Статья 8. Требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Основополагающий принцип здравоохранения — профилактическая направленность. Важнейший раздел профилактической работы — формирование здорового образа жизни.

Согласно определению экспертов ВОЗ, — «здоровый образ жизни (образ жизни, способствующий сохранению здоровья) является сознательным санитарным поведением, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности и на достижение активной, продолжительной жизни» (Дрезден, 1985).

Формирование здорового образа жизни, пропаганда гигиенических и медицинских знаний, популяризация достижений медицинской науки, воспитание сознательного отношения населения к охране и укреплению здоровья — важнейшие задачи учреждений здравоохранения.

Работа по санитарному просвещению, гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по санитарному просвещению лежат:

государственный характер, т.е. государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие их материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы;

  • научность: соответствие пропагандируемых медицинских и гигиенических, знаний современному состоянию науки и практики;
  • массовость: участие в работе по гигиеническому обучению и воспитанию, формированию здорового образа жизни всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу;
  • доступность: при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть четкой, доступной для понимания;
  • целенаправленность: работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения;
  • оптимистичность: для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания по профилактике тяжелых заболеваний;
  • актуальность: выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.
  • СЛУЖБА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
  • Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения и формированию здорового образа жизни осуществляется Службой формирования здорового образа жизни. Она включает в себя:
  • • республиканский, областные, городские центры здоровья;
  • • кабинеты здоровья лечебно-профилактических учреждений;
  • • кабинеты формирования здорового образа жизни центров гигиены и эпидемиологии.

Службу возглавляет заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач республики. Организационно-методическое руководство осуществляет отдел гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения.

  1. Основными задачамиСлужбы являются:
  2. • координация деятельности различных органов и учреждений здравоохранения по внедрению принципов здорового образа жизни; участие в реализации территориальных и отраслевых программ по укреплению здоровья различных групп населения;
  3. • вовлечение всех медицинских работников, специалистов других министерств и ведомств в воспитательную работу;
  4. • предоставление адекватной информации, позволяющей делать выбор с позиции укрепления здоровья;
  5. • постоянное повышение качества, эффективности и интенсивности работы по обучению населения ведению здорового образа жизни с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
  6. • формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
  7. • организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
  8. Учреждения Службы действуют на основании положений о них, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Организационным, координирующим и методическим учреждением по проблемам формирования здорового образа жизни населения является Центр здоровья. Им руководит главный врач, который назначается начальником управления здравоохранения административной территории.

Он является одновременно внештатным главным специалистом территориального органа здравоохранения по медицинским аспектам формирования здорового образа жизни населения (валеологии).

Структура и штаты Центра утверждаются в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами.

  • Центр здоровья имеет следующие подразделения:
  • • организационно-методический отдел;
  • • редакционно-издательский отдел;
  • • консультативно-оздоровительное отделение.
  • Основными задачамиЦентра являются организационно-методическая, пропагандистская, издательская, оздоровительная работа.

Региональные центры здоровья организуют работу учреждений здравоохранения и координируют деятельность других ведомств по вопросам гигиенического обучения и воспитания населения, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.

Центры здоровья являются организаторами обучения принципам и методам гигиенического воспитания населения как среди медицинских работников, так и среди специалистов других секторов (педагогов, работников культуры, общественных организаций).

Они анализируют состояние работы по формированию здорового образа жизни в регионе, организуют и проводят семинары, конференции, совещания по актуальным вопросам, обобщают и распространяют передовой опыт по пропаганде здорового образа жизни среди населения.

Центры здоровья:

• участвуют в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение работоспособности и достижение активного долголетия;

• внедряют новые формы и методы пропагандистской работы: праздники здоровья, Дни здоровья, декадники охраны природы, дни информирования, акции здоровья, передвижные выставки и т. д.

