным заявлением о том, чтобы сообщество прекратило свою работу.
  • Чтобы получать финансирование от иностранных источников и участвовать в политической деятельности Российской Федерации, сообщество должно зарегистрировать свое объединение в качестве некоммерческой организации, которая выполняет функцию иностранного объекта.
  • Статья 35

Ст 35 описывает управление имуществом в общественных учреждениях. Сообщества, которые финансируются одним или несколькими собственниками, могут управляться на основе оперативного управления.

Сообщества, которые управляются юридическими лицами, могут являться собственностью данных граждан. Если права собственности на недвижимость переходит к третьему лицу, то закрепленное имущество переходит также к нему, при этом он вправе осуществлять оперативное управление.

Коллективные сообщества отвечают по обязательствам денежных средств, которые находятся на их счету. Если они недостаточно субсидируются, возникает ответственность по обязательствам. Ее несет собственник закрепленного имущества (движимого и недвижимого).

Скачать действующую редакцию ФЗ 82

Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82 возник по причине реализации прав на объединение, создание деятельности и реорганизации коллективного сообщества. Чтобы ознакомиться с Федеральным законом подробнее, можно перейти по ссылке для скачивания.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

  • Последняя редакция Ст. 44 Закона о ЗПП
  • В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
  • рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
  • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
  • разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.
  • При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Утратила силу с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 38-ФЗ

Комментарий к Статье 44 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Законодательство, отстаивающее и охраняющее интересы приобретателя, устанавливает ответственность всех ступеней государственной власти за надзор в регулируемой сфере. Местное самоуправление является непосредственной частью этой системы, поэтому существует статья 44 ЗоЗПП РФ, определяющая его роль в регулировании сферы охраны интересов приобретателя.

Что регулирует?

Статья 44 Закона «О защите прав потребителей» регулирует вопросы участия органов местного самоуправления в решении вопросов, связанных с защитой прав приобретателей. Это важно с точки зрения распределения обязанностей среди представителей всех ступеней власти, которые могут оказать помощь в отстаивании конкретным потребителем собственных прав.

Содержание статьи

Структура статьи 44 ЗоЗПП РФ включает единственный пункт, который определен содержанием, которое позволяет власти местного уровня осуществлять определенные действия в сфере защиты прав потребителей, а именно:

  • консультировать;
  • обращаться и представлять интересы в суде.

Кроме того, местные органы вправе самостоятельно обнаруживать нарушения в сфере прав приобретателя и оповещать об этом ответственные надзорные инстанции других уровней власти. Если граждане решают обращаться к органам местного самоуправления, у них для этого есть Многофункциональные центры и иные каналы.

Применение и толкование

Законодательство в статье 44 ЗоЗПП РФ не наделяет муниципалитет широкими полномочиями в области отстаивания прав потребителей. Однако важной из предоставленных возможностей выступает правомочия представления интересов неопределенного круга лиц, являющихся потребителями, в судебных инстанциях.

Это важно, так как в результате одного и того же правонарушения может пострадать несколько лиц, которые будут выступать в качестве потерпевших. Однако не все из них самостоятельно обратились бы в суд с исковым заявлением, которое за них может подать муниципальный орган.

Таким образом, статья определяет меру участия органов муниципального значения в отстаивании интересов неопределенного числа приобретателей. Они могут предоставлять консультации, а также выступать в качестве представителя в суде.

Права и обязанности общественных объединений | Студент-Сервис

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законом;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).
  • Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
  • Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
  • Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно – правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общественное объединение обязано:

  • соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
  • ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
  • ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;
  • представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
  • допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;
  • оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 2. Законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации

Непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех лет влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Право на создание общественных объединений

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции).

Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы.

Механизм его реализации закреплен в Законе об общественных объединениях. Кроме того, порядок реализации этого конституционного нрава установлен Законом о профсоюзах, Федеральным законом от 28 июня 1995 г.

№ 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и др.

Законодательное ограничение реализации этого права установлено ст.

13 Конституции, запрещающей создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Кроме ст. 30 защита данного права закреплена в ряде других статей Конституции — ст. 13, устанавливающей принцип идеологического многообразия и политического плюрализма; ст. 19, гарантирующей равенство граждан независимо от принадлежности к общественным объединениям; ст. 36, предоставляющей право гражданам и их объединениям право иметь в частной собственности землю и др.

