Статья 33.2. ликвидация фонда по инициативе банка россии (принудительная ликвидация)

Деятельность организации прекращается с ее ликвидацией. Как правило, процедура применяется по инициативе учредителей после принятия соответствующего решения.

Однако принудительная ликвидация юридического лица также допускается действующим законодательством.

Инициатором может выступать как государственный орган, так и один из учредителей при наличии внутреннего корпоративного противоречия между участниками.

Причины принудительной ликвидации Общества

Для инициации принудительной ликвидации необходимы основания, которые указаны в статье 61 ГК РФ. К ним относят такие обстоятельства:

  • при регистрации Общества было нарушено действующее законодательство и данный фактор невозможно исправить. Если же учредители имеют возможность внести изменения и устранить нарушения, то фирма может продолжить свою деятельность. Однако возможно привлечение к административной ответственности как самой организации, так и ее руководителей;
  • фирма осуществляет деятельность, не оформив лицензию, когда такое требование устанавливается законодательством. Лицензия может быть получена к моменту начала производства о ликвидации, то есть нарушение может быть устранено. В таком случае привлечение к административной ответственности также возможно и широко применяется на практике;
  • деятельность фирмы вовсе противоречит действующим правовым нормам. Например, организация торгует запрещенными препаратами или веществами, либо оказывает услуги, недопустимые в соответствии с законодательством РФ;
  • цели, для которых фирма была создана, невозможно осуществить. Как правило, такая ситуация возникает уже после регистрации, так как иначе ООО было бы вовсе не зарегистрировано.

На практике, чаще всего фирма ликвидируется в принудительном порядке при наличии следующих причин:

  • фирма создавалась на установленный уставными документами период, который завершился. Учредители имеют возможность внести изменения в документы и продлить срок действия организации;
  • цели, для которых фирма создавалась, были достигнуты, и дальнейшее существование организации не имеет практического смысла. В данном случае также могут быть изменены цели, что требует внесения изменений в Устав;
  • деятельность фирмы носит нецелесообразный характер, например, не приносит финансовой выгоды ее участникам. Так, если компания несколько лет подряд будет сдавать нулевые отчетности, у налогового органа возникнут подозрения;
  • между учредителями имеются противоречия, которые невозможно устранить. Например, они касаются изменения направления последующей деятельности или финансовой политики;
  • деятельность ООО не приносит финансовой выгоды. Учитывая, что основная цель ООО – это извлечение выгоды, долговременная деятельность без прибыли не имеет никакого практического смысла;
  • учредители не принимают участия в деятельности фирмы. Например, они уже на протяжении длительного периода ведут иную предпринимательскую деятельность, не уделяя достаточного внимания ООО, что приводит к практическим и экономическим проблемам.

Причины могут быть и иными. Главное – в дальнейшем в существовании фирмы не должно быть смысла и практической выгоды ее участникам.

Кто может инициировать ликвидацию ООО

ООО может ликвидироваться по инициативе одного из учредителей или государственного или муниципального органа. Данный факт устанавливается статьей 61 ГК РФ.

Как правило, инициатором выступает Федеральная налоговая служба. Закон определяет, в каких случаях с инициативой может выступать государственный орган:

  • если общество создано с нарушением закона. Например, выяснилось, что фирма создавалась с использованием поддельных документов, что не могло быть обнаружено сразу при регистрационных действиях;
  • если фирма работает при отсутствии разрешительной документации, например, лицензии или допуска к определенным работам;
  • если деятельность ООО нарушает действующее законодательство;
  • в иных ситуациях, если это предусматривается правовыми актами.

Орган, который инициирует ликвидацию, должен обратиться в суд с заявлением. Только такой порядок предусматривается законодательством. Ликвидация в административном порядке недопустима.

Прочтите: Процедура ликвидации ООО с нулевым балансом

Ликвидация по требованию ФНС

Статья 33.2. Ликвидация фонда по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Довольно часто в качестве причины для инициации процедуры выступает отсутствие фирмы по адресу ее регистрации либо использование адреса массового расположения юридических лиц. В соответствии с Письмом ФНС от 3 августа 2016 г. № ГД-4-14/14126@, если организация зарегистрирована менее года назад, то допускается не более десяти фирм по одному адресу, если более, то максимум пятьдесят.

