Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике.

Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2020 году подробнее. Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст.

4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам.

При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор.

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст.

3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

На современном этапе развития инвестиционных отношений правовое регулирование в сфере иностранного инвестирования осуществляется по средствам сочетания национального и международно-правового регулирования.

Прежде всего, обратимся к международно-правовому регулированию. В современных условиях глобализации и усиления взаимодействия национальных экономик, международное инвестиционное право приобретает особо важное значение.

Дело в том, что международные инвестиционные отношения не могут быть в надлежащей мере урегулированы только нормами национального права.

Национальное право не в состоянии в достаточной степени создать условия, необходимые для беспрепятственного передвижения капитала между государствами и обеспечить иностранным инвесторам гарантии по осуществлению ими коммерческой деятельности в государстве-реципиенте.

Как следствие наблюдается постепенное усиление взаимодействия внутригосударственного и международного права, что способствует интернационализации национального законодательства отдельных государств [8], в том числе и при регулировании инвестиционных отношений.

В настоящее время международные инвестиционные отношения регулируются, прежде всего, тремя универсальными конвенциями:

  1. Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. (Вашингтонская) установила международный порядок разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств через проведение процедур примирения и арбитража в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.
  2. Конвенцией об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года (Сеульская конвенция) учредила Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). В соответствии со ст. 11—16 Сеульской конвенции МАГИ предоставляет гарантии инвесторам от политических (некоммерческих) рисков, как правило, путем страхования иностранных инвестиций, реализуемых в границах территории развивающихся стран [7].
  3. Договор к Энергетической хартии 1994 г. содержит положения, относящиеся к поощрению и защите инвестиций в энергетическом секторе. Их можно найти в большинстве двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а именно: предоставление иностранным инвестициям режима наибольшего благоприятствования или национального режима; выплату быстрой, достаточной и эффективной компенсации за любые экспроприированные активы и другие [1].

Российская Федерация является участницей Сеульской конвенции, но не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, а также Договор к Энергетической хартии 1994 года, даже не смотря на то, что обладает огромными энергетическими ресурсами, в освоение которых иностранные и российские инвесторы готовы вкладывать инвестиции.

Международные договоры регионального уровня в сфере иностранного инвестирования обычно заключаются в рамках экономических союзов различных государств. Эти договоры содержат нормы, которые, так или иначе, затрагивают инвестиционную деятельность. К примеру, к числу таких договоров относится Содружество Независимых Государств (далее — «СНГ»).

На разных этапах развития международно-правового регулирования иностранных инвестиций принимались и иные международно-правовые акты, играющие важную роль в правовом регулировании иностранных инвестиций.

В 1976 г. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. Другим документом, представляющим интерес, стало Руководство Всемирного банка о правовом режиме для прямых иностранных инвестиций от 1992 г.

24 сентября 1993 г. был подписан Договор о создании Европейского союза (ЕС), который устранял любые ограничения в движении капитала между странами ЕС и между странами ЕС и третьими странами.

В 1994 г. было заключено Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках которой продолжает действовать ряд документов, имеющих обязательную силу для всех членов ВТО.

В их числе Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г., Генеральное соглашение по торговле услугами от 15 апреля 1994 г., Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер от 15 апреля 1994 г.

, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г.

Также отметим, что одним из самых знаменательных событий период 1980 — 1990-х годов стала подготовка проекта Многостороннего соглашения по инвестициям [9].

Этот документ подготавливался в 1995 — 1998 гг.

в рамках ОЭСР и включал следующие принципы: прозрачности; справедливого режима; свободного перемещения платежей, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности и некоторые другие принципы.

В литературе неоднократно обсуждалась необходимость принятия универсальных норм международного права, регулирующих международные инвестиционные отношения [10].

Однако есть точка зрения и о нецелесообразности заключения Многостороннего соглашения по инвестициям, это вызвано тем, что, как утверждают некоторые исследователи, отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельностью, эффективнее регулировать в рамках, именно, двусторонних и региональных договоров, национального законодательства, а также на уровне инвестиционных соглашений с инвестором [11].

Такая точка зрения представляется не совсем верной. Ведь в современных условиях становятся очевидными взаимозависимость национальных экономик и формирование единой международного экономического пространства, которое нуждается, прежде всего, в универсальном правовом регулировании, а не в фрагментарном регулирование (на уровне двусторонних договоров).