• широко используют факультативные формы обучения населения (школы здоровья, клубы по интересам, школы материнства и детства и т. д.);

  1. • организуют мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья, через каналы массовой информации (телевидение, радио, печать, кино);
  2. • проводят социологические исследования по медико-социальным проблемам формирования здорового образа жизни и выполняют функции пресс-центра областного (городского) управления здравоохранения.
  3. Издательская деятельность Центров здоровья предусматривает разработку и издание методических, информационных и наглядных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Оздоровительную деятельность проводят совместно Центры здоровья, лечебно-профилактические учреждения и оздоровительные центры по следующим вопросам: физическая активность, рациональное питание, личная гигиена, психогигиена, гигиена семьи и брака, профилактика вредных привычек, коррекция факторов риска заболеваний и т. д.

На базе Центров здоровья могут функционировать консультативно-оздоровительные отделения по принципу хозрасчета или за счет бюджетных средств.

В консультативно-оздоровительных отделениях услуги населению оказывают врачи по лечебной физкультуре, наркологи, психотерапевты, специалисты по геронтологии, иглорефлексотерапии, массажу и другим безмедикаментозным методам.

  • МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания можно разделить следующим образом (схема 14):
  • 1) методы индивидуального воздействия;
  • 2) методы воздействия на группу лиц;
  • 3) методы массовой коммуникации.
  • Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так (схема 15):
  • 1) метод устной пропаганды;
  • 2) метод печатной пропаганды;
  • 3) метод изобразительной пропаганды;
  • 4) комбинированный метод.

Метод устной пропаганды занимает ведущее место в деятельности медицинских работников. Он позволяет установить непосредственный контакт со слушателями, изложить значительный по объему материал большой аудитории и быстро реагировать на события.

Наиболее распространенные средства метода устной пропаганды — лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, викторины, консультации, краткие выступления, групповые профилактические приемы, тематические вечера, курсовое обучение.

Каждое из этих средств имеет свои особенности.

Статья 8. Требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам

Лекцию ведут в форме монолога. Она обычно состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Задача введения — ознакомить слушателей с темой лекции. Введение должно заинтересовать слушателей, что способствует установлению контакта лектора с аудиторией.

Материал основной части лекции должен быть доступным, наглядным, аргументированным, излагаться в логической последовательности. Раскрываемые положения надо подкреплять примерами из практики. Лектор должен пользоваться цифровым материалом, обосновывать его научными данными.

При изложении материала необходимо правильно произносить слова, избегать иностранных и специальных медицинских терминов и расшифровывать их, если это необходимо. Эффективность лекции повышается, если в ней используются наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды, муляжи).

Важно не читать лекцию с листа.

В заключении формулируются выводы, акцентируется внимание на конкретных профилактических советах.

Читайте также:  Статья 35.10. Дипломатическая защита прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в связи с временным вывозом культурных ценностей

Продолжительность лекции не должна превышать 40—60 мин.

Наиболее распространенное средство гигиенического воспитания — групповая или индивидуальная беседа. Особенностью беседы является коллективное обсуждение вопроса при ведущей роли руководителя.

Она сопровождается вопросами ко всей аудитории или персонально к отдельным слушателям.

В процессе беседы допускается высказывание сомнений, возражений, которые умело используются медицинским работником для переубеждения слушателей.

Из средств печатной пропаганды наиболее распространенными являются брошюры, листовки, памятки, статьи в прессе, стенные медицинские газеты, доски вопросов и ответов, советы на бланках рецептов. Основные требования, предъявляемые к печатной продукции, — актуальность тематики, оперативность. Метод печатной пропаганды наиболее удобен для населения.

В санитарно-просветительной работе широко применяются листовки и памятки. Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья.

Они адресуются широкому кругу населения, носят, как правило, агитационный характер, содержат мотивированный призыв к участию в тех или иных профилактических мероприятиях.

Памятки в отличие от листовок имеют конкретного адресата (будущие мамы, школьники, диспансеризуемые, больные определенной нозологической формой заболевания и т. д.). В них даются советы здоровым и больным.

Памятки можно вручать после лекции, на приеме в поликлинике, после беседы с врачом, после инструктажа. Они обычно являются дополнением к указаниям медицинского работника и помогают закрепить полученные знания.

Статья 8. Требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам

Медицинские работники широко используют в работе по гигиеническому воспитанию санитарный бюллетень. Он посвящается отдельной узкой теме, имеет название. Информационный материал должен носить профилактический характер и излагаться доступным языком.

Текст делится на несколько частей и иллюстрируется. Соотношение между текстом и рисунками — 1:2.

