Почему турагенту опасно продавать перевозку и проживание через два разных юрлица и кто может его за это наказать — юрист Александр Байбородин представил Profi.Travel свой взгляд на проблему.
Вышедший на прошлой неделе материал, посвященный вопросу бронирования клиента без участия туроператора, вызвал бурное обсуждение среди участников туррынка как на портале Profi.Travel, так и в соцсетях.
Действительно ли турагент может бронировать клиенту перевозку и размещение в отеле через два юридических лица? Правда ли, что наказание за такую деятельность, прописанное в законе, не может быть реализовано на практике? С представленным мнением специалиста согласились далеко не все.
«С удивлением прочитал этот материал. Считаю, что в нескольких вопросах в статье представлен излишне оптимистичный, даже несколько „беззаботный“ взгляд на проблему. Более того, на мой взгляд, не все тезисы в тексте соответствуют действительности» — считает руководитель юридической компании Александр Байбородин.
Profi.Travel узнал у эксперта, какие нюансы, обозначенные другим юристом, он считает как минимум спорными, и что рекомендует турагентам, чтобы те не попали под статью.
- Александр Байбородин, руководитель юридической компании А. Байбородина:
- Миф № 1 — Органа, который оштрафует за незаконную туроператорскую деятельность, еще не существует.
В материале говорится, что сейчас в отрасли нет органа, уполномоченного на проверки соблюдения туристического законодательства, однако это не так. Чтобы понять это, достаточно обратиться к содержанию двух документов.
Первый — это постановление Правительства, в котором указано, что надзор за деятельностью туроператоров осуществляет Минкульт РФ.
Кто осуществляет надзор за деятельностью туроператоров?
Второй — приказ Министерства культуры, в регламенте которого указано, что ведомство следит за соблюдением туроператорами требований законодательства РФ о туристской деятельности.
Что является предметом государственного надзора?
Действительно, в рамках существующего регламента, Минкульту будет достаточно сложно провести проверку.
Сейчас оснований для подобной ревизии не так много, однако это не значит, что такие причины не найдутся, если будет необходимость.
Так, например, к продаже тура, создающей угрозу для жизни и здоровья граждан, можно притянуть реализацию тура в экзотическую страну компанией, находящейся вне реестра.
Помимо этого, я почти уверен, что в обозримом будущем вышеупомянутый регламент может быть ужесточен, учитывая повышенное внимание государства к туристической отрасли.
Миф № 2 — Турагент может безнаказанно продавать перевозку и размещение, приобретенные у разных поставщиков.
Крайне опасное заблуждение. Согласно ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», формирование туристского продукта — это деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).
Таким образом, деятельность турагента, заключающего договоры с гостиницей и перевозчиком, может быть расценена как деятельность по формированию туристского продукта, и соответственно, приравнена к туроператорской деятельности. В свою очередь туроператорская деятельность при отсутствии в Едином федеральном реестре влечет за собой штраф в размере до 10 миллионов рублей. Именно поэтому, ставить «самосбор» туров на конвейер агентам точно не стоит.
Также в этом вопросе хотелось бы коснуться нововведений в ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
На мой взгляд, перспективы применения данной нормы закона абсолютно туманны.
С одной стороны, я могу предположить, что эту статью действительно посвятили туроператорам и задумали в целях учета сумм, поступающих ТО за билеты и отели для одних и тех же туристов в составе цены турпродукта, для отчислений в фонды.
С другой, абсолютно не удивлюсь, если эта статья станет «карательным мечом» при проверках компаний, отдельно продающих перевозку и размещение на одни и те же даты.
Миф № 3 — Турагент может сделать два юридических лица и спокойно работать.
Проверяющих недооценивать я бы не стал. Достаточно взглянуть на решения по «налоговым» спорам, чтобы понять, что в «органах» работают далеко не дураки.
Конечно, здесь все будет зависеть от желания властей устроить показательную «порку» и от того, насколько серьезного человека поставят заниматься проверками.
Нельзя исключать, что это будет ревизор с огромным опытом работы в отрасли, прекрасно знающий все схемы.