Перед началом процедуры ФНС делает запрос и проводит соответствующую проверку. Фирме выставляется требование исправить данные в ЕГРЮЛ и внести корректировки. Только если действие не производится, начинается процедура ликвидации.

Ликвидация по требованию участника ООО

Не только государственный орган может выступить с подобной инициативой. Один из участников общества также может требовать ликвидацию в некоторых случаях.

Как правило, все доводы сводятся к тому, что дальнейшая деятельность Общества не представляется возможной. В фирме имеется некий корпоративный спор, противоречия, которые невозможно устранить.

Процедура также проводится через суд, как и в случае ликвидации по требованию государственного органа. Заявитель должен будет доказать, что фирма не может продолжать успешную деятельность. А действия иных участников приносят лишь негативные последствия как для сторон, так и для самого Общества.

Прочтите: Приостановление деятельности ООО: алгоритм действий

Процедура принудительной ликвидации ООО

Принудительная ликвидация общества производится в следующем порядке:

  1. Принятие соответствующего решения органом или лицом, которое будет инициировать производство.
  2. Подготовка документации и судебного заявления.
  3. Назначение ликвидационной комиссии. Она также будет необходима, как и при добровольной ликвидации.
  4. Публикация данных о ликвидации организации.
  5. Формирование промежуточного баланса. В нем указывается, какое имущество имеется у организации, а также сведения о требованиях кредиторов и результате их рассмотрения. Если выясняется, что активов фирмы недостаточно для погашения требований всех имеющихся кредиторов, начинается стадия реализации имущества.
  6. Произведение расчетов с кредиторами. Стадия начинается с утверждения промежуточного баланса. Расчеты реализуются в порядке установленной законом очередности. Например, долги по зарплате выплачиваются раньше, чем долги перед банками.
  7. Формирование окончательного ликвидационного баланса.

Если после ликвидации останется какое-то имущество, оно делится между учредителями в соответствии с размером их долей.

Последствия принудительной ликвидации ООО

Статья 33.2. Ликвидация фонда по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Основные последствия следующие:

  • ООО больше не может быть субъектом правоотношений;
  • универсальное правопреемство не представляется возможным, однако, отдельные права и обязанности могут переходить иным лицам, например, учредителям;
  • имущество, которое остается после удовлетворения требований всех кредиторов, переходит учредителям и делится в соответствии с размерами их долей;
  • организация увольняет всех сотрудников в связи с ликвидацией фирмы.

Данные последствия применимы для самого Общества. Однако принудительная ликвидация также влияет и на учредителей. Речь идет в первую очередь о возможной субсидиарной ответственности.

Если после ликвидации ООО остаются непогашенные долги, они могут быть предъявлены к тем лицам, которые принимали решения, касающиеся деятельности Общества. Однако это допускается далеко не всегда.

Чтобы кредитор смог предъявить требования учредителю, тот должен иметь вину в наступлении последствий. Например, если из-за прямых решений такого лица фирма потеряла средства и не смогла расплатиться с банком, тот вправе требовать выплаты. Если же события произошли непредумышленно, то ответственности не будет.

Имеются также и административные последствия для учредителей и директора фирмы, которая была ликвидирована по требованию государственного органа. Регистрация новой фирмы может стать невозможной в трехлетний период после завершения процедуры.

Невозможность регистрации новой фирмы позволяет сократить количество фирм-однодневок, которые открывались на одних и тех же людей на короткий период.

Еще одно возможное последствие – учредитель или руководитель фирмы может иметь трудности с получением кредита в будущем. Прямого государственного запрета нет, но банки часто придерживаются такой политики.

Если лицо было внесено в «черный список» и не имеет возможности зарегистрировать новую фирму, то оно не вправе выступать и в качестве руководителя новой организации.

