Статья 36.8-2. порядок подачи застрахованным лицом уведомления об отказе от смены страховщика

Статья 36.8-2. Порядок подачи застрахованным лицом уведомления об отказе от смены страховщика

Первое правило в договоре должен быть указан срок в течении, которого страхователь может отказаться от страховки и получить страховую премию назад. При этом отказаться естественно можно если страховой случай не наступил — ну иначе это было бы и просто глупо делать.

При осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.

п.1 Указание Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования»

Требования настоящего Указания не распространяются на следующие случаи осуществления добровольного страхования:

  1. осуществление добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности;
  2. осуществление добровольного страхования, предусматривающего оплату оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, медицинской помощи и (или) оплату возвращения его тела (останков) в Российскую Федерацию;
  3. осуществление добровольного страхования, являющегося обязательным условием допуска физического лица к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  4. осуществление добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно п.5 этого же Указания страховая премия при отказе в срок до 14 дней, должна быть возвращена в полном объеме, если срок договора страхования еще не наступил. Если срок страхования наступил, то есть договор вступил в силу (смотрим дату договора, как правила вступает с момента подписания), то выплачивается ее часть.(ст.6 Указа).

Рассчитать часть выплаты можно просто поделив суму на количество дней действия договора, получить сумму за день и умножить ее на количество дней которое прошло до подачи заявления на отказ от договора страхования.

Далее рассмотрим возврат страховки до 14 дней и после 14 дней и то, что происходит со страховкой в Банке.

Отказ от страховки в течение 14 дней

Законодатель очень интересно и честно говоря криво реализовал механизм отказа от страховки в течении 14 дней, поэтому большинство просто не понимают почему так все работает. Как состыковать нормы права и понять, что право на получение страховой премии обратно у Вас есть !

Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

п.2 ст.

958 ГК РФ

При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если законом или договором не предусмотрено иное.

п.3 ст. 958 ГК РФ

Что мы видим, что отказаться можно, но нам ничего не вернут, если только законом или договором — это не предусмотрено. А это предусмотрено договором, так как страховщик обязан прописать это условие по п.

1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».

А если его нет, то в силу закона, так как должен указать и все тут !

Что касается потребительских кредитов, то тут в законе указанно, тоже самое. Разница в том, что мы заключаем не договор, а как правило присоединяемся к программе добровольного страхования — подав соответствующие заявление.

В случае обращения заемщика с заявлением об исключении его из числа застрахованных лиц по договору личного страхования, который заключен кредитором и (или) третьим лицом, действующим в интересах кредитора, при предоставлении потребительского кредита (займа), страхователем по которому является такой кредитор или такое третье лицо, действующее в его интересах, в течение четырнадцати календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на оказание услуги или совокупности услуг, в результате оказания которых заемщик становится застрахованным лицом по указанному договору, кредитор или третье лицо, действующее в интересах кредитора, обязаны возвратить заемщику денежные средства, уплаченные заемщиком за оказание этой услуги или совокупности этих услуг (включая страховую премию, уплачиваемую страховщику по договору личного страхования, указанному в настоящей части, в отношении конкретного заемщика), в полном объеме в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения кредитором или третьим лицом, действующим в интересах кредитора, заявления заемщика. Положения настоящей части применяются только при отсутствии событий, имеющих признаки страхового случая, в отношении данного застрахованного лица.

п.2.5 ст. 7 Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»

Ну вот вроде понятно изложил, вернуть можно — подать заявление нужно!

Отказ от страховки после 14 дней

Просто отказаться от страховки у Вас не выйдет, заявление конечно примут и договор расторгнут, но страховую премию не вернут!

Обратите внимание на следующую статью, от нее будем далее исходить:

  • Договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся:— гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая;
  • — прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.

п.1 ст.958 ГК РФ

Теперь смотрите главная фраза здесь — возможность наступления существование страхового риска прекратилось.

Например Вы взяли кредит и заключили договор страхования, по которому в случае смерти банк получает деньги со страховой компании в размере неоплаченного долга.

А если Вы полностью заплатите кредит? Тогда и риск у банка пропадет и у страховой в отношении Вас риск тоже пропадает, даже в случае смерти они не обязаны выплачивать банку деньги, так как все по кредиту закрыто!

