Статья 17. привлечение осужденных к труду

Статья 17. Привлечение осужденных к труду

Россияне не против, чтобы вместо мигрантов на смену мигрантам придут заключенные. Речь о замене в тех сферах экономики, где до последних лет трудились иностранные граждане, но с началом пандемии их приезд в Россию стал невозможен.

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), наши соотечественники полагают, что такое отбывание наказания понравится и самим заключенным.

В целом идею с привлечением к труду заключенных поддерживает 71% опрошенных.

Сторонники этого подхода полагают, что своим трудом заключенные смогут возместить ущерб пострадавшим от их действий, смогут «отработать» свои преступления, принесут пользу обществу, кроме того, — снизится нагрузка на госбюджет, из которого содержатся заключенные. Также это может помочь им заработать и помочь своим семьям, передает РБК.

В то же время 21% респондентов отрицательно относится к данной идее. И вот их аргументы: заключенные должны быть изолированы от общества, они не безопасны для окружающих; они будут плохо работать; эти рабочие места могут занять свободные люди. Около половины противников внедрения труда заключенных считают, что все будет зависеть от статьи, по которой осужден человек.

Опрос прошел 27 мая 2021 года, в нем участвовали 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью.

Напомним, в мае идею об активном привлечении заключенных к труду в тех сферах, где обычно работают мигранты, высказал директор ФСИН Александр Калашников. «Мы реально готовы организовать, это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия»,— заявил Калашников.

По мнению директора ФСИН, «спецконтингенту» надо построить общежития и предоставить рабочие места, решив, таким образом, трудовую проблему. Также глава ФСИН сообщил, что в страдающей от лесных пожаров Сибири планируется создать исправительный центр, в котором осужденные будут выращивать саженцы и сажать деревья.

Он добавил, что спецконтингент можно привлекать к работе на крупных объектах в Ненецком автономном округе, на Таймыре, в Магаданской области и Байкало-Амурской магистрали.

Кстати, идею привлечения заключенных к строительству БАМа поддерживают и в РЖД. Магистраль уже помогают достраивать и расширять военные, но и с ними рабочих рук не хватает.

Информационная служба Накануне.RU

Глава 14 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ. ТРУД, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ. Адвокат по уголовным делам

  1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

    Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

  2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

  3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

  4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

  5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных.

  6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

  1. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

  2. С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.

  3. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

    При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа.

    Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.

  4. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях.

    Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.

    Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

  5. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней.

  1. Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

  2. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

  3. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.

  1. Осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

  2. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.

  3. К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения.

  1. Из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

  2. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

  3. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

  1. В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

  2. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

  3. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

  4. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования.

  5. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.

Читайте также:  Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей

Я, Горемычкин Игорь Евгеньевич, осуществляю адвокатскую деятельность в Московской коллегии адвокатов «Кривченков, Горемычкин и партнеры». Мой регистрационный номер 77/8544 в реестре адвокатов города Москвы.

Работа адвокатом предоставила мне ценный опыт, позволяющий справляться с юридически сложными ситуациями во всех отраслях права.

По вопросам российского законодательства мною предоставляются юридические консультации. Консультации возможны в двух формах: устной и письменной. Устные консультации проводятся при личной встрече в форме беседы.

Обычно беседа сопровождается ознакомлением с имеющимися документами, относящимися к возникшей правовой ситуации.

Письменное консультирование состоит из более детального изучения письменных материалов, а также беседы с доверителем, с последующим составлением письменного разъяснения — меморандума.

Как адвокат я осуществляю защиту по уголовным делам, а также представление интересов потерпевших. Предоставляемая защита (или представление интересов потерпевших) реализовывается на любой стадии уголовного процесса, а именно: доследственной проверки, задержании или аресте, дознании, предварительном следствии, в суде.

Также я  участвую в качестве представителя интересов доверителя в гражданском судопроизводстве. В мою практику входит широкий спектр гражданских дел, например жилищные, наследственные, семейные, трудовые и др.

Как адвокат я также предоставляю интересы доверителей и в арбитражном процессе, в том числе по делам о банкротстве. А также осуществляю юридическое сопровождение предпринимательской деятельности — абонемент.

Все дела рассматриваются мной индивидуально, во внимание принимаются особенности каждого конкретного дела. Связаться со мной можно двумя способами: описать свою ситуацию в разделе сайта вопрос адвокату либо позвонить по телефону +7 (495) 969-62-42.

