Статья 18. Назначение на должность и освобождение от должности администратора суда

  • При увольнении сотрудника работодателю важно выполнить все процедуры в соответствии с нормативными правилами и актами, иначе нарушение процесса расторжения трудовых отношений может привести к судебному иску.
  • Во избежание этого почти все действия нанимателя закрепляются документально.
  • Издав приказ об освобождении от занимаемой должности по образцу, вероятность допущения ошибок снижается, а значит, и возможность оспаривания распоряжения в суде тоже.

Нормативная база

Освобождение от занимаемой должности фактически обозначает увольнение. Взаимоотношения между сотрудником и нанимателем регламентируются сводом правил, собранных в Трудовом кодексе РФ (бывшем КЗоТе). Он имеет главенствующее значение в вопросах, касающихся трудовых отношений.

В Трудовом кодексе подробно излагаются права и обязанности как нанимателя, так и работника.

Именно он разъясняет вопросы, связанные с организацией охраны труда, устройства на работу и увольнения с неё, начисления и выплаты заработной платы.

Отдельные его главы и статьи посвящены защите социально слабозащищённых слоёв населения, например, беременных, инвалидов, несовершеннолетних. Особо рассматриваются также специфические специальности, такие как учитель, тренер, спортсмен.

  1. Трудовой кодекс был принят в 2001 году и вступил в силу с февраля 2002 года после прекращения действия Кодекса законов о труде РСФСР.
  2. Основными изменениями в его редакции стали запрет увольнять работников во время их болезни или отпусков и ввод выплаты при расторжении отношений в сумме двухмесячного оклада.
  3. Этот свод законов начал предусматривать сверхурочное время работы и ограничил влияние профсоюзных организаций.
  4. Таким образом, действующий Трудовой кодекс со всеми поправками создан для решения следующих задач:
  • обеспечения гарантий и предоставления свобод государством для участников трудового соглашения;
  • создания удобных условий труда;
  • разрешения конфликтных ситуаций;
  • защиты прав и интересов как нанимателя, так и исполнителя.

Статьи кодекса учитывают положения, указанные в Конституции РФ, и никоим образом не противоречат ей, а лишь подробно описывают, как необходимо поступить в той или иной трудовой ситуации.

Кроме этого, статьи Трудового кодекса дополняются Законом об охране труда, распоряжениями Гоструда и другими документами различных правовых ведомств.

Законное увольнение

Труд — это вид работы, направленный на выполнение определённых действий, отвечающий потребностям личности или общества.

Принудительный труд запрещён в соответствии с четвёртой главой Трудового кодекса, поэтому между работодателем и нанятым им сотрудником строятся рабочие взаимоотношения. На законодательном уровне они подкрепляются оформлением трудового договора или контракта.

Главное различие между ними заключается в сроках: если первый является бессрочным, то второй действует в определённом промежутке времени.

Исходя из вида заключённого соглашения, существуют следующие законные основания для расторжения рабочих отношений:

  1. Обоюдное соглашение. Согласно статье 78 Трудового кодекса РФ, используя как основание для увольнения договорённость сторон, можно расторгнуть любой трудовой договор. Для этого составляется соглашение, в котором подробно излагаются обоюдные обязательства при прерывании рабочего договора.
  2. Истечение срока действия договора. Увольнение происходит в соответствии с положениями статьи 80 ТК. Как только срок действия соглашения закончился, появляются все основания освободить сотрудника от занимаемой им должности. Но здесь существует важный нюанс: если по истечении срока не был издан приказ об увольнении, договор автоматически продлевается и становится бессрочным.
  3. Желание сотрудника. Работник имеет законные права добровольно уволиться по своей инициативе. Но о своём решении он должен предупредить работодателя не менее чем за две недели, а если его испытательный срок ещё не закончился, то за три дня.
  4. Решение работодателя. Наниматель также имеет право уволить сотрудника по своей инициативе. Хоть закон и ограничивает такие действия, в частности, это касается слабозащищённых слоёв населения, у работодателя существует ряд оснований для прерывания рабочих отношений. Основными из них являются сокращение штатов, дисциплинарные нарушения, ликвидация предприятия.
  5. Перевод на другое предприятие. Закон не запрещает переводить сотрудника по любой инициативе на другое место работы. Но для этого он должен быть уволен с предыдущего места работы и принят на новую.
  6. Отказ работника переезжать на другое место работы в случае переноса предприятия в иную местность.
  7. Обстоятельства, независящие от воли участников соглашения. Например, призыв в армию, взятие под стражу, смерть и т. п.

