Статья 18. Государственные гарантии прав инвестора

Статья 18. Государственные гарантии прав инвестора

Источник фото: pixabay.com

Рыбаков Ю.М.,  Иванова А.В.

Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются государственные гарантии прав иностранных инвесторов.

Ключевые слова: иностранный инвестор, государственные гарантии, защита прав инвесторов.

Rybakov Yu.M., Ivanova A.V.

Abstract: State guarantees of the rights of foreign investors are examined and analyzed in the article.

Keywords: foreign investor, state guarantees, protection of investors’ rights.

В современных условиях международные интеграционные процессы особенно интенсивно развиваются в сфере экономики. При этом экономическое развитие того или иного государства во многом обеспечивается уровнем развития законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность.

Для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику во многих государствах создаются особые правовые условия и режимы.

Для того, чтобы обеспечить эффективное осуществление своей деятельности в принимающем инвестиции государстве, иностранному инвестору следует знать, в какой мере он может полагаться на национальное право этого государства как на самодостаточный источник гарантий для своих инвестиций[1].

Большое внимание гарантиям, которые должны предоставляться иностранным инвесторам, уделяется также на международном уровне[2]. Так, например, широкое распространение получила Сеульская конвенция 1985 г. «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», которая в 1992 г.

была ратифицирована Российской Федерацией[3].  Дополнительная защита прав иностранных инвесторов закрепляется в двусторонних соглашениях между государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций.

На данный момент времени Российская Федерация является участником порядка восьмидесяти таких соглашений[4].

Кроме того, российское законодательство, затрагивающее правовое регулирование иностранных инвестиций, в какой-то мере стремится учитывать современную мировую законодательную практику. В Российской Федерации действует целый ряд нормативных актов, которые регулируют иностранные инвестиции на ее территории.

Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях)[5].

Исходя из содержания данного закона, нормы, которые регулируют именно государственные гарантии для иностранных инвесторов превалируют над остальными (фактически половина статей).

  • В соответствии с Законом об иностранных инвестициях иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляются следующие виды гарантий:
  • — гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5);
  • — гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6);
  • — гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);
  • — гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);
  • — гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9);
  • — гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10);
  • — гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
  • — гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
  • — гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
  • — гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);
  • — гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15);
  • — иные гарантии и льготы.

Гарантиями, которые предусмотрены в Законе об иностранных инвестициях, иностранные инвесторы вправе пользоваться со дня приобретения ими соответствующего правового статуса[6].

Данные гарантии распространяются на иностранные организации, которые ведут свою деятельность на территории Российской Федерации; филиалы иностранных организаций; российские организации с иностранными инвестициями (если иностранный инвестор обладает не менее чем 10 процентами доли в уставном капитале). При этом, гарантии не распространяются на дочерние и зависимые общества организаций с иностранными инвестициями.

Рассмотрим гарантии прав для иностранных инвесторов несколько более подробно.

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.  В соответствии с п.1 ст.

5 Закона Об иностранных инвестициях иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается как на основе национального законодательства, так и согласно нормам международных договоров и соглашений.

Таким образом, так называемая защитная или «зонтичная» оговорка (umbrella clause) гарантирует правовую безопасность иностранных инвестиций, поскольку государство берет на себя обязательства перед иностранными инвесторами опираясь на международно-правовые нормы[7].

  1. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации. Исходя из содержания международных двусторонних соглашений, как правило, к формам инвестиций относят:
  2. — движимое и недвижимое имущество (а также имущественные права, соответствующие ему);
  3. — акции, вклады и др. формы участия в коммерческих организациях;
  4. — права требования по денежным средствам;
  5. — авторские и (или) смежные права;

—        права на осуществление коммерческой деятельности и др. формы[8].

Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу.

Смысл данной гарантии заключается в том, что иностранный инвестор в силу заключаемого договора вправе передать свои права и обязанности другому лицу в соответствии с нормами гражданского законодательства за исключением определенного рода деятельности: промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной, осуществляемой резидентами в особой экономической зоне. Стоит также заметить, что иностранный инвестор может быть обязан передать свои права и обязанности по решению суда или на основании закона.

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Иностранные инвестиции не могут быть подвержены принудительному изъятию, в том числе национализации и реквизиции, кроме определенных случаев (наступление стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер), предусмотренных двусторонними соглашениями или национальным законодательством. В случаях национализации или реквизиции иностранным инвесторам должны быть предоставлены компенсационные выплаты (равноценного возмещения)[9].

