Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

23 марта, 2018

Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

На сегодняшний день функции уполномоченного органа в области промышленной безопасности в нашей стране выполняет Ростехнадзор. Некоторое время назад это ведомство действовало под наименованием Госгортехнадзор. Однако в 2004 году оно было заменено на современное название.

Деятельность организации на местах осуществляется силами территориальных органов. Основные функции ведомства определены содержанием Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. N 1170. Полномочия и задачи Ростехнадзора зафиксированы в Постановлении Правительства N 401.

Задачи федерального органа в области промышленной безопасности

Основные функции Ростехнадзора в качестве основного государственного органа в области промбезопасности определены положениями 116-ФЗ. Этот нормативный документ устанавливает, что ключевыми задачами организации в данной сфере деятельности являются:

  • формирование и применение принципов государственной политики в области обеспечения промбезопасности;
  • осуществление контрольно-надзорной работы в отношении подведомственных предприятий;
  • выполнение задач по контролю выполнения требований действующего законодательства в специальных сферах деятельности. К ним относятся электроэнергетика, атомная энергетика, строительная сфера, горнодобывающая промышленность и иные области.

Полномочия Ростехнадзора

Положения актуального законодательства предоставляют Ростехнадзору широкий спектр полномочий, включая:

  • выполнение контролирующих и надзорных мероприятий в рамках своих функций;
  • предоставление лицензий на выполнение работ в областях промышленной деятельности, для которых наличие лицензии является обязательным требованием;
  • ведение реестров объектов производственной деятельности, которые имеют повышенную опасность, деклараций промбезопасности и других информационных баз в соответствии с законодательством. Данная работа предполагает внесение сведений в реестры и их своевременную актуализацию на основании сведений, предоставляемых эксплуатирующими компаниями;
  • проведение государственных экспертиз промбезопасности с выдачей соответствующих заключений в ситуациях, предусмотренных действующими правовыми актами;
  • другие полномочия, предусмотренные содержанием законодательства.
  • Пожалуйста, оцените качество статьи:
  • Рейтинг статьи:

Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

При федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности действует Академия криптографии Российской Федерации. Устав Академии криптографии Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

  • Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности
  • Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
  • Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
  • Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности
  • Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:
  • законность;
  • уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • гуманизм;
  • единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
  • конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
  • Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

  1. Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.
  2. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.
  3. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов федеральной службы безопасности возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.
  • Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  • В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
  • Должностные лица органов федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  • Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности

Сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, уволенных из органов федеральной службы безопасности, гражданах, поступающих на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, могут передаваться органами федеральной службы безопасности другим государственным органам, иным организациям и гражданам только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В остальных случаях указанные сведения могут передаваться на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченного им должностного лица.

Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

  1. Физические лица допускаются к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  2. Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов федеральной службы безопасности.
  3. Физические лица допускаются к участию в контрразведывательной деятельности, борьбе с терроризмом и преступностью, разведывательной деятельности, пограничной деятельности и деятельности по обеспечению информационной безопасности, осуществляемой органами федеральной службы безопасности (далее — оперативно-служебная деятельность), и (или) к материалам, полученным в результате осуществления такой деятельности, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
  4. Документы и материалы, содержащие сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами федеральной службы безопасности оперативно-служебной деятельности, подлежат хранению в органах федеральной службы безопасности.
  5. Материалы архивов федеральной службы безопасности, представляющие историческую, научную ценность и рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасности

  • Земельные участки и имущество органов федеральной службы безопасности (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью.
  • Обеспечение деятельности федеральной службы безопасности, включая материально-техническое, финансовое обеспечение и создание обеспечивающей инфраструктуры, является расходным обязательством Российской Федерации.
  • Органы федеральной службы безопасности без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевую технику, боевое ручное стрелковое и холодное оружие, принятое на вооружение органов федеральной службы безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, другое служебное и гражданское оружие (далее — оружие) и боеприпасы к нему.
  • Продажа, передача, вывоз с территории Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации средств вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, которые могут использоваться органами федеральной службы безопасности, осуществляются органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  • Нормы обеспечения основными образцами (системами, комплексами) вооружения, военной и специальной техники, нормы расхода моторесурсов и горючего, а также порядок принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта и списания образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядок подготовки органов федеральной службы безопасности к действиям, связанным с применением образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации перечнем основных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядком и нормами материально-технического обеспечения органов федеральной службы безопасности.
  • Строительство, реконструкция или предоставление объектов, предназначенных для расквартирования органов федеральной службы безопасности, осуществляются в соответствии с порядком и нормами, установленными Правительством Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с учетом особенностей, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности), за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, по инициативе которых осуществляется строительство или реконструкция указанных объектов.
  • Органы федеральной службы безопасности могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  • Предприятия, учреждения и организации, созданные или создаваемые для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, осуществляют свою деятельность без лицензирования и приватизации не подлежат.
Читайте также:  Статья 35.10. Дипломатическая защита прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в связи с временным вывозом культурных ценностей

Органы федеральной службы безопасности вправе принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации во владение и в пользование от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан Российской Федерации транспортные средства и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на указанные органы федеральным законодательством. Порядок использования указанного имущества определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Земля и природные ресурсы используются органами федеральной службы безопасности в соответствии с федеральным законодательством. Органы федеральной службы безопасности освобождаются от всех форм платы за использование природных ресурсов.