Освобождение по собственному желанию

Освободить занимаемую должность по собственному решению можно, воспользовавшись статьями 77 и 80 ТК. При этом главным условием увольнения является объявление работодателю о своём желании заранее. Порядок расторжения договора происходит следующим образом:

  1. В установленный законодательством срок (две недели или три дня) подаётся заявление на имя руководителя, в котором излагается своё желание. Срок отработки сотрудником двух недель начинается со следующего дня подачи заявления.
  2. Как только заявление работника зарегистрировано в кадровой службе, нанимателем составляется приказ о его увольнении. Основанием в приказе указывается инициатива сотрудника. Чаще всего используется форма № Т-8, принятая постановлением Госкомстата.
  3. Работник знакомится с приказом и, если не передумал, его подписывает.
  4. В последний рабочий день сотруднику выдаются все причитающиеся выплаты и правильно оформленная трудовая книжка.

Причину для увольнения сотрудник может указать любую, например, смена места жительства, семейные обстоятельства, болезнь, выход на пенсию, ухудшение условий труда. Заявление пишется собственноручно в произвольной форме, но с соблюдением официально-делового стиля.

Фактически расторгнутыми рабочими отношениями считается момент выдачи трудовой книжки и отсутствие финансовых претензий. Если сотрудник в последний день не вышел на работу, то работодатель обязан сообщить ему о необходимости забрать свои документы на предприятии.

  Мораторий на налоговые проверки завершается. К кому придут?

Обычно это выполняется почтовым уведомлением. В ином случае работодатель будет обязан заплатить штраф и пеню за каждый просроченный день выдачи трудовой книжки.

Финансовый расчёт обычно включает в себя два пункта: зарплату за отработанное время и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Важно отметить, что при увольнении по собственной инициативе сотрудник имеет право отозвать своё заявление в любой момент, пока ему не выдана на руки трудовая книжка, даже если уже издан приказ о его увольнении.

Для этого он забирает своё заявление или пишет новое, на основании которого аннулируется изданный приказ.

Единственным случаем, при котором забрать заявление не получится, является принятие на освобождающееся место нового сотрудника по переводу.

Соглашение сторон

Решение об освобождении от занимаемой должности работника по соглашению сторон принимается работодателем только по предварительной договорённости с увольняемым. Дата увольнения устанавливается также по взаимному согласию. Аннулирование составленного соглашения возможно только по обоюдному волеизъявлению.

Расторгнуть трудовой договор, заключив соглашение, можно в любой момент.

Образец процедуры увольнения можно представить в виде следующих этапов:

  1. Инициатор предлагает другой стороне подписать обоюдное соглашение для освобождения определённой занимаемой должности. Когда с предложением выступает работник, он пишет заявление в произвольном виде на имя руководителя. Если инициатива исходит от работодателя, тогда достаточно и устной формы сообщения, но при согласии сотрудника он опять же пишет заявление.
  2. Написанный работником документ регистрируется работодателем.
  3. Составляется соглашение, в котором оговариваются все интересы сторон, результаты договорённости и найденные компромиссы. В нём обязательно должно быть отмечено основание для расторжения трудовых отношений, указана дата составления и последнего рабочего дня сотрудника, а также стоять подписи заинтересованных сторон.
  4. Оформляется приказ об увольнении (форма Т-8), причиной которого указывается соглашение сторон.
  5. Приказ подписывается работником.
  6. Производится полный расчёт и выдача трудовой книжки с соответствующей записью.

Аннулировать соглашение можно только до того момента, пока приказ не будет подписан сотрудником.

В шапке документа пишется, кто и к кому обращается с указанием занимаемых должностей. Заявление должно содержать просьбу о прерывании трудового соглашения, ссылку на статью 77 ТК, дату расторжения договора. В конце документа с левой стороны ставится дата, а напротив неё — подпись сотрудника.

