Статья 15. Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации

Каждая палата избирает из своего состава Председателя, заместителей Председателя. Палаты образуют комитеты и комиссии. Каждая из палат формирует Совет — орган коллективного руководства. В ГД образуются партийные фракции.

  • Структура Государственной Думывключает в себя: 1) Председателя Государственной Думы, его первых заместителей и заместителей (они избираются из числа депутатов Государственной Думы на первом заседании Государственной Думы); 2) Совет Государственной Думы (осуществляет основную текущую работу Государственной Думы); 3) депутатские объединения (фракции); 4) комитеты и комиссии (они создаются для решения отдельных задач Государственной Думы).
  • ПредседательГосударственной Думы: 1) ведет заседания палаты; 2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; 3) организует работу Государственной Думы; 4) представляет палату во взаимоотношениях с РФ, иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами; 5) осуществляет иные организационные полномочия.
  • Председатель Государственной Думы и его заместители входят в состав Совета Государственной Думы и имеют право решающего голоса при принятии решения Советом.

Совет Государственной Думы осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты, а также подготавливает законопроекты к обсуждению на заседании палаты.

Все депутатские объединения обладают равными правами. Они создаются в целях отстаивания интересов партии и, как правило, представлены ее членами. Депутатские объединения вправе на своих заседаниях принимать решения по обсуждаемым вопросам, об этих решениях депутаты сообщают Председателю и Совету Государственной Думы.

Основная функцияГосударственной Думы РФ — обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

Иные полномочияГосударственной Думы (ст.

103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. 7) заслушивание ежегодных отчетов правительства РФ.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления вотума недоверия Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ в течение 3 месяцев. Но по этому основанию Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. 3) отказа в доверии правительству РФ. После роспуска новый состав Государственной Думы должен начать работу не позднее, чем через 4 месяца после ее роспуска (что означает, что выборы должно состояться в трехмесячный срок).

Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Как разъяснил КС РФ в Постановлении от 11 ноября 1999 №15-П депутаты ГД не вправе собираться и заниматься законотворчеством с момента ее роспуска, здесь не действуют общие правила о прекращении своих полномочий в момент начала ГД следующего созыва.

Статья 15. Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации

Порядок формирования Совета Федерации.Порядок формирования СФ определяется ФЗ от 03.12.2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования СФ Федерального Собрания РФ».

Назначаются по два представителя от законодательного и исполнительного органа власти субъекта РФ на весь срок полномочий этих органов.

Также есть представители Российской Федерации (по сути, представители Президента) – не более 10% от общего числа (они не могут быть освобождены от должности в первый срок полномочий Президента, если они были назначены до вступления в должность этого Президента).

Министерство экономического развития Российской Федерации — Обращения граждан

Регламент
Правительства Российской Федерации
(утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260)

Положение о законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации
(Постановление
Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации»)

Статья 15. Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации

  • Лица, уполномоченные вносить проекты актов на
    рассмотрение в Правительство
  • Российской Федерации
  • (далее
    – лица, уполномоченные вносить проекты актов)
  • Проекты актов
    могут вноситься на рассмотрение в Правительство Российской Федерации только:
  • членами Правительства Российской Федерации;
  • руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, или лицами, исполняющими их обязанности.
Проекты актов вносятся в Правительство Российской Федерации с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений В сопроводительном письме (к проекту акта) указываются:

  1. основание внесения;
  2. сведения о содержании и согласовании проекта.
Проект акта визируется лицом, вносящим проект Письмо подписывается членом Правительства Российской Федерации или другим руководителем из числа лиц, уполномоченных вносить проекты актов
Если подготавливаемый акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения:

  1. включаются в проект подготавливаемого акта или,
  2. представляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта.
Если проекты актов содержат поручения, в них должен быть указан срок их исполнения.
В случае упоминания в проекте акта какой-либо организации в Правительство Российской Федерации вместе с проектом акта и иными необходимыми документами (см. далее) представляются также заверенные нотариально или федеральным органом исполнительной власти, вносящим проект акта, копии учредительных документов этой организации (данное требование не распространяется на упоминаемые в проектах актов органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Проекты актов Правительства до их внесения в
Правительство Российской Федерации

