Законодательство в сфере обороны — советы юриста

Несмотря на то, что из уст представителей российской правоохранительной системы регулярно звучат красивые и громкие декларации о безусловном праве граждан на самооборону, зачастую, это самое право приходится доказывать в суде ценой невероятных усилий. 

Сегодня на сайте «Условка» мы будет говорить о весьма важном и насущном юридическом понятии — необходимой обороне как правомерной защите гражданина от общественно опасного посягательства. 

Что такое необходимая оборона? 

Законодательное определение необходимой обороны содержится в ст. 37 Уголовного кодекса РФ.

Под самообороной понимается защита личности и прав обороняющегося или иных лиц от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

При этом, оборона будет признана правомерной только в том случае, если не было допущено превышения ее пределов. А под превышением закон считает действия обороняющегося, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. 

Как мы видим, приведенные формулировки предусматривают весьма широкое поле деятельности для трактовки понятия самообороны. И это является едва ли не самой большой проблемой в рассматриваемом нами вопросе. 

К сожалению, институт самообороны в российском уголовном праве является половинчатым и на практике порождает многочисленные ситуации, когда добропорядочные люди, защищающие себя и своих близких от грабителей и бандитов, затем вынуждены ценой огромных усилий оправдывать свое доброе имя от несправедливых обвинений. 

Законодательство в сфере обороны - советы юриста

И за последние годы в этом направлении появились некоторые подвижки. 

Так, в 2003 году в статью 37 УК РФ была включена оговорка о том, что не является превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если оно лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

Пример: на гражданина, имеющего при себе на законных основаниях ружье, в темном переулке нападают грабители, направляющие на него деревянный муляж пистолета.

Не имея времени и возможности оценить реальные обстоятельства и степень опасности, обороняющийся достает ружье, расстреливает грабителей и только спустя время понимает, что пистолет грабителей был ненастоящим.

В соответствии с законом такие действия не должны признаваться превышением пределов НО

Помимо этого, Верховным Судом РФ на уровне Постановления Пленума были даны достаточно подробные разъяснения по целому ряду спорных моментов, связанных с необходимой обороной. 

Казалось бы, все ясно и понятно, но в реальной практике российской правоохранительной системы регулярно возникают ситуации, когда, казалось бы, очевидная правомерная самооборона гражданина от нападения бандитов и преступников, почему-то игнорируется, либо, в лучшем случае, трактуется как превышение пределов НО. 

Примеры необходимой обороны 

Ярким жизненным примером необходимой обороны может служить трагедия, которая разыгралась в 2012 году в доме жителя одного небольшого городка в Тульской области. 

В дом местного предпринимателя Гегама Саркисяна ворвались четверо грабителей с оружием. Хозяин, оказавшийся человеком неробкого десятка, сумел дать преступникам отпор, зарезав троих налетчиков ножом. Живым удалось уйти лишь одному из бандитов.

После этих событий Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «убийство» и многие ждали, что защищавшего свою семью бизнесмена арестуют и посадят в тюрьму.

Однако, справедливость и здравый смысл восторжествовали – действия Гегама Саркисяна сочли правомерными и он избежал обвинений

На практике, примеров необходимой обороны может быть великое множество. Наш сайт рассказывает лишь о типичных проблемах и путях их решения. Если вы хотите получить совет по конкретной ситуации – напишите онлайн-консультанту нашего сайта или закажите обратный звонок. 

Это важно! Право на оборону имеется у гражданина, независимо от того, имел ли он возможность избежать конфликта, например, убежать от агрессивных хулиганов или грабителей 

Необходимая оборона в судебной практике 

Вы спросите — для чего доказывать необходимую оборону и почему это так важно? 

Отвечаем – признание того факта, что человек нанес травму или не дай бог, причинил смерть своему оппоненту, обороняясь от его нападения, освобождает гражданина от любых обвинений в свой адрес. 

