Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

Квалификационный класс Кому присваивается Кем присваивается Срок пребывания в квалификационном классе
Высший и первый Председателю, заместителям Председателя и судьям Верховного Суда РФ ВККС РФ В высшем квалификационном классе не устанавливается. В первом классе — 4 года  
первый, второй, третий, четвертый и пятый председателям, заместителям председателей, судьям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным правам ВККС РФ В первом — четвертом квалификационных классах — 4 года. В пятом квалификационном классе — 3 года.  
пятый, шестой и седьмой —   председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов ККС субъекта РФ В пятом и шестом квалификационных классах — 3 года. в седьмом квалификационном классе — 2 года
седьмой, восьмой и девятый мировым судьям ККС субъекта РФ в седьмом — девятом квалификационных классах — 2 года
Срок пребывания судьи в первом, пятом и седьмом квалификационных классах не устанавливается, если он является предельным по замещаемой должности.

Квалификационную аттестацию судей проводят соответствующие квалификационные коллегии судей. Порядок проведения квалификационной аттестации судей устанавливается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

  • Квалификационные классы судьям присваиваются с соблюдением последовательности присвоения и сроков пребывания в соответствующих квалификационных классах, соответствующих замещаемой должности судьи.
  • Судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой, Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ может быть присвоен более высокий квалификационный класс без соблюдения последовательности присвоения и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе.
  • Судьи, имеющие высший квалификационный класс, квалификационную аттестацию не проходят.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий в порядке дисциплинарного взыскания. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Ответственность судьи. Институт ответственности судей является неотъемлемой составляющей судейской карьеры.

Вопрос об ответственности судей, пожалуй, один из самых сложных в статусе судей, т.к. ответственностью «уравновешивается» независимость судей.

Судья не может и не должен находиться в правовом и социальном вакууме, в изоляции от общества, он должен осознавать, что в отношении него могут быть задействованы процедуры, позволяющие контролировать, насколько эффективно и качественно он осуществляет свои судейские функции, и в случае необходимости наложены взыскания вплоть до прекращения полномочий судьи[54].

Действующее в настоящее время законодательство предусматривает в отношении судьи такие организационно-правовые механизмы юридической ответственности, как уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная, а также (так уж сложилось практически) совпадающая с дисциплинарной неюридическая ответственность — этическая[55].

Истории развития института дисциплинарной ответственности судей в Российской Федерации и проблемам дисциплинарной ответственности посвящены многие исследования ученых, в том числе и из Российской академии правосудия[56].

Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: замечания; предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Новости

рекомендации по вопросам присвоения квалификационных классов

Уважаемые коллеги!

В ответ на поступающие вопросы, в связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 269 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»,  квалификационная коллегия судей Оренбургской области дает следующие разъяснения.

Пунктом 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что судьи, имеющие квалификационные классы, подлежат квалификационной аттестации после истечения срока пребывания в соответствующем квалификационном классе.

Судьи, имеющие первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для них предельным по замещаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года. Судьи, имеющие высший квалификационный класс, квалификационную аттестацию не проходят.

Вновь назначенные судьи, а также судьи, назначенные на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, подлежат квалификационной аттестации не ранее чем через девять месяцев, но не позднее чем через один год со дня назначения их на соответствующую должность.

По общему правилу течение установленных пунктом 4 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» сроков пребывания в соответствующем квалификационном классе исчисляется со дня последней аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

Председатели, заместители председателей, судьи, квалификационный класс которых приведен в соответствие к первому, пятому, седьмому квалификационному классу, являющемуся предельным по занимаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», — со дня вступления в силу соответствующего закона, то есть с 1 января 2013 года.

В соответствии с абзацем пятым пункта 7 статьи 20.2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе отказаться от прохождения квалификационной аттестации.

25 января 2013 года Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации приняла решение о внесении изменений в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации



Статус судьи является важнейшим элементом судебной системы, направленной на достижение важнейшей конституционной задачи — построение правового государства.

Надлежащее закрепление всех аспектов статуса судьи является условием эффективного функционирования правосудия в целом; при этом единство статуса судей как носителей государственной судебной власти на всех ее уровнях не исключает возможности установления некоторых особенностей статуса судьи.