Рассматривая вопрос о свободе объединений, Конституционный Суд РФ указал в Постановлении от 12 февраля 1993 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 г.

№ 1308 “О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации”», что любая попытка со стороны уполномоченной власти пресекать деятельность по созданию общественного объединения является нарушением Конституции.

Существуют ограничения при реализации этого права для отдельных категорий граждан. Так, в соответствии со ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

«пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности…

Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции». В связи с этим ст. 9 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закрепляет, что «военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, нс находясь при исполнении обязанностей военной службы».

Статья 30 Конституции России

Текст Ст. 30 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Комментарий к Ст. 30 Конституции Российской Федерации

  • Положения комментируемой статьи конкретизированы законодательством об общественных объединениях.
  • Базовым в данной сфере общественных отношений является Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82 «Об общественных объединениях».
  • В соответствии с его статьей 3, определяющей содержание права граждан на объединение, данное право включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
  • Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
  • Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее— уставные цели).
  • Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.
  1. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
  2. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено федеральными законами.
  3. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
  4. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
  5. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
  6. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
  7. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (см. ст. 13).

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  • политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  • в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии;
  • руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. При этом включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

  • Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  • Комментируемая статья, кроме того, отдельно оговаривает право создания профессиональных союзов, которое конкретизировано Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности».
  • Статья 2 указанного закона определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
  • Правом вступить в профсоюз обладает каждый гражданин РФ, достигший возраста 14 лет, а также, поскольку иное не предусмотрено федеральными законами, граждане иностранных государств.
Читайте также:  Глава III. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов

Во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, предпринимателями профессиональные союзы представляют и защищают интересы своих членов в области производства, социально — экономической, культурной и иных областях. Все профессиональные союзы должны быть равны перед законом.

 Специфическая деятельность профессиональных союзов стимулируется, а особенности, связанные с их созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией, регулируются Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. , иным законодательством о профессиональных союзах, принимаемым в соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях».

  1. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
  2. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
  3. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
  4. Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять одно из решений: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.

Перечень оснований, по которым может быть отказано в регистрации общественного объединения, включает обстоятельства, предусмотренные п. 5 ст.

13 Конституции, другие основания, предусмотренные Законом об общественных объединениях. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается.

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от нее могут быть обжалованы в суд.

Кроме того, отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Учреждения юстиции обязаны указать конкретные положения законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данного объединения.

Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов, избрании руководящих органов, составлении программы, управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами по различным вопросам общественной жизни.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается.

Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России.

В законодательстве предусматриваются меры против злоупотреблений правом на объединение.

Общественное объединение может быть ликвидировано лишь по решению суда на основании заявления прокурора в случаях несоблюдения п. 5 ст.

13 Конституции Российской Федерации, виновного нарушения прав и свобод граждан, иных неоднократных или грубых нарушений правовых актов либо систематической деятельности, противоречащей уставным целям.

Государство, его органы, общественные объединения, в том числе лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, и граждане несут равную ответственность за соблюдение законодательства об общественных объединениях.

Статьей 144 УК предусматривается уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, ст. 239 – за организацию объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Права общественных объединений:

— свободно
распространять информацию о своей
деятельности;
— учасвовать в выработке
решений органов государственной власти
и органов местного самоуправления;

проводить собрания, митинги, демонстрации,
шествия и пикетирования;
— учреждать
средства массовой информации и
осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права,
законные интересы своих членов и
участников (других граждан) в органах
государственной власти, органах местного
самоуправления и общественных
объединениях;
— выступаит с инициативами
по различным вопросам общественной
жизни, вносить предложения в органы
государственной власти;
— участвовать
в избирательных компаниях. и т.д.

Обязанности общественных объединений

— соблюдать законы,
общепризнанные принципы и нормы
международного права, свой устав и
другие правовые нормы;
— ежегодно
публиковать отчет об использовании
своего имущества или обеспечивать
доступность ознакомления с указанным
отчетом;
— ежегодно информировать
соответствующие органы о продолжении
своей деятельности с указанием
соответствующей информации об
объединении;
— представлять по запросу
соответствующего органа годовые и
квартальные отчеты о своей деятельности,
решения руководящих органов и должностных
лиц общественного объединения;

допускать представителей органа,
регистрирующего общественные объединения,
на проводимые общественным объединением
мероприятия;
— оказывать содействие
контролирующему органу в ознакомлении
с деятельностью общественного объединения.