При расчёте стоимости услуг учитывается сложность и предполагаемая продолжительность дела, а также объем работы адвоката

Более подробную информацию о представлении интересов доверителя при осуществлении юридической деятельности можно получить в соответствующих разделах сайта.

Осужденные смогут трудиться за пределами исправительных центров или колоний-поселений

18 июля Президент России Владимир Путин подписал Закон № 179-ФЗ о внесении изменений в УИК РФ в целях расширения трудовых возможностей осужденных к принудительным работам и заключенных, отбывающих наказание в колониях-поселениях.

Согласно поправкам, на территории субъекта Федерации, где находится исправительный центр или колония-поселение, разрешается создавать расположенные вне указанных объектов участки для труда осужденных. Они создаются на базе имущества, безвозмездно переданного организациям, использующим труд осужденных.

Условия типового договора между исправительным центром и организацией определит ФСИН России.

Администрация организации, в которой будут работать осужденные, должна предоставить последним общежития для проживания, а также все необходимые помещения и имущество.

Кроме того, она должна содействовать администрации исправительного центра или колонии-поселения в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении указанных категорий работников.

Комментируя «АГ» принятые поправки, адвокат АП Белгородской области Георгий Скурятин отметил, что они однозначно положительно повлияют на жизнь осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, а также в виде лишения свободы в колониях-поселениях.

По его мнению, они позволят предоставить больше высокооплачиваемых рабочих мест осужденным, которые, в свою очередь, смогут помогать своим семьям, а также возмещать потерпевшим ущерб, причиненный в результате совершения преступлений.

«Подобный опыт был широко распространен в СССР, когда на строительстве различных объектов и производственных предприятиях трудились осужденные. По месту работы им предоставлялись питание, общежитие, медицинские услуги и т.д.», – отметил эксперт.

Юрист, общественный помощник уполномоченного по правам человека Пермского края Сергей Трутнев считает, что поправки минимально расширили правовое регулирование проблемы в сфере принудительного труда. «Новый закон не решает никаких проблем, а лишь увеличивает риск рабского труда, для которого попросту станет больше условий. Фактически он легализует создание частных тюрем», – пояснил он.

Эксперт полагает, что изменения в УИК расширяют правоприменение принудительных работ, но не решают проблемы злоупотреблений, которые присущи этой сфере и продолжат оставаться в «серой» зоне в отсутствие должного контроля со стороны государства.

«Проблем с трудом осужденных – масса, их труд носит принудительный характер и осуществляется в более плохих условиях, чем свободный труд.

Осужденные серьезно ограничены в возможностях защиты своих прав, на них не распространяются нормы ТК РФ, а у работодателя нет рычагов воздействия на таких работников, кроме их отправки в исправительный центр или колонию-поселение. Кроме того, закон повлечет общее снижение уровня зарплаты по отдельным профессиям», – считает Сергей Трутнев.

О привлечении к труду осужденных

На прошедшей неделе я был приглашён и принял участие в совместном мероприятии проводимом УФСИН России по Республике Марий Эл с участием Прокуратуры и Общественной палаты Республики Марий Эл на территории ИК-4. Для меня посещение исправительного учреждения строгого режима явилось настоящим откровением.

Зал, где проводилось мероприятие, был забит до отказа и это живо напомнило первые кадры фильма «Калина красная». Работники Прокуратуры разъяснили поправки в УК РФ на основании которых ужесточена ответственность за телефонный терроризм и другие изменения в Уголовном законодательстве и практике применения УДО.

Главбух УФСИН подробно рассказала порядке удержания денежных средств из зарплаты и вычетах с личного счёта осужденных. Представитель МСЧ-12 проинформировала о медицинском обеспечении. После выступления специалистов и приглашённых были даны ответы на вопросы из зала.

Те, кто не захотел озвучивать свои проблемы на общем собрании, обратились с вопросами на личных приёмах. Пять человек обратилось ко мне, как представителю Общественной Палаты Марий Эл.

После основного мероприятия мне была предоставлена возможность осмотреть производство и бытовые условия содержания осужденных. В сопровождении начальника «Отдела организации трудовой деятельности спец. контингента УФСИН России по Республике Марий Эл» полковника Лоскутова А.В.

было осмотрено производственное помещение «Отряда №7», где в настоящий момент выполняется заказ Министерства Обороны РФ по пошиву постельного белья. Удручающий факт – в производственном процессе занято всего лишь 20% осужденных , остальные 80% просто бездельничают..

