Статья 50. Обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах

2. Решения, связанные с учреждением торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, принимаются Правительством Российской Федерации.Комментарий к статье 501.

Внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах обеспечиваются такими органами внешних сношений, действующими за рубежом, как: а) дипломатические представительства РФ; б) консульские учреждения РФ; в) торговые представительства РФ.

Дипломатическое представительство — это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений. Дипломатическое представительство, возглавляемое послом, именуется посольством, а возглавляемое посланником или постоянным поверенным в делах называется миссией.

Правое положение дипломатических представительств определяется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. , двусторонними соглашениями, а в ряде случаев — внутренним законодательством государства пребывания. При этом безусловным приоритетом пользуются международно-правовые нормы. ———————————

ВВС. 1964. N 18. Ст. 221.Разновидностью дипломатических представительств являются представительства при международных организациях, правовое положение которых определяется Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. ———————————

Текст содержится в СПС «».Основные функции дипломатических представительств, определяемые в Венской конвенции 1961 г., применительно к посольствам РФ были конкретизированы в Указе Президента РФ от 28.10.1996 N 1497 «Об утверждении Положения о посольстве Российской Федерации» . ———————————

СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.В соответствии с указанным Положением посольство РФ является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания. Оно входит в систему МИДа России.

Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.

Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований. Основными задачами и функциями посольства РФ являются: — представительство Российской Федерации в государстве пребывания; — обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;

— выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций ; ———————————

Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются посольству только через МИД России.

— сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания; — информирование в установленном порядке Президента РФ, Правительства РФ, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом; — обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости — общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания; — получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию посольства РФ, а также передача соответствующей информации указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям; — участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания; — защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания; — поддержание контактов с органами государственной власти страны пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в стране пребывания; — выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками; — распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни; — защита имущественных прав и интересов Российской Федерации в государстве пребывания; — выполнение других функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством государства пребывания, нормами международного права. Очевидно, что многие из перечисленных задач и функций прямо или опосредованно связаны с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

Правовой статус постоянного представительства Российской Федерации при международной организации определен в одноименном Положении, утвержденном Указом Президента РФ от 29.09.1999 N 1316 . ———————————

СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4819.

Консульское учреждение РФ является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. В зависимости от класса консульские учреждения подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

Основным источником международного права, в соответствии с которым строится деятельность консульских учреждений, является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. ———————————

Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 — 147.Указом Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 утверждено Положение о Консульском учреждении Российской Федерации. ———————————

СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.В соответствии с данным нормативным правовым актом консульское учреждение открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Консульское учреждение входит в систему МИДа России.

В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации.

Основными задачами и функциями консульского учреждения являются: — защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц; — содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними; — выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИДа России, дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания; — распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни; — поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации; — оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам; — представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов; — осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом Российской Федерации, военных кораблей и военно-вспомогательных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам с соблюдением законодательства государства пребывания; — осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания; — формирование банков данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребывания; — выполнение иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, другими применимыми нормами международного права и с соблюдением законодательства государства пребывания. Торговое представительство РФ — орган государства за границей, представляющий внешнеэкономические интересы России в государстве пребывания. Институт торгпредств претерпел за последние годы существенные изменения. Торговые представительства СССР за рубежом представляли собой государственные органы, осуществлявшие за границей права СССР в области внешней торговли и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе существовавшей тогда государственной монополии внешней торговли. Торгпредства РФ сейчас — органы государства, обеспечивающие внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах. Они осуществляют преимущественно торгово-политические функции: представительство интересов Российской Федерации по всем вопросам внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности в стране пребывания, а также контрольно-наблюдательную и информационную функции, функцию ведения торговых переговоров и т.д.

Читайте также:  Статья 42. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии

https://www.youtube.com/watch?v=Fxi2he0OZnU\u0026t=863s

Торговые представительства РФ в иностранных государствах составляют загранаппарат Минэкономразвития России (п. 9 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 N 443 ). ———————————

СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.В некоторых странах функции торгпредств выполняют аппараты торговых советников посольств Российской Федерации.

Защита экономических интересов участников ВЭД

Тема: Защита экономических интересов 
участников ВЭД

Введение………………………………………………………..с.1

Глава1. Защита экономических интересов 
участников ВЭД

§1.Участники 
Внешнеэкономической деятельности и их классификация…………………………………………………с.1-4

§2. Законодательная база по защите Внешнеэкономической деятельности России…………………………………………..с.4-6

 §3. Защитные меры, применяемые при регулировании Внешнеэкономической деятельности…………………………с.6-12

Глава. 2Анализ мирового рынка по защите экономических интересов участников ВЭД

§1. Роль международных 
организаций в регулировании 
ВЭД…………………………………………………………….с.12-16

§2.Международный 
опыт обеспечения защиты экономической 
безопасности внешнеторговой деятельности………………с.16-23

Глава 3. Внешнеэкономическая деятельность лесопромышленного комплекса

§1. Экономический потенциал 
лесопромышленного комплекса России на международном рынке……………………………………………………….с. 23-26

§2. Поддержка 
и защита экспорта ……………………………………………………………….с.26-29

§3. Положительные и отрицательные тенеденции внешней торговли России лесом…………………………………….с. 29-31

Заключение…………………………………………………с. 31-33

Введение

    Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны.