За нарушения
Конституции РФ, за нарушения законодательства
РФ или за нарушения других правовых
норм деятельность общественных
объединений, по решению суда, может быть
приостановлена
или ликвидирована.(Деятельность
приостанавливается и по решению органов,
которые осуществляют контроль и надзор
за деятельностью общественных
объединений).

Случаи ликвидации общественных объединений

— за насильственное
изменение основ конституционного
строя;
— за нарушение целостности РФ;

за подрыв безопасности государства;

за создание вооруженных формирований;

за разжигание социальной, расовой,
национальной или религиозной розни;

при нарушении прав и свобод граждан;

при неоднократных или грубых нарушениях
закона или иных правовых актов либо при
систематическом осуществлении
объединением деятельности, противоречащей
его уставным целям.

Вывод: Общественные
объединения представляют собой
добровольные, самоуправляемые,
некомерческие формирования, которые
образуются на основе общности интересов
граждан, закрепленных в уставе и которые
принимают участие в государственном
управлении путем реализации своих прав
и обязанностей.

19Понятие и административно-правой статус должностного лица

Статья
2.4.

Административная ответственность
должностных лиц

Административной
ответственности подлежит должностное
лицо в случае совершения им административного
правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей.

Примечание.


Под должностным лицом в настоящем
Кодексе следует понимать лицо, постоянно,
временно или в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее функции
представителя власти, то есть наделенное
в установленном законом порядке
распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся в служебной
зависимости от него, а равно лицо,
выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные
функции в государственных органах,
органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других
войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. Совершившие
административные правонарушения в
связи с выполнением организационно-распорядительных
или административно-хозяйственных
функций руководители и другие работники
иных организаций, а также лица,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, несут административную ответственность
как должностные лица, если законом не
установлено иное.

Должностные лица
и военнослужащие

В КоАП РФ, согласно
примечанию к ст. 2.4., под Д. л.
понимается лицо, постоянно, временно
или в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее функции
представителя власти, т. е.

наделенное
в установленном законом порядке
распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся в служебной
зависимости от него, а равно лицо,
выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные
функции в гос. органах, органах местного
самоуправления, гос.

и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных
Силах РФ, других войсках и воинских
формированиях РФ.

Совершившие
административные
правонарушения

в связи с выполнением
организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций
руководители и другие работники иных
организаций, а также лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, несут
административную
ответственность

как должностные лица, если законом не
установлено иное.

В то же время
относительно недавно в литературе по
административному праву появилась
точка зрения, согласно которой к числу
должностных лиц следует относить не
только государственных и муниципальных
служащих, наделенных правом совершения
юридически значимых действий, но и
работников коммерческих и некоммерческих
организаций, выполняющих управленческие
функции в этих организациях и действующих
от их имени. Соответственно выделяются
и две категории должностных лиц: публичные
должностные лица и частные. Все должностные
лица в рамках указанного подхода
подразделяются в зависимости от вида
органов и организаций, в которых они
действуют, на три вида: государственные,
муниципальные и частные должностные
лица.

Читайте также:  Статья 10. Средства на выплату пенсий

Публичным должностным
лицом является физическое лицо, замещающее
по основаниям и в порядке, установленным
федеральным законодательством,
законодательством субъекта Российской
Федерации, должность в государственном
органе или органе местного самоуправления,
в государственном или муниципальном
учреждении, в иной государственной или
муниципальной организации, иную
государственную или муниципальную
должность, реализующее компетенцию
соответствующего органа, учреждения,
организации или собственную компетенцию,
действующее в отношениях с другими, в
том числе организационно не подчиненными
ему субъектами (физическими лицами и
организациями), от его имени либо
непосредственно от имени Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации
или муниципального образования и
наделенное в этих отношениях внутренними
и (или) внешними организационно-распорядительными
и (или) охранительными публично-властными
полномочиями, а также внешними
представительскими полномочиями. К
числу публичных должностных лиц
представляется возможным отнести, в
частности, Президента РФ, федеральных
министров, глав исполнительной власти
субъектов РФ, глав местных администраций,
глав муниципальных образований,
должностных лиц органов внутренних
дел, налоговых органов и т.п.