  1. Случай, при котором по условиям договора имущественные интересы застрахованного не защищаются, не являющийся основанием для страхового возмещения, по смыслу указанных выше норм страховым не является.
  2. Таким образом, если по условиям договора страхования имущественных интересов заёмщика обязательным условием выплаты страхового возмещения является наличие долга по кредитному договору, в частности когда страховое возмещение равно остатку долга по кредиту либо производно от него, то при досрочном погашении долга по кредиту имущественные интересы заёмщика далее не защищаются и наступление любого из предусмотренных договором случаев не является основанием для страховой выплаты, а следовательно, существование страхового риска как такового и возможность наступления именно страхового случая отпали.
  3. В тех же случаях, когда выплата страхового возмещения по договору страхования имущественных интересов заёмщика не обусловлена наличием долга по кредиту, а именно договор предусматривает страховое возмещение в определённом размере при наступлении указанных в договоре событий независимо от наличия либо отсутствия долга по кредиту, то досрочная выплата кредита не прекращает существование страхового риска и возможности наступления страхового случая.

Заявление об отказе от договора страхования досрочно: образец 2021

У клиентов многих банков нередко возникает вопрос, можно ли расторгнуть страховой договор и вернуть деньги.

Так как эта тема актуальная, посвятим данную статью анализу случаев, когда закон позволяет вернуть деньги за страховку. Узнаем и о случаях, когда интересы страховой организации защищаются законом.

Если вас интересует информация по определенному банку, то переходите на раздел посвященный этому вопросу.

Законодательство

ГК РФ в ст. 958 утверждает, что страхователь может претендовать на возврат части денег, оплаченных по страховому договору за соответствующий неиспользованный период времени в случае, когда вероятность наступления страхового случая утрачена.

Например, произошла гибель застрахованного объекта в силу причин, не касающихся страхового случая или если страховая компания прекратила свою деятельность на законных основаниях.

Также ГК РФ разрешает преждевременное расторжение страхового договора по желанию страхователя, но при этом оплаченные страховые взносы не возвращаются.

Правила расторжения договора, оговоренные в законе, подлежат неукоснительному соблюдению, если в самом договоре не указаны дополнительные нюансы расторжения.

Кто выступает субъектом

В процедуре страхования жизни физических лиц принимают участие следующие субъекты:

  • страховщик (предоставлять услуги в области страхования может любая компания, которая имеет на руках полный пакет документации и необходимые лицензии);
  • страхователь (функции страхователя может выполнять как юридическое, так и физическое лицо, которое подписывает договор со страховой компанией и приобретает полис);
  • застрахованное лицо (к этой категории субъектов страхования относятся российские граждане, чья жизнь страхуется);
  • выгодоприобретатель (физическое лицо, которому будет выплачена денежная компенсация после наступления страхового случая).

Что такое «период охлаждения»?

В 2005 году Банком России был введен новый указ № 3854-У, устанавливающий период охлаждения. На его основе застрахованным гражданам дается 14 дней после подписания страховки.

Читайте также:  Глава V. Заключительные положения

В течение этого периода возможно аннулировать страховой договор, не неся каких-либо потерь. Но здесь важно, чтобы не наступила страховая ситуация.

Но если расторжение договора осуществляется после 14-дневного срока, то страховщику дается право не возвращать сумму, на протяжении периода, когда страховка действовала.

До недавнего времени «период охлаждения» равнялся 5 дням. С 2018 года его продлили до двухнедельного периода. Страховщик вправе его увеличить, при этом он обязательно должен обозначить данный факт в страховом договоре. Возврат денег должен быть выполнен не позднее 14 дней с момента подачи заявления о желании расторгнуть страховой договор.

Также следует о действует на страхование:

  • накопительное;
  • пенсионное;
  • добровольное;
  • инвестиционное;
  • страхование от болезней и несчастных случаев;
  • КАСКО, ОСАГО;
  • имущественных ценностей;
  • финансовых рисков;
  • водного транспорта.

Преимущества, которые дает присоединение к договору коллективного страхования

Договор коллективного страхования – ДКС – заключается с банком при получении потребительского кредита и при оформлении кредитной карты.

При форс-мажоре, вписывающемся в страховые случаи по договору, долги клиента погашаются страховой компанией. Здесь подчеркивается, что выплаты не лягут на плечи родственников, поручителей заемщика, не будет судебного иска о взыскании и возможной конфискации.

Страховые случаи, предусмотренные ДКС:

  • потеря трудоспособности вследствие травмы или болезни;
  • утрата работы. Очень важно уточнять, какие именно случаи страхуются: сокращение штата, увольнение, банкротство фирмы и т.п.;
  • получение статуса инвалида;
  • смерть.

В соответствии с ДКС возмещается фактический объем долга на момент страхового случая. То есть, если из задолженности в 500 000 рублей клиент успел погасить 250 000, страховщики заплатят остальные 250 000. Сумма средств, возмещаемых страховой, не может быть выше первоначального займа. По факту страхуется не клиент, а его способность осуществлять будущие выплаты.