Расторжение рабочих отношений по инициативе работодателя будет незаконным во время нахождения увольняемого в отпуске или на больничном. Запрещено также увольнение беременных и несовершеннолетних. Для расторжения договора с последними необходимо получить разрешение государственной инспекции труда. Но все эти правила не распространяются на случай ликвидации организации.

Существует всего две причины, по которым наниматель может уволить сотрудника по своему желанию:

  • виновные действия работника;
  • обстоятельства, независящие от труженика.
  • К первой группе оснований относят грубое нарушение сотрудником трудовой дисциплины.
  • Это могут быть противоправные деяния, попадающие под уголовную ответственность, прогул, нахождение в нетрезвом состоянии в рабочее время, нарушение правил охраны труда или небрежное отношение к трудовым обязанностям.
  • Вторая группа причин подразумевает сокращение штатов или полную ликвидацию предприятия, ухудшение здоровья работника, повлёкшее неспособность выполнять им свои обязанности.

  Подготовка приказа о назначении генерального директора

Независящие обстоятельства

В этом случае одним из главных условий увольнения является предупреждение работника о разрыве с ним трудового договора не менее чем за два месяца. При этом организация должна приложить все усилия для поиска подходящей ему новой работы, а также заплатить положенные выплаты и компенсацию.

Процедура увольнения по независящим от работника причинам состоит из следующих этапов:

  • вручение письменного уведомления за два месяца до даты увольнения под расписку;
  • беседа с начальником и предложение всех доступных вакантных должностей;
  • издание приказа об увольнении;
  • полный расчёт.

В этом случае важно все доступные вакансии предлагать сотруднику в письменной форме. Это поможет в дальнейшем избежать возможного судебного разбирательства.

Виновные действия

Увольнение по дисциплинарным проступкам происходит иным образом. Для того чтобы прервать трудовые отношения по этой статье, работодателю необходимо иметь чёткие доказательства вины работника.

Порядок увольнения можно представить следующим образом:

  • получение информации о дисциплинарном проступке;
  • сбор доказательной базы;
  • письменное объяснение работником своего поступка;
  • издание распоряжения о дисциплинарном наказании в виде увольнения;
  • выдача трудовой с записью об увольнении по статье 81 Трудового кодекса.

Важно также отметить, что все собранные доказательства должны иметь письменное отражение, иначе приказ об увольнении может быть обжалован в суде.

Читайте также:  Статья 2. нотариус в российской федерации

В случае отказа работника подписать приказ составляется акт в присутствии трёх свидетелей, который они должны удостоверить своими подписями.

Если сотрудник не забирает свою трудовую книжку, тогда ему высылается уведомление по почте. Именно с этого дня работодатель освобождается от ответственности за задержку её выдачи. Срок хранения трудовой книжки устанавливается законодательством не менее 50 лет. Уволенный может обратиться с письменным запросом о передаче трудовой третьим лицам или её отправке ему по почте.

Источник: https://trud.help/docs/prikaz-ob-osvobozhdenii-ot-zanimaemoy-dolzhnosti/

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Статья 6В новой редакции, внесенной Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2021 г. № 6-ФКЗ Уполномоченным может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 8

Анализ практики

Председатель суда: особая роль и особые требования.

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации  послужило правовой основой происходящих в нашей стране  преобразований, включая сферу судебной власти.

           В рамках совершенствования законодательства  о судебной власти   правовые акты, касающиеся статуса судей, в  2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену  пришел особый порядок наделения судей полномочиями.

            Высокое  предназначение судьи  обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности.

В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации»  судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей  может быть  гражданин Российской Федерации, достигший возраста  25 лет, имеющий  высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

  У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден  постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).

               Отбор кандидатов  на должность судьи  осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов.

Любой гражданин, отвечающий  перечисленным выше требованиям и сдавший  квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации  его на вакантную должность.

Но здесь необходимо учесть, что кандидаты  в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им  право судить других людей.

                При этом в силу пункта 2 ст.

11 названного закона  судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается  на должность  сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен  на ту же должность без ограничения срока  полномочий до достижения им предельного возраста  пребывания  в должности  судьи ( 70 лет).

               Перечисленные выше требования,  предъявляемые к кандидатам на должность судьи,  в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями  председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.

                С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года  в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность  Президентом Российской Федерации сроком на  шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя  (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. 

