Статья 28. виды ответственности за нарушение законодательства российской федерации в области обращения с отходами

За обращение с ТКО в регионах отвечают единые операторы, но УО и ТСЖ сохранили за собой ряд обязанностей, которые касаются обращения с отходами, и не только твёрдыми коммунальными. Рассказываем о том, как ужесточилось законодательство в части нарушений требований в области обращения с отходами.

Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходамиМожно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

Обязанности УО в области обращения с отходами

Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.

Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп. «д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.

К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.

За неисполнение своих обязанностей по обращению с отходами УО нередко привлекаются к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Вот несколько примеров, о которых мы писали:

Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходамиКто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Ответственность за нарушения в области обращения с отходами

До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.

Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и вещества­ми, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обоб­щённо, без конкретизации.

Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в обла­сти обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.

Размер штрафа за то или иное нарушение теперь различен для разных ситуаций, среди них:

  • первичные пра­вонарушения;
  • правонарушения, совершённые повторно в течение года;
  • действия/бездей­ствие, причинившие вре­д здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.

Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.

Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований

Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.

Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.

Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.

Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.

Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходамиКто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения

В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью лю­дей или окружающей среде.

За несоблюдение требований в области охраны окружающей сре­ды при сборе, накоплении, транспор­тировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не разме­щении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.

Все противоправные действия лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, будут квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ, в том числе:

  • уклонение от заключения с регоператором договора на оказание услуг по обращению  ТКО;
  • выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.

Вот какие административные штрафы грозят должностным и юридическим лицам за нарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ:

  • от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 срок – на юридических лиц.

В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.

Ответственность по этой части наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов:

  • от 20 000 до 40 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 40 000 до 60 000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 250 000 до 350 000 – на юридических лиц.

На заметку

Ответственность для управляющих организаций за несоблюдение законодательства по обращению с отходами немаленькая. Чтобы не получить административный штраф и не заработать приостановление деятельности организации, советуем придерживаться следующих правил:

  1. Организуйте сбор и передачу на утилизацию опасных отходов.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области экологии

Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

Аннотация. Статья посвящена вопросам административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Рассмотрены виды правонарушений, установленных в КоАП РФ, за которые предусмотрена административная ответственность, а также виды административных наказаний. В статье приводятся официальные данные статистики зафиксированных нарушений в сфере природопользования за прошлый год по России.

Ключевые слова: окружающая среда, природопользование, природные ресурсы, экологическое правонарушение.