Все эти факторы и обусловили актуальность курсовой работы.

Цель курсовой работы – определить, кто и как защищает интересы участников внешнеэкономической деятельности.

В связи с поставленной целью определены следующие задачи: — рассмотреть теоретические аспекты темы; — проанализировать законодательную базу по защите внешнеэкономической деятельности России; — проанализировать мировой рынок;- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность на примере лесопромышленного комплекса.

В рыночном хозяйстве внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая при посредстве постоянного законодательного регулирования и совершенствования уголовной и таможенной политики, является существенным источником пополнения казны государства.

Достаточно сказать, что практически в большинстве экономически развитых стран только за счет таможенных поступлений от ведения внешнеэкономической деятельности формируется значительная часть доходов государственного бюджета.

Например, в Великобритании таможенные денежные поступления составляют более 40% доходной части бюджета[9]

  • В Российской Федерации 
    такие поступления равняются 
    примерно 1/5 части национального дохода.
  • Глава1. Защита экономических интересов участников ВЭД
  • §1.Участники 
    Внешнеэкономической деятельности и их классификация

В Федеральном 
законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах 
государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дано широкое понятие участников внешнеэкономической деятельности .

Участник внешнеэкономической 
деятельности — юридическое лицо, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на её территории или физическое, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированное в качестве индивидуальных предприятий.

Действующее в настоящее 
время законодательство Российской Федерации устанавливает, что все 
лица имеют право на равных основаниях вывозить или ввозить товары на территорию Российской Федерации.

Таможенный Кодекс устанавливает следующее положение: никто не может быть принудительно ограничен в правах или лишен права ввозить в страну или вывозить из России товары.

Исключение составляют случаи, которые предусмотрены законодательными актами и Таможенным Кодексом.[17,с.143]

Классификация участников внешнеэкономической деятельности

В зависимости от выполняемых 
функций можно выделить следующих 
участников внешнеэкономической деятельности:

  • Международные организации (например, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другие) осуществляют определённое регулирование внешнеэкономической деятельности, могут осуществлять экспортно-импортные операции;
  • Государство (в лице органов законодательной и исполнительной власти — Парламент, Президент, Правительство, министерство торговли, Центральный банк и другие) осуществляет нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности внутри страны в соответствии с установленными полномочиями, а также на межправительственном и межгосударственном уровнях;
  • Агенты валютного контроля (уполномоченные банки, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы) осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • Экспортёры (физические или юридические лица) осуществляют экспорт;
  • Импортёры (физические или юридические лица) осуществляют импорт;
  • Посредники (физические или юридические лица, органы власти), оказывающие содействие в осуществлении экспорта или импорта.
  • [ 4, с.134]

Таблица 1. Цели и интересы участников ВЭД по уровням

Уровень целеобразования Цели  и интересы
Общегосударственный Политическая  и социальная стабильность Обеспечение  устойчивого развития экономики страны
Региональный Эффективное функционирование систем жизнеобеспечения населения  Наполнение бюджета Социальная защита населения Экологическая безопасность Комплексное развитие региона
Корпоративный Обеспечение эффективного развития Максимизация прибыли
Индивидуально–частный Стабильный  доход семьи

Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности 
субъектов внешнеэкономического комплекса 
на макро–, мезо– и микроуровнях регулирования .

§2. Законодательная база по защите внешнеэкономической деятельности России.

  1.     Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.
  2. Из числа  действующих ныне законов, регулирующих ВЭД в России, прежде всего, следует  назвать:
  3. Федеральный закон  от 4 января 1999 года N 4–ФЗ «О координации  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Федерации»,
  4. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 196–ФЗ «Об экспортном контроле»,

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ  «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изменениями от 24 июля 2002 г.)

  • Распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 14 октября 2003 года N 1493–р «О Концепции  развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,
  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165–ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров»,
  • Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»,
  • Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. N 1222–р «Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная  гарантийная поддержка»,
  • Постановление Правительства  Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 363 «Положение о наблюдении за экспортом  и (или) импортом отдельных видов  товаров»,
  • Постановление Правительства  Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»,
  • Закон «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г.),

«Таможенный кодекс Таможенного союза» (от 1 июля 2010 г.) и др. законы определяют общие условия и принципы осуществления ВЭД в России. Главной целью данного нормативно-правового акта является выработка механизмов защиты предпринимателей и инвесторов от беззакония и произвола со стороны властей. В рамках общей концепции Кодекса предусмотрен целый ряд такого рода механизмов.  [10, с.30]    Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности — «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах», «О финансово — промышленных группах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др.[5, с.14]    Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД — это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена: — международными правилами  и нормами, подписанными РФ. международными  договорами России с другими  странами: — национальным — законодательством по ВЭД, представленным  законами, кодексами, а также подзаконными  актами.[ 15]

§3. Защитные меры, применяемые при регулировании внешнеэкономической деятельности

Обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации — важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. [ 2, с.51 ]

В соответствии со сложившейся системой управления внешнеэкономическим комплексом России должен быть орган, на который непосредственно возлагается координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в государстве. Таким органом с мая 2008 г. является Министерство экономического развития Российской Федерации. Применительно к сфере внешнеэкономической деятельности министерство осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает 
с участием заинтересованных 
министерств и ведомств предложения 
по формированию внешнеэкономической 
политики, развитию внешнеэкономических 
связей, осуществлению совместных проектов и программ;

  1. разрабатывает совместно с другими министерствами и ведомствами основные направления инвестиционной политики, в том числе по привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республиканского бюджета РФ;
  2. подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению международных договоров по вопросам экономических связей, осуществляет совместно с МИД РФ координацию действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами, услугами, разрабатывает и реализует меры по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику;
  3. подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование экспорта/импорта товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях и определяет в установленном порядке квоты на экспортные поставки стратегических видов продукции;
  1. участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное наполнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин;
  2. является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области контроля и координации проведения конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд, лицензирования отдельных видов деятельности, аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалов юридических лиц.
  1. Минэкономразвития России разрабатывает предложения по реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер.
  2. Минэкономразвития России участвует в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению Правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.[ 12]
  3. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:
  1. Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.
  2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.
  3. Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних 
функций входят следующие позиции:

  1. Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.
  2. Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.
  3. Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  4. Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД. [ 2 ]

Все меры в зависимости от характера воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным относятся меры прямого ограничения экспорта и (или) импорта, в частности установление квот, лицензий, эмбарго и др.

, к экономическим – меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.

Россия в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности в основном отказалась от применения административных мер и перешла к экономическим мерам; [12]

Меры по защите экономических интересов РФ в отношении импорта и экспорта товаров

Усиливающаяся международная конкуренция, введение зарубежными государствами санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики и высокий уровень дискриминации российских экспортеров на внешних рынках, передача государствами – членами Евразийского экономического союза значительного объема полномочий в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на наднациональный уровень – всё это вызывает необходимость применения мер защиты экономических интересов России в сфере импорта и экспорта товаров.

Усиливающаяся международная конкуренция, введение зарубежными государствами санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики и высокий уровень дискриминации российских экспортеров на внешних рынках, передача государствами – членами Евразийского экономического союза значительного объема полномочий в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на наднациональный уровень – всё это вызывает необходимость применения мер защиты экономических интересов России в сфере импорта и экспорта товаров.

В международной торговле для защиты экономических интересов национальных производителей применяются следующие виды мер:

  • специальные защитные меры в связи с возросшим импортом на таможенную территорию государства (применяются в форме специальной пошлины или количественных ограничений – квот). Их цель состоит в том, чтобы дать промышленности временную передышку, уменьшив объемы импортной продукции на внутреннем рынке, чтобы осуществить необходимые изменения с целью облегчения процесса экономического приспособления.
  • антидемпинговые меры в связи с демпинговым импортом на таможенную территорию государства; применяются посредством введения антидемпинговой пошлины либо принятия ценовых обязательств.
  • компенсационные меры в связи с субсидируемым импортом на таможенную территорию государства.

Добавим, что высший исполнительный орган власти РФ может и не принять решение о применении защитных мер – если их введение может причинить вред развитию отрасли экономики РФ в целом или отдельным ее отраслям. Могут быть и иные причины, имеющие общегосударственную значимость.

Следует отметить, что в 2015 г. по данным ФТС России экспорт и импорт значительно снизили свои позиции. Экспорт в стоимостном выражении уменьшился до 343,4 млрд долл. (69,0% от уровня 2014 г.), импорт сократился до 182,4 млрд долл.

(63,6%), сальдо торговли товарами также снизилось до 161,2 млрд долл. (76,3%). Некоторое восстановление импорта и экспорта (относительно соответствующего месяца 2014 г.), которое наблюдалось во второй половине 2015 г., не является свидетельством разворота тренда.

Оно объясняется эффектом низкой базы – значимое падение торговли началось во второй половине 2014 г.