подлежат обязательному согласованию

с федеральными министрами (их заместителями) — по вопросам, отнесенным к сферам деятельности соответствующих министерств и к сферам деятельности находящихся в их ведении иных федеральных органов исполнительной власти с руководителями иных федеральных органов исполнительной власти (их заместителями), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации — по вопросам, отнесенным к сферам деятельности этих органов
  1. с другими государственными органами и иными организациями — при необходимости
  2. (состав органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется самостоятельно руководителем федерального органа исполнительной власти, вносящим проект, а также Председателем Правительства Российской Федерации и его заместителями)
(далее – согласующие органы)
Не распространяются на проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об отмене или о приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Рассмотрение проектов актов, направленных на
согласование

При согласовании проектов актов При наличии возражений
Проекты актов (их копии) визируются руководителями (их заместителями) согласующих органов Проекты актов визируются с замечаниями, которые оформляются на бланке согласующего органа, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к согласуемому проекту (его копии)
  • Проекты актов (их копии) визируются не более чем в
    10-дневный срок с даты их поступления
    на согласование.
  • В случае
    неполучения завизированного согласующим органом проекта акта в
    3-дневный срок с даты истечения установленного для согласования срока

    проект акта может быть внесен в Правительство Российской Федерации без
    согласований.
  • При наличии разногласий по проекту акта:
  • вносящий проект член Правительства Российской Федерации или другой руководитель из числа лиц, уполномоченных вносить проекты актов, должен обеспечить обсуждение его с руководителями согласующих органов и организаций или по указанию руководителей их заместителями с целью поиска взаимоприемлемого решения;
  • проект акта Правительства Российской Федерации может быть внесен в Правительство Российской Федерации с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.
  • в случае неполучения протокола согласительного совещания, подписанного руководителями (заместителями руководителей) согласующих органов, в 5-дневный срок с даты поступления в согласующий орган указанного протокола проект акта может быть внесен в Правительство Российской Федерации с протоколом согласительного совещания без подписей руководителей (заместителей руководителей) согласующих органов.
Проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации нормативного характера и постановлений Правительства Российской Федерации после их согласования (см. ранее) до внесения в Правительство направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации Проекты нормативных актов, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, одновременно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации Проекты нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации дает оценку проекта нормативного акта на предмет:

  • его соответствия актам более высокой юридической силы,
  • отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений,
  • отсутствия в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и соблюдения правил юридической техники
В заключении Министерство финансов Российской Федерации дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов Министерство экономического развития Российской Федерации в заключении дает оценку влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности
Заключения подписываются соответствующими федеральными министрами или их заместителями и представляются в 7-дневный срок с даты поступления проектов актов. По договоренности между соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов актов не может превышать 30 дней.
(далее – необходимые заключения)
  1. Порядок возврата проектов актов, внесенных в
    Правительство
  2. Российской Федерации
  3. Проекты актов, внесенные в Правительство Российской
    Федерации с отступлением от установленных правил, подлежат возврату в следующем
    порядке:
  • проекты актов по вопросам, требующим незамедлительного решения, а также проекты, внесенные во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей), не позднее чем в 5-дневный срок с даты поступления возвращаются по решению соответственно Председателя Правительства Российской Федерации, его Заместителя с указанием причин возврата
  • другие проекты актов, внесенные в Правительство Российской Федерации с отступлением от установленных правил, не позднее чем в 5-дневный срок возвращаются Аппаратом Правительства Российской Федерации с указанием причин возврата
  • по истечении 5-дневного срока с даты поступления проекты актов могут быть возвращены только по решению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей)
  • проекты, поступившие за подписью лиц, которым такое право не предоставлено, не принимаются к рассмотрению и направляются Аппаратом Правительства Российской Федерации руководителям, уполномоченным вносить проекты актов.
  • Внесение проектов федеральных законов
    (законопроектов) на рассмотрение
  • в Правительство Российской Федерации
  • Для рассмотрения в Правительство Российской Федерации
    представляются проект федерального закона и следующие
    материалы
    :
  • проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона палатами Федерального Собрания;
  • пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;
  • финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения проекта федерального закона, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации ***);
Читайте также:  Глава vi. решение третейского суда

*** Законопроекты о введении или
отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об
изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты,
предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть
внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (Конституция
Российской Федерации, статья 104, часть 3)

  • перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;
  • перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;
  • необходимые заключения (см. ранее);

·        
заключение Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации
.

