Статья 30. переходный период

11.07.2019

Количество просмотров: 485

Алина Дмитриева

C 1 октября действуют новые суды апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов по гражданским и административным делам.

Они будут являться структурно самостоятельными судебными инстанциями и вышестоящими судебными органами по отношению к областным и равным им судам.

На вчерашнем заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации судьи приняли Постановление, касающееся начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (далее – Постановление). Текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.

До начала деятельности апелляционных и кассационных судов президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, суды городов федерального значения и приравненные к ним суды сохранят свои полномочия, а также со дня начала работы новых судов для рассмотрения жалоб, поданных до 1 октября (ч. 7-8 ст.

7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»).

Это значит, что указанные судебные органы будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на судебные акты согласно действующим в настоящее время нормам (главы 39, гл. 41 Гражданского процессуального кодекса, главы 34, гл. 35 Кодекса административного судопроизводства).

Кроме того, если апелляционная, представление, частная и кассационная жалобы будут поданы до их рассмотрения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, то их рассмотрит суд, в который они были поданы (абз. 5 п. 2 Постановления).

Согласно представленному Постановлению районные, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды после 1 октября будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в законную силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, областными и равными им судами и поданные до этого времени, в качестве суда апелляционной инстанции (абз. 6 п. 2 Постановления).

ВС РФ также привел разъяснения, касающиеся подачи кассационных жалоб и представлений на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Так, граждане могут подать указанные документы в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок согласно действующим в настоящий момент нормам (п. 3 Постановления).

Кроме того, если участники процесса подали заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления в суд первой инстанции, и которое не было рассмотрено в переходный период, то с 1 октября эти заявления будут рассматривать суды первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК РФ (п. 4 Постановления).

А после того, как начнут деятельность новые суды, заявители могут восстановить срок для обжалования актов, вступивших в законную силу, путем подачи жалобы или представления в кассационный суд общей юрисдикции.

При этом лица, которые использовали право на подачу кассационной жалобы и представления, подадут их еще раз в судебную коллегию ВС РФ со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (п. 5 Постановления).

И, наконец, ВС РФ обратил внимание на то, что начало деятельности кассационных судов не повлияет на продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, он так же, как и сегодня будет составлять шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу (п. 5 Постановления).

Лица, участвующие в деле, могут подать жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ после 1 октября (ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 г.

№ 417-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30.13 КоАП РФ»).

При этом до начала деятельности кассационных и апелляционных судов жалобы (протесты) по делам об административным правонарушениям будут подаваться председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и равных им (п. 7 Постановления).

При этом определение, например, об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу в том же порядке, что и решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста) (абз. 1 п. 8 Постановления).

Так, определение судьи районного суда или областного суда, вынесенное на постановление нижестоящего суда, вступает в законную силу в день его вынесения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 2 п. 8 Постановления).

Кроме того, порядок обжалования указанных определений в кассационном суде общей юрисдикции сохраняется в соответствии со ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Организации и ИП не освобождены от требований закона о прослеживаемости товаров в переходный период

Переходный период по введению системы прослеживаемости товаров не освобождает организаций и ИП от требований Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ.

Напомним, указанный закон установил, что с 1 июля 2021 года на постоянной и обязательной основе в России действует Национальная система прослеживаемости товаров.

По требованию этого закона налогоплательщики, осуществляющие операции с прослеживаемыми товарами, должны представлять в налоговый орган:

  • отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
  • документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях, порядке и в отношении перечня товаров, которые установлены Правительством РФ.

Также закон обязывает налогоплательщиков при реализации прослеживаемых товаров выставлять электронные счета-фактуры (в том числе корректировочные), где указаны дополнительные реквизиты. В частности, это регистрационный номер партии товара, количественная единица измерения товара, используемая для прослеживаемости, количество прослеживаемого товара.

Вместе с тем необходимые для выполнения этих обязанностей правительственные постановления (с положением о национальной системе прослеживаемости товаров и перечнем товаров, подлежащих прослеживаемости) в настоящее время разработаны, но не утверждены

Накануне вступления в силу новых норм ФНС успокоила налогоплательщиков. В своем письме от 30.06.2021 № ЕА-4-15/9208@ ведомство сообщило, что до вступления в силу данных постановлений у налогоплательщиков, которые осуществляют операции с прослеживаемыми товарами, отсутствуют перечисленные выше обязанности.

Это значит, что обязанности организаций и ИП по прослеживаемым товарам возникнут не с 1 июля 2021 года, а с даты вступления в силу правительственных постановлений с положением о национальной системе прослеживаемости и перечнем товаров, подлежащих прослеживаемости, которые пока не приняты. Указанные постановления должны быть приняты в самое ближайшее время.

Также ФНС напомнила, что закон предусматривает переходный период (не менее 1 года). В течение этого срока не устанавливаются нормы, которые предусматривают ответственность организаций и ИП за нарушения указанного закона № 371-ФЗ и правительственных постановлений.