Основная цель санитарного бюллетеня — привлечение внимания к советам врача, выработка твердой уверенности в необходимости применения этих советов на практике.

Метод изобразительной пропаганды (или наглядный) располагает наибольшим числом средств, позволяющих получить целостное представление о предмете. Зрительный образ обычно дает сразу представление о целом и воспринимается быстрее и лучше.

  1. Средства наглядного метода можно разделить на 3 группы (см. схему 15):
  2. 1) плоскостные;
  3. 2) объемные;
  4. 3) натуральные (подлинные).
  5. Средства изобразительной пропаганды широко используются для иллюстрации материала лекции или беседы, при организации выставок или витрин различного типа, для проведения занятий в кружках, при подготовке печатных изданий.
  6. Статья 8. Требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам

Эффективными средствами пропаганды и агитации, обучения и воспитания являются кино, телевидение, радио, печать. Их значение в современных условиях все более возрастает. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Различные группы населения в зависимости от возраста, профессии, образования, условий жизни предпочитают пользоваться определенными средствами информации. Это свидетельствует о необходимости дифференциации содержания и методики гигиенического обучения и воспитания, проводимых по различным каналам информации.

  • Работа по гигиеническому обучению и воспитанию проводится:
  • 1) среди населения обслуживаемой территории (на участках, в общежитиях, на предприятиях и др.);
  • 2) среди больных в поликлинике и стационаре (в амбулатории, диспансере и др.), а также среди членов их семей;
  • 3) среди общественного актива здравоохранения.
  • Литература:

1. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Учеб. / Под. Ред. И.Б. Зеленкевича, Н.П.Пилипцевича. – Мн.; Вышэйшая школа, 2000. Стр.214-228.

Сохранить в формате DOCX

Новый закон о просветительской деятельности

Сегодня 16 марта 2021 г.  Госдума приняла в третьем чтении так называемый закон о просветительской деятельности. По факту речь идет о внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”.

Статья 8. Требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программамЗакон о просветительской деятельности // Pixaby.com

Текст законопроекта можно изучить на сайте СОЗД.

Как и любой законопроект, он подвергся массовому обсуждению и критике. Выводы были сделаны в целом негативные. Некоторые люди увидели где-то в законопроекте обязательное лицензирование просветительской деятельности.

А РАН вообще обратилась к Президенту с просьбой не подписывать этот закон:

Статья 8. Требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам

Понятие просветительской деятельности

Просветительская деятельность —  осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Иными словами — это распространение информации вне образовательных программ, с помощью которой человек может узнать что-то новое.

Под это понятие подходит любая блогерская деятельность, как профессиональная, так и любительская.

Кто может заниматься просветительской деятельностью

Кто угодно. Закон называет и органы государственной власти, и местное самоуправление, и юридические лица, и индивидуальных предпринимателей, и физических лиц.

Никакого лицензирования просветительской деятельности закон не предусматривает.

Ограничения в просветительской деятельности

Закон содержит ряд ограничений, которые должны выполняться “просветителями”.

В общем тоже ничего нового, я бы даже сказал, что перечень “запрещенки” в законе об образовании гораздо уже перечня запрещенной к распространению информации:

Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Формы и контроль за просветительской деятельностью

Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пока такого порядка нет. Предполагается, что нормативный акт Правительства будет принят к моменту вступления закона в силу. 

Думаю, что будет подготовлен некий перечень форм просветительской деятельности.

Как примут — почитаем, изучим и будем делать выводы. Пока я вообще не вижу повода для паники.

UPD. 23 апреля 2021 г. опубликован проект постановления Правительства РФ об утверждении Положения о просветительской деятельности.

Нужно ли получать блогеру аккредитацию

Нет. В деятельности блогеров вообще ничего не должно измениться.

А какие тогда проблемы в законе о просветительской деятельности?

Проблема такая же, как и в большинстве законов, регулирующих оборот информации в интернете. Это не конкретные формулировки понятий: пропаганда, разжигание розни, достоверность исторической информации и других.

Но мы уже давно живет в ситуации правовой неопределенности информации, так что глобально ничего нового закон не привнес. Да и нам не привыкать.