Допускаю возможность, что две отдельные сделки по продаже размещения и перевозки будут переквалифицированы в сделку по формированию и реализации турпродукта со всеми вытекающими из этого последствиями.
Выдержка из ст. 170 ГК РФ
Что же делать турагенту?
Во-первых, турфирме нужно объективно взвешивать все риски. Стараться проверять информацию в открытых источниках. Конечно, руководитель, не может знать всех законов, но стоит иметь хотя бы примерное представление о допустимых схемах работы и размере ответственности.
Во-вторых, турагенту необходимо учитывать все ограничения и пытаться снизить риски, если он всё-таки собирается работать по «альтернативным» схемам.
Например, если турфирма решается на продажу отдельных услуг от разных юрлиц, то как минимум стоит максимально «развести» эти лица друг от друга — учредители и адреса совпадать у них не должны.
Наивно предполагать, что при проверке двух юрлиц с одним и тем же учредителем или аффилированными учредителями агент сможет давить на то, что он продавал две не связанные между собой услуги.
Также агенту стоит обратить внимание на то, что при такой схеме работы ему следует как во всех контрактах и договорах, так и на своем сайте максимально дистанцироваться от использования некоторых понятий — «тур», «турист» и «турпродукт».
Напомню, что отдельную продажу размещения или билетов, без продажи второго из них, никто не запрещал. Более того, Ростуризм даже выпустил письмо, в котором высказался о допустимости деятельности по продаже отдельных услуг.
Однако важно не формировать турпродукт — то есть комплекс услуг по перевозке и размещению. Бездумное формирование пакетов без реестра рано или поздно обернется штрафом в размере агентского оборота за несколько месяцев. Только при тотальной юридической «гигиене» риск возникновения проблем при проверках можно существенно снизить, однако не исключить полностью.
Защитить туристов: новые требования к туроператорам
5 мая был официально опубликован Федеральный закон № 47-ФЗ от 3 мая 2012 года “О внесении изменений в закон “Об основах туристской деятельности в РФ”, призванный усовершенствовать государственную регламентацию туристской деятельности и повысить уровень социальной ответственности туроператоров и защиты прав отечественных туристов, выезжающих за рубеж. Закон охватывает достаточно широкий спектр отношений в сфере туристской деятельности и разрешает многие, ранее неурегулированные вопросы.
В частности, предусматривается наделение страховых компаний правом предъявления регрессного требования к учредителям компаний в размере выплаченного страхового возмещения в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта вызвано действиями туроператора. Однако главной новеллой документа являются положения, предусматривающие создание компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма для финансирования расходов на оказание помощи туристам, оказавшимся в трудной ситуации за рубежом.
В рамках реализации закона предполагается оказание экстренной помощи туристам в случаях неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
При этом на случаи чрезвычайных обстоятельств, а также обстоятельств, обусловленных действиями самих туристов, действие закона не распространяется.
Не распространяется его действие и на ситуации ненадлежащего исполнения отдельных услуг, не являющихся туристским продуктом. Следовательно, помощь в подобных случаях оказываться не будет.
Объединение туроператоров
Закон обязывает туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, быть членами объединения туроператоров.
Согласно закону, данное объединение является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц и действует в целях оказания экстренной помощи туристам.
При этом такая некоммерческая организация приобретает статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма на основании решения Правительства РФ.
Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны вступить в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма в течение одного года после дня официального опубликования закона. В течение указанного срока им предоставляется возможность осуществлять свою деятельность, не являясь членами объединения туроператоров.
По закону объединение туроператоров в сфере выездного туризма является открытым для вступления новых членов. Единственным требованием к членству туроператора в объединении является уплата взносов.
Установление иных требований к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, равно как и иных оснований для прекращения членства туроператора в данном объединении, не допускается.
Основаниями для прекращения членства туроператора в объединении являются — заявление о выходе в случае прекращения деятельности в сфере выездного туризма, неуплата взносов в компенсационный фонд и ликвидация туроператора.
В случае прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма оно уведомляет об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в форме электронного документа.
При прекращении членства туроператора взносы, уплаченные в компенсационный фонд, не возвращаются.
Компенсационный фонд
Главная цель существования и деятельности объединения туроператоров заключается в сборе членских взносов и формировании компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам.
