Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей

Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей

Аннотация. Автором статьи исследуются установленные законодательством случаи применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками полиции в рамках Федерального закона «О полиции». Также внимание уделяется существующим практическим проблемам применения оружия полицейскими в России на сегодняшний день.

Ключевые слова: применение огнестрельного оружия, сотрудники полиции, применение физической силы, специальные средства, боевые приемы борьбы, задержание.

   Каждое развитое государство первоочередной задачей ставит безопасность собственных граждан [8]. Одно из ведущих мест в обеспечении безопасности, охране прав и свобод личности и общества в целом занимают органы полиции, так как государства специально создает данные органы в целях пресечения и раскрытия преступлений, охраны правопорядка. На сегодняшний день сотрудники правоохранительных органов вынуждены работать в жестких криминогенных условиях, из-за чего существенно возрастает риск причинения вреда их жизни, здоровью, общей безопасности.   Если мы проанализируем некоторые данные оперативных отчетов, то перед нами предстанут совсем не утешительные факты: так, практически в 3 раза виктимность при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов выше, чем у обычных граждан. Частыми являются случаи нападения на сотрудников полиции уже только по той причине, что на них присутствует форменная одежда [7].   Для того, чтобы наиболее эффективно реализовывать поставленные перед ними задачи, сотрудники полиции наделены специальным правом на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но исполнение возложенных на сотрудников полиции задач сопряжено с риском получения травм и увечий, причем самых разных по степени тяжести. Вышесказанное свидетельствует о необходимости знания пределов ответственности: так, согласно российскому уголовному законодательству, существуют такие обстоятельства, которые исключают преступность деяния. Важным признаком является отсутствие общественной опасности содеянного. Так, ст. 37 в ч. 3 Уголовного кодекса РФ [2] регулирует пределы необходимой обороны: согласно указанной норме, если лицо совершило действие, которое явно не соответствует степени опасности и характеру посягательства (например, применено оружие для отражения нападения безоружного несовершеннолетнего лица, которое значительно слабее физически), причем такие действия совершаются умышленно. Не будет являться превышением необходимой обороны действие, при котором нападающему причинен значительно меньший вред, либо вред, равный по степени тяжести тому, который мог бы возникнуть в результате действий нападающего.   Основным нормативным актом, регламентирующим применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, является вступивший в силу в марте 2011 года Закон «О полиции» [1]. Все положения, касающиеся применения вышеуказанных методов, содержатся в статье 18 данного Закона. Например, Закон запрещает применение и даже принятие на вооружение таких средств и оружия, которые могут причинить крайне опасные ранения, а также стать источником неоправданного риска.   Пунктом 3 вышеуказанной статьи сотруднику полиции разрешается применение любых подручных средств, а также иного, состоящего на вооружении в полиции оружия. Но применение таких средств допускается только в случае, если в момент задержания лица, совершившего преступление, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, у сотрудника полиции отсутствуют необходимые специальные средства или огнестрельное оружие. П. 6 настоящего Закона устанавливает обязанность для сотрудников полиции по прохождению специальной подготовки, а также проверки на профессиональную пригодность – т.е. готовность действовать в условиях, где необходимо применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Если же сотрудник не прошел данную проверку, то он обязан пройти аттестацию на соответствие занимаемой им должности, на время прохождения которой он должен быть отстранен от выполнения соответствующих обязанностей.   Закон в этой же статье устанавливает и ответственность за превышение должностных полномочий сотрудниками полиции при исполнении им обязанностей. Однако, ответственность не наступает в случае, если причинение вреда гражданам и организациям было обоснованным: т.е. физическая сила, либо специальные средства, огнестрельное оружие применялись по основаниям, которые установлены законом.   На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает пункт о прохождении сотрудниками полиции специальной подготовки и проверки на профессиональную пригодность. Так что же следует понимать под специальной подготовкой, по каким критериям она должна осуществляться, а также в чем сущность проверки на профессиональную пригодность?   Важнейшими составляющими профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов должны являться основы ведения рукопашного боя, применения специальных и подручных средств, стрельба из огнестрельного оружия. Тем не менее, не стоит забывать и о таком аспекте, как правовая подготовка, без которой эффективное обучение невозможно организовать. Поэтому важно, чтобы каждый сотрудник полиции проходил комплексную подготовку: и по правовым знаниям, и по физическим навыкам в указанных выше направлениях.   Ярким примером является случай, произошедший в ночь на 27 мая 2015 года, когда младший сержант полиции Андрей Баннов в одиночку устроил погоню за одним из членов опасной банды. Догнав преступника, полицейский все же не сумел его задержать, так как тот оказал активное вооруженное сопротивление, ударив сотрудника полиции ножом, в результате полученных ран Баннов погиб [3].   К сожалению, подобные ситуации с гибелью полицейских происходят довольно часто. Только за один год  при выполнении служебных обязанностей погибает несколько сотен полицейских, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, почти десять лет назад, за 2010 год погибло более 400 сотрудников МВД; за 2011-2012 годы эта цифра немного сократилась – свыше 300 человек в год; а ближе к 2015-2018 годам хоть и наблюдалось существенное снижение данных показателей, но все же они по-прежнему остаются очень критичными. По факту, в России каждый день погибает один сотрудник полиции, несколько других получают ранения и увечья. Большинство подобных ситуаций происходит при отражении нападения преступников с целью завладения оружием, а также при задержании лиц, совершивших преступное посягательство. [5]   Но что же привело к такому провалу? По каким причинам те, кто стоит на страже закона и порядка, сами попадают в число жертва преступников? Исходя из данных, которыми располагают СМИ, мы можем прийти к следующим выводам:

Первоочередной причиной является некачественная подготовка кадров; второй – боязнь полицейских применять оружие, очень часто из-за последующих многочисленных проверок со стороны прокуратуры.

И даже если действия сотрудника были правомерными и соответствовали закону, то за применение огнестрельного оружия можно не только потерять место на службе, но, что еще хуже – получить реальный тюремный срок.

   Что касается специальной подготовки, то здесь причина ее отсутствия в том, что часто это просто формальность, что признается открыто самими сотрудниками. Вновь прибывшие сотрудники проходят так называемый «курс молодого бойца», после чего сдают экзамен на профессиональную пригодность инспекторской проверке. Да, в законе действительно закреплена обязанность сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но на практике все осложняется тем, что очень многие территориальные органы внутренних дел просто не могут организовать боевую и служебную подготовку своих сотрудников. Кроме того, в штате МВД России почти что нет специальных инструкторов, которые могли бы обучать сотрудников навыкам боевой и физической подготовки. Доходит до того, что оперативные сотрудники и патрульные не только не получают навыки по тактике ведения ближнего боя, специфике задержания, но даже не имеют элементарных навыков прицеливания из пистолета и не владеют основными приемами самообороны без оружия, а это приводит к трагедиям.   Но если говорить о наиболее распространенных ситуациях (когда до вооруженного задержания дело не доходит), то чаще всего сотрудниками полиции при задержании предполагаемого преступника применяется физическая сила.  Законом закреплено право сотрудника полиции на применение физической силы в тех случаях, когда разрешено применять специальные средства или огнестрельное оружие.   Если мы проанализируем детально положения статьи 20 Закона «О полиции», то увидим некоторую неточность: не совсем понятно, что имел ввиду законодатель, когда определял понятие физической силы (какие именно действия?). Дело в том, что указанное понятие сливается полностью с однородным ему определением – «боевые приемы борьбы». По нашему мнению, вполне справедливым представляется рассмотрение боевых приемов борьбы как всех мер насильственного воздействия, поскольку с помощью данных мер обеспечивается задержание лиц, совершивших преступление.   Итак, раскроем понятие «боевые приемы борьбы».   Данное понятие включает в себя применяемые сотрудниками полиции приемы рукопашного боя при осуществлении задержания преступников, либо в процессе рукопашной схватки с ними [6]. Существуют не только приемы, где применяется лишь физическая сила, но и такие, где задействованы специальные средства: резиновая палка, наручники. Сюда же относится наружный осмотр с угрозой применения огнестрельного оружия.   Вышеизложенное дает основания считать, что абсолютно все приемы борьбы, которые применяются сотрудниками полиции, включают  в себя меры насильственного воздействия. Разграничение понятий «меры насильственного воздействия» и «боевые приемы борьбы» проводится по их целевому назначению и порядку применения [4]. Так, применение боевых приемов осуществляется в целях задержания преступников при соблюдении условий применения физической силы, оружия и спецсредств. Если речь идет о приемах рукопашного боя, то их применение осуществляется в ближнем бою для максимально эффективного поражения противника. И приемы борьбы, и приемы рукопашного боя могут сопровождаться нанесением травм, а также допускают полное физическое уничтожение преступника, но здесь важно учитывать пределы необходимой обороны, т.к. не допускается их превышение.   