Статья 2.5. ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Рубрика: Репортажи Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

В Москве завершилась выставка AgroFarm-2017. Одной из тем, оказавшихся в центре внимания участников деловой программы мероприятия, стала проблема идентификации животных в России. Варианты ее решения обсуждаются давно, но сдвинуть дело с мертвой точки пока не удается. На одном из заседаний за круглым столом «Идентификация и систематизация поголовья скота в России», организованном в рамках выставки, речь шла о подходах и требованиях к учету, идентификации животных и законодательных изменениях в этой сфере. Наш корреспондент выяснил, что предлагает отраслевое ведомство и какие вопросы интересуют специалистов ветеринарных служб, представителей бизнес-сообщества. В России немало компаний, готовых предлагать свои услуги по автоматизации процедур учета и идентификации сельскохозяйственных животных, ведению базы данных.

Открывая заседание, модератор круглого стола, заместитель руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников напомнил, что в России содержится 85% поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы, имеющегося на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

И как это неудивительно, но только в нашей стране не урегулированы отношения в сфере идентификации животных, многое еще предстоит сделать на законодательном уровне. В Белоруссии и Кыргызстане уже приняты законы об идентификации, утверждены подзаконные акты.

В Казахстане соответствующие положения включены в закон о ветеринарии, определен порядок выполнения процедур.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

В России внесенные в 2015 году поправки в закон о ветеринарии предусматривают положения об идентификации. Принят перечень видов животных, подлежащих идентификации. Но этого явно недостаточно.

Что не получается, почему и что предлагает отраслевое ведомство? Ответить на эти вопросы попытался заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, который представил возможные подходы к идентификации сельскохозяйственных животных в нашей стране.

По выражению чиновника, существует несколько развилок в решении поставленных задач. В свое время дискутировали, принимать отдельный закон об идентификации животных или включить соответствующие положения в закон о ветеринарии.

«По логике вещей, конечно, нужно было принимать отдельный федеральный закон, поскольку эта масштабная задача касается и ветеринарии, и племенного дела, и фискальных вещей. Но ограничились положениями в закон о ветеринарии и отсылками к подзаконным актам, которые должен разработать Минсельхоз.

Над этими актами идет работа. Но законотворческий процесс у нас долгий, подзаконные нормативные акты без автора, то есть непонятно, кто их сотворил, и, как правило, компромиссные, поэтому неудобные в использовании, – обрисовал положение дел Николай Власов.

– И все-таки в этом году такой нормативный акт появится, мы сделаем все от нас зависящее», – пообещал чиновник.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Прежде чем перейти к сути идей Россельхознадзора, он заметил, что эти предложения чиновники пытались отрабатывать по разным связям с бизнес-сообществом и даже с ветеринарными службами России. Но попытка оказалась бесплодной – службы не отзываются на эти инициативы.

Тем не менее сегодня есть понимание, что должно быть сделано. Прежде всего нужно четко разделять понятия учета животных (это общий термин) и процессов маркирования животных (снабжения их метками, позволяющими отличить одно животное от другого).

Процедуры различаются в зависимости от вида животных.

Развилки маркировки

В Россельхознадзоре не стали изобретать велосипед, а предпочли следить за ситуацией в отрасли, изучали опыт соседних стран.

Например, в коневодстве основной метод маркирования – чипирование, в животноводстве (крупный рогатый скот) – электронное биркование, позволяющее уменьшить количества ручного труда при выполнении ветеринарных процедур, диагностики и т.

 д. В ведомстве считают, что применительно к лошадям и коровам маркировка должна быть строго индивидуальной.

Способ маркирования овец и коз – еще одна из развилок в решении проблемы. Поскольку овцы живут в устойчивых группах, то теоретически возможна индивидуальная и групповая маркировка.

Овец и коз, которые содержатся в ЛПХ, предлагается маркировать индивидуально. Что касается стад, то вопрос нужно обсуждать с бизнес-сообщетвом.

При использовании группового маркирования придется вводить определенные ограничения, при индивидуальном маркировании таких ограничений не будет.

Свиней, содержащихся в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, следует маркировать индивидуально, для этого предлагается использовать кишечные метки (остаются в желудке, правда, дорогостоящие и не очень надежные) либо татуировку или бирку (машиночитаемые).