Прежде всего, необходимо отметить, что на сегодняшний день в действующем законодательстве порядок наделения полномочиями судей федеральных судов изложен достаточно подробно, однако вопросы о порядке наделения полномочиями судей региональных конституционных (уставных) судов Российской Федерации по-прежнему остаются предметом дискуссий. Наличие пробелов в федеральном законодательстве в данном направлении может привести к дестабилизации судебной системы на региональном уровне.

Подчеркнем, что согласно части первой статьи 2 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон «О статусе судей в РФ»), а также статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе РФ») — все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации [1]. Например, особенный статус судей Конституционного суда Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2], а статус мировых судей определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [4].

В то же время специальный федеральный закон, устанавливающий статус судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, до сих пор не был принят.

Попытка же учесть отдельные особенности их статуса в базовом Законе «О статусе судей в Российской Федерации» вряд ли можно признать удачной.

Некоторые его нормы Закона вызывают только большее недоумение (в частности нормы устанавливающие требования к кандидатам в судьи конституционных (уставных судов) на уровне мировых судей).

  • Таким образом, в отсутствие полноценного федерального закона о статусе судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации вынуждены своими законами самостоятельно регулировать фактически все принципиальные вопросы статуса судей региональных конституционных (уставных) судов — определять требования к кандидатам в судьи, устанавливать порядок отбора кандидатур и назначения на должность судей, порядок и основания приостановления и прекращения их полномочий, порядок и условия присвоения квалификационных классов, материальные и социальные гарантии независимости судей.
  • С учетом анализа федерального и регионального правового регулирования, а так же практики правоприменения норм о статусе судей региональной конституционной (уставной) юстиции, представляется возможным выделить особенности их правового статуса.
  • Общие нормы федерального законодательства о судебной системе устанавливают, что особенности правового статуса судей региональных конституционных (уставных) судов определяются законами субъектов Российской Федерации (статья 12); порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 13) [3].
  • Обобщив различные подходы к определению понятия «статус судьи» для целей данной работы под таковым будем понимать совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности, установленных законодательством, гарантированных государством и присущих только судьям, обусловленных их особым, по отношению к другим публичным субъектам, положением, а также выполняемыми ими функциями по отправлению правосудия.
Читайте также:  Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма

Таким образом, одним из первичных элементов статуса являются требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционных (уставных) судов в различных субъектах РФ. Как правило, они идентичны общим требованиям для кандидатов на должность судьи, установленным федеральным законодательством.

Однако в региональном законодательстве присутствуют некоторые специфические требования для кандидатов, среди них можно назвать повышенный возрастной ценз (35 лет в Чеченской Республике) [5], признанная высокая квалификация в области права (например, в Республике Ингушетия [6] и Кабардино-Балкарской Республике [9]), безупречная репутация (например, в Республике (Саха) Якутия [7] и Санкт-Петербург [10]), наличие необходимых моральных качеств (в Чеченской Республике [5]).

Кроме того, процедуры отбора кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда осуществляются в порядке, отличающимся от общего, установленного федеральным законодательством, в связи с этим, в региональном законодательстве субъектов РФ отсутствует единый порядок отбора кандидатов и назначения на должность данной категории судей. Так сдача квалификационного экзамена на должность судьи предусмотрена лишь в Республике Карелия [11] и в Свердловской области [17]. Некоторые регионы Российской Федерации и вовсе исключают нормы о проведении квалификационного экзамена на должность судьи конституционного (уставного) суда, например, в Республике Адыгея [12] указанные нормы были исключены из закона «О Конституционном суде Республики Адыгея». В предыдущей редакции данного закона полностью излагалась процедура отбора кандидата на должность судьи и сдачи квалификационного экзамена, в редакции от 05.03.2018 лишь указывается, что отбор кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Республики Адыгея осуществляется на конкурсной основе в соответствии Законом Российской Федерации, что вызывает правовую неопределенность в выборе норм, которыми регулируются данные правоотношения и, следовательно, о порядке назначения и необходимости и процедуре проведения квалификационного экзамена.

