Статья 4. цели государственной политики в интересах детей

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. В комментируемой статье перечислены основные цели и принципы государственной политики в интересах детей. Первой и основной целью названы:

  • осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;
  • недопущение их дискриминации;
  • упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Как уже говорилось в комментарии к ст. 3, Конституция РФ провозглашает основные тезисы политики государства и составляют базис, на котором строятся правоотношения по защите прав детей. Ребенок от рождения обладает всей полнотой прав и свобод человека и гражданина, установленных главой 2 Конституции РФ.

Иные правовые акты федерального, местного и регионального значения, устанавливающие гарантии для детей, ссылаются на нормы Конституции РФ. В соответствии с гл. 11 СК РФ ребенку принадлежат также специальные права во взаимоотношениях с родителями или лицами, их заменяющими, и ближайшими родственниками.

Комментируемый Закон является законодательным закреплением основ государственной политики в интересах детей и требует финансового обеспечения для реализации гарантий прав детей.

2. Правовые основы гарантий прав ребенка закладываются путем создания системы законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, а также, когда это необходимо, на уровне местного самоуправления. Подробнее о системе российского законодательства см. комментарий к ст. 3.

3. Государство призвано оказывать содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры.

Ребенок сможет стать гармонично и всесторонне развитой личностью только если будут обеспечиваться все его основные физические, интеллектуальные, психические, духовные и нравственные потребности. Развитие ребенка включает в себя множество аспектов.

Неслучайно отдельная ст. 14 комментируемого Закона посвящена защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, ст. 10 — обеспечению прав детей на охрану здоровья, ст.

9 — образованию и воспитанию детей.

Наибольшее влияние на становление личности и характера ребенка оказывает школа. В рамках школьной программы ребенок получает базовые знания, навыки патриотизма и гражданственности, знания об истории страны и достижениях российской и мировой культуры.

4. Еще одной целью государственной политики в отношении детей является их защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Защита может осуществляться как в отношении конкретных детей, права и законные интересы которых требуют от государства принятия адекватных мер, так и в отношении всего населения в целом.

Конкретные меры могут заключаться в законодательном закреплении наказаний за правонарушения, посягающие на гармоничное физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие детей, в установлении перечня и круга полномочий лиц, которые могут обратиться за защитой нарушенных прав детей, в определении процедуры привлечения к ответственности, видов наказаний и т.п.

В связи с резким сокращением рождаемости Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.

N 1351 была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, которая определила, что «демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране». В связи с реализацией с 2010 г. дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала запланированы меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг. Принимаемые меры, безусловно, способствуют защите материнства и детства от негативных факторов.

5. В законодательстве субъектов РФ могут быть названы и другие цели государственной политики в отношении детей, которые в целом согласуются с целями, установленными комментируемым Законом.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 г.

N 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан» целями государственной политики в интересах детей, проводимой в Республике, являются:

  1. обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации;
  2. упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  3. формирование правовых основ гарантий прав ребенка, создание соответствующих органов и организаций по защите прав и законных интересов ребенка;
  4. содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также реализации личности ребенка в интересах общества, традиций народов государства, достижений национальной и мировой культуры;
  5. обеспечение целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетнего правосознания и правовой культуры.

6. В п. 2 комментируемой статьи указано, что государственная политика в интересах детей имеет приоритетный характер.

Это значит, что внимание законодательных органов должно быть в первоочередном порядке «приковано» к разработке правовой базы, обеспечивающей гарантии для детей, а исполнительные органы должны направлять свои усилия для практической реализации гарантий, в т.ч.

выполнять текущее финансирование мероприятий в отношении детей в областях медицины, образования, в социальной сфере. По сравнению с бюджетом 2008 г. в бюджете на 2009 г.

прирост расходов увеличился по разделу «Общегосударственные вопросы» примерно на 22 процента, на образование — 25,9 процента, здравоохранение — 59 процентов. Ассигнования по разделу «Социальная политика» в 2009 г. увеличены до 297,7 миллиарда (по сравнению с 2008 г. — на 22,1 миллиарда рублей).*(2)

Государственная политика должна обеспечивать законодательное обеспечение прав ребенка. Так, конституционная норма, гарантирующая каждому право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), нашла свое конкретное выражение в ч. 1 ст. 1, п. 3 ст.