  1. Глава II. Основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности
  2. Статья 8. Направления деятельности органов федеральной службы безопасности
  3. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
  4. контрразведывательная деятельность;
  5. борьба с терроризмом;
  6. борьба с преступностью;
  7. разведывательная деятельность;
  8. пограничная деятельность;
  9. обеспечение информационной безопасности.
  10. Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Система и компетенция федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность Российской Федерации

В соответствии с федеральными законами безопасность Российской Федерации как государства обеспечивают следующие виды органов исполнительной власти: 1) органы федеральной службы безопасности; 2) органы внешней разведки; 3) федеральные органы государственной охраны; 4) органы федеральной фельдъегерской связи; 5) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; 6) Главное управление специальных программ Президента РФ и Служба специальных объектов при Президенте РФ.

Органы федеральной службы безопасности

Закон о службе безопасности отнес к органам федеральной службы безопасности: 1) федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ России); 2) управления (отделы) ФСБ России но отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); 3) управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления {органы безопасности в войсках); 4) управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной службе {пограничные органы); 5) другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа исполнительной власти или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности {другие органы безопасности); 6) авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности1 [168. Ст. 2].

Федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России).

Основы ее организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 |270|.

При ФСБ России действует Академия криптографии Российской Федерации.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти. Руководит ее деятельностью Президент РФ. Он утверждает Положение о ФСБ России и структуру органов федеральной службы безопасности. Правительство РФ координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.

  • Сфера деятельности ФСБ России включает: 1) обеспечение безопасности РФ, борьбу с терроризмом, защиту и охрану государственной границы РФ, охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов; 2) обеспечение информационной безопасности РФ; 3) непосредственную реализацию основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности, определенных федеральным законодательством; 4) координацию контрразведывательной деятельности федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
  • Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов: а) законности; б) централизации управления органами федеральной службы безопасности; в) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; г) гуманизма; д) уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; е) мирного разрешения пограничных споров; ж) взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств; з) конспирации; и) сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
  • Основные задачи ФСБ России: 1) управление органами безопасности, а также организация их деятельности; 2) информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также по их поручениям — федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности Российской Федерации; 3) организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; 4) координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности; 5) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности; 6) организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти; 7) организация и осуществление борьбы с терроризмом и обеспечение борьбы с диверсионной деятельностью; 8) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности; 9) организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ добывания и обработки разведывательной информации; 10) организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы; 11) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку; 12) обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено КоАП РФ к ведению органов безопасности; 13) организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; 14) формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности; 15) организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.
Читайте также:  Глава v. морские научные исследования

ФСБ России в целях решения возложенных на нее основных задач осуществляет в соответствии с федеральным законодательством, в установленном порядке и в пределах своих полномочий многочисленные функции (виды деятельности) [270. Разд. III].

Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

     
     Федеральный
орган исполнительной власти в области
обеспечения безопасности создает свои
территориальные органы, организует
деятельность указанных органов и
пограничных войск, издает в пределах
своих полномочий нормативные акты и
непосредственно реализует основные
направления деятельности органов
федеральной службы безопасности и
пограничных войск.

     
     При
федеральном органе исполнительной
власти в области обеспечения безопасности
действует Академия криптографии
Российской Федерации. Устав Академии
криптографии Российской Федерации
утверждается Президентом Российской
Федерации.
     (Статья в
редакции, введенной в действие с 1 июля
2003 года Федеральным
законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ,
— см.

предыдущую редакцию)

Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности

     
     Правовую
основу деятельности федеральной службы
безопасности составляют Конституция
Российской Федерации, настоящий
Федеральный закон, другие федеральные
законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации.

     
     Деятельность
федеральной службы безопасности
осуществляется также в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации.

     (Статья в
редакции, введенной в действие с 1 июля
2003 годаФедеральным
законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ,
— см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности

     
     Деятельность
федеральной службы безопасности
осуществляется на основе следующих
принципов:
     
     законность;
     
     уважение
и соблюдение прав и свобод человека и
гражданина;
     
     гуманизм;
     
     единство
системы органов федеральной службы
безопасности и пограничных войск, а
также централизация управления
ими;
     
     конспирация,
сочетание гласных и негласных методов
и средств деятельности.
     (Статья
в редакции, введенной в действие с 1 июля
2003 года Федеральным
законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ,
— см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности

     Государство
гарантирует соблюдение прав и свобод
человека и гражданина при осуществлении
федеральной службой безопасности своей
деятельности.

Не допускается ограничение
прав и свобод человека и гражданина, за
исключением случаев, предусмотренных
федеральными конституционными законами
и федеральными законами.
     

zEUg/img-ur53NE.png» width=»16″>Следующая
часть документа

  Лицо,
полагающее, что органами федеральной
службы безопасности, пограничными
войсками либо их должностными лицами
нарушены его права и свободы, вправе
обжаловать действия указанных органов,
войск и должностных лиц в вышестоящий
орган федеральной службы безопасности,
прокуратуру или суд.

