17.02.2021
8372
kremlin.ru
Президент России Владимир Путин подписал указы о реформировании так называемого «президентского фильтра» — комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов (тексты здесь и здесь). Отныне этот консультативный орган будет также заниматься вопросами прекращения полномочий судей.
- Изменения вызваны поправками в Конституцию, согласно которым глава государства вносит в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- В связи с этим комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов преобразовывается в комиссию при президенте РФ по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий.
- Устанавливается процедура подготовки рекомендаций президенту по вопросу прекращения полномочий судей.
Так, поступившие главе государства обращения и информация о судьях будут рассматриваться сначала Управлением президента РФ по вопросам госслужбы и кадров совместно с Управлением по вопросам противодействия коррупции. Подготовленные там материалы передаются в комиссию и уже затем президенту в виде рекомендаций.
Решения о необходимости подготовки материалов вправе принимать президент РФ или руководитель его администрации.
А основаниями для этого могут являться обращения и информация, поступившие от правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, постоянно действующих руководящих органов политических партий и иных зарегистрированных в соответствии с законом общероссийских общественных объединений, Общественной палаты РФ, из общероссийских СМИ и из других источников.
Материалы по вопросу прекращения полномочий судей рассматриваются комиссией не более двух месяцев (60 дней) со дня получения таких материалов. Срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Также утвержден состав комиссии из 15 человек. Он совпадает с действующим составом.
В настоящее время вопросами прекращения судейских полномочий занимается Высшая квалификационная коллегия судей России и региональные ККС.
Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, которую неформально называют «президентским фильтром», является ключевой инстанцией при отборе кадров для российской судебной системы. Ее председателем является глава ВС Вячеслав Лебедев, а в состав входят высокопоставленные представители администрации президента, силовых и правоохранительных структур, судебной системы и гражданского общества.
Стать мировым судьей бессрочно можно будет только со второго раза
9 марта прошел второе чтение законопроект № 657072-7, изменяющий сроки полномочий мировых судей. Изначально ВС РФ предлагал назначать их бессрочно сразу, но во втором чтении депутаты поддержали предложенные правительством поправки, согласно которым бессрочным будет только второе назначение судьи.
Верховный Суд предложил не ограничивать полномочия мировых судей определенным срокомПленум ВС подготовил законопроект, направленный на исключение из закона процедуры переназначения мировых судей, что должно обеспечить их беспристрастность
Верховный Суд внес законопроект в Госдуму в марте 2019 г. Как ранее сообщала «АГ», изначально предполагалось, что в п. 1 ст. 11 Закона о статусе судей появится упоминание о том, что полномочия любых судей не могут ограничиваться каким-либо сроком.
Аналогичные изменения должны были затронуть и ст. 7 Закона о мировых судьях.
В ней планировалось закрепить следующее правило: полномочия мирового судьи не ограничены определенным сроком, предельный возраст пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.
Сейчас срок полномочий мировых судей каждый регион определяет самостоятельно. В ст. 7 Закона о мировых судьях сказано, что при первом назначении этот срок не может быть больше пяти лет, а при повторном – меньше пяти лет.
В пояснительной записке Верховный Суд указывал, что в системе общей юрисдикции определенным сроком ограничиваются полномочия только мировых судей. При этом, добавлял он, в 2017 г. Группа государств против коррупции (ГРЕКО) рекомендовала России повысить «стабильность срока пребывания в должности мировых судей».
Вячеслав Лебедев: Новые кассационные суды удовлетворяют больше жалобСоответствующую статистику председатель ВС озвучил на пленарном заседании Совета судей
В июне 2019 г. поправки прошли первое чтение, через полгода на пленарном заседании Совета судей председатель ВС Вячеслав Лебедев отмечал, что реализация этого законопроекта позволит укрепить гарантии независимости судей и обеспечить единство их правового статуса.
Однако ко второму чтению поправки существенно изменились. Теперь предполагается, что мировой судья в первый раз назначается на три года, а во второй раз – бессрочно.
Указание на тот же предельный возраст остается. Из таблицы поправок, рекомендованных «профильным» комитетом Госдумы к принятию, следует, что новые правила предложило Правительство РФ.
