2. Решения, связанные с учреждением торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, принимаются Правительством Российской Федерации.Комментарий к статье 501.
Внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах обеспечиваются такими органами внешних сношений, действующими за рубежом, как: а) дипломатические представительства РФ; б) консульские учреждения РФ; в) торговые представительства РФ.
Дипломатическое представительство — это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений. Дипломатическое представительство, возглавляемое послом, именуется посольством, а возглавляемое посланником или постоянным поверенным в делах называется миссией.
Правое положение дипломатических представительств определяется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. , двусторонними соглашениями, а в ряде случаев — внутренним законодательством государства пребывания. При этом безусловным приоритетом пользуются международно-правовые нормы. ———————————
ВВС. 1964. N 18. Ст. 221.Разновидностью дипломатических представительств являются представительства при международных организациях, правовое положение которых определяется Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. ———————————
Текст содержится в СПС «».Основные функции дипломатических представительств, определяемые в Венской конвенции 1961 г., применительно к посольствам РФ были конкретизированы в Указе Президента РФ от 28.10.1996 N 1497 «Об утверждении Положения о посольстве Российской Федерации» . ———————————
СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.В соответствии с указанным Положением посольство РФ является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания. Оно входит в систему МИДа России.
Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.
Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований. Основными задачами и функциями посольства РФ являются: — представительство Российской Федерации в государстве пребывания; — обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;
— выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций ; ———————————
Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются посольству только через МИД России.
— сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания; — информирование в установленном порядке Президента РФ, Правительства РФ, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом; — обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости — общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания; — получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию посольства РФ, а также передача соответствующей информации указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям; — участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания; — защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания; — поддержание контактов с органами государственной власти страны пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в стране пребывания; — выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками; — распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни; — защита имущественных прав и интересов Российской Федерации в государстве пребывания; — выполнение других функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством государства пребывания, нормами международного права. Очевидно, что многие из перечисленных задач и функций прямо или опосредованно связаны с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
Правовой статус постоянного представительства Российской Федерации при международной организации определен в одноименном Положении, утвержденном Указом Президента РФ от 29.09.1999 N 1316 . ———————————
СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4819.
Консульское учреждение РФ является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. В зависимости от класса консульские учреждения подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
Основным источником международного права, в соответствии с которым строится деятельность консульских учреждений, является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. ———————————
Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 — 147.Указом Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 утверждено Положение о Консульском учреждении Российской Федерации. ———————————
СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.В соответствии с данным нормативным правовым актом консульское учреждение открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Консульское учреждение входит в систему МИДа России.
В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации.
Основными задачами и функциями консульского учреждения являются: — защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц; — содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними; — выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИДа России, дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания; — распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни; — поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации; — оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам; — представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов; — осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом Российской Федерации, военных кораблей и военно-вспомогательных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам с соблюдением законодательства государства пребывания; — осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания; — формирование банков данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребывания; — выполнение иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, другими применимыми нормами международного права и с соблюдением законодательства государства пребывания. Торговое представительство РФ — орган государства за границей, представляющий внешнеэкономические интересы России в государстве пребывания. Институт торгпредств претерпел за последние годы существенные изменения. Торговые представительства СССР за рубежом представляли собой государственные органы, осуществлявшие за границей права СССР в области внешней торговли и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе существовавшей тогда государственной монополии внешней торговли. Торгпредства РФ сейчас — органы государства, обеспечивающие внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах. Они осуществляют преимущественно торгово-политические функции: представительство интересов Российской Федерации по всем вопросам внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности в стране пребывания, а также контрольно-наблюдательную и информационную функции, функцию ведения торговых переговоров и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=Fxi2he0OZnU\u0026t=863s
Торговые представительства РФ в иностранных государствах составляют загранаппарат Минэкономразвития России (п. 9 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 N 443 ). ———————————
СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.В некоторых странах функции торгпредств выполняют аппараты торговых советников посольств Российской Федерации.