Помимо этого объединение обеспечивает оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Также объединение реализует право требования страховой выплаты или выплаты по банковской гарантии, а также право требования к туроператорам. Позднее конкретный порядок, сроки и условия оказания туристам экстренной помощи будут определены соответствующим постановление Правительства РФ.
Непосредственно для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам объединение туроператоров станет формировать компенсационный фонд. Учет взносов в компенсационный фонд будет осуществляться на основании содержащейся в реестре информации об общем объеме денежных средств, полученных туроператором.
Финансовая деятельность объединения туроператоров в сфере выездного туризма подвергается обязательной ежегодной аудиторской проверке, а годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс объединения туроператоров подлежат размещению на его официальном сайте в интернете.
Компенсационный фонд формируется за счет взносов туроператоров.
Закон не предусматривает возможности освобождения члена объединения туроператоров от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе путем зачета его требований к объединению туроператоров в сфере выездного туризма.
Между тем, Правительству РФ предоставляется право уменьшить размер взноса в компенсационный фонд на очередной финансовый год. Правда, только в случае отсутствия выплат из компенсационного фонда за предшествующий год.
Величина взносов
Взносы в компенсационный фонд должны перечисляться в размере 0,1 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Величина взноса не может быть меньше 100 тысяч рублей.
Туроператор, а равно юридическое лицо, ранее не осуществлявшие туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма уплачивают взнос в компенсационный фонд в размере 100 тысяч рублей. В соответствии с законом взнос подлежит перечислению в компенсационный фонд ежегодно в течение 15 дней с даты представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 15 апреля текущего года.
Все средства компенсационного фонда станут размещаться на его отдельном банковском счете, и по ним должен будет вестись отдельный учет. На средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, если такие обязательства не связаны с финансированием расходов на оказание экстренной помощи туристам.
Размер выплаты из компенсационного фонда будет определяться исходя из фактических расходов на оказание экстренной помощи туристам.
При этом запрещается расходование средств компенсационного фонда на выплату или возврат взносов членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Прекращение членства туроператора в данном объединении не является основанием для прекращения расходования средств на экстренную помощь туристам.
Наряду с указанными взносами, закон обязывает туроператоров уплачивать взносы на финансирование расходов, связанных с текущей деятельностью объединения операторов. Их величина устанавливается пропорционально объему денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта.
Одновременно размер взносов не может быть более чем 0,05 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Конкретный же размер взносов и порядок их уплаты будет определяться общим собранием участников объединения при утверждении или изменении бюджета на очередной финансовый год.
Средства, предназначенные для финансирования расходов, связанных с деятельностью объединения туроператоров, обособляются от средств компенсационного фонда. Указанные средства перечисляются на иные банковские счета объединения.
Ужесточение ответственности туроператоров и требований к ним
Наряду с установлением новых обязанностей туроператоров в публичной сфере, поправками предусматривается уточнение их обязанностей и в отношениях с клиентами.
Закон четко прописывает, что туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
Одновременно туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в интернете.
При заключении договора о реализации туристского продукта турист должен быть проинформирован в письменной форме о возможности обратиться за оказанием экстренной помощи.
Это производится путем указания сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним, то есть номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты.
Существенные изменения претерпел и размер законного финансового обеспечения для туроператоров. Напомним, сейчас размер финансового обеспечения не может быть менее 500 тысяч рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма и 10 миллионов рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма.
Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма устанавливаются дифференцированные размеры финансового обеспечения – в 30, 60 и 100 миллионов рублей, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100, 300 или более 300 миллионов рублей по данным годовой бухгалтерской отчетности соответственно.
В соответствии с новыми требованиями, размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, не может быть менее 30 миллионов рублей.
Данная величина применяется в случае, если денежные средства, полученные операторами от реализации туристского продукта, составляют не более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года.
Такой же объем обеспечения предусматривается и для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма и применяющих упрощенную систему налогообложения.
Обеспечение в размере не менее двенадцати процентов объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, устанавливается для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, если средства, полученные ими составляют более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности. При этом размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма должен быть не менее 500 тысяч рублей.
