Статья 5. Руководство космической деятельностью

Статья 5. Руководство космической деятельностью

В России невозможно заняться космическим бизнесом без Первого отдела, лицензии ФСБ на работу с гостайной, формы секретности для сотрудников /С. Портер

В 2001 г. американский предприниматель Элон Маск прилетал в Москву и пытался договориться о покупке ракет «Днепр» для вывода в космос собственных аппаратов.

Тогда ему это не удалось, и в итоге ему пришлось самому разработать ракету-носитель, которая скоро, весьма вероятно, потеснит с международного рынка российский «Протон».

Можем ли мы представить себе ситуацию, в которой российский бизнесмен ввозит в Россию ракеты-носители из Китая или США, чтобы отправлять в космос аппараты собственного производства? Любой российский бизнесмен будет в ужасе: даже если забыть о таможне, получить лицензию в России на запуск сделанной за океаном ракеты-носителя – безумно сложная и дорогостоящая затея. А уж запустить в России сделанный российской частной фирмой космический аппарат совершенно нереально.

В США Маск не только разработал Falcon 1, впервые полетевшую в космос частную ракету, и Falcon 9, ставшую одним из типовых решений для коммерческого космоса (18 успешных запусков из 19 с 2010 г.).

Он первым отправил частный космический корабль на Международную космическую станцию и первым вывел частный спутник на геостационарную орбиту. В 2014 г. Маск начал строить в Техасе частный космодром.

Но частная инициатива в космонавтике не ограничивается проектами масштаба корпорации Маска SpaceX, капитализация которой – около $12 млрд. Частная инициатива университетов и фирм стоит за запуском самых маленьких спутников, так называемых кубсатов (CubeSat).

Кубсаты занимают стандартизированный объем 10 х 10 х 10 см, они выводятся на орбиту «в нагрузку» к основному грузу. Их стоимость чрезвычайно низка, так как они собираются из обычных промышленных компонентов – меньшая длительность жизни спутника с лихвой компенсируется его дешевизной.

Кубсаты используются для съемки земной поверхности, тестирования микросхем на устойчивость к радиации, в исследовательских целях (значительная часть кубсатов собирается в университетских лабораториях).

Речь идет не только об изучении магнитного поля Земли, потока космических частиц, точной формы геоида или высокоатмосферных явлений. С помощью кубсатов проведены одни из первых тестов «солнечного паруса» как перспективного средства передвижения в космосе.

Кстати, целый ряд российских вузов активно участвуют в создании микроспутников (Красноярская аэрокосмическая академия, Бауманский технический университет, СамГУ и др.). Но это не промышленный поток, скорее факультативный.

Для изготовления любого космического аппарата, даже кубсата, необходимо получить лицензию Роскосмоса – сегодня это госкорпорация.

Для получения лицензии нужно, в частности, представить сертификат о наличии у вас системы менеджмента качества, соответствующей положению РК-11-КТ. А для сертификации нужно обратиться в несколько космических институтов.

Каждый эпизод такого общения будет стоить немалых денег – больше, чем стоит базовый кубсат. На получение лицензии потребуется не менее года.

Сертификация системы менеджмента качества – только часть проблемы. Для лицензирования нужно официальным образом получить тексты ГОСТов, многие из которых являются документами ДСП. Казалось бы, любой ГОСТ должен быть доступен онлайн, как все нормативно-правовые акты. Нет, его можно получить только в бумажном виде, только за серьезные деньги – например, во ФГУП «Стандартинформ».

Не очень понятно, для чего существует это искусственное препятствие и почему гриф ДСП до сих пор не снят с ГОСТов. Напротив, инструкция NASA System Engineering Handbook, являющаяся американским аналогом РК-11-КТ, доступна любому желающему. Напомним: NASA все же в первую очередь конкурент Роскосмосу, чем партнер. И скорость принятия решения здесь – конкурентное преимущество.

