Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации

  • Что такое исполнительная власть в Российской Федерации?
  • Есть президент и правительство, суды и парламент, органы местного управления.
  • Все они, в своей совокупности, составляют государственную власть РФ, которая и разделяется между ними.
  • Поскольку наше государство является демократическим, в нем соблюдается принцип разделения власти на три ветви:
  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Во главе исполнительной власти стоит Правительство РФ.

Такой порядок закреплен конституционно.

Поэтому эта ветвь власти ни от кого не зависит, является самостоятельной.

Общая характеристика системы исполнительной власти

На законодательную власть возлагается задача принимать законы, которые будут обязательны для выполнения на всей территории страны.

А вот исполнительная власть существует для того, чтобы эти законы выполнялись на практике.

  1. Сюда относится и осуществление контроля соблюдения этих законом в государстве.
  2. Если принимаемые законы по своей сути являются инструментов, позволяющим населению удовлетворять свои нужды и интересы, то исполнительная власть занимается тем, чтобы эти инструменты были правильно применены и использованы.
  3. Это совсем не означает, что органы исполнительной власти не могут по собственной инициативе выдавать распоряжения в виде нормативно-правовых актов.
  4. Для реализации требований, которые изложены в законах, эти органы имеют право действовать по собственной инициативе в пределах отведенной им компетенции.
  5. Они вправе вдаваться до административного принуждения, принуждать к выполнению каких-либо действий.
  6. То есть, исполнительная власть представляет собой деятельность, направленную на управление страной и ее обществом, осуществляется специальными государственными властными органами, действует в пределах предоставленной законодательством компетенции, осуществляя специальные функции, и которая находится под контролем других ветвей власти.
  7. Что касается последнего, то в этом и состоит принцип разделения власти.
  8. Между собой эти ветви не находятся в иерархическом подчинении, но осуществляют контроль друг за другом.

Основные признаки и понятия исполнительной власти

Как и любое явление, исполнительная власть имеет собственные признаки.

Один из главных признаков ее существования – наличие государства.

Государство обладает своими признаками, один из которых — обязательное наличие аппарата управления и принуждения, с помощью него принимаемые законы делаются обязательными для выполнения на всей территории этого государства.

Отсутствие государства автоматически делает ненужными органы исполнительной власти. Исполнять становится нечего.

  • Основной признак данной ветви власти – наличие планирования.
  • Следующий признак — самостоятельность этой ветви власти, но она находится во взаимодействии с законодательной и судебной властями.
  • Деятельность органов исполнительной власти осуществляется исключительной на законной основе.

Все требования по соблюдению принятых законов не должны выполняться без соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан. 

  1. Нельзя представителю закона самому его нарушать, даже если это в интересах государства.
  2. В уголовном законодательстве предусмотрено такие нормы, как неосторожность, превышение норм необходимой обороны, превышение или злоупотребление властью.
  3. Часть из них касаются как госслужащих, так и обычных граждан, часть – исключительно госслужащих.

  • Так, убить или покалечить, превысив меры необходимой обороны, может и сотрудник полиции, и обычный гражданин.
  • А вот превысить власть или злоупотребить ею, может только госслужащий.
  • Так вот, если госслужащий, рьяно выполняющий положенные на него обязанности, но делает это в нарушение установленным нормам права, он будет отвечать перед законом за превышение власти.
  • Отсюда возникает еще один принцип как ответственность за принимаемые нормативные акты и совершаемые действия.
  • Исполнительная власть наделена правоохранительной деятельностью, что дает право ее органам исключительно в рамках своей компетенции и на основе закона применять меры принуждения, разрешать возникшие споры и конфликты, давать оценку законности действиям субъектам исполнительной деятельности.
  • Функции исполнительной власти:
  • исполнительная функция — выполняет действующие законы;
  • «правозащитная» функция – защищает и соблюдает права и свободы граждан;
  • социально-экономическая функция – создает необходимые условия для экономического и социального роста;
  • регулирующая функция —позволяет осуществлять функции госуправления;
  • нормотворческая функция – в рамках своей компетенции органы власти могут принимать нормативно-правовые акты;
  • функция юрисдикции — позволяет органам власти на основании закона применять меры принуждения к тем лицам, которые совершают правонарушения или преступления.
  1. Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Права потребителей», где подробно объясняется порядок защиты Ваших прав
  2. Или ТУТ вы узнаете о правовых нормах, регулирующих общественные отношения
  3. Как происходит защита прав потребителей в суде:
  4. https://legalmap.ru/articles/gp/consumer/zashchita-prav-potrebitelya/

Принципы деятельности исполнительной власти

Они разделяются на две группы — конституционные и организационные.