Затем ознакомился с бытовыми условиями осужденных — спальное помещение, бытовки, пищеблок, столовая, комната отдыха, спортплощадка и т. д. — всё напоминало армейский быт, но со своей спецификой: всё за колючей проволокой. Здесь сидят осужденные с различными сроками, включая «тяжеловесов» и имеющих по 2, 3 и 4 «ходки».

Надо отметить чистоту и порядок во всех осмотренных помещениях, а судя по меню в столовой, питание здесь даже лучше, чем в иной больнице.. В общем – жить можно, но попадать сюда…, лучше не зарекаться.

Подводя итог мероприятия, Андрей Валерьевич резюмировал ситуацию с трудовой занятостью осужденных, сложившуюся в УФСИН России по Марий Эл, как сложную, но разрешимую. На мой вопрос: обращались ли в Правительство? – ответил утвердительно, но пока реакции не последовало..

Трудовая занятость осужденных является в настоящее время проблемным вопросом. Важность решения этой проблемы связана с тем, что привлечение осужденного к труду это основное средство его исправления.

Но важно ещё и то, что осужденный, привлекаясь к оплачиваемому труду, возмещает затраты государства на его содержание в исправительном учреждении, возмещает исковые требования назначенные судом за вред, нанесённый совершённым преступлением гражданам республики и государству.

Стратегическая значимость привлечения осужденного к труду в социально-экономическом устройстве страны и республики диктуют необходимость государственного участия в этом процессе, но, к сожалению, в настоящее время никакого участия нет.

Пять исправительных учреждений , расположенных в республике, занимаются различными видами производственной деятельности, основные из них это – швейное производство, металлообработка и деревообработка. Привлечено к труду 34,8% от численности осужденных отбывающих наказание.

То есть работает фактически только каждый третий (содержится 2742 осужденных, привлечено к труду 995 чел., в том числе на производстве 655, по хозяйственному обслуживанию учреждений – 300). Осужденным предъявлено исковых требований на сумму 240,6 млн. руб.

Возмещено осужденными за 2017 год – 9,5 млн. руб. или менее 4%.

Основной причиной не позволяющей привлечь к труду всех трудоспособных осужденных это то, что учреждения, не являясь коммерческими организациями, не имея цели получения прибыли, вынуждены на свой риск работать в условиях рыночной экономики, конкурировать на рынке, используя неквалифицированную рабочую силу и устаревшее оборудование.

Так, например, в ИК-4 в 2016-2017 годах более чем на 35% упали объёмы приносящей доход деятельности и учреждение оказалось в кризисном состоянии. Были проведены антикризисные мероприятия – сокращена численность персонала, в том числе и численность осужденных, привлекаемых к труду. По итогам 2017г.

ИК-4 преодолело убыточность, но из-за нехватки оборотных средств значительно нарастило кредиторскую задолженность.

Проблема возникает в том, что исправительные учреждения (ИУ), не имеют узкой специализации по производству какой-то определённой продукции востребованной заказчиком. Приходится каждый раз рассматривать возможность изготовления этой продукции, разрабатывать тех.

документацию, осваивать технологию изготовления, а это требует времени. Кроме того ИУ являются федеральными казёнными учреждениями (ФКУ) и при закупке материалов для изготовления продукции используют 44 ФЗ, что также отражается на оперативности исполнения обязательств.

Эти причины препятствуют эффективному взаимодействию с республиканскими и муниципальными заказчиками.

Понимая экономическую ситуацию в республике, руководство УФСИН России по Республике Марий Эл не просит вложения средств, а предлагает начать конкретную работу по взаимодействию с органами исполнительной власти с создания совместных рабочих групп, которые бы заранее определяли потребности гос.

Читайте также:  Статья 29. Собрание граждан

заказчиков в конкретной продукции и возможность размещения такого заказа в исправительном учреждении. Как, например, в ИК-6 размещается постоянный заказ на изготовление оборудования для благоустройства городской среды. Заказ размещает московское предприятие.

Исправительные учреждения в настоящее время оказывают услуги организациям расположенным не в Марий Эл, а в Москве, Чувашии, Татарстане, Нижнем Новгороде и других регионах.

В целом по республике в ИУ привлечено к труду лишь треть осужденных, т. е. имеется значительное количество трудовых резервов. При каждом ИУ работают профессиональные образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии и аккредитации.

