Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я рассказу о том, что такое депутатский запрос и как его написать.
Депутатский запрос образец которого я приложу по тексту статьи, это обращение депутата в органы власти с предусмотренной законом обязанностью указанных органов власти ответить на такой запрос.
Кроме того, расскажу как правильно его составить и какие есть особенности с ним связанные.
Федеральный закон З от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Не смотря на то, что данная статья касается запросов депутатов Госдумы ФС РФ, но она может быть применима и к деятельности депутатов региональных и местных. В чем различия между запросом депутата Госдумы и регионального или местного депутата написано ниже.
Чем отличается запрос депутата Госдумы от запросов депутатов других уровней?
Дело в том, что закон о статусе члена СФ и статусе депутатов Госдумы распространяется только на запросы депутатов Государственной думы. Таким образом запросы депутатов других уровней не имеют соответствующего статуса. Т.е. фактически запрос муниципального, городского или регионального депутата будет представлять собой простое обращение в общегражданском порядке.
Ответ на депутатский запрос депутата Госдумы должно дать то лицо, в адрес которого был направлен запрос. На соответствующее обращение представителя органа законодательной власти другого уровня ответ может дать компетентное лицо нижестоящего уровня.
Например, если депутатских запрос из Госдумы будет направлен прокурору Московской области, то ответ должен будет подписать непосредственно прокурор Московской области. Если же обращение поступит от муниципального депутата в адрес прокурора МО, то ответ может дать прокурор района.
В итоге можно сказать, что запрос депутата Госдумы — это самое статусное обращение в органы государственной и муниципальной власти, какое только может быть. Статус придает соответствующий закон и повышенная ответственность представителей власти за корректность ответа.
Фактически только обращение депутата Государственной Думы является депутатским запросом. Все остальные депутаты направляют простые письма или обращения, даже, несмотря на то, что формально своё письмо они могу назвать «депутатским запросом», но по сути он таким не будет являться.
Как написать депутатский запрос?
При написании депутатского запроса необходимо придерживаться некоторых правил:
- Изложение должно быть лаконичным, исчерпывающим и понятным.
- В просительно части необходимо указывать конкретные действие, которые необходимо совершить компетентному лицу.
- Нужно помнить, что адресатами являются руководители органов власти и скорее всего.
Вот образец написания:
Руководителю Управления ФС государственной регистрации,
кадастра и картографии по ____________
главному государственному регистратору Краснодарского края
Иванову В.В.
________________________________________________________
Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ленина, 28
- ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
- «о предоставлении информации и принятии мер»
- Уважаемый Виктор Викторович!
Решением Первомайского районного суда от 00.00.0000 (дело № 000000) земельный участок с кадастровым номером 00:00:000000:000 был снят с кадастрового учета путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведения об указанном объекте.
Мне стало известно, что администрация МО г. Краснодара обратилась в Управление Росреестра за погашением в ЕГРН записи о государственной регистрации указанного земельного участка. По информации администрации МО г. Краснодар в регистрации было отказано. Администрация МО г. _______________ также сдала в управление Россреестра определение о снятии ареста.
- В настоящее время, как указано, в ответе администрации регистрационные действия приостановлены.
- На основании статей 14,17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации», прошу Вас предоставить мне следующую информацию о
- О результатах рассмотрения и принятых мерах прошу проинформировать Государственную Думу ФС РФ.
- Приложение: копия обращения, копия решения первомайского районного суда, копия кадастровой выписки
С уважением, депутат В.А. Долгов
____________________________________
Адресат, куда направлять?
Вопрос, который поднимает народный избранник, может касаться федерального, регионального или местного уровня
- Если вопрос федерального значения, то запрос необходимо направлять руководителю федерального органа государственной власти.
Образец:
Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я.
125993, г. Москва, ул. Б.Дмитровка, 15а
- о нарушениях Государственного, Земельного,
Водного, Природоохранного и др. законодательства - ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
- Уважаемый Юрий Яковлевич!
В мой адрес в Государственную Думу продолжают поступать многочисленный коллективные обращения граждан, в которых приводятся факты, по их мнению, совершения преступлений и нарушений Градостроительного, Земельного, Водного, Природоохранного и др. законодательств при реализации инвестиционного проекта «______________».