Защита экономических интересов участников ВЭД
Тема: Защита экономических интересов
участников ВЭД
Введение………………………………………………………..с.1
Глава1. Защита экономических интересов
участников ВЭД
§1.Участники
Внешнеэкономической деятельности и их классификация…………………………………………………с.1-4
§2. Законодательная база по защите Внешнеэкономической деятельности России…………………………………………..с.4-6
§3. Защитные меры, применяемые при регулировании Внешнеэкономической деятельности…………………………с.6-12
Глава. 2Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД
§1. Роль международных
организаций в регулировании
ВЭД…………………………………………………………….с.12-16
§2.Международный
опыт обеспечения защиты экономической
безопасности внешнеторговой деятельности………………с.16-23
Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса
§1. Экономический потенциал
лесопромышленного комплекса России на международном рынке……………………………………………………….с. 23-26
§2. Поддержка
и защита экспорта ……………………………………………………………….с.26-29
§3. Положительные и отрицательные тенеденции внешней торговли России лесом…………………………………….с. 29-31
Заключение…………………………………………………с. 31-33
Введение
Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны.
Все эти факторы и обусловили актуальность курсовой работы.
Цель курсовой работы – определить, кто и как защищает интересы участников внешнеэкономической деятельности.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи: — рассмотреть теоретические аспекты темы; — проанализировать законодательную базу по защите внешнеэкономической деятельности России; — проанализировать мировой рынок;- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность на примере лесопромышленного комплекса.
В рыночном хозяйстве внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая при посредстве постоянного законодательного регулирования и совершенствования уголовной и таможенной политики, является существенным источником пополнения казны государства.
Достаточно сказать, что практически в большинстве экономически развитых стран только за счет таможенных поступлений от ведения внешнеэкономической деятельности формируется значительная часть доходов государственного бюджета.
Например, в Великобритании таможенные денежные поступления составляют более 40% доходной части бюджета[9]
- В Российской Федерации
такие поступления равняются
примерно 1/5 части национального дохода. - Глава1. Защита экономических интересов участников ВЭД
- §1.Участники
Внешнеэкономической деятельности и их классификация
В Федеральном
законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дано широкое понятие участников внешнеэкономической деятельности .
Участник внешнеэкономической
деятельности — юридическое лицо, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на её территории или физическое, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированное в качестве индивидуальных предприятий.
Действующее в настоящее
время законодательство Российской Федерации устанавливает, что все
лица имеют право на равных основаниях вывозить или ввозить товары на территорию Российской Федерации.
Таможенный Кодекс устанавливает следующее положение: никто не может быть принудительно ограничен в правах или лишен права ввозить в страну или вывозить из России товары.
Исключение составляют случаи, которые предусмотрены законодательными актами и Таможенным Кодексом.[17,с.143]
Классификация участников внешнеэкономической деятельности
В зависимости от выполняемых
функций можно выделить следующих
участников внешнеэкономической деятельности:
- Международные организации (например, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другие) осуществляют определённое регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции;
- Государство (в лице органов законодательной и исполнительной власти — Парламент, Президент, Правительство, министерство торговли, Центральный банк и другие) осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности внутри страны в соответствии с установленными полномочиями, а также на межправительственном и межгосударственном уровнях;
- Агенты валютного контроля (уполномоченные банки, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы) осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- Экспортёры (физические или юридические лица) осуществляют экспорт;
- Импортёры (физические или юридические лица) осуществляют импорт;
- Посредники (физические или юридические лица, органы власти), оказывающие содействие в осуществлении экспорта или импорта.
- [ 4, с.134]
Таблица 1. Цели и интересы участников ВЭД по уровням
Уровень целеобразования | Цели и интересы |
Общегосударственный | Политическая и социальная стабильность Обеспечение устойчивого развития экономики страны |
Региональный | Эффективное функционирование систем жизнеобеспечения населения Наполнение бюджета Социальная защита населения Экологическая безопасность Комплексное развитие региона |
Корпоративный | Обеспечение эффективного развития Максимизация прибыли |
Индивидуально–частный | Стабильный доход семьи |
Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности
субъектов внешнеэкономического комплекса
на макро–, мезо– и микроуровнях регулирования .
§2. Законодательная база по защите внешнеэкономической деятельности России.
Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изменениями от 24 июля 2002 г.)