В правоохранительной и судебной практике в ситуациях, когда был установлен факт необходимой обороны, уголовное дело прекращается либо не возбуждается вообще. В случае, если факт самообороны был доказан в судебной стадии – выносится оправдательный приговор

Участие грамотного и опытного адвоката по уголовным делам, в рамках которых нужно доказывать факт необходимой обороны – это жизненно важная необходимость, поскольку, зачастую, по таким делам речь идет об обвинении по очень серьезным статьям Уголовного кодекса, предусматривающим большие тюремные сроки. Законодательство в сфере обороны - советы юриста 

Наш сайт настоятельно рекомендует не пренебрегать услугами адвоката по делам данной категории! Любая ошибка и даже одно неверное слово в процессе могут обойтись вам очень и очень дорого! 

К сожалению, для того, чтобы необходимая оборона была признана в суде обстоятельством, исключающим преступность деяния, зачастую, приходится в буквальном смысле слова пробивать глухую стену непонимания и ложно понимаемой «чести мундира» со стороны государственного обвинения. 

Однако, как показывает практика, нет ничего невозможного, особенно, если за дело берется грамотный и  опытный юрист. Статистика применения нормы о необходимой обороне говорит о том, что в последние годы дел с благоприятным исходом для попавших в неприятную ситуацию граждан становится все больше. 

Если вам нужна первичная консультация по теме статьи или совет уголовного юриста – обращайтесь к онлайн-консультанту нашего сайта или закажите обратный звонок. Это бесплатно! 

Как отграничить пределы необходимой обороны? 

Основным условием правомерности самообороны, отграничивающим ее от превышения пределов НО, является соразмерность (адекватность) действий обороняющегося характеру и опасности посягательства. 

Законодательство в сфере обороны - советы юриста

Не будет превышением необходимой обороны даже причинение смерти нападавшему, если тот явно намеревался убить свою потенциальную жертву или причинить тяжкие телесные повреждения. 

Однако, как показывает практика, грань между необходимой обороной и превышением ее пределов, бывает очень тонкой и в каждом конкретном случае устанавливается путем скрупулезного разбора обстоятельств. Доказывание правомерности обороны иногда превращается в многомесячный «квест» с десятками допросов свидетелей, проведением сложных экспертиз. 

Однако, эта игра всегда стоит свеч. Ведь на кону стоит самое ценное в жизни человека – его свобода! При этом, чем раньше юрист приступит к работе, тем больше шансов будет на успешный исход дела. 

Если вам нужна первичная консультация по теме необходимой обороны или профессиональный совет уголовного юриста – обращайтесь к онлайн-консультанту нашего сайта или закажите обратный звонок. Это бесплатно!

В соединениях и командованиях вооруженных сил появятся воинские должности юристов

Законодательство в сфере обороны - советы юриста

  Пресс-служба Кремля 

В соединениях, объединениях, а также в командованиях родов войск и главных командованиях видов Вооруженных сил появятся воинские должности юристов. Об этом сообщил начальник Юридической службы ВС РФ Олег Безбабнов. 

«Министром обороны принято решение о включении воинских должностей юридического профиля в войсковом звене «соединение — объединение», а также в главных командованиях видов и командованиях родов войск Вооруженных сил, управлениях флотов и региональных управлениях правового обеспечения», — сказал он в интервью газете «Красная звезда». 

Законодательство в сфере обороны - советы юриста

Когда в российской армии появились первые военные юристы

  • До этого юридические должности в армейских звеньях обычно замещали гражданским персоналом или государственным гражданскими служащими.
  • Отмечается, что одной из причин возвращения военных юристов в категорию военнослужащих стала возросшая необходимость юридического обеспечения войск. 
  • «Более 80% офицеров юридической службы получили опыт исполнения обязанностей помощников командиров по правовой работе в условиях выполнения специальных задач и миротворческих операций», — отметил Безбабнов.

По его словам, это подтверждает необходимость опыта военной службы и знаний международного гуманитарного права, военной администрации у должностных лиц юридической службы. Также они должны быть готовы нести службу как на территории России, так и за ее пределами.

