Статья 239 БК РФ. Иммунитет бюджетов (действующая редакция)

СТ 239 БК РФ

1. Иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.

2. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

3. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 239 Бюджетного кодекса РФ

Введение режима иммунитета бюджетов порождено необходимостью урегулировать перманентно существующую в условиях бюджетного дефицита коллизию между целым рядом законодательно закрепленных норм, дающих право в бесспорном порядке производить списание со счетов физических и юридических лиц, и тем фактом, что расходы бюджетов утверждаются законодательным актом соответствующего уровня (федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, акт органа местного самоуправления, утверждаемый его органом представительной власти), носят целевой и обязательный характер.

Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в статье 13 АПК РФ и статье 13 ГПК РСФСР. Исполнительный документ, выдаваемый на основании решения суда общей юрисдикции либо арбитражного суда, о списании средств со счетов бюджетов должен быть исполнен без каких-либо дополнительных акцептов и выверки.

В то же время утвержденный в установленном порядке акт о бюджете на соответствующий год, как правило, данных расходов не предусматривает. Исполнение решения суда за счет расходов, предусмотренных на иные нужды, деформирует бюджетный процесс и негативно влияет на достижение целей государственного планирования.

Все вышесказанное применимо также и к иным случаям бесспорного списания — например при взыскании задолженности Пенсионным фондом либо налоговыми органами.

Достаточно подробно урегулировано подзаконными актами обращение взыскания на средства федерального бюджета, при этом порядок реализации второй и третьей частей комментируемой статьи в настоящее время различный.

К возмещению в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета, применимы Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143. Во исполнение данного Постановления Приказом Минфина России от 15 мая 2001 г. N 36н утверждены Правила организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. В соответствии с заключением Минюста России 23 мая 2001 года, данный Приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации.

Данным Правилам соответствует статья 109 Федерального закона от 27 декабря 2000 г.

N 150-ФЗ, в соответствии с которой обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства. Взыскание с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, производится органами федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов исключительно в пределах целевых назначений, предусмотренных законом о бюджете в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации. В случае недостаточности средств на эти цели на лицевых счетах должников главный распорядитель средств федерального бюджета, в чьем ведении находится должник, несет субсидиарную ответственность за исполнение судебных решений в пределах установленных ему ассигнований в порядке, установленном вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2001 года по делу ГКПИ 01-1775 признаны недействительными некоторые пункты Правил, касающиеся обязанности должника (получателя средств федерального бюджета) самому составить и представить в орган федерального казначейства платежное поручение для списания со своего лицевого счета денежных средств во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу.

Что касается возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, то в соответствии со статьями 1069 — 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации источником возмещения в данном случае является соответствующая казна (государственная казна Российской Федерации, государственная казна субъекта Российской Федерации либо муниципальная казна). Порядок реализации возмещения ущерба за счет государственной казны Российской Федерации установлен Приказом Минфина России от 23 ноября 1998 г. N 236 «О совершенствовании организации работы по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов». Данному порядку соответствует статья 110 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», в соответствии с которой исполнительные листы судебных органов по искам к казне Российской Федерации направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации и исполняются им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих утвержденные настоящим Федеральным законом ассигнования на эти цели.

По аналогии исполняются судебные решении о взыскании с казны субъекта Российской Федерации.

Например, в соответствии со статьей 42 Закона Республики Татарстан «О бюджетной системе Республики Татарстан на 2001 год» исполнительные листы судебных органов по искам к казне Республики Татарстан направляются для исполнения в Министерство финансов Республики Татарстан и исполняются им в порядке, установленном кабинетом министров Республики Татарстан.

Исполнение судебных решений по искам к казне Республики Татарстан осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели бюджетом Республики Татарстан, при этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих утвержденные настоящим Законом ассигнования на эти цели.