Прочтите: Что делать, если отказали в ликвидации ООО

Подведем итоги

Процедура принудительной ликвидации юридического лица может производиться по инициативе одного из учредителей или государственного (либо муниципального) органа. На практике, чаще всего в качестве инициатора выступает ФНС. Для процедуры нужны основания, представленные в законодательстве. Реализация возможна только в судебном порядке.

Принудительная ликвидация кредитных организаций

Урчукова Е.Х.

студентка 4 курса ФГБОУ ВО

«Российский государственный университет правосудия»

В последнее время в России происходит масштабный процесс сокращения количества банков. Это обусловлено несколькими факторами – ужесточением законодательных требований к капиталу и регулярной отчетности, активизацией надзорных органов, ростом конкуренции и консолидации отрасли.

В период с 1 января 2006 г. до 1 января 2016 г. лицензии на осуществление банковских операций отозваны у 463 кредитных организаций[1].

Банком России были проведены мероприятия по полномасштабной оптимизации количества банков, которые способны вести свою деятельность в соответствии с законом, не допуская никаких нарушений.

Согласно статистическим данным[2] только за 2016 г. 88 банков прекратили свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России, из них 76 – в связи с отзывом лицензии.

В свою очередь ликвидация подразделяется на несколько видов: добровольная, принудительная по инициативе Банка России, ликвидация в связи с банкротством. Все три процедуры ликвидации имеют существенные различия.

Так, если при добровольной ликвидации решение о ликвидации принимается участниками кредитной организации в соответствии с п. 1 ст.

61 Гражданского кодекса Российской Федерации, то при принудительной ликвидации соответствующее решение принимается арбитражным судом в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Основанием ликвидации кредитной организации в связи с банкротством будет решение о признании банкротом и завершение конкурсного производства, принятое арбитражным судом. Представляется, что следует четко различать процедуру принудительной ликвидации кредитной организации и процедуру ликвидации в связи с банкротством: в первом случае у кредитной организации имеется достаточно денежных средств для расчета со всеми кредиторами.

В соответствии со сведениями о проведении ликвидационных мероприятий в кредитных организациях с отозванными лицензиями на осуществление банковских операций по состоянию на 01.10.

2016 превалирующее количество кредитных организаций было ликвидировано по решению о признании банкротом.

Однако, несмотря на актуальность проблемы банкротства, я бы хотела остановиться на рассмотрении процедуры принудительной ликвидации кредитных организаций.

Указанная процедура ликвидации начинается с отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии Банка России, которая дает им право осуществлять банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности.

Читайте также:  Статья 21. Наемные работники кооператива

[3] В соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, должна быть ликвидирована.

Отзыв лицензии — это лишение банка права на осуществление любых операций в сфере банковского сектора, которые были предусмотрены спецразрешением. Отозвать ее может только ЦБ РФ[4]. В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Основные причины, явившиеся основанием для отзыва в 2013 – 2015 гг. у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, следующие:

  • Неисполнение федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, учитывая неоднократность применения мер воздействия.
  • Нарушение требований ФЗ от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Снижение достаточности капитала меньше, чем 2%.
  • Размер собственных средств ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату регистрации коммерческой организации.
  • Неспособность удовлетворить требования кредиторов.
  • Установление фактов существенной недостоверности отчетности[5].

 Основная причина отзыва лицензии – неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России (п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). На втором месте – нарушение требований ФЗ от 7.08.2001 № 115-ФЗ. Так, в 2015 г.

Банком России в адрес правоохранительных органов направлены обращения с информацией о наличии в деятельности руководства и собственников 62 кредитных организаций признаков уголовно наказуемых деяний (в том числе предусмотренных  ст. 159 «Мошенничество», ст. 159.5 «Мошенничество в сфере страхования», ст.

160 «Присвоение или растрата», ст. 172.1 «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве», ст. 196 «Преднамеренное банкротство» и ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» Уголовного кодекса Российской Федерации).

По имеющейся в Банке России информации в отношении руководителей 40 кредитных организаций возбуждены уголовные дела. Остальные места занимают потеря капитала, ликвидности, что также довольно часто случается с банками. Стоит отметить, что по сравнению с 2014 г.

в 2015-м ликвидность реже встречается в качестве причины для отзыва лицензии.