Перечень нормативных правовых актов, необходимых для
реализации соответствующего федерального закона, включает в себя:

    • наименования проектов нормативных правовых актов,
    • обоснование необходимости их подготовки, срок подготовки,
  1. o   
    сведения о федеральных органах исполнительной власти либо
    организациях — головных исполнителях и соисполнителях по разработке проектов
    указанных актов.
  2. До представления в Правительство
    Российской Федерации для рассмотрения указанный перечень подлежит согласованию
    с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо
    организациями
    .
  3. Представление в Правительство законопроекта и
    необходимых материалов
осуществляется в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти либо организацией — головным исполнителем по законопроекту
Законопроект и перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо организациями, а также протоколы согласительных совещаний (при наличии разногласий) и замечания до внесения в Правительство направляются:
в Министерство юстиции Российской Федерации в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Заключение на законопроект до его внесения в Правительство Российской Федерации подписывается Министром юстиции Российской Федерации или его заместителями и направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти либо организацию в течение 7 дней со дня поступления законопроекта. В зависимости от объема и сложности законопроекта по договоренности между Министерством юстиции Российской Федерации и соответствующим федеральным органом исполнительной власти либо организацией может быть установлен иной срок подготовки заключения, который не может превышать 30 дней. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации направляет заключение на законопроект в соответствующий федеральный орган исполнительной власти либо организацию в течение 15 дней со дня поступления законопроекта.
Подготовленный законопроект и материалы, в том числе перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона, подлежат рассмотрению на заседании Комиссии. По итогам рассмотрения законопроекта Комиссия может принять решение о внесении законопроекта на заседание Правительства только после подготовки и представления в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Правовой
департамент

Минэкономразвития
России

Глава 5. Начало работы Государственной Думы. Порядок проведения заседаний Государственной Думы

Статья 32

1.

В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

2. (Часть вторая утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

Статья 321

1.

Не позднее чем за две недели до дня начала работы Государственной Думы нового созыва, а в случае, если Президент Российской Федерации примет решение о созыве первого заседания Государственной Думы ранее срока, установленного статьей 99 (часть 2) Конституции Российской Федерации, на следующий день после принятия указанного решения распоряжением Председателя Государственной Думы формируется временная депутатская рабочая группа по подготовке первого заседания Государственной Думы нового созыва (далее – временная депутатская рабочая группа). Временная депутатская рабочая группа формируется из числа избранных на новый срок депутатов Государственной Думы пропорционально количеству депутатов Государственной Думы, выдвигавшихся в качестве кандидатов каждой политической партией, федеральный список которой был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Временная депутатская рабочая группа избирает из своего состава руководителя временной депутатской рабочей группы и его заместителя (заместителей) (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 916–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 8, ст. 1183).

2. Временная депутатская рабочая группа прекращает свои полномочия после избрания на первом заседании Государственной Думы нового созыва органов, предусмотренных частью первой статьи 34 настоящего Регламента.

(Статья 321 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

  • Статья 322
  • 1. Временная депутатская рабочая группа:
  • а) утверждает схему размещения депутатов Государственной Думы нового созыва в зале заседаний Государственной Думы;
  • б) формирует проект порядка работы первого заседания Государственной Думы нового созыва;
  • в) утверждает перечень документов и материалов, подлежащих раздаче депутатам Государственной Думы к первому заседанию Государственной Думы нового созыва;
Читайте также:  Статья 20. Трудовой стаж

г) готовит пропорционально количеству депутатов Государственной Думы, выдвигавшихся в качестве кандидатов каждой политической партией, федеральный список которой был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, предложения по составу Счетной комиссии Государственной Думы, Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, Временного секретариата Государственной Думы, избираемых Государственной Думой в соответствии со статьей 34 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 916–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 8, ст. 1183);

д) решает иные вопросы организации первого заседания Государственной Думы нового созыва.

ст 287 УК РФ с ми

1.

Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2.

Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
    а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
    б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    в) повлекли тяжкие последствия, —
  • наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 287 Уголовного Кодекса РФ

Объектом преступления выступают отношения в сфере информационного обеспечения Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ, выступающего условием их нормальной деятельности.

Предметом преступления является информация в виде различных документов и материалов, которая либо запрашивается данными органами в связи с возникшей необходимостью, либо предоставляется им периодически в силу установленного законодательством порядка.

В соответствии со ст. ст. 94, 95 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, ст. ст. 102, 103 Конституции РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы отнесен ряд иных важных вопросов. Согласно ст.

1 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Для эффективного выполнения возложенных на них функций Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ и Счетная палата РФ должны обладать всей необходимой для обеспечения своей деятельности информацией.

Иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица обязаны предоставлять такую информацию (в том числе по поступившему в их адрес запросу), если такая обязанность установлена соответствующим нормативным правовым актом .