Юридические лица, осуществляющие туроператорскую деятельность в сфере международного туризма не позднее чем через шестьдесят дней после дня вступления в силу нового закона должны иметь финансовое обеспечение в указанном выше размере.
В случае невыполнения туроператором указанного требования уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти исключает сведения о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров не позднее чем через пятнадцать дней со дня, следующего за днем истечения срока выполнения туроператором указанного требования.
Так, нарушение туроператором установленного порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров, согласно закону, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Нарушение туроператором порядка определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности грозит наложением штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение же требований законодательства о туристской деятельности в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Юридическим же лицам за подобные нарушения придется заплатить от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Ссылки по теме:
Вводятся дополнительные меры по защите прав и законных интересов российских туристов — Клерк.Ру, 04.05.12
Статья 11-1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма является
некоммерческой организацией, представляющей собой единое
общероссийское объединение, которое основано на принципе
обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на
территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в
сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной
помощи туристам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации
данного объединения устанавливается в соответствии с
законодательством Российской Федерации, предусмотренным в отношении
ассоциаций (союзов), с учетом положений настоящего Федерального
закона. Некоммерческая организация приобретает статус объединения
туроператоров в сфере выездного туризма на основании решения
Правительства Российской Федерации.
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма является
открытым для вступления новых членов.
Требованием к членству туроператора в объединении
туроператоров в сфере выездного туризма является уплата взносов в
резервный фонд в сроки, установленные настоящим Федеральным
законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим
Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 2 марта 2016 г.
N 49-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N
10, ст. 1323).
Основанием для прекращения членства туроператора в объединении
туроператоров в сфере выездного туризма является:
заявление туроператора о выходе из членов данного объединения
в случае прекращения туроператором деятельности в сфере выездного
туризма;
неуплата взносов в резервный фонд в сроки, установленные
настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в
соответствии с настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального
закона от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ — Собрание законодательства
Российской Федерации, 2016, N 10, ст. 1323);
ликвидация туроператора в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
неуплата взносов в фонд персональной ответственности
туроператора в сроки, установленные настоящим Федеральным законом,
и в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным
законом (абзац введен Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N
49-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 10,
ст. 1323).
Установление иных требований к членству туроператора в
объединении туроператоров в сфере выездного туризма, равно как и
иных оснований для прекращения членства туроператора в данном
объединении, не допускается.
При прекращении членства туроператора
взносы, уплаченные в резервный фонд, не возвращаются (в ред.
Федерального закона от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, N 10, ст. 1323).
В случае прекращения членства туроператора в объединении
туроператоров в сфере выездного туризма оно уведомляет об этом
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в форме
электронного документа, представляемого в порядке, установленном
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанная в статье 4-1 настоящего Федерального закона
информация о туроператорах — членах объединения туроператоров в
сфере выездного туризма, информация об изменении сведений о
туроператоре, информация о туроператорах, исключенных из членов
объединения туроператоров в сфере выездного туризма, об основаниях
их исключения подлежит размещению на официальном сайте данного
объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не
позднее чем в течение одного дня после дня изменения
соответствующих сведений о туроператоре либо дня принятия решения о
приеме туроператора в члены объединения туроператоров в сфере
выездного туризма или прекращении членства в данном объединении.
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма для
оказания экстренной помощи туристам при неисполнении или
ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации
туристского продукта, формируемого туроператорами — членами данного
объединения, формирует резервный фонд в соответствии с требованиями
настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 2
марта 2016 г. N 49-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2016, N 10, ст. 1323).
Финансовая деятельность объединения туроператоров в сфере
выездного туризма подлежит обязательной ежегодной аудиторской
проверке.
Аудиторская организация и условия договора, который
обязано заключить с ней данное объединение, утверждаются общим
собранием членов объединения туроператоров в сфере выездного
туризма или постоянно действующим коллегиальным органом управления,
если учредительными документами данного объединения такое
утверждение отнесено к его компетенции.
Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс объединения
туроператоров в сфере выездного туризма после их утверждения общим
собранием членов данного объединения или постоянно действующим
коллегиальным органом управления, если учредительными документами
данного объединения такое утверждение отнесено к его компетенции,
подлежат размещению на его официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Объединением туроператоров в сфере выездного туризма
разрабатываются правила профессиональной деятельности, обязательные
для данного объединения и его членов и регулирующие в том числе
порядок осуществления им и его членами функций, связанных с
формированием и использованием резервного фонда в соответствии с
настоящим Федеральным законом. Указанные правила профессиональной
деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 2 марта 2016
г. N 49-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016,
N 10, ст. 1323).
(Статья 11-1 введена Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N
47-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19,
ст. 2281)
открыть раздел в документе найти материалы
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
(введена Федеральным законом от 03.05.2012 N 47-ФЗ)
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации данного объединения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотренным в отношении ассоциаций (союзов), с учетом положений настоящего Федерального закона. Некоммерческая организация приобретает статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма на основании решения Правительства Российской Федерации.
- Объединение туроператоров в сфере выездного туризма является открытым для вступления новых членов.
- Требованием к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма является уплата взносов в компенсационный фонд в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- Основанием для прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма является:
- заявление туроператора о выходе из членов данного объединения в случае прекращения туроператором деятельности в сфере выездного туризма;
- неуплата взносов в компенсационный фонд в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- ликвидация туроператора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление иных требований к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, равно как и иных оснований для прекращения членства туроператора в данном объединении, не допускается. При прекращении членства туроператора взносы, уплаченные в компенсационный фонд, не возвращаются.
В случае прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма оно уведомляет об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в форме электронного документа, представляемого в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанная в статье 4.
1 настоящего Федерального закона информация о туроператорах — членах объединения туроператоров в сфере выездного туризма, информация об изменении сведений о туроператоре, информация о туроператорах, исключенных из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма, об основаниях их исключения подлежит размещению на официальном сайте данного объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем в течение одного дня после дня изменения соответствующих сведений о туроператоре либо дня принятия решения о приеме туроператора в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма или прекращении членства в данном объединении.
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма для оказания экстренной помощи туристам при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого туроператорами — членами данного объединения, формирует компенсационный фонд в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Финансовая деятельность объединения туроператоров в сфере выездного туризма подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней данное объединение, утверждаются общим собранием членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма или постоянно действующим коллегиальным органом управления, если учредительными документами данного объединения такое утверждение отнесено к его компетенции.
Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс объединения туроператоров в сфере выездного туризма после их утверждения общим собранием членов данного объединения или постоянно действующим коллегиальным органом управления, если учредительными документами данного объединения такое утверждение отнесено к его компетенции, подлежат размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Объединением туроператоров в сфере выездного туризма разрабатываются правила профессиональной деятельности, обязательные для данного объединения и его членов и регулирующие порядок осуществления им и его членами функций, связанных с формированием и использованием компенсационного фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом. Указанные правила профессиональной деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь»
Ранее мы неоднократно упоминали отдельные положения Закона об основах туристской деятельности в связи с объединениями туроператоров и гурагентов.
Участившиеся в последние годы случаи нарушения туроператорами своих обязанностей, в результате которых туристы оказывались в крайне тяжелом материальном положении, особенно в случае выездного туризма, определили внимание законодателя к этому вопросу. В результате законодательной деятельности в 2011-2012 гг.
были разработаны и приняты важнейшие поправки к базовому закону об основах туристской деятельности, существенно изменившие статус, цели и функции объединения туроператоров. Остановимся на этом подробнее.
Прежде всего следует остановиться на части третьей ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности, согласно которой туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с Законом об основах туристской деятельности.
Таким образом, членство в объединении туроператоров в сфере выездного туризма для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, из возможности преобразовано в абсолютную обязанность. Важность данной нормы подтверждается ее дублированием в сг.
11 того же закона, в которой указано, что туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны быть членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, созданного в соответствии с «Законом об основах туристской деятельности».
Кроме того, подчеркнем, что практически вся глава V «Объединения туроператоров и ту- рагентов, объединения туристов» Закона об основах туристской деятельности посвящена рассматриваемому вопросу.