Полагаем, что боевыми приемами борьбы следует считать как те приемы, которые связаны с применением только лишь физической силы, так и те, где используются специальные средства: палка резиновая, наручники, подручные средства , которыми могут быть различные предметы экипировки и применение которых разрешено Законом «О полиции», и огнестрельное оружие. Также необходимо, на наш взгляд, считать боевыми приемами борьбы применение газового оружия, электрошокеров, поскольку с помощью данных средств также возможно временно нейтрализовать преступника для его последующего задержания.   Подтверждение вышесказанному – положения ст. 21 рассматриваемого нами Закона, которые регламентируют применение специальных средств. В данной статье перечень специальных средств довольно широк: применяться могут не только резиновые палки и наручники, но также и водометы, и бронемашины. Но применение данных специальных средств должно быть основано на специальных тактических приемах, изучение которых необходимо включить в разделы физической и тактической подготовки сотрудников. Учитывая вышесказанное, полагаем, что общие основания применения боевых приемов борьбы должны распространяться и на приемы, где применяются перечисленные выше специальные средства.   Если же говорить о проблеме правового обеспечения применения огнестрельного оружия, согласно ст. 23 Закона «О полиции», то здесь можно ориентироваться на следующие подходы, выработанные в научной литературе.

Читайте также:  Статья 9. Выплата пособий

Ряд авторов полагает, что использованием оружия следует считать все действия с ним, которые совершаются не по прямому назначению. Примером является угроза применения оружия при задержании (наиболее распространенный способ), а также действия с оружием, если оно используется не для стрельбы, а как подручное средство для защиты от нападения, нанесения ударов и пр.

   Но деятельность сотрудника полиции должна основываться на том, что применять оружие необходимо лишь в качестве крайней меры, когда обеспечить исполнение возложенных на него задач иными способами невозможно. В первую очередь, необходимо использовать такой способ, как угроза его применения, для задержания лица, совершившего преступления (о данном способе упоминалось выше). Данный вид задержания, где оружие используется для устрашения (угроза применения), дает большую эффективность по сравнению с применением физической силы или резиновой палки в качестве спецсредства. Дело в том, что если задерживаемым окажет активное сопротивление, телесные повреждения может получить не только он сам, но и сотрудник, а при бесконтактном способе задержания, каким является угроза применения огнестрельного оружия, удается избежать телесных повреждений и гарантирует более высокую надежность. Но реальную гарантию личной безопасности сотрудника полиции может дать, по нашему мнению, только его личная готовность к эффективным действиям в ситуациях, когда необходимо применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие.   Таким образом, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день сотрудники МВД в России не имеют достаточной физической и специальной подготовки. Проблема заключается в том, что даже на начальном этапе, при приеме на службу, такая подготовка носит лишь формальный характер: недостаточно уделяется внимания также и психологической работе с сотрудниками полиции в части их моральной готовности действовать и применять огнестрельное оружие тогда, когда это необходимо. Кроме того, некоторые  положения Закона «О полиции» нуждаются в корректировках в части, касающейся применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Корректировки необходимо для того, чтобы указанный закон был приведен в соответствие с Уголовным кодексом РФ и практикой применения мер насильственного воздействия. Более того, на наш взгляд важно расширить перечень правовых оснований для применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении ими служебных обязанностей, в условиях соблюдения пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания лиц, совершивших преступное посягательство.