• Путин: у Вооружённых сил есть возможности для решения задач особой сложности

Возможную нехватку юридических кадров, по мнению начальника юридической службы, можно восполнить, в том числе за счет выпускников гражданских юридических вузов. Однако они должны пройти дополнительное обучение на базе вузов Минобороны для усвоения минимума общевоенных дисциплин.

Военными юристами называют офицеров с юридическим образованием, занимающих должности в органах военной прокуратуры, военных судах, органах военной юстиции. Учредителем школы «для образования военных законоведов» стал император-реформатор Петр I.

Сегодня военные юристы занимаются вопросами правового регулирования всех видов деятельности в структурах Вооружённых сил России — это вопросы, связанные с работой военных судов (трибуналов), военной прокуратуры, органов военной юстиции.

Читайте также:  Статья 35. Представительный орган муниципального образования

К вопросу правовых основ деятельности совета безопасности российской федерации

Принятие в 1993 г. Конституции РФ стало принципиальным этапом в создании конституционно-правовых основ деятельности Совета Безопасности РФ, с этого времени определившиеся правовые аспекты и формы организации Совета Безопасности постоянно совершенствовались .

В Конституции РФ впервые был упомянут орган, который имел своей целью реализацию задач национальной безопасности. Этот орган —  Совет безопасности Российской Федерации (далее — Совбез) .

Важным элементом в определении статуса Совета Безопасности его места  в  системе обеспечения  национальной  безопасности является регламентация его деятельности действующим Федеральным законом «О безопасности» и  развивающими  его «Положениями о Совете Безопасности», которые были подвергнуты многократным редакциям .

Стоит подчеркнуть, что Указ Президента РФ от 3 июня 1992 г.

№547 «Об образовании Совета безопасности Российской Федерации» , содержавший «Положение о Совете Безопасности», был утвержден через месяц после принятия  в мае того же года Закона РФ от 5 марта 1992 года № 2246-I «О безопасности» и в регламентации статуса и задач Совбеза являлось его почти точной копией .

В этом же «Положении о Совете Безопасности» были в отличие от Закона прописаны и его функции. В дальнейшем они содержались и в последующих вариантах «Положений». Существенные изменения в «Положение о Совете Безопасности» внесены спустя 5 лет после опубликования Федерального закона «О безопасности» и первого «Положения о Совете Безопасности».

Существенные изменения были внесены в статус Совбеза Указом Президента России от 7 июня 2004 г.

№726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности  Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности, а также об изменении и признании утратившими  силу отдельных актов  Президента Российской Федерации», принятие которого продиктовано необходимостью проведения основных направлений деятельности этого органа в соответствии с новыми внешними и внутренними реалиями и угрозами для Российской Федерации и развития в этой связи значительно устаревшего уже тогда Федерального закона «О безопасности» .

Если провести сравнительно-правовой анализ действующего и утратившего силу законодательства можно увидеть, что кардинальных различий в редакциях «Положений» не содержится.

Но при детальном рассмотрении можно заметить, что в Указе Президента №726 от 7 июня 2004 года статус Совбеза определен более конкретно.

В нем указано, что Совбез является органом, который осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития России.

Многие ученые связывают это с тем, что данная формулировка является причиной «отсталости» существовавшей в 1990 — начале 2000 годах правовой базы обеспечения национальной безопасности . Но стоит отметить, что в действующем Федеральном законе «О безопасности» слова» стратегия развития Российской Федерации» из текста изъяты.

Правовые акты 90-х годов принимались в условиях реальных угроз суверенитету России, вялой и слабо обеспеченной законодательно вертикали власти, сложностей внутренней общественно-политической и социально-экономической ситуации, навязыванием идеологии однополярного мира в международных отношениях. Поэтому присутствие этого термина положениях 90-х и 2004 г. является лишь реакцией на эти указанные и вновь возникшие угрозы и вызовы Российской Федерации.

Стоит отметить, что перечисленные выше угрозы стали менее острыми в последние годы, но появились иные по характеру: международный терроризм, международное пиратство, экономический кризис.

