Статья 2. правовое регулирование в области обращения с отходами

Нормативные правовые акты федерального уровня в соответствии с иерархией права, принятой в РФ, регулируют сферу обращения с отходами в следующей последовательности:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные законы РФ;
  • указы и распоряжения президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти.

Отдельно стоят нормативные технические документы, не имеющие статуса нормативных правовых актов.

Конституцией РФ закреплены основные права и обязанности в области охраны окружающей среды:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.» (ст. 42)

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.» (ст. 58)

Основными федеральными законами, регулирующими сферу обращения с отходами, являются:

Федеральный закон от 24.06.

1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (с изменениями на 29 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 1 февраля 2015 года)» (89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. 89-ФЗ — основной рамочный закон, регулирующий отношения в области обращения с отходами.

  • Данный ФЗ состоит из 8 глав.
  • В I главе «Общие положения» — 4 статьи:
  • В статье 1 приведены основные термины и определения области 00.
  • В статье 2 указан предмет регулирования данного ФЗ: это отношения в области обращения с отходами, за исключением радиоактивных, биологических, медицинских отходов, веществ, разрушающих озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов вредных веществ в водные объекты, отношения с которыми регулируются соответствующим законодательство м.
  • В статье 3 определены основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами. Это:
  • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
  • комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  • доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
  • участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

  • максимальное использование исходных сырья и материалов;
  • предотвращение образования отходов;
  • сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
  • обработка отходов;
  • утилизация отходов;
  • обезвреживание отходов.

В статье 4 закреплено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Статьей 41 приведена классификация отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс — высокоопасные отходы;
  • III класс — умеренно опасные отходы;
  • IV класс — малоопасные отходы;
  • V класс — практически неопасные отходы.

Во II главе закреплены полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области ОО.

В III главе представлены требования:

  • по лицензированию отдельных видов деятельности в области обращения с отходами;
  • к проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий и иных объектов;
  • к объектам размещения отходов;
  • к обращению с отходами, в том числе отдельными видами отходов;
  • к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I- IV класса опасности;
  • трансграничному перемещению отходов

В IV главе представлены основные принципы нормирования, государственного учета и отчетности в области обращения с отходами

В V главе определены принципы экономического регулирования в области обращения с отходами, основные из которых:

  • плата за HBOC при размещении отходов;
  • утилизационный сбор (касается транспортных колесных средств);
  • нормативы утилизации от использования товаров и экологический сбор.
  1. В VI главе определены принципы государственного надзора в области обращения с отходами, необходимость осуществления производственного и возможность проведения общественного контролей в области обращения с отходами.
  2. VII главой предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами.
  3. В III главе представлены заключительные и переходные положения.
  4. В прочих ФЗ, касающихся охраны окружающей среды и регулирования хозяйственной и иной деятельности, так или иначе связанной с обращением с отходами, также изложены некоторые положения, регулирующие сферу обращения с отходами. Из них:
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (с изменениями на 29 декабря 2014 года)» предусматривает необходимость разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, устанавливает общие принципы безопасного обращения с отходами, необходимость государственного надзора и учета и прочие требования.

Лекция 1.Основы законодательства в области обращения с отходами в Российской Федерации

Федеральное законодательство в области обращения с отходами – это нормативные акты, принятые уполномоченным на то государственным органом в установленном порядке, форме и процедуре, и содержащие государственную волю законодателя в области регулирования деятельности по обращению с отходами.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется:

  • Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Конституцией каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ст. 42, ст. 58);
  • Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
  • Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
  • Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
  • При обращении с отходами должны соблюдаться основные принципы государственной политики в области обращения с отходами – это такие принципы, как:
  • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Читайте также:  Подраздел 1. Краткая характеристика уровней системы образования

Одним из основных требований законодательства в области обращения с отходами является лицензирование деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Механизм оформления лицензии определен Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»).

Для хранения и захоронения отходов создаются специальные объекты размещения отходов.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Градостроительный кодекс РФ, Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства).

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Нормативно правовыми актами РФ установлены требования к транспортированию отходов.

Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В России ведется государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

  1. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
  2. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
  3. Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
  5. В 2012 году Президентом РФ утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющие долгосрочную стратегию экологизации экономического развития страны.
  6. В данном документе представлены основные механизмы обеспечения экологически безопасного обращения с отходами, в числе которых:
  • предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
  • внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
  • создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
  • поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
  • установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;
  • обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

Деятельность по обращению с опасными отходами регулируется также подзаконными актами:

  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»;

Лекция 7. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, энергетике и военной деятельности

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда Экологическое право Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

7.5. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления

В соответствие со ст.

18 «Нормирование в области обращения с отходами» Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – Росприроднадзор).

При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта России в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии России № 30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» установлены следующие основные этапы предоставления отчётности.

Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Читайте также:  Статья 56. Свидетельство об установлении отцовства

Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января, следующего за отчетным периодом.

  • Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что к субъектам хозяйственной деятельности относятся субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
  • К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации соответствующие следующим условиям относительно организации-заказчика исследования:
  • – средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий,
  • б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек,
  • – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством России для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • – предусмотренные вышеуказанным пунктом предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством России один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства России №101 от 09.02.

2013«О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. – микропредприятия – 60 млн руб.,
  2. – малые предприятия – 400 млн руб.,
  3. – средние предприятия – 1000 млн руб.

В соответствие со ст.

 14 «Требования к обращению с опасными отходами» Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I–IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I–IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство России.