Животных на современных свиноводческих предприятиях не нужно маркировать, считают в Росельхознадзоре, достаточно их регистрации и учета. Если хозяйство, например, торгует поросятами, то их перед выходом предлагается маркировать.

В средних по масштабу свиноводческих хозяйствах возможно применение группового маркирования.

Для кошек и собак маркирование обязательное, что в интересах хозяев животных. Поскольку, например, с собакой без маркировки скоро фактически невозможно будет выехать за пределы России. Варианты маркировки – вживляемые чипы или неснимаемые ошейники. Альтернативный чипированию вариант недешевый, но выбор у владельца животного должен быть, считают в ведомстве.

Комнатных питомцев (птиц, аквариумных рыбок и т. п.) предлагается не маркировать. Птицы, которые содержатся в ЛПХ, подлежат групповому маркированию посредством кольцевания. На промышленных птицеводческих комплексах маркировать птиц не следует. Варианты маркирования племенных животных и птиц будут предлагать узкопрофильные специалисты в этой сфере.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Маркировку рыбы и других гидробионтов предлагается осуществлять исключительно в зоотехнических целях и племенной работы, отдельных гидробионтов маркировать не нужно. При этом важно обеспечить учет и идентификацию аквариумов или водоемов, в которых они содержаться. По мнению чиновников, не надо маркировать пчел и шмелей, учитывать следует ульи, обеспечив их идентификацию с пасекой.

Точность идентификации

Что касается процедуры идентификации, то Россельхознадзор предлагает следующую трактовку термина. Первичная идентификация животных – это сопоставление в информационных системах номера средства идентификации и данных конкретного животного.

На практике это означает, что по бирке или метке животного можно будет найти конкретные сведения о нем в базе данных (кто хозяин, где содержится, чем и когда привито и т. д.).

Чтобы такая информация попала в базу данных, нужен уникальный идентификатор, не связанный с видом животных.

Россельхознадзор предложил структуру индивидуального и стадного идентификаторов (применяются вместе или по отдельности).

Важность процедуры идентификации обусловлена тем, что во многих случаях нужно быстро получить информацию о животном и желательно точную.

Введение соответствующих данных (место рождения, порода, пол, возраст, продуктивность, диагностические исследования и др.) в информационную систему в Россельхознадзоре предлагают считать учетом.

С перечнем обязательных требований еще предстоит определиться.

«Битому неймется»

Когда речь зашла об информационной системе, то в очередной раз Россельхознадзор предложил использовать свою систему. По выражению Николая Власова, «битому неймется.

И отдавать эту функцию бизнес-сообществу, как сделано в Германии или Голландии, нецелесообразно. Иначе пользование базами данных будет платным. Да и среднее время жизни ООО в России таково, что все это, скорее всего, будет не надолго и ненадежно.

Альтернатива Россельхознадзору – Минсельхоз, Росрыболовство или Минприроды».

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Чиновник заметил, что содержание базы данных выходит далеко за функции и даже за интересы надзорного ведомства. Логичный вариант – передать базу данных в ведение Минсельхоза. «Но пока у нас не заработала информационная система в сфере сельского хозяйства, когда заработает – не очень понятно», – сказал Николай Власов.

Все предложения Россельхознадзора, о которых шла речь в выступлении его представителя, уже направлены в Минсельхоз России. Сроки принятия нормативных актов Николай Власов назвать затруднился.

Специалисты департамента ветеринарии Минсельхоза, которые разрабатывают правила идентификации животных, не готовы были дать свои комментарии в день проведения этого заседания в рамках выставки. 

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Вопросы без ответов

Еще одна тема выступления Николая Власова за круглым столом – электронная сертификация. Дискуссии в профессиональном сообществе по этому вопросу не прекращаются. Без идентификации не может быть прослеживаемости продукции и сертификации в электронном виде.

Читайте также:  Статья 90 АПК РФ. Основания обеспечительных мер (действующая редакция)

Ситуация в этой сфере, по данным на первую половину февраля, различается в зависимости от региона. По оценкам Россельхознадзора, 41 субъект РФ более-менее подготовлен к введению электронной сертификации. Эти регионы не «испытают шока при переходе. У всех остальных, если переход случится сегодня, будут большие проблемы», – резюмировал Николай Власов.