Большую долю международных соглашений, регулирующих отношения, связанные с осуществлением иностранного инвестирования, составляют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Подписание различными странами двусторонних международных соглашений в исследуемой области обусловлено следующими факторами: 1) заинтересованность развивающихся государств в притоке иностранных инвестиций.; 2) нуждаемость иностранных инвесторов в простых, понятных и неизменчивых правилах осуществления ими коммерческой деятельности на территории государства-реципиента.

Эти правила могут быть гарантированы им преимущественно на международном уровне. Что касается национального законодательства различных государств, то оно не способно предоставить и обеспечить полную реализацию абсолютно всех подобных гарантии.

Это обусловлено тем, что нормы национального права в любой момент могут быть изменены в пользу и в интересах принимающего государства[2].

Россия является участником более 40 подобных двусторонних соглашений с такими странами, как Великобритания, Германия, Индия, Канада, Китай и др.

Другим немаловажным источником выступают двусторонние международные договоры об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Российская Федерация является участником более 50 таких соглашений.

Читайте также:  Статья 32. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов

К источникам международного инвестиционного права относится и обычай. Он представляет собой сложившееся в международной практике неписаное правило поведения, за которым субъекты международного права признали юридическую обязательную силу [12].

Необходимость его применения закреплена во многих универсальных международных договорах и актах национального законодательства, например, в ст. 9 Венской конвенции ООН от 11.04.1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, ст. 5 ГК РФ.

Основная трудность применения обычая проявляется в сложности определении юридической обязательности использования определенной практики и, следовательно, в признании этой практики в качестве обычая.

Большинство авторов считает, что определить юридическую обязательность правила в качестве обычая можно исключительно эмпирическим путем, по средствам обращения к правоприменительной практике [13].

Некоторые исследователи утверждают, что обычаи могут быть закреплены в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, так как они отображают согласие всего международного сообщества [11].

Оба эти мнения имеют право на существование.

Так как действующие в настоящее время международные договоры не обеспечивают необходимого международно-правового регулирования иностранных инвестиций, существующий пробел восполняет так называемое «мягкое право». Под ним в юридической науке обычно понимают акты, которые не содержат строгих и точных обязанностей государств.

В качестве норм «мягкого права» обычно называют кодексы поведения, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, а также некоторые другие акты, среди которых можно выделить международные договоры, основная цель которых — объединение усилий государств в определенной сфере их деятельности, например, в сфере осуществления иностранной инвестиционной деятельности.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что за последние годы на двустороннем и многостороннем (региональном) уровнях было заключено множество международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также в иных сферах (избежание двойного налогообложения, энергетическая сфера, торговля товарами и услугами и т.д.

), затрагивающих международную инвестиционную деятельность. Действуют в этой области и обычаи, которые применялись и продолжают применяться международными коммерческими арбитражами.

Данная совокупность норм международного права выводит на качественно иной уровень международное инвестиционное право и предъявляет дополнительные требования к правовому регулированию международных инвестиционных отношений.

Теперь обратимся к национально-правовому регулированию иностранных инвестиций. Отметим, что специальное национальное законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах.

Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах.

В России также имеется специальное национальное законодательство об иностранных инвестициях.

К специальным актам инвестиционного законодательства в Российской Федерации относятся в первую очередь Федеральный закон от 25 февраля 1999 г.

N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», устанавливающий экономический и правовой базис инвестирования, осуществляемого в виде вложений капитала [3]. Взаимоотношения, связанные с вложением капитала в другие сферы регулирует Закон РСФСР от 26 июня 1991 г.

N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». На сегодняшний день он утратил силу, но только в части, противоречащей Закону об инвестиционной деятельности в РФ [5].

В России также действует специальный ФЗ от 9 июля 1999 г.

N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях), который устанавливает основные начала обеспечения гарантий прав и интересов иностранных инвесторов на инвестиционную деятельность и получаемую от этой деятельности прибыль, а также обеспечения гарантий создания необходимых условия для коммерческой деятельности иностранных инвесторов в пределах государственных границ России[4].

Существо правового регулирования иностранных инвестиций в России определяется предоставлением соответствующего правового режима.

Правовой режим осуществления иностранными инвесторами инвестиционной деятельности «не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый российским инвесторам» [4], за исключением некоторых изъятий, установленных федеральными законами.

А это означает на практике, что иностранным инвесторам на территории РФ предоставляется небезусловный «национальный режим» (ст. 4 Закона об иностранных инвестициях) [4].