В случае принятия Российской Федерацией закона или вынесения решения судом, прекращающие право собственности, убытки, причиненные иностранному инвестору, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются национальными судебными органами либо в международном арбитраже (третейские суды)[10].

Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации.

Данная гарантия («дедушкина оговорка») обеспечивает иностранным инвесторам закрепление в инвестиционной сфере того же режима и стабильность условий реализации инвестиционных проектов, которые сложились на момент начала финансирования от неблагоприятных изменений российского законодательства (вступление в силу новых законов или нормативных актов, ухудшающие положение иностранных инвесторов)[11].

Стабилизационная оговорка («дедушкина оговорка») представляет собой сложившийся в мировой практике принцип, который регулирует режим иностранных инвестиций в течении срока окупаемости проекта (но не более семи лет со дня начала поступления иностранный вложений в проект). Положения об этой оговорке могут содержаться как в национальном законодательстве, так и в двусторонних соглашениях[12].

Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором.

Спор с участием иностранного инвестора, который возник в результате осуществления инвестиций или предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации, может быть рассмотрен в национальных судах Российской Федерации либо в международном арбитраже (третейские суды)[13].

Кроме того, урегулирование инвестиционных споров может происходить в порядке, установленном Вашингтонской Конвенцией от 1965г., в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)[14].

Более того, арбитражный суд имеет полное право оставить иск без рассмотрения в случае наличия арбитражной оговорки о том, что споры по внешнеэкономическому контракту должны разрешаться в международном коммерческом арбитраже (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 г. № 58)[15].

Статья 18. Государственные гарантии прав инвестора

Источник фото: pixabay.com

На данный момент времени, в судах Российской Федерации рассмотрено достаточно большое количество дел с участием иностранных инвесторов, в связи с чем Верховный суд опубликовал обзор о практике разрешения споров, связанных с защитой иностранных инвесторов.

В обзоре достаточно подробно рассмотрены вопросы применения на практике законодательства об иностранных инвестициях; ситуации с защитой прав иностранных инвесторов при разрешении экономических споров, которые возникают из гражданских правоотношений; споры с иностранными инвесторами в части отношений по взиманию налоговых и таможенных платежей; а также вопросы по подведомственности инвестиционных споров[16].

Кроме того, в России весьма активно на данный момент времени идет обсуждение о необходимости создания специализированного суда для финансовых и инвестиционных споров[17].

Одна из главных предпосылок для создания такого суда является привидение к единообразию судебной практики в данной сфере.

При этом, ожидается, что это упростит процесс понимания специфики разрешения спорных моментов, в том числе и в спорах с иностранными инвесторами, а также легче будет прогнозировать примерный результат при такой категории споров.

Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.

Иностранный инвестор вправе после уплаты всех необходимых налогов и сборов свободно использовать свой доход и прибыль, а также иные виды правомерно полученных денежных средств как на территории Российской Федерации (к примеру, в виде реинвестирования), так и перемещать их за пределы Российской Федерации.

Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции.

В соответствии с национальным законодательством, иностранный инвестор не может быть ограничен в праве на беспрепятственный вывоз (запрет на установление лицензирования, применения мер нетарифного регулирования и др.

Читайте также:  Статья 2.5. ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

) имущества или информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, если они изначально выступали в качестве иностранных инвестиций.

При этом, существуют ограничения по документарной документации, которая не может выступать в качестве предмета вывоза и передачи (примеры: государственная тайна, конфиденциальная информация, архивный фонд и др.)[18].

Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг. Согласно этой гарантии, иностранному инвестору предоставляется право на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций, а также право на приобретение государственных ценных бумаг в соответствии с нормами национального законодательства.

Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации.

Данная гарантия позволяет иностранным инвесторам наравне с национальными участвовать в приватизации объектов государственной м муниципальной собственности путем приобретения права собственности на имущество или приобретения долей в уставном капитале приватизируемой организации в соответствии с российским законодательством.

Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Право на приобретение земельных участков и иные виды недвижимого имущества реализуется иностранным инвестором в соответствии с нормами национального государства. При этом стоит отметить, что существуют определенные ограничения для иностранных инвесторов в осуществлении прав на землепользование.

Так, например, иностранные инвесторы не могут обладать на праве собственности земельными участками, которые находятся на приграничных территориях[19].

Рассмотрев гарантии, которые закреплены в российском законодательстве, можно сделать вывод о том, что иностранные инвестиции являются весьма значимым элементом для развития экономики России в целом.