Рассмотрим Указ Президента от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности». В данном правовом акте впервые выделена такая задача, как разработка обеспечения национальной безопасности конкурентоспособности РФ.

Безусловно,  данная задача является современной, актуальной особенно в условиях экономического кризиса.

Ряд авторов указывает, что уровень конкурентоспособности страны, ее вес и значение в международных делах зависят от усилий государственных органов управления и частных структур, создающих необходимые экономические условия для трансформации прорывных технологических инноваций непосредственно в производство.

   Наполнение употребленного в Указе Президента №726  термина «конкурентоспособность» только экономическим или даже преобладающим инновационным содержанием не исчерпывает ее роли в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, поэтому изложенная формулировка представляется не самой удачной, т.к она не несет в себе конкретного содержания, толковать ее можно как угодно широко — как по сферам конкуренции (от мирового порядка до товарных рынков) так и по предметам или объектам.

      Само понятие «конкурентоспособность» государства в области национальной безопасности представляется весьма и весьма сложной по наполнению ее конкретикой и ограничению сфер и пределов из-за сложности подходов к содержанию самого понятия «национальная безопасность».

         Мельников В.И. считает, что именно такая оценка данной новации стала причиной ее отсутствия в Федеральном законе «О безопасности» . Вместе с тем, проблемы конкурентоспособности РФ в различных сферах подробно были освещены в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» .

         Также существенными являются оценки формулировок задач Совета Безопасности, использованных в актуальном законе «О безопасности», где в них отсутствуют преобладающие в Законе РФ «О безопасности» 1992 года и «Положениях» «совещательные» термины, вроде «готовит решения», «разрабатывает рекомендации» и т.п.

   В Законе «О безопасности» используются термины не рекомендательно-совещательные, а более точные, однозначные, четкие, состоящие по своему содержанию из совокупности требующихся конкретных действий и решений, т.е не только их подготовки, но и процесса практической реализации.

  •         Именно такую смысловую составляющую несут в себе формулировки Федерального закона «О безопасности», выраженные словами «оценка», «разработка», «прогнозирование», «координация».
  •       Думается, что именно такая трактовка в настоящем законе задач Совета Безопасности является фундаментом его трансформации из органа более аналитического и совещательного в орган конкретных решений и практической деятельности по организации их исполнения.
  •                Сопоставив правовые акты по функциям Совета Безопасности, следует сделать акцент на то что Федеральный закон «О безопасности» 1992 года не формулировал функции Совбеза, а их изложение в Указе Президента №726 2004 года практически полностью поглощал аналогичные разделы трех предыдущих редакций.
  •          Поэтому следует обратиться лишь к сопоставлению функций Совета безопасности в редакции  2004 и  2011 годов «Положения о Совете Безопасности» и Федерального закона «О безопасности».
  •                Очень важным является, то обстоятельство, что впервые в числе функций Совета Безопасности Указом Президента №726 2004 года было выделено определение критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинга ее состояния.
  •         Два этих направления по определению их содержания, практическому наполнению явились не только новыми для Совета Безопасности, но и очень сложными, многозначными, требующими глубокой и выверенной политической, экономической проработки.

     6 мая 2011 г. Президент РФ подписал Указ № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации», которым утверждено новое положение о Совбезе России. Пересмотрены задачи и основные функции Совбеза . Глава государства вправе расширять их перечень. Совет готовит решения Президента РФ в сфере обеспечения национальной безопасности и по ряду других вопросов.

В их числе — организация обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества. Кроме того, Совбез формирует государственную политику в области обеспечения национальной безопасности, контролирует ее реализацию.

Он также прогнозирует, выявляет, оценивает угрозы, военную опасность, разрабатывает меры по их нейтрализации.

            Во-первых, данные новации в значительной мере обогащают спектр деятельности Совета Безопасности, а, во-вторых, выполнение этих функций и научно обоснованный подход к ним должны способствовать конкретизации и совершенствованию работы как самого Совбеза, так и координируемых им других ведомств: участников обеспечения политики национальной безопасности.