- В частности, граждане не раз обращали внимание правоохранительных органов на то, что при принятии решений по инвестиционному проекту были фальсифицированы документы, а при дальнейших действиях допускался прямой подлог при получении результатов экспертиз и согласований, необходимых для ведения работ.
- В коллективном обращении указывается на нарушения законодательства при проведении общественных слушаний в мае 2006 года, на которых из 93 участников только 30 человек были жителями микрорайона.
- Неоднократные обращения граждан в прокуратуру, по их мнению, рассматривались не объективно.
В связи с вышесказанным, в соответствии со ст. 7, 14, 17 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», прошу направить материалы коллективных обращений в органы дознания или следственные органы для их проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Ответ прошу дать по адресу Государственной Думы, а также координатору инициативной группы.
Приложение: по тексту на 65 листах.
С уважением, депутат П.П. Смирнов
____________________________________
- Направлять запрос необходимо руководителю государственного органа власти в субъекте федерации, если вопрос касается регионального уровня.
Образец:
Главе администрации (губернатору) _________________
А.И. Белову
_________________________________________
350014, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, д.35
- ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
- о сносе самовольных построек, используемых в коммерческой деятельности
- Уважаемый Андрей Иванович!
Насколько мне известно, администрация города ____________ никаких заметных действенных мер в борьбе с самовольно возведенной коммерческой недвижимостью не предпринимает.
Между тем, выгода от их сноса очевидна: высвобождаются места для автомобильных парковок, улучшается внешний облик города, лишаются финансовой подпитки криминальные элементы, как правило, стоявшие за такими самоволками, наносится удар по незаконному обороту алкоголя и сигарет.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 14, 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» прошу Вас сообщить мне, какие меры применяются для выявления незаконно возведенных коммерческих объектов в городе ____________, и применяются ли к нарушителям последствия в виде сноса незаконно возведенных объектов, подпадающих под признаки самовольной постройки (ст. 222 ГК РФ).
С.М. Карлов
____________________________________
- Если вопрос касается муниципального уровня, но его разрешение находится в компетенции регионального органа власти, то направлять необходимо руководителю регионального органа власти.
- Если вопрос касается муниципального органа власти, то запрос необходимо отправлять руководителю муниципального органа власти.
Надеюсь, что логика понятна. Адресатами являются руководители органов власти, такие как Премьер-министр РФ, генеральный прокурор, руководитель федерального следственного органа, губернатор региона, глава города.
Какие сроки исполнения?
Депутатский запрос подлежит рассмотрению в 30-дневный срок. Если в рамках обращения будет проводиться проверка, то на запрос может быть дан промежуточный ответ и продлен срок рассмотрения.
Пример работы депутата Госдумы РФ Обухова Сергея Павлович
Решением городской Думы Краснодара от 30.12.2015 № 9 п. 1 было дано согласие администрации МО город Краснодар на согласование передачи в собственность ООО КБ «Кубанский универсальный банк» на безвозмездной основе акций, находящихся в оперативном управлении муниципального учреждения.
Депутат Обухов просил прокуратуру Краснодарского края проверить законность передачи в собственность ООО КБ «Кубанский универсальный банк» на безвозмездной основе акций и принять меры прокурорского реагирования для предотвращения незаконных действия по безвозмездной передаче муниципальной собственности в коммерческий банк.
В итоге, прокуратура Краснодарского края в обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края и вернула акции в муниципальную собственность.
Более подробно об этом деле можно почитать здесь.
Пример работы депутата Рашкина Валерия Федоровича
В качестве примера вновь приведу Краснодарский край. В городе Краснодаре существует система муниципальных платных парковок. За неуплату парковки существует штраф, предусмотренный Законом Краснодарского края «Об административных правонарушениях».
Депутат Рашкин В.Ф. обратился в органы прокуратуры, указав на то, что идея штрафа за неоплату муниципальной парковки противоречит гражданскому законодательству.
Тезисы обращения депутата Рашкина В.Ф
В своем запросе Рашкин В.Ф. указывал на то, что объективная сторона правонарушения за неуплату городской парковки «совпадает» с нарушением стороной гражданского договора обязанности оплаты возмездной услуги. Штраф – фактически представляет собой санкцию за неисполнение гражданской обязанности по оплате услуги по размещению транспортного средства.