Страховой компании клиент выплачивает 1,5-2% общей суммы займа.

Договор фиксируется страховым полисом, который банк получает от компании-страховщика, клиентам вручается сертификат об участии в договоре. Возможна также выдача и индивидуального полиса.

Обращаем внимание! Заключая договор о страховании, клиент никоим образом не может повлиять на условия, зафиксированные договором. Они зависят исключительно от банковского учреждения и страхового. Обращаясь напрямую в страхующую компанию, можно существенно сэкономить.

Как воспользоваться «периодом охлаждения»?

Чтобы воспользоваться правом на разрыв договора страхования, потребуется написать заявление от руки в свободной форме и передать его в офис компании-страховщика.

Если в заданном населенном пункте представительство отсутствует, то заявление с данными счета и описью содержимого отправляется в основное отделение страховщика заказным письмом.

ЦБ РФ не указывает точного перечня требуемых документов, поэтому этот список должен отражаться в правилах страхования. Если его нет, то будет достаточно заявления с указанием данных о страхователе и номере расторгаемого соглашения.

Расторжение страховок, оформленных при получении кредита

Тема о расторжении страхового соглашения с возвратом денег нередко поднимается после получения кредита с одновременным страхованием жизни. Чтобы понимать, получится ли вернуть часть денег при расторжении страхового договора, следует знать, что существует два вида страховых соглашений:

  • страховой индивидуальный полис;
  • коллективная программа страхования.

В первом случае возврат денег возможен. Во втором случае кредитная и страховая организация заключают между собой договор о страховании жизни заемщиков.

В результате чего большая сумма страхового отчисления будет являться погашением комиссии банку за присоединение заемщика к программе страхования.

При таких условиях «период охлаждения» не предусмотрен, поэтому и разорвать договор не получится.

  Можно ли вернуть в магазин посуду из стекла?

Отказаться от страхования и возвратить часть денег при условии оформления страхового индивидуального полиса возможно, если правила это позволяют. Обычно банки возвращают часть средств тогда, когда клиент полностью погасил долг.

И в таких случаях обычно возвращается не вся цена страховки, а только сумма, пропорциональная неиспользованному сроку за вычетом банковской комиссии. Клиенту банка, который имеет страховой индивидуальный полис и хочет от него отказаться, позволяется сделать это в течение «периода охлаждения».

В этом случае в течение 14-дневного периода со дня его подписания важно написать заявление о желании расторгнуть договор и получить возврат суммы.

Образец заявления при досрочном погашении кредита

Образец от Сбербанка

Образец от Ренессанс

Образец от Росгосстрах

Образец от ВТБ

Образец от Альфастрахования

Образец от СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ

Если образца документов вашего банка нет, то напишите в х, мы постараемся выложить бланк в ближайшее время

Бланки заявлений на расторжение договора

Ст. 958 ГК РФ утверждает, что страхователь вправе получить обратно средства, которые были уплачены ранее по страховке. Правила расторжения документов подлежат четкому исполнению за исключением ситуаций, при которых в самом документе страхования есть ссылка на дополнительные моменты по этому вопросу.

Для возврата денег по ненужной страховке необходимо заполнить заявление на отказ от договора страхования – на бланке страховщика или в свободной форме.

При заполнении нужно указывать:

  • личные данные: ФИО;
  • место и адрес регистрации;
  • номер телефона и электронный адрес;
  • номер страхового сертификата/полиса;
  • реквизиты для получения денег;
  • ссылки на прилагаемые документы.

При подаче отказа надо предъявлять:

  • удостоверение личности заявителя;
  • полученный полис;
  • квитанции о произведенной оплате.

Предусмотренный срок рассмотрения отказа – 10 дней. Документация предоставляется в подлинниках.

АльфаСтрахование

В компании АльфаСтрахование отказ возможно предъявить не позже 14 дней, одновременно происходит и прекращение отношений. Следует учесть два нюанса:

  • 14 дней начинают исчисляться с момента уплаты страховой премии;
  • при возникновении страхового случая в течение 14 дней, отказ от договорных обязательств невозможен – здесь уже будет работать страховка.

ВТБ Страхование

Критерии для возврата страховки и отказа следующие:

  • на протяжении 14 дней надо обратиться лично в ВТБ Страхование с паспортом. Далее подписывают бланк отказа в офисе с заполненными данными;
  • если 14 дней уже прошло, то процедура аналогична. Отличием является тот факт, что сумма будет возвращена не полностью.

Страховщик откажется возвращать деньги, если:

  • 14 дней – период охлаждения – истекли;
  • заявлен отказ от коллективной страховки.