              Тот факт, что функции Совета Безопасности перенесены в действующий закон «О безопасности», является также принципиально важным. Это может означать, что весь период функционирования правовой базы национальной безопасности РФ в целом и Совета Безопасности в частности эти функции в его деятельности будут в числе главных.

      Представляется, однако, необходимым подчеркнуть, что эффективность исполнения функций Совета Безопасности России зависит от степени их наполнения конкретным содержанием, учета особенностей региональных особенностей национальной политики безопасности.

Tochka Zрения ⁄ В РФ вводится понятие «служебная тайна в сфере обороны»

17:18, Москва, Госдума в первом чтении одобрила такое новое для России понятие как «служебная тайна в области обороны» и санкции за её разглашение. Речь идёт об ответственности за разглашение не секретной информации, не составляющей государственную тайну, а разглашение служебной информации в области обороны.

Стоит отметить, что понятие «служебная тайна в области обороны» вводится в российское законодательство впервые. До сегодняшнего дня такого понятия не существовало. Кроме того, не существовало и законодательного понятия о служебной тайне.

Разглашение такой информации регулировалось постановлением правительства РФ, а не законопроектом, и касалось только федеральных ведомств, действуя, по сути, как санкция для чиновников за разглашение, например внутриведомственной служебной информации, не являющейся секретной.

Читайте также:  Статья 10. Средства на выплату пенсий

Теперь же, новым законопроектом о поправках в закон «об обороне» предлагается применять санкции за разглашение служебной информации в области обороны ко всем, как к чиновникам, так и к физическим лицам, а также СМИ.

«Предлагается информацию, образующуюся при реализации мероприятий в области обороны, не составляющую государственную тайну и не являющуюся общедоступной, отнести на законодательном уровне к категории конфиденциальной», — сообщается в сопроводительной записке к законопроекту.

«В кабмине поясняют, что сейчас единственным инструментом, ограничивающим распространение служебной информации, выступает постановление правительства РФ №1233, действие которого распространяется только на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации.

«При этом остальные организации РФ и граждане остаются вне правового поля данного постановления.

В результате в СМИ организациями РФ периодически размещается служебная информация, касающаяся организации обороны государства, в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности», — цитирует сегодня ТАСС свои источники в правительстве.

Также сообщается, что перечни такой информации (служебной информациии в области обороны, не подлежащей распространению), будут формировать федеральные органы исполнительной власти и ведомства, в которых предусмотрена военная служба (очевидно все силовые министерства).

Планируется, что санкции за разглашение подобной служебной информации в области обороны составят: для граждан — от 500 до 1 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. Для военнослужащих, допустивших распространение подобной информации, предусмотрена дисциплинарная ответственность в соответствии с военным уставом.

Таким образом, если поправки к закону «об обороне» будут приняты, то в РФ появится законодательно закреплённое понятие «разглашение служебной тайны», которое будет распространяться не только на чиновников, но например на СМИ и физлиц, что создаст определённый прецедент, который может быть распространён не только в сфере обороны, но и на все федеральные ведомства и органы власти.

Как известно, СМИ часто работают со своими «источниками информации» в разных ведомствах, от которых и получают чаще всего информацию не секретного характера, но достаточно важную и не распространённую, о готовящихся законах, об отставках, о коррупции и т. д.

Если понятие «распространение конфиденциальной служебной информации» будет распространено не только на сферу обороны, а на все остальные ведомства, то СМИ не смогут публиковать информацию, полученную от своих источников в ведомствах.

Ведомства попросту будут делать всю служебную информацию конфиденциальной и не подлежащей распространению. Источники СМИ в ведомствах окажутся бесполезными.

фото: фотоархив, Издание Tochka Zрения, Рекламодателям — реклама в TZ

Законодательство в области обороны

Основу законодательной базы об обороне страны составляет Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основополагающие правовые нормы об обороне и безопасности государства.