Иными словами, гражданин не платит за услугу по предоставлению парковочного места, чем нарушает договор о возмездном оказании услуг (гл. 39 ГК РФ). Гражданская теория и законодательство не предусматривают возможность налагать административный штраф за неисполнение гражданского договора.
Законодательство устанавливает иной порядок защиты гражданских прав, а именно – судебный (гражданский).
Ответ прокуроры РФ
Надеюсь, что статья оказалась полезной для вас!
Депутатский левак: сколько стоит запрос и кому он нужен — Daily Storm
Запрос на официальном бланке Государственной думы за подписью действующего депутата. По сути, бумага ни о чем. Тем не менее почти каждый день мы читаем новости, как законодатель попросил через запрос проверить какое-то предприятие. Депутат направил запрос в Следственный комитет.
Все это относили к чрезмерной активности законодателей. Называли всю Госдуму принтером и прочими нелестными эпитетами. Чего стоит одна история с Натальей Поклонской, которая решила загонять до смерти режиссера Алексея Учителя с его фильмом «Матильда». Одни увидели в этом скрытую любовь молодого законодателя к русскому царю, другие обвинили ее в скрытом пиаре киноленты.
Daily Storm решил пообщаться с бывшими и действующими депутатами и помощниками депутатов Государственной думы и выяснить, в чем заключаются причины такой активности с запросами. Как выяснилось, зачастую эти причины — исключительно финансовые.
Самое интересное — на нашем канале в Яндекс.Дзен
Купи запрос
У депутатов хорошая зарплата — несколько сотен тысяч рублей. О такой мечтают большинство россиян. Но, судя по рассказам наших собеседников, на одну зарплату многим жить неудобно. Уже долгие годы в федеральном парламентаризме существует традиция торговли запросами.
«Запросы, как и многое другое в нашей жизни, можно купить за деньги. Стоит такая услуга от депутата от трех до 10 тысяч долларов. Три тысячи берут те, кто не обладает большой публичной известностью и авторитетом.
Топовые, известные депутаты берут за свою услугу в районе 10 тысяч, — рассказал собеседник Daily Storm, около 10 лет проработавший помощником депутата.
– Это не то чтобы много, но все же плюс две зарплаты за одну ничем не обязывающую бумагу получить приятно».
Один источник можно было бы списать на случайность и редкость явления. Но еще два собеседника, близкие к Государственной думе, подтвердили нам наличие практики торговли запросами. И самое приятное — сообщили нам примерно те же расценки – от трех до 10 тысяч долларов.
«Нельзя сказать, что это общая практика. Некоторые боятся этим заниматься. У других и так есть состояние, и им неинтересны такие суммы. Но продажей запросов занимались и занимаются многие. И в некоторых случаях это люди, у которых есть миллиарды на счетах», — рассказал собеседник.
Еще один собеседник отметил, что «по дружбе» депутат готов сделать запрос и за символическую сумму — тысячу долларов.
«Все зависит от близости отношений. Для одних запрос с нужным текстом законодатель делает и бесплатно, для других близких — за тысячу долларов или 100 тысяч рублей. Но если он вас не знает, а запрос вам нужен именно его – тут уже будут стандартные расценки», — рассказал он.
При этом при первых вариантах и соответствующем доверии депутат готов самостоятельно обсуждать подготовку запроса. Клиенту со стороны, как правило, придется иметь дело с помощниками депутата.
Зенитом промышленной торговли запросами, как рассказали наши собеседники, был предыдущий созыв Государственной думы.
«В прошлом созыве просьб написать запросы было гораздо больше. Больше, чем в предыдущие 20 лет, и больше, чем в текущем созыве. Сегодня в этой сфере, так сказать, есть небольшой кризис. Те, кто торговал запросами, снижать ценник не намерены. Но количество клиентов снизилось», — заявил источник.
Зачем запрос
Как рассказали наши собеседники, в основном запросы покупаются для решения коммерческих проблем и пиара.
«Для примера: здесь очень благодатной почвой является наш фармацевтический рынок или рынок БАД. Это огромные рынки, и любой их участник желает несколько специфическим способов урвать новый кусок.
Проводятся всякие заинтересованные исследования, выявляются нарушения у конкурента по рынку. А дальше нужно давить. И давят в том числе проплаченными запросами депутатов в контрольные ведомства или правоохранительные органы.