Закон предположительно вступит в силу летом 2021 года, появится постановление Правительства и я еще вернусь к этой теме.

Остаюсь с вами на связи. Все вопросы по статье можно задать в чате Телеграм или в Я.Дзене. Следить за обновлениями контента удобнее в основном Телеграм-канале

Правительство разработало проект положения о просветительской деятельности

Проект документа размещён для общественного обсуждения на официальном сайте, на котором публикуются нормативные правовые акты. Вы тоже можете оставить своё мнение.

Напомним, с 1 июня вступят в силу новые стандарты федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые регулируют просветительство.

Эти нормы — рамочные, а конкретный порядок, условия, формы осуществления этой деятельности и порядок проведения контроля над ней должно установить Правительство. С этой целью был разработан проект положения.

Но теперь вопросов о том, как вести просветительскую деятельность, стало ещё больше.

Во-первых, в пункте 1 проекта сказано, что этот документ устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а также порядок проведения контроля за ней.

Читайте также:  Статья 32.5-1. меры, применяемые органом страхового надзора

https://www.youtube.com/watch?v=24QQXONSClc

Однако эти нормы касаются абсолютно всех — даже частных лиц, кто занимается просветительством (а понятие это очень широкое и размытое). То есть закон распространяется на всех, а проект постановления — лишь на тех, кто осуществляет три перечисленные выше вида деятельности. Но не спешите облегчённо выдыхать — дочитайте до третьей нестыковки.

Проект разработан для исполнения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но этот закон вообще не регулирует вопросы научной деятельности и деятельности в сфере культуры, потому что не имеет отношения к этим сферам. «Таким образом, — объясняет адвокат Александра Шульц, — проект Положения не соответствует законодательству».

При том, что в пункте 1 проекта чётко сказано о том, на какие организации он распространяется, пункт 4 устанавливает следующее правило:

Просветительская деятельность осуществляется в соответствии ‎с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основании договоров об оказании услуг, заключённых субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры.

Иными словами, похоже, что положение касается всё-таки любых организаций и частных лиц, чья деятельность может считаться просветительской.

И если вы не работаете в сфере образования, науки или культуры, то для осуществления просветительской деятельности вам придётся заключить юридическое соглашение с такой организацией.

Однако сформулирована эта норма неясно, не говоря уже о том, что предмет договора тоже обозначен размыто.

Проект уточняет перечень направлений, по которым осуществляется просветительство, — но он открытый, то есть определение по-прежнему остаётся широким и нечётким. В этот список включены, например, распространение знаний о:

  • здоровом образе жизни;
  • психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;
  • формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и так далее.

Также в проекте названы формы осуществления просветительской деятельности. Но этот перечень тоже открыт:

  • организация презентаций, лекториев;
  • проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий;
  • организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в интернете;
  • организация демонстрации или распространения видео- и аудиоматериалов, в том числе в интернете;
  • создание просветительских интернет-порталов;
  • иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности.

Кроме того, проект устанавливает, кто вправе заключать те самые договоры непонятно о чём с организациями образовательной, научной деятельности и деятельности в сфере культуры для осуществления просветительства. Это:

  1. Совершеннолетние физические лица, которые принимают или принимали участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее двух лет перед заключением договора осуществляют просветительскую деятельность. При этом у них не должно быть ограничений к ведению педагогической деятельности, предусмотренных статьей 331 Трудового кодекса (там, в основном, речь о судимости за определённого рода преступления).
  2. Юридические лица, не отнесенные к иностранным агентам, а также не имеющие задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам. У их сотрудников, которых планируют привлечь к непосредственному осуществлению просветительства, не должно быть ограничений к занятию педагогической деятельностью. И ещё одно условие: эти организации обязаны размещать на своих сайтах сведения о дате своего создания, учредителях, месте нахождения, а также контактные данные и информацию о персональном составе сотрудников, которые непосредственно будут вести просветительскую деятельность, с указанием уровня их образования, квалификации и опыта работы.

Кстати, информацию о заключённых договорах о просветительстве тоже нужно будет размещать на сайте.