Первая группа признаков при формировании власти, осуществлении деятельности ее органами, установлена Основным законом страны и включает в себя:

  • соблюдение демократизма;
  • соблюдение законности;
  • соблюдение федерализма.

В группу организационных принципов формирования исполнительной власти, осуществлении деятельности ее органами, входят:

  1. Принцип распределения функций и властных полномочий. Их распределение закрепляется законом.
  2. Принцип сочетания централизации и децентрализации этой власти, который тесно переплетается с принципом федерализма.
  3. Принцип выделение органов госуправления в отдельные отрасли, внутри которых применяются специальные методы и формы управления, и которые не могут быть применены в других отраслях.
  4. Создание органов территориального управления в субъектах федерации, межрегиональных органов, обусловлено соблюдением принципа территориального управления.
  5. Наличие полномочий у органа власти управлять в рамках своей компетенции, несколькими отраслями. Иначе он называется принципом межотраслевого управления.
  6. Осуществление руководства организацией деятельности органов власти происходит по принципу коллегиальности и единоначалия

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные. 

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
  • Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
  • Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

  1. Полномочия
  2. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
  3. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
  4. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
  5. Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
  6. Федеральное Собрание
  7. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.

Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Читайте также:  Статья 52. Сборы за пользование объектами животного мира

К ведению Государственной Думы относятся:

  •  утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  •  объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина. Право. 10-11 класс. Базовый и углублённый уровни

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава III.КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

§ 25. Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в стране. Правительство РФ является коллегиальным органом. Правовой статус Правительства установлен Конституцией РФ (глава 6). В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации определён Конституцией РФ. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.

Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Председатель Правительства РФ представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

По предложению Председателя может быть образован Президиум Правительства, его состав утверждает Президент РФ.

Рабочим органом Правительства является его Аппарат. Он обеспечивает деятельность Правительства и осуществляет контроль за исполнением решений, принятых Правительством РФ.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц, носят открытый характер, но некоторые вопросы могут рассматриваться на закрытых заседаниях. Заседания проводит Председатель, а в его отсутствие заместитель.

  • Направления деятельности, функции Правительства РФ определены Конституцией РФ.
  • Правительство РФ:
  • • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • • обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • • обеспечивает проведение единой политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также экологии;
  • • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • • принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
  • • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, а также направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы на законопроекты, рассматриваемые в них, и поправки к ним. Некоторые законопроекты, требующие расходов из госбюджета, не принимаются без предварительной их проработки в Правительстве.

Органы исполнительной власти на территории РФ включают: министерства, федеральные агентства, федеральные службы; исполнительные органы субъектов Федерации. Правительство РФ осуществляет руководство их работой по предметам совместного ведения, разрешает возникающие споры и разногласия между исполнительными органами федеральными и субъектов РФ.

Свои полномочия Правительство реализует посредством:

во-первых, постановлений, которые принимаются по наиболее значимым и важным вопросам и имеют нормативный характер;

во-вторых, распоряжений, т.е. актов, принимаемых по текущим вопросам.

Эти документы не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае они могут быть отменены Президентом РФ.

Принципы деятельности Правительства РФ

В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовую основу деятельности Правительства составляет Конституция РФ, КФЗ №2 « О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, иные нормативные правовые акты.

К основным принципам деятельности Правительства относятся:

  • 1) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
  • 2) народовластие;
  • 3) федерализм;
  • 4) разделение властей;
  • 5) ответственность;
  • 6) гласность;
  • 7) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ состоит из членов Правительства – председателя, заместителей председателя и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Госдумы.

Читайте также:  Документы для закрытия ИП - советы юриста

В соответствии со ст.

111 Конституции РФ предложение о кандидатуре председателя Правительства вносится не позднее 2-х недельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение одной недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После 3-х кратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы в Думу. Не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.