Согласно ст. 11.
1 Закона об основах туристской деятельности объединение туроператоров в сфере выездного туризма является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам. Декларируемая цель деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма конкретизируется в тексте устава Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма “Турпомощь”». В частности, согласно ст. 2. Предмет и цели деятельности Объединения, цель создания Объединения — представление и защита общих имущественных интересов членов Объединения, связанных с оказанием экстренной помощи туристам; оказание экстренной помощи туристам в соответствии Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ».
Вместе с тем согласно уставу деятельность объединения туроператоров в сфере выездного туризма определяется конкретными задачами[1] [2]. Кроме того, как отмечается на официальном сайте Объединения, ассоциация «Турпомощь» призвана позаботиться о каждом туристе, оказавшемся в тяжелой ситуации но причине финансовой несостоятельности туроператора,9.
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма является открытым для вступления новых членов. Для обретения статуса члена объединения туроператоров в сфере выездного туризма туроператор обязан уплатить взнос в компенсационный фонд
в сроки и в размере, установленных ст. 11.4 Закона об основах туристской деятельности. В Законе об основах туристской деятельности также перечислены конкретные основания для прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, к которым относятся:
- — заявление туроператора о выходе из членов этого объединения в случае прекращения туроператором деятельности в сфере выездного туризма;
- — неуплата взносов в компенсационный фонд в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, и в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- — ликвидация туроператора в соответствии с законодательством РФ[3].
В случае прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма ассоциация уведомляет об этом Ростуризм в форме электронного документа, в определенном порядке.
Объединением туроператоров в сфере выездного туризма осуществляются следующие функции:
- — обеспечивается в порядке, установленном Правительством РФ, оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;
- — в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма на оказание экс тренной помощи туристу, объединением туроператоров в сфере выездного туризма реализуется принадлежащее туристу право требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии (ст. 11.5 Закона об основах туристской деятельности);
- — осуществляется учет взносов в компенсационный фонд на основании содержащейся в рссстрс информации об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации туристского продукта.
Особое социальное значение «экстренной помощи» предопределило необходимость специального нормативного определения указанного выше порядка оказания некоммерческой организацией, имеющей статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма, экстренной помощи туристу, туристам, организованной группе туристов[4].
Согласно «Правилам экстренной помощи туристам» экстренная помощь оказывается туристу, находящемуся в стране временного пребывания, в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. При этом утвержденные Правительством РФ Правила нс распространяются на случаи эвакуации по решению Президента РФ российских туристов с территории иностранного государства в связи с возникновением угрозы безопасности их жизни и здоровья.
В Правилах подчеркивается, что экстренная помощь оказы- ваегся туристу, который заключил или в отношении которого заказчиком заключен договор о реализации туристского продукта с туроператором, являющимся членом объединения туроператоров, а также с турагентом, действующим на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором. При этом экстренная помощь оказывается туристу в соответствии с договорами, заключенными объединением туроператоров с третьими лицами (их объединениями), оказывающими отдельные услуги по перевозке и (или) размещению и другие услуги, необходимые для оказания туристу экстренной помощи.
Согласно п.
4 Правил оказание экстренной помощи включает в себя: а) перевозку туриста в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами но усмотрению объединения т уроператоров (авиатранспортом, железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, водным транспортом); б) обеспечение размещения (временного проживания) туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия, если период вынужденного ожидания перевозки составляет более 12 часов; в) доставку туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер); г) организацию питания туриста с учетом установленных законодательством РФ физиологических норм питания человека; д) обеспечение оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, а также правовой помощи; е) обеспечение хранения багажа.
Объединение туроператоров оказывает экстренную помощь туристу безвозмездно на основании обращения туриста, и (или) иного заказчика, и (или) органа государственной власт и РФ, и (или) органа государственной власти субъекта РФ, и (или) органа местного самоуправления, и (или) туроператора, и (или) турагента в порядке, установленном Правилами.
Обращение туриста может быть направлено в объединение туроператоров любым способом, позволяющим установить автора обращения.