При этом в его официальном отзыве таких замечаний не было.
В законопроекте осталось правило о том, что после вступления изменений в силу действующие мировые судьи сохранят полномочия до истечения их срока.
По мнению советника ФПА Нвера Гаспаряна, первый трехлетний срок можно назвать испытательным: «Успешно пройдя его, мировой судья получит право осуществлять свои полномочия до достижения предельного возраста без переназначений. Чем меньше назначений на должность судьи, тем больше его независимость, а следовательно, тем выше качество осуществления правосудия».
Что «не дочитано» в постановлениях?О борьбе Верховного Суда с коррупционным порядком назначения и смены мировых судей
Адвокат АП Санкт-Петербурга Константин Ерофеев считает, что второй вариант законопроекта лучше, чем первый.
«Устанавливается баланс между интересами молодого специалиста, только что назначенного на должность мирового судьи, и интересами государства и общества (работа юриста высокой квалификации). Разумеется, молодой судья должен иметь определенные гарантии.
Если он увидит, что его могут уволить через небольшой срок, это внесет определенную нервозность и неуверенность в его работу. Кроме того, кандидаты на должность судьи проходят достаточно серьезные испытания и проверки.
Поэтому устанавливать им испытательный срок 1–3 месяца, как продавцам на рынке, нецелесообразно. Однако судебная ошибка, вызванная неопытностью судьи, может дорого обойтись участнику судебного процесса, даже поломать его судьбу», – пояснил свою позицию эксперт.
Однако, по его мнению, бессрочным должно быть не второе, а третье назначение. «Мировой судья должен дважды пройти процедуру переназначения, сначала на 3 года, а затем, например, на 5 лет. И только потом назначаться бессрочно.
Я думаю, что и в этом случае баланс интересов судьи и общества сохранится, ведь после второго срока судья становится несменяемым на многие годы и даже десятки лет», – указал Константин Ерофеев.
При этом самой большой проблемой он считает не назначение судей на ограниченный или неограниченный срок, а процедуру «снятия с должности»: «Я не вижу реального механизма влияния общества на “отзыв” судьи».
Федеральный судья в отставке, профессор факультета права НИУ ВШЭ и заслуженный юрист России Сергей Пашин напомнил: «Деятельность мировых судей, не упраздненная, а лишь “приостановленная” большевиками в 1917 г., была возобновлена в конце прошлого века для уменьшения нагрузки, выпавшей на долю федеральных судов».
Современные мировые судьи, по его словам, оказались «бледной копией царской мировой юстиции». «Прежний опыт почетных мировых судей, выбиравшихся населением из числа местных жителей, либеральные власти РФ игнорировали.
В итоге современная мировая юстиция употребляется как подножие пирамиды федеральных судов с верхушкой в Москве – мировые судьи прогибаются под бременем “конвейерного” правосудия и давлением свыше», – считает эксперт.
По его словам, в основу принятого во втором чтении законопроекта лег срок полномочий для районных судей, появившийся в 1990-е гг. «по настоянию тогдашнего руководства Минюста».
«Первое назначение – на определенный срок (районные судьи подвергались “искусу” 5 лет, потом этот период сократили до 3 лет), второе – бессрочно, пока не состарятся.
Сегодня неконституционный “испытательный срок” для районных судей больше не применяется», – рассказал Сергей Пашин.
Мировые судьи – большие труженики, и любое улучшение их положения можно приветствовать, подчеркнул эксперт. «Однако не следует забывать смысл учреждения мировой юстиции Судебными уставами 1864 г.
Правоведы тогда прекрасно понимали, что казенные “судебные места” должны быть уравновешены близкими к народу, знающими его нужды и страсти, не отрекшимися от принадлежности к гражданскому обществу мировыми судами», – добавил Сергей Пашин.
По его словам, тогда «мировую юстицию» не подгоняли под «имперскую», а наоборот, формировали из нее отдельную ветвь судебной власти: даже апелляция на приговоры мировых судей проходила не в окружном суде, а на съездах мировых судей.
«Принятый ныне законопроект предполагает дальнейшее утверждение имперских, унитарных начал в номинально федеративном государстве, наведение единообразия по “столичным” лекалам.