Вопросы отзыва лицензии Банком России становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ[6].

В частности, интерес представляют вопросы о соразмерности ответственности в виде отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций за незначительные нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность.

По мнению заявителя (кредитной организации), основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных п. 6 части первой ст. 20, противоречит ст. 8 (ч. 1), 34 (ч. 1) и 35 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.

Однако Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, мотивируя это тем, что данное законоположение направлено на соблюдение кредитными организациями нормативных актов, регламентирующих банковскую деятельность, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и таким образом — на реализацию положения ст. 15 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, притом что отзыв лицензии на осуществление банковских операций как санкция за неисполнение нормативных требований предусмотрен лишь при неоднократности нарушений, что само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций производится соответствующим приказом Банка России, который вступает в силу со дня принятия и может быть обжалован в суде в течение 30 дней со дня публикации в «Вестнике Банка России», что не приостанавливает действия указанного решения. Одновременно с этим ЦБ РФ назначает временную администрацию по управлению банком на срок не более 6 месяцев, которая действует в рамках законодательства о банкротстве РФ от имени Банка России. Временная администрация в течение 15 рабочих дней со дня отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации банка, за исключением случая, если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства). В этом случае подается заявление о признании банка несостоятельным (банкротом).

Арбитражный суд принимает решение о начале процедуры принудительной ликвидации в том случае, если стоимость имущества ликвидируемого банка по предварительной оценке достаточна для погашения всех его обязательств перед кредиторами.

Причем суд не вправе возвращать исковое заявление о ликвидации кредитной организации по мотивам непредставления доказательств отсутствия признаков банкротства кредитной организации.

Так, в одном из дел суд указал, что если основанием предъявления искового заявления является факт отзыва лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций, то Банк России при обращении в суд обязан подтвердить только те обстоятельства, которые являются основанием подачи соответствующего заявления, но не обязан доказывать отсутствие обстоятельств, которые могут быть основанием для заявления иных требований.[7]

Арбитражный суд рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи, и принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления предварительное судебное заседание не проводится. Арбитражный суд направляет решение о ликвидации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

С момента отзыва лицензии и до вступления в силу решения арбитража запрещается совершать сделки с имуществом кредитной организации.

Прекращается осуществление по корсчетам кредитной организации платежей на счета клиентов, однако кредитная организация имеет право взыскивать и получать задолженность, в том числе задолженность по ранее выданным кредитам, осуществлять возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц.

В течение 45 рабочих со дня представления в Банк России всех документов осуществляется государственная регистрация кредитной организации в связи с ликвидацией, затем происходит внесение уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

Если кредитная организация не имела такой лицензии, ее ликвидатором будет утвержденный арбитражным судом арбитражный управляющий, который должен соответствовать требованиям Закона о банкротстве и быть аккредитованным при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

К обязанностям ликвидатора кредитной организации относится обязанность учитывать права и законные интересы как кредиторов кредитной организации, так и общества и государства в целом. Права и обязанности ликвидатора предусмотрены Законом о банках и Законом о банкротстве.

Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации осуществляет Банк России путем проверки отчетности и проведения проверок деятельности ликвидатора.

Порядок проведения таких проверок закреплен Положением «О порядке проведения Банком России проверок деятельности конкурсного управляющего и ликвидатора кредитной организации» (утв. Банком России 05.02.2016 N 533-П).

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом[8], начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.

Если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации осуществляет реализацию имущества кредитной организации. Если стоимость имущества кредитной организации недостаточна, ликвидатор кредитной организации обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов) кредитной организации и утверждается арбитражным судом.

По окончании ликвидации арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации. В десятидневный срок после вынесения такого решения ликвидатор обязан представить в Банк России указанное решение с приложением документов, перечень которых определяет Банк России.

С учетом изложенного представляется верной позиция ученых, которые классифицируют ликвидацию кредитных организаций по инициативе ЦБ РФ как меру правового принуждения, которая применяется при осуществлении последующего надзора, т.е.