В свою очередь, получение ГОСТа ДСП невозможно без создания целого ряда рабочих мест для сотрудников, не принимающих непосредственного участия в создании космических аппаратов: требуется организовать Первый отдел, получить лицензию ФСБ на работу с гостайной, форму секретности для сотрудников.

Такая система, возможно, оправдывает себя в осуществлении пилотируемых запусков. Там, где цена ошибки может составить человеческую жизнь, лучше проверить лишний раз и не считаться с затратами. Но если цена вопроса – успех коммерческого проекта, лицензирование становится помехой его рентабельности.

Никакой бизнес, никакая научная лаборатория не будет себе в убыток отправлять на орбиту не соответствующие их собственным требованиям приборы и аппараты. Зачем ставить над ними целый ряд дополнительных контролеров в лице государственных институтов, чьи требования основаны на ГОСТах и ОСТах, базирующихся на стандартах 1960–1970-х гг.

, которые разрабатывались для нужд пилотируемой космонавтики?

Приведем такой пример. Микросхемы делятся по их стойкости к воздействиям космических лучей на четыре класса в порядке возрастания стойкости и, соответственно, стоимости: бытовые, промышленные, военные, космические. ГОСТ требует, чтобы микросхемы были высшего, т. е. космического класса.

Без его соблюдения невозможно провести лицензирование. И это разумно, если речь идет, например, о МКС, расчетный срок эксплуатации которой более 10 лет. Но если речь идет о коммерческом спутнике сроком жизни в один год, нет смысла ставить на него дорогие микросхемы космического класса.

Большинство современных компаний широко используют работу программистов на аутсорсинге. Так вот, это незаконно, согласно действующим в России нормам, если речь идет, например, о программировании научной аппаратуры, которая будет установлена на спутнике.

Далее, для лицензирования нужно заранее знать всех соисполнителей разрабатываемой техники, вплоть до микросхем. На практике из-за этого теряется до полугода работы над космическим аппаратом.

Кроме того, требование наличия лицензий становится одним из рычагов давления на компании, которые выходят на тендеры и аукционы.

Читайте также:  Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Сложившаяся система лицензирования защищает не интересы российского бизнеса и науки, а интересы лицензирующих организаций. Россия же пропускает очередной технологический виток: переход в космонавтике к мини- и микропроектам, создаваемым в условиях бизнес-конкуренции.

Как это все устроено у нашего главного конкурента в этой отрасли – США?

О том, что частная космонавтика служит «общему благу Соединенных Штатов» и поэтому должна всемерно поощряться, сказано в федеральном законе США об аэронавтике и космосе 1958 г. (National Aeronautics and Space Act). В 1960–1980-е гг.

на деле имела место государственная монополия NASA на запуски космических кораблей. Практическая возможность частных лиц и организаций осуществлять запуск космических кораблей одноразового использования была обеспечена законом о коммерческих космических пусках (Commercial Space Launch Act) 1984 г.

Роль частных лиц и организаций была усилена законом о закупке услуг по запуску 1990 г. (Launch Services Purchase Act), которым было прямо предписано NASA закупать услуги по запуску у коммерческих фирм. В 1998 г.

был принят американский закон о коммерческом использовании космоса (Commercial Space Act), который реализовал на практике положения закона 1990 г.

В результате этой политики США стали лидером в области частной космонавтики, причем затраты государства сводились к созданию законодательной базы.

В настоящее время требования к частной космонавтике устанавливаются кодексом федеральных нормативов (Code of Federal Regulations), главой III раздела 14 «Аэронавтика и космос» (Title 14 Aeronautics and Space).

Этот документ полностью определяет требования правительства США к частным лицам, которые желают осваивать космос. Государственное лицензирование в случае непилотируемой космонавтики требуется только на запуск и посадку космических аппаратов, а также на функционирование космодромов.

Разработка, модернизация, управление космическими кораблями, разработка, испытание, производство, ремонт и утилизация ракет-носителей, ракетных двигателей, управляющей и научной аппаратуры лицензированию не подлежит.

Лицензирование основано на двух базовых требованиях. Это общественная безопасность – безопасность для жизни и здоровья людей в связи с пуском ракеты и ее движением по орбите.