Вопросы к докладчику не заставили себя ждать, как только чиновник объявил о готовности на них ответить. Первым прозвучал вопрос о том, как будет решаться задача электронной сертификации в регионах, испытывающих проблемы с интернет-доступом.

Николай Власов считает, что такие регионы погоду не делают и в силу их особенности на этих территориях, как правило, ничего не производится. Кроме того, в правилах есть пункт, разрешающий удаленную работу по оформлению и гашению ветеринарных сертификатов.

При этом чиновник признал наличие проблемы: в некоторых российских районах нет ни цифровой электронной, ни телефонной связи.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Известно надзорному ведомству и о том, что сегодня к оформлению электронных ветеринарных сертификатов не готовы сетевые магазины, крупные торговые предприятия. Их веб-интерфейс не подходит для этих целей.

Но оформлять сертификаты придется, поскольку продукция до момента ее реализации направляется в собственную товаропроводящую сеть (на склады, в распределительные центры и т. п.). Предстоит проводить интеграцию целого ряда технологических процедур.

В настоящее время реализуется несколько пилотных проектов в этой сфере.

Ряд вопросов аудитории был связан с электронной идентификацией.

В частности, представитель одной из коммерческих компаний, разработавшей базу данных идентифицированных животных, попытался узнать, почему остаются без ответа обращения в федеральную службу с просьбой учесть опыт компании в этой сфере. Интересна ли государственным органам практика внедрения подобных решений? И куда такие предложения можно направлять?

Ответил Николай Власов следующее: «Обращаетесь вы к нам правильно. Если вам не ответили, это не значит, что вопрос не был замечен. Нам пока ответить нечего. Для начала должен быть определен орган государственной власти, который будет поддерживать информационную систему. Пока об этом говорить преждевременно.

Что касается роли бизнеса в целом в данном контексте (В подтексте вопроса бизнес интересовало именно это. – Прим. ред.), то позиция Россельхознадзора такова. Как орган госвласти мы не стремимся стать коммерческой компанией, предоставляющей электронные услуги.

Мы видим свои задачи в том, чтобы сформировать ядро федеральной системы, а интерфейс оставляем на разработку внутри бизнес-сообщества».

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Вместо заключения

Несмотря на большое количество времени, отведенного для обсуждения проблемы идентификации за круглым столом, широкий спектр прозвучавших мнений и готовности коммерческих компании активно участвовать в реализации проектов по автоматизации процессов и обмену данными между создаваемыми информационными системами, расставить все точки над «i» не удалось. Мы планируем вернуться к обсуждению вариантов идентификации животных. И приглашаем к участию в разговоре на интернет-страницах портала все заинтересованные стороны.

А пока юридическая служба Ассоциации «Ветбезопасность» подготовила информацию о действующих нормативно-правовых актах, которыми регулируются в России отношения в сфере идентификации животных, а также о проектах нормативно-правовых актов, подготовка которых продолжается.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Наша справка

В настоящее время отношения в сфере идентификации регулируются рядом нормативно-правовых актов. Согласно статьям 2.1 и 2.5 Закона РФ от 14 мая 1993 г.

№ 4979-I «О ветеринарии» животные (за исключением диких, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при идентификации и учете животных, являются ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных.

Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных должны установить порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

Согласно информации, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проект ветеринарных правил осуществления идентификации и учета животных проходит оценку регулирующего воздействия, по итогам которой готовится заключение.

Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161. В него включены:

1 Лошади, ослы, мулы и лошаки
2 Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки
3 Олени
4 Верблюды
5 Свиньи
6 Мелкий рогатый скот (овцы и козы)
7 Собаки и кошки
8 Домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки, цесарки, перепела, страусы)
9 Пушные звери (лисицы, соболя, норки, хорьки, песцы, енотовидные собаки, нутрии) и кролики
10 Пчелы
11 Рыбы и иные водные животные
  • Наряду с этим продолжается подготовка следующих проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере идентификации животных:
  • Проект решения Евразийской экономической комиссии об утверждении Положения о согласованных подходах при проведении идентификации, регистрации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения.
  • Проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными» является приоритетным в портфеле Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды.

www.ветеринария.рф

Подробности: Как нужно будет проводить идентификацию животных

Лонгриды 04 марта 2019 Г. 09:08, Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

Сегодня никто не может дать точный ответ на вопрос о том, сколько в российских домашних хозяйствах и крупных агрохолдингах живет животных. Из-за отсутствия единой системы невозможно узнать, где содержится скот, чем он болеет и куда перемещается. Milknews подготовил большой обзор инициативы-долгостроя Минсельхоза — проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности”, который должен обеспечить полноценный контроль за количеством животных в России.