К настоящему времени такой порядок определён Правилами проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утверждёнными постановлением Правительства России № 712 от 16.08.2013.

  • Правила определяют порядок проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности.
  • Данные правила не регулируют отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.
  • В соответствии с Правилами паспорт отходов I–IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
  • Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности.
  • Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии России (Минприроды).
  • На отходы I–IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства России № 712 от 16 августа 2013 г.
  • Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Паспорт действует бессрочно. Внесение изменений в паспорт не допускается.

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии России, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Утилизации образующихся в ходе хозяйственной деятельности предприятия отходов производства и потребления является лицензируемым видом деятельности.

Ст.

9 «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности» Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется на основании лицензии. Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г.

Заказчику в случаях образования отходов указанных классов следует заключать договор на оказание услуг по вывозу и утилизации опасных отходов с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по их сбору, транспортированию, обработке и утилизации.

Нормативно-правовое регулирование в области обращения с опасными отходами

В России нормативно-правовая база охраны окружающей среды определяется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами, постановлениями правительства, указами президента, санитарными, строительными нормами и правилами.

«Все граждане Российской Федерации имеют конституционное право на благоприятную окружающую среду» Конституция Российской Федерации.

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7.

21 января.. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регламентируются федеральными законами РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле.

Этот Закон призван «способствовать формированию и укреплению экологической безопасности и устойчивого развития на территории РФ, сохранению биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений» Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г.) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 22. Ст. 69..

В соответствии с Законом «одним из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении (или планировании) хозяйственной деятельности является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства» Там же..

Закон регламентирует обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Речь, таким образом, идет о предотвращении экологически вредного воздействия на природную среду и здоровье человека хозяйственной деятельности. Проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат. Экологический контроль за объектами хозяйственной деятельности осуществляют органы государственной власти РФ или субъектов РФ.

При этом население должно быть обеспечено достоверной информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране и о фактах хозяйственной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Читайте также:  Статья 12. Права членов общины малочисленных народов

Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренных законом, является плата за негативное воздействие на окружающую среду.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (поверхностные и подземные) и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления и некоторые другие.

Весьма важно, что «государство поддерживает предпринимательскую деятельность, осуществляемую в целях охраны окружающей среды, посредством установления налоговых и других льгот (в соответствии с законодательством)» Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 № 117-ФЗ // Российская газета. 2000. № 148-149. 08 августа..

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности Закон предусматривает установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, некоторые другие нормативы).

Весьма важно, что Закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды.

  • Для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории РФ проводится экологическая сертификация — обязательная или добровольная (обязательность определяется порядком, установленным правительствам РФ).
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • «Настоящий Закон регламентирует санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности жизнедеятельности человека.

В соответствии с Законом все предприятия обязаны осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил.

В случае несоблюдения санитарных правил может быть приостановлена эксплуатация действующих предприятий, а также прекращены работы по проектированию и строительству новых объектов» Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред.

Федерального закона от 25 ноября 2013 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650..

  1. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регламентирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на решение вопросов охраны окружающей среды посредством предупреждения негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности.
  2. Экологическая экспертиза устанавливает:
  3. — соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям;
  4. — допустимость реализации объекта экологической экспертизы (на основе оценки последствий реализации объекта с точки зрения воздействия на окружающую среду).
  5. Основными объектами экологической экспертизы являются:
  6. — проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;
  7. — проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  8. — технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности (в том числе проекты международных договоров, проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги).
  9. В РФ различают два вида экологической экспертизы: государственную экологическую экспертизу; общественную экологическую экспертизу.
  10. Государственную экологическую экспертизу организуют и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
  11. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией и содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду соответствующей хозяйственной деятельности и о возможности реализации объекта.
  12. За качество экспертизы отвечают эксперты; эксперты независимы при осуществлении ими своих полномочий и обязаны учитывать передовые достижения отечественной и зарубежной науки и техники при анализе экспертируемых материалов.
  13. Государственная экологическая экспертиза обязательно проводится до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
  14. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы (заявление о проведении общественной экологической экспертизы должно пройти государственную регистрацию в органах местного самоуправления)

Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г.

№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г.) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 26. Ст. 3009..

Необходимо отметить различия, устанавливаемые этим законом между отходами и радиоактивными отходами.

Если в области обращения с отходами еще допускается установление каких-то правил нормативными актами субъектов Российской Федерации, то в области правового регулирования обращения с радиоактивными отходами в связи с их особой опасностью не только для населения, но и, возможно, для государства в целом, устанавливается исключительное правовое регулирование федерации. Кроме того, «деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию» Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V класса опасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 36. Ст. 3832; Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 9. Ст. 1246.

  • .
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.
  • В соответствии с Законом «основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
  • — приоритет охраны окружающей среды;
  • — научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества;
  • — создание и внедрение малоотходных технологических процессов;
  • — комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;
  • — использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • — государственный надзор и контроль за соблюдением установленных санитарных правил, гигиенических нормативов и норм экологической безопасности при обращении с отходами;

— защита национальных интересов и участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами» Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г.) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 26. Ст. 3009..

При обращении с отходами, в соответствии с Законом регламентируются требования при проектировании, строительстве и реконструкции объектов хозяйственной деятельности, при эксплуатации производств, при размещении отходов, при очистке населенных пунктов от ТБО. Особые требования регламентируют обращение с опасными отходами (содержащими в своем составе вещества, для которых характерно одно из опасных свойств — токсичность, инфекционность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность).

Ссылка на основную публикацию