2 ЖК РФ, согласно которым органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять нуждающимся жилые помещения, и п. 2 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ, где установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. Семьям, имеющим детей, должна обеспечиваться поддержка государства, направленная на обеспечение надлежащего воспитания детей, их отдыха и оздоровления, защиты их прав и подготовки их к полноценной жизни в обществе.

За последние годы государство взяло форсированный курс на укрепление семьи, повышение рождаемости, а также сокращение числа детей, находящихся на полном государственном обеспечении в государственных интернатных учреждениях.

Многое делается для того, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обрели новые семьи.

В частности, субъекты РФ увеличивают заработную плату приемным родителям, устанавливают единовременное пособие при усыновлении ребенка, равное пособию, выдаваемому при рождении ребенка, увеличивают пособие на детей, находящихся под опекой или на условиях попечительства. Семьи получают частичную компенсацию родительской платы за детские дошкольные учреждения, право использовать материнский капитал в случае рождения второго ребенка.

Нуждающиеся семьи обеспечиваются жильем. Так, в Москве в 2010-2011 годах планируется построить не менее 200 тысяч кв. м. социального жилья для многодетных семей, имеющих не меньше, чем пять детей, и вставших на учет на получение жилья до 1 марта 2005 г.*(3)

Так, по данным статистики в Санкт-Петербурге с 2008 г. наблюдается расширение круга получателей пособий и компенсационных выплат на детей, увеличиваются суммы выплат, происходят изменения в подходе к определению семей, имеющих право на пособие. С 2007 г.

многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, назначаются детские пособия без учета дохода семьи.

Однако отмечается, что имеются категории нуждающихся семей с детьми, которым затруднительно получить необходимую поддержку в рамках действующего законодательства, среди них — неполные семьи, в которых один из родителей не проживает на территории РФ, в связи с чем возникают трудности в предоставлении справок об уплате (неуплате) алиментов; семьи, где один из родителей не является гражданином РФ, но проживает на территории РФ и не работает ввиду отсутствия разрешения на работу; многодетные семьи, в которых взрослые члены страдают алкогольной и наркотической зависимостью; семьи с ребенком-инвалидом (трудности в получении бесплатных лекарств из-за очередей в аптеках или отсутствия необходимых лекарственных средств; трудности покупки инвентаря для детей с ограниченными возможностями (памперсы, ходунки, санитарные кресла) из-за высокой стоимости.*(4)

8. Государственная политика в отношении обеспечения прав детей только тогда является эффективной, когда основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан, виновных в нарушениях прав и законных интересов детей и причинение вреда.

В данном случае под должностным лицом следует понимать государственных или муниципальных служащих, имеющих в силу должностного положения правомочия обеспечивать правовой механизм действии комментируемого Закона, в т.ч.

совершать юридически значимые действия, устанавливающие, изменяющие или прекращающие правоотношения в области обеспечения государственных гарантий. Гражданами могут быть любые физические лица, например, незаконно занявшие жилое помещение ребенка, оставшегося без попечения родителей во время его пребывания в детском учреждении.

Положения об ответственности в равной мере распространяются и на государственные и муниципальные органы власти и на юридических лиц.

  • По общему правилу, ответственность наступает за совершение виновных противоправных действий и в зависимости от вида причиненного вреда и от степени тяжести совершенного деяния (бездействия) бывает:
  • гражданско-правовой;
  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.
  • Незаконными являются действия, которые выходят за пределы компетенции или должностных полномочий должностных лиц или за пределы прав граждан, или бездействие в случаях, когда должностные лица или граждане должны иметь активную позицию и не отказываться от осуществления своих прямых обязанностей.
  • Незаконные действия могут иметь форму:
  • действия;
  • бездействия.
  • Например, незаконным действием должностного лица является:
  • издание главой администрации распоряжения об использовании части помещения школы под размещение органов загса без получения предварительной экспертной оценки в нарушение ст. 13 комментируемого Закона;
  • оформление родителем сделки по продаже квартиры, в которой ребенок имеет право проживать, не отвечающую интересам ребенка, без приобретения нового жилья;
  • утверждение бюджета на очередной год без учета статьи расходов на медицинскую реабилитацию детей-инвалидов, которая является обязательным в соответствии с законодательством.
  • Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков, причиненных ребенку, под которыми понимаются материальный ущерб и упущенная выгода.
Читайте также:  Подраздел 1. Краткая характеристика уровней системы образования

Наложение дисциплинарной ответственности предполагает совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых или служебных обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Применять дисциплинарное взыскание может работодатель. В отношении должностного лица работодателем является государство или муниципальное образование в лице соответствующего органа.

