Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Во всяком цивилизованном государстве есть такое понятие как применение огнестрельного оружия. Имеется такое понятие и в Российской Федерации. Из чего, по понятным причинам, возникает множество вопросов.

В частности: кто именно может применить огнестрельное оружие, каковы условия применения, какова в этом случае ответственность, в отношении кого закон позволяет применять оружие, а в отношении кого – не позволяет (то есть, каковы пределы применения оружия) и так далее. Попытаемся отыскать ответы на все эти вопросы.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

О чем говорится в законе

Применение оружия в России оговорено несколькими законами. На эту тему, в частности, говорит закон «Об оружии», о том же говорится в законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», о том же самом говорит и федеральный закон (ФЗ) «О полиции». Всё это правовые основы применения огнестрельного оружия.

В каких случаях полицейские могут применить оружие

В «Законе о полиции» (в частях 1-3 статьи 23) перечислены все ситуации, дающие право сотруднику полиции на применение служебного оружия. Там же оговорено, что помимо перечисленных ситуаций, все прочие попытки применения оружия должны считаться незаконными, а, следовательно, и недопустимыми.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Итак, каков порядок применения оружия полицейскими? Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается:

  • Если полицейский защищает граждан, на которых совершается нападение с угрозой их жизням. При этом уточняется, что таковым следует считать нападение, которое причинит увечье или приведет к гибели гражданина;
  • Если полицейский видит, что кто-то нападает на другого полицейского, причем такое нападение угрожает жизни (здоровью) того полицейского, на которого нападают, либо нападающий делает попытки отнять у полицейского его табельное оружие.

Если же полицейский, выполняя свои профессиональные обязанности, совершает какие-либо иные действия с табельным оружием (например, вытаскивает его из кобуры, передергивает затвор или даже кого-то бьет пистолетом), то это в соответствии с законом, не считается применением оружия.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Помимо этого, тот же самый закон говорит и о других случаях применения оружия и специальных средств полицией. В частности, применение огнестрельного оружия с применением физической силы допустимо:

  • Если злоумышленник пытается угнать полицейский автомобиль, а равно любую другую принадлежащую полиции технику. Правда, здесь закон указывает, что применяя оружие, полицейский должен предварительно выстрелить вверх;
  • Когда злоумышленник сознательно не желает сдавать оружие, взрывчатку или радиоактивное вещество, незаконным образом находящиеся у него. Здесь, впрочем, перед реальным применением полицейский вначале обязан зримо продемонстрировать, что он может применить огнестрельное оружие. А вот когда злоумышленник не пожелает подчиниться требованию полицейского, и, наоборот, начнет готовить оружие для стрельбы либо швырять в полицейского, а равно и граждан всяческими опасными средствами (взрывчатка, радиоактивные вещества и т. п.), то здесь против него возможно применение физической силы, а также огнестрельного оружия. Кроме того, здесь закон позволяет также применить какое-либо спецсредство;
  • Когда надобно освободить заложников. Здесь, впрочем, применение оружия сотрудником полиции разрешается только против тех, кто реально может совершить убийство заложников либо нанести им какой-либо вред. Против всех прочих лиц оружие применять не разрешается, а допустимо лишь применение физической силы;
  • Если полицейский пытается задержать опасного преступника, совершающего преступление особой тяжести. Здесь, перед тем как использовать огнестрельное оружие, работник полиции должен быть убежден, что преступление совершается реально. Перед использованием оружия полицейский должен предварительно выстрелить вверх, и только если злоумышленник не пожелает прореагировать на предварительный выстрел или, наоборот, попытается убежать, лишь тогда возможен выстрел на поражение. Если же полицейский до конца не убежден в реальных преступных действиях злоумышленника, то тогда лишь возможно применение физической силы или спецсредств;
  • Когда происходит вооруженное нападение на принадлежащие государству учреждения либо – частные заведения;
  • Когда преступник убегает из тюрьмы или из-под конвоя. Если сообщники пытаются беглецу помочь, то и против них закон позволяет применить оружие. Здесь также возможно и применение физической силы.