Причем нередко это депутаты, которые не имеют никакого отношения к фармацевтике и ничего в этом не понимают», — рассказал один из собеседников.
Еще одно направление — табачная отрасль. По словам источников, народные избранники в прошлом созыве заработали большие деньги на «борьбе» табачных лоббистов и антитабачников.
«Здесь, как в фармацевтике, речь идет о больших деньгах. Табачники хотят заработать на снижении давления со стороны государства, антитабачники же — заработать на самих табачниках, повышая это давления. И те и другие пользуются в своих интересах услугами депутатов.
Несколько лет назад была история, когда у владельца хотели отжать его небольшое табачное предприятие. Чтобы спастись, он выделил очень щедрый бюджет на депутатские запросы. Пытался через них донести свой ор о беззаконии до силовых структур. Ничего не вышло, предприятием владеют уже другие собственники.
Это к разговору об эффективности запросов и причинах снижения спроса на депутатские услуги», — рассказал источник.
Кроме производителей табака и лекарств, депутатские запросы охотно оплачивают банки и микрофинансовые организации.
«Некоторые хотели спасти свои банки от отзыва лицензий. Некоторые хотели просто пиара. Поэтому запросы использовались не только в экономических войнах, но и для продвижения в информационном пространстве.
За 500 тысяч или даже миллион делался интересный новостной запрос, который пойдет гулять по средствам массовой информации.
И тут главное — в тему запроса подвязать название своей кредитной организации», — пояснил источник.
Запрос по принуждению
По словам собеседника Daily Storm, для большинства депутатов просьба о платном запросе была сторонним заработком. Но были «экземпляры», которые старались выжать все из этой темы и провоцировали предприятия покупать у них запросы.
«Некоторое время назад был молодой депутат, который наладил специфическую схему. При помощи помощников и близких политиков он «кошмарил» то или иное предприятие. Находил у него проблемы и «кошмарил». Предприятие не знало, что давлением занимается именно он.
Когда это давление становилось избыточным, а владельцы предприятия не знали, где искать помощи, на пороге возникал наш герой со словами: «Я решу ваши проблемы». И он их решал запросами за деньги.
А как он их мог не решить, если сам и создал?» — рассказал собеседник.
Лоббизм не по-русски
В России, в отличие от многих западных стран, к сожалению, не существует закона, регулирующего деятельность лоббистов.
Это не всегда хорошее явление, но надо признать, что лоббисты всегда были и всегда будут — независимо от государственного строя.
Есть они и сейчас, скрываясь под вывеской пиар-менеджеров или менеджеров крупных предприятий по связям с органами власти. Только, не имея никаких правовых правил игры, играют они как могут.
В США существуют профессиональные легальные лоббисты. Их деятельность регулируется многими актами. Как и российские лоббисты, они занимаются продвижением законопроектов, добычей запросов, в том числе в интересах фармацевтического или оружейного лобби. Их легализация — не панацея, но все же дает хоть какое-то представление о влиянии бизнеса на парламент.
Такая же история в Европе. Даже в Польше, которая без малого 30 лет существует без коммунистического режима, есть легальные лоббисты. Более того, их список представлен на сайте польского парламента — сейма, там же можно узнать, чьи интересы они представляли или представляют.
Наверняка, и в США, и в Польше, несмотря на легализацию лоббистов, есть случаи злоупотребления. Но при открытом правовом регулировании эти нарушения увидеть легче, чем в «темном царстве» отечественного рынка запросов.
Коллажи © Daily Storm. © GLOBAL LOOK press
Блог
- Дорожка скатертью!
- Мы и кухарку
- каждую
- выучим
- управлять государством!
- В. Маяковский
- поэма «Владимир Ильич Ленин»
Всегда считалось, что депутаты в нашей стране – народные избранники. В советские времена они так и назывались народные депутаты СССР, а съезд народных депутатов в последние годы существования СССР (1989-1993) был высшим органом законодательной власти страны. Ранее депутаты были членами высшего законодательного органа — Верховного Совета РСФСР.
Но в современной России нельзя сказать о депутатах как о народных избранниках. Опустим моменты проведения выборов и самих норм законодательства о выборах. Но до звания народного нынешним депутатам далеко.
Действительно народному представителю до депутатства сегодня также неблизко, как до космоса. Это мое субъективное мнение, и оно не является истиной в последней инстанции, конечно.