Частным должностным
лицом является физическое лицо, замещающее
по основаниям и в порядке, установленным
федеральным законодательством,
законодательством субъекта Российской
Федерации, уставом коммерческой или
некоммерческой организации, должность,
руководящее место в негосударственной
и немуниципальной коммерческой или
некоммерческой организации, действующее
в отношениях с другими, в том числе
организационно не подчиненными ему
субъектами (физическими лицами и
организациями) от имени этой организации
и наделенное в этих отношениях внутренними
организационно-распорядительными и
внешними представительскими полномочиями.
В качестве примеров частных должностных
лиц можно назвать генеральных директоров
и директоров акционерных обществ,
обществ с ограниченной ответственностью,
арбитражных управляющих, руководителей
общественных и религиозных объединений
и т.п.

В то же время, как
показывает анализ федерального
административного законодательства,
имеются основания для выделения и
третьего вида должностных лиц —
частно-публичных лиц.

Полагаем, что
частно-публичным должностным лицом
может быть названо физическое лицо,
замещающее по основаниям и в порядке,
установленным федеральным законодательством,
законодательством субъекта Российской
Федерации, уставом коммерческой или
некоммерческой организации, должность,
выполняющее работу в государственной
или негосударственной коммерческой
или некоммерческой организации,
действующее в отношениях с другими, в
том числе организационно не подчиненными
ему субъектами (физическими лицами и
организациями) от имени этой организации,
а также в некоторых случаях, предусмотренных
федеральным законодательством или
законодательством субъекта Российской
Федерации, непосредственно от имени
Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации или муниципального образования
и наделенное в этих отношениях как
внутренними организационно-распорядительными,
так и отдельными внешними
организационно-распорядительными и
(или) охранительными публично-властными
полномочиями. Примерами частно-публичных
должностных лиц могут служить начальники
морских и речных портов, железнодорожных
станций, поездов, капитаны морских,
речных и воздушных судов.

Все названные виды
должностных лиц выступают субъектами
административных правоотношений. В
зависимости от места и роли долж­ностных
лиц в административных правоотношениях
возможно выделить две категории этих
лиц:

1) властвующие
должностные лица, которые реализуют в
административных правоотношениях
имеющиеся у них властные полномочия
организационно-распорядительного и
(или) охранительного характера, например,
руководители органов исполнительной
власти, сотрудники милиции, государственные
инспектора и т.п.;

2) невластвующие
должностные лица, которые реализуют в
административных правоотношениях
имеющиеся у них представительские
полномочия и сами зависят от властвующих
в этих отношениях должностных лиц,
например, руководители акционерных
обществ, обществ с ограниченной
ответственностью, общественных
объединений.

Исходя из выполняемых
в механизме административно-правового
воздействия функций и характера
реализуемых публично-властных полномочий,
все властвующие должностные лица как
субъекты административных правоотношений,
в свою очередь, условно могут быть
подразделены на два вида:

1) управляющие
должностные лица, т.е. должностные лица,
наделенные организационно-распорядительными
полномочиями, например, губернаторы
субъектов РФ, главы местных администраций,
руководители государственных органов,
органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных
учреждений, государственные регистраторы
и т.п.;

2) охраняющие
должностные лица, т.е. должностные лица,
наделенные правоохранительными
полномочиями, например, сотрудники
милиции, руководители органов
государственного контроля (надзора),
государственные инспектора, сотрудники
таможенных органов и т.п.

3. В целях реализации
указанных выше управленческих функций
управляющие должностные лица наделяются
в административных правоотношениях
управленческими (организационно-распорядительными)
полномочиями, к числу которых, по нашему
мнению, можно отнести:

а) право на издание
в отношении как подчиненных, так и
организационно неподчиненных физических
и юридических лиц организационно-распорядительных
административно-правовых актов (приказов,
распоряжений, решений, заключений и
т.п.);

б) право на совершение
в отношении как подчиненных, так и
организационно не подчиненных физических
и юридических лиц следующих властных
административно-правовых действий:


организационно-распорядительных (дача
устных руководящих указаний, проведение
инструктажей, прием заявлений, выдача
справок и т.п.);