Впрочем, это еще не весь перечень. Еще закон определяет другие ситуации применения оружия работниками полиции.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Итак, дополнительное применение полицией оружия может быть:

  • Когда сотрудник ГИБДД пытается остановить подозрительное транспортное средство. Здесь закон позволяет применять также различные спецсредства. Однако когда применяемые спецсредства не оказали должного воздействия, то можно применить и огнестрельное оружие. При этом прежде надо предварительно выстрелить вверх, а затем открыть огонь на поражение – но не сидящего за рулем злоумышленника, а самого транспортного средства;
  • Когда надо обезвредить гражданина, который причиняет опасность другим гражданам и не желает слушать полицейских, предлагающих ему прекратить безобразия;
  • Когда нужно обезвредить опасное и дикое животное, реально угрожающее людям;
  • Когда возникает необходимость отпереть замок, из-за которого полицейские не могут попасть внутрь помещения. Здесь, разумеется, речь идет не о любом замке и помещении, а лишь о тех, в которые полицейские пытаются проникнуть по предписанию закона.

Закон о применении оружия (ст. 23 «Закона о полиции») не только разрешает, но также и запрещает какое бы то ни было применение оружия:

  • Нельзя стрелять в женщин, а также в несовершеннолетних лиц и в инвалидов, когда отчетливо видно (либо полицейский знает каким-то другим образом), что это именно женщины, инвалиды либо несовершеннолетние. Правда, здесь возможно исключение. Если перечисленные категории лиц оказывают полицейскому вооруженное сопротивление, а также группой или применяя оружие, нападают на мирных граждан;
  • Не применяется оружие при скоплении посторонних людей (даже если злоумышленник явно совершает противоправное деяние), потому что в этом случае можно навредить ни в чем не повинным людям.

Это исчерпывающий перечень применения полицией огнестрельного оружия, который определил законодатель.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам

Рядовые граждане, обитающие в России, также могут применить огнестрельное оружие. Таким правом их наделил федеральный закон «Об оружии». При этом в закон оговаривается, что стреляя из огнестрельного оружия, российский гражданин обязан иметь четкое осознание: если он превысит степень необходимой самообороны, то понесет ответственность.

Итак, при каких обстоятельствах и условиях гражданин вправе применять огнестрельное оружие:

  • Если нужно защитить собственную жизнь, а равно жизни близких, либо здоровье с имуществом, и при этом стрелок осознает, что иными способами это сделать невозможно;
  • Перед выстрелом гражданин должен сообщить о том субъекту, в которого он намерен стрелять;
  • По закону можно выстрелить, не предупредив, но лишь тогда, когда из-за промедления сам стрелок либо посторонние лица реально могут лишиться жизни;
  • Самообороняясь посредством огнестрельного оружия, стрелок ни в коем случае не должен причинить вред непричастным лицам.

В женщин, несовершеннолетних и инвалидов гражданину стрелять запрещается, кроме случаев, если они совершают преступное нападение группой или нападение с оружием.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Если уж так случилось, что гражданин выстрелил в порядке самозащиты, то об этом он должен как можно скорее уведомить полицию. Если при этом нападавший оказался ранен, то стрелявший должен оказать меры первой помощи, а также вызвать скорую помощь.

В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими

Военнослужащие могут применять оружие в соответствии с воинским Уставом караульной службы, а также в некоторых других, предусмотренных специальными воинскими законами случаях. Понятно, что речь здесь идет о мирном времени: у военного времени свои законы.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

Итак, когда конкретно военнослужащий может применить оружие:

  • Когда кто-то нападает на подлежащий охране объект, а также на иные армейские объекты. При этом применение оружия часовым должно осуществляться в соответствии с уставом: вначале – выстрел вверх, а затем – огонь по злоумышленникам;
  • Когда злоумышленники хотят захватить оружие, воинскую технику и другое армейское имущество. Здесь предварительного выстрела не требуется, разрешается сразу же стрелять по захватчикам;
  • Когда необходимо задержать лиц, от которых исходит угроза применения оружия, а сдавать оружие они отказываются.