   Прежде чем разбираться в том, какие меры ответственности существуют в административном законодательстве РФ, применяемые к нарушителям в области природопользования, необходимо четко понимать, что же представляет собой административный экологический проступок. Если мы рассмотрим основной нормативный акт, регулирующий природопользование и деятельность по охране окружающей среды (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.№7-ФЗ) [2], то увидим, что данный документ такого определения не содержит. Также в указанном законе не определены понятия «экологическое правонарушение», «экологическое преступление», не приводится перечень их составов. Вместе с тем, вышеперечисленные понятия существуют на доктринальном уровне. Так, в науке экологического права административный экологический проступок назван как действие (бездействие), которое посягает на экологический порядок, нарушая права и свободы граждан в области охраны окружающей среды и природопользования, а также на право собственности на природные ресурсы и установленный порядок управления природопользованием. [5] Причем отмечается, что действие либо бездействие в данном случае может носить как умышленный, так и неосторожный характер, которое способно нанести ущерб окружающей среде. За подобные действия законодательством устанавливается административная ответственность, поскольку в экологическом проступке отсутствует состав преступления, которое является уголовно наказуемым деянием.   Что касается субъектного состава, то данный вид ответственности может применяться как к физическим лицам, которые занимаются предпринимательской деятельностью (по достижении возраста 16 лет), так и к юридическим. В качестве санкций за административные нарушения в области экологии закон предусматривает штрафы, а также конфискацию продукции или специальных средств, являющихся предметом правонарушения. В особо серьезных случаях может применяться отзыв лицензии, дающей право пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, которая связана с природопользованием. В указанном случае лицо, причинившее вред окружающей среде, будет обязано его возместить.   В законодательстве РФ административные проступки, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды, регламентируются в КоАП РФ и в Законе «Об охране окружающей среды». КоАП выделяет следующие группы статей: ст. 7 предусматривает ответственность за нарушения в сфере охраны собственности на природные ресурсы, ст. 8 установлена ответственность за нарушения в области сельского хозяйства; в также ответственность за вышеуказанные правонарушения установлена ст. 10 и другими статьями КоАП. [1] Такое «разнородное» распределение норм ответственности за экологические правонарушения  — довольно значительная проблема для практики правоприменения, поскольку в разных статьях представлены разные субъект и объект правонарушения, объективная и субъективная стороны.   А вот другой названный нами выше нормативный акт также предусматривает административную ответственность для нарушителей в следующих случаях: 1. Если лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, не соблюдаются установленные стандарты, правила и нормы по качеству окружающей природной среды; 2. Если хозяйствующий субъект не выполняет возложенную на него законом обязанность  — не проводит государственную экологическую экспертизу, не выполняет тех требований, которые содержит заключение экологической экспертизы, либо предоставляет заведомо ложные и необоснованные экспертные заключения; 3. Если субъектом нарушаются экологические требования, которые установлены для планирования, технико-экономического обоснования, проектирования, размещения, строительства и реконструкции, а также для ввода в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и других объектов; 4. Организация или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность, в результате которой загрязняется окружающая среда, и как следствие – причиняется вред здоровью людей, наступает угроза флоре и фауне, а также причиняется ущерб имуществу физических и юридических лиц; 5. Если субъект осуществляет деятельность, повлекшую порчу или повреждение природных объектов, коими являются памятники природы, заповедники, естественные экосистемы; 6. Субъектом нарушается установленный законом порядок или правила, согласно которым ведется добыча, сбор, заготовка, продажа, скупка, приобретение, обмен, пересылка, ввоз и вывоз за пределы страны объектов, относящихся к растительному и животному миру, а также их продукты, ботанические, зоологические и минералогические коллекции; 7. Если хозяйствующим субъектом не выполняются обязательные требования, направленные на восстановление нарушенной в результате хозяйственной деятельности окружающей природной среды и не осуществляются меры по воспроизводству природных ресурсов; 8. Если хозяйствующий субъект игнорирует требования, содержащиеся в предписаниях органов государственного экологического контроля; 9. Если хозяйствующий субъект нарушает установленные экологические требования в области обезвреживания, переработки, утилизации, складирования или захоронения отходов; 10. Организацией или индивидуальным предпринимателем не выполняются экологические требования, установленные для использования и захоронения радиоактивных материалов, а также иных вредных веществ; превышаются установленные уровни радиации и т.д.   Самой наиболее часто встречающейся и применяемой мерой наказания за нарушения в области охраны окружающей среды является административный штраф. Размеры штрафных санкций напрямую обусловлены характером и тяжестью совершенного административного проступка, но большое значение имеет также степень вины нарушителя и масштаб причиненного вреда. [3] Спецификой налагаемых штрафов в области природопользования является также степень полномочий, которыми обладает государственный орган, налагающий данный штраф.

Читайте также:  Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Главной особенность административного взыскания в виде штрафа в области природопользования является то, что его уплата (вне зависимости от суммы взыскания), не освобождает нарушителя от обязанности возместить причиненный вред.