  • Изъятия ограничительного порядка для иностранных инвесторов в данном случае могут быть установлены в России федеральным законом в целях защиты основ государственного строя, гарантирование защиты государственных границ и безопасности государства и общества в целом, законных прав и интересов каждого отдельного гражданина, а также в связи с причинением вреда нравственности и здоровью граждан России.
  • Исключения стимулирующего характера в форме льгот, предназначенных для иностранных инвесторов, могут устанавливаться по средствам принятия соответствующих федеральных законов в интересах общественно-экономического развития.
  • Наиболее важными положениями Закона об иностранных инвестициях, определяющими инвестиционный климат в Российской Федерации, служат гарантии компенсации ущерба иностранным инвесторам: при национализации и реквизиции имущества, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ, обеспечения надлежащего разрешения инвестиционных споров, свободного использования на территории РФ и перевода за рубеж доходов и прибылей и другие гарантии.

Федеральный закон от 5 марта 1999 г.

N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» закрепляет вспомогательные меры по защите прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг фиксирует.

Они затрагивают, прежде всего, вопросы оказания профессиональными участниками услуг инвесторам, размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного количества инвесторов [6].

Заинтересованность регионов в притоке иностранных капиталовложений, наличие достаточного количества пробелов и недостаточная результативность федеральных нормативно-правовых актов в сфере инвестирования, а также некоторые другие факторы способствовали формированию правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации. Способность принятия подобных нормативных актов субъектами Федерации основана на нормах Конституции РФ и соглашений Федерации с субъектами Федерации о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектам [13].

Таким образом, в рамках национального законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций.

При этом, правовое регулирование инвестиционных отношений на национальном уровне осуществляется как основными отраслями законодательства (нормами конституционного, гражданского, административного, налогового, таможенного, земельного и иного законодательства), так и специальными актами, регламентирующими непосредственно инвестиционные отношения, в том числе с участием иностранного инвестора.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что международное инвестиционное право регулирует, прежде всего, международные инвестиционные отношения (иностранные инвестиции), которые и являются его предметом и предопределяют собой двуединый правовой механизм международно-правового и национально-правового регулирования. То есть, регулирование иностранных инвестиций требует согласованной регламентации посредством комплексного нераздельного применения всех частей правового механизма, неотъемлемыми частями которого являются как международно-правовые, так и внутригосударственные нормативные акты — источники права.

В целях гарантирования такого комплексного регулирования иностранных инвестиций представляется необходимой разработка многостороннего (универсального) международного договора (конвенция), в результате принятия которого были бы осуществлены консолидация и унификация норм международного инвестиционного права и национального инвестиционного законодательства, обеспечено закрепление в нормативных актах действующих обычных норм международного права и сформировавшейся на протяжении достаточно длительного периода времени практики Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

Список литературы:

  1. Договор к Энергетической хартии от 17.12.1994[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: . cgi?req=doc;base=INT;n=15893
  2. Доронина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты эко-номических интересов государства / Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина // Журнал российского права. – 2005 № 9. – С. 66-78.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Понятие иностранных инвестиций

В соответствии с Федеральным законом от 09.07.

1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – «Закон об иностранных инвестициях») под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде прямых инвестиций путем: (1) приобретения иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации; (2) вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, (3) осуществления на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) определенного оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»).

Читайте также:  Статья 17.1. Размеры пенсий гражданам из числа космонавтов и членов их семей

Следует отметить, что косвенные инвестиции прямо не урегулированы законодательством. Однако, приобретение инвестором менее 10% акций (долей) в уставном капитале коммерческой организации может быть расценено как осуществление такого косвенного контроля, а следовательно, и косвенного инвестирования при приобретении такого объема акций (долей) через подконтрольные организации.

  • Статистика Foreign capital flow (далее – «поток иностранного капитала») за последние годы
  • К концу 2018 года большая часть чистых прямых иностранных инвестиций в Россию пришла из восьми стран: Казахстана, Бермудских островов, Британских Виргинских островов, Нидерландов, Великобритании, США, Финляндии и Швейцарии.
  • Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, составил 12,41%.
  • По данным на 1 января 2019 года величина иностранных инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций составила 391,7 млрд руб.
  • Совокупный уставный капитал кредитных организаций, рассчитанный для определения размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале таких кредитных организаций, составил 2,7 трлн руб.

Ожидается, что к концу текущего квартала прямые иностранные инвестиции в России составят 3 млрд 600 млн руб., согласно глобальным макромоделям Trading Economics и ожиданиям аналитиков.