Он планируется в формате самообследования. Серьёзно. В проекте сказано только о контроле «соответствия реализуемой просветительской деятельности её целям и направлениям, предусмотренным настоящим Положением».

Осуществляют этот контроль учредители организаций, которые заключили договоры с субъектами осуществления просветительской деятельности.

А форма контроля — «в рамках проведения анализа отчетов о результатах самообследования образовательных организаций, предоставляемых учредителям в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».

В отношении организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, контроль осуществляется соответствующими структурами.

Обложка: fauxels / Pexels

Статья 8. Требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам

Редакция Skillbox

Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.

Программа информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011–2020 гг

УТВЕРЖДЕНА

приказом Федерального архивного агентства
от 2 декабря 2011 г. № 104
 

Программа информатизации
Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений

на 2011–2020 гг.

Москва, 2011

Содержание

1. Характеристика существующего уровня и проблем в области внедрения ИКТ в деятельность Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений.

  • Настоящее время характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом, общественными организациями и органами государственной власти; повсеместным внедрением в государственном масштабе систем электронного документооборота (в том числе межведомственного), переводом в электронный вид государственной учетной деятельности, а также созданием и развитием специальных информационных систем обслуживания запросов населения и организаций.
  • Эти приоритетные направления информатизации общества влекут за собой необходимость формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры архивных учреждений, выполняющих важные общественные и государственные функции, основными направлениями деятельности которых становятся внедрение электронного делопроизводства и документооборота, формирование цифрового контента, развитие сервисов для обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, а также организация приема на постоянное хранение и дальнейшего использования электронных документов.
  • Текущее состояние архивной сферы в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
  1. Общий объем Архивного фонда, т.е. архивных документов по данным последней паспортизации на 1 января 2010 г.

    с разбивкой по федеральным, региональным и муниципальным архивам, а также государственным музеям и библиотекам, организациям Российской академии наук (РАН) и ведомственным архивам, которые по закону имеют право постоянно или депозитарно (т.е. долговременно) хранить документы, составляет 494 млн.

     дел, причем на федеральные архивы приходится примерно 9%, государственные архивы субъектов Российской Федерации – 29%, муниципальные архивы – 13%, музеи и библиотеки, а также архивы РАН – 3%, наконец, ведомственные архивы государственных и муниципальных органов и организаций – 46%.

    При этом особенностью архивной отрасли Российской Федерации является то, что этот огромный объем документов (494 млн. дел) не может быть отчужден и приватизирован.

  2. По состоянию на 1 января 2011 г. в стране действует более 2,5 тысяч государственных и муниципальных архивов, содержащихся за счет бюджетных средств. В этих архивах работает около 15 тыс. сотрудников. (Таблица 1)

Статья 8. Требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам

В непосредственном подчинении Росархива (в результате осуществления административной реформы 2004 г.) находятся только федеральные архивы (15), Объединение по эксплуатации и техническом обслуживанию федеральных архивов (ОЭТО) и Всероссийский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД[1], что создает определенные трудности в управлении архивной сферой страны[2].

Все вышесказанное необходимо учитывать при анализе текущего состояния информатизации в архивной сфере, а также в процессе рассмотрения предлагаемой Программы информатизации Росархива и подведомственных ему учреждений.

Очевидно, что масштаб, актуальность и острота стоящих перед архивными учреждениями проблем не позволяют решать их исключительно в рамках текущего финансирования и реализации отдельных проектов.

Они диктуют необходимость применения комплексного подхода, основной целью которого является создание единого информационного пространства архивной сферы на базе разработки и реализации единой скоординированной Программы информатизации[3] Федерального архивного агентства (далее – Росархива) и подведомственных ему федеральных архивов.

Проблема информатизации архивной отрасли не нова. В 1995 г. Росархивом была разработана и утверждена Концепция информатизации архивного дела России, в целях практической реализации которой в 1996 г. была принята Программа информатизации архивного дела России (1997–2000 гг.).

Программа определяла конкретные направления работ, их содержание, исполнителей и сроки проведения в области информатизации архивных учреждений России по следующим направлениям: научные и методические работы по проблемам информатизации архивного дела России, кадровое обеспечение, организационные и практические работы.