Здесь основной  целью наказания является компенсация, причем вред возмещается окружающей среде, а не отдельной личности. Суммы от уплаты штрафов направляются согласно Закону, на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

   Обратимся к данным статистики за прошедший 2018 год. Данные свидетельствуют об увеличении числа правонарушений по сравнению с более ранними периодами: так, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды в 2018 году выявили 352 правонарушения закона, связанных с охраной окружающей среды, что на 4,7% больше, чем в 2017 году – таких нарушений было выявлено 336). Относительно возмещения ущерба также наблюдается тенденция к росту: за 2018 год уполномоченные органы взыскали с нарушителей 3,2 млн. рублей в качестве штрафов, что на 40% больше, чем в предыдущем (за 2017 год взыскано чуть более 2 млн. рублей).   Среди самых распространенных нарушений можно выделить нарушения, связанные с недропользованием (ст. 7.3 КоАП), с градостроительной деятельностью и эксплуатацией предприятий (ст.8.1 КоАП). На втором месте —  несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований по обращению с отходами производства и потребления, согласно ст.2 КоАП: за прошедший год было выявлено более 110 правонарушений в данной сфере из совершенных, число которых составило более 350, а также искажение или сокрытие экологической информации, согласно ст.8.5 КоАП.[4]   Очень часто встречаются ситуации, когда со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов происходит воспрепятствование доступу граждан к водному объекту, который находится в общем пользовании (данное нарушение регламентируется нормами ст. 8.12.1 КоАП). Также многие предприятия и ИП не соблюдают установленные ограничения по ведению хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе водного объекта, его водоохранной зоне (ч. 1 статьи 8.42 КоАП).

Нередки случаи нарушений, связанных с охраной атмосферного воздуха, которые закреплены ст.8.21 КоАП. Значительную часть таких нарушений составляют выброс загрязняющих веществ в атмосферу при отсутствии соответствующего разрешения, либо при наличии данного разрешения не соблюдаются его условия.

   Таким образом, мы пришли к выводу, что на современном этапе в России наблюдается довольно острая экологическая ситуация: год от года растущее число предприятий, индивидуальных предпринимателей, занимающихся деятельностью, которая так или иначе связана с окружающей природной средой, приводит к росту числа правонарушений в данной отрасли. Стремясь увеличить прибыль от производства, недобросовестные хозяйствующие субъекты часто игнорируют существующие санитарные, нормы, правила и стандарты безопасности в области охраны окружающей среды, не задумываясь, к каким серьезным последствиям для человечества может привести такое бесхозяйственное, «потребительское» отношение к природе.  И хотя административным законодательством установлены различные санкции за экологические нарушения, самым распространенным из которых является штраф, многие субъекты, уплатив назначенный штраф, продолжают незаконную деятельность, что свидетельствует о недостаточно развитом механизме контроля со стороны уполномоченных властных органов за нарушителями экологического законодательства.

Список литературы

Административная ответственность за нарушение правил обращения с отходами

Федеральным законом от 17.06.2019 № 141 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены комплексные изменения, направленные на установление административной ответственности в сфере обращения с отходами производства и потребления.  

Теперь ответственность за нарушения при обращении с отходами установлена не в одной статье, как было ранее, а в трех статях: 6.35, 8.2 и 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  

За совершение организациями и индивидуальными предпринимателями правонарушений, предусмотренных указанными статьями, установлена административная ответственность в виде приостановления деятельности на 90 суток.

Также правонарушителям может быть назначен штраф, размер которого зависит от того, на каком этапе обращения с отходами было допущено нарушение, от вида отходов (для отходов животноводства штрафы выше), повторности нарушения, наличия вреда здоровью людей или окружающей среде, возникновения эпидемии или эпизоотии.  

Специальные составы ввели для нарушений, связанных с учетом отходов, их нормированием и классификацией, а также инвентаризацией мест разрешения отходов и мониторингом состояния окружающей среды в этих местах. Так, ответственность установлена:  

-за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки которых подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств (статья 8.5.1 КоАП РФ);  

-за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления (часть 3 статьи 8.7 КоАП РФ);  

-за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (часть 4 статьи 8.7 КоАП РФ).  

Кроме этого, введены новые статьи, в которых установлена ответственность за нарушение требований в области окружающей среды:  

-при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);  

-при производстве, обращении, обезвреживании потенциально опасных химических веществ (ст. 8.2.2 КоАП РФ).  