              Отклоненные кандидатуры  на должности председателей и заместителей председателей судов того же  суда могут быть повторно представлены для назначения не  ранее, чем через год.

               Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на  который они назначены.

               В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении  изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в  Российской Федерации»  начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного  Федерального закона, определяется в следующем порядке.

Срок  пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного  на  должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется  с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок  пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и  месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

              Произошедшая в соответствии с названным  законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.

               Не позднее, чем за шесть месяцев  до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов  федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий  с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места  рассмотрения поступивших заявлений.

                При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и  заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть   вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.

                Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей  судов и их заместителей составляет шесть лет,  логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет.

Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда.

Однако такой подход  не отвечает  конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.

                 Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот  возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.

                  Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто  отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.

                   На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.

                   Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда  — это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями.  Прежде всего, он – судья.

                  Исходя из нормы  пункта  3 ст. 11  Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком  на три года. В то же время в силу   пунктов 6 — 8 ст.

6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет.

Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.

                   Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель  помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи,  закрепил за ними и  осуществление иных  процессуальных полномочий .

                   В силу ст. 6.2 Закона « О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации  работы суда.

  •                     Заместитель председателя суда осуществляет  полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
  •                     При этом закон допускает возможность  досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с  неисполнением или ненадлежащим  исполнением ими своих должностных обязанностей.
  •                    Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует   о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки  в организации работы судов.

                  Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области  в 2004-2005 годах  освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей.

   Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов,  неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах  статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д.

В Истринском  городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения   полномочия трое судей.

                  В преддверии  предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи  требующиеся  деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.

Читайте также:  Статья 43. обеспечение безопасности космических и летательных аппаратов с ядерными установками и радиационными источниками

Исполнение обязанностей по вакантной должности: приказ, срок исполнения

Нередко на предприятиях после увольнения какого-либо сотрудника его должность остается свободной. Некоторые работодатели не спешат корректировать штатное расписание и исключать из него вакантные места. Вместо этого они возлагают на действующих сотрудников исполнение обязанностей по вакантным должностям. Между тем такое действие не совсем законно.

Замещение отсутствующего сотрудника

Согласно законодательству, назначение действующего работника на должность служащего, находящегося в командировке, в отпуске, на лечении и пр., является переводом. Замещение отсутствующего сотрудника обусловлено производственной необходимостью. Законодательство допускает перевод на другую работу без согласия служащего.

Поскольку речь идет не о вакантной должности, срок временного исполнения обязанностей по ней строго ограничен. Он не может превышать месяца в течение года (календарного).

Совмещение и временное замещение: главные особенности

Совмещение профессий устанавливают, когда должность по определённым причинам остаётся вакантной. Временное замещение предполагает, что сотрудник за должностью числится, но сейчас не имеет возможностей исполнять свои прямые обязанности. Обычно это связано со следующими причинами:

  • Повышение квалификации.
  • Командировка.
  • Болезнь.
  • Отпуск, и так далее.

При совмещении разрешают выполнять дополнительную работу, только если она связана с другой работой или должностью. Временное замещение предполагает различные варианты сотрудничества.

Сложности на практике

Как и в случае с вакантной должностью, исполнение обязанностей по месту трудовой деятельности временно отсутствующего сотрудника возможно при наличии соответствующей квалификации. Если замещение служащего предполагает более низкий ее уровень, необходимо письменное согласие переводимого сотрудника.

Реализация указанного правила может вызывать некоторые проблемы на практике. Дело в том, что ТК не закрепляет критериев сравнения квалификации разных специальностей, должностей и профессий. Это означает, что работодатель должен сам разработать такую систему оценивания. Разумеется, все критерии должны быть официально закреплены локальными актами, а персонал – ознакомлен с ними.

Работодателю необходимо действовать очень осторожно, не нарушая интересы и права сотрудников. Все решения должны приниматься исключительно в рамках законодательства. В противном случае может возникнуть трудовой спор.

Нюансы

Если замещение должности отсутствующего сотрудника осуществляется служащим с освобождением от основной его деятельности, он может рассчитывать на получение зарплаты в сумме, не меньшей, чем средний заработок, который он получал на своем рабочем месте.