Вполне возможно, что и раньше дела обстояли аналогичным образом, но сегодняшняя картина в этом плане мне видится именно такой.
Законодательством РФ предусмотрено много прав и обязанностей у депутатов. Депутаты есть в законодательных органах нашей страны на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне.
В этой статье мы рассмотрим нюансы правового регулирования направления депутатского запроса, обязательности ответа на него и ответственности за игнорирование запроса депутата.
Интересная информация размещена в Википедии: по опубликованному в 2005 году «Новой газетой» мнению депутата Госдумы третьего созыва Владимира Семаго, немалое количество депутатских запросов являлись следствием лоббистской деятельности депутатов, в 2014 году АИФ публиковала примерный порядок цен на депутатские запросы. Но нас интересуют только нормы действующего закона и судебная практика по рассматриваемой теме, а жаренные факты мы оставим для журналистов и рейтингов средств массовой информации (СМИ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы (ГД) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Статусе депутата ГД регулируется Федеральным законом от 08.05.
1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон о депутатах ГД).
Предлагается обязать исполнять каждый депутатский запрос
В Госдуму внесен законопроект № 1027920-7, которым предлагается установить, что депутатский запрос может быть признан не подлежащим исполнению лишь по решению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда.
Согласно пояснительной записке иногда исполнительные органы игнорируют запросы депутатов. Должностные лица органов государственной власти субъектов РФ и даже руководители федеральных органов власти иногда отказывают депутатам в предоставлении запрашиваемой информации на том основании, что ее использование не входит в компетенцию депутата.
Известны примеры, когда такие споры рассматривались в суде и прокуратуре, но органы юстиции депутатов не поддерживали. Так, указали авторы поправок, депутат Госдумы К. обратился к председателю правительства Ульяновской области с просьбой предоставить информацию о просроченной кредиторской задолженности бюджетных и автономных государственных учреждений Ульяновской области.
В предоставлении этой информации было отказано поскольку «обращение не относится к вопросам, связанным с депутатской деятельностью… вышеуказанный вопрос относится к полномочиям Законодательного Собрания Ульяновской области в целом, а не отдельных депутатов».
Обращение депутата с жалобами на это решение в прокуратуру области и Генеральную прокуратуру было оставлено без удовлетворения.
В комментарии «АГ» депутат Госдумы VI-го созыва Константин Лазарев назвал законопроект целесообразным.
«Его суть повторяет принципы гражданского и арбитражного процессуального законодательства, где надлежащим заявителем является лицо, чье право нарушено, а иск (заявление, жалоба) подаются по месту нахождения ответчика. Местом нахождения Депутата Государственной Думы РФ является г. Москва.
В силу своей деятельности он может обращаться с запросами по всей территории страны. Если оспаривание его запросов будет происходить по месту исполнения, то это существенно усложнит исполнение главных депутатских обязанностей – участие в законотворческом процессе», – отметил он.
По мнению депутата, отнесение данных споров к подсудности Верховного Суда также не вызывает возражений, поскольку в этом усматриваются подходы, схожие с применяемыми в уголовном процессе, где разная категория дела подсудна по первой инстанции разным уровням судебной системы.
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян посчитала, что предлагаемые поправки приведут к злоупотреблению как со стороны депутатов, так и со стороны отвечающих на запросы.
Адвокат полагает, что судебный порядок обжалования в виде «несплошной проверки» будет неэффективен. «В связи с тем, что инициировать обращение в суд должна отвечающая сторона, этот механизм не будет использован во всех необходимых случаях.
Считаю, что лица, обязанные отвечать на запрос, будут обращаться в суд в крайних случаях, чтобы избежать волокиты и минимизировать трудозатраты. Либо возможна обратная ситуация, при которой от обязанных отвечать на запросы лиц и учреждений последуют многочисленные заявления, среди которых будут и заведомо необоснованные.
Таким образом, время ответа на запрос будет искусственно затянуто, эффективность запроса и своевременного получения ответа на него при этом нивелируется», – отметила она.
По мнению Нарине Айрапетян, борьбе с произвольным отказом от предоставления информации будет способствовать установленная законодательством ответственность.
При этом ответственность не должна устанавливаться исключительно за нарушения сроков предоставления ответов.
«Формализованные отписки без правового обоснования и указания способов устранения недостатков, если они имеются, считаю недопустимыми», – подчеркнула адвокат.