Обучение осужденных проводится по рабочим профессиям: станочник металлообработки, деревообработки, электро газосварщик, стропальщик, штамповщик, контролёр ОТК и т. д. всего по 15 профессиям. У каждого ИУ есть свободные производственные площади, грузоподъёмные механизмы, складские помещения.

Есть автомобильные подъездные пути, а у двух ИК-3, 4 – ж/д пути. Учреждения являются режимными, поэтому обеспечены круглосуточной охраной. Работа по размещению заказов организаций на производствах ИУ строится на взаимовыгодных условиях.

Организация-заказчик, взаимодействуя с ИУ, получает результат – готовую продукцию, безвозмездно использует производственные площади учреждения для организации своего производства.

P S. Основной эффект для ИУ заключается в увеличении количества привлечённых к труду осужденных и получении дополнительного дохода, который направляется на обновление собственных производственных фондов и улучшения условий труда и быта осужденных. Руководство УФСИН готово рассмотреть любые предложения по организации производства, показать свои производственные площади.

Принудительные работы

юрист Дмитрий Анисимов

Как вид   уголовного наказания принудительные работы введены Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ. Положения УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ) в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 года.

Принудительные работы– это самый строгий   вид наказания, не связанный с изоляцией от общества. Альтернатива лишению свободы за совершение преступлений небольшой или средней тяжести или за совершение тяжкого преступления впервые.

  • Принудительные работы– это промежуточный этап, «ступенька» на пути к условно-досрочному освобождению, смягчению наказания (в виде штрафа, исправительных работ или ограничения свободы).
  • Как попасть из исправительной колонии в ИЦ и УФИЦ
  • Для того, чтобы осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, попал на принудительные работы, требуется подать ходатайство о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами. Образец
  • Неотбытая часть наказания в виде лишения свободы может быть заменена принудительными работами   после фактического отбытия осужденным за совершение:
  • преступления небольшой или средней тяжести- не менее одной четвертой срока наказания;
  • тяжкого преступления — не менее одной трети срока наказания;
  • особо тяжкого преступления — не менее половины срока наказания.

Такой подход не применим   к ряду преступлений, особо оговоренных в ч. 2 ст. 80 УК РФ.

  1. Процедура рассмотрения ходатайства
  2. Суд в течение 14 суток, со дня поступления ходатайства, принимает или не принимает ходатайство к рассмотрению.
  3. Еще не менее 14 суток (с учетом времени для оповещения осужденного, органов прокуратуры и администрации   исправительной колонии)  необходимо  для  назначения  судебного заседания,  на котором ходатайство подлежит  рассмотрению  по существу.
  4. При рассмотрении ходатайства осужденного о замене ему неотбытой части наказания принудительными работами  суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.
  5. Кому не назначают принудительные работы

Наказание  в виде лишения свободы  не может  быть  заменено  на принудительные работы  ряду лиц, указанных в  ч. 7 ст. 53.1 УК РФ

  • инвалидам (кроме трудоспособных инвалидов третьей группы),
  • женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста,
  • мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста.
  • Общим неформальным  препятствием  для  перехода  на принудительные  работы  может  также  послужить переполненность  ИЦ и УФИЦ и соответствующее  этому «нежелание» администрации  исправительной колонии способствовать замене осужденному наказания  в виде  лишения  свободы  на рассматриваемый  вид наказания.
  • ИЦ и УФИЦ
  • К  концу  2017 года  многие  суды     выработали  практику  замены  в порядке  статьи 80 УК РФ лишения свободы  принудительными работами —  как более мягким    видом  наказания  с меньшей  долей   карательного элемента, в том числе для лиц, признанных виновными в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.
  • Наполняемость учреждений ФСИН, предназначенных для отбывания принудительных работ  — исправительных  центров (ИЦ) и участков, функционирующих  как исправительные центры (УФИЦ) —  в течение 2017—2018 годов   находилась на незначительном уровне.
  • Во-первых, в силу осторожного отношения судов к использованию нового вида наказания.
  • Во-вторых, из-за отсутствия в системе ФСИН России широкой практики трудоустройства   для категории осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ.
  • В-третьих, в силу недостатка иного опыта использования такого вида наказания.

В 2019  году  вступил  в действие Федеральный закон от 27  декабря 2018  года № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации».