Сбербанк Страхование

Среди документов, которые надо предоставить при отказе:

  • заявление;
  • паспорт;
  • копия документа по страхованию;
  • чеки и квитанции;
  • данные по реквизитам, куда будут перечисляться средства.

Подача заявления возможна следующими способами:

  • через отделение (офис) Сбербанка;
  • через заказное письмо по адресу нахождения СК.

ВСК

Пакет документов для возврата страховки и отказа от нее:

  Как подать жалобу на адвоката в адвокатскую коллегию?

  • паспорт;
  • договор;
  • документ об оплате;
  • реквизиты для возврата средств – прописываются в тексте заявления.

Алгоритм возврата суммы страховой премии:

  • собрать документы, подойти лично с паспортом в ближайший офис ВСК;
  • сотрудник СК заполнит заявление и снимет необходимые копии;
  • при отказе сотрудников нужно заполнить универсальный бланк об отказе и направить его почтой заказным письмом;
  • в течение 10 дней ждать денег.

ВСК не предоставляет типовых бланков для отказа в открытом доступе. Можно использовать свободную форму.

СОГАЗ

Заявить об отказе от договора страхования можно на сайте компании при заполнении установленной формы заявления.

Заполнить заявление можно и от руки, воспользовавшись специальным бланком.

Росгосстрах

Подача заявления на расторжение страхового документа при отказе сопровождается следующим списком документов:

  • страховое соглашение (договор) в оригинале;
  • квитанция оплаты в оригинале;
  • паспорт;
  • заявление на расторжение (отказ) с банковскими реквизитами для возврата денег;
  • согласие на обработку данных при желании получить деньги наличным способом.

Ингосстрах

СК не предоставляет в открытом доступе бланки своих заявлений, поэтому можно воспользоваться универсальным образцом с нашего портала. При заполнении в офисе предлагается следующая форма:

Универсальный бланк

Как было указано, форма бланка может иметь произвольную форму вне зависимости от страховой компании.

. Данный бланк подойдет для всех СК, даже тех, чьи бланки имеются в открытом доступе.

Расторжение договоров по добровольным видам страхования

Если возникла необходимость в расторжении соглашения по добровольному виду страхования, с момента подписания которого прошло больше 14 суток, следует руководствоваться правилами страхования.

Многие страховщики уточняют спецусловие, согласно которому при аннулировании соглашения клиент может частично вернуть ранее уплаченные деньги пропорционально неиспользованному периоду. Но с этой суммы будут вычитаться расходы на ведение дел.

При этом расходы составлять могут от 25 до 90%.

С обязательными видами страхования проще, так как принцип возврата денег в таких случаях прописан в подзаконных актах.

Что такое договор коллективного страхования

Индивидуальная страховка подразумевает, что клиент заключает личный договор со страховщиками. Компания оплачивает задолженность клиента банку при непредвиденных несчастных случаях. Банк таким образом получает обратно выданную сумму, а клиент может не опасаться судебного разбирательства или конфискации в счет погашения долга.

В коллективном договоре участвуют не только страховщик и заемщик, но и банк. Именно он инициирует подписание такого соглашения. В нем страхуется несколько лиц, выступающих как единая группа – заемщики. Здесь кредитор заключает договор страховки и предлагает заемщикам присоединиться. Застрахован по итогу банк, но не клиент.

Возврат денег

Некоторые ошибаются, полагая, что вернуть деньги по страховке возможно в течение «периода охлаждения» даже тогда, когда наступил страховой случай. На самом деле это не так. Страховой случай является поводом для отказа в выплате.

Читайте также:  Статья 50. Обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах

Примером возврата денег может стать такая история. Физлицо застраховало свою жизнь на 20-летний период. Через 5 лет оно решило расторгнуть соглашение. Согласно просчетам, возврату подлежит чуть больше 70% суммы. На возврат денег в таком размере гражданин сможет рассчитывать после принятия положительного решения по этому вопросу.

Что делать, если страховая компания отказывает в расторжении договора?

Остановить действие соглашения непросто. В некоторых случаях страховая фирма может отказать. Речь идет о ситуациях, когда:

  • заявление на расторжение договора содержит в себе ошибки;
  • в документе не отображено соответствующее условие;
  • наступил конкретный страховой случай.

Иногда страховые фирмы безосновательно отказывают в выплате. В таком случае нужно обратиться с претензией в Центробанк России либо решать проблему при помощи судебной инстанции.

Исковое заявление о возврате страховой премии

Исковое официальное заявление отсылают в арбитражный судебный орган с просьбой остановить действие соглашения. Если после оформления кредита прошел всего месяц, есть вероятность того, что удастся вернуть практически 100% суммы страховки. Если прошло два месяца и более, размер возврата будет существенно меньше.