По запросам есть вопросы
Большинство депутатов Госдумы не используют такой инструмент решения проблем избирателей, как депутатский запрос. Это следует из данных думского сайта, на котором в этом году началось размещение запросов.
Депутаты предпочитают обычные письма, не требующие публикации и вместе с тем обязательного ответа от чиновников, поясняют собеседники “Ъ”. Пустует пока этот раздел и на странице главы фракции «Единая Россия» Сергея Неверова, который как раз и предложил обнародовать запросы во избежание их использования в личных целях.
Впрочем, депутаты могут и не публиковать свои запросы, ведь ответственности за несоблюдение этого требования нет.
Доступ к информации о запросах депутатов появился у посетителей сайта Госдумы с конца января 2021 года, рассказали “Ъ” в думском аппарате.
Требование о публичном размещении запросов было внесено в регламент Думы еще в июне прошлого года: соответствующее постановление палата приняла по инициативе руководителя фракции «Единая Россия» (ЕР) Сергея Неверова.
Он тогда пояснял, что такая мера позволит избирателям понимать, в чьих интересах действует тот или иной депутат. А спикер Вячеслав Володин отмечал, что это делается для того, «чтобы не было коррупционной составляющей».
Однако аппарат Думы не сразу смог обеспечить для этого техническую возможность, а из-за эпидемиологических ограничений затягивалось обучение помощников депутатов, пояснял “Ъ” источник, близкий к руководству аппарата. Судя по выложенным на сайте документам, депутаты начали размещать запросы для публикации в ноябре 2020 года, но тогда они еще не были доступны для просмотра.
Изучив думский сайт, “Ъ” обнаружил вкладку с запросами на страницах только 16 депутатов из разных фракций. Чаще всего они посвящены конкретным жалобам избирателей.
Например, Анатолий Литовченко (ЕР) просил председателя челябинского заксобрания рассмотреть обращение жительницы Челябинска о введении запрета на нарушение тишины с 13:00 до 15:00, так как ее соседи «оставляют дома собаку без присмотра, что приводит к непрекращающемуся вою со стороны животного и, как следствие, к нарушению сна грудного ребенка». А у главы Челябинска единоросс просил перевести старшего сына заявительницы в детский сад, куда ходит ее младший сын. Наталья Поклонская (ЕР) часто пишет запросы об экологических проблемах Крыма: так, она просила генпрокурора проверить факты незаконных выбросов химических отходов местными заводами.
Один из последних запросов Юрия Синельщикова (КПРФ) адресован главе МВД Владимиру Колокольцеву, у которого депутат интересовался мерами, принятыми ведомством по сообщениям граждан о нарушении прав человека при задержании участников несанкционированных митингов. Другой коммунист Алексей Куринный запрашивал в феврале у премьера Михаила Мишустина данные о том, как были использованы средства Фонда национального благосостояния, а у министра финансов Антона Силуанова — информацию о структуре внутреннего долга России.
На самом деле запросов может быть и больше.
Для их публикации помощникам депутатов нужно поставить галочку в системе автоматизированного документооборота, где они регистрируются, поясняют в думском аппарате. Но несколько помощников сказали “Ъ”, что они выполняли все требования, но запросы на сайте все равно не появлялись.
Методические рекомендации о порядке рассмотрения обращений и приема граждан депутатами Государственной Думы Российской Федерации
Оглавление
Общие положения
-
Форма и содержание обращений
-
Рассмотрение обращений
-
Разрешение обращений
-
Сроки разрешения обращений
-
Направление депутатом ответов на обращения
-
Организация личного приема заявителей
Обращения граждан в Государственную Думу РФ с предложениями, заявлениями, жалобами – это важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей депутатов с избирателями, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 8 мая 1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и иными законами.
При этом использовались также существующие в федеральных министерствах и ведомствах инструкции, определяющие порядок рассмотрения обращений и приема граждан, а также соответствующие инструкции и регламенты исполнительных органов власти субъектов РФ.
Рекомендации посвящены правовым, нравственным и психологическим аспектам работы с обращениями. Они касаются порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц.
- Порядок приема, учета, регистрации обращений, их формирования в наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается организационно-распорядительными документами Государственной Думы РФ.