Стабильность положения мирового судьи нужно видеть не в запоздалом копировании статуса служителя федеральной Фемиды, а в опоре судьи на местное сообщество, в его авторитете среди граждан, которым он служит», – полагает Сергей Пашин.
Зарплата судей в России в 2019-2020 годах
Работа на должности судьи гарантирует не только высокие зарплаты и общественный статус, но и пожизненное пенсионное обеспечение, по размеру не сильно уступающее зарплате.
Пенсия судей, порядок ее начисления и дополнительных выплат описывается в федеральных законах 400-ФЗ и 126-ФЗ, а также специализированных законах №4468-I и 3132-I.
Подробнее о нюансах расчет выплат для судейского сообщества читайте в нашей статье.
Пенсия судей в 2020 году: размер, расчет и условия назначения
В основном регулирование персонального обеспечения судей производится законом №3231. В нем описываются как особенности начисления улучшенной «пенсии», так и подсчет стажа с необходимыми условиями. Если судья не проходит по стажу ни для выслуги лет, ни по пожизненному обеспечению, то его вопрос рассматривается в стандартном порядке, через Пенсионный Фонд России.
Гарантии для сотрудников судов описаны в Постановление Правительства №425. Там же указывается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения. Работающий судья не имеет права для получения персонального содержания, поэтому первым шагом станет выход в отставку. Сделать это можно как самостоятельно, подав письменное заявление, так и автоматически.
Количество судей, лишенных полномочий в прошлом году
Каждое из этих событий может стать причиной отставки судьи с полным сохранением своих привилегий. В случае судебного разбирательства и увольнения по статье либо уголовного наказания судейские привилегии аннулируются, и юрист имеет право рассчитывать только на обычную пенсию, оформляемую ПФР.
Разновидности выплат для судей в отставке
Получить пенсионное содержание могут граждане РФ, имеющие не менее двадцати лет юридического стажа, которые были проведены на следующих должностях:
- арбитр или судья вне зависимости от категории;
- прокурор, адвокат, их заместители и помощники (или любая другая профессия, требующая профильного юридического образования);
- органы юстиции, любая должность, связанная с судопроизводством.
Судья, вышедший в отставку или сменивший должность, начиная с 55 лет (50 для женщин) может обратиться за одной из трех разновидностей выплат:
- Стандартная страховая пенсия, выплачиваемая гражданам России на общих основаниях.
- Обеспечение по выслуге лет (закон 4468-I).
- Пожизненное содержание (закон 3132-I).
Страховая пенсия начисляется в соответствии с выплатами, ежемесячно отчисляемых с зарплаты судьи в Пенсионный фонд.
Несмотря на то, что итоговая сумма выходит заметно выше средней по стране, эта разновидность судейской пенсии является самой маленькой, поэтому подавать заявление на ее получение стоит только при недостаточном стаже для второго и третьего варианта. Судья, проработавший менее 10 лет в юридической сфере, на специализированную пенсию не имеет права.
При 25-летнем стаже судья имеет право на немедленный выход на пенсию по выслуге лет, даже если пенсионный возраст еще не достигнут.
В отличие от третьего пункта с денежным довольствием, выплата содержания по выслуге лет проводится по общему для всех сотрудников силовых ведомств закону №4468-I.
В статье 14 указывается, что пенсионер имеет право на довольствие от 50 до 85% зарплаты в зависимости от выслуги (50% после 20 лет, затем по 3 дополнительных процента за каждый следующий год).
При достижении 20-летнего стажа, юрист имеет право выбрать ежемесячное пожизненное содержание, составляющее от 80 до 85% заработка активного судьи на аналогичной должности.
Размер процентного значения зависит от величины стажа — за каждый дополнительный год добавляется по одному проценту.
Опция пожизненного содержания описана в специализированном законе 3132-I о статусе судей.
Обеспечение судей КС оговаривается отдельным постановлением правительства за номером 425
Также, в постановлении №425 описывается порядок выплат иждивенцам и членам семьи умершего (или погибшего) судьи, если на момент смерти он все еще не ушел в отставку.