«Таможенный кодекс Таможенного союза» (от 1 июля 2010 г.) и др. законы определяют общие условия и принципы осуществления ВЭД в России. Главной целью данного нормативно-правового акта является выработка механизмов защиты предпринимателей и инвесторов от беззакония и произвола со стороны властей. В рамках общей концепции Кодекса предусмотрен целый ряд такого рода механизмов. [10, с.30] Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности — «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах», «О финансово — промышленных группах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др.[5, с.14] Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД — это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена: — международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами: — национальным — законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.[ 15] |
§3. Защитные меры, применяемые при регулировании внешнеэкономической деятельности
Обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации — важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. [ 2, с.51 ]
В соответствии со сложившейся системой управления внешнеэкономическим комплексом России должен быть орган, на который непосредственно возлагается координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в государстве. Таким органом с мая 2008 г. является Министерство экономического развития Российской Федерации. Применительно к сфере внешнеэкономической деятельности министерство осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает
с участием заинтересованных
министерств и ведомств предложения
по формированию внешнеэкономической
политики, развитию внешнеэкономических
связей, осуществлению совместных проектов и программ;
- разрабатывает совместно с другими министерствами и ведомствами основные направления инвестиционной политики, в том числе по привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республиканского бюджета РФ;
- подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению международных договоров по вопросам экономических связей, осуществляет совместно с МИД РФ координацию действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами, услугами, разрабатывает и реализует меры по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику;
- подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование экспорта/импорта товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях и определяет в установленном порядке квоты на экспортные поставки стратегических видов продукции;
- участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное наполнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин;
- является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области контроля и координации проведения конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд, лицензирования отдельных видов деятельности, аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалов юридических лиц.
- Минэкономразвития России разрабатывает предложения по реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер.
- Минэкономразвития России участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению Правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.[ 12]
- В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:
- Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.
- Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.
- Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
В состав внешних
функций входят следующие позиции:
- Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.
- Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.
- Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
- Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД. [ 2 ]
Все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным относятся меры прямого ограничения экспорта и (или) импорта, в частности установление квот, лицензий, эмбарго и др.
, к экономическим – меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.
Россия в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности в основном отказалась от применения административных мер и перешла к экономическим мерам; [12]
Меры по защите экономических интересов РФ в отношении импорта и экспорта товаров
Усиливающаяся международная конкуренция, введение зарубежными государствами санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики и высокий уровень дискриминации российских экспортеров на внешних рынках, передача государствами – членами Евразийского экономического союза значительного объема полномочий в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на наднациональный уровень – всё это вызывает необходимость применения мер защиты экономических интересов России в сфере импорта и экспорта товаров.
Усиливающаяся международная конкуренция, введение зарубежными государствами санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики и высокий уровень дискриминации российских экспортеров на внешних рынках, передача государствами – членами Евразийского экономического союза значительного объема полномочий в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на наднациональный уровень – всё это вызывает необходимость применения мер защиты экономических интересов России в сфере импорта и экспорта товаров.
В международной торговле для защиты экономических интересов национальных производителей применяются следующие виды мер:
- специальные защитные меры в связи с возросшим импортом на таможенную территорию государства (применяются в форме специальной пошлины или количественных ограничений – квот). Их цель состоит в том, чтобы дать промышленности временную передышку, уменьшив объемы импортной продукции на внутреннем рынке, чтобы осуществить необходимые изменения с целью облегчения процесса экономического приспособления.
- антидемпинговые меры в связи с демпинговым импортом на таможенную территорию государства; применяются посредством введения антидемпинговой пошлины либо принятия ценовых обязательств.
- компенсационные меры в связи с субсидируемым импортом на таможенную территорию государства.
Добавим, что высший исполнительный орган власти РФ может и не принять решение о применении защитных мер – если их введение может причинить вред развитию отрасли экономики РФ в целом или отдельным ее отраслям. Могут быть и иные причины, имеющие общегосударственную значимость.
Следует отметить, что в 2015 г. по данным ФТС России экспорт и импорт значительно снизили свои позиции. Экспорт в стоимостном выражении уменьшился до 343,4 млрд долл. (69,0% от уровня 2014 г.), импорт сократился до 182,4 млрд долл.
(63,6%), сальдо торговли товарами также снизилось до 161,2 млрд долл. (76,3%). Некоторое восстановление импорта и экспорта (относительно соответствующего месяца 2014 г.), которое наблюдалось во второй половине 2015 г., не является свидетельством разворота тренда.
Оно объясняется эффектом низкой базы – значимое падение торговли началось во второй половине 2014 г.
Пока факты свидетельствуют о том, что падение продолжится и в 2016 году. Политические отношения между государствами продолжают накаляться, а для стабилизации цен на нефтяном рынке пока нет достаточных стимулов.
Тем временем, бывшие торговые партнеры открывают для себя новые рынки, а России это становится делать всё труднее.
По-прежнему существуют административные барьеры для отечественного бизнеса, препятствующие осуществлению как экспортных, так и импортных поставок.