Прямые иностранные инвестиции в России оцениваются на уровне 9 млрд 100 млн руб. через 12 месяцев. В долгосрочной перспективе, согласно нашим эконометрическим моделям, прогнозируется, что в 2020 году прямые иностранные инвестиции в России – чистые потоки составят около 10 млрд долларов США.

Иностранный инвестиционный режим

Правовой режим иностранных инвестиций и отдельные аспекты статуса инвесторов закрепляются как международными договорами, так и нормами российского законодательства. На данный момент действует более 70 межправительственных соглашений о поощрении и защите капиталовложений, которые закрепляют особенности осуществления деятельности иностранных инвесторов в России.

Поскольку в современном российском законодательстве нет единого понятия инвестиций, и оно зависит от применяемого закона, отсутствует и единый режим инвестиций. Поэтому существует множество специальных инвестиционных режимов, устанавливаемых отдельными федеральными законами.

Обзор нормативно – правовых актов:

Деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации регулируется большим количеством законодательных актов.

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Определение 1

Современная правовая база иностранных инвестиций состоит из ряда законов и указов Президента Российской Федерации, при этом вспомогательными документами в этой сфере являются конкретные ведомственные инструкции.

В соответствии с характером действия документы классифицируются на две группы:

  1. Основные (базисные) законодательные акты РФ, которые имеют цель переход государства от социалистических способов производства к рыночным.
  2. Документы, непосредственно касающиеся инвестиций.

Замечание 1

Большинство из этих документов принимались в 1991—1997 годах, а на первом месте стоит Конституция РФ, которая принята в декабре 1993 года (провозглашает права и свободы граждан как основу конституционного строя). Еще одним важным сводом законов является Гражданский Кодекс РФ.

Законодательным органом в нашем государстве является Федеральное Собрание — Государственная Дума, а исполнительным — Президент и Правительство РФ.

Главным среди документов, которые касаются непосредственно иностранных инвестиций, считается Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ», принятый 9 июля 1999 года.

Этим Законом определены основные гарантии прав инвесторов, а также экономические и правовые основы их привлечения на территории государства. Все положения Закона действуют по отношению к зарубежным инвесторам на территории России.

Еще один Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» указывает, кто может являться инвестором в Российской Федерации.

Иностранные инвесторы в РФ и их права

Согласно 1 статье Закона РФ «Об иностранных инвестициях» зарубежными инвесторами могут являться:

  • иностранное юридическое лицо, в том числе организации, компании, фирмы, предприятия или ассоциации, которые создаются и вправе осуществлять инвестиции по законодательству государства своего местонахождения;
  • иностранный гражданин, лицо без гражданства, граждане, которые имеют постоянное место жительства за рубежом, с условие их регистрации при ведении хозяйственной деятельности в государстве их гражданства или постоянного места жительства;
  • иностранное государство;
  • международная организация.

В соответствии с 3 статьей Закона иностранным инвесторам предоставляется право осуществления инвестирования на территории РФ следующими способами:

  • Долевое участие в предприятиях, которые создаются совместно с юридическими лицами (гражданами);
  • Создание компаний, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, включая филиалы иностранных юридических лиц;
  • Приобретение компаний, имущественного комплекса, здания, сооружения, доли участия в компании, пая, акций, облигаций и прочих ценных бумаг, а также какого-либо имущества;
  • Приобретение права пользования землей или прочими природными ресурсами;
  • Приобретение прочих имущественных прав;
  • Прочая деятельность в сфере осуществления инвестиций, которая не запрещена действующим на территории России законодательством.

Зарубежные инвесторы используют валюту РФ при осуществлении инвестиций при условиях, которые определены действующим на территории РФ законодательством.

Отношения, которые связаны с иностранными инвестициями в нашем государстве, регулируются ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими функционирующими на территории государства законодательными актами и международными договорами.

Замечание 2

В случае, когда международным договором, который действует на территории РФ, устанавливаются другие правила, чем в законодательных актах РФ, то в силу вступают правила международных договоров.

Международное частное право

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.

Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.

Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами.

Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства.

В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г.

об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков.

Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.

В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.

В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г.

предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников).

Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.

Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений.

Читайте также:  Статья 10. полномочия правительства российской федерации в области военно-технического сотрудничества

Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке.

Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке.

Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения.

Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов.

Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское).

Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала.

Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика).

Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.

Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим.

Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики.

Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства.

В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.

В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц.

В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности.

Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.

С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц.

В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности.

Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г.

, «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г.

, отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.

Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом.

Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.

В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.

), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г.

, положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.

Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).

В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву.

Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.

В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника.

Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора.

К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.

Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.

Ссылка на основную публикацию