Расторжение договора коллективного страхования

Договор страхования по кредиту – способ защититься от непредвиденных обстоятельств. Однако, страховые случаи наступают не так часто, как кажется, а взносы страхователю все равно приходится вносить, и сумма набегает приличная. Стоимость страховки может достигать 30% годовых от суммы кредита. Если добавить к этому значению кредитную ставку (допустим, 20%), то суммарно за использование денег клиент переплачивает 50%. А это уже серьезные стредства. 

SMS-уведомления о графике платежей позволяют вовремя совершать оплату, обслуживание карты и комиссионные сборы необходимы для перевода средств и технического сопровождения. Эти услуги зачастую не так дорого нам обходятся, если вовремя закрыть задолженность и проследить, чтобы они были отключены после погашения кредита.

О видах банковских кредитов и важности справки об их погашении читайте на нашем сайте.

В это же время договор страхования может стать причиной существенной переплаты по кредиту, при том, что не является обязательным договорным пунктом при займе.

Страхование – такое же дополнение, как и напоминание о сроке выплаты.

Банки стремятся гарантировать возврат денег, поэтому предусматривают варианты, в которых клиент никак не сможет оплатить кредитный займ по причине болезни, смерти или полной утраты имущества.

Для этого заключаются соглашения по индивидуальному или коллективному страхованию.

Что такое договор коллективного страхования

Индивидуальная страховка подразумевает, что клиент заключает личный договор со страховщиками. Компания оплачивает задолженность клиента банку при непредвиденных несчастных случаях. Банк таким образом получает обратно выданную сумму, а клиент может не опасаться судебного разбирательства или конфискации в счет погашения долга.

В коллективном договоре участвуют не только страховщик и заемщик, но и банк. Именно он инициирует подписание такого соглашения. В нем страхуется несколько лиц, выступающих как единая группа – заемщики. Здесь кредитор заключает договор страховки и предлагает заемщикам присоединиться. Застрахован по итогу банк, но не клиент.

Преимущества, которые дает присоединение к договору коллективного страхования

Договор коллективного страхования – ДКС – заключается с банком при получении потребительского кредита и при оформлении кредитной карты.

При форс-мажоре, вписывающемся в страховые случаи по договору, долги клиента погашаются страховой компанией. Здесь подчеркивается, что выплаты не лягут на плечи родственников, поручителей заемщика, не будет судебного иска о взыскании и возможной конфискации.

Страховые случаи, предусмотренные ДКС:

  • потеря трудоспособности вследствие травмы или болезни;
  • утрата работы. Очень важно уточнять, какие именно случаи страхуются: сокращение штата, увольнение, банкротство фирмы и т.п.;
  • получение статуса инвалида;
  • смерть.

В соответствии с ДКС возмещается фактический объем долга на момент страхового случая. То есть, если из задолженности в 500 000 рублей клиент успел погасить 250 000, страховщики заплатят остальные 250 000. Сумма средств, возмещаемых страховой, не может быть выше первоначального займа. По факту страхуется не клиент, а его способность осуществлять будущие выплаты.

Страховой компании клиент выплачивает 1,5-2% общей суммы займа.

Договор фиксируется страховым полисом, который банк получает от компании-страховщика, клиентам вручается сертификат об участии в договоре. Возможна также выдача и индивидуального полиса.

Обращаем внимание! Заключая договор о страховании, клиент никоим образом не может повлиять на условия, зафиксированные договором. Они зависят исключительно от банковского учреждения и страхового. Обращаясь напрямую в страхующую компанию, можно существенно сэкономить.

Отказ от договора коллективного страхования: нюансы

Существует несколько причин, по которым заемщик может считать ДКС невыгодным:

  • невозможно корректировать условия договора;
  • завышенные выплаты по договору;
  • страховые случаи определяются банками индивидуально и не каждый форс-мажор может подойти.

Допустим, вы застрахованы от потери работы. Банкротство компании прописано как страховой случай, в то время как сокращение штата – нет.  Этот пункт не будет являться достаточным основанием для предоставления страховки и вам придется продолжить выплаты и по кредиту, и по страховке.

Стоит заметить, что банки вместе с ДКС не только минимизируют риски, но и получают прибыль. Именно поэтому они часто заинтересованы в том, чтобы клиенты в обязательном порядке заключали договоры ДКС.

ЦБ РФ обозначает, что кредитная организации не имеет права требовать от клиентов страховать их жизни, но может предлагать это в кредитном договоре. Тут банк обязан дать клиенту возможность выбора между займом со страховкой и кредитом без нее на сопоставимых условиях.