  • — лицензионно-разрешительных
    (выдача лицензий и иных специальных
    разрешений);
  • — согласовательных
    (согласование специальной документации,
    дача согласия на совершение определенных
    действий);
  • — регистрационных
    (регистрация физических и юридических
    лиц, иных объектов);
  • — экзаменационных
    (принятие квалификационных и иных
    экзаменов и испытаний, определение их
    результатов);
  • -удостоверительных
    (удостоверение и подтверждение
    определенных юридических фактов);
  • в) право на заключение
    с другими субъектами административных
    правоотношений административных
    договоров (соглашений), регулирующих
    порядок разрешения различных вопросов,
    возникающих в сфере публичного управления.
  • 3. В целях реализации
    указанных выше охранительных функций
    охраняющие должностные лица наделяются
    в административных правоотношениях
    охранительными полномочиями, к числу
    которых, по нашему мнению, можно отнести:
  • а) право на проведение
    мероприятий по контролю (проверке) в
    отношении подконтрольных (поднадзорных)
    физических и юридических лиц;

б) право на совершение
контрольно-надзорных действий в ходе
проведения проверок (осмотр, досмотр,
изъятие предметов, образцов товаров,
истребование документов, письменных
объяснений и т.п.);

в) право на применение
в отношении физических и юридических
лиц, совершивших преступления,
административные и иные публичные
правонарушения, мер административного
пресечения, предусмотренных соответствующими
федеральными нормативными правовыми
актами (применение физической силы,
специальных средств, огнестрельного
оружия, приостановление операций о
счетам в кредитных организациях,
аннулирование лицензий и иных
разрешительных документов и т.п.);

г) право на применение
в отношении физических и юридических
лиц, совершивших административные
правонарушения, мер обеспечения
производства по делам об административных
правонарушениях, предусмотренных главой
27 КоАП;

д) право на применение
в отношении физических и юридических
лиц, совершивших административные
правонарушения, мер административной
ответственности, т.е. административных
наказаний, предусмотренных главой 3
КоАП (предупреждение и штраф);

е) право на применение
в отношении физических и юридических
лиц, совершивших иные публичные
правонарушения, не признаваемые
федеральным законодательством
административными, мер иных видов
публично-правовой ответственности
(налоговой, банковской, страховой,
исполнительной, бюджетной);

ж) право на отмену
незаконных индивидуальных
административно-правовых актов, изданных
(принятых) нижестоящими должностными
лицами;

з) право на применение
в отношении физических и юридических
лиц мер административного ограничения,
направленных на обеспечение их собственной
безопасности, а также безопасности
других лиц (ограничение въезда и выезда,
движения транспортных средств и
пешеходов, досмотр ручной клади пассажиров
в аэропортах и т.п.);

и) право на применение
в отношении физических и юридических
лиц, добровольно не исполняющих
возложенные на них в установленном
порядке юридические обязанности, мер
административного обеспечения исполнения
этих обязанностей (наложение ареста на
имущество должников при осуществлении
исполнительного производства, изъятие
предметов у должников и передача их
взыскателям, направление должникам
требований об уплате недоимки по налогам,
таможенным платежам, платежам в фонд
обязательного пенсионного страхования
и т.п.);

к) право на применение
в отношении организационно подчиненных
субъектов, совершивших дисциплинарные
правонарушения, мер дисциплинарной
ответственности, т.е. дисциплинарных
взысканий.

Специальным
субъектом административных правоотношений
в отличие от общего субъекта выступают
лица, замещающие или осуществляющие
определенные должности и функции
соответственно. Это вызвано в первую
очередь специализированным порядком
привлечения их к административной
ответственности (ст. 2.4 и 2.5 КоАП РФ).

На основании ст.
2.4 КоАП административной ответственности
подлежит должностное лицо в случае
совершения им административного
правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей. Таким образом,
установлена ответственность при виновном
как действии, так и бездействии
должностного лица.

В административном
праве понятие «должностное лицо»
обобщает лиц, постоянно, временно или
в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющих функции
представителя власти.

Такое лицо должно
быть наделено на основании распоряжений
Правительства РФ, ведомственных приказов,
должностных инструкций (регламентов)*(72)
и т.д. распорядительными полномочиями
в отношении лиц, не находящихся от него
в служебной зависимости.

Следовательно,
должностные лица должны иметь право в
пределах своей компетенции совершать
юридически значимые действия, например
издавать нормативно-правовые акты,
давать обязательные указания, нанимать
и увольнять работников, управлять
государственным имуществом, распоряжаться
денежными средствами и т.д. На основании
этого должностными признаются лица,
выполняющие организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные
функции:

в государственных
органах, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных
организациях;

в Вооруженных
Силах РФ, других ее войсках и воинских
формированиях.

Ссылка на основную публикацию