В нем предусмотрено сокращение сроков фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работам, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы иными более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения.

С этого периода наполняемость ИЦ и УФИЦ резко возросла за счет лиц, которым лишение свободы    в порядке статьи 80 УК РФ заменена принудительными работами.

Условия отбывания наказания

К середине 2019 года доля лиц, которым лишение свободы    заменено принудительными работами, стала основной для отбывающих наказание в ИЦ и УФИЦ.  Большинство исправительных учреждений в настоящее время переполнены.

Не соблюдаются   нормы жилой площади на одного отбывающего наказание, а также иные нормы в расчете на одного осужденного.

В настоящее время ощущается   нехватка мебели и бытового оборудования: холодильников, газовых и электрических плит для приготовления пищи, мест хранения личных вещей, стирки и сушки белья и одежды.

Контингент

Контингент лиц, которым лишение свободы заменено принудительными работами–это трудоспособные мужчины в возрасте от 25 до 55 лет. Примерно 10-20 % от общего числа осужденных, в разных учреждениях, составляют женщины. Женщины проживают в отдельных помещениях (комнатах) и с мужчинами пересекаются только при проведении общих проверок.

Абсолютное большинство таких осужденных изначально приучено к труду. Как добросовестные работники они проявили себя и при отбывании наказания в исправительных колониях, что явилось обязательным условием   замены   им наказания на более мягкое.

Отбывание наказания в виде принудительных работ не   является «прогулкой» или «пребыванием в санатории».

  Такое  наказание   связано с достаточно жестким режимом   (распорядок дня включает в себя время подъема, умывания и туалета, физической зарядки, уборки помещений и территории, приема пищи, проверки, следования на работу и обратно, время отбоя и непрерывного восьмичасового сна, при этом  сон и приемы пищи в неустановленное  время запрещены).

Со стороны администрации учреждений в отношении осужденных регулярно производятся досмотры, возможны внезапные обыски.

Виды трудовой деятельности

Принудительные работы–это тяжелый посменный физический труд на предприятиях различных форм собственности, связанный с уборкой и переработкой отходов, ручными погрузочно-разгрузочными операциями, вредными производствами (изготовлением пескоцементных  стройматериалов, производством и переработкой  полимеров и пр.), немеханизированной работой в сельском хозяйстве.

Осужденные– это лучшие работники для предприятий. Они дисциплинированы, в продолжительный   период времени   не ориентированы на увольнение или смену характера работы, даже близко не ассоциируются с употребляющими алкоголь или иным асоциальным поведением.

Для получения возможности досрочного освобождения такие работники    нацелены исключительно   на производительный труд.

Заработная плата

В большинстве случаев заработная плата   осужденных к принудительным работам находится на уровне минимального размера оплаты труда или несколько выше его. С зарплаты – помимо удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – производятся удержания в доход государства по решению суда и удержания в счет выплат по исполнительному производству.

Питание и одежда

Осужденные к принудительным работам питаются и обеспечиваются одеждой за свой счет. Это определено ст. 60.5 УИК РФ. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется исправительным  учреждением. Фактически, на это можно рассчитывать только в первое время или в крайних случаях.

  1. Во-первых, такое питание и иное обеспечение аналогично довольствию в исправительных колониях, что способствует, при первой возможности, добровольному отказу осужденных от подобного обеспечения.
  2. Во-вторых, обеспечение таким довольствием в основном предназначено для временно не работающих, по различным причинам лиц.
  3. Свободное время

Проводить свободное от работы время осужденные к принудительным  работам  обязаны в исправительном учреждении. Без разрешения администрации ИЦ (УФИЦ) осужденные не имеют права покидать территорию.

Основные проблемы при отбывании наказания в виде принудительных работ

  1. Значительные сложности связаны с жесткими социально-бытовыми условиями проживания: режим, проверки, досмотры, обеспечение жилой площадью, одеждой, питанием и т.д.
  2. На принудительных работах не предусмотрены суточные свидания с родными.
    • Поощрение, заработанное на принудительных работах, дает возможност выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни(п. «в» ст. 60.13 УИК РФ). Так же вы можете видеться с родственником до 20:00 текущих суток вне поощрений.
    • Другая возможность выехать домой предусмотрена ч. 3 ст. 60.4 УИК «осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства)».
    • Если кто-то из родственников тяжело заболел или умер, то после предоставленных документов о факте случившегося, администрация отпускает. Если документов нет, то есть основания не отпустить.
    • Отпуск (ч. 7  ст. 60.4 УИК РФ) является основанием провести несколько дней с родственниками вне ИЦ или УФИЦ. Его предоставляют не всем и только через 6 месяцев с момента прибытия в ИЦ.
  1. Если у вас нет постоянной регистрации, то возникают трудности в получении специализированной медицинской помощи, за исключением  случаев, когда осужденные   являются  постоянными   жителями этих районов.
Читайте также:  Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации

3.1. В плановом порядке получить медицинские услуги невозможно, только варианты платных услуг или экстренная госпитализация по скорой помощи.