 

Большое поголовье — большие трудности

 

В сфере учета поголовья животных и контроля за их перемещением Россия сегодня отстает от многих стран, включая даже страны ЕАЭС.

Беларусь и Казахстан за последние несколько лет урегулировали нормативную базу и успешно воплотили проекты по идентификации в жизнь, однако сложность применения подобного опыта в России связана с разницей в масштабах.

В России содержится более 80% всего совокупного поголовья КРС, свиней и птицы Евразийского экономического союза.

 

По данным Минсельхоза, сейчас в России более полумиллиона владельцев сельхозживотных. Министерство само утверждает, что учет скота в КФХ и ЛПХ ведется преимущественно косвенными методами и точностью результатов не отличается. Это, в том числе, стало повсеместной проблемой в ходе последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи, когда погрешность можно было измерять в районах.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных 

Какой будет идентификация в России?

 

Работа над созданием единой национальной системы по идентификации скота началась в 2008 году, когда Минсельхоз учредил рабочую группу для создания законопроекта.

Проект “Об утверждении Правил осуществления идентификации и учета животных” должен был начать действовать с 1 января 2018 года, но не прошел процедуру ОРВ в Минэкономразвития и с тех пор находился в “пассивной” стадии.

Работа над проектом была возобновлена только после указания президента о защите территорий РФ от африканской чумы свиней в 2015 году.

 

В теории идентификация скота должна стать одним из обязательных инструментов для достижения полной прослеживаемости.

Идея заключается в том, что после внедрения идентификации скота и “Меркурия” владельцы неучтенных животных потеряют не только юридическую, но и техническую возможность осуществлять с ними экономические действия: нельзя оформить сертификат на сырье, если его источник отсутствует. Это должно значительно усложнить работу нелегальных участников рынка, одновременно обезопасив потребителя и легальный бизнес.

Читайте также:  Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

 

В данный момент в правительстве рассчитывают, что система маркировки и учета животных должна начать полноценную работу до конца 2021 года. Ее сделали одним из пунктов национального проекта “Международная кооперация и экспорт”, который относится к федеральному проекту по экспорту продукции АПК.

 

Поправки в закон “О ветеринарии”, которые предусматривают систему для учета животных, были подготовлены Минсельхозом летом 2018 года. Изменениями вводятся понятия маркирования и учета животных, которые будут использоваться для обеспечения прослеживаемости “от поля до прилавка”.

 

Сама маркировка предполагает несколько типов средств идентификации: пластмассовые бирки, подкожные микрочипы, болюсы, татуировки, тавро, кольца или ошейники.

Для разных типов животных будут применяться либо визуальные, либо смешанные (визуальные и электронные) средства идентификации.

Так, например, КРС, лошади, олени, овцы и козы будут проходить индивидуальную маркировку, а товарные свиньи — групповую.

Предполагается, что законопроект позволит специалистам ветслужб оперативно выявлять источники, негативно влияющие на эпизоотическую ситуацию и устранять их, что в свою очередь позволит сократить расходы владельцев, связанные с лечением и гибелью животных. Кроме того, идентификация скота — одно из главных требований, предъявляемых третьими странами при выходе на экспорт.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных 

Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт неоднократно критиковал Минэкономразвития из-за того, что министерство несколько лет не согласовывало систему идентификации скота.

 

«Нам непонятна позиция Минэкономразвития. Ведь в комплексе система идентификации позволит усилить контроль: если мы в готовой продукции, к примеру, найдем антибиотики, то сможем проследить путь их попадания до конкретного животного.

Вы сегодня против того, чтобы антибиотики находили? Трудно бороться с попаданием антибактериальных средств в продукцию, если нет идентификации животных.

В Казахстане она есть, в Белоруссии — есть, а у нас нет», — заявил глава ведомства в ответ на письмо АКОРТ в МЭР.  