Пока факты свидетельствуют о том, что падение продолжится и в 2016 году. Политические отношения между государствами продолжают накаляться, а для стабилизации цен на нефтяном рынке пока нет достаточных стимулов.

Тем временем, бывшие торговые партнеры открывают для себя новые рынки, а России это становится делать всё труднее.

По-прежнему существуют административные барьеры для отечественного бизнеса, препятствующие осуществлению как экспортных, так и импортных поставок.

Сложность и в том, что Российская Федерация должна согласовывать национальные механизмы регулирования и с требованиями и ВТО, и с общей системой регулирования стран-членов ТС.

А с началом действия (с января 2015 года) Евразийского экономического союза странам, экспортирующим топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, по замечанию доктора экономических наук М.И. Кротова, нужно согласовывать и ввозные, и вывозные таможенные пошлины.

В противном случае, экспортные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов, металлов и так далее, будут в странах союза различаться в несколько раз.

Между тем, эти экспортные пошлины решают не только задачи по пополнению бюджетов, но и стимулируют глубокую переработку нефти, газа, других сырьевых ресурсов в странах союза.

  • Это еще больше усложняет процесс таможенно-тарифного регулирования.
  • В настоящее время экономика России, будучи слабо интегрированной в международное разделение труда, все больше приобретает черты периферийной экономики, ориентированной на экспорт топлива и сырья и импорт высокотехнологичной продукции и готовых товаров.
  • Поэтому проблемы импортной зависимости и сырьевой ориентации экспорта остры.
  • Данное обстоятельство говорит об угрозе экономической безопасности страны, так как российский экспорт в основном представлен топливно-энергетическими товарами и рост физических объемов экспорта по отдельным товарам опережал темпы роста их производства.
  • Также факторный анализ показывает, что изменение динамики внешней торговли, снижение стоимостного объема экспорта произошло за счет снижения цен при росте физического объема экспорта, что усиливает топливно-сырьевую ориентацию российской экономики.

В Российской Федерации для защиты цен на сырьевые товары на внутреннем рынке, а также для пополнения доходной части бюджета, стимулирования экспорта продуктов их переработки, создания валютных резервов, применяет экспортный тариф, который выполняет в большей мере фискальную функцию. Однако в настоящее время в Российской Федерации взят курс на развитие российской экономики, ее структурную перестройку, а сегодня и на импортозамещение, следовательно, основными функциями таможенно-тарифного регулирования должны стать регулирующая и стимулирующая.

Важным условием стабильности развития РФ остаются ее экспортные возможности, и увеличение спроса благоприятно влияет на ценообразование, а высокий уровень цен на энергоносители гарантирует за счет экспортной выручки пополнение федерального бюджета. Поэтому экспортируемые товары сырьевых отраслей продолжают оставаться важным фактором развития и модернизации экономики.

Анализ мер, направленных на совершенствование реализации таможенно-тарифной и нетарифной политики показывает, что Советом Евразийской экономической комиссии (далее — Совет ЕЭК) было принято 16 решений, в том числе:

  • решения по обнулению ставок ввозных таможенных пошлин на временной основе (терефталевая кислота и ее соли, анилин и его соли, редкоземельные металлы, скандия и иттрия в чистом виде, в смесях или сплавах);
  • решений по выделению товаров в отдельные коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с установлением нулевой ставки ввозной таможенной пошлины (отдельные виды прессового оборудования, отдельные виды амино-альдегидных смол, отдельные виды железнодорожных несамоходных вагонов (вагоны «Тальго» и дизель-поезда), отдельные комплектующие для гражданских воздушных судов, отдельные виды полиэтилена, отдельные виды дизельных двигателей);
  • решения по повышению ставок ввозных таможенных пошлин (отдельные виды моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек или более, включая водителя, отдельные виды валков для прокатных станов);
  • решение касалось перечня товаров, в отношении которого в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского союза;
  • решение в отношении отдельных видов мяса кур домашних и индеек;
  • решения по установлению ставок импортного тарифа в соответствии с принятыми Российской Федерацией обязательствами в рамках членства в ВТО.

Таким образом, ключевые усилия по государственному регулированию импорта, на наш взгляд должны быть сосредоточены на следующих мероприятиях:

  • последовательная реализация таможенно-тарифной политики;
  • снятие торговых ограничений на внешних рынках;
  • активное участие в работе ВТО;
  • развитие системы поддержки внешнеэкономической деятельности;
  • функционирование Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК);
  • поддержка внешнеэкономических проектов;
  • налаживание двухстороннего международного сотрудничества Российской Федерации и ее участия в ключевых интеграционных группировках;
  • активное взаимодействие на постсоветском пространстве;
  • развитие внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза.

Реализации основных мер поддержки в рамках указанных мероприятий, позволят на наш взгляд, существенно снизить зависимость Российской Федерации от импорта и повысить эффективность развития нашей страны.

Ссылка на основную публикацию