Общие правила определения средней з/п устанавливаются Правительством в Постановлении № 213 от 2003 г.

Исполнение обязанностей по вакантной должности

Выше уже говорилось о том, что назначение сотрудника на место отсутствующего работника является переводом. Такая ситуация возможна, если служащий отсутствует временно, т. е. он не уволен с предприятия. Этой же позиции придерживаются и суды.

В частности, можно обратить внимание на Постановление Пленума ВС № 16 от 1992 г. В 12 пункте этого документа дается толкование положений 26 статьи КЗоТ РСФСР. Несмотря на то что этот Кодекс давно не действует, многие его нормы можно применить сегодня.

Более того, формулировки статей 26 КЗоТ и 74 ТК в части, регламентирующей перевод служащего на место временно отсутствующего работника по инициативе нанимателя, совпадают.

Соответственно, отсутствуют всякие сомнения по поводу того, что судебные органы при рассмотрении трудовых споров будут принимать во внимание пояснения, данные в указанном Постановлении.

В 12 пункте документа закреплено, что исполнение обязанностей по вакантной должности в течение определенного периода возможно по письменному согласию сотрудника.

Из этого следует, что Верховным судом, фактически, был введен новый вид переводов служащих на другую работу. Между тем, по трудовому законодательству, исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается.

Следовательно, положение, присутствующее в Постановлении Пленума применить нельзя.

Сказанное выше означает, что приказ об исполнении обязанностей по вакантной должности можно признать недействительным. В локальном документе должна использоваться совершенно иная формулировка. Многие руководители, пользуясь неосведомленностью граждан, их юридической неграмотностью, издают явно противоправные распоряжения. Следует помнить, что любое решение нанимателя можно оспорить.

За вакантную должность можно назначить исполняющим обязанности

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с исполнением работником обязанностей временно отсутствующего работника или с исполнением обязанностей по вакантной должности в тех случаях, когда работник освобождается от выполнения его основной (прежней) работы.

Правовое регулирование отношений, связанных с назначением работника исполняющим обязанности, осуществляется нормами Трудового кодекса РФ, Разъяснением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 29.12.

  Правильное оформление гендиректора по совместительству

1965 N 30/32 «О порядке оплаты временного заместительства» (действующим в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ) (далее — Разъяснение), иными правовыми актами Российской Федерации и действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами Союза ССР.

Исполнение обязанностей на вакантной должности или как наказать жадного раб

Соответственно, отсутствуют всякие сомнения по поводу того, что судебные органы при рассмотрении трудовых споров будут принимать во внимание пояснения, данные в указанном Постановлении. В 12 пункте документа закреплено, что исполнение обязанностей по вакантной должности в течение определенного периода возможно по письменному согласию сотрудника.

Из этого следует, что Верховным судом, фактически, был введен новый вид переводов служащих на другую работу. Между тем, по трудовому законодательству, исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается.

Вопросы о сроках

Многие несведущие граждане интересуются, какой срок исполнения обязанностей по вакантной должности может устанавливаться распоряжением руководителя? В ТК на этот счет ничего не говорится.

Разъяснения в трудовом законодательстве отсутствуют потому, что такая форма перевода работника вообще не предусмотрена. Следовательно, говорить о каком-либо (в том числе непрерывном) сроке исполнения обязанностей по вакантной должности не совсем корректно.

В таких случаях следует считать, что сотрудник переведен на место постоянно. Для этого, в свою очередь, необходимо согласие служащего. Обратимся к пояснениям ВС.

В Постановлении № 16 указано, что если работодатель перевел работника без его согласия, а тот, в свою очередь, приступил к трудовой деятельности добровольно, то данное действие может быть признано законным. Следовательно, служащий будет считаться занимающим должность с 1-го дня перевода.

Установление какого-то конкретного срока исполнения обязанностей по вакантной должности юридического значения для регулирования трудовых отношений не имеет. Такое временное назначение служащего необходимо считать постоянным переводом на другое место (при наличии согласия от него) в соответствии с 72 статьей ТК.

Разные сроки

Сроки работы ВРИО устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника (ч. 3 ст. 60.2 ТК). То есть дополнительная работа может выполняться до той поры, пока не исчезнет необходимость или самого трудоголика не «оттащат» родственники для сохранения его же здоровья.

