Статья 3. Основные принципы осуществления государственной охраны

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» ст.

72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В статье 132  Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.

  • Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
  • — прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
  • — определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;
  • — правовое регулирование;
  • — разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
  • — применение специальных экономических мер;
  • — разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;
  • — организацию научной деятельности;
  • — координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;
  • — международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.

2009 № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

  1. В конце ноября 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны,  является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.
  2. Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  3. Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.
  4. Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Общественный порядок — это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.

В развитие ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка: 1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст.

16 — организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной милицией; 2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст.

16 — создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).

Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.

Однако, если Закон «О милиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст.

3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.

Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.04.

2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

  • Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:
  • 1) добровольности;
  • 2) законности;
  • 3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • 4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
  • 5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • 6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
  • Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
  • Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
  1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам
  2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
  3. Внештатное сотрудничество с полицией
  4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
  1. Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.
  2. Народная дружина — основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
  3. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России от 21.07.

2014 № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне.

Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.

  • Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.
  • Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
  • Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
  • 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
  • 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
  • 3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • 4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
  • Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.
  • В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
  •  В народные дружины не могут быть приняты граждане:
  • 1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
  • 2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
  • 3) ранее осужденные за умышленные преступления;
  • 4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • 5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
  • 6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
  • 7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
  • 8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
  • 9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Читайте также:  Статья 2. Унитарное предприятие

Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

  1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
  2. 1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
  3. 2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
  4. 3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
  5. 4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  6. 5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
  7. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
  8. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
  9. 1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
  10. 2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
  11. 3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
  12. 4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
  13. 5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
  14. 6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
  15. 7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
  16. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
  17. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
  18. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
  19. Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

Органы государственной охраны: задачи, функции и основные полномочия | Студент-Сервис

Государственная охрана – деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.

Объекты государственной охраны – лица, подлежащие государственной охране в соответствии с ФЗ «О государственной охране».

Охраняемые объекты – здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

Правовую основу государственной охраны составляют Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ «О государственной охране», другие ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, а также международные договоры РФ.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственной охране» государственная охрана осуществляется на основе следующих принципов:

  • законности;
  • уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • централизованного руководства;
  • взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности;
  • непрерывности, системности и комплексности применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер;
  • сочетания гласных и негласных методов деятельности;
  • подконтрольности и поднадзорности;
  • приоритета предупредительных мер.

Государственная охрана осуществляется на основе следующих мер:

  • предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, информации об угрозе его безопасности, транспортного обслуживания, бытового обслуживания и обеспечения, безопасного питания, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
  • проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
  • защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутри-объектового режимов;
  • организация связи для нужд органов государственной власти, обеспечение надежного функционирования и информационной безопасности связи при её предоставлении Президенту РФ, Правительству РФ, иным государственным органам, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
  • организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов, а также обеспечение надёжного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

Государственную охрану осуществляют органы государственной охраны.

 В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, органы внешней разведки РФ, Вооружённые силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.

К объектам государственной охраны относятся Президент РФ, определённые ФЗ «О государственной охране» лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с ФЗ «О государственной охране», а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.

Президенту РФ со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента РФ предоставляется государственная охрана в полном объёме мер, предусмотренных ст. 4 ФЗ «О государственной охране».

Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны, и прекратившему исполнение своих полномочий государственная охрана предоставляется в соответствии с федеральным законодательством.

 В течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. 

Читайте также:  Статья 37. Помощники сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О государственной охране» государственная охрана предоставляется следующим лицам, замещающим государственные должности РФ:

  1. Председателю Правительства РФ.
  2. Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
  3. Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
  4. Председателю Конституционного Суда РФ.
  5. Председателю Верховного Суда РФ.
  6. Генеральному прокурору РФ.
  7. Председателю Следственного комитета РФ.

Указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий.

 В целях обеспечения безопасности государства по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, федеральным государственным служащим и иным лицам.

 Безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории РФ обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ, а также соглашениями между федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств.

К органам государственной охраны относится федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. В ведении федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны могут находиться научные организации, образовательные организации и иные организации.

Руководство федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны осуществляет Президент РФ.

Основными задачами органов государственной охраны являются:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • прогнозирование и выявление угрозы безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  • обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
  • обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования связи для нужд органов государственной власти;
  • участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  • обеспечение защиты охраняемых объектов;
  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
  • обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны;
    участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности РФ.
    Органы государственной охраны обеспечивают безопасность объектов государственной охраны, защиту охраняемых объектов, функционирование связи для нужд органов государственной власти и федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны, во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Порядок взаимодействия государственных органов, входящих в состав государственных органов обеспечения безопасности и участвующих в пределах своих полномочий в осуществлении государственной охраны, устанавливается нормативными правовыми актами РФ, а также соглашениями между указанными органами.