Административная ответственность наступает за совершение противоправного, виновного действия (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) или в законе субъекта РФ.

Например, административная ответственность должностных лиц может наступить за нарушение порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на усыновление, под опеку (попечительство), на воспитание в семьи граждан, а также незаконную деятельность по усыновлению, не подпадающие под уголовную ответственность.

Уголовная ответственность наступает за общественно опасное и уголовно наказуемое деяние, предусмотренное Уголовным кодексом РФ.

Например, могут быть подвергнуты уголовной ответственности должностные лица и работники, занимающиеся обучением, воспитанием и содержанием детей, а также родители или лица, их заменяющие, за жестокое обращение с детьми, воспитание детей в духе насилия, расовой или религиозной розни, распространение сведений, порочащих репутацию ребенка и его семьи, их честь и достоинство, имеющие признаки преступления.

9. Государственная политика основывается на поддержке общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Под государственной поддержкой таких объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Государственные органы содействуют деятельности общественных объединений, которые имеют своей целью развитие личности детей, их творческих задатков, социальной активности, научного, технического и художественного творчества, защиту их интеллектуальной собственности, охрану жизни и здоровья детей, охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры, участвующих в благотворительной деятельности, приобщающих детей к участию в культурной и спортивной жизни, занятых в организации их досуга.

К числу наиболее известных организаций, реализующих молодежную политику и действующих в области защиты прав и интересов детей, относятся Общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации» («МСЮ РФ»), Общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига», Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе». Наиболее крупными детскими общественными объединениями являются Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), являющийся правопреемником Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.

Во многих субъектах РФ приняты или законы о государственной молодежной политике, в которых вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений отведены отдельные разделы, или отдельные законы о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений. Как правило, в субъектах формируется и ведется реестр молодежных и детских общественных объединений.

Например, в Ивановской области принят и действует Закон от 8 января 2004 г. N 5-ОЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Молодежные и детские общественные объединения имеют право участвовать в реализации государственной молодежной политики на территории Ивановской области, направляя свои предложения Главе администрации, вносить предложения в Законодательное Собрание Ивановской области по принятию и изменению законов, затрагивающих интересы детей и молодежи, а также участвовать в подготовке и обсуждении проектов областных программ по вопросам государственной молодежной политики (ст. 6 Закона).

В столице действует Закон города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 «О молодежи», в котором содержится ряд действенных мер, которые способствуют развитию молодежных организаций. В ст.

18 Закона говорится о возможности таких организаций получить финансовую поддержку из бюджета города Москвы на внедрение конкретных проектов, направленных на самореализацию молодых граждан в интересах общества и на привлечение молодых граждан к участию в реализации молодежной политики. Поддержка проектов молодежных организаций осуществляется на конкурсной основе.

Также молодежным организациям предоставляются льготы при оплате аренды помещений, находящихся в собственности города Москвы. Льготная ставка арендной платы определяется Правительством Москвы при условии активного участия молодежных организаций в реализации городских целевых программ в сфере молодежной политики. Молодежным организациям оказывается информационная и кадровая поддержка.

Так, по заявкам молодежных организаций специально уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров этих организаций за счет средств городского бюджета.

Правовое регулирование и обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. 

Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении, насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них – погибают, 60% -сироты, достигшие трехлетнего возраста,  попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность»; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек.

Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.

В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних.

Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

Читайте также:  Статья 1. назначение федеральной фельдъегерской связи

; вторая группа — права на семейное благополучие; третья группа — права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством): шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от  привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Этому праву соответствует обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, — органов опеки и попечительства, прокуроров, судей — защищать права детей. В соответствии с ч. 2 ст.

56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц.

их замещающим При нарушении прав и законных интересов ребенка, либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет — в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка.

Действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка к семье. Поэтому семейное законодательство исходит из положения, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей Именно родители несут ответственность за их воспитание и развитие.

Именно родители должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ). В первую очередь действующее законодательство возлагает на родителей обязанность по защите прав и интересов детей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Именно к родителям необходимо обращаться в случаях нарушения прав и интересов несовершеннолетних.

Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни.

Если же эта обязанность добровольно не исполняется, родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство.

Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах — в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т.д.

Однако роль государства не ограничивается лишь предоставлением тех или иных благ; оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей.

Для современного российского общества актуальны также проблемы реализации прав и законных интересов детей.

Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения (социальное сиротство), увеличивается. На положение детей отрицательно влияет высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей.

Изматывающая вынужденная сверхзанятость родителей, связанная с поиском заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизни, существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.

Безусловно, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений. Решение этих проблем возможно в первую очередь законодательным путем.

Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов.

В его основу положены важнейшие международно-правовые документы ООН, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. К ним, прежде всего, относятся: Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.

); Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.

); Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.).

Сегодня в национальном законодательстве в целом сформирована правовая основа обеспечения прав детей.

Конституция РФ (ст. 17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

К базовым законам, закрепляющим права родителей и детей, следует отнести Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. Включение в него отдельной гл. 11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы.

Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имело принятие ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Закон (ст.

4) определил цель государственной политики в интересах детей как осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации, а также восстановление этих прав в случаях их нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Законом (ст.

1) впервые определены такие важнейшие практически используемые понятия, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»; «социальная адаптация ребенка» и «социальная реабилитация ребенка»; «социальные службы для детей». К сожалению, последние изменения, внесенные ФЗ от 22 августа 2004 г., не только сократили предыдущую редакцию названного Закона, но и существенно изменили ее смысл.

Нормы, возлагающие конкретные обязанности по их осуществлению на органы государственной власти, заменены нормами, декларирующими и провозглашающими, лишенными практического смысла.

Выполнение Конвенции о правах ребенка — одно из приоритетных направлений осуществляющегося пересмотра национального законодательства.

Так, гарантии по защите прав детей, в частности, от экономической эксплуатации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, содержатся в новом Трудовом кодексе РФ. В ч. 2 Налогового кодекса РФ включена ст.

218 о стандартных налоговых вычетах. Права детей на социальное обеспечение учтены при реформировании пенсионного законодательства.

Так, согласно ст. 9 ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 г.

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют среди прочих: дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Потребности детей учтены при формировании пакета нормативных правовых актов по социальной поддержке малоимущих семей. Так, ст. 3 ФЗ от 17 июля 1999 г.

«О государственной социальной помощи» предусматривает, что в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, им оказывается государственная социальная помощь.

Разработан и принят ряд федеральных законов, способствующих созданию правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Так, ФЗ от 21 декабря 1996 г.

Читайте также:  Законодательство о праве собственности - советы юриста

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал развернутую характеристику понятий: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и определил общие принципы и меры социальной поддержки таких детей.

Статья 11 ФЗ от 10 декабря 1995 г.

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» кроме определения понятий «безнадзорный» и «беспризорный» представлена развернутая система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особое внимание придается реформированию законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и жестокого обращения. Этому способствовало внесение в УК РФ гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».

Производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних посвящена отдельная гл.

50 УПК РФ, в которой подробно регламентируются порядок вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, участия законного представителя в досудебном производстве и судебном заседании по уголовному делу, прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

С принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35).

Можно предположить, что с учетом роли и места, которое должно занимать подрастающее поколение в развитии общества и государства, от четкого определения и разработанности доктринального статуса ребенка зависят характер и направления этого развития.

Государственная политика в отношении детей в России. Досье

22.09.2016

Одним из основных национальных приоритетов России является обеспечение благополучного и защищенного детства.

Гарантии государства в отношении детства и материнства, семьи закреплены Конституцией РФ, ее часть 1 статьи 38 гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Российское законодательство, в соответствии с международными нормами, гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Основы государственной социальной политики по улучшению положения детей в России были заложены еще в 1990-х гг. 24 июля 1998 г. президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (последние изменения внесены 28 ноября 2015 г.).

Утверждались такие программные документы, как Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей; указом президента РФ 14 сентября 1995 г.), План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 гг. (распоряжением правительства РФ от 21 августа 2001 г.

), федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг. (постановление правительства РФ от 21 марта 2007 г.).

В настоящее время реализуется Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.).

Стратегия, в частности, направлена на сокращение числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей, за счет их устройства в семьи. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017 г.

долю детей-сирот, воспитывающихся в семьях, до 90%. Соответствующие региональные стратегии были приняты и во всех регионах.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

В СССР дети-сироты воспитывались преимущественно в закрытых и полузакрытых интернатах и детских домах.