В связи с этим, считаем важным отметить, что вопрос о механизме оценке уровня профессионализма при отборе кандидатов в судьи, в частности сдачи соответствующих экзаменов, в отсутствие конкретной методики проведения данной процедуры, является крайне актуальным и требует дополнительного правового регулирования.

А разнообразие в подходе к закреплению минимальных требований к кандидатам на должность судей конституционных (уставных) судов в дальнейшем могут сформировать крайне не благоприятную практику реализации региональных правовых норм, а именно, неоднородность профессионального уровня и авторитета судей, субъективизм в отборе кандидатов, и как следствие злоупотребление правом.

Так для назначения на должность, как правило, соответствующему органу государственной власти субъекта Российской Федерации, который вносит представление о назначении судьи в законодательный орган субъекта, должно поступить предложение о кандидате.

Но здесь стоит отметить, что с учетом региональной специфики, круг субъектов, имеющих право вносить предложения о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда, в регионах Российской Федерации существенно отличается.

Причем в субъектах Российской Федерации используется не только одно- либо двухсубъектный состав по внесению предложений о кандидатах на должность судьи, но и разнообразие сочетания такого рода субъектного состава.

Анализ регионального законодательства показывает, что кандидатуры на должность судей в большинстве субъектов РФ предлагают: органы государственной власти субъекта РФ (Республика Башкортостан); органы местного самоуправления (Калининградская область) либо только представительные органы местного самоуправления (Свердловская область, Чеченская Республика, Республика Башкортостан); органы судейского сообщества (Республика Башкортостан) и объединения профессиональных юристов или юридические сообщества (Свердловская область, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Дагестан); областные (республиканские) суды (Калининградская область, Республика Тыва, Республика Марий Эл, Чеченская Республика) или судебные органы (Республика Ингушетия), конституционный (уставный) суд (Республика Дагестан) или его председатель (Республика Северная Осетия — Алания); юридические учреждения (Республика Саха (Якутия) и ведомства (Республика Ингушетия, Республика Тыва); юридические научные и учебные заведения (Республика Саха (Якутия), Свердловская область, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Дагестан); депутаты парламента (Свердловская область, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Чеченская Республика, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия) либо группы депутатов в Республике Саха (Якутии) и депутатские объединения в Республике Дагестан [19]. Если законом субъекта предусмотрена сдача квалификационного экзамена на должность судьи, рекомендацию предоставляет соответствующая квалификационная коллегия судей.

Кроме того вопрос о назначении на должность судьи конституционного (уставного) суда решается законодательным органом субъекта РФ по представлению главы субъекта РФ, в некоторых субъектах представление так же может быть подано депутатами его законодательного органа (Санкт — Петербург [10], Калининградская область [18], Республика Адыгея [12]), в Республике Адыгея в круг субъектов, имеющих право внести представление так же входит Верховный Суд Республики Адыгея [12]. Кандидатов в судьи Конституционного суда Республики Татарстан представляют Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве [14].

Таким образом, в отсутствие единого порядка процедуры назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и при несоблюдении баланса полномочий органов власти, возможен процесс исчезновения такого принципа, как независимость судей.

Также существенно отличается и срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ в разных субъектах РФ.

Так, минимальный срок полномочий, составляет 5 лет (Калининградская область [18], Республика Северная Осетия — Алания [8]), максимальный же может быть не ограничен и связан лишь достижением судьей предельного возраста пребывания в должности (Республика Дагестан [19], Кабардино- Балкарская Республика [9], Республика Карелия [11], Республика Коми [13], Чеченская Республика [5]), в других регионах судьи назначаются на срок 6 лет (Свердловская область [17], Санкт — Петербург [10]), 10 лет (Республика Ингушетия [6], Республика Татарстан [14]), 12 лет (Республика Адыгея [12], Республика Башкортостан [15], Республика Марий Эл [16]) или 15 лет (Республика Саха (Якутия)) [7]). Кроме того, повторное избрание судьи допускается в одних субъектах, в других нет, либо установлен запрет на пребывание в должности более двух сроков (Республика Адыгея [12], Республика Татарстан [14], Республика Саха (Якутия) [7]) или двух сроков подряд (Калининградская область [18]). В принципе, нет никаких законодательных ограничений установления срока полномочий в региональном законодательстве для данной категории судей, он может быть ограничен и годом, будь на то воля субъекта федерации, что, полагаем, неверно.