 В целях решения задач государственной охраны к государственным органам и организациям могут быть прикомандированы военнослужащие органов государственной охраны с оставлением их на военной службе в органах государственной охраны.

Перечень указанных органов и организаций, а также порядок прикомандирования устанавливается Президентом РФ.

Органы государственной охраны организуют в пределах своих полномочий взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности и координируют их деятельность по осуществлению мер государственной охраны.

 В органах государственной охраны предусмотрены военная служба и федеральная государственная гражданская служба.

 Органы государственной охраны комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками) из числа граждан РФ, не имеющих гражданства (подданства) иностранного государства.

Граждане РФ, поступающие на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, проходят отбор, а также проверку в целях определения их пригодности к военной службе, федеральной государственной гражданской службе или к работе в органах государственной охраны, включающую исследование достоверности сообщаемых ими сведений и выявление обстоятельств, препятствующих приему на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования, в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Военнослужащие органов государственной охраны проходят военную службу в соответствии с федеральным законодательством о прохождении военной службы с учётом установленных ФЗ «О государственной охране» особенностей, обусловленных спецификой задач, стоящих перед органами государственной охраны, и обязанностей, возложенных на них. Сотрудники органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Законные требования сотрудников органов государственной охраны обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Воспрепятствование исполнению сотрудниками служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении сотрудников органов государственной охраны, посягательство на их жизнь, здоровье и имущество в связи с исполнением указанными сотрудниками служебных обязанностей влекут за собой ответственность, установленную федеральным законодательством.

Сотрудники органов государственной охраны в своей служебной деятельности не могут быть связаны решениями политических партий и других общественных объединений, им запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности, они не вправе совмещать военную службу с другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению ими служебных обязанностей, за исключением случаев, если это вызвано служебной необходимостью.

При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются применение к нему административных наказаний, его привод и административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, досмотр используемых им транспортных средств без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда. Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника органов государственной охраны и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

На военнослужащих органов государственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные федеральным законодательством в отношении военнослужащих.

Военнослужащим федеральных органов государственной охраны, непосредственно несущим постовую службу, а также осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в случае, если их принадлежность к названным органам зашифрована, производится зачёт времени военной службы в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом Президентом РФ.

Федеральные государственные гражданские служащие органов государственной охраны проходят федеральную государственную гражданскую службу в соответствии с федеральным законодательством о государственной гражданской службе, трудовым законодательством и ФЗ «О государственной охране».

 Государственные гарантии трудовых прав и свобод, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников органов государственной охраны осуществляются на основании трудового законодательства.

Гражданскому персоналу органов государственной охраны запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками органов государственной охраны служебных обязанностей, а также распространение ими информации (персональных данных) об объектах государственной охраны и иных гражданах, ставшей известной в связи с исполнением ими служебных обязанностей, влечёт за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством. Сотрудники органов государственной охраны имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О государственной охране».

Контроль за деятельностью органов государственной охраны в соответствии со ст.

31 ФЗ «О государственной охране» осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ.

 Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов государственной охраны в порядке, установленном федеральным законодательством.

Надзор за исполнением законов РФ органами государственной охраны осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

 Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам государственной охраны содействие на конфиденциальной основе, представляются соответствующему прокурору на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством.

 Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов государственной охраны в предмет прокурорского надзора не входят.

Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира

  • Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:
  • обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
  • поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
  • осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
  • недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;
  • привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  • отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;
  • платность пользования животным миром;
  • приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.
  • Комментарий к статье 12
  • 1. Комментируемая статья посвящена основным принципам государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира
Читайте также:  Глава III. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов

Выделение принципов – одна из сущностных характеристик права как такового. В них содержание права раскрывается углубленно: принципы выражают сущность права, его основы, закономерности развития экономической сферы жизни общества.

Принципы – это важнейшие элементы структуры права. Prinzipium est potissima pars cujusque rei – «принцип есть важнейшая часть всего».

Они заложены как в глубине права, так и имеют вполне конкретное внешнее проявление – в нормативных актах. Как удачно выразился С.С.

Алексеев, принципы – это своего рода «сгустки» правовой ткани, не только выявляющие наиболее характерные черты содержания данной системы, но и выступающие в качестве высокозначимых регулятивных элементов в структуре права[39].

При рассмотрении принципов необходимо обратить внимание на следующие моменты:

· это руководящие положения. Они выражают объективные закономерности, определенную сущность всей системы права, его отраслей и институтов.

Необходимо отметить, что принципы изначально несут в себе идеологическую нагрузку.

Если в советский период на первый план выдвигалось государственное планирование, то в настоящее время – начала саморегулирования, идеология свободы (конечно, в определенных рамках).