Однако для ВРИО перевод имеет ограничение по сроку: до одного года – в общем случае, до выхода на работу замещаемого работника – в случае, если за последним на время отсутствия в соответствии с законом сохраняется место.

В последнем варианте возможны некоторые трения вплоть до судебных претензий.

Поскольку период отсутствия нужного специалиста не должен нарушать нормальную деятельность организации, латается «кадровая дыра», а возвращение работника через несколько месяцев, а, возможно, и лет, создает кадровую проблему, разрешение которой требует не ума и сообразительности, а проявления мудрой дальновидности руководителя для бесперебойной и бесконфликтной работы.

Если с сотрудником был заключен срочный договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, то он прекращается с выходом этого специалиста (ст. 79 ТК). Причем, это может произойти как через три года, например, по окончании отпуска по уходу за ребенком, так и в любой день, когда коллега решит прервать свое отсутствие.

Оформление

При назначении сотрудника на вакантную должность применяется стандартная процедура приема на работу или перевода. В первом случае кандидат предоставляет все необходимые документы, пишет заявление. Работодатель и гражданин заключают договор.

Перед подписанием кандидату необходимо внимательно ознакомиться с содержанием документа. Дело в том, что некоторые работодатели используют некорректные формулировки. Подписание договора означает добровольное согласие с условиями трудовой деятельности.

Зачастую работодатели пользуются юридической неграмотностью сотрудников и назначают их исполняющими обязанности по вакантным должностям. А работники, в свою очередь, добровольно на это соглашаются.

На практике выходит так, что сотрудники выполняют и свою, и чужую работу. Оплата труда, в свою очередь, как правило, в таких случаях не соответствует объему трудовой деятельности.

Такие ситуации оспорить достаточно сложно, поскольку наниматели берут у служащих письменное согласие. Зачастую единственным выходом является увольнение.

Тем не менее при возникновении таких противоречивых ситуаций целесообразно обратиться в трудовую инспекцию.

По сути, работник может отказаться от выполнения дополнительных обязанностей. Для этого ему нужно напрямую обратиться к работодателю, написать заявление.

  Спросите Итана: как стать астрофизиком или космонавтом?

Стоит сказать, что многие служащие осознанно соглашаются с предложением работодателя.

Обычно это связано с обещаниями нанимателя выплачивать высокое вознаграждение. Но на деле далеко не всегда сотрудник получает ожидаемую сумму. В таких ситуациях и начинаются проблемы.

С одной стороны, действия работодателя не законны, с другой – служащий сам согласился на условия.

Оформление реквизита «Подпись» в отсутствие должностного лица

Возможность образования временного единоличного исполнительного органа предусмотрена в п. 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Это возможно, если директор либо отстранен от должности, либо не может исполнять свои обязанности. Вопросы образования подобного «временного правительства» отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) либо общего собрания акционеров.

Читайте также:  Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

В любом случае порядок образования временного исполнительного органа должен быть зафиксирован в уставе общества.

Что следует делать в возникшей ситуации «безвластия»? Обязательно ознакомиться с этим порядком и привести штатное расписание в соответствие с уставом. То есть если в уставе сказано, что временным единоличным исполнительным органом является, допустим, «вице-президент», ­убедиться, что в штатном расписании такая должность присутствует и делать его первым лицом в АО.

Отметим, что в Законе об ООО нет подобного пункта.

Как грамотно это оформить с позиции трудового законодательства? Начнем с того, что не существует ни должности, ни тем более профессии «исполняющий обязанности». Такое определение вы не встретите ни в ТК РФ, ни в другом нормативном правовом акте сферы труда.

Однако существует понятие «исполнение обязанностей временно отсутствующего работника» (в ст. 60.2, 151 ТК РФ).

Ключевые для нас слова – «временно отсутствующий», то есть это тот случай, когда определенный человек занимает должность руководителя, но он временно отсутствует на рабочем месте по причине отпуска, болезни, командировки и т.д.

Для этих ситуаций ТК РФ предусмотрел совмещение должностей (расширение зон обслуживания, увеличение объема работ), временный перевод либо заключение срочного договора. Если же должность руководителя вакантна, будут действовать иные правила.