Дополнительное материальное обеспечение
Помимо основной пенсии или пожизненного содержания, судья может получить выплаты при наличии государственных наград. Статья 1 №21-ФЗ определяет следующие категории лиц, которым полагается дополнительное обеспечение:
- Герои СССР и России;
- награжденные орденами Андрея Первозванного, Славы, Ленина, «За заслуги перед Отечеством», «За службу Родине»;
- обладатели госпремий СССР и РФ;
- чемпионы Олимпийских и Паралимпийских игр.
Размер выплат указывается во второй статье этого же закона и колеблется в диапазоне от 250 до 415 процентов от общероссийской социальной пенсии.
Отставка судей: особенности
Сроки полномочий судей. Основания приостановления и прекращения полномочий судьи
Срок полномочий судьи. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, за исключением судей федеральных судов, назначенных на должность в первый раз сроком на три года. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 70 лет.
Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначенна ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избрании) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.
Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, – со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.
- Приостановление полномочий судьи. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
- 1) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- 2) возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
- 3) участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
- 4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим, – его семье заработной платы или уменьшения ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижения уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.
- Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
- Прекращение полномочий судьи. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
- 1) письменное заявление судьи об отставке;
- 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
- 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
- 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
- 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- 6) прекращение гражданства Российской Федерации;
- 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
- 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
- 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
- 10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
- 11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
О статусе судей в 2021 году
В нашей стране спорные вопросы, которые не удается разрешить мирным путем, делегируются в компетентный орган – суд, главным действующим лицом которого являются судьи, наделенные особыми полномочиями и обязанностями. Последние составляющие входят в статус судей, под которым буквально подразумевается их правовое положение, как государственных деятелей, закрепленное в нормативном акте.
Судья — это лицо, которое наделено в силу закона полномочиями для осуществления правосудия и исполняющее возлагаемые на него обязанности на профессиональной основе. В число обязанностей, возлагаемых на судью можно также выделить принятие решений по спорным вопросам, которые могут ограничивать интересы участников процесса, но всегда направлены на поддержание правопорядка.
Свои решения судьи принимают в совещательной комнате единолично (за исключением случаев, когда требуется присутствие нескольких судей) независимо от мнения других людей, на основании закона и предоставленных сторонами доказательств своей правоты.
Кто может быть судьей
Судьей в РФ может быть человек, который соответствует всем требованиям, установленным в законах (ст. 4 ФЗ «О статусе судей в РФ»):
- У кандидата на должность судьи и членов его семьи (а также близких родственников) не должно быть каких–либо проблем с законом (судимости). При этом в круг близких родственников, репутация которых должна быть безупречной относятся родители, супруги, братья и сестры, внуки, бабушки и дедушки. Репутация самого кандидата должна соответствовать словосочетанию «кристально чистая». При этом рассматриваются любые судебные споры, в которых в том или ином качестве принимал участие соискатель, выписанные административные штрафы и заявления в полицию. Последних двух не должно иметься в принципе.
- Смотрят на образование кандидата. Оно должно быть юридическим и высшим, без исключений. При этом если у кандидата имеется несколько высших образований, то преимущество всегда отдается юриспруденции.
- Следующим пунктом, которому обязан соответствовать соискатель на должность судьи является возраст и стаж (опыт) работы по специальности. Минимальный возраст кандидата составляет 25 лет и минимальный стаж работы по специальности (юриспруденция) равняется 5 годам.
- Кандидат также должен быть психически и эмоционально уравновешенным человеком. Соответственно, если у человека были проблемы психологического плана или имеется справка из специализированного учреждения, то ему откажут. Более того, негативно могут повлиять на выбор кандидата, аналогичные проблемы у его близких родственников, если это подтверждено документально.
Это общие требования, ко всем судьям, которые дополнятся в зависимости от должности (суда), на которую претендуют соискатели.
Федеральные и апелляционные суды
На должность федерального судьи или на работу в апелляционном суде не могут претендовать лица младше 30 лет, а также претенденты, стаж работы которых в юридической сфере менее 7 лет. Основные критерии остаются неизменными.
Верховный суд РФ
Судей Верховного Суда РФ отбирают по более жестким критериям.
Здесь важны как личные качества и кристально чистая репутация, так и возраст (не менее 35 лет) и стаж работы (не менее 10 лет).