Банки стараются привлечь клиентов к страхованию не только увеличением спектра страховых случаев, но и с помощью следующих приемов:

  • кредитные отделы вообще не рассказывают о возможности отказа от ДКС;
  • отрицательное решение по выдаче кредита. Предупреждение об этом может быть озвучено во время вашего отказа от ДКС. Некоторые клиенты все же подписывают договор ДКС, чтобы гарантированно получить займ;
  • повышение процента при оформлении кредита без страховки. Это объясняется стремлением банка сократить риск невыплаты. Часть клиентов стремится к сниженному проценту и заключает ДКС. Однако, если подсчитать, высокий процент даст переплату ниже, чем выплаты по страховке;
  • более жесткие кредитные условия: сокращение лимита и грейс-периода, дополнительное обеспечение или залог. Опять же, это достаточно весомые аргументы, чтобы все же присоединиться к ДКС;
  • отказ в выдаче повторного кредита.

Обратите внимание! Федеральным законом «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других.

Банк не вправе отказать вам в займе, пока вы не приобретаете страховые услуги. Но в то же время имеет право вообще не объяснять причину отказа в выдаче кредита.

В таком случае, недоказуемо, стал ли причиной отказ от дополнительных услуг или иное основание.

Также банковские организации считают отказ клиента от ДКС весомой сменой условий предоставления кредита. В связи с этим банк имеет право менять правила выдачи кредита, например, повышать процентную ставку.

Порядок действий при расторжении ДКС

Если клиент решает разорвать ДКС после оформления кредита, важно сделать это как можно быстрее.

На настоящий момент законом предусматривается так называемый «период охлаждения». С момента заключения договора 2 недели клиент имеет право беспрепятственно обратиться к кредитору, чтобы расторгнуть договор ДКС и вернуть уже выплаченные по договору взносы.

Верховный суд РФ подчеркивает: если ваш договор ДКС не содержит пункта об отказе от данных услуг – это прямое ущемление ваших прав как потребителя услуги.

Рассмотрим порядок действий при расторжении ДКС:

  1. Необходимо составить письменное заявление кредитору и страховщику.

Туда обязательно включаются:

  • получатели — полное наименование банка и страховой организации;
  • номера и даты заключения договоров займа и ДКС;
  • сумма, которую клиент планирует вернуть;
  • номер счета заемщика, куда возвращаются средства.

Также нужно описать ситуацию, подтвердить отсутствие страховых случаев. Желательно привести пример положительных решений суда в идентичных обстоятельствах с номерами дел и цитатами.

  • Вот несколько ссылок на такие эпизоды:
  • Решение по делу №33-12524/2018
  • Решение по делу №33-5972/2018
  1. Предоставляются непосредственно договоры кредитования и ДКС.
  2. Обязательно прикрепить копию паспорта или предоставить паспорт, если заявление вы подаете в отделении банка.

Совет! Обязательно зарегистрируйте ваше заявление, если подаете его лично. При отправлении по почте высылайте заказным письмом с описью. Опись и чек об оплате отправления станут свидетельством отправки запроса банку и страховой.

  1. Заявление и другие документы клиент приносит в банк-кредитор. Там прошение принимают и должны вернуть копию, в которой указывается дата приема, подпись ответственного лица и ставится печать.

В случае, если документы отказываются принимать, важно потребовать письменный отказ с указанием причины.

  1. То же следует сделать и при обращении в страховую компанию.

Там вам могут отказать в приеме заявления со ссылкой на необходимость письменного согласия банка или особую форму прошения. Такие требования не обоснованы. Достаточно заявления в свободной форме согласно Указанию Банка России № 3854-У.

Часты возражения банков и страховщиков о том, что указания ЦБ РФ не действуют на договоры о коллективном страховании. Однако существуют судебные прецеденты, в которых это оспаривалось и принималось решение в пользу клиента. Помните об этом.

Читайте также:  Статья 17. ответственность нотариуса

Возврат страховки по договору коллективного страхования осуществляется до 10 дней. Если возврат так и не происходит, обращайтесь в Роспотребнадзор.

Клиент вправе рассчитывать на возвращение всей суммы взносов по страхованию, если договор о страховании не начал действовать. По истечении времени, вернется часть взносов за вычетом ушедших на пользование страховкой.

Сюда не входят комиссионные сборы банков.

Важно! Кредитор и страховщик не имеют права молча проигнорировать ваше заявление. Отказ по прошению о расторжении ДКС обязан быть письменным и мотивированным.

Если кредитор отказался расторгать договор ДКС, вы можете обратиться в офисы ЦБ РФ вашего региона или в суд.