Изменения вступили в силу 17.06.2019.  

Разъяснения подготовлены помощником Северного транспортного прокурора И.Е. Логутовым.

Версия для печати

Вступил в силу закон об усилении административной ответственности за экологические правонарушения

21.06.2019

Примерное время чтения: 10 мин.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 17 июня 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом № 141-ФЗ[1], включая изменение редакции и дополнения ст. 8.2, 8.4 новыми положениями, а также введение новых составов административных правонарушений (8.51, 8.411) в области обращения с отходами производства и потребления.

Изменение редакции и дополнения ст. 8.2 КоАП РФ

В старой редакции статья содержала один «общий» состав, предусматривающий ответственность за несоблюдение как экологических, так и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В новой редакции, статья 8.2 состоит их 12-ти частей и касается нарушения только экологических требований при обращении с отходами[2].

  • Частью 1 предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства и потребления (за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.23 Кодекса) в виде административного штрафа
Читайте также:  Статья 12. Сотрудники мест содержания под стражей

на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 2 предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью 1 в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 3 — ответственность за действия, предусмотренные частью 1, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 70 000 до 80 000 руб.; юридических лиц, — от 400 000 до 500 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 4 — за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления (за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.23 Кодекса) в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 5 — за повторное в течение года совершение правонарушения, предусмотренного частью 4, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 6 — ответственность за действия, предусмотренные частью 4, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 50 000 до 60 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц — от 600 000 до 700 000 руб.,

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 7 – за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, виде административного штрафа

для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб.,

  • Частью 8 – за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

  • Частью 9 – за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составления паспортов отходов I-IV классов опасности, в виде административного штрафа

для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 10 — ответственность за несоблюдение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, в виде административного штрафа

на должностных лиц — в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 11 — за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

  • Частью 12 — ответственность за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов, в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

По сравнению с законопроектом, в принятой редакции существенно усилена ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами. Так, например, законопроектом:

  • санкция в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток предусматривалась только за повторное совершение правонарушений, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами, а также в случае причинения вреда, или наступления других тяжелых последствий;
  • не предусматривалась ответственность за неподтверждение отнесения отходов к 5 классу опасности, наступление ответственности было связано только с неисполнением обязанности по составлению паспортов на отходы I-IV классов опасности, при этом размер штрафа для юридических лиц составлял сумму от 70 000 руб. до 100 000 руб., тогда как в принятой редакции штраф увеличен в три раза (от 200 000 руб. до 300 000 руб.).

Вызывает вопросы применение санкции в виде приостановления деятельности: будет ли она применяться в отношении деятельности по обращению с отходами или в отношении производственной деятельности предприятия.

Увеличение размера штрафа за нарушения законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ)

  • Предусмотренные ч. 1 (невыполнение требований о проведении экологической экспертизы и реализация проекта без положительного заключения экологической экспертизы): на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.
  • Предусмотренные ч. 2 (осуществление деятельности, не соответствующее документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы): на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.

Дополнения статьи 8.7 КоАП РФ

  • Частью 3, предусматривающей ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 25 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

  • Частью 4, предусматривающей ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров, в виде административного штрафа

на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.

  • или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
  • Дополнение гл. 8 КоАП РФ новыми составами правонарушений
  • Статья 8.51 «Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год»:
  • частью 1 установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

  • частью 2 – ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год, в неполном объеме или содержащей недостоверные сведения, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 3 000 руб. до 6 000 руб.

; на юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образованию юридического лица — в размере, двукратном сумме сбора[3] по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб. (100 000 руб. — для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица)

Статья 8.411 «Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров»:

  • предусматривает ответственность за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, при неисполнении обязанности по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, в виде административного штрафа

на должностных лиц в размере от 5 000 руб. до 7 000 руб.