Отдельно урегулировано исполнение решений суда по оплате долговых товарных обязательств государства. Речь идет о погашении государственного долга в виде облигаций государственного целевого беспроцентного займа 1990 года и целевых расчетных чеков на приобретение легковых автомобилей.

Читайте также:  Глава v. подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Порядок оплаты исполнительных документов по решениям судов, возникшим из вышеуказанных обязательств, урегулирован Приказом Минфина России от 15 января 1999 г.

N 8 «О совершенствовании организации работы по погашению государственного долга в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года и целевых расчетных чеков на приобретение легковых автомобилей по исполнительным документам, выданным во исполнение решений судебных органов».

Выплата гражданам денежных средств по вышеуказанным исполнительным документам осуществляется на основании их письменных заявлений на указанные ими счета, открытые в филиалах (отделениях) Сбербанка России через Минфин России, который доводит до территориальных органов федерального казначейства соответствующее финансирование с приложением перечней с указанием номеров исполнительных документов, фамилии, имени, отчества и адреса получателя, выплачиваемой суммы по исполнительному документу. Территориальный орган федерального казначейства извещает владельца облигации или целевого расчетного чека по месту жительства для указания последним платежных реквизитов для перечисления денежных средств.

Также особый порядок введен для исполнения судебных решений о взыскании из федерального бюджета компенсаций, пособий и иных сумм в пользу граждан, пострадавших от радиационных воздействий. Приказом Минфина России от 6 декабря 2001 г.

N 299 утверждены Правила организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по исполнению требований актов судебных органов о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации средств федерального бюджета в пользу граждан, пострадавших от радиационных воздействий. Данным Приказом установлено, что финансирование данных судебных решений также осуществляется на основании реестров финансирования, доводимых Главным управлением федерального казначейства до территориальных органов федерального казначейства.

Статья 239. Иммунитет бюджетов

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г. Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г. В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г. В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г. В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г. Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г. При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г. 6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г. В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.

Иммунитет бюджетов (статья 239)

Иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта,

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, а осуществляется в соответствии с главой 24.1 БК.

Завершение текущего финансового года (статья 242).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.

Завершение операций органами Федерального казначейства по распределениюпоступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

  • Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
  • До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.
  • Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
  • Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.
  • При установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены.
  1. В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
  2. Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
  3. Финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.
  4. III. Стадия отчета об исполнении бюджета
  5. СОСТАВЛЕНИЕ, ВНЕШНЯЯ ПРОВЕРКА, РАССМОТРЕНИЕ
  6. И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Составление и представление бюджетной отчетности Российской Федерации
  8. Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов бюджетную отчетность, который в свою очередь представляет её в Правительство
  9. Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату
  10. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.
Читайте также:  Статья 90 АПК РФ. Основания обеспечительных мер (действующая редакция)

Федеральный закон об исполнении федерального бюджета (статья 264.8.)

  • Федеральным законом об исполнениифедерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.
  • Отдельными приложениями к закону утверждаются показатели:
  • доходов федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
  • доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
  • расходов федерального бюджета по ведомственной структуре расходов федерального бюджета;
  • расходов федерального бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов;
  1. источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
  2. источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
  3. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета

(статья 264.9).

Годовой отчет до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой Российской Федерации, которая включает 2 этапа:

1. Главные администраторы не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Российской Федерации для внешней проверки.

  • Результаты внешней проверки оформляются заключениями по каждому главному администратору в срок до 1 июня текущего финансового года.
  • 2. Правительство направляет не позднее 1 июня текущего финансового года в Счетную палату Российской Федерации годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы
  • На основании внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов Счетная палата Российской Федерации готовит заключение на годовой отчет и не позднее 1 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство

Представление годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу (статья 264.10).

  1. Годовой отчет об исполнении федерального бюджетапредставляется Правительством в Государственную Думу не позднее 01 августа.
  2. Одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации представляются:
  3. — баланс исполнения федерального бюджета;
  4. — отчет о финансовых результатах деятельности;
  5. — отчет о движении денежных средств;
  6. — пояснительная записка;
  7. — отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
  8. — отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
  9. — иная отчетность, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой (статья 264.11.)