Несмотря на провозглашение соответствующих гарантий, в российском законодательстве до сих пор проблемным аспектом остается недостаточная разработанность механизма правовой защиты и нестабильность смежных отраслей права по отношению к инвестиционному.

При этом, при установлении и предоставлении гарантий для защиты прав иностранных инвесторов законодатель должен балансировать между необходимостью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций и необходимостью обеспечивать на должном уровне национальные интересы.

В связи с этим нередко встречаются определенного рода ограничения той или иной гарантии при обеспечении государственных или общественных интересов.

Список литературы:

  1. Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.) // СПС «Гарант».
  2. Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими лицами или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18.03.1965) // СПС «Гарант».

Гарантии государства прав участников инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений

Категории «государственные гарантии» и «защита капитальных вложений» регулирует действующее инвестиционное законодательство РФ.

Так, Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в статье 14 содержит положение о гарантиях государства в области прав, которыми обладают субъекты инвестиционной деятельности.

Аналогично 15 статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» содержит определение понятия «государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности».

Замечание 1

Рассматриваемый Закон содержит положения о гарантиях прав субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность. Они сводятся к признанию возможности защищать и обеспечивать интересы субъектов в порядке и с помощью способов, которые предусматриваются действующими законодательными актами.

Отметим, что включенные в 15 статью гарантии по своей сущности можно включить в принципы инвестиционной деятельности, в состав ее основополагающей основы.

Они используются независимо от организационно-правовой формы инвестора, форм собственности на имущество, что реализует гражданский и конституционный принцип «равноправие». По этой причине можно согласиться с Илларионовым Н. В.

, который полагал, что категория «государственные гарантии» не всегда корректна в случае провозглашения и реализации теории правового государства.

Законодательное регулирование гарантий в области инвестиций

При анализе Закона, важно отметить, что государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности включают методы, средства и условия, создаваемые и используемые государством с целью обеспечения инвестиционной деятельности в качестве капитальных вложений.

В число таких гарантий необходимо включить:

  • равные права на ведение деятельности;
  • гласность в процессе обсуждения инвестиционных проектов;
  • обжалование в судебном порядке решений и действий (бездействия) государственных органов власти, местного самоуправления, включая их должностных лиц;
  • защиту, предусмотренную для капитальных вложений.

Обратимся к основополагающему началу — гласности, которое обсуждается в рамках инвестиционных проектов.

Замечание 2

Смушкин А. Б. рассматривал данное требование с двух сторон – гласность в процессе разработки и обсуждения инвестиционного проекта, осуществляемая посредством самих субъектов инвестиционной деятельности, и гласность экспертиз (любого другого государственного участия в подобной деятельности).

Занковский С. С. вложил в определение понятия гласности определенное содержание. Он полагал, что она характеризуется открытостью в работе, которая проводится с проектами властных органов и муниципалитетов. Это обусловлено тем, что участие субъектов в данном обсуждении не всегда идет на пользу инвесторам.

Таким образом, граждане, как и их объединения и предприятия, вправе получать своевременную и полную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, включая ее предполагаемые изменения (строительство, реконструкция объектов жилищного и гражданского назначения, благоустройство, проложение транспортных и инженерных сетей). Исключением из этих правил является информация, которая представляет собой государственную тайну. Субъекты могут получать информацию от органов исполнительной власти (федеральные и региональные), местного самоуправления с помощью СМИ, через проведение общественных обсуждений, организацию выставок и экспозиций.

Любые нарушения в этой сфере (например, непредставление сведений, неполнота или недостоверность) могут являться поводом для того, чтобы граждане обратились в суд.

Это происходит по той причине, что смысл этих сведений состоит в том, что до момента принятия определенных решений граждане вправе обсуждать проекты, вносить предложения и принимать участие в подготовке решений любых форм, включая собрания (сходы), общественные слушания. Они могут также требовать рассмотрения соответствующих предложений.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Особенности гарантии защиты

Отдельно следует рассмотреть гарантию защиты, которая направлена на неблагоприятное изменение законодательства (вместе с внесением изменений и дополнений в инвестиционные соглашения по причине изменения законодательства). Она представляет собой правовое средство, способное обеспечить стабильные условия осуществления инвестиций.

Замечание 3

Гарантия защиты закрепляется в 9 статье ФЗ № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в 18 статье ФЗ № 225 «О соглашениях о разделе продукции».