В соответствии с воинскими законами, командир подразделения имеет право на собственноручное применение оружия (или вправе отдать соответствующий приказ), если в воинской части возник бунт, и предотвратить его иными способами невозможно.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

В каких случаях может применяться оружие частным охранником

Частные охранники, осуществляющие охрану вверенного им объекта, также могут применить огнестрельное оружие. Это им позволяет «Закон о частной детективной и охранной деятельности». В статье 16 настоящего закона есть точное определение, в каких именно случаях частный охранник может выстрелить, не предупреждая о том злоумышленника:

  • Если промедлив, охранник может лишиться жизни или здоровья;
  • Если нарушитель своими действиями может причинить непоправимый вред.

Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: какие именно действия злоумышленника могут нести угрозу для жизни и здоровья охранника. Четкого перечня таких действий в законе нет.

Охранник должен исходить из здравой логики, а также собственного житейского и профессионального опыта.

Понятно, что если злоумышленник пытается задушить охранника, либо вытолкнуть его из автотранспорта, либо реально пытается сбить его машиной, либо пытается отобрать оружие, то тут, скорее всего, и впрямь следует применить огнестрельное оружие без предупреждения.

Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

В той же мере охранник имеет право выстрелить, не предупреждая, если злоумышленник, к примеру, намерен бросить гранату, привести в действие взрывное устройство, причинить неотвратимый вред множеству людей каким-либо другим преступным способом. Закон в данном случае не слишком конкретен, и такая неконкретность способна натолкнуть охранника на такие действия, совершив которые, он понесет затем ответственность перед законом.

Кстати, непременно следует иметь в виду, что применять оружие (хоть с предупреждением, хоть никого не предупреждая) охранник вправе когда он непосредственно исполняет профессиональные обязанности – охрану вверенного ему объекта либо имущества, и когда он обладает достаточной профессиональной квалификацией. В соответствии с законом, только охранники, у которых высшая квалификация (6 разряда) могут носить, а, следовательно, и применять оружие. В обычной жизни охранник должен руководствоваться другими законами, как полагается обыкновенному гражданину.

В заключение

Обороняться огнестрельным оружием в РФ – дело довольно-таки неблагодарное и опасное.

Даже полицейские и военнослужащие могут ответить за его неправильное применение, а что уж говорить об обычных гражданах или частных охранниках. Это надо делать лишь в самых крайних и неотвратимых случаях.

Лучше пожертвовать охраняемым или личным имуществом, чем (что весьма вероятно) отвечать перед законом за превышение пределов необходимой самообороны.

Читайте также:  Статья 33.6. Порядок работы президиума арбитражного апелляционного суда

Административная деятельность полиции

Для выполнения основного предназначения полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников полиции правами по применению мер принуждения.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции» указано, что

сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами».

Статьи 18 и 19 этого ФЗ указывают условия и пределы применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения силы и оружия.

Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Одно из условий применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — обязанность сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Порядок применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия — это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.

Статья 19 Федерального закона «О полиции» предусматривает следующие обязательные действия сотрудника полиции:

  1. предупредить о намерении их применить. Закон прямо не говорит, какие действия сотрудников полиции являются предупредительными. Так, на практике предупреждение о применении оружия подаются: (а) голосом; (б) выстрелом вверх или в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием или рикошетом пули;
  2. предоставить возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда: (а) промедление в применении физической силы, специальных средств иди огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции; (б) может повлечь иные тяжкие последствия;
  3. применяя их, действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, стремясь к минимизации любого ущерба;
  4. оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок;
  5. в течение 24 часов уведомить прокурора о всех случаях ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а также предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции;
  6. сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

Правовые аспекты применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками полиции при задержании

Аннотация. Автором статьи исследуются установленные законодательством случаи применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками полиции в рамках Федерального закона «О полиции». Также внимание уделяется существующим практическим проблемам применения оружия полицейскими в России на сегодняшний день.

Ключевые слова: применение огнестрельного оружия, сотрудники полиции, применение физической силы, специальные средства, боевые приемы борьбы, задержание.