———————————
СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

См., напр.: ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

В комментируемой статье не конкретизирован характер информации, отказ в предоставлении которой образует состав рассматриваемого преступления. Это означает, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находятся в компетенции запрашивающего органа.

Так, в соответствии со ст.

13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Нарушение указанных требований влечет для виновных должностных лиц уголовную ответственность по ст. 287 УК РФ. Аналогично решается вопрос об ответственности за незаконный отказ в предоставлении информации и Федеральному Собранию Российской Федерации.

Объективная сторона преступления может быть выражена в таких альтернативных деяниях, как: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ; 2) уклонение от предоставления информации; 3) предоставление заведомо неполной информации; 4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации — это открытое заявление должностного лица о непредоставлении требуемой информации.

Для признания отказа неправомерным необходимо установить, что: обязанность предоставления информации установлена законом или иным нормативным правовым актом и должностное лицо не имело законных оснований для отказа; отсутствуют уважительные причины такого отказа (например, фактическое отсутствие запрашиваемой информации); запрос на предоставление информации оформлен надлежащим образом и исходит от указанных в ст. 287 УК РФ органов. Последнее следует понимать таким образом, что запрос должен быть подписан не любым сотрудником Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ или Счетной палаты РФ, а лицом, обладающим таким правом.

К примеру, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 мая 1994 г.

N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через тридцать дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок .

———————————
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

При наличии приведенных выше условий в действиях лица, незаконно отказавшего в предоставлении информации, усматривается состав преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ.

Отказ в предоставлении информации в виде уклонения будет иметь место тогда, когда должностное лицо не заявляет прямо о своем отказе, а выдвигает несуществующие и надуманные причины невозможности предоставить необходимую информацию (например, отсутствие либо утрата документов, необходимость в их доработке и т.д.) либо затягивает предоставление информации, ничем не объясняя свое поведение.

Читайте также:  Статья 12.14. судебные коллегии и судебные составы апелляционного военного суда

При предоставлении заведомо неполной информации должностное лицо сообщает не все интересующие Совет Федерации, Государственную Думу или Счетную палату сведения, притом что такие сведения у него имеются, а также имеется возможность предоставить требуемую информацию в полном объеме.

При предоставлении заведомо ложной информации лицо сообщает адресату сведения, которые полностью либо в какой-то части не соответствуют действительности.

По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции ст. 287 УК РФ деяний независимо от того, повлекло ли это какие-то последствия.

Субъективная сторона выражена виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в предоставлении информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате, уклоняется от ее предоставления либо предоставляет неполную или ложную информацию, и желает так поступить.

В случае если предоставление неполной или ложной информации вызвано невнимательностью должностного лица, просчетами и допущенными в работе ошибками, признак заведомой для лица неполноты или ложности информации отсутствует, поэтому содеянное не образует состава ст. 287 УК РФ. При наличии к тому оснований лицо может нести ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).

Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом предоставлять информацию Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ по их запросу или по иному основанию.

Частью 2 ст. 287 УК РФ установлена ответственность за совершение деяния при квалифицирующих обстоятельствах. Квалифицированный состав преступления будет иметь место в том случае, если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 287 УК РФ) имеет место в случаях, когда:

— пункт «а»: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 287 УК РФ, сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти.

Следует отметить, что к правонарушениям относятся не только преступления, но и правонарушения, ответственность за которые предусмотрена иными отраслями права (например, дисциплинарные, административные, налоговые и другие правонарушения).

Данный квалифицирующий признак имеет место в случае сокрытия не правонарушений вообще, а совершенных именно должностными лицами, при этом должностными лицами только органов государственной власти. При этом скрываться может правонарушение, совершенное как самим должностным лицом, так и другими должностными лицами органов государственной власти;

— пункт «б»: указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

— пункт «в»: указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств дела.

К числу тяжких можно отнести такие последствия, как: искажение данных федерального бюджета при его утверждении на очередной год, срыв работы над важным законопроектом, невозможность реализации федеральной программы, нарушение конституционных прав и свобод значительного числа граждан, принятие Советом Федерации, Государственной Думой, Счетной палатой и другими органами государственной власти ошибочных решений по вопросам внутренней и внешней политики и др.

Вина по отношению к данным последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной. В последнем случае речь идет о преступлении, совершенном с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).