Здесь предоставляйте:

  • договор о кредитовании;
  • договор ДКС;
  • заявление об отказе от услуг страхования с визой банковской организации о получении;
  • письмо банка и/или страховой с отказом в расторжении договора ДКС и от выплаты по итогам расторжения.

Суд занимает сторону клиента, если тот действовал по законодательству и имеет весь набор требуемых документов.

Как расторгнуть договор коллективного страхования: Сбербанк, Ренессанс, ВТБ

Сберегательный банк имеет собственную страховую компанию, с которой и заключаются договоры ДКС. Клиент может отказаться от страховки в течение 30 дней при подаче соответствующего заявления.

Возвращается весь объем взносов за минусом подоходного налога и оплаты дней, в которые страховка работала.

АО «СК Благосостояние» и СК Метлайф – страховые, с которыми работает банк. «Период охлаждения» — 2 недели, страховые оплаты не возвращаются, если вы не успели в срок.

Здесь страховка включена в общую сумму займа. Соответственно, заемщик платит процент и за страховку, и по кредиту. Возврат средств в таком случае происходит как уменьшение задолженности по займу.

Досрочно погасив кредит, клиент может вернуть средства по той части страховки, которая не использовалась.

Договоры ДКС заключаются с дочерним предприятием банка, предоставляющей услуги страхования. «Период охлаждения» — месяц.

Есть возможность отказаться от страховки, позвонив на горячую линию и оставив соответствующее заявление.

Возвращаются взносы с вычетом оплаты дней, в которые страховка работала. По условиям банка страховой случай считает наступившим, если просрочка по платежу – 20 дней.

Вывод

Договор ДКС заключается между банком и страховой компанией. Заемщикам предлагают присоединиться к нему, чтобы банк имел возможность уменьшить риски невыплат займа, связанные со сложными жизненными обстоятельствами клиентов: болезнью, травмами, смертью, потерей рабочего места.

Клиент выплачивает взносы страховщику, а страховая компания – банку при наступлении страхового случая.

Однако расторжение договора коллективного страхования имеет ряд важных причин: весомая переплата, невозможность влиять на зафиксированные условия или корректировать их, не все страховые случаи могут быть предусмотрены.

Чтобы отказаться от договора ДКС и вернуть потраченные на страхование деньги, нужно обратиться в банк в «период охлаждения» и написать заявление. Средства должны вернуться к клиенту за 10 дней. Отказ возвращать средства банк должен обосновать.

Договоры о страховании как индивидуальные, так и коллективные являются полезным дополнением к договору займа, заключенному на длительное время и большую сумму.

За несколько лет, например, может действительно произойти многое, и страховка понадобится, чтобы обезопасить себя от судебных тяжб с банком.

Однако кредиты на короткий срок и небольшие суммы лучше заключать без дополнительного страхования, чтобы не переплачивать за услугу, которая может вам вовсе не пригодиться.

Расторжение ОСАГО в одностороннем порядке

Уже более 15 лет ОСАГО прочно вошло в жизнь каждого автолюбителя. Неотъемлемым условием передвижения по дорогам общего пользования на своем авто является сделать ОСАГО, езда без него или с полисом с просроченным сроком действия наказывается штрафом.

А в некоторых случаях машину и вовсе могут эвакуировать на штраф стоянку.

Но что делать, если Вы купили «автогражданку», а спустя некоторое время обнаружили, что страховая компания расторгла договор в одностороннем порядке? В каких случаях это возможно и что делать? Давайте разбираться.

Основания для расторжения ОСАГО в одностороннем порядке

Заключив договор страхования, автовладелец, как правило, вспоминает о его наличии только при необходимости: по требованию сотрудников ГИБДД или в случае дорожно-транспортного происшествия.  

Мало кто задумывается, что полис может быть расторгнут. Выясняется это, как правило, когда произошла авария по Вашей вине, а страховая компания отказывается возмещать ущерб пострадавшему.  Правомерны ли действия страховой компании и что делать в такой ситуации?

Итак, вы купили страховку, не важно как е-ОСАГО или бумажный полис, со спокойной совестью садитесь за руль.  На Ваш взгляд беспокоится не о чем, ведь на случай ДТП, есть ОСАГО.  Знакомо? Но, как говорится: «пришла беда откуда не ждали…».

Страховщики отказывают в выплате компенсации, полис признан недействительным, а пострадавший подал на вас в суд. Недоумение, паника, злость…Почему? Как такое возможно? Все просто: страховая компания расторгла договор в одностороннем порядке.

«Как же так», – спросите Вы, ведь уведомлений вы не получали. 