  1. Организация деятельности правительства
  2. Председатель Правительства возглавляет Правительство. Председатель:
  3. 1) представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за её пределами;
  4. 2) ведёт заседание Правительства, обладая правом решающего голоса;
  5. 3) подписывает акты Правительства;
  6. 4) представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей председателя и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  7. 5) распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства.
  8. Председатель систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Расходы на содержание Правительства определяются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за исполнением органами исполнительной власти принятых решений образуется аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с аппаратами Палат Федерального Собрания РФ. Аппарат Правительства РФ возглавляет руководитель аппарата – заместитель Правительства РФ или федеральный министр.

  • Полномочия федеральных министров
  • Федеральные министры:
  • 1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
  • 2) принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
  • 3) принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • 4) обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
  • Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров, к ведению которых отнесены эти вопросы.
  • При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента, — и Президенту РФ.

Заседания Правительства проводятся не реже 1 раза в месяц. Заместители председателя и федеральные министры участвуют в заседаниях лично, а если это невозможно — информируют Председателя Правительства РФ.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счётной палаты РФ, Центрального банка РФ, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными конституционными законами.

Материалы заседаний Правительства РФ и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации. Правительство информирует через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях и о принятых по эти вопросам решениях.

  1. Исключительно на заседаниях Правительства РФ:
  2. — принимаются решения о представлении Госдуме федерального бюджета и отчёта об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  3. — рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанные с созданием свободных экономических зон;
  4. — устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  5. — устанавливаются объёмы выпуска государственных ценных бумаг;
  6. — принимается решение внести законопроект в Госдуму;
  7. — рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
  8. — рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счёт средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более 2-х лет;
  9. — рассматриваются вопросы заключения международных договоров РФ, подлежащих ратификации;
  10. — принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  11. — образуется Президиум Правительства РФ;
  12. — утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;
  13. — устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  14. — утверждается регламент Правительства РФ;
  15. — утверждается Положение об аппарате Правительства РФ.

Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации

Статья 3 Закона закрепляет принципы деятельности Правительства РФ. Принципы — это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Общеправовой принцип законности, в соответствии с которым деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, (как и любых иных субъектов права) должна соответствовать закону и иным нормативным актам, в статье 3 Закона получает некоторое развитие и конкретизацию.

Правительство должно не только строить свою деятельность на соответствии закону и подчиняться закону, но и учитывать при этом «иерархическую лестницу» верховенства нормативных актов в порядке уменьшения «объема» юридической силы: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Окуньков А.А.

Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2007., С.24.

В соответствии с принципом народовластия, высшая власть в государстве принадлежит народу и лишь народ, посредством выборов и референдума (непосредственные формы выражения власти народа), а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления (опосредованная форма выражения власти народа) может осуществлять свою власть. То есть, Правительство, как и иные государственные органы, органы местного самоуправления, должно реализовывать волю народа.

С этим принципом тесно связан принцип ответственности — Правительство, за надлежащее осуществление своей деятельности несет ответственность не только перед Президентом, но и перед народом страны.

В соответствии с принципом федерализма, государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Субъекта Федерации.

Принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, согласно ст. 10 Конституции, самостоятельны.

Представители одной ветви власти не должны иметь возможность оказания какого-либо воздействия (кроме основанного на законе) на принятие решений и осуществление действий другой ветвью власти.

  • Принцип гласности требует от Правительства информационной открытости возможности граждан и представителей частных средств массовой информации получения информации о деятельности Правительства, даже обязанности Правительства информировать народ о своих действиях, решениях, предпринимаемой политике.
  • Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина означает, что Правительство должно не только само соблюдать права и свободы, но и обеспечивать их соблюдение, препятствовать нарушению или устранять нарушения прав и свобод человека и гражданина со стороны любых субъектов, способствовать реализации гражданами своих прав и свобод.
  • Поскольку Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации, то оно должно обеспечивать соблюдение законодательства страны иными органами, входящими в систему исполнительной власти.
  • Статья 4 Закона закладывает основы деятельности Правительства РФ по организации исполнения законов и иных нормативных актов. К основным направлениям указанной деятельности статья относит:
  • Организацию исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ. Следует заметить, что в отличие от иных нормативных актов, констатирующих примат ратифицированных международных актов над национальным законодательством, статья 3 Закона называет их в последнюю очередь;
  • Систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

О главных функциях и полномочиях правительства рф

Правительство Российской Федерации — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, состоящий из глав федеральных органов исполнительной власти страны и других государственных служащих.