Более того, кандидаты, отвечающие этим и указанным выше, общим требованиям, проходят специальное тестирование, которое может показать уровень их знаний и опытность.
Конституционные суды
Судья Конституционного Суда считается самой «высокой» должностью и соответственно к ней предъявляются повышенные требования.
Это минимальный 15 — летний стаж работы в сфере юриспруденции и минимальный возрастной порог в 40 лет. Также необходимо успешно пройти тестирование.
Предполагается, что кандидаты на эту должность должны пройти солидный путь от помощника судьи (или мирового судьи) до самой верхушки иерархии судей в нашей стране.
Что входит в обязанности судьи?
Ключевой обязанностью судьи любого звена законодательной власти является отправление правосудия или разрешения конфликтов между сторонами. Для выполнения возложенных на них обязанностей судьи имеют целый спектр правомочий. В частности, они имеют право:
- Требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них функций;
- Вносить в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам представления об устранении нарушений закона и их причин;
- Запрашивать информацию от государственных органов и учреждений, на которые в силу закона должны быть предоставлены ответы;
- Ставить на обсуждение советов и конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества;
- Вносить предложения о даче разъяснений, касающихся применения законодательства непосредственно в Верховный Суд РФ.
Помимо прав у судей имеются обязанности, также возлагаемые на них в силу закона, а именно:
- Выполнять требования законов при рассмотрении дел (гражданских, уголовных и административных);
- Способствовать созданию оптимальных условий для реализации прав и свобод, участников разбирательства в суде;
- Обеспечивать высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности;
- Быть справедливыми и гуманными;
- Повышать уровень своих профессиональных знаний посредством изучения и обобщения судебной практики, принимать участие в работе по повышению правовых знаний сотрудников аппарата судов.
Выполняя возложенные на него функции должны избегать всего того, что может негативно повлиять на его репутацию, как в рабочем процессе, так и в личной, и общественной жизни. Кроме того, квалификационная аттестация, которую обязаны проходить судьи всех звеньев способствует росту их профессиональной квалификации и соответственно улучшению качественного состава судей.
Судьи не могут разглашать тайну совещания, а также сообщать всю информацию, полученную при проведении закрытых заседаний кому–либо, даже близким родственникам.
Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей
Три ключевых принципа работы судей — независимость, неприкосновенность и несменяемость — закреплены в статьях 120 — 122 Конституции РФ. Они гарантируют, что все вынесенные арбитрами решения, должны быть основаны на нормах права, будут максимально обоснованными и законными.
Дополнительно статус судей, в частности правовые гарантии независимости, предусмотрены в ФЗ «О статусе судей». К ним относятся:
- Процедура отправления правосудия установлена законом так, чтобы исключить любые виды воздействия на арбитра;
- Любое вмешательство преследуется по закону;
- Судья освобождён от обязанности отчитываться перед кем-либо за результаты своей деятельности (в части отправления правосудия);
- Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только на основаниях, предусмотренных в законах;
- Право судьи на отставку по собственному желанию не зависит от возраста;
- Судье предоставляется материальное и социальное обеспечение, соответствующее его статусу;
- Государственной защите подлежит не только сам арбитр, но и члены его семьи, а также имущество.
Судьи несменяемы, а значит их положение стабильно. Смена арбитра возможна на добровольной основе (с его согласия).
- Неприкосновенность также является одной из наиболее существенных гарантий независимости судей и распространяется не только на личность судьи, но и в соответствии с законом на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество, документы, а также на используемый им транспорт и средства связи.
- Дополнительной гарантией неприкосновенности судьи является порядок привлечения к ответственности, установленный в федеральных законах.
- Соответственно, принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи, зафиксированы в Конституции РФ и закрепляют основные элементы статуса судей, являются важнейшими гарантиями их профессиональной деятельности, средством защиты интересов правосудия.