В результате реализации направлений этой программы была начата разработка и внедрение программного комплекса «Архивный фонд», начал функционировать Интернет-портал «Архивы России», проводилось обеспечение компьютерной техникой архивной отрасли.

Однако за прошедшее десятилетие с момента завершения программы в Российской Федерации и в архивном деле произошли кардинальные изменения. В 2004 г. был принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», изменивший статус Федеральной архивной службы. Затем (в 2006 и 2010 гг.

) был принят целый ряд Федеральных законов, постановлений, распоряжений и указов[4], которые выдвигают на первый план необходимость анализа существующего положения в области информатизации архивной сферы и выработки единой перспективной программы информатизации Федерального архивного агентства.

В настоящее время общее состояние внедрения информационных технологий в Федеральном архивном агентстве и подведомственных ему федеральных архивах нельзя признать удовлетворительным. (Приложение № 2.

I). Этот вывод касается как проблем внедрения и использования систем электронного делопроизводства и документооборота в текущей деятельности, так и информатизации основных видов деятельности архивов.

Неудовлетворительно состояние материально-технической базы Федерального архивного агентства и федеральных архивов. С одной стороны, большое число компьютеров – 1160 (Всего в 18 организациях: 1253 компьютера). С другой стороны, 82,4% этого оборудования – устаревшие модели; поддержание работоспособности которых либо вовсе невозможно, либо неэффективно.

Существует значительный разрыв в обеспеченности компьютерной техникой структурных подразделений и читальных залов федеральных архивов (в структурных подразделениях установлено 1002 компьютера (86,37% от общего числа), в читальных залах – 120 компьютеров (10,34% от общего числа).

Из них для читателей – 101 (8,7%), что приводит к невозможности реализации одной из главных задач, стоящих перед федеральными архивами – повышения качества информационного обеспечения граждан, учреждений и организаций на основе документов Архивного фонда Российской Федерации.

В целях оцифровки описей и архивных документов используются 27 планшетных сканеров и 4 специализированных планетарных сканера, а также специализированное сканирующее и копировальное оборудование.

Этого количества профессионального сканирующего оборудования явно недостаточно, учитывая все возрастающее внимание к проведению оцифровки документов[5], а замена профессиональных сканеров (типа Zeutschel) на их более дешевые аналоги, или использование офисной техники в целях оцифровки архивных документов категорически недопустимы, т.к. ведет к нарушению сохранности документов.

В связи с возрастанием объемов цифровой информации, реализации проектов оказания государственных услуг в электронной форме, развитием систем электронного делопроизводства, внедрения систем межведомственного электронного документооборота и электронного взаимодействия возникла острая необходимость приобретения систем хранения данных и формирования центров обработки данных в федеральных архивах и/или их расширения и модернизации, в том числе приобретение серверного оборудования, электронных библиотек.

Недостаточность текущего бюджетного финансирования не позволяет последовательно проводить единые подходы к развитию и определению приоритетов в организации локально-вычислительных сетей в федеральных архивах, организации доступа различных подразделений к сети Интернет (В 14 федеральных архивах существуют локальные сети, в одном сеть находится в стадии прокладки; общее количество компьютеров, подключенных в Интернет, – 338 (29% от общего числа компьютеров, установленных в федеральных архивах)).

Имеются серьезные проблемы в использовании программного обеспечения; отсутствуют и единые походы к развитию специализированного программного обеспечения основных направлений деятельности архивов и типовых моделей для создания технологических модулей и автоматизированных поисковых систем (тематических каталогов и т.п.).

В настоящее время Росархивом создана ведомственная Единая Автоматизированная Информационная система (далее – ЕАИС) по учету документов Архивного фонда Российской Федерации. ЕАИС состоит из трех самостоятельных программных комплексов:

  • программный комплекс (базовый уровень) «Архивный фонд» предназначен для использования непосредственно в архивах;
  • программный комплекс «Фондовый каталог» предназначен для использования отделами (управлениями, агентствами) по делам архивов регионального уровня[6];
  • программный комплекс «Центральный фондовый каталог» предназначен для использования непосредственно в Федеральном архивном агентстве[7].