Тем не менее, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» рассматривает использование этой гарантии в отношении приоритетных инвестиционных проектов или в ситуации, когда новое федеральное законодательство и прочие нормативно-правовые акты России формируют ограничительный режим в отношении капитальных вложений.

Данные гарантии работают на протяжении соответствующих сроков окупаемости приоритетного проекта, но не больше, чем 7 лет с момента начала его финансирования. Это предусмотрено для условий, при которых продукция, ввозимая на таможенные территории РФ инвесторами, используется в целевом назначении с целью реализации приоритетных проектов для инвестиций.

В этом случае инвестору, который осуществляет приоритетный проект, должны предоставляться льготы, в первую очередь, на протяжении срока окупаемости. В срок не более 7 лет инвестор должен оплачивать пошлины на ввоз продукции, которая требуется ему для реализации проекта инвестиций.

Сумма пошлин составляет такую сумму, которая действовала на старте финансирования проекта для инвестиций, даже если в дальнейшем произошел рост ее размера.

В число исключений можно включить пошлины особого вида, которые устанавливаются для защиты экономических интересов страны в процессе ведения внешней торговли.

Тот же Закон рассматривает и защиту капитальных вложений. Их изъятие производится только посредством 2 способов:

  • национализации в случае равноценного и предварительного возмещения страной убытков, которые были причинены субъектам инвестиций (регулирует Конституция и ГК РФ);
  • реквизицию в отношении органов государства в случаях, порядке и на условиях, содержащихся в ГК РФ.

Конституционные положения содержат правило, в соответствии с которым никого нельзя лишить имущества. Это допускается только при наличии решения суда. Осуществление принудительного отчуждения имущества для нужд страны производится только в случае возмещения.

Национализация, таким образом, осуществляется только при предварительном и равноценном возмещении убытков.

Гражданское законодательство включает ее в виды прекращения прав собственности, а ее общий порядок закрепляет статья 306. Она гласит, что национализацию производят на основании закона РФ, который прекращает право собственности. Также положение статьи указывает, что кроме убытков необходимо возместить сумму национализированного имущества.

На основе 15 статьи ГК можно сказать, что убытки представляют собой расходы, которые человек, права которого нарушены, производит (должно будет производить) с целью восстановления нарушенных прав, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб).

Также это может быть неполученный доход, который это лицо могло получить при обычных условиях гражданского оборота, если его права не были бы нарушены (упущенная выгода).

Замечание 4

В число недостатков этого регулирования национализации относится отсутствие законодательного закрепления ситуаций, в случае наступления которых страна может принять такие законы. Это приводит к злоупотреблению и нарушению прав, предусмотренных для инвесторов, поскольку риск утраты или сама утрата права собственности может являться весьма существенной для инвестора.

Реквизицию также можно отнести к способам, посредством которых происходит прекращение права собственности. Она производится при наступлении аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий и прочих обстоятельствах, которые обладают чрезвычайным характером.

Понятие рассматривается как процесс изъятия имущества у собственников для интересов общества. Изъятие происходит в соответствии с решениями органов государства в порядке и на законодательно установленных условиях. Оно предусматривает выплату инвестору стоимости имущества после проведения оценки его стоимости.

Стоимость собственник может оспорить только в судебном порядке.

Когда прекращаются обстоятельства, послужившие основанием для реквизиции, собственники имеют право в суде требовать вернуть им сохранившееся имущество.

Тем не менее, основываясь на принципы гражданского законодательства, они должны возвращать полученную раньше компенсацию стоимости имущества, вычитая потери от снижения стоимости.

В противном случае может возникнуть неосновательное обогащение собственника имущества.

Таким образом, рассматривая понятие реквизиции, необходимо отметить ее особенности:

  • осуществление в общественных интересах;
  • основанием является не закон, а акт, выпущенный компетентным органом государства;
  • выплата собственнику стоимости оценки имущества;
  • возможность вернуть имущество в случае исключения оснований для реквизиции.
Читайте также:  Глава iii. хранение, использование и уничтожение дактилоскопической информации

Рассматривая государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, которая производится посредством капитальных вложений, обратимся к ФЗ № 214. Он предусматривает контроль и регулирование государства в сфере долевого строительства многоквартирных домов и прочих объектов недвижимости.

Полномочия в области контроля (надзора) государства в сфере долевого строительства осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти определенного субъекта РФ. На его территории происходит строительство.