  Список литературы

Применение специальных средств и огнестрельного оружия

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”.

Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

  • предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
  • стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
  • обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;
  • немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
  • Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств.
  • Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность.
  • Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
  • На частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.
  • Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
  • для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
  • для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
  • для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  • для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;
  • для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

  • Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»…
  • следующие изменения:
  • Глава V. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Статья 28. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами.
  • Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, а также при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
  • В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершающего побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора, либо иное преступление, сотрудник уголовно-исполнительной системы при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
  • Превышение сотрудником уголовно-исполнительной системы полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими федеральными законами.
  • Перечень оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Статья 29.  Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:
  • 1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения  физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, входящих в подразделение (группу);
  • 2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, предоставление пострадавшим медицинской помощи в возможно короткий срок;
  • 3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения в письменной форме в возможно короткий срок, но не позже чем через 24 часа с момента применения, о каждом случае применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
  • О каждом случае причинения осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам ранения либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы  физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
  • В составе подразделения (группы) сотрудник уголовно- исполнительной системы применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).
  • Статья 30. Применение физической силы
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:
  • 1) для пресечения преступлений и нарушений режима содержания;
  • 2) при исполнении обязанностей по конвоированию;
  • 3) для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу;
  • 4) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
  • Статья 31. Применение специальных средств
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
  • 1)для отражения нападения на работников уголовно- исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц;
  • 2) для пресечения преступлений или нарушений режима содержания;
  • 3) для пресечения неправомерного сопротивления или неповиновения осужденного и лица, заключенного под стражу, оказываемого сотруднику уголовно-исполнительной системы;
  • 4) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и лицами, заключенными под стражу, и иных противоправных действий, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;
  • 5) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
  • 6) при конвоировании и охране осужденных и лиц, заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что  могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, а также при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;
  • 7) для задержания осужденного, лица, заключенного под стражу, и иного лица, если они могут оказать вооруженное сопротивление;
  • 8) для задержания и возвращения осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершающих побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания;
  • 9) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования;
  • 10) для блокирования движения групп осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при защите учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять следующие специальные средства:
  • 1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 и 7 части первой настоящей статьи;
  • 2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 и 7 части первой настоящей статьи;
  • 3) наручники и иные средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 и 8 части первой настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно- исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;
  • 4) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-8 части первой настоящей статьи;
  • 5) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-8 части первой настоящей статьи;
  • 6) служебных собак — в случаях, предусмотренных пунктами 1,4-8 и 10 части первой настоящей статьи;
  • 7) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5 и 7 части первой настоящей статьи;
  • 8) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 10 части первой настоящей статьи;
  • 9) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 7 части первой настоящей статьи;
  • 10) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части первой настоящей статьи;
  • 11) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 7 и 10 части первой настоящей статьи;
  • 12) средства защиты охраняемых объектов уголовно- исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, — в случаях, предусмотренных пунктом 10 части первой настоящей статьи;
  • 13) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части первой настоящей статьи.
  • Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.
  • Статья 31 (1) . Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
  • Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы и иных лиц.
  • Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
  • 1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
  • 2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
Читайте также:  Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, в которых находятся насильственно удерживаемые лица. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