 

Инструменты для идентификации есть, а системы — нет

 

По словам старшего научного сотрудника лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ ФНЦ “ВИЖ им. Л.К.Эрнста” Алексея Тихомирова, пока что в стране нет единой системы идентификации, но на данный момент есть несколько инструментов, которые должны ее обеспечивать.

 

“Один из них — закон о племенном животноводстве, в соответствии с которым должен проводиться обязательный учет животных на племзаводах и племрепродукторах, где каждому животному должен быть присвоен свой идентификационный номер.

На практике же племенной учет не везде ведется на должном уровне, это приводит к ситуациям, когда при продаже скота и его переходе из одного предприятия в другое теряются бирки, получается путанница, и концов уже не найти” — рассказал Тихомиров.

 

По его словам, идентификация могла бы решать большое количество проблем, связанных с контролем и обеспечением безопасности не только в племенном, но и товарном секторе.

 

“Для товарного поголовья также проводят учет скота, однако сейчас это не позволяет оперативно выяснить, от какой коровы происходит сырье.

Во-первых, идентификация является одним из ключевых моментов в организации прослеживаемости, во-вторых, она дает понять, от каких животных получено сырье, в-третьих, позволяет контролировать распространение болезней.

Например, больных маститом коров необходимо доить отдельно от здоровых, за этим процессом важно четко следить. Недобросовестные производители доят маститных коров вместе со здоровыми, а больной скот, который лечат антибиотиками, должен быть на карантине.

Соответственно, так может произойти попадание остатков лекарственных средств в сырье, и без идентификации скота сложно выявить, от какой коровы антибиотики попали в молоко” — пояснил эксперт.

Еще одна из проблем — заболевания. С идентификацией можно пошагово отследить инфекционный процесс, понять, от какого животного пошло распространение болезни.

 

“Сейчас благодаря “Меркурию” мы можем узнать, с какой фермы молоко попало на перерабатывающее предприятие, но не можем выяснить, от каких животных это сырье было получено.

Необходимость идентификации сегодня активно обсуждается, об этом и говорил Сергей Данкверт на последнем съезде Союзмолоко.

Однако на данный момент нет четкого представления о том, как будет выглядеть система и как на практике будет реализована техническая часть этой инициативы” — заключил Тихомиров.  

 

Сколько придется выложить фермеру?

Изначально предполагалось, что данные о животных будут храниться в системе бесплатно, но за маркировку придется платить самим хозяйствам. В документе приведены среднерыночные цены на оптовую закупку средств маркировки.

Так, пластмассовая бирка стоит 14-20 рублей, микрочип и болюс — до 200 рублей, татуировка или тавро — до 500 рублей.

Кроме этой суммы хозяйствам также придется заплатить за услугу по установке или нанесению средства идентификации, что также стоит от 50 до 500 рублей за единицу скота.

 

Министерство ранее оценивало, что маркировка одного только КРС в хозяйствах всех категорий потребует затрат, превышающих 3 млрд рублей. По данным официальной статистики, приведенной в пояснительной записке, поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах сельхозпроизводителей в прошлом году составило 18,7 млн голов.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных 

На нулевых чтениях законопроекта в Госдуме 11 февраля Минсельхоз утверждал, что регистрация животных всё же будет безвозмездной, ее будут проводить уполномоченные лица госветслужб и аттестованные специалисты.

 

Глава департамента ветеринарии Мария Новикова заявила, что сотрудники территориального отдела ветеринарной службы будут вносить животных в единую государственную базу, которая уже создана и функционирует. “Правила идентификации будут вариативными. По каждому виду животных ряд вариантов маркирования от бирок за 20 рублей до чипов за полторы тысячи”, — добавила Новикова.  

Представителей Госдумы, в свою очередь, больше беспокоит не учет сельскохозяйственного скота, а домашних животных.

В начале февраля Председатель думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов рассказал, что в Госдуме активно обсуждают тематику регистрации животных и ведут переговоры с Минсельхозом, чтобы добиться бесплатной регистрации.

По его словам, система должна быть единой на территории всей страны, чтобы обеспечивать контроль перемещений животных между регионами.  

 

Кто будет этим заниматься?

 

Новый законопроект также должен изменить порядок учета животных, поскольку в данный момент его регулируют правила 1975 года. Предполагается, что после принятия документа учет будет вестись путем предоставления данных о маркировке в ФГИС “Ветис”.