Ведомственный программный комплекс «Архивный фонд» используют только 14 федеральных архивов. Наравне с ПК «Архивный фонд» используются другие автоматизированные системы государственного учёта документов Архивного фонда РФ, предназначенные, в основном, для обслуживания читальных залов[8] (Приложение 2.II).

  1. Одновременно необходимо отметить, что программный комплекс «Архивный фонд» распространен и успешно используется во всех региональных и большинстве муниципальных архивов, что обеспечивает единство учета документов Архивного фонда РФ на всей территории страны независимо от прав собственности на данные документы.
  2. В федеральных архивах созданы и активно используются в читальных залах более 100 разнородных тематических информационных ресурсов (информационно-справочных систем, баз данных, путеводителей и справочников)[9].
  3. Федеральное архивное агентство создало, поддерживает и развивает отраслевой портал «Архивы Росси», на котором все федеральные архивы имеют свои страницы; одновременно Росархив и 7 федеральных архивов имеют собственное представительство в сети Интернет в виде сайта.

Неудовлетворительно состояние кадрового обеспечения деятельности в области информатизации: отсутствуют необходимые профессиональные кадры, не всегда высок уровень работающих специалистов. Только в 9 из 15 федеральных архивов имеются подразделения, занимающиеся проблемами информатизации. (Приложение № 2)

Все перечисленные проблемы должны быть решены в рамках единой полномасштабной Программы внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Власти придумали правила просветительской деятельности. Кому можно будет просвещать, а кому — нет? — Meduza

Перейти к материалам

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Минпросвещения России выложило на общественное обсуждение проект постановления правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности». Власти придумали, что будет считаться просветительской деятельностью, кто будет до нее допущен и как эта деятельность будет регулироваться.

Проект частично снял неопределенность с применением федерального закона о просветительской деятельности, который должен вступить в силу 1 июня 2021 года. Формулировки в этом законе очень общие и размытые.

Просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

«Порядок, условия и формы осуществления» просветительской деятельности, согласно закону, определяет правительство. Этим оно занялось.

Во-первых, власти собираются ограничить сферу применения закона образовательными, научными и культурными организациями. То есть школами, университетами, НИИ, домами культуры.

Во-вторых, абы кто не сможет прийти и договориться с такими организациями о проведении лекции, мастер-класса, круглого стола, дискуссии или другой формы просветительской деятельности из утвержденного перечня.

Просветительская деятельность осуществляется в следующих формах:

  1. организация презентаций, лекториев;
  2. проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий;
  3. организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  4. организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  5. создание просветительских интернет-порталов;
  6. в иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности.

(выдержка из проекта постановления правительства)

Такой человек или юридическое лицо должны заключить официальный договор об оказании услуг с организацией. И если они не соответствуют принципиальным требованиям, то им откажут.

Физические лица должны:

  • быть совершеннолетними;
  • участвовать «в реализации общественно значимых инициатив» и/или раньше хотя бы два года уже заниматься тем, что теперь считается просветительской деятельностью;
  • не иметь .

Юридические лица должны:

  • не быть НКО — «иноагентом»;
  • не иметь задолженностей;
  • размещать о себе подробную информацию в интернете, в том числе о сотрудниках, которых планируется привлечь к просветительской деятельности;
  • у их сотрудников также не должно быть запрета на педагогическую деятельность.

Нет, не всем. Только некоммерческим организациям, которых российская власть считает «иностранными агентами», например «Левада-центру».

При этом формально просветительскую деятельность не запретят иностранным СМИ, также считающимся «иностранными агентами» (таким как «Медуза»), и приравненным к ним физическим лицам.

Это пока неизвестно. Эксперты затрудняются ответить на этот вопрос и ждут какой-то судебной практики. Возможно, в будущем появятся специальные нормы в Кодексе об административных правонарушениях.

Мы этого не знаем. Федеральный закон утверждает, что только правительство может определять формы просветительской деятельности.

А проект постановления даже не намекает, что просветители могут существовать за пределами образовательных, культурных и научных организаций.

Депутат Госдумы Андрей Альшевских, соавтор закона о просветительской деятельности, заявил, что по первоначальной задумке ограничения не должны были распространяться на «авторов роликов по выращиванию белых грибов на даче или выпечке овсяного печенья».

Ссылка на основную публикацию