  1. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником уголовно-исполнительной системы специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
  2. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями первой и второй настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 31 (2) настоящего Закона.
  3. Статья 31 (2) . Применение огнестрельного оружия
  4. Нахождение на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов с огнестрельным оружием, кроме случаев, связанных с пресечением противоправных действий осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц, не допускается.
  5. В зависимости от обстановки в случаях, когда другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник уголовно- исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
  6. 1) для защиты себя и (или) иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  7. 2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством уголовно-исполнительной системы;
  8. 3) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
  9. 4) для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки преступления против жизни, здоровья, собственности, если иными средствами задержать осужденного и лицо, заключенное под стражу, не представляется возможным;
  10. 5) для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, а также осужденного и лица, заключенного под стражу, отказывающихся выполнить законное требование о сдаче находящихся при них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  11. 6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно- исполнительной системы;
  12. 7) для пресечения побега осужденного и лица, заключенного под стражу, из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора или из-под конвоя, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  13. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части второй настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
  14. Сотрудник уголовно-исполнительной системы также имеет право использовать огнестрельное оружие:
  15. 1)для остановки транспортного средства, при помощи которого совершается побег, путем его повреждения;
  16. 2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц;
  17. 3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
  18. Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных пунктами 3-5 части первой статьи 31 настоящего Закона.
  19. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно- исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы и иных лиц.
  20. Статья 31 (3) . Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника уголовно-исполнительной системы
  21. Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 31(2) настоящего Закона.
  22. При попытке осужденного или лица, заключенного под стражу, задерживаемых сотрудником уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части второй статьи 31(2) настоящего Закона.
  23. Статья 2
Читайте также:  Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613) следующие изменения:

1) статью 43 изложить в следующей редакции:

«Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно- исполнительной системы допускается только на основании и в случаях, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия военнослужащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, допускается только на основании и в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.   Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О полиции».»;

2) статьи 44 — 47 признать утратившими силу.

Президент Российской Федерации

Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Для выполнения основного предназначения полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников полиции правами по применению мер принуждения.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В ч. 1 ст.

18 Федерального закона «О полиции» указано, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами».

Статьи 18 и 19 этого ФЗ указывают условия и пределы применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения силы и оружия.

Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Одно из условий применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — обязанность сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

  • Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.
  • Порядок применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия — это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.
  • Статья 19 Федерального закона «О полиции» предусматривает следующие обязательные действия сотрудника полиции:

1. предупредить о намерении их применить. Закон прямо не говорит, какие действия сотрудников полиции являются предупредительными. Так, на практике предупреждение о применении оружия подаются: (а) голосом; (б) выстрелом вверх или в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием или рикошетом пули;

  1. 2. предоставить возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда: (а) промедление в применении физической силы, специальных средств иди огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции; (б) может повлечь иные тяжкие последствия;
  2. 3. применяя их, действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, стремясь к минимизации любого ущерба;
  3. 4. оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок;
  4. 5. в течение 24 часов уведомить прокурора о всех случаях ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а также предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции;

6. сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

68. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности. Основные направления деятельности полиции

Полиция предназначена (ст. 1 ФЗ «О Полиции») для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

  • Основные направления деятельности полиции(ст. 2 ФЗ «О Полиции»):
  • Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
  • 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • 4) розыск лиц;
  • 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • 6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • 7) обеспечение безопасности дорожного движения;
  • 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
  • По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Правовую основу деятельности полиции(ст.

3 ФЗ «О Полиции»):составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции

69. Приёмы и правила обеспечения взаимной безопасности групп оперативно-служебного применения при выполнении задач в зонах возможного поражения (самостоятельно, включите каршеры свои и загоните)

70. Приёмы обеспечения личной безопасности при проведении специальной операции по защите собственных объектов ОВД и важных объектов. (самостоятельно, включите каршеры свои и загоните)

Ссылка на основную публикацию