При этом при рассмотрении обращения туриста объединение туроператоров: проверяет достоверность изложенных в обращении туриста сведений, в том числе устанавливает обстоятельства невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также иные обстоятельства, необходимые для вынесения обоснованного решения об оказании экстренной помощи или об отказе в ее оказании; запрашивает при необходимости у автора обращения, а также у третьих лиц, оказывающих отдельные услуги, входящие в туристский продукт, дополнительные сведения и документы, относящиеся к существу обращения туриста.
Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения объединением туроператоров обращения эурисга. По результатам рассмотрения обращения туриста объединение туроператоров принимает в письменной форме решение об оказании экстренной помощи или об отказе в оказании экстренной помощи.
Здесь следует подчеркнуть, что приказом Федерального агентства по туризму от 11 июля 2013 г.
№ 204-Пр/13 утверждена официальная форма «Решение об оказании экстренной помощи туристу (туристам)»42, которой предусмотрено определение конкретных оснований для оказания экстренной помощи туристу, или отсутствие оснований для оказания экстренной помощи туристу, а также конкретные варианты решений.
Подчеркнем, что Правилами определен исчерпывающий перечень условий (отказ по основаниям, не предусмотренным перечнем Правил, не допускается) для отказа туристу в оказании экстренной помощи: а) обращение туриста не содержи т следующих сведений — фамилия, имя и отчество туриста (туристов); адрес места нахождения туриста (туристов); номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента); контактная информация автора обращения; обстоятельства (факты), свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта; б) обращение туриста содержит сведения, нс соответствующие действительности; в) в случае эвакуации по решению Президента РФ российских туристов с территории иностранного государства в связи с возникновением угрозы безопасности их жизни и здоровья; г) установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для оказания экстренной помощи. Отметим, что Правилами предусмотрен судебный порядок обжалования решения об оказании экстренной помощи или об огказе в оказании экстренной помощи.
Принятое решение доводится объединением туроператоров до автора обращения немедленно всеми доступными средствами связи.
При этом объединение туроператоров обязано предоставить заверенную копию решения об оказании экстренной помощи или об отказе в оказании экстренной помощи по требованию туриста, и (или) иною заказчика, и (или) органа государст венной власги РФ, и (или) органа государственной власги субъекта РФ, и (или) органа местного самоуправления, и (или) туроператора, и (или) турагента.
Итак, для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует компенсационный фонд.
Компенсационный фонд является обособленным имуществом, принадлежащим объединению туроператоров в сфере выездного туризма на праве собственности.
Компенсационный фонд формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, перечисляемых в денежной форме в размере 0,1 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, но нс мснсс чем в размере
100 тыс. рублей. Указанный взнос подлежит перечислению в этот компенсационный фонд ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования или представления бухгалтерской отчетности, но нс позднее 15 апреля текущего года.
Зачислению в компенсационный фонд подлежат также доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, и денежные средства, полученные от реализации объединением туроператоров права требования страховой выплаты или выплаты но банковской гарантии.
Правительство РФ вправе уменьшить размер взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма на очередной финансовый год в случае отсутствия выплат из компенсационного фонда за предшествующий год.
Туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, а также туроператор или юридическое лицо, ранее не осуществлявшие туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма уплачивают взнос в компенсационный фонд в размере, составляющем 100 тыс. рублей.
Размер выплаты из компенсационного фонда определяется исходя из фактических расходов на оказание экстренной помощи туристам в соответствии с указанными ранее нормами Закона об основах туристской деятельности.
В случае, если сумма расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма на оказание экстренной помощи туристу, не покрывается финансовым обеспечением, она может быть взыскана в порядке регресса по иску объединения туроператоров в сфере выездного туризма с туроператора [5].
Учитывая широкий спектр функций и необходимость обеспечения аппарата, для финансирования расходов, связанных с текущей деятельностью объединения туроператоров в сфере выездного туризма, члены объединения уплачивают в него взносы в размере, пропорциональном объему денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, но не более чем 0,05 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года.
Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс объединения туроператоров в сфере выездного туризма после их утверждения общим собранием членов объединения или постоянно действующим коллегиальным органом управления, если учредительными документами объединения такое утверждение отнесено к его компетенции, подлежат размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».