И политическая безопасность – соответствие проекта международным обязательствам и государственным интересам США.

Лицензию на космическую деятельность может получить любое лицо независимо от гражданства и страны происхождения капитала.

Процедура получения лицензии максимально упрощена: заявитель обращается в единственную государственную организацию – Федеральное авиационное агентство, которое координирует работу всех прочих федеральных агентств, отвечающих за космическую отрасль.

При этом одобрение проекта в области политической и общественной безопасности может быть запрошено как прежде подачи документов на лицензирование, так и одновременно.

Законом установлен срок в 120 дней, в течение которого прошение о лицензировании должно быть рассмотрено.

Важный элемент американской системы – ее гибкость: по мотивированному обращению заявителя агентство имеет право инициировать отмену тех или иных норм, которым должна удовлетворять лицензируемая деятельность. Также по мотивированному обращению заявителя требования к лицензируемой деятельности могут быть смягчены или сняты в отношении данного проекта.

Именно гибкость законодательной системы и ее благорасположенность к частной инициативе привела к тому, что США опережают Россию в таком важном секторе современной высокотехнологичной индустрии, как частная космическая промышленность.

Контроль космического пространства : Министерство обороны Российской Федерации

Основной задачей системы контроля космического пространства является разведка военно-космических систем вероятных противников, обнаружение военных действий в космосе и из космоса, а также доведение информации о космической обстановке до руководства страны и Вооруженных Сил Российской Федерации и информационное обеспечение безопасности космической деятельности Российской Федерации.

Системой определяются характеристики и назначение всех космических аппаратов на высотах более 50 000 километров, состав орбитальных группировок космических систем России и иностранных государств с их распознаванием, а также признаки начала боевых действий в космосе и из космоса.

Наиболее эффективные средства СККП – это оптико-электронный комплекс «Окно», способный автономно в автоматическом режиме решать задачи контроля космических объектов на высотах от 2 000 км до 50 000 км, сбора по ним информации и ее выдачи на командные пункты, и радиооптический комплекс распознавания космических объектов «Крона».

По внешним целеуказаниям комплекс «Окно» также способен обеспечить контроль низкоорбитальных космических объектов с высотами полета от 120 до 2 000 км. Кроме того, комплекс может использоваться для экологического мониторинга космического пространства.

В свою очередь, комплекс «Крона» осуществляет обнаружение и фиксацию параметров траекторий объектов на низкой околоземной орбите, каталогизацию их характеристик и распознавание новых искусственных спутников Земли.

Основные задачи, решаемые Системой контроля космического пространства:

  1. Оперативная оценка и прогнозирование опасных изменений в околоземном космическом пространстве путем непрерывного контроля космического пространства, определения состава и состояния группировок военно-космических средств иностранных государств; контроля испытаний таких средств и развертывания противоспутниковых, противоракетных и ударных группировок.
  2. Ведение Главного каталога космических объектов – распознавание космических объектов, в том числе селекция, идентификация и определение их целевого назначения и государственной принадлежности. Автоматическое установление фактов запуска, маневра и схода космических объектов с орбиты, определение и систематическое уточнение параметров их орбит.
  3. Оценка обстановки на трассах полета отечественных космических аппаратов, прогнозирование опасных для них ситуаций, создаваемых различными космическими объектами и средствами противокосмической обороны. Оценка состояния отечественных космических аппаратов в аварийных ситуациях.
  4. Формирование и выдача на командные пункты информации о космических объектах, состоянии и изменениях космической обстановки.
  5. Обеспечение Системы предупреждения о ракетном нападении информацией о каталогизированных космических объектах в интересах снижения вероятности формирования ложной информации предупреждения о ракетном нападении.
Читайте также:  Статья 11. полномочия федеральных органов исполнительной власти в области военно-технического сотрудничества

Боевое дежурство средств СККП является выполнением боевой задачи государственной важности и несется круглосуточно. Профессионализм, высокое чувство ответственности за порученное дело, верность традициям старших поколений лежат в основе безусловного и надежного выполнения боевой задачи личным составом дежурных смен.