   Каждое развитое государство первоочередной задачей ставит безопасность собственных граждан [8]. Одно из ведущих мест в обеспечении безопасности, охране прав и свобод личности и общества в целом занимают органы полиции, так как государства специально создает данные органы в целях пресечения и раскрытия преступлений, охраны правопорядка. На сегодняшний день сотрудники правоохранительных органов вынуждены работать в жестких криминогенных условиях, из-за чего существенно возрастает риск причинения вреда их жизни, здоровью, общей безопасности.   Если мы проанализируем некоторые данные оперативных отчетов, то перед нами предстанут совсем не утешительные факты: так, практически в 3 раза виктимность при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов выше, чем у обычных граждан. Частыми являются случаи нападения на сотрудников полиции уже только по той причине, что на них присутствует форменная одежда [7].   Для того, чтобы наиболее эффективно реализовывать поставленные перед ними задачи, сотрудники полиции наделены специальным правом на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но исполнение возложенных на сотрудников полиции задач сопряжено с риском получения травм и увечий, причем самых разных по степени тяжести. Вышесказанное свидетельствует о необходимости знания пределов ответственности: так, согласно российскому уголовному законодательству, существуют такие обстоятельства, которые исключают преступность деяния. Важным признаком является отсутствие общественной опасности содеянного. Так, ст. 37 в ч. 3 Уголовного кодекса РФ [2] регулирует пределы необходимой обороны: согласно указанной норме, если лицо совершило действие, которое явно не соответствует степени опасности и характеру посягательства (например, применено оружие для отражения нападения безоружного несовершеннолетнего лица, которое значительно слабее физически), причем такие действия совершаются умышленно. Не будет являться превышением необходимой обороны действие, при котором нападающему причинен значительно меньший вред, либо вред, равный по степени тяжести тому, который мог бы возникнуть в результате действий нападающего.   Основным нормативным актом, регламентирующим применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, является вступивший в силу в марте 2011 года Закон «О полиции» [1]. Все положения, касающиеся применения вышеуказанных методов, содержатся в статье 18 данного Закона. Например, Закон запрещает применение и даже принятие на вооружение таких средств и оружия, которые могут причинить крайне опасные ранения, а также стать источником неоправданного риска.   Пунктом 3 вышеуказанной статьи сотруднику полиции разрешается применение любых подручных средств, а также иного, состоящего на вооружении в полиции оружия. Но применение таких средств допускается только в случае, если в момент задержания лица, совершившего преступление, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, у сотрудника полиции отсутствуют необходимые специальные средства или огнестрельное оружие. П. 6 настоящего Закона устанавливает обязанность для сотрудников полиции по прохождению специальной подготовки, а также проверки на профессиональную пригодность – т.е. готовность действовать в условиях, где необходимо применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Если же сотрудник не прошел данную проверку, то он обязан пройти аттестацию на соответствие занимаемой им должности, на время прохождения которой он должен быть отстранен от выполнения соответствующих обязанностей.   Закон в этой же статье устанавливает и ответственность за превышение должностных полномочий сотрудниками полиции при исполнении им обязанностей. Однако, ответственность не наступает в случае, если причинение вреда гражданам и организациям было обоснованным: т.е. физическая сила, либо специальные средства, огнестрельное оружие применялись по основаниям, которые установлены законом.   На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает пункт о прохождении сотрудниками полиции специальной подготовки и проверки на профессиональную пригодность. Так что же следует понимать под специальной подготовкой, по каким критериям она должна осуществляться, а также в чем сущность проверки на профессиональную пригодность?   Важнейшими составляющими профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов должны являться основы ведения рукопашного боя, применения специальных и подручных средств, стрельба из огнестрельного оружия. Тем не менее, не стоит забывать и о таком аспекте, как правовая подготовка, без которой эффективное обучение невозможно организовать. Поэтому важно, чтобы каждый сотрудник полиции проходил комплексную подготовку: и по правовым знаниям, и по физическим навыкам в указанных выше направлениях.   Ярким примером является случай, произошедший в ночь на 27 мая 2015 года, когда младший сержант полиции Андрей Баннов в одиночку устроил погоню за одним из членов опасной банды. Догнав преступника, полицейский все же не сумел его задержать, так как тот оказал активное вооруженное сопротивление, ударив сотрудника полиции ножом, в результате полученных ран Баннов погиб [3].   К сожалению, подобные ситуации с гибелью полицейских происходят довольно часто. Только за один год  при выполнении служебных обязанностей погибает несколько сотен полицейских, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, почти десять лет назад, за 2010 год погибло более 400 сотрудников МВД; за 2011-2012 годы эта цифра немного сократилась – свыше 300 человек в год; а ближе к 2015-2018 годам хоть и наблюдалось существенное снижение данных показателей, но все же они по-прежнему остаются очень критичными. По факту, в России каждый день погибает один сотрудник полиции, несколько других получают ранения и увечья. Большинство подобных ситуаций происходит при отражении нападения преступников с целью завладения оружием, а также при задержании лиц, совершивших преступное посягательство. [5]   Но что же привело к такому провалу? По каким причинам те, кто стоит на страже закона и порядка, сами попадают в число жертва преступников? Исходя из данных, которыми располагают СМИ, мы можем прийти к следующим выводам:

Первоочередной причиной является некачественная подготовка кадров; второй – боязнь полицейских применять оружие, очень часто из-за последующих многочисленных проверок со стороны прокуратуры.

И даже если действия сотрудника были правомерными и соответствовали закону, то за применение огнестрельного оружия можно не только потерять место на службе, но, что еще хуже – получить реальный тюремный срок.

   Что касается специальной подготовки, то здесь причина ее отсутствия в том, что часто это просто формальность, что признается открыто самими сотрудниками. Вновь прибывшие сотрудники проходят так называемый «курс молодого бойца», после чего сдают экзамен на профессиональную пригодность инспекторской проверке. Да, в законе действительно закреплена обязанность сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но на практике все осложняется тем, что очень многие территориальные органы внутренних дел просто не могут организовать боевую и служебную подготовку своих сотрудников. Кроме того, в штате МВД России почти что нет специальных инструкторов, которые могли бы обучать сотрудников навыкам боевой и физической подготовки. Доходит до того, что оперативные сотрудники и патрульные не только не получают навыки по тактике ведения ближнего боя, специфике задержания, но даже не имеют элементарных навыков прицеливания из пистолета и не владеют основными приемами самообороны без оружия, а это приводит к трагедиям.   Но если говорить о наиболее распространенных ситуациях (когда до вооруженного задержания дело не доходит), то чаще всего сотрудниками полиции при задержании предполагаемого преступника применяется физическая сила.  Законом закреплено право сотрудника полиции на применение физической силы в тех случаях, когда разрешено применять специальные средства или огнестрельное оружие.   Если мы проанализируем детально положения статьи 20 Закона «О полиции», то увидим некоторую неточность: не совсем понятно, что имел ввиду законодатель, когда определял понятие физической силы (какие именно действия?). Дело в том, что указанное понятие сливается полностью с однородным ему определением – «боевые приемы борьбы». По нашему мнению, вполне справедливым представляется рассмотрение боевых приемов борьбы как всех мер насильственного воздействия, поскольку с помощью данных мер обеспечивается задержание лиц, совершивших преступление.   Итак, раскроем понятие «боевые приемы борьбы».   Данное понятие включает в себя применяемые сотрудниками полиции приемы рукопашного боя при осуществлении задержания преступников, либо в процессе рукопашной схватки с ними [6]. Существуют не только приемы, где применяется лишь физическая сила, но и такие, где задействованы специальные средства: резиновая палка, наручники. Сюда же относится наружный осмотр с угрозой применения огнестрельного оружия.   Вышеизложенное дает основания считать, что абсолютно все приемы борьбы, которые применяются сотрудниками полиции, включают  в себя меры насильственного воздействия. Разграничение понятий «меры насильственного воздействия» и «боевые приемы борьбы» проводится по их целевому назначению и порядку применения [4]. Так, применение боевых приемов осуществляется в целях задержания преступников при соблюдении условий применения физической силы, оружия и спецсредств. Если речь идет о приемах рукопашного боя, то их применение осуществляется в ближнем бою для максимально эффективного поражения противника. И приемы борьбы, и приемы рукопашного боя могут сопровождаться нанесением травм, а также допускают полное физическое уничтожение преступника, но здесь важно учитывать пределы необходимой обороны, т.к. не допускается их превышение.   Полагаем, что боевыми приемами борьбы следует считать как те приемы, которые связаны с применением только лишь физической силы, так и те, где используются специальные средства: палка резиновая, наручники, подручные средства , которыми могут быть различные предметы экипировки и применение которых разрешено Законом «О полиции», и огнестрельное оружие. Также необходимо, на наш взгляд, считать боевыми приемами борьбы применение газового оружия, электрошокеров, поскольку с помощью данных средств также возможно временно нейтрализовать преступника для его последующего задержания.   Подтверждение вышесказанному – положения ст. 21 рассматриваемого нами Закона, которые регламентируют применение специальных средств. В данной статье перечень специальных средств довольно широк: применяться могут не только резиновые палки и наручники, но также и водометы, и бронемашины. Но применение данных специальных средств должно быть основано на специальных тактических приемах, изучение которых необходимо включить в разделы физической и тактической подготовки сотрудников. Учитывая вышесказанное, полагаем, что общие основания применения боевых приемов борьбы должны распространяться и на приемы, где применяются перечисленные выше специальные средства.   Если же говорить о проблеме правового обеспечения применения огнестрельного оружия, согласно ст. 23 Закона «О полиции», то здесь можно ориентироваться на следующие подходы, выработанные в научной литературе.