Это значит, что организациям и ИП не грозят штрафы за нарушения в части прослеживаемости товаров в переходный период.

Вместе с тем установление переходного периода и временное неприменение штрафных санкций вовсе не означает, что налогоплательщикам разрешено не соблюдать требования Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ. Переходный период предназначен для адаптации налогоплательщиков и программного обеспечения к новым требованиям. 

Подготовлен законопроект о постепенном увеличении пенсионного возраста

  • 14 июня Правительство России одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудом России.
  • Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
  • Категории граждан, которых коснется увеличение трудоспособного периода
  • Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно (сейчас – 60 и 55 лет).
  • Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Читайте также:  Статья 10. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты

Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.

Соответственно:

  1. мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);
  2. мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);
  3. мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
  4. мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
  5. мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию — в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
  6. женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2030 году (в возрасте 61 года);
  7. женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2032 году (в возрасте 62 лет);
  8. женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2034 году (в возрасте 63 лет).

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

  • работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007-2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.
  • педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников исходя из их общественной значимости институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники   вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию.

Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно.

У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Категории граждан, которых не коснется увеличение трудоспособного периода

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров, это порядка 46,5 млн получателей пенсий (как по линии Пенсионного фонда России, так и «силовых» ведомств). Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.

В соответствие с проектом федерального закона не предусматривается повышение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием:

I. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
  • в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
  • в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
  • в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
  • в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
  • на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
  • в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
  • на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

А также:

  • трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
  • рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
  • водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).

II. для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:

  • женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,
  • одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
  • инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
  • инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
  • гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
  • постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).
Читайте также:  Статья 10. Паевой фонд кооператива

III. для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

IV. для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

Рост уровня пенсионного обеспечения в связи с увеличением трудоспособного периода

Повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год.

Рост продолжительности жизни в России

Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения.

Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года).

Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года).

К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.

Международные тенденции

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы 20 столетия.

Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст.

Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане.

В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025-2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

Как ПРАВИЛЬНО применять п. 3 или п. 4 ст. 30 №173-ФЗ при подсчете страхового стажа. Защита права в спорах с ПФ РФ

  • Одной из основных отмазок ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ и по правде сказать я сам еще не до конца могу разложить по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ .
  • Но я печенкой чую что в этих пунктах скрыт какой то подвох, попробуем разобраться.
  • С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.
  • ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.
  • Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова не говорится о службе в армии по призыву, в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

«службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, ….» .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, …

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, ….

  • Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

  • Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке.
  • «Календарный порядок» исчисления это самостоятельная правовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового — страхового стажа.
  • А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет — исчисление размера пенсии, в денежном выражении:

«оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал»

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажа является иной правовой нормой.

  • Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

«4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.

Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового — страхового стажа это иная числоваяпроизводная. Так как «размер пенсии» и «размер страхового стажа» это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы.

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа. Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере .

Читайте также:  Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа

Переходный период в сертификации

Система сертификации в России динамично меняется, обеспечивая ее соответствие потребностям рынка. Однако то, что хорошо для покупателей, иногда становится серьезной головной болью для производителей.

Им нужно вникать в новые сертификационные требования, разбираться в формах контроля качества, следить за сроками подачи документов и решать еще десятки других вопросов.

Поэтому для защиты их интересов было введено понятие переходного периода.

Сертификационная система Таможенного союза

Сейчас использование этого инструмента удобнее всего прослеживать на примере техрегламентов Таможенного союза. Напомним, каждый из них — это отдельный нормативный документ, который устанавливает требования к безопасности и качеству конкретной категории товаров.

Такой документ имеет универсальный характер и работает на всей территории Евразийского таможенного союза без каких-то ограничений.

Изготовитель или продавец товара, который один раз прошел процедуру сертификации по требованиям техрегламента, может продавать свой продукт в любом государстве, входящем в состав ТС, без дополнительных проверок.

Сейчас уже приняты почти 50 таких регламентов, и еще несколько десятков пребывают в стадии разработки. Когда вступает в силу новый документ, действие национальных нормативных актов, которые содержат требования к этому же товару, прекращается: новый ТР полностью заменяет их.

Предполагается, что по истечении какого-то времени, когда будут разработаны регламенты для всех видов товаров, обращающихся на территории Евразийского таможенного союза, национальное законодательство в этой области будет полностью отменено – точнее, заменено на единую нормативную базу ТС.

Однако постепенно выяснилось, что процесс разработки и, главное, принятия новых стандартов довольно длителен и сложен.

Одной из причин этого становится то, что каждый такой документ должен включать все – или хотя бы большую часть – требований, содержащихся в национальных нормативных документах всех стран-участниц ТС.

Поэтому неудивительно, что процесс обсуждения состава нормативов бывает очень продолжительным. Однако, постепенно дело движется вперед: каждый год в Таможенном союзе принимают новые техрегламенты.

Переходный период

Итак, каждый новый технический регламент отменяет действие национальных правовых актов, содержащих требования к безопасности и качеству конкретной категории товара. Однако такой правовой акт содержит не только набор нормативов, но и алгоритм организации процедуры оценки соответствия товара этим нормативам, а также оформления и выдачи подтверждающих документов.