На заре активного освоения космического пространства возникла необходимость создания специальных средств наблюдения и обработки измерительной информации, которые позволяли бы определять орбиты иностранных и отечественных космических аппаратов (КА) с отказавшей или отработавшей свой ресурс бортовой аппаратурой, а также фрагменты ракет-носителей, вышедшие на орбиту. В совокупности эти средства и стали называться системой контроля космического пространства

В 1962 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление «О создании отечественной службы контроля космического пространства».

По мере усложнения обстановки в космосе были развернуты активные работы по совершенствованию ЦККП и его преобразованию в командный пункт системы контроля космического пространства.

На первом этапе, в 1974 году, для этого была обеспечена связь ЦККП с информационными средствами систем предупреждения о ракетном нападении (ПРН) и противоракетной обороны (ПРО). Зона контролируемого космического пространства резко расширилась – к 1976 г. ЦККП уже сопровождал более полутора тысяч космических объектов, что составляло 30% от их общего количества.

При этом значительно повысилась достоверность информации, формируемой системой ПРН, так как появилась возможность ведения полного каталога космических объектов, пролетающих над территорией страны, который позволил значительно снизить вероятность ложного предупреждения путем отбраковки траекторий полета снижающихся и сгорающих в плотных слоях атмосферы космических объектов.

Кроме того, появились реальные возможности своевременной и надежной выдачи соответствующих целеуказаний комплексу противокосмической обороны в целях перехвата космических аппаратов, атакующих территорию страны.

В дальнейшем степень контроля объектов, находящихся в космическом пространстве, непрерывно возрастала – к 1980 г. ЦККП получил возможность прогнозирования мест падения космических объектов и сопровождал более половины всех орбитальных объектов.

Тогда же, в 1980 году, было принято решение о дальнейшем развитии Системы ККП с поэтапным вводом в ее состав специализированных средств контроля космического пространства: оптико-электронных и радио-оптических комплексов распознавания космических объектов, а также средств пеленгации излучения космических аппаратов. Создание специализированных средств ККП позволило существенно улучшить оперативность и эффективность распознавания космических аппаратов.

Оптико-электронная станция из состава ОЭК «Окно»

В 1986 г. средствами СККП сопровождалось уже более 4 тысяч космических аппаратов и их элементов на высотах до 3500 км.

В 1988 г. было образовано соединение контроля космического пространства, призванное обеспечить оперативное управление всеми силами и средствами, позволяющими всеобъемлюще контролировать космическое пространство, и своевременно обнаружить начало военных действий в космосе.

Соединение ККП имеет в своем составе командный пункт, Центр контроля космического пространства, специализированные радиолокационные и оптико-электронные комплексы. На Центр контроля космического пространства возлагается задача непрерывного ведения Главного каталога космической обстановки и выдача оперативных данных о ней на главные командные пункты страны.

В 1999 году была поставлена в опытную эксплуатацию первая очередь оптико-электронного комплекса «Окно» (г. Нурек, Таджикистан). В 2000 году завершены испытания и сдана в эксплуатацию войскам первая очередь радиооптического комплекса «Крона» (ст. Зеленчукская, Карачаево-Черкесская Республика).

В настоящее время работы по совершенствованию Системы контроля космического пространства продолжаются. 

Вывели с орбиты: что стоит за новым эпизодом хищений в «Роскосмосе»

Антикоррупционное расследование Следственного комитета (СК) по факту масштабных злоупотреблений в «Роскосмосе» выявило еще одно хищение — на этот раз средств, выделенных на программу ротации американских членов экипажа на МКС.

По версии следствия, руководители компании «Центр технического перевооружения службы управления космическими полетами» (ЦТП) в сговоре с сотрудниками ракетно-космической корпорации «Энергия» и других госпредприятий через фиктивных субподрядчиков вывели свыше 8 млн рублей.