Читайте также:  Статья 24.10. расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов

Ряд авторов полагает, что использованием оружия следует считать все действия с ним, которые совершаются не по прямому назначению. Примером является угроза применения оружия при задержании (наиболее распространенный способ), а также действия с оружием, если оно используется не для стрельбы, а как подручное средство для защиты от нападения, нанесения ударов и пр.

   Но деятельность сотрудника полиции должна основываться на том, что применять оружие необходимо лишь в качестве крайней меры, когда обеспечить исполнение возложенных на него задач иными способами невозможно. В первую очередь, необходимо использовать такой способ, как угроза его применения, для задержания лица, совершившего преступления (о данном способе упоминалось выше). Данный вид задержания, где оружие используется для устрашения (угроза применения), дает большую эффективность по сравнению с применением физической силы или резиновой палки в качестве спецсредства. Дело в том, что если задерживаемым окажет активное сопротивление, телесные повреждения может получить не только он сам, но и сотрудник, а при бесконтактном способе задержания, каким является угроза применения огнестрельного оружия, удается избежать телесных повреждений и гарантирует более высокую надежность. Но реальную гарантию личной безопасности сотрудника полиции может дать, по нашему мнению, только его личная готовность к эффективным действиям в ситуациях, когда необходимо применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие.   Таким образом, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день сотрудники МВД в России не имеют достаточной физической и специальной подготовки. Проблема заключается в том, что даже на начальном этапе, при приеме на службу, такая подготовка носит лишь формальный характер: недостаточно уделяется внимания также и психологической работе с сотрудниками полиции в части их моральной готовности действовать и применять огнестрельное оружие тогда, когда это необходимо. Кроме того, некоторые  положения Закона «О полиции» нуждаются в корректировках в части, касающейся применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Корректировки необходимо для того, чтобы указанный закон был приведен в соответствие с Уголовным кодексом РФ и практикой применения мер насильственного воздействия. Более того, на наш взгляд важно расширить перечень правовых оснований для применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении ими служебных обязанностей, в условиях соблюдения пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания лиц, совершивших преступное посягательство.