  • При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
  • — доклад министра финансов
  • — доклад Председателя Счетной палаты
  • — По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
  • По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.
  • Государственная Дума принимает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

[1] В.М. Родионова. Современные требования к бюджетному законодательству. // Финансы. 1998. № 7. С.10.

[2] Финансы и кредит субъектов Российской Федерации. — Калининград, БИЭФ, 1999, с. 163.

[3] См.: Положение о бюджетных правах Союза ССР и входящих в его состав союзных республик: утвержденное ЦИК СССР от 29 октября 1924 года. Положение о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик: утвержденное ЦИК и СНК СССР от 27 мая 1927 года.

Закон СССР от 30 октября 1959 года «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик. Закон РСФСР от 16 декабря 1961 года «О бюджетных правах РСФСР, автономных республик и местных Советов депутатов трудящихся РСФСР». Закон РФ от 15.04.

1993 N 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных о гранах государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». //Ведомости СНД и ВС РФ 1993, № 18, ст. 635.

[4] См.: В.В. Бесчеревных. Компетенция Союза ССР в области бюджета, с. 43-44.

[5] Н.И. Химичева. Субъекты советского бюджетного права, с. 46-47.

[6] Финансовое право: Учебник. — М.: Юристъ, 1999, с.169.

[7] Ю.А. Крохина. Бюджетное право и российский федерализм, с 194, 203.

[8] И.Н. Сухова. Бюджетные права субъекта Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2001, с.11.

Читайте также:  Статья 10. Паевой фонд кооператива

[9] Ю.А. Крохина. Бюджетное право и российский федерализм, с. 190-191.

[10] Е.Б. Чернобровкина. Разграничение компетенции представительных и исполнительных органов государственной власти в области бюджета. /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2002, с.15.

[11] Финансовое право Российской Федерации: Учебник. /Отв. ред. М.И. Карасева. – М.: Юрист, 2002, с.212. По ее мнению бюджетная компетенция Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований складывается из двух составляющих: а) предметов ведения, т. е. круга управленческих функций в области бюджета, и б) бюджетных правомочий (обязанностей и прав) этих субъектов.

[12] В.В. Бесчеревных. Компетенция Союза ССР в области бюджета, с.40-43.

[13] И.А. Умнова. Конституционные основы современного российского федерализма. — М., 1998, с. 168.

[14] Пискотин М.И. Советское бюджетное право. Основные вопросы. – М., 1973, с. 94.

[15] О.Е. Кутафин, К.Ф. Шеремет. Компетенция местных Советов. — М.: Юридическая литература, 1982, с. 27.

[16] И.Н. Кузнецов. Компетенция высших органов власти и управления СССР.- М.: Юридическая литература, 1969, с. 14.

[17] И.Н. Сухова. Бюджетные права субъекта Российской Федерации, с.11.

[18] Ю.А. Крохина. Бюджетное право и российский федерализм, с. 191

[19] Финансовое право. — М.: Юрист, 1996, с.124.

[20] Российская газета от 15.12.2004, № 277.

[21] См., например, ст. 96 Устава Томской области, ст. 62 Устава г. Томска.

[22] Ст. 209 Гражданского кодекса РФ.

[23] Собственные доходы бюджетов получили различную законодательную трактовку. В первоначальной редакции ст. 47 БК РФ под собственными доходами понимались такие виды доходов, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

То есть одна из существенных характеристик собственных доходов бюджетов состояла в том, что они закрепляются за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Новая редакция ст.

47 при их определении исходит из порядка зачисления налоговых и неналоговых доходов в соответствии с законодательством и безвозмездности и безвозвратности иных доходных перечислений (межбюджетных трансфертов).