Предельный возраст пребывания в должности судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ в Республике Адыгея [12], Республике Башкортостан [15], Республике Ингушетия [6], Республике Марий Эл [16], и Калининградской области [18] — 65 лет, в остальных субъектах РФ — 70 лет.

Полагаем, что установление возраста предельного пребывания в должности для данной категории судей законодательством субъектов РФ осуществляется в соответствии с федеральным законодательством [1], которым установлен общий предельный срок пребывания в должности судьи — 70 лет, он не может быть повышен субъектом РФ.

Что касается гарантий независимости данной категории судей в части материального и социального обеспечения, то практически во всех регионах установлено правило, в соответствии с которым, применяются положения федерального законодательства, при этом региональным законом могут быть предусмотрены повышенный уровень материальных и социальных гарантий.

Как видим, проведенный анализ регионального законодательства показал, что с одной стороны, различия в нормативной базе конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации отражают особенности каждого региона, а с другой стороны, установленная диспозитивность положений федерального законодательства и непоследовательность регулирования порядка его формирования позволило законодателям субъектов Российской Федерации крайне широко рассматривать вопрос правового положения статуса судей региональных конституционных (уставных) судов. Вместе с тем, на наш взгляд, более единообразное правовое регулирование статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в большей степени будет соответствовать принципу единства судебной системы и статуса судей в целом, а так же создаст предпосылки для расширения системы конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации, что позволит обеспечить реальное функционирование органов регионального конституционного (уставного) контроля независимо от влияния каких — либо сторонних, в том числе политических факторов.

Читайте также:  Статья 2. Государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации

В связи с этим представляется важным зафиксировать единые нормативные положения о статусе судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, закрепив их в федеральном законе.

Литература:

  1. Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации».
  2. Федеральный конституционный закон от 21.июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
  5. Конституционный Закон Чеченской Республики от 24 мая 2006 года № 2-РКЗ «О Конституционном Суде Чеченской Республики».
  6. Конституционный Закон Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 года № 10-РКЗ «О Конституционном Суде Республики Ингушетия».
  7. Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-з № 363-II «О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве».
  8. Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2001 года № 17-РЗ «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания».
  9. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 года № 38-РЗ «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики».
  10. Закон Санкт–Петербурга от 24 мая 2000 года № 241–21 «Об Уставном суде Санкт–Петербурга».
  11. Закон Республики Карелия от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия».
  12. Закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 года. № 11 «О Конституционном Суде Республики Адыгея».
  13. Закон Республики Коми от 31.октября 1994 года. № 7-РЗ «О Конституционном Суде Республики Коми».
  14. Закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года № 1708-XII «О Конституционном суде Республики Татарстан».
  15. Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года № ВС-13/7 «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».
  16. Закон Республики Марий Эл от 11 марта1997 года № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл».
  17. Областной закон Свердловской области от 06 мая 1997 года № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области».
  18. Уставный закон Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 «Об Уставном Суде Калининградской области».
  19. Худолей К. М. О некоторых вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4 (26).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, должность судьи, Адыгея, статус судей, суд субъектов, федеральное законодательство, категория судей, квалификационный экзамен, судебная система, Татарстан.

42. Порядок формирования Конституционного Суда рф. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда рф

Статус
Конституционного Суда РФ определяется
в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом
в этом вопросе является Федеральный
конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской
Федерации». Это первый в истории России
федеральный конституционный закон,
принятый на основе Конституции РФ 1993
г.

Закон является кодифицированным
актом в сфере конституционного
судопроизводства, он содержит как
материальные, так и процессуальные
нормы. Статус Конституционного Суда,
закрепленный действующим законодательством,
по многим параметрам существенно
изменился по сравнению со статусом
Конституционного Суда РФ, учрежденного
в 1990 г.

В
состав Конституционного Суда РФ входят
19 судей, назначаемых на должность Советом
Федерации по представлению Президента
РФ.