Итак, должности «исполняющий обязанности»

кого бы то ни было не существует. Кроме того, в п. 2 Разъяснений 1965 года3 указано, что нельзя исполнять обязанности по вакантной должности. Исключение – должность, назначение на которую производится вышестоящим органом управления.

И то в течение 2 месяцев вопрос о назначении на должность на постоянной основе должен быть решен. Данное исключение было актуально в период СССР, когда на высокие должности ­назначали «свыше». Сейчас ономожет быть применимо к бюджетным учреждениям .

Если вышестоящий орган назначил на вакантную должность временного исполняющего обязанности, то руководитель организации обязан не позднее месячного срока представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность.

В свою очередь вышестоящий орган в месячный срок со дня получения документов должен сообщить руководителю о своем решении.

Таким образом, временный исполняющий обязанности может оставаться в этом статусе не более двух месяцев: в итоге он назначается на должность постоянно либо в случае отрицательного решения ему должна быть предложена другая работа. При отсутствии соответствующей работы или отказе от предложения он освобождается от работы по основаниям, предусмотренным законодательством, например, по соглашению сторон.

Если на вакантную должность хотят временно назначить заместителя директора (или другого сотрудника организации), ТК РФ позволяет сделать это в порядке временного перевода сроком не больше 1 года

(ст. 72.2 ТК РФ). И не забывайте уведомить налоговые органы о новом «временном» ­руководителе. Не позднее чем через 1 год должен быть решен вопрос о постоянном переводе бывшего заместителя на должность директора либо об ­обратном переводе его на прежнюю ­должность.

Для назначения человека «со стороны» потребуется заключение срочного трудового договора

на должность руководителя. Еще раз повторяем: назначать на должность «исполняющего обязанности директора» нельзя, да и нет необходимости, ведь заключение срочного трудового договора уже предполагает временность такой работы.

В каких случаях на гражданской службе применяются положения статьи 30 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-фз «о государственной гражданской службе российской федерации»?

Статьей 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предусматривается временное замещение иной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).

В соответствии с частью 1 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

  • Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.
  • Вместе с тем, указанные положения статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ на практике не применяются по следующей причине.
  • В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
  • Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы с гражданским служащим заключается служебный контракт.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином Российской Федерации, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

  1. С учетом указанных положений статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя не вправе назначить гражданского служащего на должность гражданской службы и заключить служебный контракт без согласия гражданского служащего.
  2. В этой связи на практике применяются только положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ.
  3. В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
  4. Гражданский служащий может быть назначен на необусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, если уровень его профессионального образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности или направлению подготовки соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
  5. При согласии гражданского служащего на временное назначение на другую должность гражданской службы с ним прекращается служебный контракт по ранее замещаемой должности гражданской службы, и он освобождается от этой должности.
  6. На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы на период временного отсутствия другого гражданского служащего с согласившимся на ее замещение гражданским служащим в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ заключается срочный служебный контракт.
  7. Срок срочного служебного контракта зависит от продолжительности отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.
  8. Ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится вакантной и назначение гражданского служащего вновь на эту должность, если по истечении срока срочного служебного она будет вакантной, возможно в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ по результатам конкурса или в случаях, указанных в части 2 данной статьи – без конкурса.
  9. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, и гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
  10. Учитывая изложенное, на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, на указанную должность в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ возможно назначение гражданина Российской Федерации или гражданского служащего, у которого истекает срок действия срочного служебного контракта.
  11. Положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ применяются, как правило, в случае нахождения гражданского служащего в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание.
  12. В случае нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, командировке, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, нормы части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ не применяются.
  13. При непродолжительном отсутствии гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, обязанности по этой должности исполняются другим гражданским служащим, в должностном регламенте которого предусмотрено замещение должности временно отсутствующего гражданского служащего.

Если на должность временно отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание, не назначен гражданин Российской Федерации или другой гражданский служащий, то с согласия другого гражданского служащего представителем нанимателя на него может быть возложено исполнение обязанностей по должности гражданской службы временно отсутствующего гражданского служащего без освобождения от исполнения обязанностей по замещаемой данным гражданским служащим должности гражданской службы. В данном случае издается соответствующий приказ государственного органа, в котором представителем нанимателя может устанавливаться выплата за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего гражданского служащего.

Ссылка на основную публикацию