Орган государства, которые производит контроль (надзор) в области долевого строительства, имеет право на получение сведений или документов от застройщиков (других лиц, которые привлекают денежные средства с целью постройки). Эти средства используются с целью осуществления надзора и контроля, а сведения необходимо направить в течение десяти рабочих дней с момента направления мотивированного запроса этим субъектам.

Отметим, что современное законодательство стремится устранить недостатки в этой области, которые имели место ранее. Все происходящие процессы концентрируются на росте степени безопасности инвестиционной деятельности.

Гарантия прав и законных интересов инвесторов в Российской Федерации



Статья посвящена всестороннему анализу гарантий прав и законных интересов инвесторов. Поэтапно проведен анализ гарантий в этой сфере, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами. Выявлены секторы с полноценным правовым регулированием гарантий прав и законных интересов инвесторов, параллельно определены сферы, нуждающиеся во внимании законодателя.

Ключевые слова: инвестор, права, законные интересы, гарантии, инвестиции, инвестиционная деятельность

Осуществление инвестиционной деятельности традиционно связано с существованием определенного коммерческого риска. Для иностранного инвестора такие риски обычно выше.

Но, что еще более важно, инвестиции в последнем случае часто связаны с существованием рисков некоммерческого характера, так как могут зависеть от социально-экономической, и, в первую очередь политической стабильности государства, принимающего инвестиции; от развитости правовой системы; изменений законодательства; введения чрезвычайного положения и т. д.

  • Одним из важнейших средств защиты от некоммерческих рисков является получение от государства определенных правовых гарантий вложения инвестиций [7].
  • Гарантии прав и законных интересов являются процессом гарантирования со стороны государства инвестору права собственности и других вещных прав, имущественных прав, приобретенных непосредственно на законных основаниях, защищая их [7].
  • В целом гарантии законных интересов и прав в Российской Федерации регламентированы тремя основными актами: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [4], «Об иностранных инвестициях в РФ» [5] и «О соглашениях о разделе продукции» [3].
  • В первом нормативно-правовом акте закреплен перечень следующих гарантий прав и интересов инвесторов: обеспечение равных прав в процессе осуществления инвестиционной деятельности; гласность при обсуждении инвестиционных проектов; защита осуществленных капитальных вложений, а также право обжаловать в суд решения и действия или же бездействие органов местного самоуправления, органов государственной власти наравне с их должностными лицами [4].
  • Вторым законом закреплен куда более расширенный перечень гарантий инвесторов, призванный способствовать защите инвестиций последних: гарантии правовой защиты деятельности на территории РФ; использование инвесторами всевозможным форм осуществления инвестиций в России; переход прав, а также обязанностей иностранного инвестора иному лицу; гарантии по вопросу компенсаций в случае реквизиции и национализации имущества инвестора или при коммерческой организации с иностранными инвестициями; гарантия от неблагоприятного изменения для инвестора с коммерческой организацией с иностранными инвестициями законодательства РФ; обеспечение наиболее надлежащего разрешения спора, который возник в связи с осуществлением инвестиций, предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором; использовать на территории РФ, переводить за пределы страны прибыль, доходы, другие, полученные правомерным образом денежные суммы; права инвестора беспрепятственным образом выводить имущество и информацию в документально выраженной форме, форме записи в электронных носителях, которые изначально были ввезены в РФ в качестве иностранной инвестиции; гарантии права на приобретение различных ценных бумаг; участие в приватизации, в предоставлении инвестору права на земельные участки, здания, различные природные ресурсы, сооружения и иное недвижимое имущество в установленных законом случаях [5].

Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» содержит в себе положения о государственных гарантиях прав инвестора, который заключил соглашение о разделе продукции.

А именно, инвестору гарантирована защита имущественных и других прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с заключенным соглашением.

Кроме сказанного, на инвестора не распространяется действие нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и других нормативно-правовых актов субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления в том случае, если они устанавливают какие-либо ограничения прав инвестора, кроме предписаний органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ для обеспечения безопасного ведения работ, охраны окружающей среды, недр, обеспечения здоровья населения, в целях обеспечения государственной и общественной безопасности [3].

Важен не только рамочный анализ этих гарантий, но и раскрытие их содержания, так как это позволит определит значимость гарантий, предоставляемых в России.

Законодательством установлен широкий перечень государственных гарантий, способствующих реализации прав субъектов инвестиционной деятельности. Фактически, в нем закреплены принципы инвестиционной деятельности, её основополагающие начала.

Обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности — это одна из основополагающих гарантий.