 

В марте прошлого года Россельхознадзор предложил внедрять идентификацию поэтапно — сначала крупный рогатый скот, лошади и олени, затем свиньи, потом мелкий рогатый скот и так далее вплоть до домашних животных. Также предлагалось ввести разные сроки внедрения идентификации хозяйствами в зависимости от их величины, а также утвердить возрастной ценз для животных разных видов.  

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных 

Сама система будет состоять из процесса маркировки, идентификации скота и его учета. С маркировкой все понятно — это нанесение знака на тело животного. Идентификация — введение сведений о животном с указанием средств маркировки и кода. А учет — передача этих сведений в базу данных.

 

Пока что вопрос о том, какой орган будет выполнять все эти функции, остается открытым. Логично предположить, что им станет Россельхознадзор, поскольку именно он является эмитентом идентификационных номеров, однако окончательное решение еще не принято.

 

Ведомство, в свою очередь, активно заявляет о необходимости идентификации скота, и, в перспективе, создании единой системы прослеживаемости.

Читайте также:  Статья 13.1. Сопровождение при содействии занятости инвалидов

 

«Если мы не введем идентификацию животных, то не докажем, что личное подсобное хозяйство, которое производит за год тысячу свиней, это, на самом деле, огромная ферма, которую необходимо регистрировать по всем правилам и платить налоги, — заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.

— Я уже не говорю о том, что из мяса, произведенного в этих ЛПХ, делают товар сомнительного качества, тот же шашлык в непонятных придорожных заведениях».

Именно поэтому, по словам Данкверта, нужна единая система прослеживаемости агропродукции без разделения на полномочия Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

«Роспотребнадзор не дает потребителям информацию, откуда пришло сырье для продукта, который они едят. Роспотребнадзору условно важно, чтобы не выпили паленую настойку боярышника и сразу не «отдали концы», а если отдали, тогда и будут разбираться», — подытожил глава ведомства.

 

Что происходит в регионах?

 

Тем временем, регионы готовятся к нововведениям самостоятельно, пользуясь услугами компаний-операторов, которые маркируют скот и агрегируют собственные базы данных, чтобы затем передавать их в государственную информационную систему.

  Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

“Федеральная система ФГИС “Ветис” не предусматривает регистрацию ЛПХ, поэтому мы выступили буфером для накопления информации об этих владельцах.

До этого их не регистрировал вообще никто, а как только появилась система, мы получили возможность регистрировать не только юрлица, но и физические, и передавать эти данные в систему по мере готовности” — заявил представитель компании Юрий Школьник.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных

На данный момент этот оператор реализует пилотные проекты в 20 субъектах РФ. По словам Школьника, из пилотного проекта в ближайшее время выйдет Башкирия, которая должна зарегистрировать всех сельскохозяйственных животных до 1 апреля.

После этого останутся только домашние животные. Первым регионом, где компания внедрила систему, стал Крым в 2016 году. Всего на данный момент компанией зарегистрировано более двух миллионов животных, из которых более 500 тысяч — крупный рогатый скот.

Кроме Башкирии, идентификация скота почти закончена в Удмуртии.

Артем Фальчев

Обязательный цифровой учёт домашних животных с 2021 года

Уже осенью 2020 года правительство РФ может поставить на рассмотрение законопроект об обязательной цифровой идентификации домашних животных. Если данный закон будет принят, то владельцы домашней живности в обязательном порядке и за свой счёт должны будут оплачивать процедуру внедрения чипа, кольца, бирки или ошейника. Раньше появлялись сообщения о том, что установка идентификаторов домашним животным будет осуществляться бесплатно.

Список домашних питомцев, которых придётся чипировать

Законопроект о маркировке домашних питомцев предусматривает установку чипов или других идентифицирующих устройств на всех животных, принадлежащих человеку. К таким, в частности, относятся:

  • кошки;
  • куры;
  • собаки;
  • свиньи;
  • лошади;
  • козы;
  • коровы;
  • кролики;
  • северные олени;
  • домашняя птица.

Данный перечень ещё будет расширяться. С учётом законодательных поправок в него планируют добавить:

  • ослов;
  • мулов;
  • верблюдов;
  • лошаков;
  • водную живность;
  • пушных зверей.