Сложность и в том, что Российская Федерация должна согласовывать национальные механизмы регулирования и с требованиями и ВТО, и с общей системой регулирования стран-членов ТС.
А с началом действия (с января 2015 года) Евразийского экономического союза странам, экспортирующим топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, по замечанию доктора экономических наук М.И. Кротова, нужно согласовывать и ввозные, и вывозные таможенные пошлины.
В противном случае, экспортные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов, металлов и так далее, будут в странах союза различаться в несколько раз.
Между тем, эти экспортные пошлины решают не только задачи по пополнению бюджетов, но и стимулируют глубокую переработку нефти, газа, других сырьевых ресурсов в странах союза.
- Это еще больше усложняет процесс таможенно-тарифного регулирования.
- В настоящее время экономика России, будучи слабо интегрированной в международное разделение труда, все больше приобретает черты периферийной экономики, ориентированной на экспорт топлива и сырья и импорт высокотехнологичной продукции и готовых товаров.
- Поэтому проблемы импортной зависимости и сырьевой ориентации экспорта остры.
- Данное обстоятельство говорит об угрозе экономической безопасности страны, так как российский экспорт в основном представлен топливно-энергетическими товарами и рост физических объемов экспорта по отдельным товарам опережал темпы роста их производства.
- Также факторный анализ показывает, что изменение динамики внешней торговли, снижение стоимостного объема экспорта произошло за счет снижения цен при росте физического объема экспорта, что усиливает топливно-сырьевую ориентацию российской экономики.
В Российской Федерации для защиты цен на сырьевые товары на внутреннем рынке, а также для пополнения доходной части бюджета, стимулирования экспорта продуктов их переработки, создания валютных резервов, применяет экспортный тариф, который выполняет в большей мере фискальную функцию. Однако в настоящее время в Российской Федерации взят курс на развитие российской экономики, ее структурную перестройку, а сегодня и на импортозамещение, следовательно, основными функциями таможенно-тарифного регулирования должны стать регулирующая и стимулирующая.
Важным условием стабильности развития РФ остаются ее экспортные возможности, и увеличение спроса благоприятно влияет на ценообразование, а высокий уровень цен на энергоносители гарантирует за счет экспортной выручки пополнение федерального бюджета. Поэтому экспортируемые товары сырьевых отраслей продолжают оставаться важным фактором развития и модернизации экономики.
Анализ мер, направленных на совершенствование реализации таможенно-тарифной и нетарифной политики показывает, что Советом Евразийской экономической комиссии (далее — Совет ЕЭК) было принято 16 решений, в том числе:
- решения по обнулению ставок ввозных таможенных пошлин на временной основе (терефталевая кислота и ее соли, анилин и его соли, редкоземельные металлы, скандия и иттрия в чистом виде, в смесях или сплавах);
- решений по выделению товаров в отдельные коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с установлением нулевой ставки ввозной таможенной пошлины (отдельные виды прессового оборудования, отдельные виды амино-альдегидных смол, отдельные виды железнодорожных несамоходных вагонов (вагоны «Тальго» и дизель-поезда), отдельные комплектующие для гражданских воздушных судов, отдельные виды полиэтилена, отдельные виды дизельных двигателей);
- решения по повышению ставок ввозных таможенных пошлин (отдельные виды моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек или более, включая водителя, отдельные виды валков для прокатных станов);
- решение касалось перечня товаров, в отношении которого в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского союза;
- решение в отношении отдельных видов мяса кур домашних и индеек;
- решения по установлению ставок импортного тарифа в соответствии с принятыми Российской Федерацией обязательствами в рамках членства в ВТО.
Таким образом, ключевые усилия по государственному регулированию импорта, на наш взгляд должны быть сосредоточены на следующих мероприятиях:
- последовательная реализация таможенно-тарифной политики;
- снятие торговых ограничений на внешних рынках;
- активное участие в работе ВТО;
- развитие системы поддержки внешнеэкономической деятельности;
- функционирование Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК);
- поддержка внешнеэкономических проектов;
- налаживание двухстороннего международного сотрудничества Российской Федерации и ее участия в ключевых интеграционных группировках;
- активное взаимодействие на постсоветском пространстве;
- развитие внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза.
Реализации основных мер поддержки в рамках указанных мероприятий, позволят на наш взгляд, существенно снизить зависимость Российской Федерации от импорта и повысить эффективность развития нашей страны.