Этот принцип реализован не только в инвестиционном законодательстве, но также в конституционном [1] и гражданском [2]. Всем субъектам инвестирования предоставляются равные права, равные возможности.

Это положение неоспоримо и позволяет защищать всевозможные инвестиции, реализуемые в России.

Гласность в обсуждении инвестиционных проектов. Очевидно, что все субъекты инвестирования должны обладать полной и достоверной информацией о содержании перечня инвестиционных проектов [8]. В связи со сказанным, особо большую роль в этой сфере играет такое начало, как гласность при обсуждении подобных проектов.

Не менее важным является и право обжаловать в суд решения на действия или бездействие органов местного самоуправления, государственной власти, их должностных лиц. Субъекты инвестиционной деятельности по своему личному усмотрению могут применять административный или судебный способ защиты собственных вложений.

В определенных случаях, когда срок окупаемости инвестиционного проекта составляет более семи лет, а также, при наличии специальных условий, установленных Правительством РФ, может увеличиваться срок применения стабилизационной оговорки.

Последняя представляет собой принцип защиты иностранного инвестора, коммерческой организации с иностранными инвестициями непосредственно от ужесточения национального законодательства [6].

Сказанное подразумевает собой, что для инвесторов, и, с целью защиты их инвестиций, сохраняется правовой режим при неблагоприятном изменении положений законодательства.

Капитальные вложения подлежит национализации лишь при условии равноценного и предварительного возмещения государством убытков, причиненных субъектов инвестиционной деятельности [7]. Такие вложения могут быть реквизированы лишь по решению государственных органов, в случаях и порядке, на условиях, определенных гражданским законодательством.

  1. Согласно с этой гарантией, инвестору предоставляется полная, безусловная защита прав и интересов, обеспечиваемая законодательством РФ. В таких случаях инвестору предоставляется перечень следующих гарантий:
  2. право на возмещение убытков, которые были причинены в результате незаконных действий или бездействия органов местного самоуправления, государственных органов, их должностных лиц;
  3. инвестиции в РФ могут осуществлять в любых, не запрещенных законом формах;
  4. иностранный инвестор в силу положений заключенного договора имеет непосредственно право передавать свои права и обязанности;
  5. имущество не может быть принудительно изъято, не может подлежать реквизиции и национализации, как ранее было сказано, кроме случаев, установленных международными договорами и законодательством РФ;
  6. гарантия использовать на территории РФ и переводить за пределы страны прибыль, доходы, другие, правомерное полученные денежные средства;
  7. гарантия беспрепятственно вывозить за пределы РФ имущество, информацию в документальной форме или же в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в РФ в виде инвестиций;
  8. право инвестора приобретать ценные бумаги.

Как можно понять из сказанного, отдельные гарантии прав и законных интересов инвесторов в законодательстве дублируются.

Более того, столь большой их перечень не гарантирует того факта, что инвесторы в России являются полностью защищенными, особенно, в современных социально-экономических и политических условиях.

Это крайне негативно сказывается на инвестиционном климате в нашей стране, буквально отпугивая многочисленных инвесторов из-за рубежа.

В законе наибольшее внимание уделено капитальным вложениям и их защите. В иных актах о гарантиях, а соответственно, и о защите инвестиций, идет только поверхностно. Необходимо на законодательном уровне данную проблему устранить, не просто расширив гарантии для инвесторов, но и дополнив акты законными интересами, конкретными особенностями их защиты.

Одним из тех средств, которые бы могло помочь устранить едва ли не все проблемы в данной сфере, можно назвать разработку и принятие единого инвестиционного кодекса. Это бы позволило унифицировать нормы законов, привести их в соответствие к международным стандартам, закрепить гарантии прав и законных интересов инвесторов в одном кодифицированном акте.

Литература:

Условия работы в России для иностранных инвесторов в 2021 году

Сложно переоценить плюсы привлечения инвестиций. Это и дополнительное финансирование крупных проектов, и обмен опытом, и доступ к современным технологиям и новым способам организации производства.

Выгоду из вложения средств в экономику другой страны извлекает и иностранный инвестор.

Чтобы представлять свои интересы в РФ, вкладчик должен уяснить свои права и ограничения, налагаемые местным законодательством.

Иностранные инвестиции в России

Заграничный капитал оказывает воздействие на национальную экономику, но последствия могут быть не только положительными. К недостаткам инвестиций относятся:

  • подавление местного производства;
  • деградация традиционных отраслей экономики;
  • отсутствие мотивации для разработки собственных технологий;
  • нанесение вреда экологии за счет организации «грязных» производств и т.д.