  1. Основная проблема связана с   вопросами    самой    возможности и сроков досрочного освобождения   от отбывания наказания для лиц, которым наказание в виде лишения свободы в порядке статьи 80 УК РФ заменено   принудительными работами.

Чем можно заменить  принудительные работы

Если осужденный принял решение, и у него есть основания для замены принудительных работ на штраф, исправительные работы или на условно-досрочное освобождение, ссылаясь на ст.  ст. 44 и 80 УК РФ, ему требуется подать ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении  при отбывании  принудительных  работ в ИЦ и УФИЦ. Образец

Положительные решения судов можно посмотреть на сайте судов.

Подтверждением этому является ряд постановлений Московского районного суда г. Твери

  • от 26 августа 2019 года по материалу № 4/16-247/2019;

К вопросу о заработной плате осужденных в местах лишения свободы

Пантелеев Виктор Александрович1, Гусев Антон Сергеевич21Владимирский юридический институт ФСИН России, доцент кафедры организации режима и надзора юридического факультета, кандидат юридических наук2Владимирский юридический институт ФСИН России, доцент, преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета

Библиографическая ссылка на статью:
Пантелеев В.А., Гусев А.С. К вопросу о заработной плате осужденных в местах лишения свободы // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/12/25304 (дата обращения: 31.05.2021).

В соответствии с ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

  • Привлечение к труду осужденных в местах лишения свободы – это одна из приоритетных задач уголовно-исполнительной системы (далее – УИС).
  • Данная деятельность направлена на достижение следующих целей:
  • – предоставление осужденным возможности обеспечить себя дополнительными продуктами питания и средствами первой необходимости за счет денежных средств, заработанных честным трудом на работах в исправительных учреждениях (далее – ИУ);
  • – для ИУ появляется возможность создания внебюджетного участка, приносящего доход, часть которого можно направить на улучшение производственной базы и инфраструктуры учреждения в целом.
  • В соответствии со статьей 103 УИК РФ «Привлечение к труду осужденных к лишению свободы» устанавливается обязанность осужденных работать на работах, определяемых администрацией учреждения, вводятся запреты на отказ от работы.
  • В соответствии с требованиями статьи 104 УИК РФ «Условия труда осужденных к лишению свободы» на администрацию ИУ возлагаются обязанности по обеспечению условий труда в соответствии
    с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в отношении осужденных, трудоустроенных на производственных
  • и хозяйственных участках.
  • В частности, это обязанность организовать учет рабочего времени, обеспечить выплату заработной платы осужденным не ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) при условии выполнения ими установленных норм выработки (норм времени).
  • Очень часто в обращениях (жалобах), адресованных в организации, осуществляющие надзор за деятельностью УИС, осужденными указываются грубые, по их мнению, нарушения трудового законодательства – а именно размеры их заработных плат, которые часто значительно меньше МРОТ
    и составляют от 500 до 4000 рублей в месяц.

Действительно, большая часть осужденных получает на лицевые счета заработную плату в размере от 2600 до 5000 рублей. Есть ли в данном случае нарушение трудового законодательства? Рассмотрим эту проблему более детально.

В соответствии с требованиями статьи 105 УИК РФ «Оплата труда осужденных к лишению свободы» – размер оплаты труда осужденных, полностью отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Учитывая изложенное, заработная плата осужденных напрямую зависит от двух факторов – выполнение нормы времени и выполнение установленной нормы (задания).

В соответствии со статьей 91 ТК РФ «Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени» – нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, следовательно, администрация ИУ обязана обеспечить соблюдение трудового законодательства – нормальную продолжительность рабочего времени в неделю в отношении трудоустроенных осужденных.

В настоящее время на территории Российской Федерации наиболее распространенными являются две формы оплаты труда:

– повременная – т. е. оплата за фактически отработанное время в соответствии с действующим на предприятии тарифом.