     
     Государственные
органы, предприятия, учреждения и
организации независимо от форм
собственности, а также общественные
объединения и граждане вправе в
соответствии с законодательством
Российской Федерации получать разъяснения
и информацию от органов федеральной
службы безопасности и пограничных войск
в случае ограничения своих прав и
свобод.

     
     Государственные
органы, предприятия, учреждения и
организации независимо от форм
собственности, а также общественные
объединения и граждане вправе требовать
от органов федеральной службы безопасности
и пограничных войск возмещения
материального ущерба и морального
вреда, причиненного действиями должностных
лиц органов федеральной службы
безопасности и пограничных войск при
исполнении ими служебных
обязанностей.
     
     Полученные
в процессе деятельности органов
федеральной службы безопасности и
пограничных войск сведения о частной
жизни, затрагивающие честь и достоинство
гражданина или способные причинить
вред его законным интересам, не могут
сообщаться органами федеральной службы
безопасности и пограничными войсками
кому бы то ни было без добровольного
согласия гражданина, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными
законами.
     
     В
случае нарушения сотрудниками органов
федеральной службы безопасности прав
и свобод человека и гражданина руководитель
соответствующего органа федеральной
службы безопасности, прокурор или судья
обязаны принять меры по восстановлению
этих прав и свобод, возмещению причиненного
ущерба и привлечению виновных к
ответственности, предусмотренной
законодательством Российской
Федерации.
     
     Должностные
лица органов федеральной службы
безопасности и пограничных войск,
допустившие злоупотребление властью
или превышение служебных полномочий,
несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской
Федерации.
     (Статья в
редакции, введенной в действие с 1 июля
2003 года Федеральным
законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ,
— см. предыдущую редакцию)

Статья 23.45. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны

СТ 23.45 КоАП РФ

1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 и 7 статьи 13.12, частью 2 статьи 13.13 настоящего Кодекса.

  • 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
  • 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности Российской Федерации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти;
  • 2) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, его заместители;
  • 3) утратил силу с 1 июля 2003 г.;
  • 4) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, его заместители;
  • 5) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  • 6) руководители подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности Российской Федерации, обороны Российской Федерации, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну, их заместители.

Комментарий к Ст. 23.45 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Статья 20 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» называет три группы органов защиты государственной тайны:

  1. 1) межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
  2. 2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;
  3. 3) органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
  4. Однако правом рассмотрения дел об административных правонарушениях наделен только орган защиты государственной тайны из второй группы.
  5. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, является ФСБ России.

В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11.08.

2003 N 960, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

  • Федеральная служба безопасности РФ для выполнения задач, возложенных на органы безопасности, и обеспечения их деятельности создает в установленном порядке структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы безопасности, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения.
  • Федеральную службу безопасности РФ возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
  • Федеральная служба безопасности РФ имеет в своем составе службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции:
  • — управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
  • — управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  • — управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);
  • — другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
  • — авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные организации, научные, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения, организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности.
  • Должностные лица ФСБ России имеют право выявлять административные правонарушения, составлять протоколы о них, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным КоАП РФ к ведению органов Федеральной службы безопасности.
  • Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, является Минобороны России.
Читайте также:  Статья 3. требования, предъявляемые к судье

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.

2004 N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны России организаций.

Минобороны России возглавляет Министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внешней разведки, является СВР России.

Правовые основы деятельности и статус СВР России регулируются Федеральным законом от 10.01.1996 N 5-ФЗ «О внешней разведке».

  1. Служба внешней разведки РФ в пределах своих полномочий осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
  2. Служба внешней разведки РФ наделена правом рассмотрения дел об административных правонарушениях в области защиты государственной тайны.
  3. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, является ФСТЭК России.

Согласно Положению о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.

2004 N 1085, ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.

Служба организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею. Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент РФ.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю подведомственна Минобороны России.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю в целях реализации своих полномочий имеет право рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.

Все вышеназванные органы защиты государственной тайны осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

К ним, в частности, относятся: руководитель ФСБ России, его заместители, руководители территориальных органов ФСБ России, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФСБ России; руководитель Минобороны России, его заместители; руководитель СВР России, его заместители; руководитель ФСТЭК России, его заместители; руководители подразделений указанных органов, их заместители.

Другой комментарий к Статье 23.45 КоАП РФ

Место и роль органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного прав

Роль органов исполнительной власти прописана в законе «О безопасности» в Статья 11, 12 полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства РФ в области обеспечения безопасности.

Функции исполнительной власти —подзаконодательное регулирование; — осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества; административное правоприменение; — административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти.

Ее основное назначение — организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения.

Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства.

Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться.

Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение.

Отсюда исполнительная власть — это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:издание правовых актов управления; использование распорядительных и контрольных полномочий; заключение административных договоров; проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

  • органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
  • корпус государственных служащих;
  • юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура — организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры.

Ссылка на основную публикацию