«Известия» выяснили, что к махинации могут быть причастны бывшие топ-менеджеры «Энергии» Олег Волков и Николай Черленяк, скрывающиеся от правосудия за границей.

Эксперты считают, что новые факты коррупции и воровства, раскрытые департаментом внутреннего аудита «Роскосмоса» и переданные в СК, — свидетельство заинтересованности госкорпорации в «чистке» рядов.

Новые фигуранты в миллиардном деле

Бывший директор исследовательской компании ЦТП Василий Икомасов и его заместитель Эдуард Родыч-Семенча стали фигурантами нового уголовного дела по факту хищений при заключении госконтрактов в «Роскосмосе».

Как сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах, по версии следствия бюджетные средства были похищены при заключении контракта между «Роскосмосом» и его подразделением ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ).

Он был заключен в 2015 году на три с лишним миллиарда рублей.

По договору подрядчик должен был провести работы по доставке на Международную космическую станцию американских астронавтов. Часть задач ЦЭНКИ перепоручил ЦТП.

Следствие считает, что работу субподрядчик проводил лишь на бумаге, что позволило сообщникам вывести через свои счета 8 млн рублей.

Это квалифицировано следствием как хищение в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору.

Научно-исследовательская компания ЦТП (ее англоязычное название SPACEFLIGHT COMPUTER SUPPORT CENTER — SCSC) была создана в 1997 году. По данным базы СПАРК, центр связан с «Энергией» через ряд аффилированных фирм.

О последнем руководителе ЦТП, Василии Икомасове, известно немного — на мужчину была оформлена небольшая, судя по обороту, строительная компания. Владельцем ЦТП была другая контора со схожим названием — ЗАО «Центр технического перевооружения службы управления полетами», возникшая лишь годом ранее.

Любопытно, что англоязычные аббревиатуры «мамы» и «дочки» полностью совпадают, и эти четыре буквы хорошо известны в научном космическом мире, в частности, на Западе.

Учредителями «старшей» SCSC (а, значит, и бенефициарами ЦТП) выступали в свое время космонавт Владимир Соловьев, видный ученый Вера Станиловская, а также бывший топ-менеджер ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Николай Черленяк и замдиректора одной из программ корпорации Олег Волков.

Последние двое — фигуранты антикоррупционного расследования с полумиллиардным ущербом. Они скрылись от следствия за границей в декабре 2017 года.

Читайте также:  Статья 91.2. Уведомление должника о совершенной исполнительной надписи

Схема с фиктивными услугами

Николай Черленяк возглавлял одиннадцатую дирекцию РКК «Энергия», которая отвечает за программу эксплуатации Международной космической станции.

Тучи над ним начали сгущаться в 2017 году. Контролирующие органы обнаружили хищение бюджетных средств, выделенных «Энергией» филиалу Центра тренажеростроения и подготовки персонала (ЦТиПП).

Предполагалось, что 500 млн рублей пойдут на разработку и выпуск инновационных комплексов подготовки, в том числе для внеорбитальной деятельности на околоземной орбите в открытом космосе и в перспективе на поверхностях небесных тел.

ЦТиПП, в свою очередь, привлек субподрядчика ЗАО «Меркурий», куда и ушли деньги. Позже астрономическая сумма была выведена через фирмы-однодневки и обналичена.

Еще одним фигурантом расследования тогда стал бывший сотрудник «Энергии» Олег Волков (тезка действующего руководителя сектора предприятия).

На фоне столь крупных хищений эпизод с 8 млн, случившийся двумя годами ранее, не был замечен.

В многочисленных «подвигах» «Энергии» он не самый большой, но показательный, потому что наглядно демонстрирует схемы, которыми пользовались в РКК, выводя деньги через подконтрольные фирмы, считает член Общественного совета при «Роскосмосе», председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Контракт субподряда, позволивший его бенефициарам украсть у госкорпорации 8 млн, скорей всего, был фикцией, а самой разработки могло даже не быть в природе, полагает эксперт.