Статья 4 Конституции определяет, что Российская Федерации обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Тем самым подчеркивается, что оборона, территориальная целостность и безопасность страны носит общегосударственный характер, что возлагает на все без исключения государственные органы, общественные организации, на всех граждан обязанности по защите Отечества.

  • Обеспечение обороны страны — задача государственной важности. Согласно статьи 71 Конституции в исключительном ведении Российской Федерации находятся:
  • — вопросы войны и мира;
  • — оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
  • — определение статуса и защита государственной границы, территориального пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
  • Главное в содержании государственной функции защиты Отечества — это его вооруженная защита, осуществляемая Вооруженными Силами, в случае агрессии, деятельность по обеспечению мира, безопасности и обороноспособности страны, высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.

Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РоссийскойФедерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В Конституции оговаривается, что гражданин Российской Федерации, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция Российской Федерации определяет функции и полномочия в области обороны страны высших должностных лиц и органов государственной власти России.

Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и Вооруженными силами РФ.

В его основе лежит принцип единства политического, экономического и военного руководства защитой Отечества. В компетенцию этих органов входит рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства.

  1. В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. В его компетенцию входит (статья 83):
  2. — формирование и руководство Советом безопасности Российской Федерации;
  3. — утверждение военной доктрины Российской Федерации;
  4. — назначение и освобождение высшего военного командования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Президент РФ согласно статьи 87 Конституции является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного времени определяется федеральным конституционным законом.

  • Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  • К ведению Совета Федерации в сфере обороны страны относится решение следующих вопросов (статья 102):
  • — утверждение указа Президента Российской Федерации в введении военного положения;
  • — утверждение указа Президента Российской Федерации в введении чрезвычайного положения;
  • — решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
  • В соответствии со статьей 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые в государственной Думе федеральные законы по вопросам:
  • — статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • — войны и мира.
  • На Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 114 Конституции РФ возлагается функция осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности.
  • Вторым по значимости после Конституции Российской Федерации законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере обороны страны, является Федеральный закон “Об обороне”, определяющий основы и организацию обороны Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны, а также содержащий другие нормы, касающиеся обороны страны.
  • Под обороной данный Федеральный закон понимает систему политических экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются также Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

  1. Организация обороны включает:
  2. — прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
  3. — разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
  4. — правовое регулирование в области обороны;
  5. — строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
  6. — разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
  7. — планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
  8. — мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
  9. — создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
  10. — планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
  11. — оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
  12. — обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
  13. — развитие науки в интересах обороны;
  14. — координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обороны;
  15. — финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделяемых на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ;
  16. — международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
  17. — другие мероприятия в области обороны.
  18. Правовую основу обороны страны составляют также ряд других законов, основными из которых являются:
  19. — Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, определяющий в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  20. — Закон Российской Федерации “О воинской обязанности и о военной службе”, осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества
  21. — Федеральный закон “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, осуществляющий правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области;
  22. — законы, определяющие задачи, структуру и особенности прохождения службы в иных войсках и воинских формированиях, не входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (законы Российской Федерации “О федеральных органах правительственной связи и информации”, «О государственной границе”, “О милиции”, федеральные законы “О пожарной безопасности”, “Об органах федеральной службы безопасности”, “О Железнодорожных войсках Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, “О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции”, другие законы).
  23. Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и директивами министра обороны РФ.
  24. Непосредственная регламентация жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации содержится в общевоинских уставах, имеющих силу закона, а также в специальных уставах и наставлениях и иных правовых документах.
Читайте также:  Статья 2. нотариус в российской федерации

Закон рф об образовании 2021 | Юридическая помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон рф об образовании 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

– В период вынужденного перехода на дистанционное обучение к нам в Комитет поступило большое количество обращений от родителей и учителей. Вот лишь некоторые из них: сколько должен длиться урок? Сколько ребенок должен проводить за компьютером времени в течение дня? Что с зарплатой учителей, нагрузка на которых значительно возросла? Как быть, если нет Интернета или гаджета?