С этим – уже сложнее: ведь требования техрегламента по части оценки соответствия и оформления документации подчас серьезно отличаются от правил, которые раньше действовали в конкретном государстве.

Представим гипотетическую ситуацию: компания вложила много ресурсов в длительную процедуру сертификации по национальным стандартам, наконец, получила подтверждающий документ – а тут вступает в силу техрегламент Таможенного союза с новыми требованиями именно к этому товару.

Как быть этой компании? Денег и времени на подготовку документов по новым стандартам у нее уже не осталось. Уходить с рынка, прекращая производство качественного и востребованного товара, только потому, что она не может прямо сейчас оформить новую документацию?

Конечно, законодатели понимают, что такая ситуация не только реальна, но и вполне типична в ходе внедрения техрегегламентов ТС.

Поэтому чтобы смягчить положение предпринимателей и избежать такого развития событий, в каждом таком нормативном документе предусматривается понятие переходного периода.

Под этим ним понимается установленный период времени, в течение которого на равных правах будут действовать оба вида нормативов: национальные и единые, установленные для всех стран Евразийского таможенного союза.

Практическое применение

Что этот термин означает на практике – точнее, для предпринимателей, которым предстоит перейти на новые правила оценки качества своих товаров? А вот что. В процессе переходного периода возможны несколько типичных ситуаций, для каждой из которых используется отдельный алгоритм действий:

  • компания производит продукцию, подлежащую сертификации, и оформила сертификационную документацию на свой продукт по национальным стандартам незадолго до вступления в силу техрегламента ТС, и срок действия этой документации еще не истек. В этой ситуации она будет продолжать действовать в течение срока, обозначенного в документе, или до окончания переходного периода – смотря что наступит раньше. В течение этого срока предприниматель сможет продавать свой продукт без прохождения дополнительных процедур;
  • компания выпускает товар, подлежащий сертификации, и планирует проходить процедуру оценки соответствия в течение переходного периода. В этой ситуации оформление подтверждающей документации выполняется уже по новым правилам: документы старого образца больше не выдаются;
  • компания производит продукцию, которая ранее не требовала прохождения оценки соответствия, однако по новым правилам, установленным техрегламентом, сертификация для нее стала обязательной. В этой ситуации в течение переходного периода ей разрешается продажа товаров без сертификационных документов. Однако в ходе этого периода организации необходимо позаботиться о прохождении процесса оценки соответствия, поскольку по его окончании реализация таких товаров без сертификационных документов будет полностью запрещена.

В результате говорить о том, что вступление в силу новых требований ущемляет права какой-то категории производителей или продавцов, не приходится: никто из них не столкнется с тем, что с завтрашнего дня на его обычную коммерческую деятельность будет наложен запрет.

Однако им нельзя забывать, что переходный период – это не то время, когда можно просто забыть о новых правилах.

Оно дается для того, чтобы адаптировать свой технологический процесс к обновленным нормативам и получить подтверждающую документацию на свой продукт, если она требуется.

Установление переходного периода

В тексте самого технического регламенты вы не найдете упоминаний ни о длительности переходного периода, ни о самом факте его наличия. Причиной этого является то, что документ будет действовать и после его окончания: поэтому раздел, посвященный этим временным правилами, быстро станет неактуальным.

Поэтому условия и оговорки, связанные с введением переходного периода, обычно приводятся в отдельном нормативном документе. Рассмотрим это на примере ТР ЕАЭС 040/2016, посвященного вопросам безопасности рыбы и продукции, изготовленной из нее.

Как ясно из кодового обозначения этого документа, он был принят в 2016 года, однако датой его вступления в действие стало 1 сентября 2017 года. Кстати, это еще одно важное обстоятельство для предпринимателей: обычно с момента принятия нового техрегламента до момента его вступления в действие проходит несколько месяцев.

В течение этого срока владельцы компаний могут ознакомиться с текстом документа, который размещается в открытом доступе, и спланировать график перехода своей компании на работу по новым правилам.

Вопросы переходного периода в отношении этого техрегламента были освещены в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2017 года N 40. В данном нормативном документе были установлены два значимых срока, которые действовали для предпринимателей в зависимости от конкретных обстоятельств:

  • компании, которые имели на руках документацию об оценке соответствия их продуктов государственным требованиям, сформированную на основании национальных стандартов, могли вести свою деятельность без прохождения дополнительных процедур до 1 сентября 2019 года – то есть в течение двух лет с момента вступления в действие нового техрегламента;
  • компании, которые изготавливали и продавали товар, ранее не требовавший прохождения обязательной сертификации, могли продавать его как и раньше, без дополнительных документов, только до 1 марта 2019 года – то есть в течение полутора лет с момента вступления в действие нового техрегламента. К концу этого срока они обязаны были оформить сертификационную документацию согласно правилам, установленным ТР ЕАЭС 040/2016.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]