В 1990-х гг. в России получили развитие семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Стали появляться такие альтернативные формы устройства сирот, как детский дом семейного типа (был создан еще в 1988 г. инициативе Советского детского фонда), детская деревня (первая детская деревня-SOS появилась в 1996 г.

в подмосковном Томилино). Приемные семьи в России впервые были образованы в 1994 г. в Самаре, в качестве эксперимента.

Выявление и учет несовершеннолетних детей (в возрасте до 18 лет), оставшихся без родителей или их попечения, осуществляет органы опеки и попечительства. Их деятельность регулируется федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (от 24 апреля 2008 г.; вступил в силу 1 сентября 2008 г.; последние изменения внесены 28 ноября 2015 г.).

Усыновление

Приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считается усыновление (удочерение).

Усыновление допускается в случаях, если родители дали согласие на усыновление или умерли, были лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Согласно законодательству, братья и сестры не могут быть усыновлены разными лицами. Приемными родителями могут стать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Согласно федеральному законодательству, одному из усыновителей по заявлению выплачивается единовременное пособие на ребенка. В 2016 г. его размер на ребенка, не являющегося инвалидом, и младше 7 лет составляет 15 512,65 руб. Если ребенок-инвалид или старше 7 лет, а также в случае усыновления братьев и (или) сестер, то выплачивается единовременное пособие в размере 118 529,25 руб.

По желанию, усыновителям предоставляется отпуск: 70 или 110 календарных дней.

Также усыновители могут рассчитывать на получение стандартного материнского капитала, если усыновленный ребенок является не первым в семье. При этом важно, чтобы ребенок был усыновлен не ранее начала 2007 г.

Кроме того, один усыновитель вправе рассчитывать на ежемесячную пособие на ребенка, которое устанавливается региональными властями.

Его размер зависит от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, от количества усыновляемых детей. В среднем по России оно составляет от 10 до 30 тыс. руб.

Так, в Москве усыновители инвалидов могут рассчитывать на ежемесячную сумму в 27 500 руб. на каждого ребенка-инвалида.

Передача российских детей на усыновление иностранцам возможна только в том случае, если они не могут обрести новую семью среди граждан России или нет возможности быть усыновленными родственниками (независимо от их гражданства и места жительства). В России действует запрет на усыновление детей гражданами США и иностранцами, состоящим в однополом браке.

Другие семейные формы устройства детей-сирот

Помимо усыновления, существуют и другие семейные формы устройства детей-сирот.

  • Опека возможна над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство — от 14 до 18 лет. Основанием для назначения ребенку опекуна (попечителя) служат те показания, что и для усыновления. Также опека возможна над ребенком, рожденным девушкой, не достигшей 16 лет.
  • Патронатная семья — это форма опеки или попечительства над ребенком или детьми, осуществляемая на основании соответствующего договора с органами опеки и попечительства.
  • Приемная семья также действует на основании договора между органом опеки и приемными родителями (или родителем).
  • Кроме того, организации для детей-сирот вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан: например, на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях. Срок такого пребывания ребенка в семьях не может превышать три месяца.
  • Рассматривается и такая форма, как патронатная «профессиональная» семья.

Реформа детских домов

1 сентября 2015 г. вступило в силу новое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (было утверждено постановлением правительства РФ от 24 мая 2014 г.).

С этого момента началась реформа образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги, в которые дети помещаются под надзор.

Реформа направлена на создание приближенных к семейным условий пребывания детей-сирот в государственных учреждениях — детских домах, домах-интернатах и др.

Согласно документу, дети помещаются в такие организации временно — до их устройства на воспитание в семью (в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя).

Воспитательные группы должны формироваться преимущественно по принципу совместного проживания детей разного возраста — прежде всего родных братьев и сестер, а также родственников.

За группой закрепляются постоянные воспитатели (наставники), которые должны сопровождать детей и после их выпуска из интерната с целью полной адаптации детей к жизни в обществе. Кроме того, организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться выпускникам (до 23 лет).

Как заявила 20 августа 2016 г. вице-премьер РФ Ольга Голодец, на новые стандарты работы уже перешли 81% таких организаций. В них группы детей были сокращены до восьми человек, большинство воспитанников детских домов посещают обычные средние школы.

Источник: ТАСС

Смотреть ленту полностью

Ссылка на основную публикацию