Причин несколько: уведомление могло затеряться или выпасть из почтового ящика. Либо вы не проживаете по месту постоянной прописки, поэтому и не получили уведомление во время. Возникает вопрос: куда бежать? Что предпринять? Как выйти из ситуации с минимальными потерями? Без паники.

Выход ы из данной ситуации есть.  Проще всего тем, кто приобрел услугу у брокера, будь то онлайн страховка или обычный бумажный договор. Почему? Брокеры более оперативно свяжутся со страховой компанией, для них выяснить по какой причине был аннулирован Ваш договор очень просто.

Они же могут помочь урегулировать ситуацию. 

Согласно Правилам ОСАГО, утвержденным Постановлением 263 от 07.05.2003г, страховщик вправе расторгнуть полис в одностороннем порядке при следующих ситуациях:

  1. Предоставления страхователем недостоверных (ложных) сведений, которые существенно влияют на степень риска при заключении договора;
  2. Смерть страхователя;
  3. Полная конструктивная гибель автомобиля;
  4. Ликвидация или аннулирование лицензии у страховой компании.
  5. В связи с неуплатой страховой премии в установленные договором сроки (в случае, если период страхования менее года);
  6. Смена собственника объекта страхования (продажа машины).

В случае расторжения договора по причинам, указанным в пунктах 1,4,5, часть неиспользованной страховой премии (стоимости полиса) не возвращается. Ситуация, конечно, неприятная. Мало того, что полис расторгнут, так еще и деньги выкинуты на ветер. Что нужно знать о порядке расторжения страхового договора?

Согласно установленной процедуре досрочного расторжения полиса, которая закреплена в Правилах ОСАГО, датой досрочного расторжения, является дата получения страхователем уведомления о прекращении договора. Иными словами, страховщик обязан уведомить своего клиента о расторжении полиса. Это осуществляется путем отправления письма с уведомлением на Ваш почтовый адрес. 

Но что делать, если уведомлений Вы не получали, так как не проживаете по месту постоянной регистрации, указанной в договоре, а пострадавший обратился с иском о материальном возмещении, так как страховщик компенсацию не производит?

Очень Важно обезопасить себя еще на стадии заключения договора. Сейчас можно оформить электронный полис осаго онлайн, так как в случае ошибок СК может посчитать это за предоставление недостоверных сведений. Необходимо тщательно проверять сведения, указанные в договоре, выбирать страховую компанию перед покупкой полиса.

То есть фраза сотрудника: «Проверьте информацию в полисе» не простая формальность. Иногда, выявление ошибок на стадии заключения договора помогает избавиться от проблем в дальнейшем. А лучше всего обратиться к страховым брокерам.

Почему? Все очень просто: брокеры в процессе своей деятельности постоянно контактируют со страховщиками, поэтому СК сообщит брокеру о намерении расторгнуть тот или иной договор.

Профессиональные брокеры серьезно относятся к своей репутации и стараются сохранить клиентов, помогая решить многие спорные моменты. То есть, воспользовавшись услугами автострахование онлайн через брокера, вы не только получаете помощь при заключении договора и выборе страховщика, но и оказывают послепродажное обслуживание.

Это может быть консультирование при ДТП, помощь в получении компенсации от СК и сбор документов. А так же брокер сообщит, если Ваш полис досрочно расторгнут или заканчивается срок его действия. В Санкт-Петербурге такие услуги оказывает компания Инзуро.

 Страховой полис осаго онлайн купить очень просто на сайте организации.

Как часто такие ситуации возникают? Как показывает практика, страховщики из ТОП-20, очень редко расторгают договора ОСАГО в одностороннем порядке. Анализ судебной практики показывает, что решения в основном принимаются в пользу клиентов, если со стороны страхователя не было умысла. Исключение – это мошенничество, когда договор заключается уже после ДТП, с целью получения компенсации.

Как еще обезопасить себя? Как вариант, периодически проверять актуальность полиса на сайте РСА или при помощи мобильного приложения, например, разработанное РСА: «ДТП.Европротокол». При помощи него можно не только проверить действие полиса, но и оформить ДТП, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Если же, по какой-то причине Вы все же оказались в такой ситуации, обратитесь за помощью к брокеру, через которого приобретен полис. В 99% случаев спорные ситуации решаются в пользу клиента.

Ведь расторжение договора за предоставление, например, ложных сведений на практике может оказаться всего лишь технической ошибкой, а не злым умыслом. Это позволит урегулировать ситуацию банальным исправлением данных.

А решение проблемы до того, как вы попали в ДТП избавит Вас от крупных неприятностей: потраченных денег, нервов и времени. 

Ссылка на основную публикацию