Примерами таких работ могут рассматриваться: должности ремонтников, электриков, уборщиков и прочие работы, не связанные с непосредственным выпуском реальной продукции.

Таким образом, если осужденный на протяжении месяца отработал установленную норму времени (40 часов в неделю), то размер его заработной платы не может быть ниже МРОТ;

– сдельная – т. е. оплата за фактически выполненную работу, её соответствие количеству и качеству от установленного задания. Примерами таких работ могут выступать должности: швей, плотников, токарей, штамповщиков, сборщиков и.т.д., т.е. должности непосредственно связанные с производственным процессом.

Норма выработки (сменное задание) может устанавливаться либо нормироваться посредством хронометража (фотографии) рабочего дня, либо в соответствии с квалификацией работника. Таким образом, если осужденный в течении рабочего времени выполнял установленные нормы выработки, то размер его заработной платы не может быть менее МРОТ.

Рассмотрим конкретный пример. По состоянию на 1 ноября 2018 г. в Российской Федерации размер МРОТ составляет 11163 рубля.

Указанный размер денежных средств – это минимальный размер заработной платы, который администрация ИУ обязана зачислить осужденному на лицевой счет при условии, что тот весь месяц работал и выполнял установленное задание.

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (ст. 105 УИК РФ).

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее –НК РФ) на расчетном счете из заработной платы осужденного в первую очередь удерживается налог на доходы физических лиц, который составляет 13 % или 1451,19 рублей от суммы МРОТ (11163 руб.). Дальнейшее распределение денежных средств осуществляется в соответствии с требованиями статьи 107 УИК РФ «Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы», а именно:

– 25 % – 2427, 95 руб.

– гарантированный минимум перечисляется на лицевой счет осужденного, (за исключением осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, которым зачисляется не менее 50 % начисленной им заработной платы);

– из оставшихся 6921,06 рублей производится удовлетворение всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как правило, большая часть трудоустроенных осужденных имеют иски (алиментные обязательства), это обусловлено тем, что администрацией ИУ ведется поименный учет осужденных, у которых по приговору суда назначено исковое производство и старается их трудоустраивать в первую очередь.

– с денежных средств, оставшихся после удержания по исполнительным документам производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию, т. е. питание осужденных, коммунально-бытовое обеспечение, вещевое довольствие и т. д.

  1. – остаток денежных средств, после производства всех удержаний, перечисляется осужденному на лицевой счет и суммируется с начисленными ему ранее 25 % (50 %) от заработной платы.
  2. В предлагаемом примере мы не рассматриваем доплаты работающим осужденным за воздействие вредных производственных факторов, премии за перевыполнение норм выработки (норм времени), а также компенсации за работу в выходные и праздничные дни.
  3. Таким образом, размер заработной платы каждого осужденного напрямую зависит от следующих факторов:
  4. – личные трудовые показатели осужденного: выполнение им установленных норм выработки и норм времени, включая факты получения осужденным премий за перевыполнение установленных норм;
  5. – наличия у осужденного непогашенных исков (алиментов);
  6. – возмещения стоимости выписанного вещевого имущества;
  7. – текущих цен на продукты питания и коммунально-бытовое обеспечение, которые носят сезонный характер.

Учитывая изложенное можно установить, что размер заработной платы осужденного рассчитывается индивидуально и зависит исключительно
от личных трудовых показателей и непосредственно личности осужденного (наличия исков, штрафов, состояния здоровья, возраста и т. п.), а именно (актуально по состоянию на ноябрь – декабрь 2018 г.):

  • – в случае, когда осужденному на лицевой счет начислена заработная плата от 2427, 95 рублей и выше, мы можем говорить, о том, что осужденный выполняет установленные для него производственные задания, он возмещает иски (выплачивает алименты) и оплачивает свое содержание в исправительном учреждении;
  • – в случае, когда осужденному на лицевой счет начислена заработная плата менее 2427,95 рублей, мы с уверенностью можем говорить, о том, что трудовые показатели данного осужденного были ниже установленного задания, либо он отработал неполный месяц.
  • Таким образом, в ходе проведенного анализа установлено, что никакого нарушения трудового законодательства в отношении трудоустроенных осужденных в местах лишения свободы со стороны администрации ИУ не допускается.

Библиографический список

Ссылка на основную публикацию