; на юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица — в размере, трехкратном сумме сбор по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 руб. (250 000 руб. — для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица),

При определении размера санкции «ставка» сбора заменена на «сумму» сбора, это важное уточнение, поскольку применение для расчета суммы штрафа ставки сбора, без учета норматива утилизации, могло привести к доначислению штрафа в размере 200/300%. Также, из текста статей 8.51 и 8.411 исключено слово «экологического», очевидно, в связи с ожидаемым введением в НК РФ глав 255 и 256 об экологических платежах. Очень важное изменение, по сравнению с законопроектом – исключение применения санкции в виде приостановления деятельности на 90 суток, как в ст. 8.51 так, и в ст. 8.411.
  1. О чем подумать, что сделать
  2. С введением новых положений КоАП РФ, уже не скажешь, что в некоторых случаях предприятию проще заплатить штраф, чем выполнить природоохранные требования.
  3. С учетом этого, предприятиям, чья деятельность связана с обращением с отходами, необходимо провести инвентаризацию всех документов, связанных с охраной окружающей среды и проверку своей деятельности на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды, поскольку административная ответственность за совершение экологических правонарушений перестала носить формальный характер.
  4. Помощь консультантов
  5. Юристы «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам, связанным с изменениями природоохранного законодательства, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций.

[1] Соответствующий законопроект был подготовлен Минприроды России еще летом 2018 г. Алерт о нем размещен на сайте Компании (16.07.2018).

[2] Нарушение санитарно-эпидемиологических требований выделено в отдельный состав (ст. 6.35), также, как и нарушение требований по обращению с иными опасными веществами (8.21, 8.22, 8.23).

[3] Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284.

Изменилась административная ответственность в области обращения с отходами

19 Июня 2019

     Опубликован Федеральный закон от 17.06.2019 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Изменения).

     
     Обращаем ваше внимание, что впервые устанавливается ответственность для производителей и импортеров товаров.

Также повысились штрафные санкции при несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
     

     Согласно Изменениям в КоАП РФ добавились статьи следующего содержания:

     
     Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.6.35 КоАП РФ):
      — на должностных лиц — от 30000 до 40000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50000 до 60000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;      — на юридических лиц — от 250000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
     
     Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа (ч.4 ст.6.35 КоАП РФ):
     
     — на должностных лиц — от 40000 до 50000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 60000 до 70000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;      — на юридических лиц — от 350000 до 450000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
     
     Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства влечет наложение административного штрафа (ч.7 ст.6.35 КоАП РФ):
     
     — на должностных лиц — от 50000 до 60000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 70000 до 80000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;      — на юридических лиц — от 450000 до 500000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

     Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства влечет наложение административного штрафа (ч.7 ст.6.35 КоАП РФ):
     
     — на должностных лиц — от 70000 до 90000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 90000 до 100000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;      — на юридических лиц — от 600000 до 800000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
     
     Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.

2_1 КоАП РФ):
     
     — на должностных лиц — от 10000 до 30000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;      — на юридических лиц — от 100000 до 250000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
     
     Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.

2_2 КоАП РФ):
     
     — на должностных лиц — от 30000 до 50000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 70000 до 100000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;      — на юридических лиц — от 100000 до 250000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
     
     Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.

5_1 КоАП РФ):
     
     — на должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50000 до 70000 руб.;      — на юридических лиц — от 70000 до 150000 руб.

     Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров (ст.8.41_1 КоАП РФ):
     
     — на должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50000 до 70000 руб.;      — на юридических лиц — от 70000 до 150000 руб.
     

     Также в соответствии с Изменениями ст.8.2 КоАП РФ изложена в следующей редакции.

     

     Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.21 КоАП РФ):

     
     — на должностных лиц — от 10000 до 30000 руб.;      — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;      — на юридических лиц — от 100000 до 250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
     

     Рекомендуем ознакомиться с Изменениями всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потреблениями, а также импортерам и производителям товаров.

     

Ссылка на основную публикацию