Предложения по кандидатурам на
должности судей Конституционного Суда
Президенту РФ могут вноситься членами
Совета Федерации, депутатами Государственной
Думы, законодательными (представительными)
органами государственной власти
субъектов РФ, высшими судебными органами
(Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным
Судом РФ, самим Конституционным Судом
РФ), федеральными юридическими ведомствами
(в частности, Министерством юстиции
РФ), всероссийскими юридическими
сообществами, юридическими научными и
учебными заведениями (в действующем
составе Конституционного СудаРФ
большинство судей – известные
ученые-юристы).

Для
назначения на должность судьи
Конституционного Суда РФ кандидат
должен отвечать следующим требованиям:
гражданство РФ; возрастной ценз – не
менее 40 лет; наличие высшего юридического
образования и стажа работы по юридической
профессии не менее 15 лет; безупречная
репутация; признанная высокая квалификация
в области права.

Судья
Конституционного Суда РФ может быть
назначен на должность однократно на
срок 15 лет. Предельный возраст судьи –
70 лет. Судья Конституционного Суда РФ
обладает достаточно высоким статусом,
многие составляющие которого усилены
по сравнению с общими положениями
статуса судьи в Российской Федерации.

Так, для судей Конституционного Суда
РФ установлены более сложный порядок
привлечения к юридической ответственности,
отличающиеся набор оснований и порядок
досрочного прекращения полномочий,
более высокие материальные и социальные
гарантии, более жесткие требования к
содержанию принципа несовместимости
и т.

п.

Требования,
предъявляемые к кандидатам в судьи (ст.
4 закон О статусе судей в РФ) 
[править]

  • Гражданство РФ (моногражданство);
  • Иметь высшее юридическое образование;
  • Возраст не моложе 25 лет:
  • Судья среднего звена — 30 лет.
  • Судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет.
  • Судья Конституционного Суда РФ — 40 лет.

(предельный
возраст 70 лет).

  • Стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет:
  • Судья среднего звена — 7 лет.
  • Судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — 10 лет.
  • Судья Конституционного Суда РФ — 15 лет.
  • Не признанный судом недееспособным, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

Отбор
кандидатов в судьи (ст. 5 закон О статусе
судей в РФ) 
[править]

Обращения
гражданина с заявлением в суд на должность
судьи. Проверка о пригодности,
мед. оHYPERLINK
«http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5″свидетельствование,
специальная проверка на его отсутствие
связи с криминалом.
Судебный департамент формирует
квалификационную комиссию, численный
состав, которой одобряется. Кандидат
сдаёт экзамен, при положительной сдаче
результаты действуют в течение 3 лет.
После сдачи квалификационного экзамена
гражданин вправе обратиться в
соответствующую квалификационную
коллегию судей с заявлением о рекомендации
его на вакантную должность судьи.
Председатель суда направляет эти
рекомендации в вышестоящий суд, далее
администрации президента РФ (Комиссия
Совета по кадровой политике при Президенте
РФ для предварительного рассмотрения
кандидатур на должности судей федеральных
судов). Решение выносится указом президента РФ
о назначении на должность судьи.

Правовые основы деятельности Квалификационных коллегий судей | Суды РФ

У некоторых форумчан возникли вопросы по деятельности Квалификационных коллегий судей и возможности добиться от них положительных решений при защите своих нарушенных прав. По первой части этих вопросов ниже приводятся выписки из основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ККС.

Со второй частью все гораздо сложнее. ККС являются составной частью российской судебной системы, и если в ней творится полнейшее беззаконие и откровенный произвол, то почему в ККС должно быть иначе. Отличие только в форме, в которой вас пошлют.

ККС делает это обычно весьма лаконично, обычно в пределах одной странички, типа что суды у нас независимы, никто не имеет права вмешиваться в их деятельность, а опротестовывание их решений производится в установленном действующим законодательством порядке только вышестоящими судами, которые этим себя обычно не утруждают.

Но, несмотря на это, знать как должно быть в действительно правовом государстве, о котором нам давно рассказывают байки, будет полезно.

Закон № 30-ФЗ от 14.03.2002 «Об органах судейского сообщества в РФ»

Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей

7. В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ не могут быть избраны председатели судов и их заместители. В состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ не могут быть избраны Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители.

Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.

Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

Полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей — соответствующим советом судей.

Статья 16. Взаимодействие органов судейского сообщества

1.

Советы судей и квалификационные коллегии судей периодически обмениваются информацией о своей деятельности.

2. Совет судей РФ и Президиум Совета судей РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ и Президиум Высшей квалификационной коллегии судей РФ направляют соответственно в советы судей и квалификационные коллегии судей субъектов РФ необходимую информацию о своей деятельности.

3. Советы судей и квалификационные коллегии судей субъектов РФ информируют о своей деятельности соответственно Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Читайте также:  Статья 4. сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Глава II. Полномочия квалификационных коллегий судей

Статья 17. Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ

1.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения.

  • 2. Высшая квалификационная коллегия судей РФ:
  • 1) рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения;
  • 2) рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения;
  • 2.1) рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ об утверждении судей Верховного Суда РФ членами Президиума Верховного Суда РФ, членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, а также об утверждении председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, иных коллегий и их заместителей и представляет Председателю Верховного Суда РФ свои заключения;
  • 2.2) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;
  • 4) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливает, возобновляет либо прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ и их заместителей;
  • 5) осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов;
  • 8) налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ за совершение ими дисциплинарного проступка;
  • 9) утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;
  • 10) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;
  • 10.1) рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов РФ;
  • 11) знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;
  • Статья 18. Президиум Высшей квалификационной коллегии судей РФ

1.

Президиум Высшей квалификационной коллегии судей РФ состоит из председателя указанной коллегии и трех его заместителей, избираемых Высшей квалификационной коллегией судей РФ из числа ее членов.

2. Президиум Высшей квалификационной коллегии судей РФ является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

3. Для обеспечения деятельности и организации работы Высшей квалификационной коллегии судей РФ создается аппарат, который является структурным подразделением Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Статья 19. Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ

1.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

  1. 2. Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:
  2. 1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;
  3. 1.1) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Председателю Верховного Суда РФ свои заключения;
  4. 1.2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда РФ, который утверждает председателей указанных коллегий;
  5. 1.3) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;
  6. 4) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;
  7. 5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;
  8. 6) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);
  9. 8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;
  10. Статья 20. Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам

1.

Квалификационная коллегия судей вправе пересмотреть ранее принятое решение по вновь открывшимся обстоятельствам.

Ходатайство о пересмотре указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в квалификационную коллегию судей кандидатом на должность судьи или судьей, в отношении которых принято решение, а также должностным лицом, по представлению которого принято решение, председателем соответствующего или вышестоящего суда. Квалификационная коллегия судей вправе пересмотреть свое решение при отсутствии указанного ходатайства в случае, если вновь открывшиеся обстоятельства не позволяют признать ранее принятое решение законным и обоснованным.

2. Основаниями для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам являются такие обстоятельства, которые не были известны квалификационной коллегии судей и сами по себе или вместе с ранее установленными обстоятельствами дают основание для принятия другого решения.

Глава III. Производство в квалификационных коллегиях судей

Статья 21. Порядок рассмотрения квалификационными коллегиями судей представленных материалов

1.

Подготовку заседания квалификационной коллегии судей осуществляет председатель квалификационной коллегии судей или его заместитель, который определяет время и место проведения заседания, а также круг лиц, подлежащих приглашению на заседание.

Приглашенные лица должны быть своевременно извещены о времени и месте проведения заседания.

2. Судья, в отношении которого начато производство квалификационной коллегией судей, вправе ознакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами и представить свои возражения и замечания.

3. О времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей судья, в отношении которого начато производство, извещается в срок, необходимый для явки на заседание.

4. В случае неявки без уважительной причины на заседание квалификационной коллегии судей судьи, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения заседания, квалификационная коллегия судей рассматривает вопрос в его отсутствие.

При рассмотрении материала о дисциплинарной ответственности судьи, привлечении судьи к уголовной ответственности решением квалификационной коллегии судей полномочия судьи могут быть приостановлены до принятия решения по существу вопроса. Указанное решение может быть принято в отсутствие судьи, в том числе в случае его отсутствия по уважительной причине.

Ссылка на основную публикацию