- В настоящих рекомендациях изложены требования законодательства и наработанные практикой советы относительно формы и содержания обращений, принимаемых депутатом к рассмотрению, порядка рассмотрения и разрешения обращений депутатом и его помощниками, сроков их рассмотрения, направления депутатских запросов и ответов на обращения, организации депутатом приема заявителей.
- Депутаты и их помощники несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка исполнения государственной функции по рассмотрению поступивших к ним обращений граждан.
- В депутатской практике встречаются следующие основные виды обращений:
-
заявление — ходатайство лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов публичной власти, должностных лиц, либо критика их деятельности;
-
жалоба — требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов его или других лиц, об устранении неправомерных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц;
-
запрос – просьба лица о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера;
-
предложение – рекомендация лица по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
-
отклик – выражение лицом своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также к событиям и явлениям общественного характера.
- Обращения могут быть первичными, повторными, либо в виде дубликата:
- первичное – это обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся данным депутатом, либо поступившее от лиц, ранее не обращавшихся к нему по уже рассматривавшемуся вопросу;
- дубликат обращения – повторный экземпляр или копия одного и того же обращения от одного и того же заявителя;
- повторное – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему к данному депутату или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения.
Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать либо наименование фракции (комитета) Государственной Думы, куда направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего депутата, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый либо электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, контактный телефон, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. В случае необходимости, гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы, либо их копии.
- Обращение, поступившее в форме электронного документа, должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.
- Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, следует рассматривать при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.
- Письменное обращение подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления в Государственную Думу РФ или непосредственно депутату.
- Обращения, поступившие депутату подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:
о принятии к разрешению непосредственно депутатом для проведения проверки, дачи разъяснения и т.д.;
- об оставлении без разрешения;
- о передаче на разрешение другим депутатам, в соответствующие комитеты и комиссии Государственной Думы РФ;
- о направлении в федеральные и иные ведомства в соответствии с их компетенцией;
- о приобщении к ранее поступившему обращению;
- о возврате заявителю.
- Без разрешения депутат вправе оставить следующие обращения:
-
обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости, с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
-
в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом сообщается автору обращения, если его фамилию и адрес возможно прочитать, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу;
-
при невозможности прочтения данных о заявителе (фамилии и адреса) обращение списывается в имеющееся у депутата производство без уведомления заявителя;
-
обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение, а при наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в органы предварительного расследования в соответствии с подследственностью, которая определена в ст. 151 УПК РФ;
-
обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства, приобщается к имеющемуся у депутата производству без уведомления заявителя.
Обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей, губернаторов, мэров, глав управ и других лиц к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в правоохранительных органах в порядке, предусмотренном ст.144 и 145 УПК РФ. Об этом заявители могут быть уведомлены депутатом.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения направляется депутатом в эти органы по принадлежности с уведомлением об этом заявителя.
Не рекомендуется что-либо писать на тексте обращения. Однако допускается выделять отдельные участки текста, имеющие значение и требующие особого внимания в ходе рассмотрения обращения.
Порядок разрешения обращений, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется депутатом.
Существуют следующие формы разрешения депутатом обращений:
- проведение парламентского расследования по поступившей жалобе;
- проверка обращения самим депутатом;
- направление парламентского запроса;
- направление депутатского запроса;
- направление обращения депутата.
Кроме того, обращение может направляться с сопроводительным письмом депутата, в котором он не ставит никаких вопросов и не требует направления ему информации о результатах рассмотрения обращения гражданина.
Парламентское расследование фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2005 года № 196-ФЗ« О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
Однако эта форма парламентского контроля из-за усложненного порядка возбуждения такого расследования применяется редко.
После вступления в силу упомянутого Закона парламентское расследование проводилось всего один раз – это расследование аварии, произошедшей на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г.
Самостоятельно депутат может проверять обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки государственных органов, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам. Депутат при этом может использовать такие действия, как выезд на место, изучение материалов и документов, проведение опросов. Проверки могут проводиться с привлечением специалистов, а также заявителей.
Нельзя не отметить, что в большинстве ведомственных инструкций, посвященных порядку рассмотрения обращений, не упоминается о правилах разрешения парламентских запросов, обращений и запросов депутатов.
Этот вопрос подробно регламентирован лишь в инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» № 45, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года.