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент также может самостоятельно распустить Правительство.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент может либо отправить Правительство в отставку, либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Повторный вотум недоверия Правительству обязывает Президента объявить об отставке Правительства или распустить Госдуму.

Структура правительства Российской Федерации

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей, а также федеральных министров. Каждая из этих ролей подразумевает набор определенных задач, функций и обязанностей.

Председатель правительства Российской Федерации

Председатель Правительства РФ является главным должностным лицом исполнительной ветви власти. В соответствии с Конституцией РФ глава правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

Читайте также:  Федеральный закон от 26.05.1997 N 84-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства"

В течение недели после назначения новый Председатель Правительства вносит на рассмотрение Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также о кандидатах на посты федеральных министров.

Основная функция Председателя Правительства — определение направлений деятельности и организация работы Правительства РФ. Освобождение Председателя от должности одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ.

С 16.01.2020 г. должность Председателя Правительства Российской Федерации занимает М.В. Мишустин.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации

На текущий момент у Председателя Правительства девять заместителей. Каждый из них ответственен за определенный спектр вопросов внешней и внутренней политики РФ: реализацию национальных проектов, социальную, импортно-экспортную, инвестиционную политику, контроль за исполнением указов Президента, политику в области сельского хозяйства и прочее.

Кроме того, в обязанности заместителей Председателя Правительства входит подготовка предложений и рекомендаций Председателю, Президенту и Государственной Думе по вопросам национальной безопасности, а также координация действий федеральных министерств.

Федеральные министры

Сейчас в России функционирует 21 федеральное министерство, которые отвечают за решение всего спектра вопросов жизнедеятельности общества и государства. В функции руководителей министерств в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» входят:

  • участие с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
  • участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечение их исполнения;
  • участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • осуществляют руководство соответствующими федеральными министерствами;
  • координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Задачи Правительства Российской Федерации

Основной задачей Правительства является претворение в жизнь законов, принятых Федеральным Собранием. Для этого Правительство принимает дополнительные подзаконные акты, как правило имеющие силу закона, исполнение которых является обязательным, формирует рабочие группы, создает контролирующие структуры и прочее.

Функции Правительства Российской Федерации

Разработка федерального бюджета

Правительство разрабатывает и представляет до 1 октября текущего года (сама разработка проекта начинается не менее чем за 10 месяцев до начала нового отчетного периода) Государственной Думе проект федерального бюджета.

После согласования проекта Госдумой, Совфедом и Президентом, он оформляется как федеральный закон и обнародуется в СМИ. Обеспечением исполнения бюджета занимаются Министерство финансов и Федеральное казначейство.

По итогам исполнения принимается федеральный закон, содержащий фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.

Проведение государственной политики в основных отраслях

В Конституции РФ основные направления деятельности Правительства разделены на три блока:

  1. Финансовая, кредитная и денежная политика.
  2. Политика в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
  3. Политика в сфере обороны, государственной безопасности и внешняя политика.

Основной задачей в рамках направлений государственной политики в первом блоке является поддержание единства экономического пространства (обеспечение свободного перемещения товаров и оказания услуг на всей территории государства без дополнительных тарифных ограничений и пошлин), а также обеспечение единства налоговой системы. Эту задачу Правительство выполняет через ФНС, Федеральное казначейство и иные федеральные экономические службы, а также с помощью инструментов бухгалтерского учета, аудита, регулирования рынка ценных бумаг, валютного контроля, единой ценовой политики.

По второму блоку Правительством разрабатываются и пошагово реализуются:

  • программы сокращения и ликвидации безработицы;
  • контроля миграционных процессов;
  • расширения доступа к медицинским услугам;
  • содействия решению проблем материнства;
  • развития спорта и туризм;
  • государственной поддержки образовательных, научных и культурных организаций;
  • расширения системы бесплатного образования.