Разработанный сенаторами нашего комитета законопроект «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уточняет полномочия Минпросвещения и Минобрнауки по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. В настоящее время деятельность министерств по организации дистанционного обучения в создавшихся условиях носит рекомендательный характер. Практика показала, что необходимо законодательное закрепление положения о разграничении полномочий. Согласно проекту закона, координировать вопросы реализации дистанционных образовательных технологий по вопросам общего образования и среднего профессионального образования будет Минпросвещения, вопросы высшего образования — Минобрнауки.

– Напомню, в весеннюю сессию была принята поправка в целях обеспечения непрерывности образовательного процесса в условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации по всей стране или в отдельных регионах обучение и государственная итоговая аттестация могут осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Важно, что вводиться такой формат обучения будет только в случае форс-мажора, к которому относится распространение коронавирусной инфекции. Иначе как мы должны сохранить здоровье обучающихся и педагогов в условиях пандемии? И если не дистанционное образование, то каким оно ещё может быть в этот период?!

Очевидно, что перевод школ, колледжей и вузов на дистанционный режим работы стал одной из необходимых и неотложных мер по борьбе с эпидемией коронавируса. Эта мера позволила обеспечить непрерывность образовательного процесса и сохранить здоровье наших детей и педагогов.

– Его применение позволит большому количеству школьников одновременно прослушать лекции лучших учителей, а педагогу даст возможность в рамках одного проекта объединить школьников из разных регионов.

Кроме того, будут откорректированы подзаконные нормативные правовые акты. В них будут содержаться ответы на все вопросы, которые волнуют учителей, учеников и их родителей.

В подзаконных актах будут перечислены обязанности педагогических работников при дистанционном обучении, определён перечень преподаваемых в таком формате предметов, уточнены требования к домашним заданиям, продолжительности урока, проведения итоговой аттестации и так далее.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 19 июля 2018 г.

N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Федеральный закон от 23 мая 2016 г.

N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон о службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Закон о Следственном комитете Федеральный закон об МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ Закон о техническом регулировании Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

  • Принят Государственной Думой 24 декабря 2020 года
  • Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
  • Статья 1

Совфед одобрил закон о служебной тайне в области обороны

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Совет Федерации на заседании в среду одобрил закон, вводящий в законодательство понятие служебной тайны в области обороны. Поправки предложены в федеральный закон «Об обороне».

«Предлагается информацию, образующуюся при реализации мероприятий в области обороны, не составляющую государственную тайну и не являющуюся общедоступной, отнести на законодательном уровне к категории конфиденциальной», — говорится в пояснительной записке.

Служебную тайну в области обороны будут составлять сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями по подготовке мероприятий в области обороны, «распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий». Такие сведения «являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению», а лица, их разгласившие, понесут ответственность в соответствии с законодательством.

Сейчас единственным инструментом, ограничивающим распространение служебной информации, выступает постановление правительства РФ №1233, действие которого распространяется только на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации.

«При этом остальные организации РФ и граждане остаются вне правового поля данного постановления.

В результате в СМИ организациями РФ периодически размещается служебная информация, касающаяся организации обороны государства, в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности», — указывают в пояснительной записке.

С принятием закона распространение такой информации будет ограничено в том числе для органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также для организаций и граждан РФ.

Определять перечень сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, будут руководители федеральных органов исполнительной власти и федеральных госорганов, в которых предусмотрена военная служба.

Такие перечни будут публиковаться в открытом доступе и пересматриваться по мере необходимости.

Ответственность за нарушение

В одобренном законе под ответственностью «понимается административная ответственность в соответствии со статьей 13.

14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в отношении организаций и граждан)».

Данная статья предусматривает штрафы за разглашение информации с ограниченным доступом: для граждан штраф составит от 500 до 1 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Для военнослужащих ВС РФ, других войск и формирований, а также граждан, призванных на военные сборы, будет действовать дисциплинарная ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ, отмечается в сопроводительных материалах.

Ссылка на основную публикацию