[24] Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета закреплены в ст. ст. 50, 51 БК РФ, для региональных бюджетов в ст. ст. 56, 57 БК РФ и для муниципальных бюджетов в ст. ст. 61, 61.1, 61.2, 62 БК РФ.

[25] «Расходные полномочия» по Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года это права и обязанности органов власти в пределах своей компетенции.

[26] Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как: 1) законодательная основа формирования целевого бюджетного фонда; 2) образование фонда в составе бюджета; 3) пополнение фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений; 4) использование средств фонда по отдельной смете; 5) использование средств фонда исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

[27] В.В. Бесчеревных. Компетенция Союза ССР в области бюджета. — М., 1976, с. 24; В.М. Мандрица, И.В. Руковишникова, Д.А. Дружинин. Финансовое право. — М.. 1999, с.45; Финансовое право. /Отв. ред. Н.И. Химичева. — М.,1999, с.

145; Финансовое право России (конспект лекций). — М.:»ПРИОР», 1999, с. 36; Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. Финансовое право: вопросы и ответы. — М.: Юрист, 1998, с.36; Бюджет государства и информационные технологии. /Под редакцией Е.В. Бушмина. — М.

, 2001, с. 118; .

[28] Бюджетное право. /Под редакцией А.М. Никитина, М., 2001, с.20; Финансовое право. /Под ред. М.М. Рассолова.- М., 2001, с.69; О.Н. Горбунова, А..Д. Селюков, Ю.В Другова. Бюджетное право России, с.14; Ю.А. Крохина. Бюджетное право и бюджетный федерализм, с.5.

[29] Н.И. Химичева. Субъекты советского бюджетного права, с. 21; В.М. Мандрица, И.В. Руковишникова, Д.А. Дружинин. Финансовое право, 1999, с.45; Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев. Финансовое право России. — М., 1995, с. 23; В.М. Зуев. Финансовое право Российской Федерации: теория общей части. — Томск, 2000, с. 120.

[30] Бюджетное право как совокупность законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета дано в учебном пособии Бюджетное право. /Под редакцией А.М. Никитина. — М., 2001, с. 10.

[31] М.И. Пискотин. Советское бюджетное право. — М., 1971, с.50.

[32] С.Д. Цыпкин. Доходы Государственного бюджета СССР. — М.: «Юридическая литература», 1973, с.16.

[33] В.В. Бесчеревных. Компетенция Союза ССР в области бюджета, с 34.

[34] Н.И. Химичева. Субъекты советского бюджетного права, с. 26.

[35] Финансовое право. М.: Юрист, 1999, с.146.

[36] Финансовое право. /Под редакцией М.М. Рассолова, с.69-70; О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков, Ю.В. Другова. Бюджетное право России, с.14-15.

[37] В.М. Мандрица, И.В. Руковишникова, Д.А. Дружинин. Финансовое право. — М.. 1999, с.45-46.

А бюджетное право представлено им как «совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета».

[38] Бюджетное право: Учебное пособие для вузов /Н.Д. Эриашвили, О.В. Староверова, Д.А. Ремиханова и др., М., 2001, с. 20.

По их мнению: бюджетное право — это совокупность финансово-правовых норм, которые устанавливают структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, регламентируют бюджетный процесс, регулируют формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

[39] Там же, с. 21-24.

[40] По ее мнению бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумуляцией, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего уровня в целях финансового обеспечения задач и функций конкретной территории. — См.: Ю.А. Крохина. Бюджетное право и бюджетный федерализм, с 158.

[41] См.: Карасева М.В. Финансовое право: общая часть. — М., 1999, с.34; Финансовое право, /Под ред. Горбуновой О.Н. — М., 1996, с. 11; Финансовое право. /Отв. ред. Химичева Н.И. -М., 1999, с.27 и другие.

[42] См.: Н.И. Химичева. Субъекты советского бюджетного права, с. 36.

Ссылка на основную публикацию