На учёт в ветеринарную клинику нужно ставить поголовье разводимой рыбы и пчёл. В рассматриваемом законе есть и некоторые исключения по процедуре обязательной идентификации животных с помощью специальных маркеров (чипов). Она не коснётся служебных животных, «работающих» в следующих структурах:

  • МВД РФ;
  • Минобороны;
  • ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний);
  • другие учреждения, функционирующие в отрасли государственной безопасности и охраны.

Животные этих категорий ставятся на отдельный учёт. Состояние их здоровья контролируется ведомственной ветеринарной службой.

Зачем нужно маркировать домашнюю живность?

Процедура обязательной маркировки братьев наших меньших преследует несколько целей:

  • привлечение к ответственности недобросовестных владельцев, которые выбрасывают питомцев на улицу;
  • быстрое реагирование правоохранительных органов на эпидемии опасных заболеваний у животных и профилактическая работа по предотвращению подобных ситуаций;
  • быстрое обнаружение потерявшихся питомцев и их возврат владельцу.

Есть вероятность, что метод маркировки домашних питомцев обеспечит усиление контроля над выгулом домашнего скота и снизит численность ДТП из-за коров, коз, прочих парнокопытных и рогатых домашних животных. Кроме того, строгий учёт поможет снизить численность краж крупного рогатого скота и другой живности.

Как будет происходить процедура?

Маркировка домашних животных в перспективе предусматривает реализацию двух важных этапов.

  • До 31 декабря 2025 года рекомендуется поставить на ветеринарный учёт и чипировать всех животных, которые родились до даты вступления в силу нового закона, а именно 1 января 2021 года.
  • Возможность постановки на учёт животных, родившихся после 2021 года, появится с 1 января 2022 года.

Обязанность по нанесению маркировки и других меток идентификации на животных будет возложена на аттестованных и прошедших специальную подготовку специалистов, а также государственные ветеринарные службы.

Какие метки планируют наносить на животных? Стоимость услуги

Стоимость услуги маркировки домашних животных будет зависеть от типа используемой идентификационной метки. Ею может быть:

  • ошейник (120-150 рублей);
  • татуировка (200-500 рублей);
  • бирка (стоимость самого маркировочного элемента: 14-20 рублей; услуга установки обойдётся в 20-50 рублей);
  • цифровой болюс, чип, микросхема (цена самого устройства: от 90 до 200 рублей, услуга ввода обойдётся в 100-150 рублей).

Владельцы домашних питомцев имеют право самостоятельно выбирать вид маркера. Оплачивать установку идентификационного элемента придётся самостоятельно. Информация о каждом животном заносится в специальный реестр. Платить за предоставление информационных услуг не нужно.

Штрафы за отказ от маркировки животного

Федеральный закон о маркировке домашних животных подлежит обязательному исполнению. Если владельцы животных нарушают данное требование, их будут штрафовать. Санкции за уклонение от обязательной процедуры оцениваются в сумму от 500 до 1000 рублей.

Что касается применения административной ответственности недобросовестных хозяев, то её будут вводить не сразу, а поэтапно. Ожидается введение переходного периода.

Чиновники считают, что такой подход позволит снизить в обществе количество недовольных граждан и станет стимулирующим фактором для маркировки домашних питомцев.

Об утверждении Правил идентификации сельскохозяйственных животных

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 2

      В соответствии с подпунктом 38) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии» и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах» ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула- в редакции приказа Министра сельского хозяйства РК от 30.12.2020 № 412 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила идентификации сельскохозяйственных животных.

  •       2. Департаменту ветеринарной и пищевой безопасности Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
  •       1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
  •       2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему «Әділет»;
  •       3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан А. Мамытбеков
  1.       «СОГЛАСОВАН»
  2.       Министр по инвестициям и развитию
  3.       Республики Казахстан
  4.       _________________ А. Исекешев
  5.       15 апреля 2015 год
  6.       «СОГЛАСОВАН»
  7.       Министр национальной экономики
  8.       Республики Казахстан
  9.       ___________________ Е. Досаев
  10.       22 апреля 2015 год
  11. Утвержденыприказом Министрасельского хозяйстваРеспублики Казахстанот 30 января 2015 года № 7-1/68

Правилаидентификации сельскохозяйственных животных Глава 1. Общие положения

Ссылка на основную публикацию