— Была составлена фиктивная отчетность о том, что разработан некий научно-технический продукт, будто бы отвечающий задачам контракта. И под эту цель списаны деньги. Что это была за разработка, даже и неважно. Полеты состоялись и без нее, значит, в ее появлении не было никакой необходимости, — отметил он.

Подобные махинации часто происходят в сферах, чьи объекты производства нельзя ни продать, ни потрогать. Это дыра, в которую падают бюджетные деньги, говорит Кирилл Кабанов.

Его поддерживает руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Предметом договора субподряда между ЦЭНКИ и ЦТП могла стать фиктивная исследовательская работа на любую тему, вплоть до прогноза погоды на день летных испытаний, полагает он. Такие исследования — удобный способ для воровства, причем на бумаге обычно всё выглядит красиво, говорит эксперт.

— В дорожной отрасли я встречал исследования об отличии желтых лампочек от красных, и даже под такую ерунду люди получали сотни тысяч рублей. Что же говорить о космосе с его миллионами и миллиардами и закрытыми от посторонних глаз контрактами? — поделился с «Известиям» Александр Строганов.

Чистка рядов

По мнению Кирилла Кабанова, мошеннические схемы в «Роскосмосе» были отстроены еще в первые годы после развала Советского Союза, когда большое число предприятий оборонного ракетостроения де-юре продолжали входить в госкорпорацию, но де-факто стали «самостийными князьками и владельцами имений». Но сейчас эта система ломается, причем происходит это по доброй воле самой госкорпорации, подчеркнул эксперт.

Новые факты коррупции и воровства, раскрытые департаментом внутреннего аудита, — по сути, хорошо забытые старые дела, говорит Кирилл Кабанов. Госкорпорация заинтересована в «чистке» рядов, поэтому результаты всех «раскопок» передает в правоохранительные органы.

— Все думают, что такое количество уголовных дел — это плохо. На самом деле это хороший сигнал, свидетельство очищения, — пояснил «Известиям» Кирилл Кабанов.

К каким еще персонам ведут следы контракта, правоохранители разберутся, даже если его предметом было нечто неосязаемое, уверен Александр Строганов. За мошенничество в особо крупных размерах фигурантам может грозить срок до 10 лет и штраф до 1 млн рублей, напомнил он.

Что конкретно ЦЭНКИ поручило разработать своему подрядчику и была ли эта разработка необходима для отправки американских астронавтов на МКС, выяснить не удалось. В ответе на запрос «Известий» в «Роскосмосе» сообщили, что госкорпорация «оказывает следственным органам всестороннюю поддержку, но не комментирует их действия».

Справка «Известий»

На подконтрольных «Роскосмосу» предприятиях неоднократно выявляли хищения, в некоторых счет идет на миллиарды.

Ракетно-космический завод Центра имени Хруничева попадал под прицел правоохранителей дважды — в 2017 и 2020 годах с эпизодами на 20 и 50 млн рублей.

В 2018 году управление Федерального казначейства по Московской области выявило нарушения почти на 28 млрд рублей в деятельности РКК «Энергия». А в августе 2020-го еще одного бывшего гендиректора «Энергии», Владимира Солнцева, заподозрили в хищении более 1 млрд рублей.

В том же году руководство НПО «Техномаш» обвинили в махинациях на 5,4 млн рублей.

В июне текущего года СУ СК по Амурской области возбудило два новых уголовных дела по факту махинаций на сотни миллионов рублей при строительстве космодрома Восточный.

В отношении сотрудников ФГУП «ЦЭНКИ» уголовные дела возбуждались несколько раз. В апреле 2018 года — о мошенничестве на 7,6 млн рублей.

В ноябре 2020 года совет директоров уволил гендиректора организации Андрея Охлопкова, а сразу нескольких его подчиненных обвинили в должностных преступлениях.

В сентябре 2020 года компания «ЦТП» и РКК «Энергия» стали фигурантами в уголовном деле о хищении 200 млн рублей. Благодаря махинациям «Роскосмосу» пришлось дважды заплатить по одним и тем же договорам, считает следствие.

Ссылка на основную публикацию