И в то же время на экономику России положительно влияют:

  • рост объема капиталовложений;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение числа рабочих мест;
  • расширение ассортимента продукции;
  • приток валюты;
  • дополнительные средства для финансирования госпрограмм;
  • укрепление международной репутации РФ;
  • заинтересованность новых инвесторов и т.д.
Читайте также:  Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Чтобы сократить отрицательные последствия, был принят Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В нем содержится понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций, обсуждается режим деятельности компаний и другие аспекты вопроса.

Мнения разделились

Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны. Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к. они не только неэффективны, но даже вредны, создавая неравные условия конкуренции.

Иностранный инвестор: определение

Чтобы быть точными, следует различать термины «иностранный» и «зарубежный» капитал.

В первом случае речь идет о средствах заграничных инвесторов, вложенных в экономику России, а во втором — о собственности российских вкладчиков, размещенной за рубежом.

Таким образом, иностранный инвестор – это подданный другой страны, апатрид, юридическое лицо или организация, принадлежащая к иному государству.

Инвестиции классифицируются согласно источникам их происхождения, форме собственности и могут быть:

  • частными (осуществляются приватными предприятиями, организациями, банками или отдельными гражданами);
  • государственными (займы и кредиты, предоставленные страной или группой государств).

Собственность иностранного инвестора в Российской Федерации может быть представлена в виде:

  • валюты;
  • недвижимости;
  • движимого имущества;
  • имущественных или корпоративных прав;
  • совместного с российскими вкладчиками предприятия;
  • интеллектуальной собственности;
  • ценных бумаг;
  • прав на проведение хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, земельных участков и других ценностей);
  • услуг;
  • информации.

Как указывается в вышеупомянутом законе, гражданская правоспособность иностранного инвестора-юридического лица определяется законодательством страны, где оно учреждено.

То же касается отдельных граждан, лиц без гражданства, международных организаций и других государств.

Это значит, что они должны быть наделены правом заниматься заграничной предпринимательской деятельностью в соответствии с законами своей страны и подчиняться требованиям, содержащимся в федеральных актах.

Существующие налоговые льготы и вычеты

Так как государство заинтересовано в привлечении капитала на свою территорию, то оно всячески старается пойти на встречу людям, у которых есть деньги и создать для них выгодные условия для вкладывания своих средств. С этой целью разработан ряд законов в НК, регламентирующих те льготы, которые получает каждый человек или организация, которые решились вложить свои финансы в какую-либо область деятельности в РФ.

5 советов для инвесторов в криптовалюты от аналитика EXANTE Виктора Аргонова

В зависимости от рода деятельности и сложившейся там обстановки, физические и юридические лица, открывшие себе ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) получают как льготы, так и некоторые вычеты с возможных трат. Налоговые льготы при инвестировании в 2021 не потерпели особых изменений и почти ничем не отличаются от действовавших в прошлые годы.

Кто может быть инвестором

На вопрос, может ли иностранный субъект быть инвестором, российским законодательством дается положительный ответ.

Право получить статус субъекта инвестиционной деятельности могут не только инвесторы, но также подрядчики, заказчики, пользователи объектов капитальных вложений и прочие лица, в том числе иностранные.

Стать инвестором можно только в том случае, если сфера инвестирования входит в перечень, предусмотренный законом. Вложение иностранного капитала невозможно в некоторые объекты гражданских прав из-за ограничений в обороте в РФ.

Например, иностранным инвестициям не доступны следующие области капиталовложений:

  1. Приобретение патентов, лицензий, торговых марок зарубежных фирм.
  2. Покупка ценных бумаг, принадлежащих заграничным компаниям или физическим лицам.
  3. Экспорт товаров.
  4. Вложение средств в предприятия, расположенные за пределами РФ.

Если же юридическое или физическое лицо принадлежит к числу тех, кто рассматривается по российскому законодательству в качестве иностранного инвестора, вполне достаточно, чтобы они существовали в правовых формах, признанных действительными в государстве их происхождения. Федеральное законодательство не требует, чтобы их правовая форма соответствовала принятым в России формам организации юрлиц.

  Использование закрытых паевых инвестиционных фондов в России

Мнения разделились

Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны. Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к. они не только неэффективны, но даже вредны, создавая неравные условия конкуренции.