Третий блок требует от Правительства технического оснащения армии, развития новых вооружений, обеспечения финансирования военнослужащих и предоставления им социальных гарантий, улучшения военной подготовки населения.

Реализация внешней политики состоит в обеспечении функционирования российских представительств за рубежом, заключении международных договоров и выполнении обязательств по ним, защите интересов и прав граждан РФ за ее пределами, осуществлении научного-технического и торгово-экономического сотрудничества с другими государствами.

Обеспечение прав и свобод граждан

Для успешной реализации политики в данной области необходимо одновременное наличие двух компонентов: разработка качественных законов и их реальное претворение в жизнь.

В России у Правительства есть право законодательной инициативы, что позволяет ему осуществлять полный цикл работы с законами: разработка, экспертная оценка, реализация, контроль исполнения.

Примечательно, что Правительству вменено в обязанности не только обеспечение прав и свобод граждан РФ, но также иностранных граждан, пребывающих на территории государства.

По большому счету вся деятельность Правительства направлена на защиту прав и свобод человека, так как именно человек, его права и свободы являются в соответствии с Конституцией высшей ценностью.

Обеспечение обороны и безопасности

Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Управление федеральной собственностью

Федеральная собственность — имущество, необходимое федеральным органам государственной власти для обеспечения осуществления их полномочий, обеспечения государственной безопасности, защиты территориальной целостности, обеспечения деятельности государственных служащих.

В настоящее время управление федеральной собственностью осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом), находящимся в ведении Министерства финансов.

Координация органов исполнительной власти

Здесь речь идет о федеральных министерствах и специализированных федеральных органах, учреждениях, агентствах, находящихся в ведении и подотчетных тому или иному федеральному министерству. Координационная и контролирующая функции возложены, прежде всего, на заместителей Председателя Правительства.

Координация деятельности необходима для предотвращения появления противоречий между деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также для обеспечения их результативного взаимодействия.

Для обеспечения проведения единой внутренней и внешней политики всех органов исполнительной власти Правительство предпринимает следующие меры:

  1. Организуют ежегодное планирование деятельности.
  2. Организуют методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти, в ходе которого осуществляется сбор и анализ практики деятельности органов исполнительной власти и разрабатываются методические и информационные материалы.
  3. Организуют закрепление обязанностей сотрудников в положениях о подразделениях федеральных органов исполнительной власти и должностных регламентах.
  4. Иные меры, адекватные конкретной ситуации.

Принятие постановлений

Целью нормативно-правовых актов, разрабатываемых и издаваемых Правительством РФ, является обеспечение исполнения законодательных актов, принятых высшей законодательной властью, а также Президентом.

Такие нормативно-правовые акты обязательно должны быть согласованы с заинтересованным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти могут непосредственно принимать участие в разработке нормативно-правовых актов в границах своей ответственности.

Обязательной частью таких актов является финансово-экономическое обоснование содержащихся в акте решений. При подготовке акта также проводится его правовая и антикоррупционная оценка.

Полномочия Правительства

В области обеспечения прав и свобод:

  • разработка и реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
  • укрепление кадров, развитие материально-технической базы правоохранительных органов;
  • обеспечение деятельности органов судебной власти.

В сфере экономики:

  • регулирование экономических процессов;
  • поддержка единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • планирование социально-экономического развития страны, разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей экономики;
  • управление федеральной собственностью;
  • осуществление международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • общее руководство таможенным делом;
  • поддержка отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

В социальной сфере:

  • развитие характеристик социального государства;
  • реализация трудовых прав граждан;
  • сокращение и ликвидация безработицы;
  • проведение единой государственной миграционной политики;
  • обеспечение доступности медицинских услуг;
  • содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, осуществление молодежной политики;
  • взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями;
  • развитие спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования:

  • поддержка развития науки в стране;
  • проведение единой государственной политики в области образования, определение направления развития общего и профессионального образования, системы бесплатного образования;
  • обеспечение государственной поддержки культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В области обороны и госбезопасности:

  • обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
  • материально-техническое, технологическое и финансовое обеспечение ВС РФ;
  • выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  • обеспечение социальных гарантий для военнослужащих;
  • охрана Государственной границы Российской Федерации;
  • руководство гражданской обороной.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]