Ответственность судей
Довольно спорно обстоит дело с ответственностью судей. Для того чтобы избежать неоднозначного толкования, Пленум ВС РФ (ПП ВС РФ № 13 от 14 апреля 2016 г), обобщив судебную практику по применению законодательства, регулирующего данный вопрос установил:
- Порядок и основания привлечения судьи к ответственности распространяются как на работающих судей, так и на тех судей, срок полномочий которых истек, но он продолжает их реализацию либо до окончания рассмотрения дела (начатого с его участием), либо до назначения нового судьи в данный суд;
- Отдельно было подчёркнуто, что арбитр не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного решения в результате судебной ошибки (доказательства, предоставленные сторонами, были неверно оценены судьей или неправильно применены нормы права);
- К ответственности судья привлекается только при установлении его вины в вынесении заведомо противоправного решения или установлено злоупотребление властью;
- При выборе дисциплинарного наказания применимого к судье играют роль, как характер дисциплинарного проступка, личность арбитра, степень нарушения прав, свобод и интересов граждан и организаций, так и обстоятельства, и последствия совершения проступка;
- В качестве дисциплинарного наказания может быть применены: замечание, предупреждение, досрочное прекращение полномочий;
- При решении вопроса о наказании, которое налагается только судом, необходимо выяснить, не были ли вызваны нарушения (проступок) обстоятельствами, затрудняющими служебную деятельность судьи, такими как, чрезмерная загруженность конкретного судьи, плохая организация работы судебного аппарата и прочими.
Признать судебный акт незаконным и необоснованным имеет право только вышестоящий суд. В свою очередь квалификационная комиссия может, изучив материалы дела, установить такие нарушения судьи, как несоблюдение процессуальных сроков, наличие ошибок при оформлении актов суда и прочее, на основании чего можно поднимать вопрос о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
Приостановления и прекращения полномочий судьи
Порядок и основания приостановления и прекращения действия полномочий судьи предусмотрены в нормативных актах. При этом приостановление полномочий возможно на основании решения квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
- Признания арбитра безвестно отсутствующим (на основании судебного акта, вступившего в законную силу);
- Возбуждение в отношении судьи уголовного дела или привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу;
- Участие арбитра в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти РФ или субъекта РФ;
- Избрание судьи в состав федерального или муниципального органа законодательной власти РФ.
При этом приостановление полномочий судьи не влечет за собой прекращения выплат и обеспечения (материального и социального), а также не лишает его гарантий неприкосновенности, за исключением случаев, когда он заключен под стражу (в качестве меры пресечения). Если же судья признан решением арбитра безвестно отсутствующим, то размер таких выплат либо сокращается, либо выплачивается его семье.
Приостановленные полномочия могут быть восстановлены также по решению квалификационной коллегии, ранее вынесшей решение о приостановлении.
Для прекращения полномочий также нужны основания, предусмотренные в законе, а именно:
- Подача заявления об отставке в письменном виде от судьи;
- Неспособность в дальнейшем выполнять обязанности судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам;
- Наличие письменного заявления от судьи о прекращении своих полномочий в связи с переходом на другую работу (по иным причинам);
- Достижение предельного возраста пребывания в должности;
- Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
- Прекращение гражданства РФ;
- Смерть судьи (объявление умершим судебным решением);
- Вступившее в законную силу решение суда об уголовном наказании;
- Избрание судьи на выборные должности;
- Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
- Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
- Дисквалификация судьи по решению квалификационной коллегии судей;
- Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;
- Вступление в силу судебного акта о применении к арбитру принудительных мер медицинского характера;
- Вступление в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
Лучше доверьте работу для представительства по судебным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.
Найти юриста
Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас
Сравнить цены
Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам
Закон предусматривает и возможность отставки судьи, под которой подразумевается почетный уход с должности. При этом за ушедшим с должности судьей сохраняются его звание и гарантии. Право на отставку есть у каждого судьи независимо от возраста.
Выводы:
- Судьи являются неотъемлемой частью государственного аппарата.
- Для того чтобы претендовать на должность судьи, кандидату следует отвечать на все предъявляемые законом требования, перечень которых зависит от той инстанции, на которую претендует соискатель.
- Судье предоставляются определённые гарантии, которые вместе с правами и обязанностями входят в его статус.
- Действуя на основании принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности, судья может быть привлечен к ответственности или лишен своих полномочий только при наличии оснований, перечисленных в законе.