надзора как за прекращением деятельности кредитной организации в целом (за прекращением существования конкретной кредитной организации как юридического лица), так и за прекращением специальной правоспособности кредитной организации путем отзыва у нее лицензии (всех или одной из нескольких) на осуществление банковских операций[9].

Банк России, будучи наделенным властными полномочиями по управлению банковской системой, посредством применения рассмотренной меры обеспечивает стабильность банковской системы, а, следовательно, экономической системы государства в целом.

[2] URL: http://www.banki.ru (дата обращения – 25.10.2016).

Выплата заработной платы при ликвидации НПФ — Юридическая консультация

Ликвидация фонда производится на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, в том числе ст. 33 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Ликвидатором такого фонда назначается Агентство по страхованию вкладов, что роднит процедуру принудительной ликвидации фондов такого рода с аналогичной процедурой, применяемой в отношении кредитных организаций.

В соответствии с п. 53 ст.

33 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» при ликвидации фонда средства от реализации имущества фонда направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством РФ. При ликвидации фонда полномочия по управлению делами фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой по согласованию с Банком России, либо управляющему в случае возбуждения процедуры банкротства.

Так, согласно абз. 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов ликвидатором (арбитражным управляющим) или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а в случае оспаривания этих требований – на основании судебного акта, устанавливающего состав и размер этих требований.

Аналогичной точки зрения придерживается и судебная практика (см. п. 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

Читайте также:  Статья 2. Законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации

В связи с этим предъявления требований в порядке ст. 71 или 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не требуется. Ликвидатор (арбитражный управляющий) обязан самостоятельно в разумный срок, но не позднее установленного абз. 3 п. 1 ст.

142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» двухмесячного срока, на основании имеющихся у должника документов, подтверждающих наличие задолженности перед работниками, возникшей до возбуждения дела о банкротстве (в том числе с учетом сведений, имевшихся в заявлении должника), включить эти требования в реестр.

В сложившейся ситуации рекомендую вам обратиться с заявлением в адрес управляющего (ликвидатора) для подтверждения факта внесения в реестр требований задолженности перед вами.

При невключении арбитражным управляющим (ликвидатором) самостоятельно требования работника в реестр этот работник или представитель работника должника вправе обратиться к арбитражному управляющему с заявлением о включении требования в реестр.

Если размер, требований, включенных в реестр, не соответствует имеющимся у вас данным, вы вправе обратиться с иском в суд для оспаривания размера требований по заработной плате, при этом судебный акт будет основанием для внесения изменений в реестр требований. В соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса РФ требования работников по выплате заработной платы отнесены к обязательствам очереди, которая считается одной из привилегированных.

Однако данное положение содержит ряд исключений, установленных ст. 187.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

При ликвидации фонда его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие фонды по выбору вкладчика или участника.

В случае недостаточности пенсионных резервов на указанные цели могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов, участником которых является фонд.

И только после исполнения вышеуказанных обязательств решается вопрос об исполнении обязательств перед остальными кредиторами, где вы будете кредитором второй очереди.

В связи с тем, что банкротство негосударственного пенсионного фонда является крайней мерой, и регулятором предпринимаются меры, в том числе оздоровительного характера, для исполнения обязательств перед застрахованными лицами, то процедура ликвидации может продлиться три года и более.

Ликвидация НКО: нюансы процедуры… | Центр развития НКО Ямала

  • Сегодня мы обсудим подробно одну из процедур-ликвидацию НКО. Конечно,тема не очень веселая, но, иногда — другого выхода нет…
  • Процедура ликвидации некоммерческой организации представляет собой сложный, последовательный и многоэтапный процесс, который требует знания соответствующих законов и множества нюансов, поскольку ликвидация некоммерческой организации имеет свои особенности, в зависимости от ее организационно-правовой формы.
  • Ликвидация считается добровольной, если решение о ликвидации самостоятельно принято учредителем (участником) некоммерческой организации либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, как правило, это высший орган управления некоммерческой организации.
  • Причиной принудительной ликвидации (в судебном порядке) может стать:
  • – систематическая деятельность, противоречащая уставу и целям создания некоммерческой организации;

– неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок отчетов о своей деятельности и иных сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

  1. Необходимо отметить, что решение о ликвидации фонда может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц, в случае если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей не могут быть произведены, в случае уклонения в деятельности от уставных целей и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Всю процедуру ликвидации некоммерческих организаций можно разделить на следующие этапы:
  3. – принятие решение о ликвидации организации;
  4. – формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;
  5. – публикация сообщения о ликвидации организации в органах печати;
  6. – составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
  7. – осуществление расчетов с кредиторами;
  8. – составление и утверждение ликвидационного баланса;
  9. – государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.
  10. Теперь рассмотрим более подробно каждый из вышеуказанных этапов.
  11. 1 этап ликвидации.
  12. После того как учредителем (участником) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, принято решение о ликвидации некоммерческой организации, у некоммерческой организации возникает обязанность незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Для этого уполномоченному лицу (заявителю) необходимо в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения подать в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее – Управление) уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, на котором подлинность подписи уполномоченного лица заверяется в нотариальном порядке.

Кроме этого в Управление представляется решение о ликвидации юридического лица, назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) (протокол, выписка из протокола руководящего органа некоммерческой организации) – в двух экземплярах.

После принятия Управлением решения о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) некоммерческой организации документы направляются в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой некоммерческой организации.

2 этап ликвидации.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 12.01.

1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидатор (ликвидационная комиссия) помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации.

  • Сведения о ликвидации юридического лица публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации», который является еженедельным специализированным печатным изданием.
  • После окончания указанного срока для предъявления кредиторами требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
  • Промежуточный ликвидационный баланс подписывается ликвидатором или председателем ликвидационной комиссии и утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации.
  • Таким образом, на 2 этапе ликвидации представляются следующие документы:

1) уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, на котором подлинность подписи уполномоченного лица заверяется в нотариальном порядке;

2) протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса – 2 экземпляра;

3) промежуточный ликвидационный баланс – 2 экземпляра;

После принятия Управлением решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации документы направляются в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

  1. 3 этап ликвидации.
  2. После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс, который подписывается ликвидатором или председателем ликвидационной комиссии и утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации
  3. Таким образом, на 3 этапе ликвидации в Управление представляются следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией по форме Р 16001, Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, на котором подлинность подписи уполномоченного лица заверяется в нотариальном порядке;

2) протокол об утверждении ликвидационного баланса – 2 экземпляра;

3) ликвидационный баланс – 2 экземпляра;

Кроме того, на заключительном этапе ликвидации оплачивается государственная пошлина. В соответствии со ст. 333.33Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 800 руб.

После принятия Управлением решения о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией документы направляются в ИФНС России по ЯНАО для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество некоммерческой организации, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Однако и здесь существуют исключения: оставшееся имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами этого учреждения.

  • В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
  • Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
  • Если вдруг случится,что появится такая необходимость -ликвидировать Вашу НКО — обращайтесь, наши специалисты помогут…

Принудительная ликвидация юридического лица

Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

  • при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:
  • деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
  • деятельность организации запрещена законом;
  • деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;
  • деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

  • Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.
  • О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.
  • Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
  • Ликвидация, связанная с неоднократными или грубыми нарушениями закона.
  • Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.
  • Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:
  • пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО — 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;
  • в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);
  • если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).
Читайте также:  Глава 3. Основные требования к организациям железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом

Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).

3.2. НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИСогласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ:

  1. «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».
  2. Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.

Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ).

Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

  • Обратите внимание!
  • При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:
  • «деятельность кредитных организаций;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность в области связи;
  • биржевая деятельность;
  • деятельность в области таможенного дела;
  • нотариальная деятельность;
  • страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • осуществление внешнеэкономических операций;
  • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • приобретение оружия и патронов к нему;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • использование орбитально — частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  • образовательная деятельность».

 Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.

  1. В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
  2. Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.
  3. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.
  4. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
  5. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
  6. В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.
  7. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
  8. Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
  9. Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.
  10. Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:
  • со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица.

Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.

Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:

Ссылка на основную публикацию