  1. · Общеобязательное значение принципов в силу их законодательного закрепления.
  2. В отраслевых науках широкое распространение получила точка зрения, согласно которой принципы права рассматриваются как руководящие идеи, выраженные в законах, отражающие основные особенности отрасли права, трактовка принципов как категории, отражающей сущность и значение важнейших институтов.
  3. С практической стороны принципы права служат надлежащими ориентирами при:
  4. · разработке и принятии новых нормативно-правовых актов;
  5. · регулировании взаимоотношений субъектов;
  6. · правоприменении.

Особое значение принципы имеют при пробеле в праве, когда нет конкретного нормативного установления в отношении определенной ситуации, однако правоприменительному органу необходимо её разрешить. В данном случае используется аналогия права, когда дело решается исходя из принципов права и, прежде всего, исходя из отраслевых принципов.

Для российского права в настоящее время традиционным является выделение норм-принципов. Не явился исключением и комментируемый закон.

Специфика государственного управления в рассматриваемой области обусловлена как объективными факторами, связанными с обострением социально-экономических и экологических проблем, характерных для происходящих процессов в условиях рыночной экономики, так и субъективными факторами и обстоятельствами, в том числе переоценкой роли и значения рыночных механизмов и недооценкой административно-правовых мер[40].

К принципам в рассматриваемой сфере относятся:

1)обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира.Под устойчивым существованием животного мира следует понимать существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени.

Устойчивое использование объектов животного мира – это использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию;

2)поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания.К сожалению, в настоящее время практически нет финансовой поддержки такой деятельности, поэтому непосредственно у хозяйствующих субъектов нет такой заинтересованности;

3)осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. Этот принцип, по сути, закреплен и в ГК РФ, ответственность за его нарушение предусмотрена УК РФ.

Этот принцип признается и в большинстве зарубежных стран. Так, Совет Европейского Экономического Сообщества 4 ноября 1991 г.

принял регламент N 3254/91 «Запрет на использование ногозахватывающих капканов и ввоз в страны Сообщества шкур и готовых изделий из определенных видов диких пушных зверей из стран, в которых производится их отлов с помощью ногозахватывающих и других видов капканов, не отвечающих международным стандартам гуманного отлова». Регламентом предусмотрено, что начиная с 1 января 1995 г. ввоз в страны ЕЭС шкурок пушных зверей будет разрешен только из тех стран, в которых имеются адекватные административные и законодательные положения по запрету использования ногозахватывающих капканов или используются отвечающие международным стандартам методы гуманного отлова капканами диких пушных зверей.

Вместе с тем, сам ФЗ «О животном мире» не раскрывает понятие «жестокое обращение с животными». О.Л.

Дубовик считает, что жестокое обращение может состоять в невынужденном причинении боли животному, лишении его пищи, нанесении повреждений, ранений, членовредительстве и других способах воздействия на животное.

Садистские методы представляют собой особо изощренное жестокое обращение с животными, а также мучительное их умерщвление и истязание в целях получения болезненного самоудовлетворения[41].

Попытка дать определение рассматриваемому понятию предпринята в Модельном законе Об обращении с животными». Он был принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 29-17 от 31 октября 2007 года).

Жестокое обращение с животными — побои, истязания, разрушение мест обитания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических, ветеринарно-санитарных норм и правил, иное действие (бездействие), влекущие за собой увечье, травму, истощение от длительного голодания или гибель животных, жестокое умерщвление животных, а также иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным.

4)недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира.

В данном случае закрепляется разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления.

Проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов, не могут выполнять функции по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов.

Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредством данного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзора и эффективность действия экологического права в целом.

Важность данного принципа осознана законодателем. Статья 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

5)привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира.Рассматриваемый принцип перекликается со ст.

10 комментируемого закона. Кроме тго, ст.

37 Закона предусматривает, что предоставление в пользование животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.

6)отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами.

Характерно, чтов дореволюционной России действовал другой принцип: земля находилась в частной, государственной и других формах собственности, а собственник земель являлся собственником леса и диких животных.

В настоящее же время землепользователи, лесопользователи, водопользователи не приобретают автоматически права использования объектов животного мира, которые обитают на этих участках, и наоборот. Принцип отделения прав пользования устанавливает равенство правового статуса природных ресурсов;

7)платность пользования животным миром.Однако данная плата не носит компенсационного характера, который очень важен для охраны окружающей среды. При этом ФЗ «Об охоте» не может определять, какими будут платежи за пользование водными биоресурсами: налоговыми или неналоговыми[42].

В соответсвии с налоговым законодательством данные платежи имеют характер сборов.

Некоторое время в России функционировал Федеральный целевой бюджетный фонд (ФЦБФ) управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов. Затем вместе с другими федеральными целевыми бюджетными фондами в области природных ресурсов он прекратил свое существование.

Налоговый кодекс РФ провозглашает принцип совокупного распределения средств. Поэтому, например, средства, полученные в качестве платы за пользование объектами животного мира, не могут расходоваться только на их охрану и воспроизводство, что в литературе подвергается критике.

Ссылка на основную публикацию