Основные объекты инвестирования

Иностранный инвестор вправе вкладывать средства на территории РФ в любой форме, не запрещенной законодательством. Он может принять участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности посредством приобретения прав или доли собственности в уставном капитале компании, купить акции, вложить средства в совместные предприятия, выдавать кредиты юрлицам и т. д.

Принято разделять инвестиции на:

  1. Прямые (вклады физических/юридических лиц, полностью владеющих компанией или контролирующих от 10% акций/уставного капитала фирмы).
  2. Портфельные (приобретение на менее 10% паев, акций, векселей, облигаций, относящихся к уставному капиталу компании).
  3. Прочие (инвестиции, которые не относятся к упомянутым категориям вложения капитала: кредиты иностранных инвесторов и прочие поступления средств, принадлежащие международным финансовым организациям, правительствам иностранных государств).

Свыше 60% поступлений сосредоточены в Центральном Федеральном округе. С большим отрывом (8% и 10%) за ним следуют Уральский и Северо-западный Федеральный округ. Хуже всего обстоит дело с инвестированием объектов, действующих на Северном Кавказе (0,03%).

Как свидетельствует статистика, наибольшей популярностью пользуются прямые инвестиции (свыше 40% средств), второе место занимает третья категория капиталовложений (около 37%). Проанализировать рынок возможных вкладов в российские предприятия иностранным инвесторам помогают посредники.

Один из способов привлечь крупные вложения в экономику России — соглашение о разделе продукции (СРП), благодаря которому основными объектами вложения средств остается добыча нефти и газа. На их долю приходится почти 90% всех заграничных инвестиций.

Если инвестор планирует стать пользователем недр, он принимает участие в конкурсе (аукционе), который проводится федеральными органами. Получив в пользование определенный участок, он должен подписать соглашение, в котором указываются:

  • условия сотрудничества;
  • порядок раздела продукции;
  • срок предоставления прав на ведение работ;
  • обязательства инвестора в отношении найма подрядчиков, перевозчиков, рабочих.

Иностранный инвестор, заключивший соглашение о разделе продукции, приобретает права на разработку участка недр, например, месторождения полезных ископаемых. Для него предусматривается особый порядок налогообложения (налог на прибыль и регулярные платежи за пользование недрами).

СРП состоит из двух этапов: периода инвестиций (только внесение платежей) и возврата капитала (налоги и платежи).

На втором этапе продукция разделяется на компенсационную и прибыльную, а инвестору начинают возвращаться затраченные средства.

Если каждый участник соглашения действует в рамках требований, указанных в законе, инвестору гарантированы стабильные условия работы, а государство получает оговоренную долю продукции.

Льготы для внешних инвесторов

Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом.

Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России.

Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

Кроме того, не подлежат уплате НДС при ввозе на таможенную территорию России некоторые виды имущества в натуральной и денежной форме, полный перечень которых регламентирован ст. 150 НК РФ.

Доходы иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в России, от продажи товаров и иного имущества (за некоторыми исключениями), осуществления работ либо оказания услуг на территории нашей страны, не подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Для справки: отдельные льготы по налогообложению иностранных инвесторов, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции, указываются также в главе 26.4 НК РФ.

Правовой статус иностранного инвестора в РФ

Как следует из положений федерального законодательства РФ, зарубежные вкладчики имеют такой же правовой статус, как и российские. Кроме того, государство обещает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов в России будет благоприятным для вкладчиков из-за рубежа. Они могут:

  • самостоятельно определять объемы и направление вкладов;
  • заключать договора с другими инвесторами;
  • владеть и распоряжаться объектами и результатами вложений;
  • передавать по договору/контракту права на осуществление и результаты капитальных вложений;
  • контролировать целевое использование средств;
  • беспрепятственно выводить за пределы РФ средства в иностранной валюте;
  • объединять собственные средства с капиталом других инвесторов и т.д.

Государственная политика в сфере иностранных инвестиций претворяется в жизнь Правительством РФ. Именно этот орган власти:

  • определяет меры по контролю деятельности субъектов;
  • ведает введением запретов/ограничений на осуществление инвестиций и издает законопроекты;
  • решает, какие проекты имеют приоритетное значение;
  • регулирует взаимодействие инвесторов с отдельными субъектами РФ;
  • создает и координирует программы по привлечению новых инвестиций.

Наряду с законом «Об иностранных инвестициях» правовое положение иностранных инвесторов в РФ регулируется многочисленными положениями и подзаконными актами.

Ссылка на основную публикацию