Другой комментарий к статье 287 УК РФ

1. Объективная сторона преступления характеризуется:

1) неправомерным (т.е. не основанным на законе) отказом в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ;

2) уклонением от предоставления информации;

3) предоставлением заведомо неполной или заведомо ложной информации.

Отказ предоставить информацию — ясно выраженное в письменной или устной форме заявление должностного лица о том, что информация не будет предоставлена. Мотивы и причины непредоставления значения не имеют.

При уклонении от предоставления необходимой информации должностное лицо, не заявляя о нежелании ее предоставлять, затягивает ее предоставление чаще всего под надуманными предлогами.

Неполная информация не содержит всех необходимых сведений и данных, запрошенных Федеральным Собранием РФ или Счетной палатой РФ, или обязательных для периодического предоставления им в силу закона или иного нормативного акта. Ложной является информация, не соответствующая действительности или искажающая истинное положение дел.

2.

Преступление считается оконченным с момента выраженного отказа в предоставлении информации, начала уклонения от ее предоставления либо сообщения (предоставления) ложной информации.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Предоставление ложной или неполной информации по ошибке, невнимательности и другим причинам, исключающим умысел, при определенных условиях может квалифицироваться как халатность (ст. 293 УК).

4. Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное предоставить информацию. Как правило, им является руководитель соответствующего органа.

5. В п. «а» ч. 3 комментируемой статьи говорится о сокрытии правонарушений должностными лицами органов государственной власти. При этом не имеет значения, скрывает ли оно собственное правонарушение или совершенное другим должностным лицом указанного органа.

6. О характеристике тяжкого последствия см. комментарий к ст. 285 УК. Вина в отношении этих последствий может быть как умышленной, так и неосторожной.

Задача 5

Председатель Правительства Российской
Федерации направил в Государственную
Думу отказ отвечать на парламентский
запрос относительно хода реформы
жилищно-коммунального хозяйства.
Основания для отказа были приведены
следующие.

Во-первых, запрос был адресован
не в Правительство, а Председателю
Правительства лично, во-вторых,
парламентские запросы могут посылаться
только по предметам ведения Федерального
Собрания, т.е.

исключительно по вопросам
исполнения федеральных законов, и
наконец в-третьих, запрос был принят по
инициативе отдельных депутатов, тогда
как выносить его на рассмотрение палаты
может только комитет, причем профильный
по рассматриваемому вопросу.

На заседании Государственной Думы, где
был оглашен ответ Председателя
Правительства, было принято решение
повторно направить тот же запрос и
одновременно обратиться в Верховный
Суд РФ с требованием отправить
Правительство в отставку в связи с
нарушением требований Федерального
закона. Кроме того, депутаты потребовали,
чтобы глава кабинета министров лично
выступил перед ними.

Кому может быть адресован парламентский
и кому депутатский запрос, в каком
порядке они направляются и каковы
требования закона относительно ответа
на них? Какова ответственность за
неисполнение требования закона (в т.ч.
уголовная) и каковы условия её наступления?
Каким образом может быть применена
такая мера ответственности, как отставка
Правительства и какова её процедура?
Дайте правовую оценку позициям сторон.

Ответственность ст. 41! КоАП ст. 17.1, УК
РФ. В регламенте правительства написано: ФОИВ отвечает на депутатские запросы
по решению правительства. В первый год
полномочий ГД РФ распустить нельзя.

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И
    СТАТУСЕ
  • ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
    ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Статья 7. Формы деятельности члена Совета
    Федерации, депутата Государственной
    Думы
  • 1. Формами деятельности члена Совета
    Федерации, депутата Государственной
    Думы являются:
  • е) внесение парламентского запроса
    (запроса Совета Федерации, Государственной
    Думы), запроса члена Совета Федерации,
    депутата Государственной Думы
    (депутатского запроса);
  • Статья 13. Парламентский запрос

1.

Совет Федерации, Государственная Дума
вправе направить парламентский запрос
Председателю Правительства Российской
Федерации, членам Правительства
Российской Федерации, Генеральному
прокурору Российской Федерации,
Председателю Центрального банка
Российской Федерации, Председателю
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, председателям
других избирательных комиссий,
председателям комиссий референдума,
Председателю Счетной палаты Российской
Федерации, руководителям иных федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, а также Пенсионного
фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской
Федерации, Федерального фонда обязательного
медицинского страхования Российской
Федерации по вопросам, входящим в
компетенцию указанных органов и
должностных лиц, с соблюдением требований,
предусмотренных статьей 18 настоящего
Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N
8-ФЗ)

Ссылка на основную публикацию