  Список литературы

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

  • Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»…
  • следующие изменения:
  • Глава V. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Статья 28. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами.
  • Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, а также при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
  • В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершающего побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора, либо иное преступление, сотрудник уголовно-исполнительной системы при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
  • Превышение сотрудником уголовно-исполнительной системы полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими федеральными законами.
  • Перечень оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Статья 29.  Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:
  • 1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения  физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, входящих в подразделение (группу);
  • 2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, предоставление пострадавшим медицинской помощи в возможно короткий срок;
  • 3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения в письменной форме в возможно короткий срок, но не позже чем через 24 часа с момента применения, о каждом случае применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
  • О каждом случае причинения осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам ранения либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы  физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
  • В составе подразделения (группы) сотрудник уголовно- исполнительной системы применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).
  • Статья 30. Применение физической силы
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:
  • 1) для пресечения преступлений и нарушений режима содержания;
  • 2) при исполнении обязанностей по конвоированию;
  • 3) для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу;
  • 4) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Статья 31. Применение специальных средств
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
  • 1)для отражения нападения на работников уголовно- исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц;
  • 2) для пресечения преступлений или нарушений режима содержания;
  • 3) для пресечения неправомерного сопротивления или неповиновения осужденного и лица, заключенного под стражу, оказываемого сотруднику уголовно-исполнительной системы;
  • 4) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и лицами, заключенными под стражу, и иных противоправных действий, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;
  • 5) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
  • 6) при конвоировании и охране осужденных и лиц, заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что  могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, а также при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;
  • 7) для задержания осужденного, лица, заключенного под стражу, и иного лица, если они могут оказать вооруженное сопротивление;
  • 8) для задержания и возвращения осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершающих побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания;
  • 9) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования;
  • 10) для блокирования движения групп осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при защите учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять следующие специальные средства:
  • 1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 и 7 части первой настоящей статьи;
  • 2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 и 7 части первой настоящей статьи;
  • 3) наручники и иные средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 и 8 части первой настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно- исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;
  • 4) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-8 части первой настоящей статьи;
  • 5) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-8 части первой настоящей статьи;
  • 6) служебных собак — в случаях, предусмотренных пунктами 1,4-8 и 10 части первой настоящей статьи;
  • 7) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5 и 7 части первой настоящей статьи;
  • 8) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 10 части первой настоящей статьи;
  • 9) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 7 части первой настоящей статьи;
  • 10) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части первой настоящей статьи;
  • 11) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 7 и 10 части первой настоящей статьи;
  • 12) средства защиты охраняемых объектов уголовно- исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, — в случаях, предусмотренных пунктом 10 части первой настоящей статьи;
  • 13) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части первой настоящей статьи.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.
  • Статья 31 (1) . Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
  • Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы и иных лиц.
  • Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
  • 1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
  • 2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
Читайте также:  Статья 103.2. Порядок регистрации уведомления о залоге

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, в которых находятся насильственно удерживаемые лица. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

  1. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником уголовно-исполнительной системы специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
  2. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями первой и второй настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 31 (2) настоящего Закона.
  3. Статья 31 (2) . Применение огнестрельного оружия
  4. Нахождение на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов с огнестрельным оружием, кроме случаев, связанных с пресечением противоправных действий осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц, не допускается.
  5. В зависимости от обстановки в случаях, когда другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник уголовно- исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
  6. 1) для защиты себя и (или) иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  7. 2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством уголовно-исполнительной системы;
  8. 3) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
  9. 4) для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки преступления против жизни, здоровья, собственности, если иными средствами задержать осужденного и лицо, заключенное под стражу, не представляется возможным;
  10. 5) для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, а также осужденного и лица, заключенного под стражу, отказывающихся выполнить законное требование о сдаче находящихся при них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  11. 6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно- исполнительной системы;
  12. 7) для пресечения побега осужденного и лица, заключенного под стражу, из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора или из-под конвоя, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  13. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части второй настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
  14. Сотрудник уголовно-исполнительной системы также имеет право использовать огнестрельное оружие:
  15. 1)для остановки транспортного средства, при помощи которого совершается побег, путем его повреждения;
  16. 2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц;
  17. 3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
  18. Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных пунктами 3-5 части первой статьи 31 настоящего Закона.
  19. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно- исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы и иных лиц.
  20. Статья 31 (3) . Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника уголовно-исполнительной системы
  21. Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 31(2) настоящего Закона.
  22. При попытке осужденного или лица, заключенного под стражу, задерживаемых сотрудником уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части второй статьи 31(2) настоящего Закона.
  23. Статья 2

Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613) следующие изменения:

1) статью 43 изложить в следующей редакции:

«Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно- исполнительной системы допускается только на основании и в случаях, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия военнослужащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, допускается только на основании и в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.   Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О полиции».»;

2) статьи 44 — 47 признать утратившими силу.

Президент Российской Федерации

Ссылка на основную публикацию